Биоэнергопластика – нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Альманах педагога

Автор: Алтунина Елена Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ-детский сад № 27 “Матрешка”
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: “Биоэнергопластика,как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики”
Дата публикации: 14.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения

Автор: учитель-логопед Алтунина Е.В.

Основным методом формирования артикуляционной моторики является

гимнастика. Артикуляционная гимнастика

совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом

хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей

готовности ребёнка к школе!

Произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и

дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать

чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только

разнообразные нетрадиционные формы. Рассмотрим нетрадиционные формы

проведения артикуляционной гимнастики.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного

аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и

взаимодействие руки и языка.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и

пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются

основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы логопедов наиболее

значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с

артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении

находится язык, нижняя челюсть или губы.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка,

положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении

Изученная литература позволяет говорить о том, что совместные

благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей,

развивает координацию движений и мелкую моторику.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление

усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

движение кисти руки.

результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-активизируется речевая функция

На первом занятии дети знакомятся с упражнениями для губ, языка

выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается.

При этом педагог упражнение сопровождает показом движением кисти одной

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции

движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой

движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного

аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный

год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью

руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец

Требования к проведению биоэнергопластики

Для развития и совершенствования чувства ритма и размеренности

отстукивание ритма, стихотворные строки или метроном.

При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо

следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в

игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку, можно на

ведущей руке ребёнка нарисовать глазки и ротик воображаемого человечка.

интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой.

Начинаем с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить

ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на

темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном

удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык

лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму,

зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к

четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под

счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5

сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Блинчик” – широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.

“Иголочка”- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца,

собраны в кулак. Указательный

палец выставляется вперед в момент высовывания “иголочки”. “Иголочка”

убирается – указательный палец убирается в кулак.

“Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под

счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

«Часики”– движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный

палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки

с выставленным пальцем качается вправо – влево

“Качели” – движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – “качели”

вниз; ладонь поднимается – ‘качели” вверх.

Круговые движения языком.

Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.

“Лошадки” – щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

“Грибок” – широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые

края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

“Чашечка” – широкий язык в форме “чашечки” поднят кверху, края языка

прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме “чашечки”. “Чашечка” смотрит вверх

“Накажем непослушный язык” – покусывать широкий кончик языка.

Постукивание ладошкой по столу

“Змейка” – пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое

артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок,

а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к

одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти;

их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Комплекс включает в себя пять упражнений: два упражнения

статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В

течение недели комплекс не менялся. Каждый понедельник одно хорошо

усвоенное упражнение заменялось новым, незнакомым.

В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные

упражнения. Сначала в комплекс входило одно такое упражнение. По мере

овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений

комплекса выполнялись с движением рук. Система применялась в занятиях с

детьми любых возрастных групп.

В зависимости от возраста менялась только мотивация упражнений,

игровые приемы, атрибуты.

Биоэнергопластика улучшает моторные возможности ребенка по всем

работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не

только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет

упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни

дети не видят свою артикуляцию.

Все учителя-логопеды в своей работе с успехом применяю

артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают

Поэтому моё обращение к нестандартному выполнению артикуляционной

гимнастики с использованием биоэнергопластики вполне закономерно.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о целесообразности

применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.:

«Издательство Детство-Пресс», 2011.

артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением

речи. //Дефектология. 1999. N4.

4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

5. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях:

Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт,

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.:

7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

9. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.:

речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет.

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Метод биоэнергопластики

Анастасия Байкова
Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Метод биоэнергопластики

Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер класс на тему: «Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики (метод биоэнергопластики)».

Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика.

В работе логопеда артикуляционная гимнастика имеет большое значение.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога.

Термин (биоэнергопластика») состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Целью данного метода является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.

Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве, и вообще стимулирует работу полушарий головного мозга.

Существует несколько этапов проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергоплатикой:

1 – проводится подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции;

2 – выполняем обычную артикуляционную гимнастику перед зеркалом, а логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки;

3-4 (основном) этапе артикуляционная гимнастика выполняется с подключением ведущей руки ребенка постепенно подключается и вторая рука.

5 – когда ребенок полностью освоил упражнения, логопед рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движением рук.

Предлагаю вам попробовать этот метод на себе.

Вы пришли сегодня в детский сад,

Давайте улыбнемся все. («Улыбка») (растянем губы)

И пошлем всем зретелям воздушный поцелуй («Воздушный

поцелуй») (губы вытягиваем трубочкой).

А теперь предлагаю попробовать сделать несколько упражнений со мной, а потом самостоятельно.

Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание артикуляционного упражнения.

Сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот Повторить 4—5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения,

пальцы выпрямлены и сомкнуты, направлена вниз

На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

Читайте также:  Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять упражнение под счет. Затем закрыть рот. Повторить 4—5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» широко открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами.

На счет «два» немного продвинуть язык по небу в направлении от зубов к горлу. Проводить языком по небу под счет от 1 до 4. На счет «пять» — вернуть язык в исходное положение.

Повторить упражнение 4—5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты.

На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать од счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.

И. п.: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.

Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком

Спасибо за внимание!

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики Федеральные государственные требования побуждают нас специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим.

Методика проведения артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая.

Правила проведения артикуляционной гимнастики Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Конспект проведения артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе Старшая логопедическая группа Цель: Вырабатывать полноценные движения губ, языка. Добиваться гибкости. Развивать мелкую моторику. Воспитывать.

Пособия для проведения артикуляционной гимнастики Артикуляционная гимнастика – это не скучно! Марина ФЕДОРОВА учитель-дефектолог ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг.

Картотека артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны.

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания. Родительский тренинг «Об игрушках — серьезно!» Форма проведения – родительский тренинг – выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек. Эпиграф: Дети должны жить в мире.

Презентация «Нетрадиционные формы проведения совместных мероприятий с родителями. День матери в виде квест-игры» Нетрадиционные формы проведения совместных мероприятий с родителями «День Матери» Слайд 2 В нашем детском саду постоянно проводится работа.

Памятка для воспитателя «Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики» Памятка для воспитателя Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики Все упражнения выполняются под счет,.

Статья «Биоэнергопластика – нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики»

Биоэнергопластика – нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

А.Г.Манушина, учитель-логопед, МБДОУ “Детский сад “Солнышко”, г.Онега

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. На современном этапе совершен переход на новый уровень образования. С появлением нового федерального государственного образовательного стандарта поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей стал одним из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае, эффективным средством коррекции звукопроизношения у дошкольников служит биоэнергопластика, как один из методов здоровьесберегающих технологий.

Звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы речевого аппарата. С этой целью в своей работе учителя–логопеды с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции. Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для пра­вильного звукопроизношения, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады звуков совместно с движениями кистей рук. Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Чтобы повысить мотивационную готовность и длительно удерживать интерес ребёнка при выполнении гимнастики используем нестандартный методу выполнения упражнений – артикуляционной гимнастике с биоэнергопластикой.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики . «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога на протяжении всего занятия. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Б лаготворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений мелкую моторику. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонема тических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки:

Оптимизирует психологическую базу речи.

Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.

Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствало привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличило эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивали и укрепляли мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчило постановку и введение звуков в речь.

Применение бионергопластики способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Применение биоэнергопластики создаёт предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания памяти и других психических процессов.

Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопласгикой на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http :// festival .

Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.Краузе, Е. Н.

Лазаренко О. И. Тренируем артикуляционный аппарат и пальчики // Вос­питание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2006. № 2. С. 28.

Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Стрельникова Татьяна Сергеевна
Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Правильная речь — одно из важных условий всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика.

В современной литературе описаны приемы развития мелкой моторики у детей, в том числе с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Логопеды в своей работе применяют артикуляционную гимнастику, которая включает совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка и губ становятся точными, сильными, уверенными.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Она включает в себя три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это активизирует интеллектуальную деятельность детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений с использованием биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Читайте также:  Фронтальное логопедическое занятие: Звук и буква Б

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

Планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает пять этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции. После обследования подбираются комплексы упражнений с учетом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе ребенка индивидуально знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Т. о. ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их.

На третьем (основном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребенка. Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Нужно добиваться, чтобы движения кисти руки были раскрепощенными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрялась.

На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата.

Учитель-логопед также сопровождает выполнение упражнений движениями руками.

На пятом (заключительном) этапе логопед рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Список использованной и рекомендуемой литературы

• Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.

• Бушлякова Р. Г., Вакуленко Л. С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.

• Лозбякова М. И. Учимся правильно и четко говорить: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2015.

Драматизация сказки «Теремок» на новый лад. Нетрадиционная форма работы с родителями (вторая младшая группа) Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке.

Фотоотчет «Нетрадиционная форма родительского собрания» «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, время, труда. Но, и мы счастливы.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики -биоэнергопластика.
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики -биоэнергопластика.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за его отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже в младенчестве ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения отдельными звуками или их сочетаниями (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Условия, обеспечивающие эффективность артикуляторной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  3. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. После прочного усвоения необходимых упражнений артикуляторную гимнастику можно проводить без зеркала, обеспечивая тем самым развитие кинестетических ощущений от органов артикуляторного аппарата.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

К сожалению, процесс формирования правильных артикуляторных укладов достаточно длителен, и каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка: создаются сказки для Весёлого Язычка, различные игровые ситуации, упражнениям придумываются новые названия и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на относительно новый подход в проведении артикуляторной гимнастики, предложенный Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. – биоэнергопластика. Суть его в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. На начальном этапе педагог, демонстрируя артикуляционное упражнение (на первом занятии проводятся 2-3 артикуляторных упражнения) сочетает его с движением кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает внимание детей к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти рук. На последующих занятиях постепенно подключается кисть второй руки. Особое внимание необходимо обращать на четкость выполнения каждого движения.

Тренировка нижней челюсти.

Упражнение № 1. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажены. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет три рот закрыт. Показ кистью руки; 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Тренировка губных мышц.

Упражнение № 2. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, на обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно больше тренировать их в движении вперед). упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, на «два» – пальцы врозь.

Упражнение № 3. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо, на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед, на счет «четыре» «пятачок» двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются 3-4 раза. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

Упражнение № 4. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх. Повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева на право. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

Упражнение № 5. нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают её, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы. Ладонь вниз, двигаются только пальцы.

Тренировка мышц языка.

Упражнение № 6. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение. Упражнение повторяется 4-6 раз. Кисть руки – движения ладонью вверх, вниз.

Упражнение № 7. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» – внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные собраны в кулак.

Упражнение № 8. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза. Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельно столу.

Упражнение № 9. Исходное положение6 рот приот5крыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается. Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.

Это упражнение для тренировки нёбной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик – у нижних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть до максимально глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц нёбной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Кисть руки – ладонью вниз параллельно столу. Когда опускается нижняя челюсть – пальцы собираются в бинокль.

Литература:
1. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.
2. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В предлагаемом материале рассмотрены основные подходы к проведению артикуляторной гимнастики, её значение для формирования правильных артикуляторных укладов звуков. Описаны упражнения биоэнергопластик.

В помощь учителю-логопеду.

Красочный буклет содержит ключевую информацию о применении биоэнергопластики на занятиях по развитию речи: значение термина, преимущества технологии, этапы работы.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика &nda.

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. На современном этапе совершен переход на новый уровень образования. С появлением нового феде.

quot;Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики&quot.

Применение методики биоэнергопластики, как нетрадиционной формы проведения артикуляционной гимнастики в коррекционной работе дошкольников

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ, КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Фауст Татьяна Владимировна

МБДОУ «Куртуковский детский сад»

Тема: Применение методики биоэнергопластики, как нетрадиционной формы проведения артикуляционной гимнастики в коррекционной работе дошкольников

Цель: Применение здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

1.Познакомить воспитателей с инновационной здоровьесберегающей технологией-«биоэнергопластика».

2.Внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ инновационную здоровьесберегающую технологию «биоэнергопластику».

Основным методом формирования артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школе!

Произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные нетрадиционные формы. Рассмотрим нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.

Изученная литература позволяет говорить о том, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки.

Применение бионергопластики способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-активизируется речевая функция

На первом занятии дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог упражнение сопровождает показом движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Требования к проведению биоэнергопластики

Для развития и совершенствования чувства ритма и размеренности выполнения упражнений взрослым используется счёт от 1 до 10, отстукивание ритма, стихотворные строки или метроном.

При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку, можно на ведущей руке ребёнка нарисовать глазки и ротик воображаемого человечка. Данный приём способствует эмоциональному подъёму и повышению интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой.

Начинаем с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Блинчик” – широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.

“Иголочка”- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания “иголочки”. “Иголочка” убирается – указательный палец убирается в кулак.

“Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

«Часики”- движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево

“Качели” – движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – “качели” вниз; ладонь поднимается – ‘качели” вверх.

Круговые движения языком.

Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.

“Лошадки” – щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

“Грибок” – широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

“Чашечка” – широкий язык в форме “чашечки” поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме “чашечки”. “Чашечка” смотрит вверх

“Накажем непослушный язык” – покусывать широкий кончик языка.

Постукивание ладошкой по столу

“Змейка” – пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Комплекс включает в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не менялся. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменялось новым, незнакомым.

В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входило одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполнялись с движением рук. Система применялась в занятиях с детьми любых возрастных групп.

В зависимости от возраста менялась только мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты.

Биоэнергопластика улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Все учителя-логопеды в своей работе с успехом применяю артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому моё обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики вполне закономерно.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями речи.

1., Лазаренко по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

2.Жукова общего недоразвития речи у дошкольников , , . – М.: Просвещение, 2010.

3. Быкова и упражнения для развития речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010.

4., Воробьёва упражнения: артикуляционная гимнастика.-СПб.: Издательский дом «Литера», 2004.

5. Сиротюк детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

Ссылка на основную публикацию