Автоматизация звука (Щ) – конспект

Конспект по автоматизации звука «Щ».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekty_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvuka_shch.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по автоматизации звука «Щ».

Цель: 1. Автоматизация звука «щ» в обратных слогах.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие памяти, внимания.

4. Активизация словарного запаса.

1. Звук Щ (многократное произнесение).

2. Слоги и слова

ощ-ощ-ощ— хвощ, овощ, помощь

ещ-ещ-ещ— вещь, лещ

3. Слоговые ряды

борщ клещ прыщ мощь

хищный хищник товарищ помощник

мощный овощной вездесущ сведущ

Ащ-ащ-ащ— у Тани новый плащ,

ещ-ещ-ещ— в реке плывет лещ,

ощ-ощ-ощ— у нас вкусный борщ,

ющ-ющ-ющ— на стенке вьется плющ.

6. Игра “Запомни, повтори”.

7. Подбор предметов по признакам

хищный хищная хищное

мощный мощная мощное

овощной овощная овощное

8. Составление предложений со словами.

9. Печатание буквы Щ, слогов ащ, ощ, ущ, ыщ, ищ, ещ, ящ ;

слов плащ, лещ, борщ, помощь, овощ, вещь.

10. Итог занятия.

Конспект по автоматизации звука «Щ».

Цель: 1. Автоматизация звука «щ».

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие памяти, внимания.

4. Активизация словарного запаса.

1. Звук Щ (многократное произнесение).

2. Слоги и слова

ща-ща-ща— щавель, роща, пищать

щу-щу-щу— щука, щупальцы

щё-щё-щё— щётка, щёки, ещё, щёлкать

ще-ще-ще— щель, щепка, щенок, щебечет.

3. Слоговые ряды

ящерица щеколда площадка

трещать угощать угощение

вращение сварщик восхищение

6. Игра “Запомни, повтори”.

7. Спряжение в настоящем времени

Защищать тщедушного щенка

Возвращаться из экскурсии в пещеры

Восхищаться праздничной площадью.

8. “Телеграф” — деление слов на слоги .

9. Заучивание скороговорок

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щенок жалобно пищит: тащит он тяжелый щит.

Щенок такой тщедушный был.

Его я щами все кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Еще бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен— не щен, а пес. Настоящий!

Выделение и проговаривание слов со звуком Щ.

10. Печатание по следам анализа

роща, пища,, гуща, щука, пищат, ищут, чаща .

Правописание ща, щу.

11. Словообразование существительных, обозначающих профессии людей — игра “Кто это?”

работает на экскаваторе— экскаваторщик

работает на подъемном кране —

работает на автокаре —

играет на барабане —

делает кладку из камня —

регулирует уличное движение —

Составление предложений с образованными словами.

12. Упражнение в употреблении увеличительных суффиксов существительных по образцу

кулак — кулачище ремень—

Составление предложений с парами слов.

13. Упражнение в образовании и употреблении действительных причастий настоящего времени — игра “Эхо”

журчать— журчащий (ручей) идти —

свистеть— свистящий (звук) защищать —

шипеть— шипящая (змея) щебетать-

14. Итог занятия.

Конспект по дифференциация звуков «Щ- Ч».

Цель: 1. Дифференциация звуков «щ-ч».

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие памяти, внимания.

4. Активизация словарного запаса.

1. Звуки Ч — Щ (попеременное произнесение).

2. Повторение звука Ч, слогов, слов, скороговорок.

3. Повторение звука Щ, слогов, слов, скороговорок.

4. Преобразование слогов, слов — игра “Наоборот”

а) ча-ча-ча— ща-ща-ща ащ-ащ-ащ—ач-ач-ач

б) точу— тащу печать— пищать

5. Воспроизведение слоговых рядов

6. Счет 1-10 (пищащий щеночек, чистая дощечка, копченая щука, сочный овощ, скучающий учащийся, хлопочущий чистильщик).

7. Спряжение в настоящем времени

чистить щеткой щенка

чистить сочные овощи для угощения

чистить копченую щуку для угощения.

8. Словообразование действительных причастий настоящего времени

читать — читающие учащиеся

скучать— скучающая девочка

трещать— трещащие сучья

хлопотать — хлопочущий учитель

кричать— кричащий человек

скучать— скучающая женщина

точить— точащий инструмент точильщик

9. Повторение названий профессий — игра “Кто это?”

точит ножи— точильщик

чинит часы— часовщик

чистит обувь— чистильщик

Составление предложений с образованными словами.

10. Вставить пропущенные слова в следующие предложения

Внучка приготовила для бабушки угощение— чудесный торт с кремом из. молока. К столу подали. картофель и. щуку. На десерт были. яблоки. Бабушка купила внучке кофточку из . шерсти. Телега громыхала по . мостовой. Хорошо писать на . бумаге. Посреди комнаты стоят стол и стулья с . ножками.

Слова для вставки: сгущенный, печеный, копченый, моченый, лощеный, мощеный, крученый, точеный.

11. Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением — игра “Назови ласково”

щука— щучка щепка — щенок —

доска — вещь— щель-

щека— щипцы — плащ—

щетка — ящик — лещ —

12. Заучивание скороговорок

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота, отыщи-ка там кота!

Ученик учил уроки — у него в чернилах щеки.

Не кричи, не пищи— червячка поищи.

А под старым кирпичищем мы с тобой вдвоем поищем.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

13. Выделение из заученных скороговорок слов

15. Выделение, печатание слов на Ч, Щ (из этих стихотворений), составление схем под ними.

16. Упражнение в правописании ча, ща, чу, щу.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [Щ]

Марина Лобастова
Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [Щ]

1. Автоматизация изолированного звука: упражнение «Змейка».

Логопед. Помоги змейке добраться до своего домика, отчётливо произнося звук

«щ-щ-щ…». Дорожка длинная и, чтобы её пройти, надо сделать глубокий вдох

носом и на выдохе через рот «пропеть» звук «щ-щ-щ…», не останавливаясь,

на одном дыхании. При этом помогают глазки.

(см. презентацию, слайд 1)

2. Автоматизация звука «щ» в обратных слогах:

3. Игра «Запомни, повтори»:

4. Автоматизация звука «щ» в словах с обратными слогами (в конце):

ощ-ощ-ощ – мощь, помощь.

(см. презентацию, слайд 2)

5. Игра «Скажи слово со звуком». Задачи: автоматизация звука в словах; развитие

фонематического анализа. Логопед произносит слово без звука «щ» в конце, а ребёнок проговаривает слово полностью с автоматизируемым звуком.

(см. презентацию, слайд 3)

6. Автоматизация звука «щ» в словах с обратными слогами (в середине):

ищ-ищ-ищ – хищник, хищный.

7. Автоматизация звука «щ» в прямых слогах:

8. Автоматизация звука «щ» в словах с прямыми слогами (в начале):

(см. презентацию, слайд 4)

9. Игра «Скажи слово со звуком». Задачи: автоматизация звука в словах; развитие

фонематического анализа. Логопед произносит слово без звука «щ» в начале, а ребёнок проговаривает слово полностью с автоматизируемым звуком.

(см. презентацию, слайд 5)

10. Автоматизация звука «щ» в словах с прямыми слогами (в середине):

ща-ща-ща – обещать, пищать, угощать, помещать, дощатый; гуща, пища;

щу-щу-щу – ищу, пищу, тащу, угощу, помещу; ищут, тащут;

щи-щи-щи – пищит; общий, тащит, видящий, идущий, кипящий, гудящий, дымящий;

ще-ще-ще – ищейка, угощение.

(см. презентацию, слайд 6)

11. Игра «Один-много». Задачи: автоматизация звука в словах; употребление

множественного числа существительных в Именительном и Родительном падежах.

Логопед говорит про один предмет, а ребёнок про несколько таких же предметов и со словом «много», чётко проговаривая автоматизируемый звук в словах.

(см. презентацию, слайды 7-10)

12. Упражнение «Слова подскажут цифры».

Логопед. Я буду читать рассказ, но некоторые слова в нём заколдованы, вместо них стоят цифры. Когда я укажу на цифру, найди на экране картинку рядом с

этой цифрой и назови её. В названиях картинок должен присутствовать звук

«щ». Слушай и смотри внимательно.

(см. презентацию, слайд 11)

13. Упражнение «Ответь на вопросы и скажи полным предложением».

(см. презентацию, слайд 12)

14. Заучивание чистоговорки (по мнемодорожкам): проговаривая медленно, прохлопав по слогам, быстро… и т. д.

(см. презентацию, слайд 13)

Конспект занятия по автоматизации звука [С] Звук «С»: кончик языка упирается в нижние передние зубы; губы растянуты, как при улыбке и не закрывают зубов; зубы сомкнуты или сближены;.

Конспект занятия по автоматизации звука [з] Звук «З»: ставится по подражанию, с тактильно-вибрационным контролем (рука на горле) Занятие 1 1. Автоматизация изолированного звука: упражнение.

Урок на тему «Автоматизация звука [Щ] в слогах, словах и предложениях»

Цель: автоматизация звука [Щ] в слогах, словах и предложениях.

Материалы и оборудование: картинка на звук [Щ], картинка с большими часами и маленькими, песочница, цветные карандаши, ворота, мячик.

Время: 20-30 минут .

2. Мимическое настроение. Развитие эмоциональной сферы

Изобрази как ты ешь:

3. Артикуляционная гимнастика

Общие артикуляционные упражнения.

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

«Язык здоровается с подбородком».

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

«Язык здоровается с верхней губой».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося : «Пых!».

Специальные артикуляционные движения.

Тянем губы мы к ушам,

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Гриб мне надо удержать.

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

Ребенок изображает как «бьют» большие часы, маленькие часы.

«Забей мяч в ворота».

Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.

4. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

(Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

5. Формулировка темы. Знакомство с изучаемым звуком.

Буква Щ – зубная Щетка,

Непоседа и трещотка.

Никак на месте не сидит,

Зубы чистить всем велит.

6. Закрепление изолированного звука.

Многократное произнесение изолированного звука Щ-Щ-Щ-Щ

Звук [Щ] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Во время правильного произнесения звука [ C ’] органы речи принимают следующее положение:

– губы слегка выдвинуты вперед и округлены;

– кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка поднята;

– голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

7. Игры в песочнице. Развитие мелкой моторики.

Буква ж спряталась в песке. Найди и произнеси звук [Щ].

Нарисуй букву [Щ]на песке.

Выложи из палочек на песке букву Щ.

8. Развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши когда услышишь звук [Щ]

– а, ж, щ, л, ж, щ, у, р, л…

– нос, ищу, жук, каша, волк, щель…

9. Автоматизация звука [Щ] в слогах .

Слоговая ритмика (каждый слог проговорить по 10 раз):

а) с изменением ритмического рисунка:

ща-ща – ща-ща-ща ща-ща-ща – ща-ща

щё-щё – щё-щё-щё щё-щё-щё – щё-щё

щу-щу – щу-щу-жу щу-щу-щу – щу-щу

ще-ще – ще-ще-ще ще-ще-ще – ще-ще

б) с изменением ударения:

10. Динамическая пауза. Развитие общей моторики, силы голоса.

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы – как пила!

Где такие ты взяла?

11. Автоматизация звука [Щ ] в словах.

1. Повтори слоги и слова (2-3 раза)

Будем мы готовить борщ.

Нету свеклы для борща.

Приготовим-ка мы щи.

Я капусту поищу.

Не клади в кастрюлю хвощ!

Я морковку поищу.

Брат принес домой леща.

Поедим сначала щи.

2. Замени в слове первый звук на звук [щ]:

Кепка – . (щепка), кит -…(щит), мель -…(щель), тётка -…(щётка), река -…(щека), венок -…(щенок), детина -…(щетина), полка -…(щёлка), тучка -…(щучка).

Замени в слове последний слог на слог – щи:

Плати -…(плащи), лети – …(лещи), пили -…(пищи), розы – …(рощи), веки -…(вещи), чаши – …(чащи).

12. Автоматизация звука [Щ] в предложениях.

Сварщик тащит ящик. Щенок пищит в ящике Щи из щавеля. Мамины вещи в ящике. Площадь вымощена дощечками. Щётки в дощатом ящике. Щербатый мужчина весь в щетине. Дом из щитов щитовой. Кощей угощал щедро. Овощи тащи – будут щи. Щегол щеголял на площади. В ящике щенок. На ощупь чищу леща. Щенок пищит и тащит щётку. Желающих угощают щавелевыми щами. Ваня поищи щенка в ящике. Щурёнок щекотал щуку. Катя ищет щётки в ящике. В щах щепотка щавеля. Ваня угощает овощными щами Нату. Мойщик ящиков щурился. Тощий Кощей полощет вещи. Фонарщик освещает дощатую площадь. Каменщик и бетонщик тащат ящик щебня. Без овощей не бывает щей. В щите щель. Какие глазища, усища, когтища у этого котищи!

13 . Звуковой анализ. Развитие логического мышления, внимания и памяти.

1. Запомни и назови слова со звуком [Щ] которые встретятся в тексте.

Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щенка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали щавель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птенчики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побегали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и решили, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи .

Найди и раскрась все буквы Щ.

14. Подведение итогов занятия.

15. Оценка работы ребенка на занятии.

Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе детей с ОНР «Автоматизация звука [Щ]»

Глушкова Екатерина
Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе детей с ОНР «Автоматизация звука [Щ]»

Глушкова Екатерина Андреевна

Конспект открытого индивидуального занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Автоматизация звука Щ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 68 «Золотой петушок» г. Йошкар-Ола

Подготовила: Глушкова Е. А. ,

Тема: Автоматизация звука «Щ».

Цель: закреплять навык автоматизации звука [щ] в слогах, словах, предложениях и текстах.

Закреплять навык правильного произношения звука «Щ».

Формировать навык чтения.

Формировать умение составлять предложения с опорой на картинку.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, фонематический слух, фонематическое восприятие, мышление, воображение.

Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка щенок Гонщик из мультфильма «Щенячий патруль», щетка для одежды, домик с тремя окошками – схема положения звука в слове; ящики с символами звуков (красные, синие и зеленые кружки) карточки с артикуляционной гимнастикой; дыхательные тренажёры «Сдуй листочек с рукавицы», «Осенние качели»; картинки для составления предложений, планшетка достижений на липучке «Осенние листочки», медаль – звезда «Я подружилась со звуком Щ».

Ход занятия:

1. Организационный момен т.

Учитель-логопед: -Здравствуй, Тамара!

Учитель-логопед: Сегодня к нам на занятия пришли гости, поздоровайся с ними. Присаживайся за стол.

Ребенок: Присаживается за стол.

Учитель-логопед: К нам на занятие пришёл щенок из команды «Щенячий патруль». Его зовут Гонщик. Послушай стихотворение, которое тебе расскажет Гонщик и добавь подходящее слово в рифму:

Непогода нас застала.

Обувь грязная вся стала,

У порога встала робко,

Ей пришла на помощь…

Учитель-логопед: -Правильно щётка. Посмотри какая у меня щётка. Посмотри, сколько у нее щетинок, потрогай, какие они упругие, колючие.

Ребенок: Ощупывает щетку.

Учитель-логопед: – Какой первый звук в слове «щётка»?

Ребенок: Первый звук в слове щетка «Щ».

Учитель-логопед: -Что ты знаешь о звуке «Щ»?

Ребенок: Звук Щ всегда мягкий, согласный, глухой, шипящий.

Учитель-логопед: Верно. Сегодня на занятии мы будем правильно произносить слова со звуком «Щ» и помнить, что при произнесении звука «Щ» губы в улыбке, видны зубы, а язык поднят за верхние зубы, воздушная струя – тёплая.

Учитель-логопед: -Сегодня за каждое правильно выполненное задание, мы будем прикреплять осенний листок на планшетку. Забирай первый листок.

Ребенок: Спасибо! Прикрепляет на планшетку.

2. Артикуляционная гимнасти ка.

Учитель-логопед: – Гонщик принес для тебя цифру. Назови её.

Ребенок: Это цифра 5.

Учитель-логопед: – Правильно, сегодня упражнения для язычка мы будем выполнять по 5 раз или удерживать до 5. «Бегемот», «Улыбочка».

«Вкусное варенье», «Индюк», «Чашечка».

Ребенок: Выполняет артикуляционную гимнастику под счет.

3. Массаж пальцев р ук.

Ребенок: Гонщик подкатил к тебе мячик (учитель-логопед подкатывает игрушкой массажный шарик «Су-джок»). Давай поиграем с ним. «Я мячом круги катаю»

Ребенок: Выполняет массаж, проговаривая стихотворение:

– Я мячом круги катаю, (круговые движения между ладоней)

Взад-вперёд его гоняю, (движения вверх-вниз от основания ладони к кончикам пальцев и обратно)

Им поглажу я ладошки, (берем мяч в одну руку «сметаем крошки» с другой руки)

Со стола сметаем крошки. (меняем руки)

Каждым пальчиком прижму (мяч на ладони правой руки, прижимаем пальчики поочередно к колючкам)

И с другой руки начну. (мяч на ладони левой руки, прижимаем пальчики поочередно к колючкам)

А теперь последний трюк –

Мяч летаем между рук. (перекидываем мяч с одной руки на другую)

– Хорошо. Лови второй листок.

Ребенок: Прикрепляет листок на планшетку.

4. Упражнения на развитие речевого дыха ния

Учитель-логопед: – Давай встанем и подойдем к столу. Перед тобой рукавичка на которой лежит листочек. Как будешь дуть?

Ребенок: Выдох долгий, плавный, щеки не надуваются.

Учитель-логопед: Правильно. Сдуй листочек с рукавицы.

Ребенок: Выполняет дыхательную гимнастику.

Учитель-логопед: Хорошо получается. Теперь посмотри это «Осенние качели». Кто качается на этих качелях?

Ребенок: Осенние листочки.

Учитель-логопед: Как ты догадалась?

Ребенок: Листочки оранжевого и желтого цвета.

Учитель-логопед: Правильно. Давай раскачаем их. Как будем качать?

Ребенок: Будем дуть.

Учитель-логопед: Напомни, как будешь дуть?

Ребенок: Выдох долгий, плавный, щеки не надуваются.

Учитель-логопед: – Замечательно. Лови третий листок. Присаживайся к зеркалу.

Ребенок: Прикрепляет на планшетку третий листочек.

5. Автоматизация звука «Щ» в слог ах.

Учитель-логопед: Игра «Ромашка».

Почитай слоги, на которые упали листочки.

Ребенок: Читает слоги: ща, ще, щу, ащ, ощ, ущ, ищ, ещ, и др.

6. Автоматизация звука «Щ» в сло вах.

Учитель-логопед: «Запутанные картинки»

– Щенок приготовил для тебя задание. Посмотри на картинку и найди слова, которые на ней спрятались.

Ребенок: Щенок, щука, ящерица, клещи, ящик, плащ, щетка.

7. Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука «Щ» в словах и предложени ях.

Учитель-логопед: Упражнение «Найди место в домике для слов».

– Гонщик предлагает тебе поиграть в игру.

Назови картинки, выделяя звук Щ.

Ребенок: – Барабанщик, щека, щит, лещ, плющ, ящик.

Учитель-логопед: – Найди слова, в которых звук Щ находится в начале (в середине, в конце).

Ребенок: Выкладывает фишки в соответствующие окошки: в первом окошке – щека, щит; во втором окошке – ящик; в третьем – плющ, лещ.

Учитель-логопед: – Составь предложение с каждым словом – названием картинки.

Ребенок: Составляет предложения.

Учитель-логопед: – Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Ребенок: Придумывает примеры слов.

8. Автоматизация звука «Щ» во фразовой ре чи.

Учитель-логопед: Игра «Закончи предложение».

– Я буду говорить предложения, а ты закончи подходящим по смыслу словом. Рядом с собакой сидит маленький…

Учитель-логопед: Мальчик чистит ботинки…

Учитель-логопед: На камне на солнце пригрелась…

Учитель-логопед: Осенью с огорода собирают

Учитель-логопед: Перед отъездом в чемодан складывают разные

Учитель-логопед: На улице идет дождь, поэтому папа надел.

Учитель-логопед: Мама с капустой и свёклой сварила вкусный

Учитель-логопед: – Прекрасно, получай четвёртый листочек.

Ребенок: Прикрепляет на планшетку.

9. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация звука «Щ» в текс те.

Учитель-логопед: – Гонщик притащил палочки и просит, чтобы ты сделала для него щётку. А пока ты будешь выкладывать щетку из счетных палочек, послушай стихотворение и повтори, четко выделяя звук «Щ»

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.

Ребенок: Проговаривает стихотворение и выкладывает из счетных палочек щетку.

Учитель-логопед: – Получилось! Пятый листок летит к тебе.

Ребенок: Спасибо. Прикрепляет листочек на планшетку.

10. Заключительная час ть.

Учитель-логопед: – Наше занятие подошло к концу. Какой звук ты произносила правильно?

Учитель-логопед: Что тебе больше понравилось?

Ребенок: Отвечает на вопрос.

Учитель-логопед: Ты молодец, подружилась со звуком «Щ». – Держи приз! Это медаль «Я подружилась со звуком «Щ». До новых встреч! Попрощайся с гостями.

Ребенок: Спасибо. До свидания.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Автоматизация звука (Щ) – конспект

Разработала учитель – логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Щ]:

Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание дворнику, который чистит дорожку около дома.

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

Ща – що – щу – щи – ще
Щи – ща – що – щу – ще
Що – ща – щу – щи – ще
Ще – ща – що – щи – щу
Щу – ща – що – щи – ще

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ]:

Щи: щи, щит; щипцы, щипать, щиток.

Ще: щебет, щепка, щебень; щенок, щетина, щека, щебетать, щекотать, щегол.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ] :

Ща: пищать, угощать, помещать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.

Щу: ищу, тащу, угощу, пищу; ищут, наощупь.

Щи: пищит, защита; вещи, ящик, овощи.

Ще: кощей, помещение, угощение, ищейка, ущелье, освещение.

Хищник, хищный, мощный, изящный, овощной.

6. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Мощь, овощ, хвощ, немощь, помощь, вещь, лещ, клещ, плющ, плащ.

7. Игра на автоматизацию звука [Щ] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Щ; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Щ].

8. Образовать существительное, обозначающее профессию (по образцу):

9. Образовать существительное с увеличительным значением (по образцу):

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Щ]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Щ] в названии выпавшей картинки.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Щ].

10. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Щ]:

11. ДИ «Сосчитай до 5»:

12. Проговаривать предложения:

Дима тащит щуку. Щенок щиплет щетку. В ящике пищит щенок. Лена посолила овощные щи. Дом из щитов – щитовой. Зубы чистят зубной щеткой. Мамины вещи лежат в ящике. В ящике спит мохнатый щенок. Щенок пищит и тащит щетку. Щетки надо найти в ящике. Бабушка угощала нас овощными щами. У Пети книга о хищных щуках. У Сони щетки, а у Феди щит.

13. Проговаривать тексты:

Щеглёнок и щенок.

У Ани – щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает: щеглёнок ещё маленький.

Ваня с папой идут к водоёму. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащит щуку без папиной помощи.

14. Проговаривать чистоговорки:

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Мы купили овощей

И для супа, и для щей.

Ты нас, мама, не ищи –

Щиплем щавель мы на щи!

Ищут Катя с Таней вещи:

Ищут щётки, ищут клещи,

Плащ, ботинки, ящик, лейку.

Папа купит им ищейку.

Щенок в ящике лежит,

Щенок к ящику бежит.

Он ищет её тщательно

И стащит обязательно.

Пёс тащит щётку,

Щенок тащит щепку.

Пока и щётка велика.

Щуку щами с овощами

Ведь хищная щука

Не будет есть щи.

Щегол в гнезде щеглят считал,

Щегол считалку щебетал:

«Щеглёнок – раз, щеглёнок – два.

Счастливей в роще нет щегла».

Над рекою тучи гуще,

Дождик хлещет пуще, пуще.

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.

Автоматизация звука [Щ]

Звук [Щ] окрашен зелёным цветом (мягкий согласный звук) . Гласные звуки окрашены красным цветом .

Звук [Щ_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Щ]).

Если не получается, допускается произнесение звука, слогов и слов с подкладыванием пальца (палец должен прижимать язык к нёбу в средней части).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Щ’]

Образец: щ__а, щ__о, щ__ё щ__у, щ__и, щ__е

2) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в начале

Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца.

  • щит
  • щуп
  • щель
  • щёки
  • щука
  • щиты
  • щётка
  • щеп¬ка
  • щенок
  • щенок
  • щегол
  • щавель
  • щетина
  • щёлкать
  • щипание

3) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в середине

Образец: ве-щ__и, пло-щ___адь

  • пищу
  • тащу
  • лещи
  • гуща
  • роща
  • пища
  • ищут
  • вещи
  • ящик
  • угощу
  • плащи
  • пищит
  • тащит
  • овощи
  • тащит
  • клещи
  • общий
  • трещу
  • помещу
  • защита
  • ищейка
  • ущелье
  • блещут
  • плещут
  • пищать
  • гонщик
  • идущий
  • защёлка
  • дощатый
  • мощёный
  • лущёный
  • угощение
  • видящий
  • кипящий
  • дымящий
  • помещение
  • удилище
  • училище
  • дождище
  • волчище
  • танцовщик
  • закройщик
  • упаковщик
  • зимовщик
  • кладовщик

4) Произносить (читать) слоги со звуком [Щ’]

Образец: ащ__, ощ__, ущ__, ыщ__, эщ__, ещ__, ёщ__, ющ__, ящ__

5) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в конце

Образец: ве-щь__, то-ва-pищ__

  • лещ
  • вещь
  • овощ
  • плащ
  • овощ
  • клещ
  • плющ
  • хрящ
  • прыщ
  • помощь
  • товарищ

6) Произносить (читать) словосочетания

Образец: Та-щ__у ве-щ__и

  • Убегающий щенок.
  • Кипящий котёл.
  • Выращивание овощей.
  • Поющий щегол.
  • Полощу плащ.
  • Тающий лёд.
  • Ищу клещи.
  • Помощь товарища.
  • Маленькая щель.
  • Ящик вещей.
  • Дощатый пол.
  • Тащу ящик.
  • Блещут волны.
  • Вьющийся плющ.
  • Большущий лещ.

7) Проспрягать предложения

  • Я ищу щётку.
  • Я ищу щепки.
  • Я тащу вещи.
  • Я шагаю по площади.
  • Я выращиваю овощи и щавель.
  • Я ищу ящик.
  • Ты ищешь ящик.
  • Он (она) ищет ящик.
  • Мы ищем ящик.
  • Вы ищите ящик.
  • Они ищут ящик.

8) Произносить (читать) предложения

Образец: Вова поймал ле-щ__а. Щ__и варят из овощ___ей

  • Дети ищут грибы.
  • Петя надел плащ.
  • Щенку дали хрящ.
  • На помощь Ване пришёл товарищ.
  • Луна освещает рощу.
  • В озере лещи.
  • Угощай товарища.
  • В роще щеглы.
  • Во дворе пищит ще¬нок.
  • Волки рыщут, пищу ищут.
  • В роще аист крыльями поло¬щет.
  • У меня пропал челнок, утащил его щенок.
  • В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут.
  • Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!

9) Произносить (читать) чистоговорки

  • Волки рыщут – пищу ищут.
  • Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  • Чащи чаще в наше пуще. В нашей пуще чащи гуще.
  • Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый щит.
  • Овощи тащи – будут щи.
  • Щуку и леща в роще не сыщешь.
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Щучке плыть, вокруг леща, плавниками трепеща.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
  • Да у щётки половой палка есть над головой.
  • Палка щёлк, щенков с плеча!
  • Два щенка ушли, ворча!
  • Ща-ща-ща, ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.
  • Ще-ще-ще, ще-ще-ще – дождь идёт, а я в плаще.
  • Щу-щу-щу, щу-щу-щу – я тебя не отыщу.
  • Щи-щи-щи, щи-щи-щи – ты иди, меня ищи.
  • Щу-щу-щу, щу-щу-щу – вот теперь-то отыщу.

10) Произносить (читать) и пересказывать текст

Щеглята

Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпусти¬ли Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.

11) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Мой щенок

Щенок такой тщедушный был.
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пёс – настоящий!

Читайте также:  Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц
Ссылка на основную публикацию