Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

Гимнастика для речевого аппарата: комплекс упражнений от заикания

Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

В чем заключаются цели и задачи логопедической коррекции?

Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.

Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

  • язык;
  • губы;
  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо.

Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

Какие именно виды логоневроза поддаются исправлению?

Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

В зависимости от разновидности судорог определяют:

  • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
  • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
  • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

  • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
  • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
  • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

  • укреплению мышц;
  • регуляции дыхательного ритма;
  • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.

В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

В каком возрасте возможно применение?

Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

Противопоказания для заикающихся взрослых и детей дошкольного и школьного возраста

Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.
  • В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

    • логопедическом массаже и технике его проведения;
    • логоритмичесмких приемах коррекции проблемы.

    Дыхательная гимнастика для формирования правильного речевого дыхания

    Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

    Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

    Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

    «Цветочный магазин»

    Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

    Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

    После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

    «Свеча»

    Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

    «Певец»

    Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

    Психологические на развитие голоса

    Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

    Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

    Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

    Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

    Метод Стрельниковой

    Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

    «Ладошки»

    При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

    На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

    Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

    «Погончики»

    Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

    «Насос»

    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

    Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

    Артикуляционная

    Занятия для подвижности нижней челюсти

    Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

    1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
    2. Движение челюстью вперед-назад.
    3. Движение челюстью влево-вправо.

    Зарядка для губ

    Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

  • Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  • Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  • Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
  • Для укрепления мышц языка

    Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

    1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
    2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
    3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
    4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
    5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

    Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

    Плюсы и минусы методов и применение в домашних условиях

    Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

    Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

    Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

    Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

    К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

    Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

    Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.

    Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

    Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников

    Елена Узлова
    Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников

    В этой статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также представлен опыт использования инновационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

    Овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально–волевой сферы, приводит к развитию

    нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости,

    негативизма. Все это сказывается на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем – на выборе профессии. Заикание, как показывают статистические данные, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2–6 лет, заикание ограничивает коммуникативные возможности

    ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию. Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого–педагогических позиций. Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки его применения при заикании мы впервые встречаем в трудах отечественных авторов – И. А. Сикорского (1889) и И. К. Хмелевского (1897). И. А. Сикорский в лечении заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б)психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.) , в) фармацевтическое и динамическое

    лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость

    лечебного воздействия по И. А. Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно–педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами. В комплекс лечебно–педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия.Цель этих мероприятий: устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса,

    дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, перевоспитание его личности; формирование правильного социального поведения. Логопед, как основной специалист по преодолению речевых нарушений речи, организует

    совместную медико–педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, инструктора по ЛФК, музыкального работника и т. д., использующих свои

    методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно– воспитательной работе с заикающимися детьми. Опыт работы с заикающимися детьми позволяет заключить, что весь лечебно–педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные

    части: лечебно–оздоровительную и коррекционно–воспитательную. Основной задачей лечебно–оздоровительной работы, которую проводит и направляет врач,

    является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление и снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и д. р.).

    Основной задачей коррекционно–воспитательной работы, которую проводит и направля- ет учитель–логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся. Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т. к. наиболее полно выражают непосредственное коррекционно–воспитательное воздействие на заикающегося (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия, т. к. по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия. Преимущественной формой в коррекции заикания являются групповые занятия, на которых используется коллектив сверстников для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребенка в коллективе. Работа по коррекции заикания направлена на формирование речевого дыхания, развития

    координации и ритмизации движений, обучение ситуативной речи на материале коротких, а затем развернутых фраз, нормализацию просодической стороны речи, переход к спонтанной речи через обучение самостоятельной контекстной речи. В работе с детьми активно используется прием двигательной ритмизации речевого высказывания: во время проговаривания различного по сложности речевого материала дети производят похлопывания кистью руки, притопывание ногой, движения пальцами рук, задающие темп и регулирующие ритм речевых движений. Работая над коррекцией темпа – ритмической стороной речи с детьми – логопатами, возникла потребность в использовании новых эффективных инновационных технологиях. В работе с дошкольникамибыли разработаны и внедрены в коррекционный процесс тренажеры ритмизации речи: «Лесенка и мячик», «Солнышко и капелька». Цель тренажёров:

    нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, воспроизведение речевого материала в заданном темпе с опорой на наглядность. «Лесенка и мячик»: перед ребенком лежит плоскостная лесенка до 10 ступенек, с мячиком на веревочке. Предлагаю детям сделать вдох и считать слитно до двух (взобраться на две

    ступеньки с мячиком, до 3,4,5–10. На каждой ступеньке останавливается мячик – и ребёнок произносит слово.Детям объясняю: «Когда мы поднимаемся или опускаемся по лесенке, мы постоянно поднимаем ноги, не останавливаемся (чтобы быстрей дойти и не упасть). Фраза звучит слитно и ритмично. Речевойматериал подбирается соответственно лексической теме и этапам коррекционной работы: «Мы идем, мы идем громко песенку поем», «Солнышко и капельки». Принцип работы с пособием тот же, что и на лесенке. Перед ребёнком лежи солнышко с лучиками и капелька на верёвочке. На каждом лучике останавливается капелька «отдыхает»,и ребенок произносит слова: считалки, загадки, дни недели и др. «Перехват». Цель тренажёра: развитие чувства ритма, силы, и высоты голоса, координации движений, формирование интонационной выразительности речи.Описание: каждому ребенку даю в руки веревочку с 8–16 ощутимыми узелками и связанными концами. Проговаривая речевой материал, ребенок хватается за узелок на каждый ударный слог, тем самым, ритмизируя свою речь. Если узлов 8, то после второй строки перехват продолжается повторно.

    Я хватаюсь за веревку, правой ловко, левой ловко. За узлы ее беру – и играю и пою. Речевой материал для работы с веревочкой подбирается соответственно лексической теме и этапам коррекционной работы. Выполнять задание с веревочкой можно и сидя и стоя. Необходимо следить, чтобы дети не напрягались и не поднимали плечи. Одной из звеньев в цепочке комплексного подхода в устранении заикания является обучение детей выделять гласные в слове (работать с опорой на гласные, особенно для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках. Произнесение удлиненно гласных звуков облегчает речь, ритмизирует, снимает речевые судороги. Для эффективности работы подключаю ведущую руку ребенка. Для этого вида работы я разработала практический материал в виде индивидуальных листов. Это пособие является хорошим средством индивидуализации, снимает трудности в подборе наглядного материала к занятиям с детьми, а качество усвоения коррекционных этапов

    Читайте также:  Нарушения голоса - причины и профилактика

    возрастает. Каждый лист представлен определенным речевым материалом и формами малого фольклора, рисунком, выполненным в цвете и его контурным изображением. Рядом с текстом напечатаны кружочки или палочки по количеству гласных букв. Дошкольник проговаривает речевой материал, сопровождая текст нажатием на палочки или кружочки (шагает по кружочкам пальчиком, что ведет к снятию речевых судорог. Используя листы, закрепляем с детьми цветовую гамму, развиваем мелкую моторику, ритмизируем речь, идет работа над психическими процессами (память, внимание, мышление, вырабатываем ритм внутренней речи.Индивидуальные листы систематизированы по лексическим темам:

    «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Цветы», «Насекомые».

    Даю детям задания: «Послушай и отгадай загадку», «Слушай и нажимай на кружочки (шагай)», «Разукрась отгадку», «Повтори загадку, шагай по каждому кружочку».

    Работа со всеми тренажерами – не игра, а упражнения для формирования правильной свободной от заикания речи. Самое главное на занятиях поддержать интерес у ребенка, не вызывая утомления.

    Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

    Игры и упражнения на развитие речевого дыхания «Лети, бабочка!» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

    Игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того.

    Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Консультация для педагогов на тему: Развитие речевого дыхания у дошкольников. Подготовила учитель-логопед: Мурадханова Луиза Джумалиевна.

    Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Консультация для педагогов на тему: Развитие речевого дыхания у дошкольников. Подготовила учитель-логопед: Мурадханова Луиза Джумалиевна.

    Консультация для педагогов «Развитие речевого дыхания» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников. Задачи: 1. Формировать представление о значимости.

    Круглый стол «Совместная деятельность логопеда и родителей по преодолению речевого недоразвития у дошкольников» Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель.

    Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития.

    Консультация «Развитие речевого дыхания» Для четкого произношения звуков и ясной дикции необходимо хорошо поставленное речевое дыхание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный,.

    Способы развития речевого дыхания у дошкольников Речь – это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей.

    Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

    Дефектология Проф

    Ожидайте

    Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Аннотация: Заикание сопровождается нарушением ритма и темпа речи у детей вследствие спазма мышц языка, губ, неба и гортани.

    Статья:

    Заикание сопровождается нарушением ритма и темпа речи у детей вследствие спазма мышц языка, губ, неба и гортани. Патология мешает ребенку нормально общаться, расти и развиваться. Лечение комплексное, с учетом индивидуальных особенностей организма. В том числе применяется дыхательная гимнастика при заикании. Об особенностях и технике упражнений расскажем в статье.

    Чем помогает дыхательная гимнастика

    Дыхательные упражнения при заикании у детей расслабляют и придают тонус мышцам, участвующим в артикуляции. В результате:

    • ребенок начинает правильно дышать, соблюдая темп вдоха и выдоха;
    • проходит страх перед артикуляцией;
    • проходит спазм мышц, который мешает держать темп речи;
    • головной мозг получает больше кислорода, за счет чего улучшается его работа;
    • укрепляются мышцы диафрагмы, брюшной полости, носоглотки.

    В логопедии используются следующие методики:

    1. Традиционная — направлена на тренировку пресса, диафрагмы, контроль дыхания при разговоре, общее укрепление организма;
    2. дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н — направлена на восстановление дыхания при заикании, а также помогает устранить другие расстройства речи (дислалию, алалию, общее недоразвитие речи).

    Правила выполнения

    Гимнастика при заикании у детей нужно выполнять согласно определенным правилам, чтобы не допустить ухудшения состояния маленького пациента.

    Ниже приводим список требований:

    1. Нужна предварительная консультация врача, особенно это важно в отношении детей, у которых есть сопутствующая патология. Перед началом занятий нужно урегулировать нагрузку, или выявить противопоказания, если таковые имеются;
    2. Малыш должен заниматься с удовольствием, что возможно, когда у него хорошее настроение, он сыт и у него есть силы. Уставший, голодный ребенок будет капризничать, и от такой гимнастики, кроме вреда, ничего не будет;
    3. Начинайте с коротких занятий, не более 10 минут. Следите за реакцией малыша: если ему стало некомфортно, лучше отложить урок;
    4. Постепенно прибавляйте продолжительность, но занятия должны длиться не более 30 минут;
    5. Если малышу стало трудно дышать, сбился ритм дыхания, он начал паниковать — прервите занятие;
    6. При желании используйте музыку — это поможет поддержать ритм движений;
    7. Вдох всегда резкий, шумный, через нос, выдох спокойный, без усилий, через рот.

    Кому нельзя делать дыхательные упражнения

    Дыхательные упражнения при заикании у детей требует концентрации, четкого соблюдения техники, поэтому его нельзя выполнять до 3 – 4 лет.

    Существуют и другие противопоказания:

    • дискомфорт или болевые ощущения любой локализации при выполнении — головные боли, в грудной клетке, суставах. Лучше обратитесь к врачу, чтобы выяснить причину таких симптомов;
    • неврологические заболевания — гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, объемные образования головного мозга, эпилепсия;
    • болезни сердечно-сосудистой системы — врожденные пороки, пролапс митрального клапана;
    • перенесенные травмы позвоночника, головы, грудной клетки, рук, ног;
    • мочекаменная болезнь, гидронефроз;
    • любое тяжелое хроническое заболевание с нарушением общего состояния.

    Это не весь перечень противопоказаний. Следует проконсультироваться с лечащим врачом вашего ребенка, чтобы выяснить возможность выполнения заданий.

    Заболевания в острой форме — простудные, воспалительные, инфекционные, являются временным противопоказанием к сеансам. После нормализации состояния и хороших результатах анализов выполнение гимнастики возможно. Сроки воздержания определяет специалист.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

    Гимнастика по Стрельниковой с успехом используется с конца XX века. Автор разработала методику и применяла ее для восстановления голоса певцов, ораторов. Со временем выявили положительный эффект при лечении заикания и других нарушений речи.

    Методика основана на динамических дыхательных движениях через сопротивление мышц диафрагмы. Во время вдоха грудная клетка сжимается (через охват руками или за счет наклонов и поворотов туловища), выдох происходит спокойно, без усилий.

    Первый день выполните первые 3 упражнения, повторяя их по 8 раз. Каждый последующий день прибавляете к основному комплексу еще одно упражнение.

    Упражнение «Ладошки»

    Задание выполняет роль разминки. Пациент должен 4 раза сделать резкий вдох носом, потом пауза 4 секунды и опять серия вдохов. Руки перед собой, по сторонам от тела, ладони сжимать в кулак на каждый вдох. Плечи расслаблены. Выполняется стоя, но если есть головокружение, или трудно стоять по другим причинам, то можно сесть или даже прилечь.

    После вдоха нужно выдохнуть. Повторить 32 раза.

    Упражнение «Обними плечи»

    Спина прямая, положение сидя или стоя. Руки нужно поднять до уровня плеч, согнуть в локтевых суставах, ладонями вниз, одно предплечье на другом (как будто малыш сидит за партой). Короткий и шумный вдох — и обнять плечи с силой, сжимая грудную клетку. Перед лицом должен получиться треугольник. При выдохе силу обхвата ослабить и руки развести.

    Выполните 8 раз. Затем пауза, и повтор. Таких повторений должно быть 12.

    Упражнение «Погончики»

    Ребенок стоит, руки вытянуты перед собой, согнуты в локтях, прижаты к животу, ладони сжаты. Делает резкий вдох, в это время резко толкает кулаки и тянет плечи вниз, расправляет ладони, что позволяет пройти воздуху глубже и в большем количестве, чем обычно. Затем нужно выполнить выдох.

    Вдох и выдох чередуются, таким образом выполняется 8 серий. После этого несколько секунд передышки и новый подход. Всего нужно выполнить 4 подхода.

    Упражнение «Насос»

    Также выполняется стоя, ноги расставлены, руки вдоль тела. На вдохе ребенок должен согнуться вперед, округляя спину и изображая насос. Руки доходят до колен, голова опущена вперед. Вход закончился — нужно выдыхать и возвращаться в исходное положение. Всего положено выполнить 8 подходов.

    Есть и другие упражнения при заикании: «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Малый маятник», «Перекаты», «Шаги», «Кошка». Их вы будете осваивать позже, когда выработаете правильные алгоритм выполнения предыдущих упражнений.

    Зачем нужны движения при дыхании

    В результате выполнения упражнений дыхание при заикании становится брюшным, или диафрагмальным. До этого оно грудное поверхностное и носит судорожный характер вследствие недостаточного развития брюшных мышц. Особенно это выражено у тех пациентов, которые не приемлют спорт ни в каком виде и болезнь у них диагностирована давно.

    При таком типе дыхания возбудимость дыхательных и речевых центров головного мозга повышается, что негативно влияет на темп речи: ребенок быстро говорит, и начинает запинаться.

    Тренировка брюшных мышц, мышц диафрагмы и формирование стереотипа глубокого брюшного дыхания позволяют устранить эти нарушения. Также увеличивается жизненная емкость легких, из-за чего малыш начинает эффективнее использовать дыхание при разговоре: голос не прерывается, становится ровным и выразительным.

    Кроме того, гимнастика — это движение. А при движениях повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между левым и правым полушариями. У ребенка улучшаются когнитивные процессы, он легче начинает усваивать новую информацию. Это особенно заметно, если дополнить задания обычными физическими упражнениями.

    Как повысить эффективность гимнастики

    Результат дыхательная гимнастика при заикании будет выше, если следовать следующим правилам:

    1. Необходимы комфортные условия для занятий. Для этого нужно предварительно проветрить комнату, не допуская холодной или наоборот, слишком теплой температуры в помещении;
    2. Если малыш занимается со специалистом, между ними должен установиться эмоциональный контакт, иначе это стресс для пациента и он будет отказываться от занятий;
    3. Желательно, чтобы первые несколько занятий провел логопед и показал, как правильно выполнять движения. Неправильная техника может усугубить заикание;
    4. Гимнастика не отменяет другие виды коррекции — занятия с логопедом, психологом, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную физкультуру, а только дополняет их. Следуйте рекомендациям вашего врача и не пропускайте прием лекарств и другие процедуры;
    5. Занятия должны проходить регулярно, не менее 2 раз в день.
    6. Для уроков выберите утренние или дневные часы — в это время дети бодры, полны сил и энергии;
    7. Во время курса гимнастики при заикании у детей нужно обеспечить малышу достаточный сон и отдых, избегать физического и эмоционального перенапряжения;
    8. Сочетайте логопедическую коррекцию с обычными спортивными занятиями. Подойдут любые формы активности в домашних условиях: прыжки, отжимания, приседания, занятия на тренажерах (если они есть);
    9. Чаще бывайте на свежем воздухе. Обычные прогулки, подвижные игры, бег, езда на велосипеде не только тренируют дыхательную мускулатуру, но и создают хорошее настроение, насыщают организм кислородом, укрепляют организм;
    10. Выработайте правильное пищевое поведение: в рационе должно быть много свежих овощей и фруктов, еда должна быть в умеренных количествах;

    Помните, что один из важный факторов, который влияет на результат лечения заикания — доброжелательность и принятие со стороны родителей. Дети тонко чувствуют атмосферу в доме и отношение к себе. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите малыша, особенно перед чужими людьми.

    Радуйтесь его успехам, хвалите, любым способом показывайте, что вы рядом с ним и любите его независимо от того, есть у него заикание или нет. Это — дополнительный стимул для него: он будет больше стараться, прикладывать усилия, и результат не заставит ждать.

    Дыхательные упражнения — хороший помощник детям при заикании

    Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

    Задача дыхательных упражнений

    Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

    • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
    • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).

    Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

    • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
    • Освоение техники диафрагмального дыхания;
    • Сознательная регулировка ритма дыхания;
    • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
    • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.

    Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

    Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

    Природа происхождения заикания

    Перед тем как приступать к дыхательным упражнениям от заикания, нужно понять отчего возникает дефект. Исследователи и ученые, доктора и профессора сходятся во мнении, что заикание само по себе не является речевым нарушением. Психолог и педагог Р. Е. Левина считает, что скорость устранения дефектов речи зависит от того, насколько серьёзно ребенок относится к дефекту, а также в зависимости от природы возникновения заикания.

    Целый ряд советских педагогов, таких как М. Е. Хватцев, М. И. Пайкин и другие считали, что первоочередной причиной появления заикания служит шоковое состояние, травма психологического характера, резкий испуг. Кроме того, специалисты настаивают, что простое спотыкание в речи еще не является заиканием и оно легче поддаётся корректировке.

    Стоит выделить основные причины вызывающие патологию:

    • Заикание, как следствие травм, частых болезней, шоковых ситуаций;
    • Возникновение дефекта в случае, когда левшу переучивают в правшу;
    • Последствия пережитого шока, стресса, чрезмерного утомления во время публичных выступлений и подготовки к ним.

    Каждый тип заикания вызванный, вышеуказанными причинами поддаётся лечению.

    Один из способов решения проблемы – дыхательная гимнастика при заикании.

    Методика лечения от А. Н. Стрельниковой

    Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

    Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

    1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
    2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
    3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

    Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

    Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

    Упражнение «Ладошки»

    Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

    Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

    Упражнение «Погончики»

    8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

    Упражнение «Насос»

    8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

    Читайте также:  Задания логопеда для совместной деятельности детей и родителей

    Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

    Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

    Кинезиология как метод борьбы с заиканием

    Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

    • упражнения влияют на развитие активности мозга;
    • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
    • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.

    Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

    Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

    • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
    • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
    • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.

    Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

    Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

    В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

    Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

    Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

    Советы специалистов в процессе лечения заикания

    Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

    Специалисты рекомендуют приучить ребенка начинать разговаривать исключительно на выдохе, а прежде чем начать говорить – делать глубокий вдох. Также важно донести до малыша, что выдыхать следует плавно и продолжительно.

    У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

    Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

    Коррекция речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с заиканием Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

    Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Байрамова Гунел Намиг Кызы, Алексеев Илья Александрович

    В статье рассматривается проблема коррекции речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с заиканием , так как у большинства таких детей наблюдаются нарушения дыхания, которые имеют сложный патогенез. Описаны способы коррекции речевого дыхания посредством дыхательных упражнений , которые направлены на развитие глубокого вдоха, длительного, плавного выдоха а так же фразовой речи на плавном выдохе. Представлены результаты анализа трудов ученых, занимавшихся исследованиями в данной области, а так же приведены результаты обследования детей рассматриваемой категории до коррекционного воздействия и после него. Исследование проводилось на базе ГКОУ «Красноисетская специальная (коррекционная) школа-интернат» села Красноисетского, Далматовского района, Курганской области. В нем принимало участи три ребенка с заиканием невротического характера.

    Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Байрамова Гунел Намиг Кызы, Алексеев Илья Александрович

    Correction of speech breathing in primary school children with stuttering

    The article discusses the problem of correction of speech breathing in primary school children with stuttering , since most of these children have respiratory disorders that have complex pathogenesis. Methods of correcting speech breathing by means of breathing exercises are described, which are aimed at developing deep inhalation, long, smooth exhalation, and also phrasal speech on a smooth exhalation. The results of the analysis of the works of scientists involved in research in this field are presented, as well as the results of a survey of children in this category before and after corrective exposure are presented. The study was conducted on the basis of the Krasnoyetsky Special (Correctional) Boarding School, a village in the Krasnoyetsky, Dalmatovsky District, and the Kurgan Region. Three children with a stutter of a neurotic nature took part in it.

    Текст научной работы на тему «Коррекция речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с заиканием»

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES

    Гунел Намиг кызы Байрамова

    г. Шадринск Илья Александрович Алексеев

    Коррекция речевого дыхания у детей младшего школьного возраста

    В статье рассматривается проблема коррекции речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с заиканием, так как у большинства таких детей наблюдаются нарушения дыхания, которые имеют сложный патогенез. Описаны способы коррекции речевого дыхания посредством дыхательных упражнений, которые направлены на развитие глубокого вдоха, длительного, плавного выдоха а так же фразовой речи на плавном выдохе. Представлены результаты анализа трудов ученых, занимавшихся исследованиями в данной области, а так же приведены результаты обследования детей рассматриваемой категории до коррекционного воздействия и после него. Исследование проводилось на базе ГКОУ «Красноисетская специальная (коррекционная) школа-интернат» села Красноисетского, Далматовского района, Курганской области. В нем принимало участи три ребенка с заиканием невротического характера.

    Ключевые слова: заикание, нарушенное речевое дыхание, коррекция, дыхательные упражнения.

    Gunel Namig kyzy Bajramova

    Shadrinsk Ilya Aleksandrovich Alekseev

    Correction of speech breathing in primary school children with stuttering

    The article discusses the problem of correction of speech breathing in primary school children with stuttering, since most of these children have respiratory disorders that have complex pathogenesis. Methods of correcting speech breathing by means of breathing exercises are described, which are aimed at developing deep inhalation, long, smooth exhalation, and also phrasal speech on a smooth exhalation. The results of the analysis of the works of scientists involved in research in this field are presented, as well as the results of a survey of children in this category before and after corrective exposure are presented. The study was conducted on the basis of the Krasnoyetsky Special (Correctional) Boarding School, a village in the Krasnoyetsky, Dalmatovsky District, and the Kurgan Region. Three children with a stutter of a neurotic nature took part in it.

    Keywords: stuttering, impaired speech breathing, correction, breathing exercises.

    В настоящее время проблема заикания у детей интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. По определению Л.С. Волковой заикание – это речевое нарушение, которое характеризуется частыми повторениями звуков или слогов в начале, середине или конце слова, в следствии судорожного сокращения мышц речевого аппарата [2]. Таким образом, ведущим дефектом при заикании является нарушение темпо-ритмической организации устной речи связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы [3].

    В настоящее время данная проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что нарушение речевого дыхания, является одним из основных проявлений у детей с заиканием. Наряду с нарушением речевого дыхания у них так же наблюдаются расстройства голоса и нарушения мелодико-интонационной стороны речи.

    В своих исследованиях авторы Е.Ф. Архипова [1], Л.С. Волкова [2], Л.И. Белякова [3], Е.А Дьякова [3] отмечают, что нарушение речевого дыхания

    является стойким и в большинстве случаев очень слабо поддается коррекционной работе. Это отрицательно сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в младшем школьном возрасте и, в конечном итоге, приводит к его школьной дезадаптации [5, 8]. Одним из наиболее эффективных средств коррекции нарушения речевого дыхания являются дыхательные упражнения.

    Дыхание – это наиболее важный процесс для жизнедеятельности человека. Процесс дыхания состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые осуществляются дыхательными центрами нервной системы. Нарушение речевого дыхания имеет сложный патогенез. У детей младшего школьного возраста с заиканием наблюдаются нарушения дыхания [4].

    Речевое дыхание является источником звукопроизношения и голоса в целом. Это способность каждого человека своевременно производить короткий, но достаточно глубокий вдох для осуществления речевого акта [7].

    Для детей с заиканием характерен инспираторный вид дыхания [6]. У обследованных детей наблюдаются такие типы дыхания как: верхний (ключичный), диафрагмальный, грудной типы дыхания, выдох ослаблен. Так же, характерны нарушения ритма дыхания.

    При коррекции речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с заиканием проводится обширная и длительная работа [1]. В частности, Е.Ф. Архипова предлагает для развития физиологического и речевого дыхания речевые задания, в которых используются различные приемы, которые направлены на развитие глубокого вдоха, длительного, плавного выдоха и т.д.

    Таким образом, коррекционно-логопедическая работа начинается с постановки правильного дыхания. Учеными установлено, что правильным и удобным для речи является диафрагмальный тип дыхания. Поэтому при постановке речевого дыхания необходимо приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы. При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе.

    Нами было проведено экспериментальное изучение речевого дыхания у младших школьников с заиканием, на базе ГКОУ «Красноисетская специальная (коррекционная) школа-интернат» села Красноисетского, Далматовского района, Курганской области. В эксперименте участвовало 3 ребенка младшего школьного возраста с заиканием.

    Цель исследования – разработка программы коррекции речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с заиканием.

    – изучить теоретическую литературу по проблеме коррекции заикания у детей младшего школьного возраста;

    – рассмотреть психолого-педагогическую характеристику заикающихся детей младшего школьного возраста;

    – проанализировать комплексные системы преодоления заикания у детей младшего школьного возраста;

    – провести первичное логопедическое обследование заикающихся школьников и проанализировать его результаты;

    – разработать формирующий этап исследования и провести контрольный эксперимент;

    В ходе эксперимента были изучены теоретические и практические наработки отечественных ученых по заявленной проблеме. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Были получены следующие результаты.

    Определение видов дыхания у исследуемой группы детей (Рис. 1).

    33.3 33,3 ■ КЛЮЧИЧНЫЙ ■ диафрагм ал ьный грудной

    Рис. 1. Виды дыхания у исследуемой группы детей

    По итогам обследования видов речевого дыхания у школьников было установлено, что у 1-гошкольника наблюдается ключичный вид дыхания, 1 ребенок имеет диафрагмальный вид, а 1 испытуемый имеет грудной вид дыхания.

    Результаты первичной диагностики речевого дыхания представлены в таблицах.

    Дифференцирование носового и ротового дыхания. Результаты обследования внесены в таблицу 1.

    Дифференцирование носового и ротового дыхания

    № п.п ФИО, ребенка Время выполнения задания

    3-4 секунд 5-6 секунд 7-8 секунд

    Из таблицы видно, что у 1-го обучающегося низкий показатель, у 2 обучающихся – средний показатель. Это говорит о слабости дифференциации носового и ротового дыхания у детей младшего школьного возраста.

    Сила целенаправленной воздушной струи. Результаты данного обследования внесены в таблицу 2.

    Сила целенаправленной воздушной струи

    Время выполнения задания ДА. Р.Б. В.Б.

    При выполнении задания большинство обучающихся показало не высокий результат. Это говорит нам о том, что сила и целенаправленность воздушной струи обследуемой группы детей не сформирована.

    Исследование фонационного дыхания, результаты испытуемой группы представлено в таблице 3.

    Длительность фонационного дыхания

    Время выполнения задания ДА. Р.Б. В.Б.

    до 4 секунд 1 балл

    4-6 секунд 2 балла

    6-8 секунд 3 балла

    По результатам обследования фонационного дыхания мы можем сказать, что обследуемая группа детей имеет различный уровень сформированности фонационного дыхания. У 2 детей – низкий показатель длительности фонационного дыхания. Отмечается длительный выдох, но достигает средней отметки.

    Характер речевого дыхания. Полученные данные занесены в таблицу 4.

    Распределение по количеству вдохов

    Время выполнения задания ДА. Р.Б. В.Б.

    По итогам обследования количество слов дети могли произнести на одном выдохе при чтении стихотворения

    Итоги проведенного первичного обследования речевого дыхания представлены в таблице 5. и 6.

    Состояния дыхательной функции

    Тип дыхания Ключичный Грудной Диафрагмальный

    Дифференцирование носового и ротового дыхания 3-4 секунд 5-6 секунд 7-8 секунд

    Сила целенаправленной воздушной струи 3-4 5-6 7-8

    Исследование фонационного дыхания до 4 секунд 4-6 секунд 6-8 секунд

    Характер речевого дыхания 6-8 секунд 4-5 секунд 4-5 секунд

    По результатам обследования состояния дыхательной функции по Е.Ф. Архиповой, мы видим, что у детей длительность внеречевого выдоха и фонационного выдоха ниже нормы.

    Развитие речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с заиканием

    Тип дыхания Низкий Низкий Средний

    Дифференцирование носового и ротового Низкий Средний Средний

    Сила внеречевого выдоха Низкий Средний Высокий

    Длительность фонационного выдоха Низкий Низкий Средний

    Характер речевого дыхания Низкий Средний Средний

    Проводя первичную диагностику речевого дыхания и проанализировав ее результаты, мы видим, что развитие речевого дыхания у детей младшего школьного возраста находится на низком и среднем уровнях.

    Учитывая результаты проведенного первичного обследования речевого дыхания заикающихся школьников, возникла необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по формированию речевого дыхания у детей младшего школьного возраста.

    Нами были определены направления работы, форма организации образовательного процесса, подобраны игры и упражнения для речевого дыхания. Наряду с занятиями, проводимыми с детьми, велась работа с педагогическим коллективом, а так же проводились беседы о роли речевого дыхания для развития речи ребенка в семье.

    Повторная диагностика речевого дыхания у детей младшего школьного возраста показала нам значительное улучшение в развитии речевого дыхания у детей. После проведения коррекционно-логопедической работы, включающей логопедические занятия, можно отметить, что у детей наблюдается качественное улучшение: типа речевого дыхания (Рис. 2.).

    Рис. 2. Развитие речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с заиканием

    После проведенной коррекционно-логопедической работы, мы видим, что 1 обследуемый ребенок не избавился от нарушения речевого дыхания и по всем показателям у этих детей наблюдается низкий уровень оценки речевого развития. У 1 ребенка наблюдается средний уровень речевого дыхания, а 1 испытуемый имеет высокий уровень речевого дыхания.

    Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал нам положительный результат, что свидетельствует об эффективности разработанной нами коррекционной программы формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с заиканием.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.

    2. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

    3. Логопедия. Заикание : хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – 304 с.

    4. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия : учеб. пособие / В.И. Селиверстов. – 4-е изд., доп. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 206 с.

    5. Чевелова, Н.А. Коррекция заикания у младших школьников [Электронный ресурс] / Н.А. Чевелова // studfiles : файл. архив студентов. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5512003/page:73/. -14.09.2018.

    6. Шевцова, Е.Е. Преодоление рецидивов заикания [Текст] / Е.Е. Шевцова. – М. : В. Секачев, 2005. – 128 с.

    7. Щетинин, М. Преодолеем заикание [Текст] / М. Щетинин // Социономия. – 2002. – № 10. – С. 82-85.

    8. Ястребова, А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / А.В. Ястребова. – М. : Аркти, 1997. – 197 с.

    1. Arhipova E.F. Stertaya dizartriya u detej [Erased dysarthria in children]. Moscow: AST:Astrel’, 2007.

    2. Volkovoj L.S. (ed.) Logopediya: uchebnik dlya studentov defektol. fak. ped. vuzov [Speech therapy]. -Moscow: VLADOS, 1998. 680 p.

    Читайте также:  Социализация детей с ОВЗ

    3. Belyakova L.I. (eds.) Logopediya. Zaikanie: hrestomatiya: ucheb. posobie dlya studentov vuzov [Speech therapy. Stuttering]. Moscow: Akademiya, 2003. 304 p.

    4. Seliverstov V.I. Zaikanie u detej: psihokorrekcionnye i didakticheskie osnovy logopedicheskogo vozdejstviya: ucheb. posobie [Stuttering in children: psychocorrectional and didactic bases of speech therapy impact]. 4-e izd., dop. Moscow: VLADOS, 2001. 206 p.

    5. Chevelova, N.A. Korrekciya zaikaniya u mladshih shkol’nikov [Elektronnyj resurs] [Stutter correction in primary school students]. studfiles: fajl. arhiv studentov. URL: https://studfiles.net/preview/5512003/page:73/ (Accesed 14.09.2018).

    6. Shevcova, E.E. Preodolenie recidivov zaikaniya [Overcoming relapse stuttering]. Moscow: V. Sekachev, 2005. 128 p.

    7. Shchetinin, M. Preodoleem zaikanie [Overcome stuttering]. Socionomiya [Socionomy], 2002, no. 10, pp. 82-85.

    Система работы над дыханием с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста
    статья по коррекционной педагогике на тему

    При устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание, которое у заикающихся детей резко нарушено. Поэтому тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всех этапов коррекционной логопедической работы с заикающимися детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    sistema_r-ty_nad_dyhaniem_s_zaik._detmi.doc153 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 167»

    Методическая разработка раздела

    «Система работы над дыханием с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста»

    Система работы над дыханием с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста .

    Энергию для речи всегда несет дыхание . Поэтому одним из важнейших условий правильной, четкой, выразительной речи является плавный длительный выдох. При устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание, которое у заикающихся детей резко нарушено. Поэтому тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всех этапов коррекционной логопедической работы с заикающимися детьми.

    Задачи работы над дыханием:

    1. Развитие физиологического дыхания (без речевого сопровождения).
    2. Развитие речевого дыхания; воспитание рационального дыхания во время устной речи.
    3. Воспитание слитности произношения слов, фраз.

    В работе над дыханием необходимо соблюдать ряд правил:

    1. Помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательных

    2. Не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут);

    3. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать темп и количество

    4. Следить: вдох через нос, выдох осуществляется ртом; губы при выдохе немного открыты («трубочкой»); выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка; не поднимать плечи; не надувать щеки при выдохе.

    Этапы работы над дыханием:

    I этап (середина сентября – середина октября).

    • Развитие физиологического дыхания.
    • Постановка диафрагмального дыхания.
    • Длительное и плавное произнесение гласных и согласных звуков.
    • Произнесение слогов с нарастанием их количества за один выдох.

    II этап (середина октября – середина января).

    • Заучивание считалок, стихов, потешек с произнесением короткой стихотворной строки слитно на одном выдохе.
    • Слитное произнесение с опорой на ударные гласные звуки ряда слов с нарастанием их количества за один выдох.
    • Произнесение фраз на одном выдохе с постепенным ее наращиванием:
    • сопряжено – отраженное произнесение;
    • вопросно – ответная речь с фразовыми ответами на одном выдохе: разучивание диалогов; вопросно-ответная речь с опорой на наглядность (игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки, демонстрация различных действий) и без опоры на наглядность (ответы на вопросы по прослушанному рассказу, беседа на знакомую тему).

    Перспективный план II этапа работы над дыханием с заикающимися дошкольниками.

    1.Закреплять навык правильного диафрагмального дыхания.

    2. Закреплять навык длительного плавного безречевого

    3. Развитие речевого дыхания: учить произносить короткую

    стихотворную строку на одном выдохе.

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Упражнение «Шарик» (с тактильным контролем руки движения передней стенки живота).

    2. Рассказывание стихотворения А.Плещеева «Осень»

    1. Игра «Дуют ветры сильные» (дуть на вертушки)

    2.Игра-хоровод «Осень спросим»

    1. Закреплять навык длительного плавного безречевого выдоха.

    2. Развитие речевого дыхания: учить произносить короткую

    стихотворную строку на одном выдохе.

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Игра «Подуем на листики осенние»

    2. а) Рассказывание стихотворения А.Плещеева «Осень»

    б) Разучивание считалки «Раз, два, три, четыре, пять…»

    1. Игра «Подуем на листики осенние»

    2. Заучивание небольших загадок о деревьях (ель, дуб,

    береза ) со стихотворной формой текста

    1. Закреплять навык сильного плавного безречевого

    3. Развитие речевого дыхания: учить произносить короткую

    стихотворную строку на одном выдохе.

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Игра «Чья птичка дальше улетит?» (дуть на бумажные

    2. а) Рассказывание считалки «Кукушка»

    б) Подвижная игра «Кот и птички» (со словами в

    1. Игра «Чья птичка дальше улетит?» (повтор)

    2. Подвижная игра «Гуси – лебеди» (со словами в

    1.Закреплять навык правильного диафрагмального дыхания.

    2. Закрепление навыка произнесения короткой стихотворной

    строки на одном выдохе.

    3. Развитие речевого дыхания: учить слитному произнесению

    ряда слов (с опорой на ударные гласные звуки) с нарастанием

    их количества на одном выдохе

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Игра «Покатай игрушку» (со зрительным контролем)

    2. Заучивание загадок об игрушках (мяч, юла, кукла)

    3. Д/игра «Какие игрушки спрятались?» (назвать от 2-х до 4-х

    игрушек по порядку на одном выдохе)

    1. Игра «Поиграем на губной гармошке» (с тактильным

    контролем руки движения передней стенки живота)

    2. Рассказывание загадок об игрушках (повторить)

    3. а) Д/игра «Магазин игрушек» – рассмотреть, а затем назвать

    в «магазине» все пластмассовые (резиновые, бумажные,

    деревянные) игрушки на одном выдохе

    б) Упражнение «Как играет Катя с куклой?» (по серии

    сюжетных картинок). Сначала действие называется по каждой картинке, затем на одном выдохе называются по порядку все действия.

    1. Закреплять навык правильного диафрагмального дыхания;

    плавного длинного выдоха.

    2.Развитие речевого дыхания: продолжать учить слитному

    произнесению ряда слов на одном выдохе.

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Игра «Задуй упрямую свечу» (диафрагмальное дыхание)

    2. а) Д/и «Запомни, назови»: запомнить, а затем произнести названия 3-4 предметных картинок с изображением предметов посуды.

    б) Д/игра «Магазин посуды»: рассмотреть, а затем на выдохе назвать 3-4 предмета чайной (столовой, кухонной) посуды; деревянной (фарфоровой, стеклянной, металлической) посуды.

    1. Игра «Буль-бульки»: подуть через трубочку в стакан с водой

    2.Д/игра «4-ый лишний» (дифференциация понятий «кухонная», «столовая», «чайная» посуда).

    1. Закреплять навык правильного диафрагмального дыхания;

    плавного длинного выдоха.

    2. Развитие речевого дыхания: продолжать учить слитному

    произнесению ряда слов на одном выдохе.

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Упр. «Шар сдувается» (диафрагмальное дыхание )

    2. а) Разучивание считалки «Раз, два, три, горшочек вари!»

    б) Д/игра «Что приготовила хозяйка»: образовать и произнести 3-4 относительных прилагательных на одном выдохе (с опорой на предметные картинки с изображением фруктов, овощей).

    1. Игра «Погреем ручки» (удлиненный ротовой выдох)

    2. а) Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» (стихотворный текст).

    б) Порядковый счет на выдохе

    в) Упр. «Внимательные ушки»: послушать ряд слов, выбрать, запомнить и назвать на выдохе только фрукты, только овощи, только молочные продукты и т.д.

    1. Закреплять навык сильного плавного безречевого

    2. Развитие речевого дыхания: слитное произнесению ряда

    слов на одном выдохе, стихотворной строки (закрепление).

    Учить произносить короткую фразу на одном выдохе с

    постепенным ее наращиванием.

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Игра «Снежинки» (сдуть ватку-«снежинку» с ладони)

    2. Речевые упражнения:

    а) Рассказывания стихотворения И..Сурикова «Белый снег

    б) «Кто больше придумает слов?» к существительному

    подобрать 2-4 слова-признака или действия и произнести на

    в) По сюжетным картинкам составить фразы с наращиванием

    слов (Например, Пришла зима. Пришла холодная зима.

    Пришла холодная снежная зима. И т. д. )

    1. Игра «Снежинки» (повторить)

    2. Речевые упражнения:

    а) Произнесение пословиц, поговорок о зиме.

    б) Отраженное произнесение на выдохе каждого предложения рассказа «Белые мухи».

    ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ

    1. Закреплять навык правильного диафрагмального дыхания;

    плавного длинного выдоха.

    2. Развитие речевого дыхания: слитное произнесению ряда

    слов на одном выдохе (закрепление). Продолжать учить

    произносить короткую фразу на одном выдохе с постепенным

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Упражнение на закрепление правильного диафрагмального

    2. Речевые упражнения:

    а) д/игра «Запомни как можно больше картинок». Задание

    посмотреть на ряд предметных картинок, запомнить

    несколько из них и назвать их на одном выдохе.

    б) д/игра «Какой? Какая? Какие?» на образование

    в) д/игра «Поможем кукле одеться на прогулку» – составить фразу с опорой на вопрос и предметную картинку с постепенным ее наращиванием. Например, Что наденет Оля? Теплую шапку. Теплую меховую шапку. Теплую меховую пушистую шапку. И т. д.

    1. Сдувание со стола комков бумаги («снежки») на сильном

    а) упр. «Продолжи ряд слов» на классификацию предметов.

    б) д/игра «4-ый лишний» на дифференциацию понятий

    «головные уборы» – «одежда» – «обувь».

    в) Произнесение фраз на выдохе с наращиванием слов по

    сюжетным картинкам. Например. Мама шьёт. Мама шьёт

    шелковое платье. Мама пришивает пуговицы. Мама

    пришивает пуговицы к платью. Мама вышивает. Мама

    вышивает узор. Мама вышивает красивый узор. И т. д.

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Игра на дыхание «Чья птичка дальше улетит?»

    а) П/ и «Кот и птички» (со словами в стихотворной форме).

    б) Рассказывание диалога «Мы с синичкой повстречались».

    в) Беседа о зимующих птицах (с опорой на предметные картинки и вопросы логопеда).

    1. Игра на дыхание «Чья птичка дальше улетит?» (повторение)

    2. Речевые упражнения:

    а) Рассказывание загадок о зимующих птицах ( текст в стихотворной форме).

    б) Беседа по сюжетной картине «Мы – друзья птиц».

    ЗИМА. ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

    1.Закрепление навыка правильного диафрагмального дыхания; плавного длительного выдоха.

    2.Развитие речевого дыхания:

    а) произносить несколько слов на одном выдохе;

    б) произносить фразу на выдохе (вопросно-ответная форма речи.)

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Игра «Снежинки» (сдуть ватку-«снежинку» с ладони)

    а) Упражнение «Придумай слова»: придумать и произнести на одном выдохе 2-3 слова-признака, подходящих к существительным (зима, снег, снежинка, снеговик, небо, лыжи, коньки и т.д.)

    б) Составление предложений (их распространение) по сюжетным картинкам с изображением зимних развлечений по вопросам логопеда.

    1. Упражнение на закрепление диафрагмального дыхания.

    2. Речевые упражнения

    а) П/и «Мороз – красный нос» (со словами в стихотворной форме).

    б) Рассматривание и беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения».

    I НЕДЕЛЯ ЯНВАРЯ – КАНИКУЛЫ

    ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

    1. Закрепление навыка правильного диафрагмального дыхания; плавного длительного выдоха.

    2.Развитие речевого дыхания: продолжать учить произносить фразу на выдохе (вопросно-ответная форма речи.)

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1. Игра «Покатай игрушку» (в положении лежа).
    2. Речевые упражнения:

    а) Составление предложений по вопросам «Кто у кого?», «Кто с кем?», «Кто о ком заботится?» с опорой на картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

    б) Инсценировка диалога «Почему ты черен кот?»

    1. Дутье на мелкие пластмассовые игрушки (уточки).

    2. Речевые упражнения:

    а) Д/и «Кто какую пользу приносит?»

    б) П/и «Коршун и наседка» (со словами в форме диалога).

    в) Беседа по картине «Курица с цыплятами».

    1. Закрепление навыка правильного диафрагмального дыхания; плавного длительного выдоха.

    2.Развитие речевого дыхания: продолжать учить произносить фразу на выдохе (вопросно-ответная форма речи.)

    Методы и приемы в работе над дыханием

    1.Игра «Покатай игрушку» (в положении лежа).

    а) Д/и «Кто где живет?» (с опорой на картинки)

    б) Д/и «Угостим зверушек» (с опорой на предметные

    в) Инсценировка диалогов «Медведь и лиса», «Мышонок и

    1. Дутье на небольшие пластмассовые игрушки.

    2. Речевые упражнения:

    а) Упр. «Повтори и продолжи» – произнесение ряда слов на

    выдохе с наращиванием (до 4-5 слов).

    б) Упр. «Загадай загадку» – на выдохе произнести 3-4 слова-

    признака, характерных для того или иного животного

    (с опорой на предметные картинки).

    в) Беседа по прослушанному рассказу «Зайка зимой».

    III этап (вторая половина января – май).

    • закрепление навыков речевого дыхания на более сложном речевом материале: ответы на вопросы сложными предложениями с объяснениями причинно-следственных связей (почему, для чего, зачем и т.д.);
    • составление рассказов-описаний с опорой на наглядность, план;
    • пересказ текстов разной степени сложности;
    • составление рассказов: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, из опыта, творческих;
    • самостоятельная речь во всех видах деятельности.

    На этом этапе работы логопед учит детей навыку правильного произнесения развернутого предложения, разбивая его на отрезки. После каждого смыслового отрезка делается остановка (пауза) и новый вдох. Паузы должны быть четкими и достаточно длительными.

    Значение паузы огромно: во время паузы человек вдыхает воздух, без которого он не может говорить; во время паузы отдыхает речевой аппарат. Пауза дает возможность подумать о том, что нужно сказать дальше. Паузы делают речь понятной и выразительной. Поэтому необходимо научить ребенка правильно соблюдать их в речи. Для этого используются разнообразные упражнения, игры, речевой материал, которые подбираются для каждого логопедического занятия в соответствии с целью, задачами, содержанием занятия.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.

    Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со.

    Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей в сочетании со словом и музыкой.

    Комбинированное занятие по развитию речи и рисованию.

    Конспект занятия по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста на этапе сопряженной речи.

    Приглашаю вас познакомиться с материалом, который я использую для индивидуальной работы с детьми. Каждый конспект разработан в соответствии с методиками, применяемыми в коррекции заикания: релаксацион.

    Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю статью об использовании театрализованной деятельности в работе с заикающимися детьми.

    Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
    статья по логопедии по теме

    В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    muzykoterapiya_v_korrektsionnoy_i_lechebnoy_pedagogogike.doc27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогогике.

    М узыкотерапия –это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека знали еще в Древней Греции и других странах.

    Медиками установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга. Улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.

    Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

    Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется.

    Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

    Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

    В дошкольном возрасте успокаивающий или возбуждающий эффект музыки достигается путем музыкального оформления различных игровых ситуаций, сопровождения традиционных

    коррекционных занятий логопеда с детьми.

    Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, тиков, заикания. Нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания .

    С детьми дошкольного возраста она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, при выполнении дыхательной гимнастики, при воспроизведении заданного ритма, как в ускоряющемся, так и в замедленном темпе.

    Музыка используется так же при выполнении детьми самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.

    Громкость звучания должна быть строго дозированной.Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

    Использование музыкотерапии при речевых нарушениях оказалось весьма оправданным и эффективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка.

    Музыкотерапия использует наряду с традиционными методами воздействия и нестандартные, которые определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.

    Музыкотерапия включает следующие виды деятельности:

    -прослушивание музыкальных произведений

    -прослушивание голосов природы, пения птиц и т.д.

    -выполнение ритмических движений под музыку(включающие общую, мелкую и артикуляционную моторики),сочетание музыки и изодеятельности.

    Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление в коррекционной работе логопеда способствует :

    -улучшению общего эмоционального состояния детей

    -улучшению исполнения качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координированность, плавность, улучшается серийная организация движений, развиваются ощущения, восприятие, представления, происходит стимулирование речевой функции, нормализуются тембр, темп, ритм, выразительность интонации.

    Музыкотерапию необходимо использовать в коррекционной логопедической работе с детьми.

    -использовать для прослушивания, чтобы добиться нужного терапевтического эффекта, можно только то произведение, которое нравится всем детям.

    -лучше использовать музыкальные произведения, которые знакомы детям. Они не должны привлекать внимания детей своей новизной, отвлекать от главного, будь-то выполнение артикуляционной гимнастики, рисование или какой-либо другой вид деятельности.

    -продолжительность прослушивания не должна превышать более 10-ти минут. Как правило это только одно музыкальное произведение.

    Ссылка на основную публикацию