Буклет логопеда: Подготовка к обучению грамоте

Буклет для родителей по подготовке детей к обучению грамоте
консультация

Данный буклет содержит методические рекомендации родителям при подготовке к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Графические диктанты для детей840 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 комбинированного вида»

за межаттестационный период

с 2013 – 2017 год

Составитель: Щелконогова Татьяна Эдуардовна

I. Аналитическая часть……………………. ……. ………..………5

  1. Анализ внедрения и использования современных инновационных образовательных и здоровьесберегающих технологий …. ……5
  2. Анализ содержания основных направлений коррекционно – развивающего процесса………………………………………………………….……………….12
  3. Анализ результатов мониторинга речевого развития детей………….……..20
  4. Анализ результатов эффективности коррекционно-развивающей работы….22
  5. Анализ коррекционно–развивающей среды и программно- методического обеспечения логопедического кабинета…………………………………..….24
  6. Анализ результата эффективности оптимизации работы по формированию единого пространства развития ребёнка через обеспечение субъектности специалистов и родителей в педагогическом процессе……………………….25
  7. Анализ развития профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма……………………………………………29
  8. Противоречия, проблемы межаттестационного периода…………………..…30
  1. Актуальность выбранной темы …………………. …………. ……31
  2. Основные этапы реализации проекта…………………………………..………33

Нормативные документы, программно-методическое сопровождение . …41

Основная задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Новые приоритеты образовательной политики отражены в нормативно-правовых документах:

  • Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013г. №30384);
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013г. №30038);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.05.2013г.
  • Устав Детского сада;
  • Образовательная программа детского сада;
  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детского сада для детей с ТНР.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как основа, в которой органично сочетаются все стороны психического развития человека: внимание, память, мышление, воображение, эмоциональная составляющая. Дошкольный возраст – это период активного речевого становления, усвоения и развития всех речевых сторон, что является необходимой предпосылкой позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного и познавательного развития.

Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами – Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой и другими – создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников

Анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают в раннем детстве речевым развитием, поэтому Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает на необходимость учёта особенностей развития и специфических образовательных потребностей каждой категории детей, на создание необходимых условий коррекции нарушений развития и социальной адаптации методами и способами, в максимальной степени способствующими получению дошкольного образования, условий реализации Программы, которые обеспечивали бы полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, в том числе – речевой.

Установлено, что наибольшая продуктивность в овладении речью достигается при условии, когда дети вовлечены в активную речевую деятельность во всех видах непрерывного образования. Тем самым мы даем значительное увеличение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. Но возникает противоречие, когда речевые возможности в силу органических и психофизических причин не позволяют ребёнку осваивать полноценно возрастные нормы.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным, поскольку правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Возникло противоречие между возросшими требованиями государства к качеству дошкольного образования и ухудшение фона психофизического здоровья детей, включая увеличение числа детей с речевой патологией.

В связи с этим обозначена проблема : поиск инновационных подходов к решению проблемы речевого развития у детей с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: речь и пути её коррекции у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель аналитического отчета: провести анализ, оценить продуктивность собственной деятельности и условий получения результатов в межаттестационный период с 2013 по 2017 учебные годы, а также спроектировать предстоящую деятельность на следующий период.

Для достижения качества коррекционно-развивающей работы и получения положительной динамики были определены задачи на межаттестационный период:

1. Проанализировать и оценить:

– созданные условия для внедрения и использования современных инновационных образовательных и здоровьесберегающих технологий, направленных на обновление и оптимизацию коррекционно-образовательного процесса и укрепления здоровья детей с общим недоразвитием речи;

– содержание основных направлений коррекционно – развивающего процесса;

– мониторинг речевого развития детей с общим недоразвитием речи;

– организацию коррекционно-развивающего пространства логопедического кабинета;

– эффективность взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса;

– повышение собственной педагогической компетентности и профессионального мастерства;

2. Выявить проблемы в коррекционно – развивающем процессе и спроектировать работу на следующий межаттестационный период.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

– метод изучения и обобщения педагогического опыта,

– метод обобщения результатов деятельности,

– метод анализа условий эффективности коррекционной работы.

Логопед советует

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) Материал подготовила учитель-логопед Белякова Е.Н.

Р ебенок плохо говорит? Виноват прикус. Материал подготовила учитель-логопед Белякова Е.Н.

Причины горлового произношения звука “Р”. Материал подготовила учитель-логопед Белякова Е.Н.

Речевая азбука для родителей. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Стать книгочеем? Легко! Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Малыш делает ошибки. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Простые советы логопеда родителям. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Советы логопеда. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Некрасова Е.А.

Занятия для развития фонематического слуха у детей 5 лет. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Некрасова Е.А.

Что способствует правильному речевому развитию? Материал подготовила учитель-логопед детского сада Некрасова Е.А.

Как развивать речь малыша: 10 идей для мам. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Речевые игры по дороге в детский сад. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Мифы и реальность о развитии речи малышей. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

В логопедической группе №2 07.09.17г. педагог-психолог Смирнова Е.А. и учитель- дефектолог Кузьмина О.Н. провели игру-тренинг «Педагоги и родители». В процессе тренинга решались следующие задачи:

– познакомить родителей и педагогов друг с другом;

– создать благоприятную атмосферу в группе и сплотить участников;

– установить доброжелательные отношения между участниками игры;

-определить общие задачи воспитания и развития, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время.

Воспитатели группы, специалисты и родители приняли активное участие в следующих упражнениях: «Давайте познакомимся», «Слово-ассоциация», «Сочинение коллективной сказки», «Наши общие задачи». В завершении тренинга педагоги и родители создали коллажи на тему «Семья и Детский сад».

Рекомендации для родителей. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Советы по подготовке руки к письму. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Что читать с детьми 5-7 лет. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Развитие слухового восприятия . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Некрасова Е.А.

Семейное чтение . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Родителям ребенка-дошкольника, не посещающего детский сад. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Речевая готовность ребенка к школе. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А .

Речевая азбука для родителей (Часть третья) Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Памятка для родителей . Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Речевая азбука для родителей (Часть первая) . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Развитие правильного речевого дыхания. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Учимся читать. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

Ваш ребенок поступил в логопедическую группу. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Игрушки? Игрушки ! (часть 4 ) Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Игрушки? Игрушки! (часть 3 ) Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Игрушки? Игрушки! (часть 2) Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Игрушки? Игрушки! (часть 1) Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Сюжетно-ролевая игра в развитии ребенка. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Математика для дошкольников . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Родителям дошкольников о математике . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Материал подготовилачитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Речевая азбука для родителей. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Рекомендации учителя – логопеда родителям будущих первоклассников . Материал подготовила учитель- логопед Белякова Е.Н.

Роль родителей в речевом развитии ребенка. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Развитие мышц речевого аппарата . Материал подготовила учитель-логопед Некрасова Е.А.

От игры к занятиям по развитию памяти, внимания, мышления . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Взаимодействие родителей и логопеда. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

Адрес: 174510 Новгородская область, г. Пестово,

Телефон / факс: 8 (81669) 5- 20-47; ( 81669)5- 69-54 (бухгалтерия)

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушения речи.

Содержимое публикации

«Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи».

Учитель-логопед : Филатова О.В.

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи.

Школа с первого класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший порог школы, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных у него определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Для успешного обучения в школе большое значение имеет хорошо развитая речь, которая служит залогом успешного освоения грамоты и чтения : ведь письменная речь формируется на основе устной. Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито внимание, память, мышление, фонематическое восприятие. Он должен владеть навыками звукового анализа и синтеза и развитой мелкой моторикой рук.

У дошкольников с нарушением речи снижена память, неустойчивое внимание, имеется отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. В связи с этим дети с нарушением речи испытывают большие трудности в овладении грамотой . Они находятся в группе риска по дисграфии и дислексии. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к обучению грамоте.

Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие цели:

сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте ;

подготовить руку к письму; (навык письма мы не формируем , а проводится предварительная работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму )

Определим объем знаний, которые мы даем по данному разделу :

формируем понятие «слово». Слова, обозначающие предмет, действие, признак и слово-предлог;

формируем понятие о предложении и его составе;

формируем навык звуко-слогового анализа – это наиболее объемное направление работы;

знакомство с буквами и формирование навыков чтения;

работа с текстом;

подготовка руки к письму.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Обучение может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть систематическими. Для прочности вырабатываемого навыка требуется время, терпение, постепенность и последовательность. Мы должны заинтересовать детей и донести до них информацию в той форме, в которой они способны ее воспринять. Именно поэтому использование словесных игр, наглядного материала в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.

1.Понятие «слово».

Формировать понятие « слово « начинаем со старшей группы. Мы должны сформировать у детей понятие « слово «.Что оно в себя включает?

Слово отличается от набора звуков тем ,что всегда что-то называет, что-то обозначает .

Что могут обозначать и называть слова ?

Слова ,называющие живые и неживые предметы. Знакомим детей с вопросами : кто это ?, что это ?

Слова ,называющие действия и отвечающие на вопрос : что делает ?

«Красивые» слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы : какой ?,какая?, какие?, какое ?.

«Маленькие « слова-помощники –предлоги.

Эти знания готовят детей к усвоению понятия «части речи» (существительное, глагол и т.д.)

2.Формирование понятия о предложении и его составе.

Даем детям понятие о том , что предложение состоит из слов , количество слов в предложении может быть разным. Слова в предложении согласуются –«дружат « между собой. Из предложения мы узнаем что-то новое.

Для усвоения понятия о составе предложения можно использовать условные графические изображения слов: слово-предмет –прямая линия

слово-действие- двойная прямая линия

слово –признак – волнистая линия.

Это ,конечно, очень сложно , требует времени и определенной подготовки детей.

Можно для обозначения использовать прямоугольники , которые будут обозначать слово , как составную единицу предложения.

3.Формирование навыков звуко- слогового анализа.

Это наиболее объемный раздел работы по подготовке к обучению грамоте. В ходе этой работы мы должны переключить внимание ребенка от семантики слова к его звуковому составу – умению услышать в слове определенные звуки , понять , что они расположены в определенной последовательности. Чтобы подготовить детей к аналитико – синтетическому звуковому анализу необходимо научить детей следующему :

научить различать между собой любые звуки речи ,как гласные так и согласные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие.

научить выделять любые звуки из состава слова и определять положение заданного звука в слове ( начало, середина, конец слова )

научить делить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги , а слоги в слова.

Овладение детьми различными формами фонемного анализа проводится в определенной последовательности :

умение выделять начальный гласный звук из состава слова.(Например : У-утка )

анализ ряда фонем, состоящего из 2-3 гласных звуков.( Например : ау-уа-иау )Дети определяют количество звуков и их порядок.

анализ и синтез обратного слога (ГС).

анализ и синтез прямого слога (СГ).

умение выделять первый и последний согласные звуки в сочетании CГС.

после овладения детьми устным анализом прямых и обратных слогов можно вводить цветовое изображение звуков ( красные квадраты- гласные звуки ,синие квадраты- согласные твердые звуки ,зеленые – согласные мягкие звуки ).

вводится буква ,как обозначение звука.

составление и чтение прямых и обратных слогов- начинается работа по формированию навыка чтения.

учим детей правильно употреблять термины : «звук», »буква», »слог», »предложение», »гласный звук», »согласный твердый звук», »согласный мягкий звук»,» глухой согласный звук», »звонкий согласный звук «.

овладение звуко-слоговым анализом слов (сначала типа С Г С Г и С Г С )

знания детей и звуковом составе слова объединяются с умением делить слова на слоги. В схеме мы сначала обозначаем слово, затем слоги и звуки в каждом слоге.

даем правило деления слова на слоги : сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Необходимо обратить внимание на подбор слов для звуко-слогового анализа. Выбирать надо те слова , в которых звучание звуков однозначно и четко. Например, мак,лиса. Не стоит брать слова типа : остановка, окно ; слова с йотированными гласными (Я,Ю,Е,Е) ,так как они предполагают звучание двух звуков –йа и и.д.

4.На последующих этапах букварного периода обучения для звуко-слогового анализа вводятся слова более сложного слогового состава, дети знакомятся с буквами ,формируется навык слитно-слогового чтения. При обучении чтению логопед в основном пользуется приемами ,рекомендованными общей методикой обучения. В то же время , учитывая особенности речевого развития детей с ОНР , особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала. Можно использовать ряд специальных заданий ,которые служат для проверки понимания детьми прочитанного ,так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи. Например, детям предлагается для чтения пара слов: КАТЯ – МИШКУ. Чтобы правильно подобрать пропущенное слово ( катает, несет, моет и т.д.) надо правильно прочитать слова и понять отношения между ними.

5.На следующем этапе развития навыка чтения добавляется работа над текстом. Главным , конечно , остается понимание прочитанного. Даем следующие понятия : название текста, текст ( рассказ ), рассказ состоит из предложений. Материал для чтения необходимо подбирать с учетом результатов работы по коррекции звукопроизношения , так как чтение мы рассматриваем как один из способов автоматизации звуков. И внимание родителей надо обратить на то ,чтобы ребенок читал правильно произнося все звуки.

6.Подготовка руки к письму.

Большое значение при подготовке детей к школе имеет развитие графо-моторных навыков. Письмо – это сложный процесс, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не следует допускать скуки и переутомления.

Подготовку к обучению грамоте следует начинать уже на первом году обучения , в старшей группе. Важным условием успешности работы является проведение занятий в системе, используя принцип от простого к сложному. Чтобы знания детей переросли в умения и навыки нужно использовать многократное повторение. А чтобы ребенок не уставал, его внимание сохранялось на протяжении всего занятия, надо чередовать словесные методы с наглядными. Если выполнение заданий было связано с большим напряжением и в основном использовались словесные методы, то игры планируются с наглядным материалом. И наоборот, если в основной части занятия было много наглядности, то специальные игры и упражнения должны быть словесными. Разнообразие в преподнесении учебного материала и использование занимательного наглядного материала способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей , интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний

Буклет “Советы логопеда” (памятка родителям)

Предмет:Логопедия
Категория материала:Другие методич. материалы
Автор:Никонова Елена Анатольевна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (doc)
Размер:440.00 Kb

Упражнения для развития связной речи.

Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

Подбирать действия к предметы и наоборот;

Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…

Назвать слова с определённым слогом, звуком;

Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

«Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);

«Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);

«Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);

«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка. »);

Переделать известную сказку;

Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;

Придумать продолжение сказки;

«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

Взрослым очень интересно

То, что всем давно известно!

«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,

И «Кого ты больше любишь –

Маму, папу или братца?»

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

И язык мне покажи!»

Хорошо пойдёт беседа

У меня и логопеда!

МДОУ Старомайнский детский сад №2 «Василек» общеразвивающего вида

Никонова Елена Анатольевна

Развитие речи ребёнка в норме.

Подготовительный период (от 0 до 1 года).

2-3 месяца – гуление;

4-6 месяцев – лепет;

9-12 месяцев – первые слова.

2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).

1,5-2 года – фраза;

к 3 годам – связная речь (несколько фраз).

3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).

К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.

6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.

4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.

Особенности речевого развития детей 6-7 лет.

Правильно произносят все звуки родного языка;

Производят простейший звуковой анализ слов;

Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);

Грамматически правильно строят фразу;

Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;

Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);

Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;

Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Предпосылки нормального развития речи ребёнка.

Психологическое и физическое здоровье.

Нормальные умственные способности.

Нормально развитый слух и зрение.

Потребность в речевом общении.

Полноценное речевое окружение.

Предпосылки для успешного овладения грамотой.

Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) – норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).

Психическое и физическое здоровье.

Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.

Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.

Полноценное речевое окружение.

Нормальное развитие двигательной сферы.

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

2. Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

3. Общее недоразвитие речи (ОНР 1,2,3,4 ур) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний и жестов;

2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура;

3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера.

4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 132 Скачиваний: 102

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Буклет логопеда: Подготовка к обучению грамоте

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Форум
  • Вопрос-Ответ
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Вебинары
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы
  • Рассылка
Стихи для логопеда [2]План самообразования логопеда [2]
Для занятий [220]Документы [12]
Планирование [16]Презентации [88]
Другое [51]Логопедическая характеристика [8]
План работы с учеником [3]Интерактивные презентации для логопеда [12]

Данное методическое пособие посвящено методике организации и проведения уроков этической грамматике детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей детского сада, а так же родителей, которые могут осуществлять речевое обучение ребёнка в домашних условиях.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данная авторская игра поможет не только педагогам коррекционных групп разнообразить свои занятия, направленные на развитие грамматического строя речи и повысить мотивацию детей на этих занятиях, но и воспитателям групп общеразвивающей направленности, а так же родителям, детей, идущих в первый класс, помочь завершению формирования грамматического строя речи у будущих первоклассников, обеспечив, тем самым, базу для успешного обучения в школе.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Представлен вариант анализа диагностических материалов, полученных в ходе логопедического обследования детей дошкольного возраста, с целью определения уровня их речевой компетенции. Показан способ фиксации результатов данного анализа.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

“Аналитический отчет. ” раскрывает направления работы учителя-логопеда в ОУ, позволяет оценить результативность деятельности за учебный год. Представленный материал будет полезен, как образец, для молодых специалистов (школьных учителей- логопедов).

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Используйте каждую минуту, проведенную вместе с ребенком. По дороге в детский сад и дома ребенок будет рад поиграть с Вами в игры.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В предлагаемой презентации представлены слайды для демонстрации учителем-логопедом для родителей обучающихся начальной школы. В текстовом файле содержатся подробные комментарии к слайдам – текст можно использовать как речь на выступлении перед родителями. В разработке объясняется организация логопедического сопровождения обучающихся начальной школы, в краткой и доступной форме рассказывается о процессе обследования речи обучающихся, о специфике логопедических занятий и о профилактике нарушений письма и письменной речи посредством активного развития устной речи. Предлагаемый материал уже был продемонстрирован на дне открытых дверей в гимназии, где работает автор, и был воспринят родителями будущих первоклассников весьма позитивно и одобрительно. Родителями была понята и осознана роль учителя-логопеда в школе и специфика развития устной и письменной речи.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Рабочая программа дополнительного образования «Учимся читать, играя». Обучение чтению по методике Н.А.Зайцева

Аннотация к рабочей программе «Учимся читать, играя».

Рабочая программа разработана для использования логопедами и другими педагогами в дополнительном образовании. Структура программы соответствует требованиям к рабочей программе педагога ДОУ.

Подробно описана суть складового метода обучения чтению Н.А.Зайцева, его отличие от традиционного фонетического метода обучения чтению.

Указаны цель и задачи, основополагающие принципы Программы, этапы ее реализации, предполагаемые результаты освоения.

Раскрыты формы взаимодействия с родителями, особенности использования программы в группах для детей с ОВЗ.

Описаны обязательные условия реализации Программы, необходимое оборудование, используемая литература и пособия.

Пояснительная записка:

«Склад — это речевая единица метода Зайцева, это пара согласный-гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква»

Википедия: Обучение чтению по складам, как свидетельствуют артефакты, велось еще в XII-XIII вв. В XVIII-XIX вв. Обучение по складам было широко распространено даже в низших сословиях России. Обучал чтению по складам и Л.Н.Толстой, писавший, что «звуковой» метод, проникавший в Россию с Запада с 70-х годов XIX века, « противен духу русского языка и привычкам народа».

«…Для чего идти хитрым и трудным
путем звукового способа, когда того же
самого можно достичь проще и скорее?»

Способ обучения чтению по складам Л.Н.Толстой называл народным: «…при нем выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому… Способный ученик выучивается в 3-4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный – не более как в 10 уроков…».

Широкая многолетняя практика обучения по усовершенствованному Н.А.Зайцевымскладовому методу, показывает, что толстовские сроки справедливы.

К вопросу о «раннем» обучении чтению.По словам Л.С.Выготского «только — то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (ГленДоман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое «раннее» – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте.

Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к поз-знанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями.

Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.

Цель программы:

Обучение дошкольников чтению складовым методом Н.А.Зайцева. Подготовка детей к школьному обучению.

  • Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, фонетико-фонологичекой и лексико-грамматической компетенции, коммуникативных способностей у детей.
  • Предупредить нарушение осанки и зрения у дошкольников.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Принципы формирования Программы

Методика занятий по кубикам Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте ее создателя, Николая Александровича Зайцева. В течение многих лет он работал в различных детских учреждениях и наблюдал как за нормально развивающимися малышами, так и за теми, у кого были какие-либо проблемы или отставания. В результате этого возникла целая система раннего развития детей, основанная на следующих базовых принципах:

Принцип первый — отсутствие принуждения.

Дети учатся, играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке — как им больше нравится. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом — всё происходит только на добровольных началах.

Принцип второй — чтение по складам.

Дети не учат буквы, а читают сразу по складам. Склад не есть слог. Склад — это речевая единица метода Зайцева, это пара согласный-гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква. Все склады записаны в таблицах и на гранях кубиков.

Принцип третий — начинаем с «письма».

М. Монтессори первой подметила, что ребенок, вопреки общепринятому мнению, учится сначала писать, а потом читать. Письмо – процесс превращения звуков в знаки.Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки, т.е. «пишут»! Суть метода Зайцева в том, чтобы показывать ребёнку склады и слова, а не объяснять, как отдельные буквы сливаются в слоги, а потом в слова.

Принцип четвёртый — использование нескольких органов чувств.

Маленькие дети не умеют мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов чувств.

При обучении задействуются слух, зрение и осязание:

  • кубиков очень много — большие и маленькие;
  • лёгкие и тяжёлые;
  • «золотые», «железные», «деревянные» и белые;
  • с разными наполнителями, которые звучат звонче или глуше.

Надписи на кубиках яркие, чёткие, разноцветные — их видно издалека. «Звучащие» кубики становятся одной из самых любимых игрушек практически всех малышей.

Эти принципы — основа обучения по методу Зайцева.

Значимые для Программы характеристики

Метод «Кубиков» базируется на работах классиков отечественной науки о человеке – исследованиях И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, П.К.Анохина,
А.Н. Леонтьева.

Коренным свойством «нервной организации» И.М.Сеченов считал «возможность расчленения слитных ощущений и связывание расчлененного в группы или ряды». Временное расположение психических актов в сознании он объяснял расчленением моментов восприятия на отдельные звенья посредством двигательных реакций.

Метод «Кубиков Зайцева» — прямая практическая реализация отца русской физиологии: сенсорный поток четко дробится на своеобразные «кванты информации», операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. Плюс полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые ребенку, плюс элементы соревнования, плюс постоянно меняющаяся игровая ситуация, плюс радость от явных и быстрых достижений.

Большая нагрузка? Но любой педагог согласится, что ребенок значительно меньше устанет, если будет обучаться, интенсивно играя, чем неподвижно сидеть, сложив руки и устремив взор на доску.

Быстрый результат дает чувство успешности. Успех рождает радость. А стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активации всех функциональных систем организма, верный путь к здоровью.

Другая группа оздоровительных факторов – ритмитизация деятельности. Она проявляется и в складовом принципе обучения, и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей обучающего, и в ритмических двигательных ответах детей, и в ритмических движениях кисти ребенка (прокручивание кубика). Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, «раскачивают» мозг, способствуют функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами развития.

Важные достоинства учебных приемов Н.А.Зайцева -это

  • формирование правильной осанки,
  • высокий уровень общей двигательной активности,
  • улучшение дикции,
  • правильная фиксация взора и множество дополнительных факторов, связанных с возможностью раскрепощения индивидуальных способностей ребенка.

Таким образом, использование методик Н.А.Зайцева, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.

Планируемые результаты освоения программы

  • Сформированный навык чтения по складам
  • Развитие внимания, памяти, мышления, фонетико-фонологичекой компетенции, коммуникативных способностей у детей,
  • Формирование правильной осанки, улучшение дикции, правильная фиксация взора.
  • Целостность, образность, яркость восприятия эмоциональных компонентов речи(«чувство языка»).

Содержательный раздел

Содержание образовательной работы

— музыкальное развитие

Этапы обучения дошкольников чтению через «письмо» по методике Н.А.Зайцева

Работа по системе Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере.

I этап

Установочные занятия (2 часа).

На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные игры и т.д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят.

1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.
2. Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе.
3. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

II этап

Запоминание складов (23 часа).

На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, запомнить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.).

При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий.

Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»;про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

Задачи II этапа:

1. Введение ребёнка в знаковую систему:

а) знакомство со складом;
б) выделение и показ определённого склада;
в) графическое оформление склада;
г) классификация складов.

2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.

III этап

Выход в слово (26 часов).

Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже.

Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.

Задачи III этапа:

1. Овладение техникой складового чтения:

а) «написание» слов по таблице и кубиками;
б) выделение ударного склада;
в) усвоение правила написания слов с большой буквы;
г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.

2. Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.

3. Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.

IV этап

Выход в предложение (9 часов).

Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.

Задачи IV этапа:

1. Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
2. Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.
3. Стимулирование познавательного интереса к чтению.

V этап

Выход в текст. Алфавит (4часа).

На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения.

Введение книжного шрифта походит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком.

Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на плакатах.

1. Формирование чистоты и выразительности чтения.
2. Стимулирование познавательного интереса к чтению произведений.
3. Увеличение словарного запаса.

Количество часов для каждого этапа дано приблизительно, зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, скорости достижения поставленных задач.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Роль, которая отводится родителям при раннем обучении чтению –это закрепление изученного материала, положительная оценка детских начинаний, создание ситуаций успеха для мотивации к дальнейшей работе.

Пособием-помощником для закрепления изученного дома служит «Домашняя тетрадь к занятиям «по кубикам Зайцева» Н.Пятибратовой.

Задания для малышей соответствуют образовательному этапу и красочно иллюстрированы, комментарий для родителей есть в каждом занятии.

Формы работы с родителями:

  • индивидуальные (беседы, консультации, рекомендации);
  • коллективные родительские собрания, информация об успехах воспитанников, о требованиях, предъявляемых педагогом к воспитанникам и т.д.

Диагностика качества полученных знаний и умений проводится в конце учебного года.

После прохождения курса дети должны:

  • запомнить складовые слияния;
  • уметь «написать» слово, короткое предложение складами;
  • иметь представление о гласных, о твердых-мягких, глухих-звонких согласных;
  • понимать знаки препинания.

Особенности использования программы в коррекционных и комбинированных группах

Методика Н.Зайцева не имеет принципиальных отличий в использовании при обучении чтению детей с особенностями развития.

Возможно, понадобится большее количество занятий, все зависит от индивидуальных возможностей конкретных детей. Детям с речевыми проблемами методика показана для легкого обучения чтению, минуя этап звукового анализа, представляющего для них определенную трудность и при использовании традиционного фонетического метода обучения надолго тормозящего овладение грамотой. Успех в данном случае обеспечивает использование всех каналов восприятия (зрительный, двигательный и т.д.) в помощь дефицитарномуслуховому.

Для слабовидящих детей соблюдены требования в величине и цветовом оформлении(крупные буквы, отсутствие резких сочетаний цветов на белом фоне).Для тугослышащих и глухих особенно важны различия по цвету, объему кубиков, величине клеток в таблице, тактильным ощущениям.

Организационный раздел

Методические рекомендации по проведению занятий по программе «Учусь читать,играя»

Организация рабочего места

Правильно организованное пространство для работы должно отвечать следующим требованиям:

  • таблицы должны быть размещены на уровне головы педагога для того чтобы быть уверенным, что ничего не заслоняется от детей в процессе работы;
  • полки для размещения кубиков должны быть размещены под таблицами на высоте, доступной для детей разного роста;
  • указка для «написания» слов по таблице должна быть легкой и достаточно длинной
  • (приблизительно 1.5.м) с учетом роста детей;
  • в кабинете должно быть достаточно места для свободного перемещения детей и проведения игр.

Учебно-методический комплект к программе

  1. комплект: кубики Зайцева + складовые таблицы;
  2. складовые картинки Зайцева;
  3. «Домашняя тетрадь по кубикам Зайцева» Н.Пятибратова;
  4. диск с попевками Зайцева;
  5. компьютер (магнитофон);
  6. длинная указка.

Расписание занятий

Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю подгруппами не более 5 детей, с учетом возможностей кабинета и обеспечения индивидуального подхода (всего-64 занятия).

1. «Кубики Зайцева. Учебник для родителей,воспитателей, учителей» изд-во «Методики Зайцева», Санкт-Петербург.
2. «Игротека письма и чтения по методике Зайцева» Афанасовой Е.Г.
3. «Домашняя тетрадь по кубикам Зайцева» Н.Пятибратовой;
4. «Изучаю и запоминаю буквы» Н. Пятибратовой

Тематическое планирование занятий

Дата проведения занятия

Содержание занятий по формированию навыка чтения

I этап – установочные занятия (2 часа)

II этап – запоминание складов (23 часа)

Дополнительная образовательная программа по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста

автор: Мельникова Наталья Ивановна

учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка»

Дополнительная образовательная программа по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста

2. Активизировать навыки фонематического восприятия в процессе ознакомления со звуковым составом слова.

  1. Целевой раздел

1.1 . Пояснительная записка……………………………………………………4

1.3 . Цель и задачи программы………………………………………………….5

1.5. Планируемый результат освоения программы. Мониторинг ……………. 5

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы и основные направления работы с детьми ….6

2.2. Методы, этапы и формы работы………………………………………………… 7

2.3. Тематическое планирование занятий…………………………………….. 7

  1. Организационный раздел

3.3. Материально-методическое обеспечение программы…………………….15

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Все начинается с любви.

В начале было слово,

Но я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви.

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная , речеслуховая, речедвигательная.

Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова — это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов — букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Ребенок дошкольного возраста – достаточно хорошо разбирающаяся в строении окружающего мира личность. Данная программа составлена с целью помочь родителям лучше подготовить ребенка к школе, облегчить ему освоение чтения; научить, что делать, если ребенок невнимателен и плохо запоминает, если он недостаточно хорошо владеет речью и не умеет логически мыслить.

Предлагаемый курс развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение говорить, слушать, читать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему. Программа является связующим звеном между детским садом и школой.

1.2 Направленность данной программы: познавательно-речевая.

1.3 Цель программы:

Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задачи:

— формировать общеучебные умения и навыки, необходимые при обучении в школе;

— обучить элементарным понятиям о звукобуквенном анализе слов;

развивать фонематический слух;

— развивать мелкую моторику рук;

— развивать грамотную речь, обогащать словарный запас.

— воспитывать любовь к родному языку;

— прививать навыки речевой культуры общения;

— прививать интерес к чтению.

1.4. Принципы программы

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:

  1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)
  2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

1.5 Прогнозируемым результатом изучения программы является ее полное усвоение, развитие правильной речи, формирование вычислительных навыков и сохранение устойчивого интереса к школьному обучению.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся будут знать:

— все буквы русского алфавита;

— основное отличие звука от буквы;

Обучающиеся будут уметь:

— различать гласные и согласные звуки и буквы;

— распознавать графический облик букв и соотносить их с соответствующими звуками;

— делить слово на слоги;

— читать по слогам;

— составлять текст из пяти– семи предложений по картине;

— правильно и красиво строить свою речь.

Мониторинг результативности программы

Проводится два раза в год: стартовый – в октябре, итоговый – в апреле.

Высокий уровень — ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период и выполняет задания самостоятельно

  • Ребенок знает и называет гласные буквы
  • Ребенок знает и называет согласные буквы
  • Читает прямой и обратный слоги.
  • Читает по слогам без ошибок
  • Читает целыми словами

Средний уровень — ребенок усвоил знания и умения программы и справляется с заданием с помощью взрослого

  • Ребенок знает и называет гласные буквы с ошибками
  • Ребенок называет согласные буквы с помощью взрослого
  • Читает прямой и обратный слоги с помощью взрослого
  • Читает по слогам с ошибками
  • Низкий уровень — ребенок не владеет в достаточной степени знаниями и умениями, предусмотренными программой:
  • Ребенок не знает и не называет гласные буквы.
  • Ребенок не знает и не называет согласные буквы
  • Не читает прямой и обратный слоги.
  • Не читает по слогам.
  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы и основные направления работы с детьми

Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат — умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Работа со звуком и буквой

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия на развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов. Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

2.2. Методы, этапы и формы работы

Методы и приёмы:

-словесные (чтение, рассказ, беседа, объяснение, чтение, словесная инструкция, чтение художественной литературы, художественное слово);

-наглядные (использование моментов игры, демонстрация, рассматривание);

-практические (самостоятельная деятельность детей, экспериментирование).

Формы и методы работы с детьми определяются особенностями данного предмета и включают как формы и методы, принятые в педагогике, так и адаптированные психологические методы: групповую беседу, анализ конкретных жизненных ситуаций, художественных текстов; проблемные ситуации; элементы наблюдения, самонаблюдения, опыта и эксперимента; игры (сюжетно-ролевые, имитационные, драматизация) тестирование и другие диагностические процедуры; решение задач. На занятиях используются:

  • дидактические игры;
  • игровые приемы и ситуации;
  • пальчиковые игры, физминутки;
  • графические упражнения;
  • психогимнастика, релаксационные упражнения.

Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного материала. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.

2.3. Тематическое планирование занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей 6-7 лет. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Учебный план

№ п/пТемаКоличество занятий
1Выделение первого и последнего звука в словах5
2Согласные звуки. Артикуляционный критерий для распознавания согласных звуков.8
3Мягкие и твердые согласные.9
4Деление слов на слоги.8
5Звуковой анализ слов12
6Чтение слов различной слоговой структуры. Трехсложные слова из открытых слогов14

Календарно-тематический план

сформировать представления о звуках [К] и [К’], букве «К» способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

1Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е.

познакомить детей со звуком и буквой «Е»Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; выкладывание букв из палочек.

Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги;

2Дифференциация звуков и букв Ч,Ш,С,Ть. Чтение текста

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Расписание занятий.

3.2. Структура занятия

  1. Чтение загадки, рассматривание иллюстраций.
  2. Выполнение артикуляционной гимнастики (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.
  3. Произношение изучаемого звука согласно анализу его правильной артикуляции.
  4. Характеристика звука: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.
  5. Игры с новым звуком, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
  6. Графический образ звука — буква.
  7. Закрепление образа буквы: «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе; выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов; выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе. построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе и т.д.
  8. Чтение слогов с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки).

3.3. Материально-методическое обеспечение программы

Материальное оснащение: интерактивная доска, доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки.

Методическое оснащение: буквари Н.С. Жуковой для индивидуальной работы детей.

1.Е.А.Бугрименко, Г.А Цукерман, Чтение без принуждения — М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

2.И. А. Быкова, Обучение детей грамоте в игровой форме- СПб; «Детство-Пресс», 2005

  1. Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду», СПб; «Детство-Пресс», 2010
  2. О.И. Бадулина, Готовимся к школе — Смоленск, Ассоциация XXI век, 2014
  3. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. — М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

6.Л.Е. Журова , М.И. Кузнецова Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. Рабочая тетрадь №1, 2

  1. Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.
Читайте также:  Деревья в осеннем лесу - конспект логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию