Cкрапбукинг на логопедических занятиях

МБДОУ «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Тема: «Использование нетрадиционного игрового оборудования на логопедических занятиях» – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЛариса Недогонова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” МБДОУ «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Тема: «Использование нетрадиционного игрового оборудования на логопедических занятиях»” — Транскрипт:

1 МБДОУ «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Тема: «Использование нетрадиционного игрового оборудования на логопедических занятиях» Подготовила: Лазарева И.Т., учитель-логопед МБДОУ «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Краснослободск 2014

2 В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. В своей работе я использую много оригинальных дидактических, наглядных пособий, предназначенных для развития мелкой моторики, дыхания, артикуляционного аппарата, закрепление звукопроизношения, обучения грамоте, изготовленных мною за годы работы. Я считаю, что использование таких пособий в организованной образовательной деятельности детей повышает результативность коррекционно-развивающей работы, а также вызывает интерес и работоспособность у дошкольников. Предлагаю вниманию коллег нетрадиционное игровое оборудование. Оно может использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучением грамоте.

3 Цель: развитие мелкой моторики Описание. Крупы, косточки абрикоса, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника можно использовать для заполнения «сухого» бассейна. Небольшая глубокая миска (диаметром см, высотой см) заполняется на 8 см промытой и просушенной крупой. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы. Игра: «Сухой бассейн»

4 Игра: «Наполни банку крупой» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Описание. Картонная форма банки отделана пластилином. Ребенок пальчиком должен «наполнить банку крупой».

5 Игры с прищепками Цель: развитие мелкой моторики Описание. Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки – прикрепляя прищепки к любым предметам: тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей). Так и для проведения самомассажа подушечек пальцев.

6 Игра: «Массажный мяч» Цель: развитие мелкой моторики Описание. Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок-терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.

7 Игра: «Разрезные картинки» Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления. Описание. Предложить ребенку собрать из частей целое.

8 Игра: « Солнышко» Цель: развитие артикуляционной моторики Описание. Дети лучше усваивают артикуляционные упражнения с помощью оригинальных дидактических пособий в игровой форме. Например, при проведении артикуляционной гимнастики я использую пособие «Солнышко». С его помощью развиваем моторику артикуляционных органов детей, уточняем строение органов артикуляции. «Солнышко» – панно-игрушка, связанное крючком.

9 Игра: «Артикуляционные кубики» Цель: развитие артикуляционной моторики Описание. Ребёнок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало на верхней грани куба. Такое задание используется, когда упражнение для развития артикуляции хорошо знакомы детям. Если же выпадает несколько раз одно упражнение, то дальше можно предложить выполнить те упражнения, которые ещё не повторялись.

10 Игра: «Артикуляционные крышечки» Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики. Описание. Ребенок прищепкой достает крышечку с картинкой и выполняет соответствующее упражнение. Тем самым у ребёнка развивается артикуляционный аппарат и мелкая моторика пальцев рук.

11 Игра: «Раздуй горошки» Цель: развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. Описание. На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка – раздуть горох с середины тарелки

12 Игра: «Ветерок в бутылке» Цель: выработка длительного ротового выдоха Описание. В пластиковой бутылке проделывают дырочки. Внутрь насыпают мелко нарезанную цветную бумагу, фольгу, конфетти, пенопласт. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка. Ребенок дует в трубку, вставленную в пробку (бутылки индивидуальные для каждого ребенка).

13 Игра: «Звуковой кубик» Цель: автоматизация звуков. Описание. Ребенок бросает кубик и произносит соответствующий звук (особенно удобно при автоматизации звука «р») – Самолёт летит и гудит: л-л-л… – Собачка злая рычит: р-р-р…

14 Игра: «Логопедический кубик» Цель: автоматизация звуков. Описание. Ребенок бросает кубик и называет, что нарисовано на верхней грани кубика. Можно попросить определить место звука в слове, составить предложение с данным словом и т.д.

15 Игра: «Поймай рыбку» Цель: активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков, координация движений мелкой моторики рук. Описание. Вместо удочки используется палочка с магнитом, а вместо рыбок – картинки с заданным звуком. Поймав рыбки – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы Кто это? Что это?, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими рыбками.

16 Игра: «Волшебная мозаика» Цель: автоматизация звуков, звуковой анализ слова, развитие мелкой моторики. Описание. Ребенок собирает из частей целые картинки, называет их, определяет наличие и место заданного звука в слове.

17 Игра: «Воздушные шарики» Цель: активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков, развитие фонематического слуха. Описание. В процессе чтения четверостиший, ребенок должен закончить фразы, то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу. Например: – Чтобы ноги отдохнули, Посидика-ка ты на … (стуле). Если слово подобрано правильно, воздушный шарик «улетает».

18 Игра: «Отгадай, что там лежит» Цель: автоматизация звуков, развитие мелкой моторики. Описание. Логопед называет предметы с определенным звуком и показывает их. Затем кладет в коробку с отверстием сбоку. После этого предлагает ребенку на ощупь определить, какой это предмет, правильно назвать его, определить наличие и позицию заданного звука.

19 Игра: «Едем на поезде» Цель: автоматизация звуков. Описание. Ребенок составляет из картинок поезд и называет каждую картинку. Как вариант, логопед может изначально составить поезд, но картинки положить лицом вниз. Ребенок переворачивает картинки, выясняя, кто едет на поезде, или что везет поезд, и называет предметы.

20 Игра: «Учёная гусеница» Цель: автоматизация звуков в речи. Описание. На цветном картоне нарисовать и вырезать голову улыбающейся гусеницы. Представление гусеницы: «В одном далеком-далеком лесу жила-была Гусеничка, которая любила лакомиться стихами. Только вот беда, в её насекомом мире все стихи кончились. Бедная Гусеничка совсем ничего не ела, ходила очень голодная, и, в конце концов, от неё осталась одна голова. Давай поможем ей вырасти большой и выучим для неё стихи. Каждое хорошо выученное стихотворение, в виде картинки на отдельном кружке, прикрепляется к гусенице. Она может питаться не только стихами, но и скороговорками. – Мы ходили на базар, Там купили красный шар

21 Игра: « Вертолина» Цель: автоматизация звуков, развитие речи. Описание. Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них прикреплена соответствующая картинка, посередине циферблата стрелка. Ребенок, передвигая стрелку, останавливает её у картинки. Дается задание: – рассмотреть картинку; – назвать её; – повторить скороговорку. Шапка да шубка – Вот и весь Мишутка.

22 Искренне надеюсь, что опыт работы и предложенный материал помогут коллегам в трудной, но увлекательной работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Спасибо за внимание! Все представленные фотоматериалы использованы с согласия родителей.

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексическим темам «Одежда», «Мебель» для старшей группы

Наталья Сейбель
Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексическим темам «Одежда», «Мебель» для старшей группы

Рекомендации для родителей, учителя – логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности.

Лексическая тема «Одежда»

1. Убедитесь в том, знаком ли ребёнок с названиями одежды, умеет ли он самостоятельно одеваться и раздеваться. Поощряйте самостоятельность ребёнка, тренируйте его в застёгивании и расстегивании пуговиц, завязывании шнурков.

Каждый раз, помогая ребёнку одеваться и раздеваться, называйте предметы одеждыи комментируйте свои действия: «Наденем рубашку. Застегнём брюки. Завяжем шапочку». И т. п. поощряйте ребёнка, если он пытается называть одежду и пояснять свои действия.

2. Игра «Один — много»

рубашка – рубашки платье — ….

3 Игра «Назови ласково»

4. Нарисуйте вместе с мамой или приклейте картинки с изображением одежды.

5. Игра «Какой? какая? какое?»

Платье из кожи (какое) – кожаное платье Футболка из трикотажа-

Пальто из вельвета – Сарафан из шелка-

Шапка из шерсти – Шорты из Джинса-

6. Составте рассказ-описание о своей любимой одежде по плану, чтобы получился небольшой рассказ.

-Моя любимая одежда – это?

-Какого она цвета?

-Из какой ткани она сшита?

-Чем она отличается от другой одежды?

-Почему она любимая?

Лексическая тема: «Мебель»

1. Рассмотрите вместе с ребёнком мебель, которая есть у вас дома. Поупражняйте ребёнка в названии мебели. Показывайте и называйте её: «Это стол. Это шкаф. Это кровать.» похвалите ребенка, если он будет повторять названия мебели вслед за вами. Побеседуйте о назначении мебели. Объясните ребёнку: «На стуле сидят. На кровати спят. В шкафу хранят одежду и т. д.»

2. Вставь пропущенные предлоги (на, под, в, за, около)

Мама спит …огромной кровати.

Пушистый кот спрятался …кроватью.

Свою одежду я развешиваю … шкафу.

Красивый цветок стоит… буфета.

3. Назови «часть-целое»:

Стул: ножки, сиденье, спинка.

4.Скажи со словами: МОЙ, МОЯ, МОЕ

Стол, шкаф, кровать, диван, тахта, стул, табурет, буфет,

гардероб, полка, кресло, пуф.

5. Нарисуйте вместе с мамой или приклейте картинки с изображение мебели.

6. Расскажи о мебели по плану:

-Назови предмет мебели, ее части.

-Из какого материала она сделана?

-Как называется профессия людей, которые ее изготовили?

-Нравится ли тебе твоя мебель и почему?

7. Продолжить словарь признаков (не меньше пяти):

мебель (какая) современная, красивая…

Аппликация «Пингвинчик». Лексическая тема «Жители севера» для детей 3-х лет На половинке картона,желательно синего цвета делаем аппликацию “пингвинчика”. (приготавливаем заготовки типа груши из черной цветной бумаги,глаза.

Домашнее задание. Лексическая тема «Рыбы» РЫБЫ. 1. Узнавать, самостоятельно называть 5-8 рыб. Перечислять без опоры на картинки 5 названий рыб (щука, треска, сельдь, окунь, сом).

Читайте также:  Использование специальных упражнений в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с особыми потребностями

Домашнее задание. Лексическая тема «Сказка» СКАЗКА. 1. Где «живут» сказки? 2. Кто придумывает сказки? (народ, авторы, писатели) 3. Каких авторов, писателей-сказочников вы знаете?.

Домашнее задание. Лексическая тема «Сутки» СУТКИ 1. Учить перечислять все части суток по-порядку, начиная с любой: Утро, день, вечер, ночь Ночь…. Вечер…. День…. Что бывает перед.

Индивидуальная НОД «Автоматизация звука [Р] в пословицах. Лексическая тема «Зима» Видео I. Организационный момент – Здравствуй, Яна. Сядь красиво, спинку выпрями. Посмотри кто к нам пришел в гости. Кто это? (снеговик). Поздоровайся.

Индивидуальная работа по развитию речи. Лексическая тема: «Мебель» Цель: закрепить знания детей по теме; продолжать работу по формированию грамматического строя речи; звуковой культуре речи; развитию связной.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности. Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы» Образовательная область: «Познавательное развитие»(ФЭМП) Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное,.

Конспект занятия Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес» Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом.

Лексическая тема «Лето». Планирование для подготовительной группы Лексическая тема «Лето» Режимные мо-менты Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поруче-ния, утренняя гимнастика, КГН, завтрак,.

Рассказ по опорным картинкам. Лексическая тема «Весна» Тема: Рассказ по опорным картинкам. Лексическая тема: «Весна». Цель: формирование связной речи у детей 5-6 лет с комплексными нарушениями.

Домашнее задание тема «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Домашнее задание тема «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Уважаемые родители, закрепите словарь. Предметный: одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка, шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, модничать, фасониться, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать. Признаков: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя, головной, красивая, тёплая, модная, лакированная, резиновая, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная. Наречия: красиво, добротно, нарядно, чисто, грязно.

•Скажи наоборот

Летняя — зимняя. Тёплая — легкая. Глаженая — мятая.

Грязная – – чистая (постиранная). Большая — маленькая.

Старая — новая. Длинные — короткие.

Парадная – – повседневная. Легкие — тяжёлые.

Белая – – чёрная. Модная — обычная.

Сарафан сестры (чей?) — сестрин. Пальто тёти (чьё?) – – тётино. Шорты Вовы (чьи?) —Вовины Футболка Ани (чья?) — Анина.

Платье мамы (чьё?) – – мамино. Рубашка папы (чья?) – папина.

Брюки сына (чьи?) — сыновьи. Плащ дедушки (чей?) – – дедушкин.

Закончи предложение

Шапку надеваем на. Носки надеваем на.

Рукавицы надеваем на. Перчатки надеваем на.

Кепку надеваем на.

• Измени по образцу

Юбка из шерсти — шерстяная юбка. Халат из ситца — .

Платье из шелка — . Рубашка из фланели –

Подбери признак

Расхвали одежду (подбери как можно больше определений).

Рукавички — новые, красивые, шерстяные, вязаные.

Что лишнее?

Шапка, косынка, волосы, кепка. Платье, юбка, брюки, сарафан. Шорты, шуба, футболка, сарафан.

Колготки, носки, гольфы, тапки. Тапки, тапки, тапки, шапки. Обувь, обруч, обувь, обувь.

Валенки, сандалии, босоножки, туфли

Измени по образцу

Ботинки — ботинок. Сапоги — . Валенки — .

• Какое слово самое короткое?

Кроссовки, сапоги, туфли, ботинки

•Собери предложение

Чистит, Паша, щеткой, ботинки. Любе, новые, мама, купила, туфли.

В, малыш, шлепает, лужам, по, сапогах

Хитрые вопросы

Кому нужно больше тапочек: человеку или слону?

Какую обувь не носят взрослые?

Что лишнее? Объясни почему

Подумай, какая обувь нужна на разную погоду. Соедини стрелочками

Повтори рисунки по клеточкам

Домашнее задание тема «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Уважаемые родители, закрепите словарь. Предметный: одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка, шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, модничать, фасониться, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать. Признаков: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя, головной, красивая, тёплая, модная, лакированная, резиновая, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная. Наречия: красиво, добротно, нарядно, чисто, грязно.

•Скажи наоборот

Летняя — зимняя. Тёплая — легкая. Глаженая — мятая.

Грязная – – чистая (постиранная). Большая — маленькая.

Старая — новая. Длинные — короткие.

Парадная – – повседневная. Легкие — тяжёлые.

Белая – – чёрная. Модная — обычная.

Сарафан сестры (чей?) — сестрин. Пальто тёти (чьё?) – – тётино. Шорты Вовы (чьи?) — Футболка Ани (чья?) — Анина.

Платье мамы (чьё?) – – мамино. Рубашка папы (чья?) – папина.

Брюки сына (чьи?) — сыновьи. Плащ дедушки (чей?) – – дедушкин.

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Читайте также:  НОД коррекционно-развивающего направления для детей младшего возраста с нарушениями речи

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    Одежда, Обувь – рекомендации логопеда для родителей

    Аннотация: Если вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком.

    Статья:

    Если вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком.

    Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

    Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать
    правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

    «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «По­
    суда», «Мебель» и т. п.).

    Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы не­
    больших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транс­
    портных средств, кукольную посуду и т. д.

    Разрезные картинки из двух и более частей.

    Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи
    у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок,
    которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (кра­сочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.)
    Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою
    «коллекцию».

    Для развития мелкой моторики приобретите: пла­стилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки,
    счетные палочки или спички и т. д.

    Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования
    занятий.

    Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

    Все занятия должны строиться по правилам игры!

    Длительность занятия без перерыва не должна пре­вышать 15-20 минут!

    Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!

    Знакомьте ребенка с детской литературой!

    Пользуйтесь наглядным материалом!

    Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

    Не употребляйте слово «неправильно»!

    Рекомендации учителя-логопеда для родителей и воспитателей

    1. Обогащение активного, пассивного словаря (говорить всё и обо всём, что видит ребенок.

    2. Развивать фонематическое восприятие (слуховое внимание) (через игру: « Хлопни, когда услышишь звук «К», « М» и т.д, например подбираем слова: кровать, закладка, папка, карандаш, машина, мотор, компьютер, малина и т.д.) учитель, родители называют слова, ребенок отвечает.

    3. Закреплять знания о гласных и согласных звуках.

    -Выполнять упражнения на различение гласных и согласных звуков;

    -Развивать навыки фонематического анализа и синтеза, т.е. давать задания такого рода: выдели в слове гласную букву стоящую в начале, середине, конце слова, выдели согласный звук в начале, середине, конце слова, выдели согласный звук из стечения двух звуков (пример: бант, белка, слон), выдели одинаковые звуки в двух названных словах ( пример: лопата-самолет, очки-кольцо, удочка- мишка, веник- веревка), если ребенок затрудняется, можно записывать слова, с наглядного материала легче работать.

    4. Учить обобщающие слова (фрукты, овощи, транспорт, одежда, обувь и т. д.

    5. Учиться различать прилагательные, существительные, знать на какой вопрос они отвечают. Задавайте ребенку вопросы (какие на вкус фрукты? Какой чай холодный-горячий т.д., относительные прилагательные знать, (из чего сделан предмет? Пример: из чего сделана кровать? Из дерева. Какая она? Деревянная.)

    6. развивать память (учить стихотворение, скороговорки, читать рассказы, пересказывать тексты).

    7. развивать внимание, мелкую моторику (занятия с крупой, фасолью, шнуровками, камешками, лепка с пластилина)

    8. Учить алфавит, уметь записывать печатные буквы.

    9. Учиться различать заглавную, прописную буквы.

    Писать буквы под диктовку.

    уметь называть уменьшительно-ласкательные формы, (дом-домик, стул-стульчик и т. д.) при затруднении в ответе можно задавать ребенку наводящие вопросы, чтоб ему было легче отвечать.

    Занимайтесь с ребенком, не бросайте его развитие на самотёк, развивайте его память, мышление, внимание, мелкую моторику, речь. И тогда ваш ребенок будет во всем успешен. Желаю удачи!

    Консультация для родителей по теме: “Одежда и обувь”

    Консультация по тематической неделе

    «Одежда, обувь, головные уборы

    (сезонная, домашняя, уличная одежда).»

    Уважаемые родители!

    На этой неделе образовательный процесс в нашей группе строится по следующей теме

    IV неделя

    (с01 по 05 октября)

    Одежда, обувь, головные уборы

    (сезонная, домашняя, уличная одежда).

    В процессе знакомства с одеждой, обувью, головными уборами

    мы будем решать следующие задачи:

    • Формировать умения детей различать и называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на картинках, последовательно одевать ее.
    • Обогащать активный словарь детей.
    • Совершенствовать умения рисовать и выполнять аппликацию.
    • Развивать мелкую моторику рук, наглядно-действенного мышления.
    • Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании.
    Читайте также:  Летний образовательный проект 'Цветочная азбука'

    Мы предлагаем Вам дома почитать детям рассказы, стихи, сказки по теме, в том числе «Наша Маша маленька. »; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера; «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Предоставьте детям возможность договаривать слова, фразы при чтении вами знакомых стихотворений.

    Дидактическая игра «Дорожки». Положите на пол несколько шарфиков – это дорожки. Находите короткую – длинную дорожку, широкую – узкую.

    Дидактическая игра «Домашняя одежда». Достаньте одежду из вашего шкафа. Разложите ее перед ребенком. Познакомьте малыша с названиями одежды. Рассмотрите рисунки на одежде.

    Дидактическая игра «Костюмы».

    Нарисуйте отдельно детали костюма: кофточки и юбки,

    майки и шорты, кофту и брюки.

    Главное, чтобы детали костюма были одного цвета, рисунка и тд. Перемешайте все детали. Попросите малыша подобрать правильно костюмы.

    Дидактическая игра «Найди пару». Достаньте разную обувь, которая есть в вашем доме. Разложите ее на полу,

    предложите ребенку найти пару. Можно так же поиграть с носками, перчатками.

    Так же можно поиграть в игры: «Оденем куклу на прогулку», «Сушим одежду», «Лото», «Пазлы».
    Рассмотрите в книгах или журналах картинки “Одежда”, “Обувь”, потренируйтесь с детьми над последовательностью одевания.

    Пальчиковая гимнастика «Одежда».

    Я одежду надеваю (Поочередно соединять пальцы правой

    И ее вам называю: (Поочередно соединять пальцы левой

    Майка, брюки, а еще (Поочередно соединять пальцы правой

    Свитер, шарфик и пальто. (Поочередно соединять пальцы левой

    Речевая зарядка «Где мой пальчик?»

    Маша варежку надела.

    — Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,

    В свой домишко не попал! Маша варежку сняла

    — Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь.

    — Здравствуй, пальчик, Как живешь? Н. Саконская

    Развивает интонационную выразительность речи.

    Рисование «Варежка».

    Предложите ребенку обвести свою руку. Получится варежка. Покажите, как можно украсить ее – нарисовать кисточкой прямые горизонтальные линии разного цвета. Спросите, какого цвета полоски? Сколько их?

    Аппликация «Платье в горошек».

    Положите перед малышом лист бумаги, возьмите фломастеры или карандаши и нарисуйте девочку в платье. Затем покажите ребенку наклейки и предложите украсить платье девочки горошинками. Попросите малыша наклеить много горошин.

    МАДОУ
    Детский сад № 141
    города Тюмени

    • Базовый (опорный) логопедический пункт
    • Группы Корпуса № 1
    • Группы Корпуса № 2
    • Консультационно-методический пункт
    • Противодействие коррупции
    • Газета для воспитанников и их родителей
    • Для родителей
    • Воспитатель/старший воспитатель
    • Инструктор по физической культуре
    • Музыкальный руководитель
    • Педагог-психолог
    • Страничка учителя-логопеда

    20.09.2019, 1118 просмотров.

    «Расскажи – и я забуду.

    Покажи – и я запомню.

    Сделай со мной – и я научусь».

    Ваши дети находятся на этапе активного исследования окружающего мира. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Почему речь имеет такое важное значение?

    Во-первых, именно с освоением речи связаны все высшие психические функции (мышление, внимание, память, восприятие.

    Кроме того, человек живет в социуме, в постоянном общении с другими людьми. И если есть проблема с развитием речи, то она может послужить началом проблемы с общением.

    А если посмотреть немного дальше, то сложности с развитием речи могут оказать трудности и в школе. При обучении чтении и письму.

    Еще 20-30 лет назад количество речевых проблем у детей было меньше. Сейчас к сожалению картина изменилась. И на, то есть объективные причины. Увеличилось в разы количество информации, которую получает ребенок. Его мозг просто не справляется с обработкой. Как ни странно, но в данном случае «больше» совсем не означает «лучше», а ровно наоборот, развитие тормозиться.

    Многие родители говорят «подрастёт- все само пройдет», к сожалению чаще всего бывает наоборот. Нет такого возраста, когда бы еще рано было заниматься речью. Стимулировать и помогать ребенку говорить мы можем и должны с самого раннего возраста.

    Как определить отклонения в речевом развитии ребенка?

    Активная речь проходит несколько этапов развития.

    – Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

    • 2-3 мес. – на смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
    • 7-9 мес. – ребенок произносит серии одинаковых слогов «дя–дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
    • 9-11 мес. – малыш подражает звукам речи взрослых.
    • 11-13 мес. – появляется несколько осознанно употребляемых слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
    • 2-3 года – начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение.
    • К 3, 5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов

    Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет

    Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

    Советы логопеда, которые способствуют правильному развитию речи ваших детей:

    1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок
    2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
    3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2-3 слов.
    4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает
    5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
    6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит летящий самолет» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т. д.
    7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
    8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
    9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д
    10. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним

    Как организовать логопедические занятия дома?

    Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком дома. Чему следует уделить внимание:

    1. Развитию мелкой моторики:

    близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. «С пальчиками играем – речь развиваем».

    Для развития тонкой моторики рук можно использовать различные мелкие предметы: игры с крупой, с пуговицами, с прищепками, камушками Марблс, бусы. (эти игры безусловно проводятся под контролем взрослых)

    Лепке из пластилина, конструированию, рисованию (трафареты, шаблоны, раскраски) выкладывание из счетных палочек, шнуровки, пальчиковые театры, разнообразные речевые пальчиковые игры.

    1. Развитие артикуляционной моторики

    Образование звуков речи, заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений

    Эти упражнения объединяются в артикуляционную гимнастику.

    Язык — это главная мышца органов речи. И для него. Как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Именуемые звукопроизношением.

    1. Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
    • Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

    Игры для развития слухового внимания.

    Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

    Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

    Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры. Помните, что для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

    Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут!

    Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами

    • Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту». Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.
    • Желаю вам терпения, занимайтесь со своими детьми с удовольствием. Ведь время, проведенное с ребенком самое счастливое.
    Ссылка на основную публикацию