Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых

Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых «Лабиринт»

Данная методика «Лабиринт» была мной придумана и отработана в процессе постановки звуков у детей с дизартрией, ОНР, простой и сложной дислалией. А так применялась при автоматизации звуков у взрослого населения в процессе реабилитации последствий дефектов речи после ОНМК, нейроинфекций и других органическим поражений головного мозга.

В этой методике преследуется несколько целей:

  • автоматизация звука
  • работа по тренировке длительного выдоха
  • складывание слогов
  • подготовки руки к письму.

Рассмотрим данную методику на примере автоматизации звука С у детей.

Представим на листе бумаги слева изображение звука С и рядом рисунок совы. Далее по листу бумаги к противоположной стороне нарисованы траектории полета совы к своим домам на дереве. Справа на листе изображения гласных звуков: А, О, У, Ы, Э и рядом с ними рисунки деревьев.

На первом этапе берем фигурку совы и предлагаем ребенку совершить полет птицы к ее дому. Двигаем фигурку по траектории движения и тянем звук С, таким образом, отрабатываем: правильное произношение звука; длительность выдоха; длительное удержание правильной артикуляторной позы; координацию движений; внимание и другие ВПФ. Когда движение подходит к гласному звуку, складываем слог (например: ССССС…СА), это так же способствует образованию навыка складывания и чтения слогов.

На втором этапе берем несколько фигурок птиц, равную количеству гласных звуков и предлагаем ребенку от перекрестка (звука С) помочь каждой птице прилететь домой. Таким образом соблюдается основной принцип обучения: от простого к сложному.

Когда все птицы пролетев траектории, находятся каждая на своем дереве, и по очереди закреплены слоги: СА; СО; СУ; СЫ; СЭ. Наступает третий этап, на котором предлагается ребенку накормить всех птичек на перекрестке (С). Птичка с тянущимся звуком А летит к перекрестку (С), при подлете к согласному звуку С складываем слог АС, так все птички собираются на перекрестке, кушают и снова разлетаются по домам.

На четвертом этапе предлагается ребенку помочь птичкам слетать друг к другу в гости. Птичка с тянущимся звуком А летит к перекрестку (С), при подлете к согласному звуку С складываем слог АС, далее не задерживаясь птичка летит к другой в гости с тянущимся звуком С и при подлете к гласной О, образует слог СО, получается автоматизация сложного слога АСО.

Таким образом при соблюдении всех четырех этапов методики происходит автоматизация поставленного звука С в прямых, обратных, сложных слогах.

При употреблении данной методики нужно соблюдать несколько принципов работы: вначале автоматизация звуков в прямых слогах, потом в обратных и только после этого в сложных. Должен так же соблюдаться принцип от простого к сложному, усложнение занятий должно быть ориентированно на ребенка или реабилитируемого взрослого индивидуально и начинаться с сохранного звука. После автоматизации твердого звука С, переходим к мягкому звуку С’, соблюдая те же этапы автоматизации используя гласные Е; Ё; Ю; Я; И. Если у ребенка есть мягкий звук, но нет твердого, тогда автоматизация звука проходит вначале с мягким звуком, а потом с твердым.

Эта же методика для деток постарше и взрослых с органическим поражением ЦНС может использоваться для подготовки руки к письму. Где предлагается обводить карандашом или ручкой все траектории. В момент обведения, тянется звук С и достигая гласного звука А, складывается в слог СА. Данную методику можно поместить в файл или заламинировать и при обведении фломастером, она становится многоразовой.

С помощью этой методики мы можем автоматизировать любой звук, и закреплять навык правильного произношения звука. Методика универсальна и может трансформироваться в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и взрослого, находящегося на реабилитационном обучении после перенесенных: ОНМК; ЧМТ; нейроинфекций; операбельных опухолей головного мозга и других органических поражений ЦНС. Так же достигается хороший уровень по разработки и подготовки руки к письму.

Как видно из опыта работы методика может использоваться в работе с различными категориями населения и дает хороший и стойкий результат обучения при соблюдении последовательности этапов, представленных в методике.

Автор: Логопед высшей категории Великанская В.В.

Использование приемой тактильно-кинестетическрой стимуляции для автоматизации звуков по методике Архиповой Е. Ф.

Ирина Васильева
Использование приемой тактильно-кинестетическрой стимуляции для автоматизации звуков по методике Архиповой Е. Ф.

• Мы с большим интересом изучили труды и исследования профессора, доктора педагогических наук Архиповой Елены Филипповны, прослушали ее вебинары «Приемы нейростимуляции для автоматизации звуков», «Тактильно- кинестетическая стимуляция при стертой дезартрии у дошкольников» и стали с успехом применять данные технологии в коррекционной работе. И не смотря на незначительный срок их применения (7 месяцев, уже имеем первые положительные результаты.

Следующей, важной для нас, здоровье сберегающей технологией стала система автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции Е. Ф. Архиповой. Основой предлагаемой методики является включение пальцевых упражнений, выполняемых на колючем коврике. И. М. Сеченов отмечал: «. всякое ощущение по природе смешанное. к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

Проанализировав научно-методическую литературу по вопросу коррекции звукопроизношения и учитывая собственный опыт работы, мы систематизировали лексический материал для автоматизации звуков в разных фонетических позициях, усовершенствовали структуру речевых модулей, изготовили оригинальный дидактический и стимульный материал.

Анализ промежуточной диагностики показывает, что использование данного метода, как мощного мотивационного средства, существенно сокращает сроки автоматизации поставленных звуков.

В предлагаемой методике автоматизация звуков базируется на утрированном произнесении гласных и согласных звуков в разных звукокомплексах (модулях). Это сочетается с использованием пальцевых прижимов на гласные звуки (прием биоэнергопластики). Для тактильно-кинестетической стимуляции применяются колючие коврики.

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных. Именно гласные дают лучшую разборчивость речи. В качестве зрительной опоры мы используем символы гласных звуков Ткаченко, можно сразу использовать буквенные обозначения. Утрированное произнесение гласных сочетается с одновременным прижимом пальцев к колючему коврику. Автоматизация поставленных звуков осуществляется последовательно по 11-ти модулям (вариантам звукосочетаний). Например: 1 модуль: Р-А, Р-О, Р-У, Р-Ы, Р- И, Р-Э. 2 модуль РА РО РУ РЫ РИ РЫ, 3 модуль: А-Р, О-Р, У-Р, Ы-Р, И-Р, Э-Р. 4 модуль: АР ОР УР ЫР ИР ЭР, и так далее.

Правомерно будет объяснить, как мы мотивируем детей на такую работу: «Сегодня тигренок хочет научиться играть на пианино, но не знает нот», а ноты- модули. Или «Слоненок отпрвился в еловый лес на прогулку и пел свои любимые песенки», «Самолетик полетел над голубыми облаками и гудел на разные лады»

Более подробно с данной системой можно познакомиться в книге Е. Ф. Архиповой «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии».

Мною разработан цикл артикуляционно- кинезиологических сказок с использованием авторской экспресс- методики постановки звуков «Дерево» профессора Архиповой Е. Ф., биоэнергопластики, речедвигательной гимнастики,а также дыхательной и зрительной гимнастики и приемов нейростимуляции

Игры для автоматизации и дифференциации звуков Картотека включает в себя игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей.

Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков Данные авторские интерактивные игры являются практическим руководством по развитию фонетико-фонематической стороны речи, и тонкой ручной.

Чистоговорки для автоматизации звуков Звук С СА-са-са – вот летит оса;(в лесу бегает лиса) Со-со-со – покатилось колесо;(мне дали колесо) Су-су-су – поймали мы осу;(ягоды в.

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк» Дидактическая игра “Дружелюбный хомяк” Данная игра предназначена для автоматизации звуков в словах и предложениях; формирования множественного.

Картотека дидактических игр для автоматизации звуков Уважаемые педагоги и родители!Формирование правильной речи – одна из важных составляющих воспитания и обучения дошкольника. Очень важно.

Игровые упражнения для автоматизации звуков [С], [С’] Работа по автоматизации поставленных звуков и введение их в речь всегда бывает для детей наиболее затруднительной. Многократное повторение,.

Игры для автоматизации шипящих звуков Работу по закреплению правильного произношения звуков данной фонетической группы, уточнению и расширению словарного запаса, развитию связной.

Картинки для обследования и автоматизации звуков [К], [Г] Данная подборка картинок поможет логопеду не только обследовать произношение звуков [К], [Г] у ребёнка, но и использовать в дальнейшем —.

Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок» ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых

Ура, наконец – то «зарычал» («зашипел», «засвистел»)! Как многим родителям знакома такая радость, когда ребенок научился произносить долгожданный звук! Но тут же паника:
«Он теперь везде «Р» вставляет, там где надо и не надо»
«Теперь везде (ш), на (с) заменяет. А куда (ш) пропало?»
«Шипеть научился , но в речи также ошибается!»
«Стихи в садик учили, звуки не использует!»

Это и в самом деле трудная работа – не только научиться произносить звук правильно (а это значит овладеть верным положением губ, языка, заучить артикуляционную позу), но и вставлять его в слова (а это значит верно находить место звука, переключать артикуляцию ) и пользоваться нужным звуком в речи (возможно только при полной автоматизации звука, выработке нового условного рефлекса, согласованной работы дыхания, голоса, артикуляции, развитой речеслуховой памяти, зрелым уровнем самоконтроля и хорошо развитым фонематическим слухом). Какая трудная работа для дошкольника!! А если ребенок правильно произносит звуки только в кабинете логопеда? или при выполнении домашнего задания (дома, под контролем родителей)? Многие дети в обыденной речи не использует правильную артикуляцию долгое время, затягивается время посещения логопеда, нарастает давление на ребенка.

Сегодня о долгой автоматизации звуков и «кабинетной речи»!
Для начала надо определить нормы постановки и автоматизации звуков. Традиционно в логопедии считается, что на постановку одного звука (подготовка артикуляционного аппарата, собственно постановка звука и автоматизация его изолированно и в слогах) уходит 1-3 месяца! Безусловно, здесь не учитываются индивидуальные особенности детей и степень речевого нарушения. Опытные логопеды за этот период могут поставить шипящие и сонорные звуки. Постановка звуков у детей с дизартрией проходит дольше, а у ребенка с двигательными нарушениями (выраженное нарушение мышечного тонуса, грубое нарушение иннервации и стойкие неврологические нарушения) растянуться на годы!

А сколько должна длиться автоматизация звуков? Через какой период ребенок будет употреблять в речи эти звуки? Можно ли спрогнозировать количество занятий по автоматизации звуков? На каком этапе лучше сменить специалиста? Самоконтроль и родительская ответственность на этапе автоматизации снижает количество занятий?

Существуют определенные правила автоматизации звуков. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками, остановками, произношение по слогам – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку. Это очень важно. До сих пор встречаю недоуменные вопросы родителей: «В словах по вашим книжкам говорит, а в речи звука нет! Почему?»
Отвечаю: «Потому что последовательность автоматизации звуков выглядит так»

1. Автоматизация изолированного звука.
2. Автоматизация звука в слогах.
3. Автоматизация звука в словах.
4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
5. Автоматизация звука в стихах, скороговорках.
6. Автоматизация звука в текстах, рассказах, пересказах.
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Читайте также:  Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

На каждом из этих этапов дети задерживаются по-разному в силу своих индивидуальных и речевых (а также сопутствующих) особенностей. Один ребенок может автоматизировать звук согласно этим этапам за месяц, другой задержаться на этапе автоматизации слов, но последующие этапе пройти четко и без особых усилий. Третий ребенок (например, в силу ярко выраженных нарушений слоговой структуры) может очень долго автоматизировать звук во фразе и предложениях, иметь трудности при использовании звука при пересказе. Есть дети, которые плохо учат стихи в силу слабой речеслуховой памяти. Очевидно, что у них будут трудности при использовании звуков в стихах.

Отдельно хочется остановиться на детях с дизартрией. Нарушение иннервации мышц речевого аппарата является большим препятствием на пути к правильной речи! Нередко можно встретить детей подросткового возраста (которые весь дошкольный и младший школьный период были воспитанниками логопеда, с отсутствием нарушений звукопроизношения!) с нарушением дикции, смазанной, нечеткой речью (родители и педагоги отмечают «кашу во рту»). Связано это неврологическими проблемами, легкими или средней тяжестью поражением центральной нервной системы. Такие дети могут обладать хорошими познавательными способностями, но при этом быть моторно неловкими, астеничными, быстро истощаемыми, рассеянными, гипервозбудимыми. Все эти особенности ЦНС препятствуют самоконтролю и успешному овладению речью, даже при условии поставленных звуков и долгой логопедической коррекции!

Как видите, речевые нарушения ( и их сопутствующие состояния) разнообразны! Автоматизация звуков у всех детей проходит разнообразно! Есть состояния (дизартрия, выход из алалии (например, разговорился после 4-х, в 6 лет приступили к звуковой стороне речи), нарушения слоговой структуры, ЗПР, отклонения в нервно-психической сфере, поведенческие проблемы, недостаточность фонематического слуха) когда не обойтись без контроля речи дома! Иначе может возникнуть «эффект кабинетной речи»

Ответственная позиция родителя, создание благоприятной среды для занятий дома и вне логокабинета, вовлечение родственников и педагогов (по возможности) – является важным моментом в этапах овладения речью! Если родитель ребенка с «махровой дизартрией» (поведенческими проблемами, незрелой ЦНС и т.д) видит, что период автоматизации затягивается (особенно при эффекте кабинетной речи): вывод один – вне коррекционых занятий нет нужного подкрепления.

Что такое «кабинетная речь»?
Кабинетная речь – это когда ребенок правильно самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под контролем логопеда.
Кабинетная речь возникает, когда:
– не развит самоконтроль за собственной речью (причины описаны выше);
– отсутствует контроль со стороны взрослого (педагог, родитель). Это когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным звуком, а взрослый не обращает никакого внимание на это произношение или напоминает о них только во время домашних заданий (в других ситуациях нет контроля);
– недостаточная сформированность фонематического и слухового восприятия, как важнейших психических процессов в формировании навыка правильного звукопроизношения;

На этапе автоматизации звука (особенно в предложениях, самостоятельной речи) вы должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья (папа/бабушка/братья/сестры) ознакомлена над какими звуками ведется работа!
Родитель параллельно вторит ребенку (на улице, в гостях, в кино) утрируя артикуляцию нужного звука: например, ребенок: «Купи массинку»
Родитель «маШШШШинку».
Не надо третировать ребенка, давить, угрожать! «Скажи правильно! Ну-ка быстро. Повтори, а то не дам». Это вызывает негодование, протест и негативизм. Учитывая, что вам работать не над одним звуком! Вы просто повторяете за ребенком с выделением нужного звука! Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.

Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, на улице, в гостях, в процессе домашней работы. Если же ребенок пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи».

И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека писал «Любое автоматизированное движение мышц ( рук , ног, языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (контроля со стороны, из вне, самоконтроля) и поэтому многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Другими словами, на своих занятиях мы должны выработать условные рефлексы при произношении нужных звуков! Это очень долгая и кропотливая работа. С учетом ярко выраженных, стойких речевых нарушений и сложных симптомокомплексов – этап автоматизации самый трудный, энергозатратный как для ребенка, так и для логопеда (родителей). Я призываю ответственно и с полной отдачей вас относиться к режиму домашних занятий и речевого окружения ребенка «вне кабинета».
Помощь со стороны родителей (всего домашнего окружения), воспитателей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причём в самый короткий срок, чтобы избавить родителей от необходимости водить к логопеду.

Если при долгой коррекционно-логопедической работе вы не слышите изменений в речи ребенка, узнайте у логопеда на каком вы этапе работы? Если этап постановки звуков затягивается больше 3-х месяцев (исключения ДЦП, грубые нарушения ЦНС) – я бы рекомендовала сменить специалиста! Если вы на этапе автоматизации звуков (звуки поставлены, вы их слышите, прошло 3-4 месяца) и наблюдаете «кабинетную речь» (ребенок с логопедом произносит, при повторении

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 07.08.2016

Статья просмотрена: 968 раз

Библиографическое описание:

Коновалова Г. А. Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 124-126. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1198/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения, логопедические занятия, игровые приемы

Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала быстро надоедает ребенку, утомляет его и вызывает нежелание заниматься. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к логопедическим занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия взрослые превращают в интересную и увлекательную игру.

Использование различных игровых приемов и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:

– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

– расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

– повысить познавательную активность и работоспособность детей;

– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

– плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

– увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Предлагаемые игровые приемы предназначены в основном для автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Некоторые игровые приемы:

Кто дольше?

Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, снежинкой, листочком, кружочком и т. д.). Данную игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Кто больше?

Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т. д.). За каждое правильное произнесение звука или слога взрослый и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения.

Научи мишку

Взрослый берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Мишка в роли ученика.

Повтори для лисички

На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Взрослый подыгрывает ребенку: «Как лисичке понравилось! Мишка не расслышал, повтори-ка еще раз!»

Пчелка жужжит

Игра используется для автоматизации звука [ж]. Взрослый просит ребенка помочь пчеле собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [ж], ведет пальцем по дорожке. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] — комарика; для [ш] — змеи и т. д.

Покажи, как ползет, как едет…

«Показать», как ползет черепаха, улитка, божья коровка, едет машинка. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, произнося слог с автоматизируемым звуком, ведет пальцем по дорожке.

Песенки

Игра используется для автоматизации звука [ш]. Взрослый предлагает ребенку повторять слоговые песенки вместе со змейкой: ша–шо–шу–ши… и т. д. Для автоматизации звука [ж] выбирается картинка-символ жука; для [ч] — паровозика; для [р] — тигра; для [л] — самолета; для [з] — комара и т. д.

Собери пирамидку

Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки. Одновременно он произносит заданный звук или слог.

Намотай шнурочек на катушку

Ребёнок наматывает шнурок на катушку. Одновременно он произносит заданный звук или слог.

Упражнение смассажными колечками-пружинками

Ребенок поочередно надевает массажные колечки-пружинки на каждый палец, правильно повторяя звук или слог.

Упражнение смассажным мячиком

Ребенок катает массажный мячик между ладонями, произнося при этом заданный звук или слог. Также массажный мячик можно подбрасывать вверх.

Кукла из пластмассовой бутылочки

Под пробкой-шапочкой нарисуйте смешную рожицу, а вместо рта проделайте отверстие диаметром 1–1,5 см. Предложите ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!» Ребенок кормит куклу макаронами и одновременно произносит заданный звук или слог.

Бусы для любимой мамы

Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизывая макаронины на шнурок произносить заданный звук или слог.

Рыбалка

Сделайте удочку — к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Приготовьте тазик, бросьте в него разноцветные бельевые прищепки, к которым прикреплены карточки с гласными буквами и ловите их магнитом.

Ребенок вылавливает карточки с гласными буквами, подставляет их к карточке с необходимой согласной буквой и прочитывает прямые и обратные слоги. Игра проводится с детьми 5–7 лет, которые знают буквы.

Данные игровые приемы позволяют разнообразить процесс автоматизации звуков, помогают поддерживать интерес к логопедическим занятиям, способствуют правильному произношению звуков, развивают внимание, память, положительные эмоции у дошкольников.

  1. Комарова Л. А. Альбомы по автоматизации звуков. — М., ГНОМ и Д, 2009г.
  2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., Владос, 1994.
  3. Логопедия: Учебное пособие./ Под ред. Л. С. Волковой. М., Просвещение, 1989.
  4. Косинова Е. М. Азбука правильного произношения. — М., Эксмо, 2005г.

Ключевые слова

Похожие статьи

Система работы по дифференциации звуков при.

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Формирование умения определять наличие звука в слове.

Читайте также:  Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Путешествие в заповедник»

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов).

фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука. »

Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.

— Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения

Ребенок замечает, что в слове «Тик» первый звук мягкий согласный [Т’], а в слове «Так» — твердый согласный [Т].

Приемы и методы формирования самоконтроля за.

Произносится звук правильно и неправильно. Детям предлагается исправить логопеда, выбирать правильный вариант произношения звука, составить модель данного звука, многократно произнося его

Использование авторских стихотворений в работе.

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному.

Коррекция произношения при сигматизме у детей дошкольного.

Система работы по дифференциации звуков при. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Упражнения для развития речи.

Автоматизация звуков изолированно ив слогах: произнести.

Автоматизация звука [с] всловах: ребенку предлагается посчитать снежинки, тем самым автоматизируется звук [с]. Утрировано произносим звук [с]. Например: «одна сссснежинка, две сссснежинки и. т.д».

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего.

Правильное произношение звуков необходимо ребенку для уверенного общения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.

Лексический материал подбирался разнообразный и включал не только изолированное произношение звука, но и слоговые упражнения, где.

Похожие статьи

Система работы по дифференциации звуков при.

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Формирование умения определять наличие звука в слове.

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов).

фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука. »

Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.

— Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения

Ребенок замечает, что в слове «Тик» первый звук мягкий согласный [Т’], а в слове «Так» — твердый согласный [Т].

Приемы и методы формирования самоконтроля за.

Произносится звук правильно и неправильно. Детям предлагается исправить логопеда, выбирать правильный вариант произношения звука, составить модель данного звука, многократно произнося его

Использование авторских стихотворений в работе.

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному.

Коррекция произношения при сигматизме у детей дошкольного.

Система работы по дифференциации звуков при. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Упражнения для развития речи.

Автоматизация звуков изолированно ив слогах: произнести.

Автоматизация звука [с] всловах: ребенку предлагается посчитать снежинки, тем самым автоматизируется звук [с]. Утрировано произносим звук [с]. Например: «одна сссснежинка, две сссснежинки и. т.д».

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего.

Правильное произношение звуков необходимо ребенку для уверенного общения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.

Лексический материал подбирался разнообразный и включал не только изолированное произношение звука, но и слоговые упражнения, где.

Методы и приемы автоматизации звуков

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников и поэтому проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число воспитанников с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.

Чтобы повысить интерес воспитанников к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

· пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

· расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

· повысить познавательную активность и работоспособность детей;

· активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

· плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

· увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з — комарик звенит, р-р-р — собака рычит), то слог для дошкольника — весьма абстрактное понятие.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. А это не менее 10 –15 занятий. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

– Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ,
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”-слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

· Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

· Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

При автоматизации звука в словах воспитанникам очень нравятся игры: «Соня едет в отпуск», «Запустим рыбок в озеро», «Отнимем у лисы колобка», «Волшебные яйца», «Поставим в вазу букет», «Грибы для ежика», «Подарим лягушонку шары»

И вот, наконец, дети произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин.

С целью коррекции дефектов речи у воспитанников я широко использую в своей работе ди­дактические игры. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо бы­стрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и обу­чения.

Автоматизация звуков: традиционные и инновационные технологии

ГРИГОРЬЕВА И.А., канд. пед. наук, доцент;

ЗАДУМОВА Н.П., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики НОУ ВПО «Институт специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург

Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков.

Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. За­крепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.

При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, строгую ее последовательность — от автоматизации изолированного звука до закрепления его произношения в тексте, т.е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.

Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами. Применительно к педагогическому процессу понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. В педагогике и логопедии «инновации» смело заявляют о себе. Выходят новые книги, публикации [1; 11 и др.].

По мнению д-ра пед. наук А.В. Хуторского [12], в педагогической инноватике следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, то нововведением (или инновацией) в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Особенность инновационного процесса — его циклический характер, нововведение проходит следующую структуру этапов: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш [12]. Формулировка «инновационные технологии» может также отражать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, а также программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе. Ниже рассмотрены традиционные и инновационные технологии, используемые в современной логопедии относительно автоматизации звуков.

Читайте также:  Конспект занятия Мой город - Конспект НОД Мы очень любим город свой

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (звук [с] — шум воды; звук [ш] — «песенка» змеи; звук [з] — «песенка» комарика и пр.). На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время, поскольку минимальной произносительной единицей является не звук, а слог, в составе которого на произнесение и звучание данного звука влияют соседние с ним звуки (явление коартикуляции). Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т.е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.

Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Так, по традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизировать в нижеуказанной последовательности: в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ), обратных слогах (ас, ос, ус, ыс, ис, эс), слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса), в слогах со стечением согласных (сма, ска, сва, ста). Автоматизацию смычных и смычно-щелевых (аффрикат) звуков начинают со слогов первых двух типов, т.е. с включения звука в обратные слоги (ац, оц, уц, ыц, иц), после чего переходят к прямым (ца, цо, цу, цы, це).

Для автоматизации звука ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са, воло…сы, колба…са, бу…сы).

При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаются задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков (са — ас, со — ос).

Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями (сани, коСА, ОкСАна). Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию — в начале слова, конце и середине (исключение составляет лишь положение звонкого согласного в конце и середине слова перед глухим согласным, поскольку в этих случаях имеет место оглушение звонкого звука). Предлагаемые в качестве речевого материала слова постепенно усложняются с точки зрения количества слогов и их структуры. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов (шина). Далее число слогов возрастает (маШина) и наконец вводятся слова со стечением согласных. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза (стамеСка, штаниШки).

Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений. Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа (простых и сложных форм), синтеза, представлений с использованием картинок и звуковых схем слов. Например, ребенку предлагается назвать ряд предметных картинок и распределить их под соответствующими схемами, указывающими местоположение отрабатываемого звука в слове (в начале, середине, конце); назвать картинки и, выделив начальный звук в каждом из слов, составить из них новое слово; самостоятельно подобрать слова, содержащие заданный звук.

На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном (коСа — коСы, шапка — шапки, шаР — шаРы), родительном (коСа — много коС, шапка — много шапок, шаР — много шаРов) падежах, образование относительных имен прилагательных (сок кЛубники — кЛубничный, ябЛока — ябЛочный).

Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами (Соня ест суп. Сумка стоит на скамейке). В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Работа осуществляется либо путем повторения ребенком предъявляемого логопедом речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы логопеда, опорные слова и схемы предложений. Это создает также условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т.е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.

Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста посредством использования следующих видов заданий: составление пересказа с опорой (а затем без нее) на наглядность в виде сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и пр. Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют реализации задач, связанных с развитием навыков смыслового программирования и языкового оформления текста, формированию речевой коммуникации в целом.

Успешность применения традиционных методик не исключает использования инноваций.

К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [10]. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

К сожалению, выпуск компьютерного видеофонатора «Видимая речь» (Speechviewer) для работы с заикающимися, детьми с ринолалией и дизартрией и первого блока компьютерных программ «Дэльфа» («Дэльфа-141» — серийно «Фонема», «Дэльфа-142») для работы над интонационно-ритмической стороной устной речи, слоговой структурой, коррекцией открытой ринолалии, за­креплением правильного произнесения отдельных звуков в настоящее время прекращен. Второй блок программы посвящен работе над письменной речью. Сценарий написан логопедом, профессором О.Е. Грибовой [5].

Появились программы, которые могут приобрести и частные лица: компьютерное пособие «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенное для речевого развития и обучения чтению (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко [2]); компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений (автор Л.Р. Лизунова [9]); развивающая игра «Баба Яга учится читать», представляющая собой методику опережающего чтения «Баба Яга, пойди туда, не знаю куда. », направленная на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения; для детей школьного возраста «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» [4].

Логопедическая ритмика как система работы появилась, конечно, не сейчас. На данный момент имеется огромное количество инновационных разработок и публикаций. Кроме ставших классикой наиболее полных пособий Г.А. Волковой и Г.Р. Шашкиной, привлекают внимание множество книг, касающихся возможности использовать логоритмику при том или ином речевом нарушении, в тот или иной возрастной период (например, пособия Е.С. Анищенковой, Р.Л. Бабушкиной, М.Ю. Картушиной, О.А. Новиковской, Т.С. Овчинниковой и др.). Конечно же, это зрелая, получившая широкое распространение инновация, активно используемая в коррекции звукопроизношения.

Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной и школьной педагогике можно считать мнемотехнику, с помощью которой дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций.

В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка («Сказка о веселом язычке», «Сказки о буквах»). Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки (логопедические сказки О.И. Ивановской), методы, описанные в книгах
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко.

Интересно также использование биоэнергопластики. Сам термин немногим, наверное, знаком, однако большинство логопедов, быть может, чисто интуитивно применяют эту методику в своей работе. Термин имеет два значения: с одной стороны — это уроки пластики тела, с другой — содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата). В логопедии, естественно, большее распространение при автоматизации звуков получила вторая трактовка.

К инновационным технологиям относятся и техники арт- и песочной терапии, используемые на логопедических занятиях. Каждая из них может стать темой отдельного исследования.

Таким образом, процесс внедрения и освоения педагогических новшеств находится в одних случаях на этапе роста, в других — наибольшего распространения.

При подборе речевого материала на всех этапах логопедической работы по автоматизации правильного звукопроизношения следует руководствоваться требованиями, изложенными ниже.

· Соблюдение онтогенетического принципа, согласно которому из речевого материала исключаются слова, содержащие звуки более позднего онтогенеза, чем автоматизируемый. Это позволяет сосредоточить внимание ребенка только на отрабатываемом звуке и препятствует созданию дополнительных артикуляторных трудностей (они неизбежно возникают при дефективном произношении этих звуков).

· Исключение материала, содержащего звуки, акустически и артикуляторно близкие автоматизируемому (например, при закреплении произношения звука [с] неправомерно предлагать слова типа сушка, свеча, стужа, включающие в свой состав шипящие звуки).

· Доступность речевого и наглядного материала для понимания ребенком данного возраста.

Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка. Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Список использованной
и рекомендуемой литературы

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов н/Д., 2008.

2. Аствацатуров Г.О., Шевченко Л.Е. Учимся говорить правильно. М., 2008.

3. Белякова Л.И. Использование новых технологий в логопедии // Школьный логопед. 2007. № 3. С. 55—58.

4. Варченко В.И. и др. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе. Калинин­град, 2009.

5. Грибова О.Е. Методика работы с тренажером «Дэльфа-142». М., 2002.

6. Инновационные технологии // http://ru.wikipedia.org.

7. Кендрик Л. Коррекция речевых патологий с применением мио­функциональных трейнеров // http://www.logopedplus.ru/parents/ ortodont/ correction.html.

8. Кукушкина О.И. и др. Информационные технологии в обучении произношению. М., 2004.

9. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе // http://sputnik.master telecom.ru/Seans/Pedsovet/forum/indexb1e2.html showtopic=405.

10. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов. Волгоград, 2008.

11. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М., 2009.

Ссылка на основную публикацию