Чем полезны сказки

Зачем нужны сказки: пробуждение души или точные знания?

Зачем нужны сказки детям? Некоторые родители задаются таким вопросом. Не лучше ли было бы, чтобы ребенок читал что-то полезное, не о волшебном, а о настоящем мире? И всё же самые мудрые взрослые вырастают из детей, которые слушали сказки. Скажем больше: взрослые, умеющие видеть красоту мира, и сами любят сказки всю жизнь. В чем же польза волшебных сказок?

Сказки – древняя традиция передачи знаний

Пусть нынешним людям кажется, что сказки – сплошь выдуманные истории. Северные же старики знают: быль – что смола, а небыль – что вода. Сказки, не находящие отражение в душе народа, быстро умирают, подобно тому, как капли воды скатываются со ствола дерева. Только подлинные истории с глубоким смыслом подобны смоле, которая застывает и навсегда сохраняет волшебный миг сказки.

Знаете ли вы, что в начале XX века пытались создавать истории, напоминающие русские былины, только героями их были вожди и цари? Много подобных историй вы запомнили сами? Искусственно созданные былины, даже напоминающие по форме настоящие северные сказания, не прижились в народе. Сказкой становится только та история, которая задевает что-то в душах людей. В этом настоящая польза сказок: читая их, можно уловить, что же было для наших Предков самым важным, какие ценности сохраняли славяне, какие уроки передавали от отца к сыну.

Зачем нужны сказки? Тут найдутся два ответа: о пользе волшебных историй для детей и для взрослых.

Зачем нужны сказки детям?

Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками ещё до того, как ребенок научится ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Так постепенно начинала пробуждаться душа ребенка. Ещё не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь.

Зачем нужны сказки? Чтобы научить ребенка мечтать, стремиться к большему, искать свой путь. Человек, почувствовавший искру своей души в детстве, вспомнит об этом в самые темные моменты жизни, и внутренний свет укажет ему верную дорогу. Именно потому встарь люди сами стремились к знаниям, а нынче дети, с ранних лет обучающиеся сложным наукам, когда подрастают, уже не хотят знать ничего. Удивительно ли это, если они не чувствуют света собственной души?

Зачем нужна сказка современному человеку?

«Детишки, смеясь, откусывая ломтики ароматного печенья, стайкой промчались к последнему дому в деревне, чтобы посыпать крошками поле. И встали как вкопанные завидев высокого длинноволосого старика, уже ступившего на деревянные мостовые.
— А я знаю, кто это, — зашептала старшая белобрысая девчонка, которую все кликали Веснянкой. — А вам не скажу, приглашу его к нам на постой, вечером и узнаете! Старик как слышал всё, подошел поближе, взял узкую девчачью ладошку в свою и сказал неожиданно густым напевным голосом;
— Ну, веди, красавица, к отцу своему, давно его не видал, есть о чем погутарить вместе!
— Боян пришёл, — радостно перекликались жонки, а мужики подкручивали усы и улыбались. Вечером, кто пришел первым к старосте в избу, тот занял лавки, а кто припозднился, остался смущённо стоять.
— Споёшь ли гость дорогой, сыграешь ли нам на своих гуслях? — это Старостина жонка, матушка Веснянки, добавила гостю ещё пирога с брусникой да подлила чаю.
— Как не спеть, коли слушать хотите!
— Весну зовём нынче, спой про любовь, Боян сладкоголосый! Или как сам выберешь.
И зазвенели гусли переливчатым звоном, и перед очарованными слушателями уже не старик в белом одеянии, расшитом красными узорами, а волшебные картины минувшего…»

Так встарь встречали на Севере сказителей. Умение петь былины и рассказывать волшебные истории ценилось наравне с мастерством ремесленников или охотников. На Русском Севере известны целые династии сказителей. Когда ученые открыли для себя чудо северной сказки, наши бабушки и дедушки, певцы былин, даже приезжали в столицу и собирали там целые театральные залы. Можете ли вы представить себе, чтобы полный зал людей собрался послушать волшебную сказку?

Зачем нужны были сказки взрослым, образованным людям? Северные былины, длинные и размеренные, настраивали на особый лад, успокаивали разум. Истории славянских Богов и героев взрослым часто даже ближе, чем детям. Там, где ребенок услышит только волшебную сказку, взрослый может заметить мудрый урок. Польза сказки в том, что она помогает увидеть свою жизнь иначе, взглянуть на свой путь с высоты, куда поднимается душа вслед за словами сказителя, и увидеть верную дорогу там, где раньше был тупик.

Зачем нужны сказки именно вам?

Здесь у каждого будет свой ответ. Кто-то хочет познакомиться с народными традициями, древними обычаями, описание которых сохранилось в северных сказках. Кто-то хочет научить детей мудрости и сызмальства познакомить со славянскими мифа. А кто-то и вовсе не осознает, чем ему так нравятся сказки, но каждый раз после их прочтения чувствует, что готов жить радостно и творить добро.

Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

Трудно переоценить значение обучения детей чтению, так как чтение, кроме его большого общевоспитательного значения, на живых примерах учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, являясь, таким образом, одним из незаменимых инструментов совершенствования и речи и мышления.

Система обучения и воспитания детей с дефектами в развитии является неотъемлемой составной частью единой системы образования.

При обучении чтению детей по коррекцонной программе VIII вида большое внимание уделяется рациональному выбору методов и приемов организации урока, подбору наглядных и раздаточных дидактических материалов, использовании все органов чувств, дифференцированном и индивидуальном подходе к тем учащимся, которые испытывают те или иные затруднения в овладении чтением, т.е. в правильном определении мер коррекционного воздействия.

Вся работа над чтением ведется в 4-х направлениях:

1. Правильное чтение — это чтение, которое идет без искажения звукового состава слова.

2. Сознательное чтение – это чтение, при котором правильно воспринимается информационное и эмоциональное содержание прочитанного.

3. Выразительное чтение — чтение с соблюдением должной интонации и передачей голосом эмоционального содержания и настроения текста.

4. Беглое чтение – такой темп чтения, при котором понимание опережает произношение. Темп беглого чтения приближается к темпу разговорной речи (программа коррекционной школы VIII вида исключает подсчет количеств слов в 1 минуту. Дается только объем текста. Не важно, за сколько времени его прочитают).

При обучении чтению учащихся с нарушением интеллекта необходимо учитывать следующее:

1. В 1-м классе на каждом уроке необходимо обязательно проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, которое включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма – языка, губ, на подготовку речевых органов к произнесению определенного звука.

2. В 1-4-х классах хороший эффект в обучении чтению и произношению дает использование сопряженной речи (речь учащихся с учителем), отраженной речи,(самостоятельное повторение) и хоровой речи с движением.

3. В 1-6-х классах на каждом уроке необходимо проводить речевую зарядку – тренировку на правильное артикулирование звуков (разучивание скороговорок, четверостиший).

Также необходимо отметить, что виды работы при проверке домашнего задания должны отличаться от видов работы над новым текстом.

Учитель сам знакомит учащихся с новым текстом, для лучшего эмоционального восприятия содержания учебники учащихся должны быть закрыты; чтение текста учителем должно быть эмоционально окрашено (стихотворение учитель должен читать наизусть); перед прослушиванием нового текста учащимся ставится вопрос по содержанию текста для привлечения их внимания; все вопросы в ходе разбора текста учитель задает всему классу; учитель должен требовать полный, правильно построенный ответ; речь учителя не должна быть слишком громкой или слишком тихой; все виды чтения про себя обязательно должны быть с заданием.

1. Прочитай отрывок про себя, отметь слова, смысл которых ты не понимаешь.
2. Прочитай про себя и найди ответ на вопрос.
3. Прочитай и найди слова и предложения для характеристики героя.

Виды работы над новым текстом на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида

1. Хоровое чтение по такт для выработки нужного темпа речи.
2. Хоровое чтение трудной части рассказа с повторным прочтением слабыми учащимися.
3. Чтение по частям с предварительным распределением частей между учащимися с учетом возможностей каждого: с изменением силы голоса (громко, умеренно, тихо); с изменением темпа чтения (быстро, медленно); с изменением интонации (радостно, сердито, печально, сдавленно).
4. Выборочное чтение по вопросам (учитель задает вопрос, а ученик отвечает).
5. Выборочное чтение по картинкам (опиши картинку словами текста).
6. Чтение той части рассказа, которая особенно понравилась.
7. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
8. Нахождение отрывка или предложения, отражающего главную мысль рассказа.
9. Чтение предложения, которое стало поговоркой (для басни).
10. Чтение по ролям
11. Конкурсное чтение стихотворений.
12. Нахождение самого длинного слова в тексте.
13. нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком (вопросительным знаком).
14. Нахождение в тексте слов, которые обозначают имена собственные.
15. Нахождение в тексте слов на правило (жи-ши, ча-ща, разделительный ъ и др.).
16. Нахождение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
17. Чтение по частям с озаглавливанием каждой части.

Виды речевых зарядок

1. Чтение слогов: Аа, уа, ау, иа, Ея, Ия, Ао, ЯЯ, Ом, он, ос, от, ох.

Чтение слогов и слов с подготовкой:

ад – сад – суд –сед – дед – бед
во – кво – скво – сквор –цы

2. Чтение слов, отличающихся 1- 2 буквами или порядком и расположением:

На – нас — сан — сап – нас — сел
Ой – бой — бои — мои – мол
Следы — слезы
Зверь — дверь
Слон – стон

3. Чтение родственных слов:

Дом — домик
Стол – столик
Трава — травка
Шел – пошел – вышел – пришел

4. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но отличающих разные корни:

Продал Украл
Проделал Увел
Продырявил Увез

5. Чтение скороговорок:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Наращивание второго согласного к одному и тому же звуку:

С – не – сне – снеж – Ки – снежки
С – Лу – слу – слу – чи – лось
С – пе – спе – спе – ци – аль – ный

7. Кто самый внимательный (чем отличаются слова):

Домик Работа
Домики Рабочие
Домовой Работники

Любой логопед, используя данный материал сможет добиться высоких результатов при обучении детей чтению.

Плотникова Ирина Васильевна,
учитель-логопед

Формирование навыков чтения у детей, испытывающих трудности в обучении

Занятиям по чтению принадлежит особое место в начальном обучении, они имеют важное значение в образовании и воспитании младших школьников.

“Чтение, – писал видный отечественный методист Н.Ф.Бунаков, – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять мысль и любознательность”.

Уроки чтения способствуют обогащению учащихся знаниями о природе, человеке и обществе, расширяют, углубляют и уточняют представления детей о различных сторонах действительности, средствами художественной литературы они влияют на нравственное и эстетическое воспитание детей. На уроках чтения младшие школьники знакомятся с некоторыми произведениями народного творчества, русской классической литературы, с рядом лучших произведений зарубежной классики.

Процесс чтения детей на уроках чтения способствует умственному и речевому развитию, сопровождается одновременно формированием у них умений и навыков и особенно полноценного навыка чтения. Этот навык необходим при изучении всех других учебных дисциплин, имеющих дело с текстовыми материалами (грамматика и орфография, математика, окружающий мир, история, география и др.)

Помимо познавательной, развивающей и воспитательной ценности, уроки чтения важны и тем, что они создают надлежащие условия для успешного прохождения школьниками других предметов, предусмотренных программами начальных классов.

Урок чтения должен вооружать учащихся определённой суммой знаний, оказывать на школьников положительное нравственное, эстетическое, речевое, интеллектуально-эмоциональное воздействие, обеспечить овладение учащимися полноценным навыком чтения, отработки отдельных сторон этого навыка – сознательности, выразительности, правильности, беглости.

II. Актуальность

Для взрослых людей чтение – естественный процесс. Но для большинства детей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать, произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово…

Да, очень часто у ребёнка много усилий уходит на то, чтобы прочитать даже одно- единственное слово, а когда он читает следующее слово, то нередко забывает предыдущее. Поначалу ребёнок читает всё равно что вверх ногами, он ещё не привык схватывать сразу несколько слов и понимать смысл прочитанного, поэтому мало что из прочитанного он запоминает, и потому чтение для него поначалу – скорее некая забава, чем получение новой информации. Множество методистов занято попытками придумать такую методику, по которой было бы легко научить ребёнка читать бегло и схватывая смысл. Многие родители хотят, чтобы их ребёнок научился быстро и хорошо читать, и думают, что это зависит от интеллекта – но на самом деле это не так. Способности в обучении чтению мало зависят от интеллекта. Более того, исследования показали, что дети, испытывающие трудности в обучении чтению, часто имеют интеллект выше среднего. Существует мнение, что не важно, насколько хорошо ребёнок научился читать к первому классу, – научится позже, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это неверно. Успехи в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение – это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать. На данный момент существуют программы обучения чтению.

Сложившаяся практика обучения чтению имеет несколько направлений. Единообразие программ, учебников и методик ушло в прошлое. Однако общество по-прежнему не удовлетворено современным состоянием чтения учащихся. Одной из главных причин такого явления следует признать несовершенство обучения чтению. К тому же за последние годы значительно увеличилось количество детей с отклонениями в развитии. Многие из них не готовы к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом, который положен в основу большинства направлений. Эти дети испытывают трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин. Трудности, которые испытывают эти дети могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Глава 2. Практическая часть

2.1.Обучение чтению детей, имеющих трудности в обучении.

Обучение в начальных классах строится на основе обучения детей чтению. Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружиться с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Работая с детьми, испытывающими трудности в обучении, то передо мной встала задача как научить таких детей работать с книгой, научить правильным навыкам чтения, привлечь их к занятиям чтения? С чего начать? Вопрос для меня очень актуальный, так как на протяжении трех последних лет мне приходиться работать с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Остановлюсь на особо важных узловых моментах формирования навыков чтения. Так как, овладение слиянием букв в слоги – задача очень сложная для детей и многие из них испытывают большие трудности в самостоятельном определении ориентиров чтения, то стараюсь использовать по отработке навыков чтения современные методы и приемы формированию навыков чтения. Эту работу для них следует сделать наиболее доступной и понятной.

Устная речь, как известно, развивается у ребёнка в процессе подражания. Подражание – главная форма, в которой осуществляется влияние взрослого на развитие речи ребёнка. Вполне логично предположить, что обучение чтению слияний по подражанию – наиболее естественный методический приём. Ребёнок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает взрослый, подражает ему, в процессе подражания улавливает механизм чтения и путём упражнений овладевает этим механизмом. Поэтому обучение чтению сводится к показу элементов, из которых должна строиться процедура чтения, и всевозможным подсказкам, облегчающим ученику догадку, открытие механизма перехода от элементов к результату. Одной из таких подсказок является наглядная графическая схема (дуга и точка).

Дуга – это согласная с последующей гласной

Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная без последующей гласной, или согласная с мягким знаком.

На практике это происходит так. Как только ребёнок усвоит несколько букв (например: а, о, н, с), ему предлагается упражнение “Катание с горки” (на доске делается рисунок).

СА СА СА СА НА НА

СА СА СА НА НА СА НА

Обучающий, проводя по дугам, читает слоги: “поднимаясь на горку”, – медленно, выделяя голосом гласные; “спускаясь с горки”, – быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую. Дети копируют все действия взрослого. Несколько раз ученики “катаются на горке” вместе с педагогом, потом без него.

При работе с гласными е, ё, я, ю не стоит заострять внимание детей на количестве звуков, обозначаемых этими буквами. Практика показывает, что дети легко по подражанию усваивают чтение слогов и слов с этими буквами.

2.2. Виды работ со слоговой таблицей.

Когда учащиеся освоят механизм чтения слияния согласной с гласной, можно переходить к чтению слоговых таблиц.

Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

Обучение чтению начинается с формирования техники чтения, умения озвучивать графический текст, т.к. и чтение, и письменная речь оперируют графическими знаками.

Техника, как метод – какая-либо группа приёмов, способов [6, c.212].

Техника, как умение – мастерство, способность правильно делать что-либо [3, c.89].

Формирование техники чтения связывается с овладением алфавитом и правилами чтения. Закономерности буквенно-звуковых соответствий усваиваются учащимися по мере ознакомления с соответствующей лексикой: каждое правило должно иллюстрироваться достаточным количеством примеров. Осмысленные единицы усваиваются легче, чем неосмысленные. Читать надо на каждом занятии. Цель – прийти к зрелому чтению про себя, когда все внимание направлено на содержание, а не на языковую форму; пословную расшифровку текста нельзя назвать чтением. Здесь стоит снова упомянуть об уровнях рецепции [19, c.337]:

1. Восприятие зрительного образа слов;

1. Опознавание лексических и грамматических значений (опознается лишь то, чему есть аналог в памяти);

2. Осмысление (понимание) целого высказывания, установление предикативных, отношений.

Для создания прочных акустических образов опознаваемых зрительных сигналов используется главным образом чтение вслух («громкое чтение»): умение озвучивать слоги, слова, словосочетания, предложения и микротексты (3-4 предложения). Сначала читает преподаватель, а студент имитирует. Но громкое чтение может тормозить становление навыков быстрого чтения про себя («тихое чтение»). Исходя из этого, уже на начальном этапе практикуется чтение текстов про себя. Сначала громкое чтение заменяется шепотным, а затем идет уже просто восприятие текста глазами, про себя, но внутренняя речь всегда сопровождает чтение.

По мере становления техники чтения громкое чтение уступает по объёму «тихому». При сформированных технических навыках чтение вслух может быть использовано лишь для контроля произношения и совершенствования техники чтения.

Для формирования техники чтения используются следующие упражнения [19, c.338]:

1. Озвучивание слов, слогов, предложений;

2. Чтение вслух предложений;

3. Чтение предложений с постепенно увеличивающимся количеством компонентов, их повторение, не глядя в текст.

Цели и содержание обучения чтению

Слово считается основной единицей языка. Слово – это звуковой комплекс (набор звуков, организованный ударением), обладающий значением и относящийся к какому-либо классу слов (части речи). Каждая часть речи обладает своими категориями и функциями.

Работа над словом носит комплексный характер. У учащихся должен сложиться звуковой облик слова, для чего оно должно быть произнесено преподавателем. Также должен сложиться и графический облик слова, для чего учащиеся должны увидеть слово и записать его. Учитель должен раскрыть значение слова одним из способов семантизации, а также отнести к какой-либо части речи. Можно даже не пользоваться терминологией (особенно при работе с нефилологами), а просто сказать, на какой вопрос отвечает слово (кто? какой? что делать?). При представлении (презентации) слова необходимо обратить внимание на особенности произношения, написания (например, если есть несоответствия между написанием и произношением: детский (ТС произносится как Ц)), чередования согласных и гласных, выпадение гласного. Слово нужно как функционирующая единица. Слово должно быть понято в тексте и должно активно употребляться студентами. Для того чтобы показать, как слово употребляется в языке, необходимо его включить в контекст. Количество разных контекстов (т.е. разных значений и употреблений) зависит от уровня группы, индивидуальных особенностей [20, c.86].

Практический компонент цели обучения чтению на иностранном языке несет в себе развитие умений читать тексты с разным уровнем понимания информации [27, c.59]:

1. С полным пониманием содержания;

2. С пониманием основного содержания;

3. С извлечением необходимой, значимой информации.

Содержание обучения чтению включает [27, c.60]:

1. Психологический компонент;

2. Лингвистический компонент;

3. Методологический компонент.

Основными базовыми умениями в основе чтения, являются [27, c.60]:

1. Умение определить тему, основную мысль;

2. Умение прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу;

3. Умение интерпретировать текст;

4. Умение отделять главное от второстепенного;

5. Умение делить текст на смысловые куски.

Гальскова Н.Д. выделяет следующие группы умений [цит., 2, c.18]:

1. Понимание необходимой информации (определять тему текста, жанр текста и важность информации);

2. Извлечение полной информации из текста (точно выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать);

3. Понимание основного содержания (выделять основную информацию текста, делать вывод по прочитанному, устанавливать связь событий).

Как отмечает Бим И.Л., чтение структурируется из отдельных действий, из которых складывается способность к чтению в целом. Он приводит три группы действий, направленных на овладение чтением [5, c.204]:

1. Обучение технике чтения слов вслух. Это действия, направленные на:

· Узнавание и озвучивание слов. Основной целью является соотнесение звукового образа с графическим для дальнейшего узнавания значения. Сюда относятся идентификация звукового образа и его значения, осознание связей слов, звукобуквенный анализ, правильная паузация, правильное озвучивание, правильное интонирование.

· Расширение поля чтения. Основной целью является распознание и удержание в памяти отрезков речи.

· Развитие темпа чтения. Основная цель – приблизить темп чтения на иностранном языке к темпу чтения на родном языке.

2. Действия и операции, обеспечивающие овладение техникой чтения на основе связного текста;

3. Действия и операции, направленные на распознавание текста, на извлечение содержательной информации, независимо от формы чтения.

Выводы по главе 1

Как правило, обучение чтению начинается с чтения вслух. Чтение вслух имеет две функции: возможность объективной оценки умения учащегося правильно складывать буквы и буквосочетания в звуки и слова. Когда учащийся читает текст вслух, можно обнаружить, обладает ли он «технической» стороной преобразования букв в звуки. Так как слова, прочитанные позже, будут произноситься и говорится и потому умение читать их правильно, имеет большое значение; Происходит отработка и автоматизация речедвижений, усовершенствование произносительных навыков, приучение своего артикулярного аппарата к неродным звукам и интонациям.

Чтение – это внутренний процесс одновременного понимания и восприятия письменного текста, состоящий из интерпретации текста, которая несет в себе предметное, словесное и смысловое понимание.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, понимание основного содержания прочитанного. Читая, нужно уметь обходить трудности в виде незнакомых слов или грамматических структур, догадываться о значении слов по их контексту.

Изучающее чтение – это внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста, текст буквально разбирается на маленькие кирпичики, которые позже можно будет построить в новое здание, обращается внимание на все сигналы в тексте, как грамматического так и лексического характера.

Просмотровое чтение – чтение, в результате которого читающий получает самое общее представление о содержании текста, есть ли в нем нужная информация, представляет ли она интерес.

Поисковое чтение – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте.

На начальном этапе нет различий между текстами для аудирования и текстами для чтения, т.к. необходима высокая повторяемость – это ядро будущей лексико-грамматической системы. Затем в текст включается все больше новых слов, о значении которых можно догадаться по корню и словообразовательным элементам, но новых слов не должно быть очень много, чтобы чтение не превращалось в пословную расшифровку текста.

Традиционный метод обучения чтению возник как буквослагательный, а затем в процессе эволюции превратился в звуковой аналитико-синтетический метод, которым мы очень успешно пользуемся до сих пор.

Метод целых слов – способ обучения грамоте; возник в начале 20 в. в США и связан с особенностями английского языка (в котором до 80% односложных слов, существительные не склоняются и т.д.). Метод требует зрительного запоминания большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы.

10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Еще вот такую фразу:

И еще вот такие:

Юк-юк-юк — поломался наш .

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

Тема 15. Обучение технике чтения

На первом этапе обучения чтению в большом объеме проводится работа над техникой чтения. Техника чтения– это «умение правильно, быстро и точно ассоциировать охватываемый глазами текстовый материал с его звуковым образом и воспроизводить вслух с максимальной звуковой и интонационной точностью осмысленные отрезки текста» (И.А.Грузинская) Технические навыки могут быть артикуляционные (правильное произношение), ритмические, интонационные. Важно, чтобы обучаемый мог сформулировать правила чтения, приводить примеры правил определений, и правил инструкций для обучения чтению.

При обучении техники чтения используются разные методы:

1. Алфавитный (или метод чтения по складам). Метод чтения основан на выучивании названия прописных и строчных букв в алфавитном порядке, а затем они складывались и читались по слогам.

2. Звуковой метод (транскрипция). Обучение звуковому методу начинают с изучения звуков иностранного языка с последующим складыванием их в слова.

3. Метод целых ключевых слов. (Учится целое слово). Основан на узнавании учеником целостного образа слова (гельштальта). Таких образов нужно запомнить большое количество. Учащиеся не понимают механизма составления слов, делают очень много ошибок при чтении и могут читать только знакомые слова.

Метод целых слов в трактовке советских ученых развивался Н. Н. Шкляевой, И. Н. Верещагиной, Е. А. Ленской, М. З. Биболетовой, Е. И. Онищенко и др. Обучение технике чтения на основе данного метода предполагает два пути усвоения.

Первый путь усвоения– в самом начале предъявление учащимся образа целого слова с графическим выделением в нем изучаемой буквы или буквосочетания, затем прочтение слова,его анализ и определение правила чтения либо предъявление правила-инструкции постоянным персонажем учебника Mr. Rule до знакомства со словами, а уже после этого, чтение однотипных слов по аналогии с опорой на ключевое слово.

Для закрепления правил чтения М. З. Биболетова, А. П. Старков и некоторые другие авторы предлагают использовать цветовую сигнализацию, когда каждый цвет соответствует определенной орфограмме.

Согласно второму пути усвоения учащихся учат читать отдельные слова, подобранные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. Ключевое слово представляет собой графический образ слова и картинку. Следует отметить, что буквы алфавита дети изучают во время освоения устного вводного курса.

4. Звуковой аналитико-синтетический метод основан на соотнесении звуков и их буквенных соответствий. Звуковой аналитико-синтетический метод является наиболее привлекательным на фоне всех вышеперечисленных. В этом случае преподаватель не только учит детей правильно произносить звуки, показывает артикуляцию, но и учит их анализировать эти слова, подкрепляя этот процесс наиболее употребительными правилами чтения таким образом, чтобы ученик, столкнувшись с незнакомым словом, мог сам догадаться на основании его знаний, как оно читается.

5. Графемно- фонемный метод (буква-звук)

6. Метод чтения интернациональных слов. Одновременно изучая буквы и звуки ими передаваемые, устанавливая различия в родном и изучаемом языке.

7. В современных методиках также выделяют метод устного опережения, когда учащиеся сначала изучают основные разговорные фразы иностранного языка и только потом переходят изучению правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Многие методисты сходятся в том, что обучение техники чтения должно проходить на хорошо изученном лексическом материале (устное опережение).

З. Н. Никитенко, Е. И. Негневицкая, К. Э. Безукладникова работали над звуковым методом. Он осуществляется 2 путями.

Первый путь усвоения предполагает, что на начальном этапе обучения дети овладевают звуковой формой слов и транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения.

Второй путь усвоения представляет фонемно-графемный метод чтения целыми словами. На первом этапе учащиеся усваивают в устной форме ряд английских слов в определенной речевой структуре. Одно из этих слов является «ключевым». После того как дети хорошо усвоили слово, учитель выделяет в этом слове первый звук и вводит соответствующую букву (графему). Целое слово для прочтения предъявляется учащимся только после того, как они хорошо усвоили все графемы его составляющие.

Подход «от звука к букве» «работает» при обучении чтению детей уже овладевших (во время устного вводного курса во 2-м классе или пропедевтического курса в 1-м классе, в детском саду) элементарными умениями устной речи.

Обучение ведётся с помощью английской транскрипции, начиная с первых уроков. Сначала рассматриваются основные согласные буквы и звуки, которые похожи на русские, показываются картинки, которые иллюстрируют слова, называемые учителем и учеником. Как обычно, обязательно объясняется открытый и закрытый слоги, при этом используются игровые приёмы, которые очень интересны детям. Например, “Я буква е. Я стою в конце слова и помогаю другим гласным. Если я стою, то гласная, которая стоит передо мной, читается как в алфавите. Сама я очень устаю после такой работы и не читаюсь.”

Таким образом, в задачи второй четверти 2-го класса входит обучение детей транскрипции как зрительной опоре для усвоения алфавита и правил чтения: «Путешествие в Королевство английских звуков». Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить разночтение гласных, чтение буквосочетаний, а также помогает читать слова, не подчиняющиеся основным правилам чтения. Кроме того, это закладывает основу для работы со словарем. В учебнике и рабочей тетради (2 четверть) специальные упражнения на озвучивание и написание транскрипционных звуков представляет детям Королева английских звуков:

1. Прочитать знаки транскрипции. Для расширения возможностей работы с учебником звуки организованы по строчкам с номерами, а также образуют столбики. Поэтому задания, связанные с выполнением этого упражнения, могут формулироваться так: «Прочитайте вторую строчку» или «Прочитайте первый столбик».

2. Прочитать слова, записанные в транскрипции, и сказать, что они значат. Выполнение этих заданий будет интересным, если пользоваться раздаточным материалом: раздать детям картинки, соответствующие написанным словам. Все читают слово, затем тот, у кого есть нужная картинка, показывает её.

Другой вариант: группа учащихся (5-6 человек) выходит к доске, на которой укреплены картинки. Дети читают вслух слово, а стоящие у доски должны найти соответствующую картинку. Ученик, нашедший её первым, садится на место.

3. Самостоятельное чтение слов в транскрипции и соотнесении их с картинкой («Соотнеси картинки со словами»). Это задание также может быть организовано по рядам, парам и т.д. При этом дети могут выручать друг друга.

4. Самостоятельное чтение слов в транскрипции и выполнение различных заданий: «Обведи намеченные точками транскрипционные знаки», «Сделай подписи к картинкам», «Подпиши картинку, на которой изображено твоё любимое время года», «Прочитай слова в транскрипции и раскрась животных в нужный цвет» и т.д.

Для того чтобы сделать для детей процесс овладения техникой чтения не только осознанным процессом, но и коммуникативно – ориентированным, предлагаются следующие задания: «Королева звуков написала вам записки. Узнаете ли вы вашу любимую еду в этих записках? Учитель показывает детям карточки, на которых написано: [`ais kri:m], [keik], [mi:t] и т.д., и раздает их детям по одной на парту. Дети в парах читают записки и рассказывают друг другу, любят они эти продукты или нет.

P1: I like meat. – P2: I don’t like meat. / I hate meat.

P1: I like milk. – P2: I like milk too. Etc.

В третьей четверти второго класса начинается изучение алфавита, вводятся буквы и правила их чтения с опорой на уже известные детям транскрипционные знаки. При этом дети читают только то, что усвоено или усваивается в устной речи.

Учитель вместе с детьми раскрывает секреты английских букв. Сначала ученики выполняют задания, предполагающие опору на имеющиеся знания в родном языке:

а) Учитель раздаёт детям красные и синие карточки. Те, у кого красная карточка, должны назвать гласную букву русского алфавита, а ученики с синими карточками – согласную букву.

б) Тренировка в различении открытых и закрытых слогов. Учитель раздаёт ученикам красные (открытые слоги) и синие (закрытые слоги) карточки. Один из детей произносит любой слог (например, -ло), и тот, кто первым добавит к этому слогу другой или другие, чтобы получилось слово (се-ло, мо-ло-ко и т.д.), освобождается от карточки.

Только после такой подготовки дети (в рамках одного урока) знакомятся с понятием открытого и закрытого слога в английском языке, с гласными буквами Aa, Ee, которые умеют «петь», и согласными Mm, Nn, которые «петь» не умеют, поэтому в словах они звучат коротко: [m], [n].

Правила разночтения букв Aa и Ee представлены в учебнике специальными, понятными детям правилами. Далее выполняются упражнения, в которых предлагается прочитать слова:

(а), где буква Aa стоит в закрытом слоге: Am, Ann, man;

(б) где буква Aa стоит в открытом слоге: Name;

(в) выбрать слова, где буква Aa стоит в открытом слоге, а потом слова, где буква Aa стоит в закрытом слоге: Ann, name, an, man, am.

Формирование техники чтения по УМК И.Н.Верещагиной.

1. Дети знакомятся с согласными буквами и теми звукам, которые они могут передавать. Буквы предъявляются не в той последовательности, как они представлены в алфавите, а в зависимости от частотности их проявления в речевых моделях, которыми овладевают дети.

2. Изучив все согласные буквы, параллельно увеличив свой словарный запас и речевой репертуар по нескольким учебным ситуациям общения, ученики приступают к чтению гласных букв в различных словах.

3.Учащиеся сразу знакомятся с понятием «открытый и закрытый тип слога», с транскрипцией. Важно то, что чтение опирается на определенные навыки устной речи. Дети читают и пишут то, о чем они говорят. Они читают реальные слова, а транскрипционные значки помогают установить определенные соответствия между графическим и звуковым образом различных слов.

4. Чтение отдельных слов сочетается с работой по увеличению единицы воспринимаемого текста. Учащиеся читают слова, словосочетания, предложения с ними и учебные мини- тексты. В фонетическом плане: артикуляция слов отдельно и в сочетании с другими.

Способы чтения: хоровое и индивидуальное проговаривание текста за учителем в классе и повторение текста за диктором дома.

Следует отметить, что на сегодняшний день в практике обучения технике чтения господствуют два метода: метод целых слов (оба направления) и метод чтения с опорой на фонетическую транскрипцию. Но, к сожалению, эти методы зачастую не дают ожидаемых результатов обучения. Это связано с тем, что в настоящее время обучение английскому языку в школах России начинается со 2-го класса, и, соответственно, начало обучения чтению предусматривается со II четверти после освоения учащимися устного вводного курса. Однако у детей во 2-м классе еще не завершен процесс формирования навыков и умений чтения на родном языке, а, как известно, в России в связи с особенностями правописания принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению. В результате, как показывает практика, параллельное использование абсолютно разных способов формирования механизма чтения затрудняет процесс обучения чтению как на английском языке, так и на родном.

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

Статья просмотрена: 5262 раза

Библиографическое описание:

Будникова, И. Н. Развитие навыка грамотного чтения у школьников / И. Н. Будникова, Н. Б. Цивенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3334/ (дата обращения: 07.01.2021).

Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного.

Овладение чтением — процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение — навык общеучебный. Даже при разнообразных подходах учителю и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении. А нерешенная проблема — прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла.

В среднем звене и старших классах предмет «Литературное чтение» называется уже «Литература», на который традиционно отведено всего 2 часа в неделю, отсутствуют часы на вычитывание текстов, техника чтения проверяется лишь до 7 класса.

Сегодня и в обществе заметна тенденция к нечтению : не читают взрослые, не читают и дети.

Исследованием Международной программы PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в 2009 году приоритетной областью стала «грамотность чтения». В исследовании приняли участие 65 стран мира, в том числе Россия. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41–43 места.

ФГОС НОО по «Литературному чтению» предполагает следующие предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. В планируемых результатах ФГОС НОО выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения.. [11, c . 6–8].

Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Но невозможно приобщить школьников к искусству слова, не научившись грамотному осознанному чтению. [10, c . 7 ]. Поэтому именно сегодня государство стало уделять большое внимание популяризации чтения: электронные библиотеки, электронные книги, использование Интернет-ресурсов на уроках.

Навык чтения складывается из двух сторон — смысловой и технической . Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне — пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения.

Процесс чтения для школьника — это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Для успешного освоения навыками осознанного чтения учителю необходимо обеспечить в классе определенный режим работы:


упражнения в чтении должны быть каждодневными;

отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Как особый вид деятельности , чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения . Формирование качественного навыка чтения у школьников является одним из основных задач начальной и средней ступени обучения.

На современном этапе развития общества каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий . Этого требует время. Понимая значимость обучения чтения в образовании, воспитании и развитии детей, ищу пути повышения качества обучения на уроках. Для этого был разработан и составлен комплекс-тренажер «Учись читать быстро» для развития и отработки навыка чтения на уроках литературного чтения, литературы и русского языка.

Комплекс представляет собой лист — тренажёр, составленный на одну из букв алфавита или группу букв, сгруппированных например, по глухости — звонкости или группе гласных букв. Каждый лист-тренажер состоит из упражнений, направленных на систематические тренировки речевого аппарата ребенка , на развитие умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Систематические упражнения приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения» , т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.

Материал для упражнений — это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго и последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала от урока к уроку рекомендуется увеличивать. Буквосочетания увеличиваются соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т. д.). Различные варианты расположения на листе-тренажере способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Также в каждом листе имеются игровые и занимательные упражнения, цель которых — сделать обучение чтению более привлекательным, радостным и интересным.

Упражнения можно читать непосредственно во время урока жужжащим чтением, хором, с заданным темпом, (темп простукивается карандашом), про себя. А можно тренажер давать на дом.


Первая группа упражнений: слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

са со су сы сэ ся сё сю си се

за зо зу зы зэ зя зё зю зи зе

ас ос ус ыс эс яс ёс юс ис ес

аз оз уз ыз эз яз ёз юз из езПри прочтении этих упражнений полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га. Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Или такие стишки:

са′ — са, са′ — са, са′ — са, са′- ни, са′- ми, са′- ло

са — са′, са — са′, са –са′ ко — са′, ли — са′, о — са′,

са-са′-са, са-са′-са, са-са′-са ка-са′т-ка, по-са′д-ка, на-са′д-ка

са-са-са′, са-са-са′, са-са-са′ кол-ба-са′, по-ло-са′, не-бе-са′

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.


Вторая группа упражнений: чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

сад сам сок сон сом сор сук суп суд сыр сыт сыч сын сэр сир сел

зал — зол — зов — зоб — зуб

Это материал логопедического пособия, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.


Третья группа упражнений: чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова или в начале слова. Например:

слог — слон — стон — стан — стар — стал — стыл — стол — стул — стук — сток — стык

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия можно выделять гласную цветом.


Четвёртая группа упражнений: чтение слов с заменой согласного в слове. Так:

лоб — зоб вал — зал дуб — зуб губы — зубы набор — забор намок — замок


Пятая группа упражнений: чтение наиболее трудных слов, с проговариванием, выделением первого слога. Например:

ска — сказка ско — скобка ски — скибка ску — скумбрия

ста — стакан сто — сторожка сти — стирка сту — ступня свя — связка

сва — сварить сво — свора сви — свить све — светить стя — стяг

зва — звать зво — звонок зве — звезда здо — здоровье зву — звук

зра зразы зре — зрение зри — зритель зря — зрячий зна — значок

Одним из видов упражнений в комплексе являются работа со скороговорками, помогающими детям развить фонематический слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Методика работы следующая: сначала медленно и громко прочитывают, затем тише и быстрее, почти шепотом.

Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Примером могут служить следующие высказывания : Сеня вёз воз сена. Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

В начале каждого урока целесообразно предлагать ученикам тренажерную разминку: следует сначала прочитывать упражнения 1–3 группы, затем поработать над скороговоркой, что поможет развитию подвижности речевого аппарата. Такая разминка даст возможность ученикам переключиться с перемены на урок.

а) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;

б) ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый

в) дети объединяются в пары и читают слова друг другу по очереди — 1–2 слова один ученик, 1–2 слова другой и т. д.

г) дети читают хором;

д) ученики читают для себя, отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.

Важно учить детей не бояться незнакомых слов, не пасовать перед ними, а прочитывать независимо от того, знакомо слово ребёнку или не знакомо, понятно или нет.

Тренажер может служить источником для подбора словарного материала на уроках русского языка. Например, можно спланировать работу по обучению звуко-буквенному анализу, при изучении глухих и звонких согласных на конце и в середине слова, безударных гласных в корне, словарных слов. При работе с тренажёром на буквы Ч, Щ, Ж-Ш, Ц одно из упражнений направлено на повторение и закрепление орфограмм с данными буквами и сочетаниями:

Прочитай слова и запомни их написание: ц ы п ц ы ган ц ы плёнок ц ы почки ц ы кнуть птиц ы — синиц ы — борц ы — близнец ы — куц ый

станц ия — авиац ия — акац ия — коллекц ия

Пособие окажет помощь учителю при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения письма в пропуске букв в стечении согласных, нарушений слоговой структуры слов и т. д. (бу…(кет), ком — корм).

Разнообразие приёмов, упражнений, игровые моменты, систематичность в работе помогают ученикам развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения.

При использовании упражнений «Учись читать быстро» и предлагаемых к ним видов работ процесс совершенствования техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся : одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим — не терять приобретенные ранее навыки.

Безруких М. М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. http:// metodisty . narod . ru / vsd 04. htm

Белова Н. Б. Пробуждать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. — 1990, № 4 с.13–15

Бессчастная Е. И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников.// Начальная школа. — 2000, № 9 с.76–80

Горецкий В. Г. О проверке навыка чтения.// Начальная школа. — 2001, № 8 с.48–58

Джежжелей О. В. Формирование круга чтения младших школьников.// Начальная школа. — 1989, № 1 с.32–38

Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению.// Начальная школа. — 1990, № 8 с.52–62

Калинина И. Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы.// Начальная школа. — 2009, № 2 с.10–13

Климанова Л. Ф. Обучение чтению в начальных классах.// Начальная школа. — 1999, № 9 с.30–38

Коробейникова В. Н. О некоторых приемах обучения чтению.// Начальная школа. — 2007, № 11 с.31–33

ФГОС второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5–9 классы. // Изд-во «Просвещение», 2011.

ФГОС НОО. Программа «Литературное чтение». Кубасова О. В. Литературное чтение. // Изд-во «Ассоциация 21 век», 2011.

Похожие статьи

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

группа упражнений, слово, чтение, упражнение, ученик, урок, ребенок, русский язык, литературное чтение, речевой аппарат.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках.

2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение. Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение.

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса.

речевая разминка, упражнение, словарный запас, разминка, русский язык, диалог, ребенок, начальная школа, качественное совершенствование, чужая речь.

Развитие речи как средство обучения младших школьников.

Развитие речевого творчества старших. Развитие речи на уроках в начальной школе | Статья в журнале. сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Выразительность в речи и пении в младшем школьном возрасте

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода. Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению.

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

упражнение, система упражнений, русский язык, неродной язык, речевая деятельность, учащийся, речевой образец, речевой стимул, речевая реакция, знание.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

Каждый урок литературного чтения — это всегда знакомство с новым художественным произведением.

Изучение языка литературных произведений, в которых отражается сложное переплетение речевых (функциональных) стилей общенационального языка, ведет к.

Обучение чтению как способ развития речевых умений.

Формирование и развитие видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо) на уроках русского языка и литературы: обучающие и диагностирующие материалы / сост. М. Ф. Шацкая.

Использование приёмов театральной педагогики на уроках.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театральная педагогика, урок литературы, литературное чтение, ученик, урок, роль

Взаимосвязь уроков литературы с внеклассными занятиями. Поэтому урок литературы должен вестись как урок искусства слова.

Читайте также:  Речевой праздник 'По страницам знаний'
Ссылка на основную публикацию