Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха

легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.

Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много (В.И. Селиверстов, 1987, и др.).

У детей более старшего возраста, подростков и взрослых тренировка диафрагмального дыхания может происходить более осознанно.

Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лежа на спине. Предлагается расслабиться. Ладонь одной руки кладется на область диафрагмы. Обращается внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе рука опускается, соответственно движению передней стенки живота.

После того, как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.

Полезно также проверить “глазом”, как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.

Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как:

1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).

2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), контролируя длительность выдоха секундомером.

3. “Прокатить выдохом” воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр. Силу диафрагмального вьвдоха можно тренировать в упражнениях типа: “Задуй пламя свечи” и др. (см. Приложение № 3).

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).

Небезуспешно используется в работе над постановкой диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой (см. Приложение № 4).

Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.

Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при работе с заикающимися над речевым дыханием все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. (Порядок введения гласных звуков и методику голосоведения смотри в разделе “Вокальный тренинг”).

После того как заикающиеся освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе А______ О______.

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А — О — У — И (эталон гласных звуков). Данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима.

Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Значительно успешнее развивается фонационное дыхание как у детей, так и у взрослых, при использовании компьютерных программ “Видимая речь”.

Третий этап работы над дыханием включает формирование собственно речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они быстро усваивают весь набор предлагаемых им упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с заикающимися.

Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно.

Особенности речевого дыхания и приемы его формирования у детей с заиканием

Разделы: Логопедия

Особенности речевого дыхания и приемы его формирования у детей с заиканием.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в следующих показателях:

  • недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания;
  • укороченный речевой выдох;
  • несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Нарушение речевого дыхания порождает прерывистость, судорожность речи. Вдох может быть слишком коротким, как и выдох. У детей с заиканием в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание становится аритмичным. Часто объема выдыхаемого воздуха не хватает на произношение целой фразы, речь прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает “утечка воздуха” – речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится “задавленной”, так как используется только остаточный воздух.

Неправильным считается дыхание, в процессе которого происходит подъем грудной клетки и втягивание живота на вдохе. Плохая осанка также играет серьезную роль в затруднении дыхания. Устранить эти затруднения помогает регулярное выполнение дыхательных упражнений.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  • расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот),
  • формирование длительного фонационного выдоха,
  • формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи – это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы.

При этом должны быть учтены следующие методические указания:

Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

Все упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения “в стороны” движутся “к переду” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Следует соблюдать основные требования для эффективного проведения занятий.

Во-первых, воздух в помещении должен быть чистым, средней влажности.

Во-вторых, одежда не должна стеснять движений.

В-третьих, не рекомендуется заниматься сразу после приема пищи.

В-четвертых, лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Работа над дыханием строится по принципу перехода от беззвучной тренировки к усложнению ее за счет введения звуков, слогов, слов, фраз.

Постановка диафрагмального дыхания – одна из важных задач в режиме ограничения речи. Необходимо научить ребенка делать глубокий ровный вдох и длительный выдох, не заостряя внимания на моментах вдоха и выдоха.

Движение должно стать произвольным. Вдыхать нужно бесшумно. Целесообразно приучать детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если положить ее на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох короткий, легкий. Выдох длительный, плавный (1:10, 1:15).

И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская [2] обращают внимание на то, что очень важно приучить заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать “утечки воздуха”. Паузу в 2 секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом. Необходимо следить, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели [3] выделяют следующие принципы гигиены занятий по формированию речевого дыхания:

  • осознанность выполнения упражнений;
  • постепенность, систематичность (основа принципа – переход от простого к сложному, от легкого к трудному);
  • повторность (упражнение, выполненное один раз, не вызывает каких-либо устойчивых и существенных изменений. При постоянной тренировке развивается автоматизм);
  • индивидуальный подход (в работе над речевым дыханием следует учитывать возраст ребенка, состояние дыхательного аппарата, общее состояние здоровья);

В качестве более дифференцированной методики, рассчитанной на подростков и взрослых, можно также использовать элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

В 1972 году ВНИИ Государственной патентной экспертизы впервые в истории отечественной музыки выдал А.Н. Стрельниковой свидетельство на право исключительного пользования лечебной дыхательной гимнастикой, зарегистрировав ее официальное авторское название: “Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса”.

Справедливости ради надо отметить, что дыхательная гимнастика – детище двух поколений семьи Стрельниковых – матери, Александры Северовны, и дочери, Александры Николаевны.

В последнее время положение дел решительно изменилось, и в современную терапевтическую практику уверенно входит все больше и больше дыхательных гимнастик – от индийской хатха-йоги и китайского цигуна до реабилитационных дыхательных комплексов западных медицинских школ, волевой ликвидации глубокого дыхания по Бутейко и методике дыхания через аппарат Фролова. Каждый из перечисленных методов – а это далеко не полный перечень дыхательных упражнений – по-своему хорош, правда, бытует мнение, что избыток дыхательных методик и реабилитационных программ свидетельствует. об отсутствии надежного и эффективного метода диагностики нарушений функции дыхания.

Критерии выбора дыхательных упражнений так и не разработаны, и вплоть до сегодняшнего дня медики действуют вслепую, руководствуясь не столько объективными показаниями пациента, сколько интуицией и клиническим опытом. Например, та же дыхательная гимнастика йогов дает потрясающие результаты, однако этот комплекс упражнений в свое время был разработан в расчете на годы и годы ежедневных многочасовых занятий, поскольку йога – это не физкультура, а образ жизни и мысли.

Дыхательная гимнастика, созданная Александрой Северовной и Александрой Николаевной Стрельниковыми, выделяется на фоне упомянутых выше методик, во-первых, простотой; во-вторых, доступностью; в-третьих, эффективностью. Иными словами, гимнастика Стрельниковых дает максимальный результат при минимальных вложениях и за рекордно короткий срок! И сторонники, и противники метода Стрельниковой признают: комплекс дыхательных упражнений, разработанный в свое время для реабилитации певцов, безусловно помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания.

Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Само слово происходит от греческого paradoxos и применительно к науке обозначает неожиданное, непривычное явление, в корне не соответствующее общепринятым представлениям. И это действительно так! Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: “Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!” [4]

Мы часто употребляем в речи фразеологические выражения, общее значение которого не определяется суммой значений входящих в него слов. Судя по всему, Александра Николаевна задумалась над тем, что может означать применительно к ее разработкам широко известное выражение “затаить дыхание” и пришла к выводу, что затаенный вдох, свойственный нам в минуты душевного волнения, напряжения и даже испуга, собственно говоря, и должен лечь в основу всех ее дыхательных упражнений. Попутно была выведена феноменальная закономерность: тренировки шли легко и свободно только в том случае, если затаенные вдохи выполнялись на счет “4” и (или) “8”. Совершенно иная картина складывалась при выполнении упражнений, например, на счет “5” и “10”. Вот почему Александра Николаевна считала этот счет физиологичным, утверждая, что именно поэтому все музыкальные фразы песен и танцев идут на счет “8”, “16”, “32”.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия Звук-слог-слово-предложение

Еще одним ноу-хау Стрельниковых стал так называемый эмоциональный вдох, понимаемый ими как активное действие – то самое действие, которое приносило ценнейшую информацию нашим древним предкам, “внюхивавшимся” в окружающий их мир. Гимнастика Стрельниковой – это возврат к дыханию перволюдей, дыханию с естественным, предельно активным, “взволнованным” вдохом!

Как дышать? Ртом или носом? Этот вопрос решается в индивидуальном порядке, однако есть и свои особенности. Нужно иметь в виду, что вдох ртом предполагает занятия только в специально подготовленном для выполнения дыхательных упражнений помещении, при вдохе носом требования к внешним условиям менее жесткие. Сама Александра Николаевна считала, что “. вдох ртом можно тренировать только в чистом и сухом помещении. Делать его надо точно, иначе горло сохнет. И еще вдох ртом более поверхностный и идет шире, чем вдох носом. Вдох же носом идет глубже, не боится холода и пыли и к тому же отлично избавляет от насморка. Поэтому мы начали тренировать вдох носом. И он получился такой же эмоциональный, как вдох ртом:”[4]

Занимайтесь дыхательной гимнастикой систематически и соблюдайте простые рекомендации разработчиков методики.

  1. Никогда не занимайтесь гимнастикой мимоходом!
  2. Идеально, если вы выполняете упражнения за час до сна!
  3. Делая упражнения, думайте только о вдохе и не стесняйтесь шумных звуков!
  4. Проявляйте максимальную заинтересованность и эмоциональность!
  5. Движение, движение и еще раз – движение!
  6. Соблюдайте одновременность вдохов и движений!
  7. Главный принцип дыхательной гимнастики: ” Активный вдох – пассивный выдох!”
  8. Следите за тем, чтобы вдох всегда был несколько громче выдоха!
  9. Норма движений-вдохов определяется индивидуально, однако их общее число должно быть кратным 2, 4, 8, 16, 32!
  10. Делайте именно столько вдохов, сколько даются вам без труда, то есть свободно, комфортно и легко!

Идеальная продолжительность дыхательной гимнастики 35-37 минут! Сокращать время занятий не рекомендуется, однако при его хронической нехватке можно дышать по Стрельниковой хотя бы полчаса в день (даже четверть часа ежедневных занятий благотворно скажется на вашем здоровье)!

Учитесь в игре и приобщайте к упражнениям малышей! Дети с превеликим удовольствием играют в дикарей, танцующих вокруг костра, особенно если упражнения идут в музыкальном сопровождении. Не торопите малышей, следите за темпом выполнения упражнений, который должен быть гораздо более медленным, чем для взрослых. Изобразите им котенка, показывающего коготки и пытающегося поймать воробышка!

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой активно используется в лечении заикания, будучи адаптирована для различных возрастов. Для детей она рекомендует несколько замедлить темп выполнения упражнений и по возможности выполнять их под музыку. Лучше всего использовать эту методику в групповых занятиях. Важное значение приобретают приемы внушения, эмоционально-образного воздействия на ребенка. Ребенок должен живо вообразить предлагаемые логопедом ситуации. Продемонстрируйте сами каждое упражнение. Введение игрового начала облегчает проведение занятий, усиливает заинтересованность детей.

Реальная помощь больному ребенку будет заключаться в приобщении его к гимнастике Стрельниковой, которая дает феноменальные результаты именно в сочетании с логопедическими самоупражнениями. Полезны все 6ез исключения упражнения дыхательного комплекса, но уделите особое внимание “Насосу” и “Полуприседу”. О необыкновенной эффективности упражнения “Насос” не раз говорила Александра Николаевна. Она считала, что в некоторых случаях достаточно недели (и меньше!) занятий в режиме 1500-2000 движений-вдохов, разумеется, не подряд, а с перерывами для отдыха, – и сразу же станет легче говорить. Вторым по значимости упражнением будет “Полуприсед-2”, когда вес тела переносится на переднюю ногу, а задняя нога только касается пола. Не нужно пугаться, если после урока начнется сухой кашель. Со временем это пройдет. И ни в коем случае не старайтесь откашляться или высморкаться с усилием. Дышите до тех вер, пока не пойдет мокрота.

Таким образом, дыхательная гимнастика Стрельниковой оказывает положительное воздействие на весь организм человека.

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это активный подход к здоровью.
  2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – первый шаг к здоровому образу жизни.
  3. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – ваш собственный путь к здоровью и ваша индивидуальная оздоровительная программа.
  4. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – качественно новое отношение к дыханию и группе крови.
  5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – прекрасная тренировка практически всех групп мышц.
  6. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – идеальное дополнение к циклическим упражнениям: ходьбе, бегу, плаванию.
  7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это простота, доступность и необязательность дорогостоящей экипировки.
  8. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это высокая эффективность, не требующая месяцев, а тем более лет занятий.
  9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – идеальная тренировка мышечной системы детей и взрослых.

Список литературы:

  • Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М.: В. Секачев. – 1998.
  • Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л, Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение. – 1993.
  • Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург. – 1992.
  • Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2003.
  • Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание.- Эксмо-пресс. – 2002.
  • Одинцова Т.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2000.
  • Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – С-Пб.: Союз. – 2001.
  • Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М.: Владос.- 1994.
  • Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.
  • Дышим правильно-говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании

    Елена Бажина
    Дышим правильно-говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании

    Дышим правильно – говорим легко.

    Формирование речевого дыхания при заикании.

    Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

    Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс, физиологическое же дыхание не требует участия воли и происходит автоматически.

    Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально – реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными, при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Контролировать правильное речевое дыхание можно, положив ладонь на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

    Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10 ; 1:15).В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно- логически завершенного отрезка высказывания.

    Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

    Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

    • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе

    • слишком большой вдох

    • учащенность дыхания

    • неумение делать незаметно для окружающих добор воздуха

    неправильная осанка

    В клинической картине заикания отмечается расстройство дыхания. Основными нарушениями фонационного дыхания у заикающихся являются :

    • неэкономичное использование воздуха в процессе голосообразования

    • укороченный, толчкообразный, спорадический выдох

    • частые доборы воздуха, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока

    • спонтанные задержки дыхания на высоте вдоха или выдоха

    Наиболее часто отмечается преимущественное использования во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в резулшьтате чего дыхание становиться шумным и напряженным.

    У заикающихся отмечается несформированность координации механизмов рече– и голосообразования: фонационное дыхание становится поверхностным, аритмичным, объем выдыхаемого воздуха уменьшается, используется нерационально, отсутствует временное соотношение фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания. Поэтому при коррекции нарушений плавности речи возникает необходимость специально организовывать деятельность периферических отделов речевого аппарата.

    Важное значение в работе над воспитание техники голосообразования является постановка правильного фонационного дыхания. Формирование речевого вдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи,, большое внимание уделяют воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания.

    Упражнения группируются по степени их усложнения:

    1. Статические дыхательные упражнения, основная задача которых- сформировать смешанно- диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение вдоха и выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием.

    2. Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияют на процесс фонации.

    3. Фонационные дыхательные упражнения

    Задачи Направления работы

    1. Выработка правильных дыхательных кинестезий. 1. Нормализация тонуса дыхательной мускулатуры

    2. Формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи

    3. Дифференциация ротового и носового выдоха

    2. Выработка правильных фонационных кинестезий 1. Формирование фонации на выдохе

    2. Определение наиболее комфортного звучания голоса

    3. Координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий

    4. Увеличение времени фонации

    3. Коррекция ритма дыхания 1. Формирование ритмичности дыхания

    2. Сознательная регуляция правильного соотношения вдоха и выдоха

    3. Распределение выдоха на конкретные речевые отрезки, диктуемые логикой

    Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуются через систему целенаправленных тренировок. Темп т ритм дыхания формируются в процессе упражнений (статических и динамических, которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением.

    Статические дыхательные упражнения.

    Основная задача логопеда- объяснение обучающимся «техники» выполнения упражнений. На первом этапе основное внимание уделяют формированию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха. Логопед обучает устранять избыточное напряжение в мышцах плечевого пояса, груди, рук. Тренировка осуществляется сидя или лежа (в этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются).Через 5-7 дней, после установления ровного ритмичного дыхания переходят к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.

    Динамические дыхательные упражнения.

    При выполнении динамических упражнений совершенствуется произвольный компонент регуляции дыхания. Выбор комплекса динамических упражнений зависит не только от физических возможностей заикающихся, но и от выявленных недостатков в фонационном дыхании. Так, при астении рекомендуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру, при при вокальной и дыхательной судорогах речевого аппарата- упражнения, способствующие снятию излишней напряженности дыхательной мускулатуры, в некоторых случаях сочетают активизирующие и релаксационные упражнения. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для активизации мышц используют резкие рывки рук (толкательные движения, наклоны, повороты туловища, а для снятия напряжения- медленные и плавные движения. При воспитании правильного речевого дыхания чередуют активизирующие и релаксационные упражнения. Для автоматизации и закрепления правильных паттернов дыхания подбирают упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека (ходьба, подъем по лестнице, физические нагрузки) .Многократно повторяющиеся комплексы становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяются характер и ритм дыхания: вместо поверхностного и частого формируется более спокойное, глубокое ритмичное дыхание, которое обеспечивает оптимальное звучание речи.

    Фонационные дыхательные упражнения.

    Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом, артикуляцией. Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно. Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных и гласных звуков. Выполнение этих упражнений осуществляют в статических или динамических режимах (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т. д., производя тренировку длительного выдоха. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей заикающихся и подбирается в соответствии с задачами обучения. Например при гипоназальности рекомендуют произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых, затем отрабатывают гласные звуки.

    При вокальной судороге используют придыхательную фонацию, а в сложных случаях (речевой ступор) занятия начинаются с мысленного произнесения звуков или шепота.

    В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения, которые постепенно усложняют: наращивают количество звуков, произносимых на одном выдохе, от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Основное внимание обращают на технику дыхания во время речи: стремятся избегать излишней потери воздуха во время выдоха, следят за равномерностью дыхания при выполнении задания. При проведении речевого тренинга контролируют правильный вдох, стремясь избегать «перебора» воздуха. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы, плавность движений брюшного пресса при вдохе и выдохе соответствует естественному паттерну дыхания, что свидетельствует о координации фонации и дыхания.

    Тренировку выдоха проводят при произнесении коротких чистоговорок, пословиц, поговорок, далее переходят к сложным фразам. Отрабатывая сложные высказывания, обучающиеся произносят первую часть фразы, а затем, после добора воздуха, завершают высказывание.

    Далее проводят работу над ритмизированной речью (рифмовки, стихи, басни, прозаическими текстами, диалогом, монологом.

    При выборе речевого материала необходимо учитывать возраст, интересы обучающихся, что позволяет повысить их заинтересованность и ускорить процесс автоматизации новых речевых стереотипов.

    В зависимости от соматического состояния обучающихся оптимальный результат дают тренировки, продолжающиеся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. Заикающимся рекомендуют повторять упражнения систематически два раза в день самостоятельно.

    При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический).

    1. Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. – СПб.: Речь,2005.

    2. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. – СПб.:«Издательство СОЮЗ», 2000.

    Логопедические игры. Игры на развитие дыхания и освоение предложно-падежных конструкций У большинства дошкольников с речевой патологией наблюдаются нарушения дыхательной функции. Отмечается ослабленноё речевое дыхание, короткий.

    Пособие для дыхательной гимнастики «Рыбки» Важнейшие условия правильной речи – это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями.

    Консультация «Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой при заикании»

    портная светлана
    Консультация «Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой при заикании»

    Читайте также:  Практические рекомендации для улучшения качества чтения.

    Заикание (логоневроз) – это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи, сопровождается расстройствами дыхания, изменениями в высоте и тембре звука.

    Заикающиеся дети – довольно частое явление в современном обществе. Сильная информационная перегрузка нервной системы с помощью усиленной компьютеризации и модернизации жизни только усложняет развитие нормальной артикуляции речи у детей.

    Терапия данного нарушения подразумевает объединение работы логопеда, детского невролога и психолога. До начала лечения, направленного на избавление от заикания, необходимо исключить патологии дыхательных путей и нервной системы, которые могут нарушать речь (опухоли, воспаления и др.). Для логоневроза применяются следующие методы коррекции:

    • Традиционные. Используются комплексы упражнений, которые устанавливают дыхание на свободный и плавный поток воздуха. Применяются варианты дыхательной гимнастики по Бутейко и Стрельниковой.

    • Нетрадиционные, которые включают точечный массаж. При механическом воздействии на активные точки, расположенные на лице, ладонях и стопах, патологический импульс отводится от речевого центра, речь нормализуется.

    • Медикаментозная терапия, основанная на препаратах основного тормозящего медиатора нервной системы – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Вещество замедляет передачу по нервным синапсам, разрывает патологически замкнутые круги, по которым циркулирует импульс.

    Кроме того, на результативность лечения влияет работа с психологом, преодоление тревоги, нормализация отношений в семье и со сверстникам.

    Эффективность гимнастики по Стрельниковой

    Голос и речь формируются при прохождении потока воздуха через заданное голосовыми связками отверстие, после чего вступают в роль язык и мышцы губ для воссоздания необходимых звуков. Заикание может быть результатом патологии органов дыхания, недостаточном объеме легких. Поэтому программы предусматривают проведение дыхательных упражнений по системе А. Н. Стрельниковой.

    Преимуществом комплекса при заикании у детей является выполнение глубокого вдоха (авт. «в спину») на высоте исполняемого упражнения. Сочетание вдоха и физической нагрузки максимально задействует диафрагму (основную дыхательную мышцу) и межреберные мышцы, повышая эффективность дыхания. Авторская система упражнений применяется для лечения органов дыхания у детей и подростков, для реабилитации после травм.

    Выбор метода дыхательной гимнастики обусловлен технической простотой. Для проведения комплекса упражнений требуется квадратный метр площади и свежий воздух.

    Комплекс упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой

    Занятия стоит начинать с первых трех упражнений комплекса.

    1. Думать только про вдох носом. Тренировать только вдох. Вдох – резкий, короткий, шумный (хлопок в ладошки).

    2. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный. Шума при выдохе быть не должно!

    3. Одновременно со вздохом делаются движения, и ни как иначе!

    4. В дыхательной гимнастике Стрельниковой движения – вдохи выполняются в ритме стороевого шага.

    5. Счет выполняется мысленно, и только на 8.

    6. Упражнения разрешено выполнять в любом положении – стоя, лежа, сидя.

    Дыхательные упражнения Стрельниковой

    1. Упражнение «ладошки»

    И. п. (исходное положение)стоя:

    Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз, а ладошки вперед – «поза экстрасенса».

    Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения.

    Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос.

    Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

    В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.

    Это упражнение можно делать в любом исходном положении.

    В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

    2. Упражнение «погончики»

    И. п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса.

    При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу).

    Затем вернуть кисти на уровень пояса в и. п.

    Сделать подряд 8 вдохов-движений. В норме 12 раз по 8.

    3. Упражнение «насос» («накачивание шины»)

    И. п. – стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о. с. – основная стойка).

    Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос.

    Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле.

    Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.

    Спину округлить, голову опустить. Важно! «Качать шину» в ритме строевого шага.

    В норме упражнение выполняется 12 раз.

    Травмы позвоночника и головы, многолетние остеохондрозы и радикулиты, повышенное внутричерепное, артериальное и внутриглазное давление, камни в печени, мочевом пузыре, почках – не стоит наклоняться низко. Наклон делается чуть заметно, но коротки и шумный вдох выполняется обязательно. Выдох пассивный после вдоха через рот, при этом рот широко не открывать. Данное упражнение достаточно результативное, способно остановить сердечный приступ, приступ печени и бронхиальной астмы.

    4. Упражнение «кошка» (полуприсед с поворотом)

    И. п. – о. с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются).

    Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.

    Потом тоже самое с поворотом влево.

    Выдохи выполняются самопроизвольно.

    Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто).

    Руки слева и справа выполняются хватательные движения.

    Спина прямая, поворот в районе талии.

    В норме упр. выполняется 12 раз.

    5. Упражнение «обними плечи»

    И. п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч.

    Необходимо очень сильно бросить руки, как буд-то бы хотите обнять себя за свои плечи.

    И с каждым движением делается вдох.

    Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко встороны разводить не стоит.

    В норме упражнение выполняется 12р – 8 вдохов-движ.

    Можно выполнять в разных исходных положениях.

    Ишемическая болезнь сердца, перенесенный инфаркт, врожденный порок сердца,– при данных заболеваниях не рекомендовано делать это упражнение. Начать его следует со 2 недели занятий. Если состояние тяжелое, то выполнять нужно вдвое меньше вдохов (по4, а можно даже и по 2).Беременным примерно с 6 месяца (беременности) в этом упражнении назад голову не откидывать, упражнение выполняют только руки, ровно стоять и смотреть вперед.

    6. Упражнение «большой маятник»

    И. п. – стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу – вдохнуть.

    Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад – руками обнять плечи. Тоже – вдохнуть.

    Выдыхать произвольно между вдохами.

    В норме: 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.

    Остеохондроз, травмы позвоночника, смещения межпозвоночных дисков. При данных заболеваниях следует ограничивать движения, немного наклоняться вперед и во время наклона назад прогибаться немного. Только после хорошего освоения первых 6 упражнений, следует приступать к остальным. Добавлять можно одно упражнение каждый день из второй части комплекса, до освоения всех остальных.

    7. Упражнение «повороты головы»

    И. п. – стоя, ноги уже плеч.

    Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос.

    Тоже самое влево.

    Голова посередине не останавливается, шея не напряжена.

    Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

    8. Упражнение «ушки»

    И. п. – стоя, ноги уже плеч.

    Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу – вдох через нос. Тоже самое влево.

    Немного покачать головой, взгляд направлен вперед.

    Упражнение похоже на «китайского болванчика».

    Вдохи выполняются вместе с движениями.

    Выдыхая, не открывать рот широко!

    9. Упражнение «маятник головой» (вниз и вверх)

    И. п. – стоя, ноги уже плеч.

    Опустить голову вниз (смотреть в пол) – короткий, резкий вдох.

    Поднять голову вверх (смотреть в потолок) — вдох.

    Напоминаю, выдохи должны быть между вдохами и через рот.

    Травмы головы, вегетососудистая дистония, эпилепсия,повышенное внутричерепное, внутриглазное, артериальное давление, остеохондроз шейно-грудного отдела. При данных заболеваниях не стоит делать головой резких движений в таких упражнениях как «Ушки», «Повороты головой», «Маятник головой». Поворот головы выполняйте небольшой, но вдох – шумный и короткий. Делать упражнения можно сидя.

    10. Упражнение «перекаты»

    1) И. п. – стоя, левую ногу вперед, правая – назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу.

    Корпус и нога – прямые.

    Согнуть правую ногу и поставить на носок, для равновесия (но опираться на нее не стоит).

    Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить).

    Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).

    1 – приседания делается вместе со вдохом;

    2 – центр тяжести переносить на ногу, на которой выполняется приседание;

    3 – после приседания ногу сразу следует выпрямить, и потом выполняется перекат с ноги на ногу.

    2) Упражнение выполняется также как описано выше, только необходимо поменять ноги местами.

    Данное упражнение делается только в положении стоя.

    11. Упражнение «шаги»

    И. п. – стоя, ноги уже плеч.

    Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть.

    После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение.

    Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.

    В норме: 8 раз – 8 вдохов.

    Это упражнение можно делать в любом исходном положении.

    Ишемическая болезнь сердца, заболевания сердечно-сосудистой системы, перенесенный инфаркт, врожденные пороки. В данных случаях не рекомендуют высоко поднимать ногу. При наличии травм ног и тромбофлебитах выполнять упражнение нужно сидя и лежа, очень аккуратно. Паузу можно увеличить до 10 сек. При таком заболевании необходима консультация хирурга!При беременности и мочекаменной болезни колено не поднимать высоко!

    И. п. — то же. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение – выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя.

    В норме: 4 раза – 8 вдохов.

    Дидактическое пособие для упражнений дыхательной гимнастики Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные.

    Картотека дыхательной гимнастики для детей младшего возраста Как мыши пищат? Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания. Оборудование: игрушка мышка. Мышка вылезла.

    Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

    Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике Видео Проблема формирования речевого дыхания – одна из актуальных в педагогической науке, обусловленная значимость процесса формирования готовности.

    Гимнастика для речевого аппарата: комплекс упражнений от заикания

    Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

    Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

    В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

    В чем заключаются цели и задачи логопедической коррекции?

    Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

    Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.

    Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

    Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

    Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

    Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

    Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

    Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

    Какие именно виды логоневроза поддаются исправлению?

    Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

    В зависимости от разновидности судорог определяют:

    • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
    • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
    • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

    Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

    • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
    • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
    • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

    Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

    Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

    Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

    • укреплению мышц;
    • регуляции дыхательного ритма;
    • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.

    В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

    При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

    В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

    Читайте также:  Игры на развитие лексической стороны речи детей

    В каком возрасте возможно применение?

    Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

    Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

    Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

    Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

    Противопоказания для заикающихся взрослых и детей дошкольного и школьного возраста

    Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

    Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.
  • В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

    Дыхательная гимнастика для формирования правильного речевого дыхания

    Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

    Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

    Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

    «Цветочный магазин»

    Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

    Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

    После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

    «Свеча»

    Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

    «Певец»

    Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

    Психологические на развитие голоса

    Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

    Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

    Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

    Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

    Метод Стрельниковой

    Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

    «Ладошки»

    При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

    На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

    Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

    «Погончики»

    Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

    «Насос»

    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

    Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

    Артикуляционная

    Занятия для подвижности нижней челюсти

    Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

    1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
    2. Движение челюстью вперед-назад.
    3. Движение челюстью влево-вправо.

    Зарядка для губ

    Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

  • Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  • Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  • Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
  • Для укрепления мышц языка

    Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

    1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
    2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
    3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
    4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
    5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

    Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

    Плюсы и минусы методов и применение в домашних условиях

    Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

    Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

    Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

    Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

    К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

    Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

    Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.

    Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

    Дыхательные упражнения от заикания

    1. Заикание
    2. Методы лечения заикания
    3. Дыхательные упражнения

    Речь является сложным процессом, в осуществлении которого принимает участие множество взаимосвязанных систем организма. Помимо центров головного мозга и путей передачи сигналов, связывающих их воедино, которые являются центральными регуляторами речи, а также помимо непосредственно речевого аппарата важнейшую роль в формировании речи играет дыхательная система.

    Роль дыхания в заикании

    Вполне очевидно, что существует прямая связь между функциональностью дыхательной системы и степенью выраженности заикания. Мы не будем рассматривать подробное строение этой системы, поскольку в плоскости изучения заикания нас интересуют только те ее отделы, которые отвечают за качественные характеристики вдоха и выдоха.

    Нормальная речь механически является выдохом, на который накладывается работа голосовых связок и артикуляционных мышц с одной стороны и процессы высшей нервной деятельности в виде сложной перекрестной активности речевых центров с другой. Как мы отметили в статье о типах заикания, у заикающегося часто наблюдается судорожное экспираторное или инспираторное дыхание, то есть судорогами при заикании подвергаются так же мышцы, отвечающие за осуществление вдоха и выдоха. К этим мышцам относятся:

    • Диафрагма, находится в брюшной полости под легкими
    • Наружные межреберные мышцы
    • Внутренние межреберные мышцы
    • Другие мышцы пресса, живота и груди

    В нормальном состоянии дыхание делится на два типа:

    • Грудной тип дыхания – большую роль играют межреберные мышцы
    • Брюшной тип дыхания – большую роль играет диафрагма

    При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

    По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

    Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый – на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй – на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

    Диафрагмальное дыхание снижает выраженность заикания

    И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой

    Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

    1. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
    2. Не думаем о выдохе – выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
    3. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
    4. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
    5. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
    6. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

    Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

    Выполняете серии вдохов по этим принципам – укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

    Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

    Истории от наших подписчиков

    1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
    1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох – через рот.
    2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
    3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает – воздух выходит наружу.
    4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

    2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

    3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно – это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь – “насос”, “обними плечи”, “большой маятник” – каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи – “повороты”, “ушки”, “малый маятник ” – каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня “Война и мир” по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

    4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

    5) Диафрагмальный голос – это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – отличный способ развить диафрагмальный голос.

    При составлении статьи использована информация:

    • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
    • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.

    Ссылка на основную публикацию