Авторская логопедическая игра ‘Наряди Букваренка’

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории»

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Пособие позволяет комплексно решать задачи всех образовательных областей: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития; физического развития. Позволяет интенсифицировать педагогическую деятельность, направленную на своевременное и максимально эффективное преодоление имеющихся у детей нарушений речи.

Цель: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников через игровой материал, направленный на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, к родному краю.

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
  • знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»
  • развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»;
  • формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • совершенствовать мелкую моторику

Форма организации деятельности детей – логопедические подгрупповые коррекционно – развивающие игры.

В комплект входят 6 логопедических игр:

  • «Ромашки для Наташки»,
  • «Собери семью»,
  • «Логопедическая ромашка»,
  • «Кто? Где?»,
  • «Чистоговорки»,
  • Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония».

«Ромашки для Наташки»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах с разной позицией, совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 24 карточки с ромашками.

Словарный материал:

  • звук [Ш] в начале слова: шляпа, шампунь, шоколад, шуба, шкаф, шмель, шлем, шайба, шкатулка, шут, шорты, шапка;
  • звук [Ш] в конце слова: душ, карандаш, камыш, ландыш, малыш, мышь;
  • звук [Ш] в середине слова: кошка, лягушка, петрушка, шишка, лошадь, машина.

Ход игры

Первый вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать букет ромашек для Наташи. Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш].

Второй вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать только те ромашки для Наташи, в названии которых звук [Ш] будет в начале слова (середине, конце). Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш], определяют место звука [Ш] в слове.

«Собери семью»

Цель: автоматизация звуков [Р , Л] в словах, дифференциация звуков [Р – Л], совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 18 карточек с мальчиками и девочками.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, ромашка, рыба, роза, ракета, рука, ракушка, роса, рысь;
  • звук [Л]: ласточка, лужа, лодка, ложка, лошадь, лук, ландыш, луна, лапти.

Ход игры

Логопед предлагает детям помочь родителям найти своих детишек. Дошкольники поочередно берут карточки с мальчиками и девочками, называют картинки на их костюмах, четко проговаривая звуки [Р – Л]. Раскладывают карточки, соотнося звук в слове с буквой, нарисованной на тереме.

«Логопедическая ромашка»

Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря, формирование познавательных действий, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 42 лепестка, на каждом из которых картинки предметов, в названии которых есть звук [C ,З, Ш, Ж, Л, Р] . Шесть кругов жёлтого цвета с изображением букв: C ,З, Ш, Ж, Л, Р

Ход игры

Логопед:

Погляди-ка из оконца,
Там – ромашка, капля солнца.
Лепесточки собирай – звук, старайся, называй!

Логопед раздаёт лепестки играющим детям.

Дети называют картинку на своём лепестке, определяют, есть ли заданный звук в слове и вставляют в соответствующую сердцевину. После того как ромашки будут собраны, логопед хвалит детей и просит хором повторить все слова: «Молодцы, но всё же нужно повторить картинки дружно».

Дети называют картинки на каждой ромашке, четко проговаривая звуки.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, рыба, роза, ракета, ракушка, роса;
  • звук [Л] : ласточка, лужа, лодка, , ландыш, луна ,ладошки.
  • звук [Ш]: шляпа, шоколад, шезлонг, шорты, шкатулка, шлепки.
  • звук [Ж]: жук, жираф, желуди, жасмин, жаба, жилет.
  • звук [С]: сом, сок, сандалии, салат, самолет, садовник.
  • звук [З]: заяц, зонт, закат, замок, загар, зуб.

«Кто? Где?»

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; формирование умения правильно употреблять предлоги, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4

Словарный материал: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка.

Ход игры

Логопед просит детей назвать тех, кто нарисован на картинке.

Первый вариант: Логопед задает детям вопросы, а дошкольники должны ответить развернутым ответом.

Кто сидит на кровати?

Кто стоит за стулом?

Кто стоит за столом?

Кто сидит на стуле?

Кто стоит между стулом и кроватью?

Кто стоит перед печкой?

Второй вариант: Логопед просит детей назвать, где находится дедушка, бабушка, мама, папа, дочка, кошка.

«Чистоговорки»

Цель: обучение детей четкому произношению поставленных звуков [Ш, С, З, Р, Л] во фразовой речи, в быстром темпе.

Оборудование: 16 карточек с чистоговорками и иллюстрациями к ним.

Чистоговорка – это веселый короткий стишок, цель которого заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у детей.

Варианты использования чистоговорок:

  • проговаривание чистоговорок по очереди или хором, коллективно;
  • проговаривание чистоговорок с различной эмоциональной окраской голоса;
  • проговаривание чистоговорок от имени сказочных героев (Карабаса Барабаса, Буратино и т. д.);
  • проговаривание чистоговорок с использованием мяча (одновременное отбивание от пола);
  • проговаривание чистоговорок с использованием массажного мячика.

Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»; развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Оборудование: 5 иллюстраций формата А4 к тексту «Петр и Феврония».

Ход игры

Логопед предлагает детям послушать рассказ и постараться его запомнить.

В славном городе Муроме жил да был князь Павел. И был у него брат, звали его – Петр. Случилась у Павла беда. Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел попросил её выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да от его меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело Петра язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях молодая девушка, которая может его исцелить.

Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует. Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.

Жили они долго и счастливо в любви и согласии. И умерли в один день и час. Похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующих обретал здесь щедрое исцеление.

После прочтения задаёт вопросы:

  • В каком городе княжил Павел?
  • Как звали его брата?
  • Кто прилетал к жене Павла?
  • При помощи чего Петр расправился со змеем?
  • Что случилось с Петром?
  • Как исцелился Петр?
  • Как звали девушку, исцелившую Петра?

После этого дает задание разложить иллюстрации к тексту по порядку. А затем просит пересказать по ним текст.

Дидактическая игра по логопедии «Цветочная полянка»

Мария Пичужкина
Дидактическая игра по логопедии «Цветочная полянка»

Авторская методическая разработка по теме:

Логопедическая игра на автоматизацию звуков

«Цветочная полянка»

учитель-логопед ГБОУ НШ

Краткая аннотация пособия «Цветочная полянка».

Многофункциональная дидактическая логопедическая игра «Цветочная полянка» является авторской разработкой, которое используется для коррекции звукопроизношения, развития фонематического восприятия, зрительной памяти, развития мелкой моторики и умения ориентироваться в двухмерном пространстве, а так же закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными.

Сведения об авторе: Пичужкина Мария Сергеевна 09.09.1983 г. р., место работы: ГБОУ НШ село Красноармейское структурное подразделение детский сад «Огонек», учитель-логопед высшей квалификационной категории.

По результатам мониторинга в последнее время нарушения произношения у детей увеличиваются как количественно, так и качественно. Опыт моей работы показывает, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. Поэтому в ходе своей работы, я стараюсь разнообразить игры, наглядный и раздаточный материал. При изготовлении пособий и игр я стараюсь использовать мало затратные материалы (природный, бросовый, остатки от строительного материала и т. д.)

Для дошкольников работа по автоматизации звуков бывают зачастую трудна и однообразна. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях.

Материал для автоматизации звуков преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики, развитие ориентировки на листе бумаги.

Способ изготовления пособия. Пособие представляет собой прямоугольную пластиковую панель, с наклеенными на нее разноцветными цветами. В середине цветов приклеены горлышки от пластиковых бутылок, на которые закручиваются крышки. С внутренней стороны крышек наклеены картинки на автоматизацию свистящих, шипящих, сонорных групп звуков. С наружной стороны на крышке приклеена двухсторонняя липучка. На маленькую пробку приклеены разные насекомые (бабочки, божьи коровки).

Пособие «Цветочная полянка» используется в индивидуальной работе с детьми по коррекции звукопроизношения. При автоматизации свистящих, шипящих, сонорных групп звуков в словах (начало, середина, конец, в предложениях.

Цель пособия «Цветочная поляна»:

Автоматизация звука в словах (начало, середина, конец, в предложениях.

Закреплять правильное произношение звука в словах (начало, середина, конец, в предложениях.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать умение проводить звуковой анализ слова, определять место звука в слове.

Развивать зрительную память.

Развивать мелкую моторику.

Закреплять умение ориентироваться в двухмерном пространстве.

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Ресурсы: Компьютер, цветной принтер, ламинатор, цветная бумага, пластиковая панель, бросовый материал (горлышки и крышки от бутылок из под кефира, банки от чипсов Принглс, маленький ящик из под овощей, пластиковые трубочки от сока, клей, двухсторонний скотч, липкая лента для штор.

Ход игры:

Вариант 1. Автоматизация звуков в словах (начало, середина, конец). Ориентироваться в двухмерном пространстве.

Логопед: «Посмотри какая красивая цветочная полянка. Внутри каждого волшебного цветочка спрятана картинка. Помоги бабочке прилететь на цветок, который находится в левом верхнем углу. Давай посмотрим, что за картинка спряталась в этом цветочке». Ребенок откручивает крышечку и называет картинку, голосом выделяя нужный звук – собака. Ребенок закручивает крышечку и помогает бабочке перелететь на другой заданный цветок.

Вариант 2. Автоматизация звуков в предложениях.

Логопед предлагает ребенку придумать с этим словом предложение. Большая собака сторожит дом.

Вариант 3. Звуковой анализ слова, определение места звука в слове.

Ребенок проводит звуковой анализ слова, используя карточку-схему и цветные фишки. Определяет местоположения заданного звука в слове. Собака – звук С находится в начале слова.

Вариант 4. Развитие зрительной памяти.

Логопед просит ребенка вспомнить, какая картинка была спрятана в каждом цветочке.

Вариант 5. Согласование существительных с прилагательными.

Логопед спрашивает у ребенка: «На цветок какого цвета прилетела твоя бабочка?» – Моя бабочка прилетела на цветок красного цвета.

Вариант 6. Самомассаж пальчиков.

Логопед: «На нашей волшебной полянке вдруг пошел дождик. Твои пальчики – это капельки дождя». Ребенок стучит пальчиками по крышке с шершавой поверхностью, производя самомассаж пальчиков.

Список использованной литературы:

1. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Автоматизация свистящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1. Издательство: Гном и Д, 2006

Читайте также:  Проблемы чтения - связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности

2. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Автоматизация шипящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 2. Издательство: Гном и Д, 2006.

3. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 3. Издательство: Гном и Д, 2006.

4. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 4. Издательство: Гном и Д, 2006.

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «Мой папа» ГБОУ НШ с. Красноармейское структурное подразделение детский сад «Огонек» Проект «Мой папа» для детей подготовительной к школе группы.

Дидактические игры по логопедии для дошкольников

Логопедические игры позволяют в непосредственной обстановке развивать артикуляционный аппарат, органы дыхания, мимику, слух и умственные способности малыша. Проводятся занятия как в форме групповых упражнений воспитателями, так и в индивидуальном порядке логопедом ДОУ.

Роль и значение логопедических игр

От того, насколько сформирована речь, зависит процесс дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно своевременно предупреждать разнообразные дефекты и следить за чистотой выговариваемых ребенком звуков. Нарушения отмечаются не только в речи дошкольника, но и в самом восприятии и продуцировании. При определении степени дефекта отмечаются все симптомы, касающиеся умственного, физического и речевого развития.

Игры на развитие речи

Обратите внимание! Игра является главенствующим видом деятельности малыша, с ее помощью он овладевает различными формами мышления, развивает свой кругозор. Логопедические игры играют существенную роль в создании благоприятной обстановки для преодоления ребенком различной тяжести речевых нарушений.

Дидактические игры по логопедии для дошкольников имеют большие возможности: с их помощью ученик работает над правильным произношением слов, осваивает родной язык, в простой форме усваивает нормы грамматики. Преодолеваемые при этом в игровой форме трудности менее заметны и ощутимы для ребенка.

Основное значение логопедических игр в увеличении детского словаря и кругозора, расширении границ сознания ребенка и знакомства его с окружающим миром.

Как игры помогают логопеду

С каждым годом увеличивается процент дошкольников с речевыми патологиями различной сложности и этиологией. Чтобы исправить стандартные нарушения в речи, требуется заниматься хотя бы 2-3 раза в неделю по 30 мин. Однако детей сложно увлечь монотонным делом, они быстро утомляются и отказываются выполнять упражнения, предлагаемые педагогом. Чтобы повысить мотивацию к обучению, логопеды на своих занятиях применяют игровые методики, благодаря которым процесс коррекции перестает быть утомительным для ребенка.

Логопед и ребенок

Как проводить занятия в домашних условиях

Занятия дома для многих малышей гораздо более приятны, нежели со специалистом. Ребенок видит маму или любое другое знакомое ему лицо и чувствует себя в безопасности. Для максимального достижения результата от занятий можно приобрести специальные пособия, в которых не только подробно объясняются постановка и автоматизация каждого звука, но и фиксируются результаты. Пример — логопедическая тетрадь Н. В. Соколовой.

К сведению! На первых порах логопедические игры должны сопровождаться речевым пояснением со стороны взрослого. Впоследствии говорить (или пытаться произносить) нужно только ребенку.

Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж

Данные звуки требуют распластанного положения языка, прижатого кончиком к верхнему небу. Добиться этого можно с помощью следующих упражнений:

  • «Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу.
  • «Кисточка». Проводить кончиком языка от зубов к горлу и обратно.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу, как будто слизывая с нее сладость.

Логопедические игры для постановки звуков Л и Р

Оба звука требуют напряжения кончика языка, прижатого к верхнему небу. Однако упражнения для постановки звуков будут использоваться разные.

Постановка звука «Л»:

  • «Наказать язычок». Высунуть и распластать язык на нижней губе и слегка покусывать его верхними зубами, произнося при этом звук «пя».
  • Чередование «Лопатка» и «Иголочка». Язык то распластан на нижней губе, то напряжен и находится посреди полуоткрытого рта.
  • «Лошадка». Цель данного упражнения — научить ребенка цокать, прижимая язык к альвеолам, находящимся за верхними зубами.

Постановка звука «Р»:

  • «Автомат». Широко открыть рот, прижать язык к верхним бугоркам и быстро произносить «т-т-т», изображая автоматную очередь.
  • «Почистить зубы». Проводить языком за верхними зубами вправо и влево.
  • «Детские качели». Открыть рот и напряженный кончик языка положить то на верхнюю губу, то на нижнюю.

Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц

В норме ребенок правильно произносит свистящие звуки в возрасте 4-х лет. Упражнения, которые способствуют постановке этих звуков:

  • Чередование улыбки с упражнением «Трубочка». Широко улыбнуться, задержать позицию на несколько секунд, затем сложить губы в трубочку.
  • «Маятник». Открыть рот и напряженный кончик языка водить от правого угла к левому.
  • «Горка». Упереть кончик языка за нижние зубы, а середину поднять к верхнему небу, образуя бугорок.

Важно! Объясняя упражнение, обязательно нужно иметь при себе настольное зеркало, смотря в которое, ребенок будет видеть свое отражение.

Повторять каждое упражнение нужно по шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 мин. Пытаясь поправить позицию, не нужно лазать в рот ребенка грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные логопедические инструменты (лопатки), то при вынужденном контакте с ротовой полостью малыша можно использовать чайную ложку, предварительно простерилизовав ее в горячей воде.

Зеркало в логопедических играх

Логопедические игры с фонариком для детей

Игры со светом — зрелищные и захватывающие, а фонарик доступен и безопасен для детей. Разработала эту игру педагог Наталья Коняхина. Для игры потребуются листы бумаги, из которых будет делаться коробка. Также понадобятся рисунки, которые можно распечатать на принтере, скачав из Интернета (обувь, одежда, фрукты, овощи, животные и любые другие темы, изучаемые в дошкольном возрасте). Предметы нужно вырезать и приклеить внутрь коробки так, чтобы лицевая сторона была направлена на ребенка. Малыш светит фонариком на стену, и отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Чьи это ботинки?», «В коробке одно яблоко или много?».

Обратите внимание! Игры с фонариком позволяют без труда развивать связную речь дошкольника.

Ребенок с фонариком

Настольные логопедические игры для дошкольников

Для детей 6-7 лет подходят настольные логопедические игры. Темы их могут быть самыми разнообразными. Подбираются они исходя из индивидуального или группового плана работы. На просторах Интернета есть множество онлайн-ресурсов, с которых можно скачать поля для настольных игр.

Принцип прохождения довольно прост. Участвуют несколько малышей (или дошкольник соревнуется с логопедом), поочередно кидая кубик и продвигаясь на несколько клеточек вперед, при этом называя предмет, на котором они остановились. Если ребенок не сумел назвать предмет, то отходит на несколько клеточек назад. Выигрывает тот, кто пришел к финишу первым.

Обратите внимание! В дидактические игры могут играть дети всех возрастов: от 2-летних малышей до младших школьников, нуждающиеся в коррекционной помощи логопеда.

Настольная игра для дошкольников

Почти каждый родитель сталкивается с нарушением фонематического слуха у малыша, находящегося в процессе изучения родного языка. Обычно ребенок осваивает всю звуковую систему самостоятельно к 6-ти годам, однако стоит внимательно относиться к речи малыша, чтобы избежать серьезных дефектов и нарушений.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Логопедическое пособие «Речевичок»

чт., 26.04.2018

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Долгосрочный логопедический проект «Волшебный фонарик» по использованию игровых приёмов и дидактических игр (по авторской разработке Коняхиной Н.А.) в коррекционной работе с дошкольниками

Игры с фонариком!
Не знаю, кому интереснее, мне или детям.

Паспорт проекта

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, и для повышения эффективности коррекционной логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295) для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной. Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Представляемые мной игры можно использовать:

  • На групповых занятиях, при изучении лексического материала;
  • Во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения;
  • При решении математических задач;
  • При работе над грамматическими категориями;
  • В подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем (игры можно подобрать для всех возрастов);
  • В совместной работе детей и родителей дома по заданию логопеда.

Сотрудники проекта

Основная
должность

Обязанности в ходе проекта

Слуева Анна Ранифовна

Учитель-логопед; высшая квалификационная категория

Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей.

Рахимова Гулрухсор Иномджоновна

Старший воспитатель МДОУ «Колокольчик»

Координатор: координирует работу по реализации проекта, осуществляет работу по реализации проекта, осуществляет сбор и анализ информации по реализации проекта, осуществляет и методическое руководство проектом.

Воспитатели МДОУ «Колокольчик»

Участники проекта: осуществляют педагогическое сопровождение реализации проекта, отслеживают речевое развитие детей, проводят педагогическую диагностику детей, внедряют данный проект в работу по мере необходимости

Учитель-логопед, педагоги, дети и родители

Время реализации проекта

Данный проект предполагается реализовывать в четыре этапа, по времени 1 год

Повышение качества логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.

Практическая значимость проекта

Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться для детей с речевыми нарушениями и ОВЗ, и без них с целью профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, и речевого развития детей.

Этапы реализации проекта

  • Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
  • Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
  • Закрепить речевые навыки, полученные в игре.
  • Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
  • Активизировать взаимосвязь между педагогами, специалистами и родителями.

Мероприятия

Сроки

I Этап подготовительный

август – сентябрь 2018 года.

Изучение методической литературы, интернет источников. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка планов проведения недели «Волшебный свет».

Изучение методической литературы, интернет ресурсов. Подбор материалов для «методической копилки»

Разработка планов проведения недели «Волшебный свет».

Педагогический час для педагогов ДОУ, озвучивание темы проекта

Подбор игр с фонариком в соответствии с лексическими темами логопедической группы (Приложение 1)

Планирование работы с родителями по вопросу повышения качества логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий с использованием «Игр с фонариком».

Подготовка дидактических материалов для «Игр с фонариком»

  • С чем пирожок
  • Съедобное – несъедобное,
  • С какого дерева листик?
  • Какое варенье сварили?
  • С какого дерева плод и лист (Приложение 2)
  • Чей дом?
  • Что лишнее в шкафу, холодильнике
  • Чье зеркальце?
  • Клетка с птичками
  • Насекомые
  • Что съел хомяк
  • Права на транспорт
  • Кто звонит?
  • Следопыт
  • Кто спрятался за стогом
  • Кто прячется за кустом
  • Живое – неживое
  • Игрушки – одежда;
  • Игрушки – школьные принадлежности;
  • Украшаем елку шариками
  • О чем поет Кеша
  • Что везет грузовик?
  • Что нашла Русалочка на морском дне
  • Юлий – библиотекарь
  • Волшебник изумрудного города
  • Какие музыкальные инструменты привезли детям?
  • Морские обитатели
  • Помоги мальчику найти его подарок
  • Космическая еда
  • Один – много
  • Было – стало
  • Что сфотографировал турист

II Этап организационно-проектировочный.

октябрь 2018 г – декабрь 2018 г

Педагогический час. Объявление о проекте. Консультирование педагогов. Разработка планов.

Работа с детьми

Педагогический час.
Квест «В поисках золотой осени» – знакомство с правилами игр с фонарем

Использование данных игр на групповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий

Введение игр с фонариком в индивидуальную работу по коррекции звукопроизношения (Приложение 3)

Работа с родителями

Консультация тренинг «Нетрадиционные методы работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий»

Оформление папки – передвижки «Игры способствующие развитию внимания у старших дошкольников»

Индивидуальные консультации для родителей «Как играть в игры с фонариков дома»

Работа с педагогами группы

Консультация «Нетрадиционные методы работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий»

Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию речи у детей»

Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей

III этап – практический

январь – май 2019г

Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций и пособий. Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей)

Проведение коррекционных занятий

Мастер-классов (Приложение 4), Клубного часа

День открытых дверей

Оформление выставки «Игры с фонариком»

IV этап – аналитический

июнь – август 2019 г,

Презентация в ДОУ на итоговом педсовете. Анализ результатов проекта.

Оформление документации, отчет

Ожидаемые результаты

Продукт проекта

№ п/п
  • у детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
  • родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
  • родители оказывают ребёнку квалифицированную помощь при выполнении ребёнком домашних заданий.
  • оснащение предметно-развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей
  • презентация проведенных мероприятий
  • буклеты рекомендации для родителей, педагогов
  • создание авторских «Игр с фонариком»
  • выступление на региональном семинаре-практикуме для логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей логопедических групп и педагогов-психологов городов Протвино, Подольска, г.о.Серпухова, Оболенска «Эффективные приемы работы по постановке, автоматизации и дифференциации трудных звуков» с докладом «Игры с фонариком в работе учителя – логопеда»
  • участие в конкурсах педагогического мастерства с дидактической разработкой игры, проекта «Веселый фонарь»
  • проведение мастер-класса для педагогов ДОУ по созданию пособий для игр с фонариком
  • участие в Ярмарке проектов в области образования «Творчество, развитие, профессионализм – путь к успеху»
  • участие в Школе педагогического мастерства для обобщения опыта по проекту «Волшебный фонарь» в 2019–2020 уч. году

Вывод:

Использование игр с фонариком в работе специалистов ДОУ, позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Целенаправленное комплексное взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей, имеющихся трудностей при усвоении системы родного языка, а для кого-то русского языка, как второго. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать грамматические нормы, фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности во время обучения, закрепления полученных навыков детьми во второй половине дня совместно с воспитателем, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогает повысить качество логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.

Перспективой работы над проектом вижу: поиск и разработка новых игр, для коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Использованная и рекомендуемая литература

–>Логорина –>

–>

–> –>Меню сайта –>
–>
–>

–> –>

–> –>Категории раздела –>
–>

Нормативно-правовые документы [2]
Артикуляционная моторика [11]
Мелкая моторика [8]
Дыхание [7]
Звукопроизношение [55]
Фонематический слух [31]
Лексико-грамматические представления [19]
Другое [16]
Консультации [26]
Презентации [14]
Конспекты [22]
Аудиозаписи [3]
Разное [11]

–>

–> –> –> –> –> –> –> –>

–> –>Статистика –>

Методическое пособие представляет собой 80 конспектов для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5-6 лет.

Структура конспектов изменена таким образом, что позволяет максимально сократить время подготовки к занятиям, дает возможность использовать один конспект на любом этапе работы, независимо от времени зачисления ребенка. Одновременно решаются различные задачи (развитие мелкой и артикуляционной моторики, постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, лексико-грамматических представлений). Речевой материал подобран с учетом лексической темы и звуков, часто нарушаемых в произношении.

Книга адресована логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических колледжей и вузов.

Ко всем конспектам подобран необходимый наглядный материал.

Артикуляционная гимнастика с котиками – это набор забавных картинок для проведения традиционных в логопедии упражнений для развития артикуляционной моторики.

Цель: расширение словарного запаса, автоматизация и дифференциация звуков (Л-ЛЬ, Р-РЬ, Ш-Ж), закрепление предлога С, развитие фонематического слуха, памяти.

1. У детей большие карты. Ведущий спрашивает: «Кому нужна корзина с малиной (с клубникой…)?» Выигрывает тот, кто быстрее соберёт все свои ягоды (то есть закроет ягоды карточками с корзинами).

2. Ребёнок смотрит маленькие карточки и говорит: «Корзина с земляникой, корзина с малиной…). Взрослый контролирует правильность употребления предлога С и окончаний.

3. Определить общий звук в названиях ягод: брусника – виноград – рябина – смородина; назвать ягоды со звуком РЬ, определить количество слогов в названии каждой ягоды (аналогичные задание для других карт подбирает логопед).

Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, воображение.

– Кому сделали причёску?

Ребёнок подбирает картинку с манекеном, повёрнутым лицом и придумывает имя (желательно, чтобы в имени был звук, требующий автоматизации).

– Чем украшена причёска? (Косой, бантом, заколкой, локонами, ободком.)

Разделить все картинки на две группы: волосы собраны на затылке, волосы собраны на макушке.

От умения ребёнка быстро слитно прочитывать прямые слоги легко перейти к чтению слов. Чтение слогов важный этап на пути обучения чтению. Данное пособие позволит родителям и педагогам сделать процесс чтения слогов интереснее.

  1. Ребёнок прочитывает слоги и обводит их в круг, квадрат или превращает в цветочек с помощью маркера для доски (предварительно необходимо вложить листок в файл). Затем можно ещё раз прочитать слоги постепенно стирая нарисованные фигуры.
  2. Ребёнок читает слоги и закрывает их какими-либо мелкими предметами: бусинами, пуговицами, камешками, деталями мозаики, рыбками, макаронами, винтиками. Затем можно ещё раз прочитать слоги, забирая положенные на них предметы.
  3. Ребёнок не просто читает и закрывает слог фишкой (или вырезанной из картона фигуркой), а придумывает слово, которое начинается или кончается на этот слог.
  4. Слог прочитывает взрослый, а ребёнок отыскивает его на листе. Также «загадать» слог может и ребёнок взрослому.
  5. Ребёнок объединяет три слога в треугольник, прочитывает их, затем называет их по памяти.
  6. Ребёнок прочитывает слоги по порядку и соединяет их дорожкой, пока не дойдёт до героя. . Читать дальше »

От умения ребёнка быстро слитно прочитывать прямые слоги легко перейти к чтению слов. Чтение слогов важный этап на пути обучения чтению. Данное пособие позволит родителям и педагогам сделать процесс чтения слогов интереснее.

  1. Ребёнок прочитывает слоги и обводит их в круг, квадрат или превращает в цветочек с помощью маркера для доски (предварительно необходимо вложить листок в файл). Затем можно ещё раз прочитать слоги постепенно стирая нарисованные фигуры.
  2. Ребёнок читает слоги и закрывает их какими-либо мелкими предметами: бусинами, пуговицами, камешками, деталями мозаики, рыбками, макаронами, винтиками. Затем можно ещё раз прочитать слоги, забирая положенные на них предметы.
  3. Ребёнок не просто читает и закрывает слог фишкой (или вырезанной из картона фигуркой), а придумывает слово, которое начинается или кончается на этот слог.
  4. Слог прочитывает взрослый, а ребёнок отыскивает его на листе. Также «загадать» слог может и ребёнок взрослому.
  5. Ребёнок объединяет три слога в треугольник, прочитывает их, затем называет их по памяти.
  6. Ребёнок прочитывает слоги по порядку и соединяет их дорожкой, пока не дойдёт до героя. . Читать дальше »

Игровые поля из таблиц с предметными картинками и набор цветных карточек – это многофункциональное пособие для развития фонематического слуха, автоматизации звуков, развития памяти, внимания, воображения, пространственных представлений. Набор игровых таблиц (более 1000 картинок на 86 страницах) сопровождается методическими рекомендациями, которые включают в себя 79 вариантов использования игровых полей и цветных карточек, а также подборку традиционных игр к предложенному наглядному материалу.

Пособие предназначено для коррекции фонематического восприятия в условиях логопедического пункта у детей старшего дошкольного возраста (для индивидуальной работы). Может быть использовано для автоматизации звуков.

Игры с успехом могут быть рекомендованы родителям детей с речевыми нарушениями, которые не располагают большим количеством пособий на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Примечание: цветные карточки изготавливаются из цветного картона (по 12 штук каждого цвета), размер одной карточки должен совпадать с размером одной ячейки в таблице.

Все специалисты знают игру на развитие сильной направленной воздушной струи “Кораблики”. Предлагаю взять на заметку эту игру и родителям. Кораблики можно сделать с детьми. Делать кораблики быстро, просто и интересно, а время, проведённое за игрой, пролетит незаметно и весело.

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, повышение мотивации к логопедическим занятиям.

1. Игра проводится по типу лото. У игроков – большие карты с указанием марки автомобилей, у ведущего – маленькие карточки с изображением автомобилей.

2. Логопед предлагает ребенку назвать марки машин со звуком С (или другим). Определить место этого звука в слове.

3. Д.и. «Парковка» (используются только маленькие карточки с машинами). Логопед произносит слова со звуком Ш. Ребёнок определяет место звука в слове и кладёт карточку с машиной в один из трёх рядов (в зависимости от места звука в слове) – помогает водителю припарковаться.

Цель: расширение словарного запаса, развитие навыков словоизменения, развитие памяти, внимания, пространственных представлений.

1. Игра проводится по типу лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все клетки картинками с подходящими фрагментами.

2. Ребенку предлагается сказать, часть какого предмета мебели изображена на карточке.

3. Ребенок некоторое время рассматривает изображение одной из комнат, запоминает расположение мебели. Затем по памяти рассказывает где, что стояло (Стол около окна, комод справа от кровати и т.д.).

4. Логопед предлагает нарисовать план одной из комнат.

5. Назвать, какими аксессуарами дополнен интерьер комнат (торшер, картина…).

Цель: закреплять умение определять место звука в слове, развивать внимание, мышление, связную речь.

1. Игра «Найди пару».

Ребёнку необходимо найти два одинаковых ботинка, сапога и т.д. Кому подойдёт эта обувь (мальчику или девочке)?

2. Игра «Поставь на место».

– Какой первый звук в слове «обувь»?

– Чтобы узнать на какую полку поставить каждую пару, надо определить место звука О в словах. Если звук О в начале слова – ставим обувь на полку слева, в конце – на полку справа, в середине – на среднюю.

Слова: обруч, полка, село, овощи, письмо, осы, окна, кот, яйцо, осень, лицо, сапог, весло.

Цель: упражнять в употреблении имен существительных в форме родительного падежа множественного числа, согласовании прилагательных с числительными, образовании относительных прилагательных, закреплять в речи поставленные звуки, закреплять умение определять первый звук в слове, расширять словарный запас, развивать зрительное восприятие.

1.Игра «Букеты»

Педагог просит сказать, из каких цветов составлен букет (из роз, из тюльпанов, из одуванчиков…).

2. Игра «Чей букет?»

Игра проводится по типу лото. У детей карточки с изображениями цветов, а у ведущего с изображением букетов.

3. Игра «Цвет цветов»

Розовая роза – розовые розы, желтый тюльпан – желтые тюльпаны, красный георгин – красные георгины…

4. Игра «Весна – лето – осень»

Сирень распускается в . Читать дальше »

Если у ребенка затруднено носовое дыхание, он дышит ртом, часто простужается и болеет, а голос имеет назальный оттенок (попросту говоря “гнусавит”), то можно попробовать решить проблему с помощью дыхательной гимнастики. Ежедневные упражнения в хорошо проветренном помещении в течении нескольких месяцев помогут нормализовать кровообращение, проходимость дыхательных путей и безболезненно решить широкий круг проблем. Самыми эффективными упражнениями являются упражнения по А.Н. Стрельниковой. Подробности о гимнастике А.Н, Стрельниковой можно без труда найти на просторах интернета. Здесь предлагаю памятку для выполнения упражнений и полезные видео для ее освоения.

Фото говорят сами за себя. Основа игры – мозаика для малышей. Слоги написаны маркерами для пластиковой доски. Прочитывать и закрывать слоги можно по очереди, закрывая их любым цветом или выкладывая узоры.

Цель: расширять словарный запас, учить образовывать относительные прилагательные.

Материал: большие карты и маленькие карточки с изображением веточек деревьев и кустарников.

Ведущий показывает маленькую карточку и спрашивает, кому она нужна. Игрок отвечает: «У меня сосна, мне нужна сосновая ветка».

Выигрывает тот, кто раньше других закроет пустые клетки.

Цель: закреплять умение выделять первый и последний звук в слове.

Логопед кладет первый цветок с изображением автобуса (отмечен пчелкой) . Дети определяют последний звук в слове и ищут цветок с картинкой, название которой начинается на этот звук (слон) и т.д.

Автобус – слон – насос – снеговик – кактус – самолет – такса (с)

Шалаш – шип – подушка – артишок – камыш – шлем – мышь (ш)

Ананас – сумка – апельсин – носок – камыш – шмель – лягушка (с-ш)

Ящик – клоп – плащ – щавель – лещ – щенок – Кощей (щ)

Лак – колготки – иволга – атлас – стол луч – чехол – лаваш – шашлык – колокол (л)

Крыжовник – карандаш – шар – ракета – абрикос – сарафан – напёрсток (р)

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, развитие общей моторики.

Материал: магнитные дротики (я приобретала в магазине Fixprice).

  1. «Твердый-мягкий» (используется малая мишень)

Ребенок бросает дротик. Если попадает в синий сектор , то придумывает слово, содержащее твердый звук Р (или другой), в зеленый сектор – с мягким звуком РЬ. При попадании в белый сектор смотрят, к какому цвету дротик ближе, либо бросают дротик еще раз.

Логопед может заранее подобрать картинки со звуками Р и РЬ. Тогда после попадания в один из секторов, ребенок выбирает соответствующую картинку.

  1. «Два дротика» (используется большая мишень по выбору логопеда)

Ребенок бросает два дротика. Смотрят к каким двум картинкам они ближе всего и называют их. Если ребенок допускает ошибку в произнесении зву . Читать дальше »

Идея игры всем педагогам хорошо знакома (откручиваем и закручиваем крышки, называем цвета). Это для примера.

Также игру можно совместить с проговариванием слогов, слоговых цепочек и др.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков (С, Ш, Л, Р).

Ребенок получает бубен, если правильно называет изображенный предмет.

Усложнение: придумать чистоговорку или предложение по картинке, определить место звука в слове и т.п.

Можно предложить ребенку придумать имена детям и подарить каждому бубен. Хорошо если в имени ребенка и названии картинки будет хотя бы один одинаковый звук.

2. Игра «Чей бубен?»

Перед ребенком бубны с картинками на звуки С и Ш (Л и Р).

– Соня и Даша перепутали бубны. На Дашиных бубнах картинки со звуком Ш, на Сониных со звуком С. Помоги им разобраться.

3. Игра «Превращение»

Предметные картинки на лентах подобраны так, чтобы ребенок, сматывая их, мог упражняться в произнесении какого-либо звука (красный цвет – слова со звуком Р, белый цвет – слова со звуком Л и т.п.).

Изготовить такие ленты просто. Находим изображение на компьютере, масштабируем его, подносим ленту к монитору и обводим картинку по контуру с помощью маркера. Монитор при необходимости легко оттереть спиртовой салфеткой.

Кроме автоматизации в словах, пособие подойдет для автоматизации звуков в словосочетаниях (красный помидор, красная морковь) и предложениях (Рома сорвал грушу для своей сестры Киры.).

Ссылка на основную публикацию