Будем мы играть и слова искать! (авторские игры на развитие фонематического слуха)

Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИнга Недодаева

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

2 «Поймай звук» Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заранее заданный звук. Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заранее заданный звук.

3 «Волшебные баночки» Подобрать по две одинаковые непрозрачные емкости с крышками. Наполнить их разным содержимым ( по 2 баночки: с горохом, гречкой, гайками, пуговицами и т.п.). Подобрать по две одинаковые непрозрачные емкости с крышками. Наполнить их разным содержимым ( по 2 баночки: с горохом, гречкой, гайками, пуговицами и т.п.). Ход игры. Ребенок трясет баночки и находит пары баночек одинаковых по звуку. Ход игры. Ребенок трясет баночки и находит пары баночек одинаковых по звуку.

4 «Скажи, что ты слышишь?» Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Описание игры: Сначала взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу. ). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.) Описание игры: Сначала взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу. ). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

5 «Скажи, что звучит?» Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.) Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.) Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет. Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

6 «Поставь по порядку» Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов. Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов. Описание игры: Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, послушать ряд звуков. Затем, открыв глаза, ребенок должен назвать звуки (вариант: разложить картинки) в том порядке, в котором они звучали. Описание игры: Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, послушать ряд звуков. Затем, открыв глаза, ребенок должен назвать звуки (вариант: разложить картинки) в том порядке, в котором они звучали.

7 «Тихо – громко!» Оборудование: музыкальные инструменты (бубен, барабан или др.). Оборудование: музыкальные инструменты (бубен, барабан или др.). Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, ребенок шагает на месте. Услышав тихое звучание, прыгает на месте. Взрослый может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений. Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, ребенок шагает на месте. Услышав тихое звучание, прыгает на месте. Взрослый может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

8 «Разговор шепотом» Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, находясь от взрослого на расстоянии 2-3 метра, услышал и понял то, что произносит взрослый шепотом (слова, предложения). Слова должны произноситься четко. Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, находясь от взрослого на расстоянии 2-3 метра, услышал и понял то, что произносит взрослый шепотом (слова, предложения). Слова должны произноситься четко.

9 «Эхо» Взрослый говорит (звуки, слова, предложения), ребенок должен повторить. Взрослый говорит (звуки, слова, предложения), ребенок должен повторить.

10 «Хорист» Взрослый предлагает ребенку пропеть заданный звук с разными интонациями (грустно, весело, удивленно и т. д.) Взрослый предлагает ребенку пропеть заданный звук с разными интонациями (грустно, весело, удивленно и т. д.)

11 «Сломанный телевизор» Взрослый исполняет роль диктора и беззвучно артикулирует гласные звуки. Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями. Взрослый исполняет роль диктора и беззвучно артикулирует гласные звуки. Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

12 РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: «Назови первый звук в слове». «Назови первый звук в слове». «Назови последний звук в слове». «Назови последний звук в слове». «Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова». «Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова». «Назови первый и последний звук в слове». Например: банан – [Б-Н]. «Назови первый и последний звук в слове». Например: банан – [Б-Н]. «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний – [Ш] (карандаш, камыш). «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний – [Ш] (карандаш, камыш).

13 «Кто больше?» Предложите ребенку посоревноваться, кто больше придумает слов, начинающихся с заданного звука. Предложите ребенку посоревноваться, кто больше придумает слов, начинающихся с заданного звука.

14 «Слова вокруг нас» Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук.

15 «Какой звук потерялся». Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян.Например: В небе летит. амолёт. Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян.Например: В небе летит. амолёт. В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно. В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.

16 «Цепочка слов» Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – арбуз – заяц – цапля – яйцо – очки – игла. Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – арбуз – заяц – цапля – яйцо – очки – игла.

17 «Назови слова на каждый звук в слове» Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков. Например: Например: Сок: соска, очки, капуста и т.д.

18 « Добавь звук» Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова: вол – волк, рыба – рыбак, завтра – завтрак, пар – парк вол – волк, рыба – рыбак, завтра – завтрак, пар – парк Добавить звук [Т] в конце слова: спор – спорт, бор – борт, бра – брат, сор – сорт и т.д Добавить звук [Т] в конце слова: спор – спорт, бор – борт, бра – брат, сор – сорт и т.д

19 «Отними звук» Какое слово получится, если убрать первый звук: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы – осы, крот – рот, смех – мех, гром – ром, зверь – верь, клей – лей, скот – кот, плуг – луг, укол – кол и т.д. косы – осы, крот – рот, смех – мех, гром – ром, зверь – верь, клей – лей, скот – кот, плуг – луг, укол – кол и т.д.

Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста для успешной работы логопедов

В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространёнными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие её компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы.

Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения.

Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.

Этапы работы:

– Узнавание неречевых звуков.

– Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

– Различение слов, близких по звуковому составу.

– Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.

На первом этапе

учим детей вслушиваться в окружающий мир,

вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.

Пример: игровое упражнение «Что это? »

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: магнитофонная кассета (диск) с записью на ней различных звуков.

Описание игры: Ребёнку предлагается прослушать запись и угадать: что это?

На втором этапе

учим детей различать высоту, силу и тембр голоса,

ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно) .

Пример: игра «Кто позвал? »

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребёнка зовут, произнося: «Ау! » или имя вызываемого.

На третьем этапе

учим детей различать слова, близкие по звуковому

составу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза.

Пример: дидактическая игра «Часы».

Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.

Оборудование: Часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова – квазиамонимы) .

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.

На четвертом этапе

обращаем внимание ребенка на часть слова – слог.

Пример: игровое упражнение «Добавь слог».

Описание игры: Логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:

сы-сы-са – длинная ко…

ши-ши-ши – наши дети хоро…

Данный этап является основным в работе по формированию

Фонематических процессов у детей.

Он включает в себя несколько разделов:

– Развитие фонематического восприятия

– Развитие фонематического анализа

– Развитие фонематического синтеза

– Развитие фонематических представлений

Дидактическая игра «Рыбаки».

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Оборудование: удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук .

Описание игры: Логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышим звук .

Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости, свистящие-шипящие и др.

Дидактическая игра: Королевства «Твёрдыша» и «Мякиша».

Цель: Обучение дифференциации на слух звуков по твёрдости-мягкости.

Оборудование: Изображения представителей королевств «Твёрдыш», «Мякиш», картинки с предметами – .

Описание: Логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах «Твёрдыша» и «Мякиша». Распределить картинки с предметами по королевствам, в названии которых слышим звуки – .

Дидактическая игра «Чебурашка».

Цель: Обучении дифференциации на слух звуков по звонкости – глухости.

Оборудование: пособие «Чебурашка», предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить в названии картинки «звенит» или «не звенит» первый звук.

Дидактическая игра «Собери картинки».

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Оборудование: пособие «Жаба и Зайка».

Описание игры: Логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком к Жабе, со звуком к Зайке.

Развитие фонематического анализа.

Учим детей выделять определённый звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Гусеница».

Цель: Развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного) .

Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами.

Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Цель: Развитие фонематического анализа (количественного) .

Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами.

Описание игры: Логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (4). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определённым количеством звуков в слове.

Развитие фонематического синтеза.

Учим детей объединять отдельные звуки в слова.

Дидактическая игра «Корабль».

Цель: Развитие фонематического синтеза.

Оборудование: пособие «Корабль», картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.

Дидактическая игра «Поезд».

Цель: Обучение делению слов на слоги.

Оборудование: пособие «Поезд», картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога.

Развитие фонематических представлений.

Игровое упражнение «Вспомни слово».

Цель: развитие фонематических представлений.

Описание: Логопед, бросив мяч ребёнку, предлагает назвать слово с заданным звуком ( в середине слова, затем назвать, какой по счёту в слове звук , какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове.

Альманах педагога

Автор: Кавтарадзе Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 12 “Аленький цветочек”
Населённый пункт: Ставропольского края г.Невинномысска
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: “Игры для развития фонематического слуха”
Дата публикации: 30.03.2020
Раздел: дошкольное образование

«Фонематический слух.

Игры для развития фонематического слуха.»

Фонематический слух — это способность человека различать,

анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха – это не лор-нарушение. При дефектах

фонематического слуха, физиологический обычно развит хорошо. Ребенок

Читайте также:  Задания по коррекции акустической дисграфии: Дифференциация звуков Ф-В

может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, или обладать

музыкальным слухом. Фонематический слух отвечает за различение фонем

(звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов похожие по

звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Если у ребенка плохо

развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки.

Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и

письму. Ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет

воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то,

что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в устной речи и на

письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше

будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить. Не успешность

в учебе негативно влияет на самооценку ребенка. Он привыкает чувствовать

себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании. Именно поэтому очень

важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не

произошло, в начальной школе.

Фонематический слух включает в себя 3 операции:

способность услышать и определить наличие данного

способность различать слова, в которые входят одни и

те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

способность различать близко звучащие, но разные по

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни – на 2-4 недели от момента рождения ребёнок реагирует

на любые звуки; на 3-4 недели жизни реагирует на речь: сначала – на

интонацию, ритм, затем на общий звуковой рисунок слов. К 1 году слово –

средство общения, ребёнок реагирует на звуковую оболочку слова.

На втором году жизни – фонематический слух активно развивается.

Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок слышит и

различает на слух все звуки речи.

На третьем году жизни – важным достижением является возможность

ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в

собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не

сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным

На четвертом году жизни – фонематический слух совершенствуется,

становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком

различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что

служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом – шестом году жизни – формируется звуковой анализ – умение

определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая

навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и

Этапы развития фонематического восприятия:

Развитие неречевого слуха (развитие слухового восприятия, внимания,

Развитие фонематического слуха.

Формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

1этап «Развитие неречевого слуха»

На данном этапе используются игровые упражнения, направленные на:

распознавание предметов по характерному шуму (звуку)

(губная гармошка, свисток, дудочка, погремушка, крупа в

дифференциацию шумов (звуков) (шелест листьев,

шуршание бумаги, шум воды, ветра, хлопанье, скрип, стуки)

дифференциацию силы звучания предметов (большой барабан и

определение направления шума (звука).

1«Угадай, на чем играли?»

Цель: развивать устойчивость слухового внимания, умение различать

инструмент на слух по его звучанию.

Педагог знакомит детей с музыкальными игрушками:

гармошкой, барабаном, дудочкой, бубном и другими. За тем

он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит

детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает

инструмент из-за ширмы и играет на нём.

«Что ты слышал?»

Цель: развивать устойчивость слухового внимания, умение различать шумы

природы на слух по его звучанию.

Детям предлагается послушать аудиозапись: шум дождя,

ветра, плеск волн, пение птиц и другие, с одновременной

демонстрацией соответствующих картинок (капли дождя, море с

волнами, птицы и другие).

При повторном прослушивании дошкольники должны

определить, что они услышали, выбрав одну из предложенных картинок.

3«Угадай, что делать?»

Цель: научить детей соотносить характер своих действий с

изменением силы звучания предмета.

Детям раздают по два флажка, и предлагается выполнить

следующее задание: если бубен звучит громко, то надо

поднять флажки, если бубен звенит тихо, то надо держать

4«Где позвонили?»

Цель: учить детей определять направление звука.

Дети садятся в круг. Логопед выбирает водящего, который

становится в его центре. По сигналу водящий закрывает глаза. В

это время кому-нибудь из детей дается бубен (колокольчик и т.п.) и

предлагается позвонить. Водящий не открывая глаз, должен рукой

указать направление, откуда доносится звук. Если водящий

ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначает другого водящего.

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них

постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3

раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

2 этап «Развитие фонематического слуха»

На данном этапе используются игровые упражнения, с помощью которых

различать одинаковые слова, фразы, звуки по высоте, силе и тембру

различать слова, близкие по звуковому составу;

дифференцировать фонемы (звуки)

1«Громко-тихо»

Цель: развивать умение менять силу голоса: говорить то громко,

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят

слова громко, маленькие – тихо.

2«Три медведя»

Цель: развивать умение менять высоту голоса

Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит:

Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос

средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка

голосом, меняющимся по высоте.

3«Найди себе пару»

Цель: учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные

по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном

назывании слов и четком произношении звуков.

Вариант1: Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-то должен

сказать слово, а другой отозваться похожим словом (шутка – утка, мишутка).

Те, кто составил пару, отходит в сторону. Упражнение продолжается до тех

пор, пока все дети не подберут себе пару.

Вариант2: Игра проводится так же, как описано выше, но, когда пары будут

составлены, дети подходят к воспитателю и произносят другие, вновь

подобранные, сходные по звучанию слова (песок – носок).

4«Так ли это звучит?»

Цель: учить самостоятельно находить слова, сходные и различные по

звучанию, закреплять умение выделять из слова определенные звуки.

Детям раздаются большие карточки с изображением каких-либо предметов и

предлагаются маленькие карточки с изображением различных предметов.

Детям дается задание: подобрать к большой карточке картинки, названия

которых сходно по звучанию. Например, к большой карточке с изображением

лягушки дети подбирают маленькие картинки с

изображением катушки, хлопушки, кукушки.

5«Разложи по парам»

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним

Воспитатель помещает в верхней части фланелеграфа несколько картинок.

Остальные картинки лежат на столе. Детям предлагается к каждой картинке

на фланелеграфе найти пару из картинок, лежащих на столе. Парой является

сходное по звучанию слова (коса – коза).

Каждый ребенок, подобрав пару и разместив ее на фланелеграфе, произносит

оба слова из пары, голосом подчеркивая их сходство и различие.

3 этап «Формирование навыка элементарного синтеза и анализа»

Этот этап имеет определённую последовательность:

определение количества слогов в словах разной сложности

выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука

выделение из слога гласного, затем согласного звука

выделение первого и последнего звука в слове

выделение слова с предложенным звуком из группы слов

и ли из предложения

определение места, количества, последовательности звуков в

творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Детям предлагается разложить картинки в нужный карман в зависимости от

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове.

На столе у детей лежат карточки. Воспитатель кладет первой картинку с

изображением карандаша и объясняет задание: «Мы будем выкладывать

цепочку из предметов. Первым в цепочке будет слово карандаш. Следующим

должно быть слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается

слово карандаш. Кто найдет предмет с таким названием у себя на картинке,

присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко

было слышно последний звук.

3«Найди место звука в слове»

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине

Вариант 1: Воспитатель раздает детям карточки с карманами и буквой,

конверты с набором картинок. Предлагает рассмотреть карточки, затем

сказать, что изображено на них. Спрашивает какой одинаковый звук

слышится в названии предметов (например, Автобус, плАтье, книгА). Звук А,

есть в названии всех предметов, но слышится в разных местах слова. Дети

должны правильно разложить все картинки в нужные карманы. Затем

объяснить почему этот предмет они положили в тот или иной карман.

Вариант 2: Участвуют от 5 до 8 человек. Воспитатель показывает картинку с

изображением предмета (например, медведь), ребенок должен поднять руку у

кого карточка с буквой «М», определить место звука в слове (в начале,

середине или конце слова). Тот ребенок, который быстро заполнит кармашки

«Составь слово по первым буквам»

Цель: обучать звукобуквенному анализу слова, закрепить навык чтения,

развивать память, внимание, логическое мышление.

Перед ребёнком лежат карточки, на которых изображены несколько картинок.

Необходимо назвать картинку, выделить первый звук, обозначить его буквой

и поставить соответствующую букву под данной картинкой, и так со всеми

словами. В итоге должно получиться слово «из первых букв». Ребёнок в

процессе игры закрепляет звуковой анализ, зрительный образ буквы.

Поймай слово»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Воспитатель: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте

из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А –

муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

Заключение: игры по развитию фонематического восприятия

способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего

освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и

восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и

письма, положительно влияет на становление всей речевой системы

дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Задача же воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников

интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное

восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению

новыми знаниями, умениями и навыками.

Список литературы:

1. Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у

дошкольников. — М., 1997.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения

речи у дошкольников. — М., 1990.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием

фонематического строя речи. — М., 1978.

6. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной

логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998.

7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.

8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.

9. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. — М., 1993.

Пиктограммы для детей с ОНР

В статье представлен материал из опыта работы по развитию связной речи у детей с ОНР посредством использования пикторамм — метода наглядного моделирования.

Тема: «Совершенствование работы по развитию речи у детей с ОНР посредством включения пиктограмм»

“Чтобы обучить другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому”.
М.Монтень

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией, а также с детьми, имеющими нарушения слуха (в том числе после кохлеарной имплантации) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс обучения.

Пиктограммы для детей с ОНР

Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у данной категории детей, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.

Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки плюс дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.

Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает:

  • Облегчить общение.
  • Улучшить всестороннее развитие ребёнка.
  • Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).

Историческая справка

Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) т. е. отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания, известно со времён неолита (2 тыс. до н. э.). Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм. Известно пять видов основных назначений, которые выполняли пиктограммы (любовные, охотничьи, магические, военные, политические).

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале 30- х годов 20 века и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности. В данном случае использовались пять видов пиктографических изображений (абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические).

В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках.

Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться
  • Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем
  • Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)
  • Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)

Итак, нами был систематизирован пиктографический материал с учётом:

  • Лексических тем.
  • Возрастных особенностей.
  • Программных требований.

В системе работы с детьми с ОНР и с нарушениями слуха пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Этапы обучения работе с пиктограммами

Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.

  • Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
  • Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
  • Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
  • Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
  • Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
  • Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.
Читайте также:  Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.

  • Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода).
  • Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
  • Четвёртый лишний.
  • Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть).
  • Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

  • Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.
  • Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
  • Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
  • Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

  1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
  2. Обобщающее понятие.
  3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
  4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Считаем, что пиктограммы можно использовать на всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи и слуха, что сегодня будет продемонстрированно на логопедических занятиях.

Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 21.11.2014

Статья просмотрена: 5326 раз

Библиографическое описание:

Зюзина, А. И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А. И. Зюзина, И. И. Сидорова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/5849/ (дата обращения: 07.01.2021).

Авторы раскрывают проблему развития связной речи дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с использованием метода наглядного моделирования и в частности метода пиктограмм, обозначают актуальность их использования. Знакомят с этапами работы с пиктограммами.

Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп, учителям-логопедам.

Ключевые слова:речь, пиктограмма, моделирование.

«Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30–40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). Актуальность данной темы определятся тем, что связная речь, а особенно — монологическая речь описательно-повествовательного характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности.

Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л. С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии связной речи. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей. Дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у детей с ОНР, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.

Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения — определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи дошкольников с ОНР. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

– во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

– в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться

– Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем

– Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)

– Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)

В системе работы с детьми с ОНР пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Этапы обучения работе с пиктограммами

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.

– Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).

– Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).

– Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.

– Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.

– Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).

– Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.

– Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла — играть; яблоко — есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать — уши; пить — вода).

– Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.

– Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши — слушать; глаза — смотреть).

– Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

– Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.

– Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.

– Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

– Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).

2. Обобщающее понятие.

3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.

4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР.

Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

1. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51–54.

2. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102–115.

3. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50–53.

4. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7–12.

5. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.

7. Ельцова О. М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, № № 1, с.27–34.

8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

10. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

11. . — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с. — (Библиотека практикующего логопеда).

Развитие речи с использованием пиктограмм

Лариса Малютина
Развитие речи с использованием пиктограмм

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

Для детей с ОНР необходимо подключение всех анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного, слухового, вкусового.

Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.

Методическое пособие предназначено для логопедов, воспитателей и родителей. Немного истории.

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки.Причем в каждом рисунке был определенный смысл: люди не буквами, которых они еще не знали, а знаками и рисунками «писали» то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, каждая точка или круг, поза, а может быть, поворот головы животных имели вполне определенное значение. Рисунок человека, бегущего за кабаном, например, мог означать приглашение на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Что в принципе одно и то же. Человек, получивший такое послание, мог прочитать его так же, как мы читаем письма.

Вот такие рисунки, составляющие письмо, и называются пиктограммами. А целые рисунчатые письма – пиктографией. На латинском языке «pictus» означает «нарисованный».

С развитием письменности пиктограммы не исчезают, просто меняется их назначение. Однако некоторые племена очень долго еще сохраняли традицию передавать послания в рисунках. Конечно, во многом это было вызвано тем, что люди были неграмотны.

Так, в середине XIX века президент США получил однажды необычное письмо от вождя одного из индейских племен. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавль, различные звери, проведены какие-то линии, полосы, были здесь изображены и другие непонятные знаки. Президент поручил чиновникам своей канцелярии расшифровать это загадочное послание. И вот что в нем было написано.

Оказывается, вождь племени журавля, а также вожди племен куницы, медведя и морского кота обращаются к президенту с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места. Тонкая линия, проведенная от глаз журавля к трем окружностям, обозначала, что индейцы хотят переселиться на три озера, вокруг которых находились более удобные для них земли. Длинная же полоса, прочерченная под ногами животных, указывала на Верхнее озеро, рядом с которым располагались племена сейчас. Линии, соединяющие мозг и сердце журавля с сердцами и глазами животных, показывали, что просьбу поддерживают все племена индейцев.

Пиктограммы существуют и в наши дни. Это эмблемы различных международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображения на государственных флагах и т. д. Вспомните также рисунки в детских журналах, которые составляют целые сериалы, посвященные похождениям одного героя.

Читайте также:  Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях

В практике логопедической работы дошкольных учреждений значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Учитывая особые речевые возможности детей с ОНР (бедный словарный запас, трудности в согласовании и управлении, изложение событий в логической последовательности) работа начинается с определения семантического поля – восприятие предмета в целом (название, признак, возможность производить действия с предметом).

Для оптимизации процесса обучения и повышения интереса вводятся сказочные персонажи.

Гном «Кто? Что?»– помогает накапливать предметный словарь.

Гном «Какой?»– учит различать и выделять признаки предметов.

Гном «Что делает?» знакомит со словами – действиями.

Составление любого рассказа – описания начинается с «исследования» предмета, игрушки, муляжа.

Для детей с ОНР необходимо подключение всех анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного, слухового, вкусового.

Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.

Набор последовательно выставленных пиктограмм помогает ребёнку описать предмет полностью и точно. Запомнив и опираясь на алгоритм описания, дети в дальнейшем самостоятельно смогут составить описательные рассказы.

Для пересказа создаётся схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщённые представления о логической последовательности текста.

Вначале используются готовые схемы. Затем постепенно привлекаются дети к совместному составлению пиктограмм.

Во время формирования у ребёнка навыка составления описательного рассказа должна проводиться предварительная работа по накоплению словаря, включающая в себя обыгрывание каждой ячейки схемы.

Гномик «Кто это? Что это?»

Помогает накапливать предметный словарь.

Гномик «Какой?»

Учит различать и выделять признаки предметов.

Гномик «Что делает?»

Знакомит со словами – действиями.

Составление описательного рассказа.

Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.

Название предмета, величина.

Какой предмет на вкус.

Где растёт в саду или огороде.

Растёт в саду, на дереве.

Из яблока можно приготовить сок, сварить варенье.

Пересказ сказки «Репка».

Речь сопровождается показом пиктограммы.

Посадил Дед репку.

Выросла репка большая – пребольшая и стал он её тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала жучка кошку Машку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку!

Составление сравнительного рассказа

«Ранняя и поздняя осень».

Речь сопровождается рисованием пиктограмм с использованием сюжетных картин, на которых изображена поздняя и ранняя осень.

А Ранней осенью погода

солнечная, а поздней – пасмурная.

Ранней осенью птицы собираются в стаи,

а поздней осенью – улетают в тёплые

Ранней осенью на деревьях есть листья, а

поздней осень деревья стоят голые.

Ранней осенью животные готовятся к

зиме, а поздней осенью некоторые

животные впадают в спячку.

При работе с пиктограммами вовлекайте ребёнка в игровую деятельность.

Игра «Писатель». Ребёнку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» о животном, об овощах и фруктах и т. д., в зависимости от изучаемого материала. Затем кто – либо из детей выходит и рассказывает свою «придумку».

Игра «Самый главный» также хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздаёт детям игрушки или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили, например, животные на скотном дворе или лесу, кто из них самый главныё. Дети озвучивают героя, изображённого на картинке, описывая его, используя пиктограммыот первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.

Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед продавцом на столе разложены предметные картинки или игрушки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.

Игра «Загадки». В данном случае один ребёнок загадывает предмет и описывает его, а остальные дети отгадывают, о чём он говорит. Ребёнок, который угадал этот предмет, составляет следующий описательный рассказ.

Сказкотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи у детей с общим недоразвитием речи Приходя в мир, ребёнок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Нормальное развитие ребёнка связано с удовлетворением.

Доклад «Развитие речи детей с использованием ИКТ» Доклад «Развитие речи детей с использованием ИКТ» Воспитатель Айтушева Разия Пахчановна Слайд 2. Для маленького ребёнка овладение речью.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе с использованием технологий «Звуковая культура речи. Звуки [р]-[р’]» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологий: игровой, сотрудничества,.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи» с использованием массажных мячиков. Мастер –класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики – залог правильной и красивой речи» с использованием массажных шариков. С помощью.

Организованная образовательная деятельность: развитие речи «Звуковая культура речи: звук [с]» Организованная образовательная деятельность: развитие речи. Тема: «Звуковая культура речи: звук с» Интеграция образовательных областей:.

Презентация «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего» Презентация по теме «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего технологий» ОПИСАНИЕ К СЛАЙДАМ Слайд.

Развитие речи младших дошкольников с использованием книг «Истоки для дошкольного образования» Выступление на “Герасимовских чтениях”, Вологда, 2016г. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне.

Развитие связной речи с использованием мнемотехники Тема «Лиса» РМО для воспитателей детей младшего дошкольного возраста Тема «Развитие связной речи с использованием мнемотехники в средней группе» Конспект.

Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии». Пояснительная записка. Программа «Развитие.

Статья «Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности» Тема: «Развитие связной речи средствами моделирования с использованием технологии осознанной речевой активности Л. В. Красильниковой». Успешное.

Использование пиктограмм для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

I квалификационной категории

Непокорова Валентина Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Пиктограмма, как одно из средств развития связной речи у дошкольников.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

В наш детский сад поступают очень сложные дети первичный диагноз: задержка психического развития, 50% инвалиды с различными диагнозами, РДА, слабослышащие, стали приходить дети, у которых произошло мутация генетики.
Ни для кого не секрет, что у детей с ОНР существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, преобладает кратковременная память. В этом возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети хорошо запоминают явления, факты, предметы, близкие по жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, а слуховая память и продуктивность запоминания заметно снижена.

Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л. С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у детей с ОНР, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является: метод наглядного моделирования, в состав которого входит метод пиктограмм .

Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному. Так Воробъёва В.К. – сенсорно графическими схемами,
Ткаченко Т. А. – предметно схематическими моделям, Большева Т.В. – коллажем,
Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения.

А сегодня я остановлюсь на теме: Пиктограмма, как одно из средств развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде..

В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР).

Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

– во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”

– в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться.

– как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем.

– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий).

– как подготовительный этап к освоению письма и чтения, у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Коррекционно – образовательные:

формировать умения слушать и понимать услышанное, выразительно пересказывать стихи текста и понимать рассказанное.

обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;

Коррекционно – развивающие:

активизировать творческое мышление и фантазию детей

развивать у дошкольников зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь, мелкую и общую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

формировать интерес к художественной литературе;

учить преодолевать робость, застенчивость, учиться свободно держаться перед аудиторией.

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Использование пиктограмм при пересказе сказок или небольших рассказов. Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Игры с пиктограммами.

Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», логопед читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ», логопед раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно», логопед расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

В системе работы с детьми с ОНР пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Вывод: использование метода пиктограммы способствуют развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.), что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове. Где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения — определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи дошкольников с ОНР. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР. Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Ссылка на основную публикацию