Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых

Использование игровых методов при автоматизации поставленных звуков у детей с проблемами в развитии

Разделы: Логопедия

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР), я сталкивалась с тем, что стандартные методы в работе по автоматизации звуков не приносят желаемых результатов.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

  • Развитие моторики речевого аппарата;
  • Отработка правильного произношения звуков;
  • Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Мы часто задаем себе вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровой комплекс по автоматизации звуков именно для них.

Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и “сломать” старый речевой стереотип бывает очень трудно. Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”.

Для автоматизации произношения звуков в свободной речи я рекомендую родителям использовать данный игровой комплекс (Приложение №1).

Лото-бродилка”

Цель игрового комплекса: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данным комплексом:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование правильного произнесения звука в слове и в предложении;
  • формирование грамматического строя речи.
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие произвольного внимания, памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.
  • 21 игровая карта.
  • Фишки.
  • Инструкция.
  • Ход игры

    Вариант №1: “Бродилка”

    В игре участвуют 1-2 игрока. Устанавливают порядок хода, между участниками Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Где живет сова?” “Помоги сове добраться до дупла. Передвигайся по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [С], в начале слова, (сапоги, собака, сумка, сом, совок, сундук)”. Игроки передвигаются по очереди проговаривая изображение на картинке, если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

    Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до дупла).

    В игре участвуют 1-2 игрока. Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Помоги катеру добраться до причала”. Устанавливают порядок хода между участниками. Игроки по очереди передвигаются по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [Р], в конце слова (сыр, шар, топор, помидор, мухомор, забор) проговаривая изображение на картинке и закрывая его фишкой. Таким образом, получается дорожка и ребенок наглядно видит достижение цели. Если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

    Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до причала).

    Желаем Вам приятного обучения в компании наших игр!

    Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством активизации трех видов анализаторов в сочетании с приемом отвлечения внимания Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

    Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лежнина Н.П.

    Статья посвящена проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста, посещающих логопункт детского образовательного учреждения (ДОУ). Рассматриваются приемы автоматизации звуков при помощи упражнений на развитие ручной моторики, а также максимальное подключение трех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильного.

    Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лежнина Н.П.

    Automation of sound on speech therapy classes by activating three types analyzers Concurrent with the reception distraction

    The article is devoted to the problem of improving the efficiency of automation of speech defects in children of preschool age attending speech therapy post DOE. Discusses the techniques of automation sounds by means of exercises to develop hand motor skills, as well as the maximum connection three types of analyzers : visual, auditory, tactile.

    Текст научной работы на тему «Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством активизации трех видов анализаторов в сочетании с приемом отвлечения внимания»

    Детский сад № 20 «Дюймовочка», Йошкар-Ола

    Автоматизация звуков на логопедических занятиях

    ПОСРЕДСТВОМ АКТИВИЗАЦИИ ТРЕХ ВИДОВ АНАЛИЗАТОРОВ В СОЧЕТАНИИ С ПРИЕМОМ ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

    Статья посвящена проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста, посещающих логопункт детского образовательного учреждения (ДОУ). Рассматриваются приемы автоматизации звуков при помощи упражнений на развитие ручной моторики, а также максимальное подключение трех видов анализаторов: зрительного, слухового,тактильного.

    Ключевые слова: логопедия, дошкольники, мелкая моторика, три типа анализаторов, тактильный анализатор, игры на развитие мелкой моторики, автоматизация звуков, эффективные приемы автоматизации звуков.

    Проблема: выявить эффективность слияния наглядности, действий и речи на логопедических занятиях по автоматизации звуков.

    Цель: оптимизировать процесс автоматизации звукопроизношения у дошкольников с помощью выработки речевых и двигательных кинестезий.

    Гипотеза: закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с использованием в работе трех видов анализаторов, а также с отвлечением от произношения на другие раздражители.

    Коррекционно-логопедическая работа по развитию мелкой моторики и автоматизации звуков была организована с детьми старшего дошкольного возраста. Были поставлены следующие задачи:

    • выполнение упражнений на четкое, многократное произнесение звуков, слогов, слов через упражнения на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;

    • развитие зрительно-моторной координации;

    • развитие тактильно-слуховой памяти, слухового восприятия;

    • формирование графомоторных навыков с помощью выполнения ритмичных, точных, координированных движений пальцев рук.

    Методическое обеспечение: пособия, созданные автором.

    Известно, что за последние 5-10 лет уровень речевого развития дошкольников значительно снизился. Это связано прежде всего с тем, что дети с раннего возраста приучаются слушать и смотреть, нежели говорить. Наряду с этим повышается моторная неловкость, т. к. современные игрушки,

    вещи и предметы устроены максимально удобно -молнии вместо пуговиц, липучки вместо шнурков, книжки с наклейками, вместо картинок для вырезания и т. д. Соответственно, у младших школьников появляются трудности с овладением навыками письма, дети пишут медленно, неуверенно. Также и у детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.

    Мелкая моторика – это движение пальцев и кистей рук. В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию – и впоследствии – воспроизведению. И. П. Павлов [5] придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности.

    Е. Ф. Архипова в своей книге «Коррекционнологопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» [1] представила авторскую систему автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции. По мнению автора, оптимизирующим

    процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на резиновых или пластмассовых ковриках с игольчатой поверхностью.

    Изучив опыт известных педагогов и основываясь на своем практическом опыте работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, нами был разработан цикл упражнений, направленных на автоматизацию звуков. Особенность нашей работы заключается в том, чтобы повысить эффективность индивидуальных занятий по автоматизации звуков с помощью одновременного использования упражнений на развитие мелкой моторики и тактильной стимуляции пальцев рук. Таким образом, активизируются: тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, что ведет к скорейшей автоматизации поставленных звуков, подкрепляются их моторные образы. Также во время проговаривания автоматизируемого звука используется прием отвлечения внимания от собственно автоматизации путем выполнения пальцевых упражнений.

    Предложенные упражнения используются как часть индивидуального и подгруппового занятия.

    Данные задачи реализуются с помощью следующих пособий:

    1. «Вышли пальчики гулять» – ребенок шагает пальчиками по сенсорным дорожкам и проговаривает слоги или слова. На одной дорожке пришиты пуговицы, на другой – кружочки из вел-кроткани (жесткая сторона).

    2. «Змейка и улитка» – на плотный картон наклеены шерстяные вязаные шнурки в виде змейки и в виде улитки. Ребенок, проводя пальчиком по шнурку, тянет длительно автоматизируемый изолированный звук.

    3. «Ежик Пых» – в данном пособии ребенок, проговаривая речевой материал, пристегивает ежику ножки на пуговицах, яблоки на спинку или иголки в виде прищепок. Ежик сшит из фетра.

    4. «Волшебное дерево» – дерево и яблоки и груши из фетра. Ежик, прибежав к дереву (яблоня или груша), собирает фрукты. Ребенок снимает по 1 фрукту с дерева и пристегивает к спинке ежика (на пуговицы), параллельно проговаривая материал автоматизируемого звука в медленном темпе. Также для игры с ежиком используем корзинку из фетра и грибочки. Проговаривая материал, пристегиваем по 1 грибочку под «иголки» ежика. Оставшиеся грибы кладем в корзинку.

    5. «Черепашьи бега» – игру лучше использовать с двумя детьми, у которых автоматизируется одинаковый звук. К шестигранному каранда-

    шу привязана ниточка с черепашкой из скорлупы грецкого ореха. Логопед называет три слова с автоматизируемым звуком. Ребенок запоминает их и, воспроизводя, крутит карандаш. Если слово было воспроизведено неверно, черепашка возвращается на старт. Выигрывает тот, чья черепашка быстрее придет к финишу. Если работа идет с одним ребенком, то ребенок крутит карандаш и проговаривает слова.

    6. «Парочки» – игра по принципу игры «Память». На кружочки из фетра пришиты фигурные пуговицы. Каждая фигурка содержит в себе автоматизируемый звук, пуговицы парные (6 пар). Кружочки выкладываются вниз «лицом» по четыре в три ряда. Ребенок открывает кружочки по 2, четко проговаривая название фигурки. Если фигурки совпали – они остаются открытыми, если нет – закрываются обе. Цель игры – открыть все парные картинки.

    7. «Веселый карандаш» – используется на этапе автоматизации изолированного звука и слогов. Ребенок берет простой карандаш и в такт, с движением руки, обводит линии на листе бумаги. Все картинки подобраны так, что проводимые линии, перекликаются со способом образования автоматизируемого звука:

    – свистящие – прямые, длинные линии;

    – [л], [л’] – дугообразные линии;

    – [р], [р] – закрученные спирали;

    – смычные звуки – короткие, отрывистые линии.

    8. «Тактильный мешочек с гречкой» – вариант самомассажа пальцев рук. Способствует: а) нормализации мышечного тонуса; б) стимуляции тактильных ощущений; в) увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; г) формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Ребенок, погружая руку до кисти в гречку, мнет ее с закрытыми глазами. Параллельно автоматизируем звук в чистоговор-ках. При закрытых глазах в момент выполнения упражнения внимание ребенка акцентируется на проприоцептивных ощущениях.

    9. «Тактильные карточки» – привлечение тактильного анализатора к автоматизации звуков. Через работу с тактильными карточками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств. Карточки с наклеенными на них

    рельефными деталями из подручных материалов. На карточках также есть прозрачный кармашек. Логопед выбирает 3-4 карточки, в кармашках которых вставляет картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку. Потом логопед переворачивает картинки обратной стороной или просит ребенка закрыть глаза и определить картинку с помощью пальчиков: «Пусть пальчики сами назовут слово». Ребенок получает фишку за правильно произнесенное слово. Постепенно количество карточек в игре увеличивается.

    10. «Нарисуй сказку» – автоматизация звука в связной речи. Лист бумаги делится на 4 части. Логопед объявляет, что будет сейчас читать историю с автоматизируемым звуком, а ребенок будет помогать и зарисовывать ее. История состоит из 4-х частей, каждая из которых зарисовывается в соответствующий квадрат. После прослушивания каждой части ребенок должен выбрать и назвать слова с нужным звуком, а затем повторить весь рассказ по своим рисункам. В итоге работы получается мнемотаблица, созданная самим ребенком. Рисунок выполняется схематично ручкой или простым карандашом.

    Для выявления степени эффективности проведенной работы был проведен коррекционнообразовательный эксперимент.

    Эксперимент был рассчитан на 6 месяцев (с октября 2014 г. по март 2015 г.)

    Участники эксперимента: дошкольники старшей группы детского сада (возраст 5-6 лет), посещающие логопедический пункт ДОУ.

    • Экспериментальная группа – в данной группе дети занимались по основной программе, но с одновременным включением упражнений по развитию мелкой моторики и трех видов анализаторов (6 человек – из них двое с ФФНР и четверо с ФНР).

    • Контрольная группа – занятия проходили по той же программе, но без использования вышеуказанных игр и упражнений. (6 человек -из них двое с ФФН и четверо с ФНР).

    Диагностическая часть работы: составление речевых диагностических карт, выявление уровня звукопроизношения.

    Диагностика уровня речевого развития, а в частности состояния звукопроизношения и мелкой моторики проводилась на основе работ «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)» Н. Нищевой [4] и «Уроки логопеда»

    Е. Косиновой [3], адаптированные для детей старшего дошкольного возраста.

    Ниже представлены диаграммы, в которых прослеживается динамика развития звукопроизношения и мелкой моторики двух групп от начала формирующего этапа эксперимента (октябрь 2014 г.) и до его окончания в марте 2015 года.

    Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых

    ГРИГОРЬЕВА И.А., канд. пед. наук, доцент;

    ЗАДУМОВА Н.П., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики НОУ ВПО «Институт специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург

    Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков.

    Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. За­крепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.

    При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, строгую ее последовательность — от автоматизации изолированного звука до закрепления его произношения в тексте, т.е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.

    Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами. Применительно к педагогическому процессу понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. В педагогике и логопедии «инновации» смело заявляют о себе. Выходят новые книги, публикации [1; 11 и др.].

    По мнению д-ра пед. наук А.В. Хуторского [12], в педагогической инноватике следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, то нововведением (или инновацией) в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Особенность инновационного процесса — его циклический характер, нововведение проходит следующую структуру этапов: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш [12]. Формулировка «инновационные технологии» может также отражать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, а также программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе. Ниже рассмотрены традиционные и инновационные технологии, используемые в современной логопедии относительно автоматизации звуков.

    Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (звук [с] — шум воды; звук [ш] — «песенка» змеи; звук [з] — «песенка» комарика и пр.). На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время, поскольку минимальной произносительной единицей является не звук, а слог, в составе которого на произнесение и звучание данного звука влияют соседние с ним звуки (явление коартикуляции). Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т.е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.

    Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Так, по традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизировать в нижеуказанной последовательности: в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ), обратных слогах (ас, ос, ус, ыс, ис, эс), слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса), в слогах со стечением согласных (сма, ска, сва, ста). Автоматизацию смычных и смычно-щелевых (аффрикат) звуков начинают со слогов первых двух типов, т.е. с включения звука в обратные слоги (ац, оц, уц, ыц, иц), после чего переходят к прямым (ца, цо, цу, цы, це).

    Для автоматизации звука ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са, воло…сы, колба…са, бу…сы).

    При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаются задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков (са — ас, со — ос).

    Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями (сани, коСА, ОкСАна). Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию — в начале слова, конце и середине (исключение составляет лишь положение звонкого согласного в конце и середине слова перед глухим согласным, поскольку в этих случаях имеет место оглушение звонкого звука). Предлагаемые в качестве речевого материала слова постепенно усложняются с точки зрения количества слогов и их структуры. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов (шина). Далее число слогов возрастает (маШина) и наконец вводятся слова со стечением согласных. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза (стамеСка, штаниШки).

    Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений. Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа (простых и сложных форм), синтеза, представлений с использованием картинок и звуковых схем слов. Например, ребенку предлагается назвать ряд предметных картинок и распределить их под соответствующими схемами, указывающими местоположение отрабатываемого звука в слове (в начале, середине, конце); назвать картинки и, выделив начальный звук в каждом из слов, составить из них новое слово; самостоятельно подобрать слова, содержащие заданный звук.

    На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном (коСа — коСы, шапка — шапки, шаР — шаРы), родительном (коСа — много коС, шапка — много шапок, шаР — много шаРов) падежах, образование относительных имен прилагательных (сок кЛубники — кЛубничный, ябЛока — ябЛочный).

    Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами (Соня ест суп. Сумка стоит на скамейке). В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Работа осуществляется либо путем повторения ребенком предъявляемого логопедом речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы логопеда, опорные слова и схемы предложений. Это создает также условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т.е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.

    Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста посредством использования следующих видов заданий: составление пересказа с опорой (а затем без нее) на наглядность в виде сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и пр. Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют реализации задач, связанных с развитием навыков смыслового программирования и языкового оформления текста, формированию речевой коммуникации в целом.

    Успешность применения традиционных методик не исключает использования инноваций.

    К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [10]. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

    К сожалению, выпуск компьютерного видеофонатора «Видимая речь» (Speechviewer) для работы с заикающимися, детьми с ринолалией и дизартрией и первого блока компьютерных программ «Дэльфа» («Дэльфа-141» — серийно «Фонема», «Дэльфа-142») для работы над интонационно-ритмической стороной устной речи, слоговой структурой, коррекцией открытой ринолалии, за­креплением правильного произнесения отдельных звуков в настоящее время прекращен. Второй блок программы посвящен работе над письменной речью. Сценарий написан логопедом, профессором О.Е. Грибовой [5].

    Появились программы, которые могут приобрести и частные лица: компьютерное пособие «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенное для речевого развития и обучения чтению (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко [2]); компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений (автор Л.Р. Лизунова [9]); развивающая игра «Баба Яга учится читать», представляющая собой методику опережающего чтения «Баба Яга, пойди туда, не знаю куда…», направленная на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения; для детей школьного возраста «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» [4].

    Логопедическая ритмика как система работы появилась, конечно, не сейчас. На данный момент имеется огромное количество инновационных разработок и публикаций. Кроме ставших классикой наиболее полных пособий Г.А. Волковой и Г.Р. Шашкиной, привлекают внимание множество книг, касающихся возможности использовать логоритмику при том или ином речевом нарушении, в тот или иной возрастной период (например, пособия Е.С. Анищенковой, Р.Л. Бабушкиной, М.Ю. Картушиной, О.А. Новиковской, Т.С. Овчинниковой и др.). Конечно же, это зрелая, получившая широкое распространение инновация, активно используемая в коррекции звукопроизношения.

    Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной и школьной педагогике можно считать мнемотехнику, с помощью которой дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций.

    В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка («Сказка о веселом язычке», «Сказки о буквах»). Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки (логопедические сказки О.И. Ивановской), методы, описанные в книгах
    Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко.

    Интересно также использование биоэнергопластики. Сам термин немногим, наверное, знаком, однако большинство логопедов, быть может, чисто интуитивно применяют эту методику в своей работе. Термин имеет два значения: с одной стороны — это уроки пластики тела, с другой — содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата). В логопедии, естественно, большее распространение при автоматизации звуков получила вторая трактовка.

    К инновационным технологиям относятся и техники арт- и песочной терапии, используемые на логопедических занятиях. Каждая из них может стать темой отдельного исследования.

    Таким образом, процесс внедрения и освоения педагогических новшеств находится в одних случаях на этапе роста, в других — наибольшего распространения.

    При подборе речевого материала на всех этапах логопедической работы по автоматизации правильного звукопроизношения следует руководствоваться требованиями, изложенными ниже.

    · Соблюдение онтогенетического принципа, согласно которому из речевого материала исключаются слова, содержащие звуки более позднего онтогенеза, чем автоматизируемый. Это позволяет сосредоточить внимание ребенка только на отрабатываемом звуке и препятствует созданию дополнительных артикуляторных трудностей (они неизбежно возникают при дефективном произношении этих звуков).

    · Исключение материала, содержащего звуки, акустически и артикуляторно близкие автоматизируемому (например, при закреплении произношения звука [с] неправомерно предлагать слова типа сушка, свеча, стужа, включающие в свой состав шипящие звуки).

    · Доступность речевого и наглядного материала для понимания ребенком данного возраста.

    Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка. Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

    Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

    Список использованной
    и рекомендуемой литературы

    1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов н/Д., 2008.

    2. Аствацатуров Г.О., Шевченко Л.Е. Учимся говорить правильно. М., 2008.

    3. Белякова Л.И. Использование новых технологий в логопедии // Школьный логопед. 2007. № 3. С. 55—58.

    4. Варченко В.И. и др. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе. Калинин­град, 2009.

    5. Грибова О.Е. Методика работы с тренажером «Дэльфа-142». М., 2002.

    6. Инновационные технологии // http://ru.wikipedia.org.

    7. Кендрик Л. Коррекция речевых патологий с применением мио­функциональных трейнеров // http://www.logopedplus.ru/parents/ ortodont/ correction.html.

    8. Кукушкина О.И. и др. Информационные технологии в обучении произношению. М., 2004.

    9. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе // http://sputnik.master telecom.ru/Seans/Pedsovet/forum/indexb1e2.html showtopic=405.

    10. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов. Волгоград, 2008.

    11. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М., 2009.

    Звукопроизношение: коррекция нарушений. Видео-курс для логопедов

    Оптимальный курс для тех, кто хочет научиться постановке звукопроизношения у детей.

    Подходит для:

    • начинающих логопедов;
    • логопедов с опытом;
    • коррекционных педагогов
    • родителей заинтересованных в получении дополнительных знаний для работы с собственными детьми
    • студентов профильных факультетов и курсов профпереподготовки.

    ► В лекциях в доступной форме раскрываются вопросы постановки и коррекции звукопроизношения у детей.

    ► Видео-лекции Logoprofy.ru можно смотреть в любое удобное время на любом устройстве.

    ► Данный формат обучения позволяет вам в максимально сжатые сроки, не выходя из дома, повысить свою квалификацию.

    ► Вы в любой момент можете остановить лекцию, пересмотреть ее или законспектировать нужный вам материал.

    ► После покупки видео-лекции, у вас остается презентация с основными тезисами и упражнениям , которую вы можете всегда использовать в работе.

    ► Обучение будет подтверждено сертификатом к каждой, который будет направлен вам в течение трех рабочих дней.

    О курсе:

    • в курсе 15 видео-лекций;
    • каждая лекция длится около 2-х часов; всего 30 часов видео;
    • в курсе 15 презентаций, по 1-ой к каждой лекции;
    • высылается сертификат к курсу на 30 часов;

    Автор курса: Китаева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, логопед высшей квалификационной категории, специалист практик с огромным опытом работы.

    Как проходит обучение?

    После оплаты онлайн-курса, доступ к лекциям автоматически открывается в личном кабинете на сайте, в разделе “Мои заказы“, кнопка “Открыть курс

    Презентации, которые демонстрируются в ходе каждой лекции можно скачать и использовать в дальнейшей работе.

    В программе курса 15 видео-лекций:

    1. Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза (традиции и инновации) Видео-лекция №1
    2. Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза (традиции и инновации) Видео-лекция №2
    3. Дефекты и специфика исправления произношения гласных, губных, губно-зубных звуков: традиции и инновации.
    4. Эти непослушные вибранты: нарушения произношения звуков Р, Р’ и методы их коррекции.
    5. Коррекция нарушений звукопроизношения. Постановка звуков Л, Л’ от А до Я.
    6. Коррекция нарушений звукопроизношения. Постановка свистящих звуков.
    7. Коррекция нарушений звукопроизношения. Постановка шипящих звуков.
    8. Дефекты произношения и способы постановки заднеязычных звуков: традиции и инновации.
    9. Дефекты озвончения и смягчения
    10. Дефекты и специфика исправления произношения звука [Й], а также простых переднеязычных звуков ([Т], [Д], [Н], [Т’], [Д’], [Н’]: традиции и инновации.
    11. Исследование состояния звукопроизношения у детей от 3 до 7 лет. Что нужно знать родителям и начинающим логопедам?
    12. Традиционные и инновационные подходы к коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с различными нарушениями. Видео-лекция №1
    13. Традиционные и инновационные подходы к коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с различными нарушениями. Видео-лекция №2
    14. Игровые стратегии в преодолении дефектов произношения у детей дошкольного возраста.
    15. 10 ошибок при постановке и автоматизации звуков Р, Р’

    Продолжительность каждой видео-лекции: 120 минут.

    Приобретая курс, вы получаете:

    – электронный сертификат участника мероприятия (высылается на e-mail на третий рабочий день после приобретения доступа).

    – презентации к видео-курсам, которые можно будет применять в дальнейшей работе;

    Курс доступен для изучения в личном кабинете сразу после оплаты.

    Запись можно смотреть на мобильных устройствах!

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

      Михаил Тимирязев 4 лет назад Просмотров:

    1 Бородина Ирина Петровна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад 17», г. Ливны, Орловская обл., Россия ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ Использование разнообразных игровых методов и приемов на разных этапах логопедического воздействия позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков в речи детей и сделать этот процесс более интересным как для ребенка, так и для педагога. Ключевые слова: нарушения звукопроизношения, автоматизация звуков, произносительные умения и навыки. В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. При формировании правильного звукопроизношения соблюдают ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы: подготовительный этап, этап постановки звука, этап автоматизации звука, этап дифференциации звуков. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков [1]. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах, связной речи. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде по развитию навыков звукового анализа, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.

    2 Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются расторможенность, гиперактивность или, наоборот, замкнутость, низкая работоспособность. Работа с такими детьми заставляет искать новые интересные игровые методы и приемы. На этапе автоматизации изолированного звука (для разных групп звуков) и закрепления правильного произношения этого звука в слогах мы используем следующие игровые методы и приемы. «Упражнение с волчком». Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук. «Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами), проговаривая звук. «Поющая веревочка». Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, разные по фактуре тесемки) по нарисованной линии, тянем звук. Можно наматывать ленточку на палец, произнося заданный звук. «Шарик». Во время произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик. «Ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек.

    3 «Скажи столько же раз». Бросить кубик, посчитать точки сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор); выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.) проговорить звук столько же раз; ребенок закрывает глаза, логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожнокинестетический анализатор). «Разноцветные прищепки». Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на картинке и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога. «Собирайка». Маленькие штампики с разными картинками: называем звуки или слоги, если получилось правильно, то ребенок ставит штамп себе в листик. Задача для ребенка собрать как можно больше штампиков. «Лесенка». «Шагаем» ладошками вверх и коротко произносим звук/слог, потом ладошки плавно скатываются вниз и звук тянется. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей мы практикуем такие упражнения. «Пройди по веревочке». Ходим по веревочке, приставляем носок ноги к пятке и проговариваем слоги. «Игра на пианино». Ребёнок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА. Игра-ходилка «Проведи слог по звуковой дорожке». Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы очень громко. «Ромашка». В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного

    4 лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы. «Добавляй слог». Дети стоят перед педагогом, логопед, бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом. «Пирамидка». Нанизывая кольца на стержень, ребенок повторяет слоги. «Говорящий карандашик». С помощью маркера обводить дорожки, произнося нужный звук. При автоматизации звука в словах детям очень нравятся следующие игры. «У меня нет. » Ребенок называет картинку, потом прячет за спину, говорит: «У меня нет машины (слово в родительном падеже)». «Найди все» (универсальная игра на автоматизацию в словах) найти в кабинете все предметы с заданным звуком. Игры с ориентировкой в пространстве. Ребенок встает, за ним, перед ним, справа и слева кладем по картинке и спрашиваем что находится позади, что впереди, что справа, а что слева. Либо с движением ребенок проговаривает: «Я отошел от рррыбы и подошел к самоваррру». «Сухой бассейн». В крупу зарыты игрушки с автоматизируемым звуком. Ребенок достает игрушку, проговаривая в названии определённый звук. «Опасное слово». Ребенок повторяет слова за логопедом, одно заданное слово повторять нельзя. Кто повторил, тот проиграл. «Тени». Наощупь определить предметы, четко проговаривая автоматизируемый звук. Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы используем эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра часто используется логопедами, так как позволяет детям усвоить понятие, что предложения состоят из слов, слова в предложении стоят по порядку. «Пройди на лыжах». Ребенок ставит ноги в коробки из-под обуви, шагает как на лыжах от одного конца комнаты до другого, проговаривая предложение или чистоговорку.

    5 «Расколдуй предметы». Нужно соединить по точкам предметы (расколдовать) и составить предложения. На этапе автоматизации в связной и самостоятельной речи большое внимание уделяется составлению рассказов по картине и по серии картин, пересказы и рассказы, пересказы-драматизации, стихи-драматизации. С целью коррекции дефектов речи у детей нами широко используются готовые пособия таких авторов, как С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко И.В. Баскакиной, М.И. Лынской, Е.А. Азовой, О.Е. Громовой, Л.А. Комаровой. Н.В. Гальской, Ю.В. Гурина и др. В своей работе по автоматизации звуков неоспоримую помощь оказывают информационно-коммуникационные технологии. В играх с интерактивными героями дети с удовольствием отрабатывают новые навыки. «Таинственная картина». Игра на автоматизацию «трудных» звуков и отгадывание слов по описанию. У детей есть возможность повторить много слов на выбранный звук, а потом составить рассказ по картине, которая появится после отгаданных слов. «На все голоса». Игра многофункциональная, ребенок не только повторяет фразы со звуком Р, но и учится различать, кто произнес фразу: мама или папа, дедушка или бабушка. «Болтушки-хохотушки». Набор скороговорок поможет детям улучшить качество речи. Параллельно развивается слуховое внимание, ведь некоторые героини игры произносят скороговорки с ошибками. Ребенок слушает и повторяет только правильный вариант. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    6 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 2. Солойденко, О.А. Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука // Дошкольная педагогика С

    Академия Речи

    Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

    Постановка звука Л

    Успешная социализация невозможна без правильной речи. Над красотой речи необходимо работать с детского возраста. Очень часто у детей возникают проблемы с произношением Л. Взрослому человеку кажется, что произносить этот звук просто. Однако дети получают навык проговаривания фонемы только к 6 годам. В статье рассказывается, когда требуется логопедическая постановка звука Л, перечисляются подходящие логопедические упражнения.

    Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

    Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

    • двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
    • носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
    • межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
    • с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).

    Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

    • «Г» («пол» — «пог»);
    • «В» («лыжи» — «выжи»);
    • «Ё» («лодка» — «ёдка»);
    • «Д» («лопата» — «допата»);
    • «Ль» («как дела» — «как деля»).

    Причины неправильного произношения

    Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

    • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
    • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
    • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
    • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).

    В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

    • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
    • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
    • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

    Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

    Артикуляционные упражнения

    При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.

    1. «Гамак». Конец языка упереть в верхние резцы, прогнуть вниз. Удерживать в таком положении, отсчитывая секунды.
    2. «Вкуснятина». Язык расслабить, чтобы он стал широким. Лизать им верхнюю губу вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.
    3. «Индюк». Выполнять такие же движения, как в предыдущем случае, только быстрее. При этом проговаривать «бл-бл-бл-бл».
    4. «Лошадь скачет». Язык расслабить, сделав широким. Щёлкать им по нёбу возле верхних резцов. Не двигать нижней челюстью.
    5. «Качели». Широко улыбнуться с приоткрытым ртом. Поочерёдно упирать конец языка то в верхние, то в нижние резцы.
    6. «Грибок». Язык прижать к нёбу так, чтобы натянулась языковая уздечка.

    Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.

    Ошибки при попытке произнести звук

    При постановке фонемы некоторые дети делают ошибки, сводящие на нет эффективность занятий. Чаще всего ошибки обусловлены неправильным положением речевых органов, но с этой проблемой несложно справиться.

    Тренировки могут не давать результата, потому что:

    • язык находится слишком глубоко во рту, поэтому произносится «Ы» (не «лук», а «ыук»);
    • губы ставятся неправильно, из-за чего звучание искажается;
    • при проговаривании делается вдох (при щёчном произношении слышится «Ф», при носовом – «Н»);
    • происходит замена на уже отработанный «Р» (не «булка», а «бурка»).

    Постановка звука Л по подражанию

    Родители самостоятельно, находясь перед зеркалом, могут показать детям правильную артикуляцию. При произношении согласного:

    • губы находятся в положении улыбки, рот приоткрыт, верхние и нижние зубы не соприкасаются;
    • конец языка устремлён вверх, прижат к задней поверхности дёсен над верхними резцами;
    • воздух выдыхается с обоих боков языка, устремляется в щёки.

    Дети должны повторять действия за родителями, глядя в зеркало. Однако такой способ тренировки не подходит для маленьких детей, ещё не способных к подражанию. В данном случае используются другие способы постановки звука Л.

    Логопедическая постановка звука Л

    Используются следующие приёмы постановки согласного звука Л:

    • тренировка артикуляции;
    • развитие речевого дыхания;
    • автоматизация произношения.

    Каждый перечисленный приём необходимо включать во все проводимые дома занятия. Причём нужно учитывать, что дети до 4 лет не должны тренироваться дольше 20 минут, дети 4 – 6 лет – дольше 25 минут.

    Занятия проводятся поэтапно. Перед началом занятий по речевому развитию несколько минут необходимо тренировать дыхание:

    • делать короткий секундный вдох;
    • затем медленный спокойный выход в течение примерно 5 секунд.

    Для тренировки дыхания можно выполнять следующие упражнения:

    • играть с вертушкой;
    • «останавливать лошадку» — расслаблять губы на вдохе, затем выдыхать воздух так, чтобы получалось «тпр-р-р»;
    • «надувать шарик» — лечь на пол, опустить руку на живот, чтобы чувствовать, как живот раздувается при вдохе и сдувается при выдохе;
    • угадывать фрукты и цветы с закрытыми глазами, глубоко вдыхая их запахи;
    • вдувать пёрышко в импровизированные ворота, выдыхая воздух через сложенные трубочкой губы.

    Так же, Вам возможно будет интересно ознакомиться как в домашних условиях научиться выговаривать звук Р.

    Механический способ постановки

    В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

    • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
    • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
    • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
    • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
    • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

    Артикуляционная гимнастика для звука Л

    Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.

    1. Разминка. Двигать языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Также эффективно упражнение «Парус»: язык поднимается во рту вертикально, удерживается в таком положении 10 секунд, с каждым занятием время удержания увеличивается (максимальное время – 40 секунд). Разминка укрепляет и делает подвижнее языковые мышцы.
    2. От «Ы». Проводится игра «Пароходик». Рот растягивается в улыбке, язык упирается в зубы. Нужно прикусить расслабленный конец языка и произнести «ы-ы-ы» или «у-у-у». Получится «л-л-л».
    3. Постановка от мягкого звука «Л». Детям произносить мягкую фонему легче, чем твёрдую. Ведь губные мышцы не так сильно напрягаются.
    4. От «А». Нужно улыбнуться и, прикусывая расслабленный язык, произнести протяжный «А». Выйдет «ал-ал-ал». Далее должна быть отработка «ала-ала-ала», а на последнем этапе «ла-ла-ла».
    5. От «В». Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Он должен держать нижнюю губу в опущенном состоянии 5 секунд, затем вернуть в исходное положение к верхней губе. Если пациент самостоятельно не справляется с заданием, то необходимо ему помочь: подставить под губу палец, двигать им вверх-вниз.

    Автоматизация звука Л

    Сформированное произношение нужно закрепить, постоянно его произносить. Если дошкольник не умеет читать, то произношение закрепляется путём повторения за родителями.

    Сначала произносятся слоги, в которых согласный стоит перед гласным: ла, ло, ле, ли. Затем, где первым идёт гласный: ол, ал, ел, ил. После чего переходят на проговаривание слов, где согласный находится в начале, середине и конце, где идёт смягчение фонемы и сочетание её с другими согласными.

    Далее отрабатывают произношение словосочетаний и фраз, где в каждом слове или в большинстве слов присутствуют слоги:

    • прямые – ла, лу, ло, лэ, лы;
    • обратные – ал, ол, ул, ыл, ел, юл, ял, ил;
    • с соединёнными согласными – кла, сла, бла, вла, пла, шла, гла, фла (аналогично с гласными «у», «о» и «ы»).

    Постановка звука Л твёрдого занимает немало времени. Обычно приходится проговаривать с детьми одни и те же слова и фразы в течение нескольких дней.

    Когда в словах и фразах фонема отработана хорошо, можно переходить к стишкам, чистоговоркам и скороговоркам, потешкам, загадкам.

    В интернете и книжных магазинах можно найти разнообразный логопедический материал. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношение ошибочное, предложение повторяется заново.

    Если на начальном этапе закрепляющих занятий пациент повторяет слоги, слова, фразы за логопедом, то далее он должен самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложения. А специалист только даёт задания:

    • перечислить названия животных, включающие прорабатываемую фонему;
    • названия растений;
    • названия продуктов питания;
    • названия предметов обихода.

    Если произношение твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать закрепляющие занятия с мягких слогов:

    • прямых – ля, лю, ле, ли;
    • обратных – яль, юль, аль, оль, ель, уль, ыль;
    • с соединёнными согласными – пли, пле, плю, пля (аналогично с согласными «с», «ф», «к», «г»).

    Далее мягкая фонема, как и твёрдая, закрепляется в словах, фразах, предложениях. Применяются чистоговорки и скороговорки, стихи и загадки. Чистоговорки родители могут сочинять сами вместе с детьми.

    Логопедические занятия: закрепление произношения

    Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:

    1. «Дорожка». На бумажном листе чертится дорожка от написанной буквы к нарисованному предмету, в названии которого имеется эта буква. Пациент двигает пальцем от буквы по линии к рисунку, произнося проблемный согласный, в конце пути называет нарисованный предмет.

    2. «Лиса и колобки». Вырезается фигурка лисы и 10 колобков. Логопед просит пациента назвать определенное слово. Если задание выполняется успешно, то колобок убегает от лисы, если нет, то лиса съедает очередной колобок.

    3. Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.

    4. Логопедические карточки со звуком Л.

    Обычно со всеми вышеперечисленными занятиями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а логопедические тренировки в домашних условиях так и не дали положительного результата, то требуется помощь логопеда.

    Коррекционная работа по формированию понятий и образов мира у детей с ДЦП

    Автор: Хохлова Елена Юрьевна

    Организация: ГБУ ГППЦ ДОгМ

    Населенный пункт: г. Москва

    ДЦП – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных наводящих путей головного мозга.

    Причины возникновения ДЦП

    ДЦП возникает в результате четырех факторов, которые приводят к повреждению головного мозга:

    • кислородная недостаточность из-за удушья, разрыва или закупоривания кровеносных сосудов в период кормления или рождения;
    • инфекции или внешние факторы, которые разрушают защитную миелиновую оболочку развивающихся клеток-нейронов;
    • нарушение процесса перемещения клеток мозга в процессе развития плода.
    • послеродовая травма или инфекции, которые приводят к нарушению связей между нейронами.

    Симптомы ДЦП разнообразны: это могут быть простые проблемы, связанные с мелкой моторикой (нарушение хватательной функции или трудности при письме), и вплоть до тяжелых симптомов, таких как неспособность сохранять равновесие или ходить. Нарушения речевой и слуховой функций, когнитивные расстройства и эпилепсия также являются основными симптомами данного заболевания.

    У детей с тяжелой степенью ДЦП часто наблюдаются проблемы с осанкой, а их мышечный тонус (напряжение мышц) часто бывает повышен. Наиболее часто признаки ДЦП проявляются, когда ребенку исполняется 6-9 месяцев. В данный период пациенты начинают совершать осознанные движения и у них становятся заметны отклонения в развитии – больше движений в одной из конечностей, неравномерное развитие конечностей и задержка психофизического развития.

    Особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.

    Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального бучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

    В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

    Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом строится с учетом следующих принципов:

    • Системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
    • Раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.
    • Организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.
    • Наблюдение за динамикой психоречевого развития.
    • Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
    • Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

    Оптимальный вариант предполагает раннее, на первом году жизни, начало комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Такая помощь может быть оказана ребенку в условиях стационара. Важно обучить родителей приемам коррекционного воздействия. Основными задачами коррекционно-педагогической работы в доречевой период являются ( по О.Г.Приходько):

    – Развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт с взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым).

    – Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

    -Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов).

    – Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания).

    – Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

    – Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка).

    – Формирование движений руки и действий с предметами.

    – Формирование подготовительных этапов понимания речи.

    Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

    – Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

    – Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).

    – Развитие элементарных представлений об окружающем.

    – Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слуховой кинестетического восприятия).

    – Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие
    зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных
    действий).

    С 3-х лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, Г.В.Кузнецовой, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В.Смирновой, Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

    – Развитие игровой деятельности.

    – Развитие речевого общения с окружающими.

    – Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

    – Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

    – Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического).

    – Формирование математических представлений.

    – Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.

    – Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

    Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель — развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости.

    О.Г.Приходько указывает на следующие задачи логопедической работы:

    – нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

    – развитие речевого дыхания и голоса.

    – нормализация темпо-ритмической и интонационной речи.

    – формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

    – развитие функций кистей и пальцев рук.

    – развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания

    Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида.

    Выпускники специальных групп с негрубыми двигательными нарушениями могут обучаться в общеобразовательной школе. Дети с выраженными двигательными расстройствами направляются на обучение в школы VI вида.

    Цель коррекционного воспитания и обучения — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

    В специализированных школах-интернатах обучаются 60—70% детей с церебральным параличом.

    Коррекционные учреждения VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: начальное общее образование (4-5 лет), основное общее образование (6 лет), среднее образование (2 года) Общий срок обучения составляет 12 лет. Наполняемость классов 10 человек.

    В первый класс принимаются, как правило, дети 7-летнего возраста. Для детей, не посещавших детский сад, открываются подготовительные классы. Задачи работы с детьми в подготовительном классе: выявление состояния интеллекта; уровня обученности ребенка и его потенциальных возможностей; подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

    Задачами специализированного образовательного процесса в школе для детей с ДЦП являются: сочетание обучения и воспитания с лечебно-восстановительными мероприятиями; трудовая подготовка; профессиональная ориентация.

    Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает:

    • последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
    • целенаправленное формирование высших психических функций;
    • воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально-бытовой адаптации.

    Одной и форм организации педагогической помощи является надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигателыюго аппарата. С одной стороны, надомное обучение включает данную категорию детей в образовательное пространство, с другой, имеет ряд недостатков: сокращенная общеобразовательная программа; нерегулярность домашних уроков; изоляция ученика от общества сверстников; отсутствие возможности профориентации.

    В школах-интернатах трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии, имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные.

    Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

    Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса.

    Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями детей с церебральным параличом, интересами воспитанников. При сохранном интеллекте выпускники могут овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.

    Для получения профессионального образования предоставляется возможность льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

    Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), проводится экспертиза трудоспособности.

    Список литературы:

    1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ., 2003.
    2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001.
    3. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 2000.
    4. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993.
    5. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., Альфа. 2000.
    6. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.
    7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.
    8. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001.
    Читайте также:  Гласные звуки (А),(О),(У),(И),(Э). Буквы: А,О,У,И,Э
    Ссылка на основную публикацию