Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

Автоматизация звука Ш

Автоматизация звука [Ш] в слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [Ш]:

  • губы немного вытянуты вперёд;
  • зубы сближены;
  • кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его;
  • боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам;
  • посередине языка идёт тёплая воздушная струя, которая ощущается ладонью.

Автоматизация звука [Ш] в словах

Звук Ш в начале слова.

Ша, шаблон, шаг, шавка, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной, шаляй-валяй, шаман, шамкать, шампиньон, шампур, шанс, шансон, шансонье, шантаж, шантрапа, шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шайтан, шакал, шаланда, шалаш, шалить, шапочник, шар, шарабан, шарада, шарах, шарашка, шарнир, шаровары, шаровой, шарф, шасть, шатание, шатен, шарж, шариат, шарик, шарить, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шашечка, шашист, шашка, шашки, шашлык, шаткий, шатёр, шах, шафран, шахматы, шахматист, шахта, шатун, шаткий, шотландцы, шофёр, шатёр, шоколад.

Шоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорный, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шовинизм, шорты.

Шум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шуры-муры, шутник, шушера, шушукать, шушукаться, шут, шутить, шутка, шуба, шубейка, шуга, шугать, шулер, шуметь, шумиха.

Шик, шило, шибать, шибкий, шиит, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шинник, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповки, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма, широкий, шитьё, шифер, шифон, шифоньер, шифр, шифровка, шиш, шишак, шишка, ширь, широта, шитый, шит.

Шевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейк, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.

Звук Ш в стечении согласных (в начале слова).

ШПага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.

ШЛях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.

ШМаток, шмель, шмыгать, шмяк.

ШНур, шнуровка, шнурок, шнырять.

ШРам, шрапнель, шрифт.

ШТаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.

ШВабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.

ШКода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка.

Звук Ш в середине слова.

Каша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша,задышать, зашагать, катюша, кошатник, кушать, кушак, клавиша, клуша, мамаша, мешалка, мешанина, мешать, мешаться, туша, душа, дышать, лишать, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка.

Капюшон, кошёлка, корешок, гребешок, голышом, хорошо, кукушонок, мешок, тушёвка, тушёнка, тушённый, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок.

Пишу, укушу, ушу, ношу, кошу, коршун, мишура, дышу, машу, прошу, чешуя, брошюра.

Малыши, голыши, мыши, задушить, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, погрешить,пеший, тушить, тешить, тишина, хорошист, ушиб, пришили, решили.

Мишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, душевный, крошечный, бешеный, выше, тише, кашевар, кашель, кашемир, кошелёк, колышек, клише, крушение, кишеть, тушевать, пишет, машет, пашет, пешеход, горошек.

Звук Ш в конце слова.

Ваш, наш, карандаш, гуляш, ландыш, детёныш, шьешь, шумишь, шантаж, камыш, мышь, шарж, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь, малыш, ковш, душ, катыш, коклюш, ковш, марш, малыш, проигрыш, торгаш, туш, тишь, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, кричишь, молчишь.

Звук Ш в стечении согласных в середине слова

Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко, маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.

Словосочетания и фразы со звуком [Ш]

Дедушкины шахматы, шалун шагает, кушает тушёнку, шьёт штанишки, широкие шаровары, штанишки для Яши, на шампурах шампиньоны, у Яши мешок, мешок каштанов, шофёр «шкоды», ошейник Шавки, хорошая шпаргалка, шея и уши, шарф шурина, шила на машинке, горошек на ладошке, карандаш у малыша, шалаш хорош, шарж на шахматиста, ешь кашку, нашёл ландыш, мишка шатун, дедушка и бабушка, у шофёра шашечки, шаткий шифоньер, швея шьёт, шить шинель, нашла в мешке, шимпанзе шушукает, шишка на макушке, шипучий уж, в шкатулке катушки, широкий шуруп, кружка под крышкой, на малышке рубашка, мешок шалфея, книжка про мышку – норушку, широкополая шляпа, шуршание машинных шин, шипение кошки, рубашка Паши, удушливый кашель, кошка в лукошке, решетка на башне, шампиньоны в лукошке, не нарушаю тишины, шов на шубе, галоши и гамаши, хорошие башмаки, ширина парашюта, в норушке крошки, шоколадная шарлотка, камешек нашёл, в шине шило, шить мешает, на рубашке кушак, шагаю в штиблетах, шалость малыша, юноша и девушка, в поварёшке рыбёшка, вышел из нашей школы, школьная шарада, нашли в шкафу, у мишки шишка, брошь украшала, пишу карандашом, на бабушкиной шее, маршал марширует, шила не утаишь, школьный хорошист, пишу шутки, поешь вишни, по шашкам и шахматам, шуба из шиншиллы, пешеходной дорожкой, шайка шулеров, камыши колышет, прошу не шуметь, хорошую шубку, шифоновые рюши, шатается на шарнирах, кушает тушёнку, на ромашке букашка, вышиваю шаль, на ладошке горошки, лягушка на подушке, шуба бабушки, шут за ширмой, ошибка мошенника, широкий шифер, шумные пташки, ишак шатался, пшенная каша, шинковать грушу, шелковое кашне, брошка Алёнушки, шиншилловая шуба, малышка мартышка, на крыше шифер, шум шагов, шарлатан с шарманкой, брошенный кошелек, тушёные шампиньоны, шикарный шиньон, мишка шатун, пшенная каша, хорошо на душе, широкий шарф, добродушная лошадь, шел шагом, шалить в школе, шорох в тишине, шмель и шершень, широко шагать, пирожки с творожком, флажки и шарики, шлепнулся орешек, шмыгать и кашлять, пятнышко на рубашке, шуршат букашки, шумит каштан, шелковая штора, шумный еж, Алешина рубашка, Наташина шуба, выше башни, лошадь пашет, ромашки на пашне, шапка в шкафу, шуба на вешалке, дедушкина ложка, Шарик нашкодил, штопаная шаль, лягушка-квакушка, под подушкой ватрушка, дашь лукошко, в шалаше тишина,

Мышь шуршит под шинелью. У Ариши в лукошке шампиньоны. Наш шалаш хорош. Хочешь шашлык? Дедушка с бабушкой рядышком. Швея шьёт на швейной машине. Маша, поешь каши. Малыши играют в пятнашки. Миша ешь шоколад. Маша нашла в мешке шпагат. Парнишка, что молчишь? Даша вышивает бабушке подушку. На подушке вышиты кошка и мышка. Бабушка шила шапку из шиншиллы. У кошки шея и ушки. Дедушка, шаркая, шёл к Катюше. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. У малышки шуршащая погремушка. У Яши пшенная каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Я шью шорты на швейной машине. У Яши мешок каштанов Я ношу шубу и шапку-ушанку. Я вышиваю шаль шелком. Паша шатался по школе. У Маши-малышки теплые шапка да шарфик. Штурман шёл к штурвалу. Я дарю шкатулку барышне. Шило в мешке не утаишь. Надели Паше галоши и гамаши. Я хорошо швартую шлюпку. Крошка букашка шмыгнула в лукошко. Я пишу прошение о шахтерах. Малыши-голыши шлёпают в шлёпках. Я ушиб шею. Маршал ушёл с шумом. Я ушел в гараж[ш]. Наташа пишет тушью. У меня большой шкаф. У меня хорошие башмаки. К платью пришили шифоновые рюши и широкое шитье. Шарканье ног не нарушало тишины. Пишу шутки для Дашутки и Мишутки. Шаги шакала бесшумны. Прошу не шуметь. Ветер шумит над крышей и камыши колышет. Наташа вошла, шурша шелковой шалью. Какая тишь — лишь ветер шевелит камыш. Ты опять шалишь, мой малыш. В мешке проросшая картошка. Бабушкину шкатулку нашли в шкафу. Штормовой шквал швырнул шлюпку на шхеры. Шуршали шины машин рядом с пешеходной дорожкой. В шалаше лишь шмель шумел. У мышки-крошки в норушке крошки. Хорошо в дорожку пирожки с картошкой. Лошадь пошла шагом. Юноша и девушка из нашей школы вышли победителями турнира по шашкам и шахматам. Шипели шкварки на плите. Работа шла не шибко. Тишину душного полдня нарушили шаги Шуриного дедушки. У хорошей артели и лошади в теле. Хорошую шубку подарили Дашутке. Тише едешь — дальше будешь. Потеряешь — не найдешь. Кошка только на мышей и хороша. Ум — хорошо, а два — лучше. Раньше начнешь, раньше поспеешь. Больше знай — меньше болтай. Неумелой швее и иголка с ниткой шить мешают. И поедим, и спляшем, только пашни не напашем. Добро потеряешь — опять наживешь, друга потеряешь — уже не вернешь. С хорошим другом горы свернешь, с плохим — горя хлебнешь. От капли уйдешь, а под дождь попадешь. На пирушке и колотушки пляшут. Хороша Маша, да не наша. Одной рукой в ладоши не похлопаешь. Когда говоришь, хорошенько думай. Когда ешь, хорошенько жуй. Поменьше болтай, побольше делай. В холод кошка мышей не ловит. Шилом моря не нагреешь. По Ивашке и рубашка. Милости прошу к нашему шалашу. Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пешки. Тракторист пашет пашню. Тётя Даша шьёт мне рубашку. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл. Шуршит в норке мышка, а её караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, орешков набрать. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. У Гриши под мышкой книжка. Миша хорошо пишет. Я нашла букашку на большой ромашке. Кошка-шалунишка катает шарик. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша. Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш. На опушке небольшой домишко.

2016 © Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»

187110, Ленинградская область, г.Кириши, проспект Героев, дом 5 корпус А

Автоматизация звука [Ш] в словах

Содержимое публикации

Индивидуальное (подгрупповое) занятие. Автоматизация звука [ш] в словах.

Занятие в подготовительной группе с подгруппой детей на автоматизацию звука Ш.

ФФНР, стертая форма дизартрии.

1. Вырабатывать контроль над сменой движений рук (ног). Расширяем спектр кинестетических ощущений пальцев рук.

2. Формировать умение регулировать тонус мышц в общей мускулатуре, в кистях рук.

3. Развитие целенаправленного выдоха

4. Развитие артикуляционной моторики, вызвать интерес и внимание к ощущениям и возможностям артикуляционного аппарата.

5. Совершенствовать фонематический слух.

6. Формировать звуковую структуру слова.

7. Вырабатывать чувство ритма и рифмы.

8. Формировать слоговую структуру слова, закреплять навык правильного счета слогов в словах (на этапе работы над словом)

9. Упражнять в совмещение движения со звуком, словом.

10. Упражнять в четком, ритмичном, эмоциональном произнесении слов.

11. Упражнять в согласовании числительных с существительными.

12. Укреплять чувство удовлетворенности от результата занятий.

План коррекционного занятия

Направление

Совместная деятельность педагога и ребенка

Оборудование

Анализ деятельности ребенка.

1.Организационный момент.

Выделение звука [Ш] на слух

Я предлагаю вам прогуляться по полянке. Поляна необычная, речевая, где много разных увлекательных заданий и игр. Послушайте скороговорку. Догадайтесь, какой звук мы будем повторять, выполняя эти задания.

«Две букашки на опушке шьют мышатам по подушке»

Дети – Звук [Ш]. Показать звук [Ш]/

Обратить внимание детей на полянку (на столы с различным оборудованием и предметами).

2.«Цапля и пингвин»

Упражнения на регулировку мышечного тонуса общей мускулатуры.

-Что бы справиться с заданиями, нам нужно сделать гимнастику. Под музыку мы будем гулять по полянке, как только музыка остановиться, мы изображаем цаплю или пингвина.

Музыка. «Песня Красной Шапочки». (композитор

Рыбников Алексей, автор Михайлов Ю.)

Картинки (цапля и пингвин), расположенные на полу.

Педагог помогает изобразить цаплю и пингвина.

3.Самомассаж пальцев с помощью орехов.

4.Артикуляционная гимнастика

5.Изолированное произношение звука [Ш]

– Угадайте, что в мешочке? Давайте мы с вами по массажируем пальцы. Повторяйте движения за мной.

«Научились два ореха между пальцами катать, это в школе мне поможет буквы разные писать».

Дети по очереди бросают кубик с изображением арт. упражнений и выполнят выпавшее упражнение, контролируя себя глядя в зеркало. «Лягушка» – «Слоненок», «Лошадка», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Блинчики».

– На этом столе кубик, он нам поможет выполнить артикуляционные упражнения. Подбрасываем и выпавшее упражнения выполняем.

-Где-то зашумел камыш:

-Где-то зашуршала мышь:

-Воздух вышел из колес:

-Ветер листики понес:

Орехи (фундук – 6 штук).

Индивидуальные зеркала, кубик,

картинки, обозначающие артикуляционное упражнение.

Помочь ребенку правильно выполнить упражнение. Поощрение детей за старание и правильное выполнение.

Помощь в произнесении звука.

6. Игра «Поймай звук».

Поиграем со звуков [Ш]

-Я буду говорить разные звуки, а вы будете хлопать, когда услышите звук «Ш».

-Ш, С, З, Ж, Ш, Ц, Ч, Ш, Щ, Ш, С, С, Ш, Ш.

Теперь я буду показывать и называть картинки, а вы будете поднимать руку, если услышите в названии звук «Ш».

-Коза, лошадка, кошка, лягушка, дерево, дом.

7. «Узнай, что спрятано»

Под небольшой слой песка, логопед прячет картинки. Ребенок через трубочку от коктейля раздувает рис и говорит, что спрятано». Картинки на звук Ш в начале слова

-Я предлагаю вам узнать, что здесь спрятано, с помощью трубочки.

Картинки, песок, трубочки (звук [ш]в начале слова)

8. «Что везешь, машина?»

-Машина, что-то везет? Посмотрим? Перед вами разные картинки, надо выбрать только те, в названии которых встречается звук [Ш].

Дети выбирают слова-картинки на звук [Ш] и кладут обратно в машину.

9. «Сделай, как я».

Упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор.

Отстукиваем палочкой по барабану ритмические рисунки, просим повторить их: I – II, II – I, I – III, III – I, II – III, III – II. Усложненные рисунки: I – II – III, II – I – III, I – III – II, III – I – II, II – III – II и т. д. Также рисунки воспроизводятся одной, другой рукой, хлопками, ногами.

– Перед вами барабан и волшебные палочки. Посмотрим, что умеют волшебные палочки?!

11. Игра «Один – много».

Детям раздают игрушки.

-«Дети играли и разбросали игрушки. Помогите им разобрать их таким образом: на коврик с одной фигурой положите игрушки, в названии которой один слог, на коврик с двумя фигурами – два слога, а на коврик с тремя фигурами – три слога». Расположите игрушки по коврикам.

Посмотрите у Маши по одному предмету, а у Миши их много. У Маши одна машина, а Миши много машин, у Маши одна катушка, а у Миши много катушек, одна матрешка – много матрешек, одна шишка – много шишек.

– Сколько у Миши шишек? 1-шишка, 2-шишки. 4-шишки, 5-шишек.

Куклы (Миша и Маша)

Предметы на подносе (шишки, катушки, матрешки)

12.Итог занятия

Сюрпризный момент. Машинка, в которой зашифрованные скороговорки (мнемотаблица)

– Вот мы и с вами прогулялись по речевой полянке.

Читайте также:  Логопедический проект: Предупреждение нарушений письма и чтения

Какой звук мы учились правильно произносить? [ш]

-Какие игры вам больше все понравились?

Педагог хвалит детей.

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества к Дню китов «ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КИТОВ И ДЕЛЬФИНОВ »

Всероссийский конкурс чтецов «НОВОГОДНИЙ КАРНАВАЛ »

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

Сегодня вас ждет логопедическая сказка -презентация “Приключения зайчонка Кузи”.

Разработала его учитель – логопед Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c.Муромцево Кухмистрова Галина Михайловна . Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.

Тема : Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

Цель : Учить детей правильно произносить звук [ш] на материале слогов, слов, предложений.

Задачи:

– Добиваться правильного произношения звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

– Развивать фонематические процессы;

– Работать над развитием дыхания и голоса;

– Воспитывать у детей самоконтроль за речью;

– Воспитывать бережное отношение друг к другу, трудолюбие.

– Корригировать слуховое внимание.

Оборудование: предметные картинки со звуком [ш], профиль звука, игрушка, презентация.

Речевой материал: Столовая.

Ход занятия

I.Организационный момент.

1. Знакомство с гостями.

-Меня зовут Галина Михайловна, дети называют свое имя.

Вспомним, чем мы будем заниматься на занятии?

Раз, два, три, четыре,

Будем мы сейчас опять:

2. Целевая установка.

– Сегодня у нас необычное логопедическое занятие, я вам буду рассказывать логопедическую сказку, а вы правильно будете выполнять каждое задание и при этом будем стараться правильно произносить звук [ш] в слогах, словах и предложениях.

3. Рассказ учителя – логопеда.

– Жил-был зайчонок Кузя. Это был очень славный зайчонок: умный, добрый и внимательный. Но вот беда, Кузя очень плохо говорил звук Ш в слогах, словах.

Узнала о беде Кузи тетушка Сова. Прилетела она к зайчонку и говорит:

– Не расстраивайся, малыш. Я тебе обязательно помогу.

– Правда? – обрадовался зайчонок. – А как?

– Каждый день, – объяснила тетушка Сова, – мы с тобой будем делать волшебную зарядку для язычка, и очень скоро ты научишься шипеть, как настоящая змея.

Зайчонок Кузя очень обрадовался.

– Спасибо Вам большое, тетушка Сова. Я буду очень-очень стараться, потому что хочу научиться хорошо, говорить.

На следующее утро тетушка Сова вместе с зайчонком пошли гулять и вдруг увидели кораблик, плывущий по реке.

– А вот и первая игра, – сказала Сова, – посмотри, какой красивый парус у этого кораблика. Давай превратим наш язычок в парус?

– Ура! Давай! – обрадовался зайчонок. – А как?

4. Артикуляционная гимнастика.

Игра «Парус»

Прижать кончик языка к небу.

Идут дальше, видят; индюк гордо шагает по дороге.

– Вот и вторая игра, – говорит Сова.

Игра « Индюк» .

Поднять язык, кончик языка стоит за верхними зубами.

Язычок «бегает» вперед-назад, при этом получается: бл, бл, бл.

Дальше идут, видят: лошадка скачет: цок-цок, цок-цок.

– А теперь наш язычок в лошадку превратится, – сказала тетушка Сова.

Игра «Лошадка»

Открыть рот и поцокать языком.

Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая, и цокать за верхними зубами.

Вдруг Сова заметила, что Кузя стал какой – то грустный.

– Что случилось, зайка? – удивилась Сова. – Ты устал?

Нет, – ответил Кузя, – только очень кушать хочется.

– Ой, проголодался, маленький! – воскликнула Сова. Пойдем скорее, тебе нужно пообедать.

Пришли друзья в столовую, а там еды видимо-невидимо.

Словарное слово:

Столовая – комната, где едят и пьют.

Поел зайчик капусту, выпил морковный сок и сказал:

– Сова, а какие еще игры для язычка есть?

Игра «Чашечка»

Широко открыть рот.

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Приподнять край языка, не касаясь верхних зубов.

Игра «Вкусное варенье»

Слегка открыть рот.

Широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Губы и нижняя челюсть не двигаются.

Игра «Маляр»

Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по нёбу вперед-назад, не отрываясь.

Нижняя челюсть не двигается.

5. Дыхательная гимнастика.

А теперь поработаем над дыханием:

Вдох через нос, выдох через рот,

Вдох через рот, выдох через нос.

6. Пальчиковая гимнастика.

Вышли мыши как – то раз (закрыли глаза)

Поглядеть, который час,

Раз – два — три-четыре-пять, (пальцы разогнули).

Мыши дернули за гири (в кулак и вниз)

Вдруг раздался страшный звон (хлопок)

Убежали мышки вон (двумя пальцами по столу).

7. Артикуляция звука [ш]

Каждый день играл зайчонок Кузя вместе с Совой в эти игры и очень скоро научился шипеть. Для того, чтобы правильно произносить звук [ш], нужно хорошо знать артикуляцию звука [ш].

– Сейчас мы расскажем артикуляцию звука [ш].

– При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед;

– Кончик языка упирается в верхние зубы;

– Голосовые связки не дрожат;

– Струя воздуха теплая.

II. Основная часть.

1. Упражнения на произношение звука [ш].

Тетушка Сова сказала зайчонку, что нужно научиться говорить этот звук во всех слогах, словах, где он есть.

– Мы сегодня на занятии тоже будем закреплять звук [ш] в слогах, словах, предложениях, будем правильно произносить этот звук.

– Послушайте, как шипит змея и повтори за ней.

[ш], [ш], [ш].

– Послушай, как дует ветер и повтори: [ш], [ш], [ш].

– Повтори, как шуршат листочки: [ш], [ш], [ш].

2. Работа со слогами.

А теперь, сказала Сова, – мы будем надувать воздушные шарики.

-Ура! – воскликнул зайчонок.

И Сова с Кузей начали тренироваться.

– Кузя, – сказала Сова, чтобы наши шарики не лопнули, надо обязательно прочитать, что на них написано.

– Давайте вместе с Кузей будем читать и повторять слоги: ша, шо, иш, уш, аши, аша, аш, ашу , аши.

– Молодцы, не забывайте язычок наверх поднимать.

3. Игра «Придумать к каждой картинке чистоговорки»

Динамическая пауза

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

4. Изображение пальцами буквы Ш.

(Дети сжимают левую руку в кулачок, между средним и безымянным пальцами зажимают карандаш, затем выпрямляют указательный палец и мизинец, повторить несколько раз, меняя руку).

5. Скороговорки.

–Молодцы, – сказала Сова, а теперь такое задание: попробуйте правильно произнести скороговорки, сначала будете проговаривать медленно, а потом темп слегка увеличите. Очень быстро говорить не надо.

– Давайте попробуем вместе с Кузей произносить скороговорки.

(Логопед произносит скороговорку, а учащийся ее повторяет сначала медленно, затем увеличивая темп).

  • Шишки на сосне, шашки на столе.
  • В шалаше шесть шалунов.
  • Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

6. Игра «На картинку посмотри, ее верно назови».

– Назвать правильно картинки со словами, где есть звук [ш] (по карточкам вместе с Кузей называют картинки).

7. Работа в тетрадях.

– Рассмотрите картинки, закрасьте квадратик, соответствующий месту звука Ш в слове – названии картинки:

Мы ш ка, ш ар, ш и ш ка, ш ала ш

8.Логопедическая рифмовка

III. Заключительная часть.

– Какой звук был сегодня у нас в гостях?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что было трудным?

2. Подведение итогов занятия. Мотивированное оценивание работы учащихся.

– А теперь мы попрощаемся с Кузей и Совой, в следующий раз мы с ними отправимся в новое приключение, и будем учить наш язычок другим звукам.

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка звука Ш

Звук Ш формируется на 3 – 5-ом году жизни. Сначала ребенок произносит шипящую фонему нечетко, может заменять ее на свистящую. Произношение быстро нормализуется. Но оно остается неправильным при низкой подвижности нижней челюсти, патологическом строении речевого аппарата. При искаженном произношении твердой формы шипящего почти всегда искажается и мягкая форма. Речевой дефект требует исправления. Постановка звука Ш осуществляется в несколько этапов, включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, занятия на автоматизацию произношения.

Причины нарушения произношения звука Ш

Если ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:

  1. Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
  2. Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
  3. Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
  4. Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.

Постановка звука Ш поэтапно

При произношении каждого звука части артикуляционного аппарата принимают определенное положение. Если органы артикуляции в момент проговаривания ставятся неправильно, то получается искаженный звук.

Артикуляция звука Ш правильная, когда речевые органы располагаются следующим образом:

  1. Губы незначительно выдвинуты вперед, сложены в форме открытой трубы.
  2. Кончик языка поднимается к небу, но не упирается в него. Должна остаться щель.
  3. Язык чашеобразно выгибается, боковыми краями прижимается к внутренним сторонам верхних зубов.
  4. Голосовые связки остаются расслабленными. Воздушная струя свободно выходит изо рта.

Упражнения проводятся как у логопеда, так и дома. Но родителям, изучающим, как ребенку поставить звук Ш в домашних условиях, нужно учитывать, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться быстрого положительного результата.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш

Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:

  1. «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
  2. «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
  3. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
  4. «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
  5. «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
  6. «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Дыхательная гимнастика

Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Постановка звука Ш механическим способом

Один из эффективных способов постановки звука Ш, при котором применяется логопедический зонд. Схема действий следующая:

  1. Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы должны быть растянуты в улыбке так, чтобы виднелись резцы верхнего и нижнего ряда. Между зубами должно быть небольшое расстояние.
  2. При произношении С логопед погружает в рот пациента зонд, давит им на кончик языка. Старается продвинуть язык вглубь так, чтобы сформировался шипящий оттенок.
  3. Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
  4. Специалист формирует трубку из губ ребенка, сжимая пальцами уголки рта. В результате получается четкий звук Ш.
Читайте также:  Знакомство со звуками (М) - (МЬ) - фронтальное занятие по развитию фонематического слуха

Дальше маленький пациент может тренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Постепенно тренировки с применением зонда нужно усложнять, переходить от простого шипения к проговариванию шипящих слогов и слов.

Постановка звука ШЬ

Он же звук Щ, глухой и мягкий.

  • язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
  • языковые мышцы напряжены;
  • при выдохе кончик языка давит на небо;
  • губы вытянуты трубкой;
  • между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.

Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.

Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.

Хороший результат дают упражнения на подражание, игровые методы.

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Занятия по автоматизации звука Ш проводятся поэтапно:

  • звук ставится изолированно;
  • закрепляется в слогах;
  • проговаривается в словах и фразах;
  • закрепляется в стихотворениях, скороговорках, чистоговорках.

Дошкольники и младшие школьники проявляют больший интерес к занятиям, проводимым в игровой форме. Желательно, чтобы игры сопровождались богатым иллюстративным и текстовым материалом.

Схема автоматизации звука Ш в слогах следующая:

  • сначала проговариваются слоги, где звук Ш начальный («шо», «ша», «ше»);
  • разрабатываются слоги с начальными гласными («аш», «еш», «уш»);
  • закрепляются слоги с несколькими согласными («штора», «шут», «швея»).

Автоматизация звука Ш в словах проводится следующим образом:

  • проговариваются слова с Ш в начале, конце и середине;
  • завершаются занятия фразами и предложениями с Ш, сначала простыми, затем сложными.

Вариантов игр на автоматизацию множество. Ниже предлагаются самые популярные:

  1. «Помоги змейке попасть домой». Рисуется лабиринт. На одном его конце изображается змейка, на другом – нора. Ребенка нужно попросить провести пальцем по лабиринту от змейки к норе, при этом издавая шипение.
  2. «Помоги мышке убежать от кошки». Логопед предлагает ребенку читать слоги и слова с Ш, при этом постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
  3. Логопед может составить самостоятельно или найти в интернете логопедический рассказ или сказку, где много раз повторяется звук Ш. Ребенок должен прочитать предложенный текст, не ошибаясь в произношении.

Способствование развитию речи у детей

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно, в соответствии с возрастом, родители, консультируясь с логопедом, должны проводить следующую работу:

  • сформировать благоприятную среду общения, говорить четко и грамотно, не коверкать слова;
  • объяснять ребенку все свои действия (это важно для быстрого усвоения понятий);
  • постепенно обобщать понятия, формировать смысловые связи;
  • показывать манипуляции с различными предметами, просить их повторить с проговариванием своих действий;
  • играть с ребенком, читать с ним.

Постановка звука Ш осуществляется поэтапно, необходима для формирования красивой и четкой речи. Занятия проводятся не только у логопеда, но и дома. Для быстрого достижения положительного результата рекомендуется работать с ребенком 2 – 3 раза в день.

Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикуляции и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения [54, с.86].

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний [30, с.602-603]:

трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями[67, с.64]:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л’], [j’], вместо звонких – глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т’], [д], [д’]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с’], [з]-[з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т’] и [д’]; звуки [л], [р], [р’]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный [й]; гласный [ы].

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] – мягкий звук [ш’], вместо [ч] и [т] – нечто вроде смягченного [ч’]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях – развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с ФФНР зачисляют с 5 лет в старшую логопедическую группу сроком на 1 год обучения и в подготовительную группу на 1 год обучения, если ребенку 6 лет. Ребенка зачисляют в группу детей с ФФНР, если у него нарушено произношение (не менее 5-6 звуков из 2 фонетических групп) [54, с 141].

Особенности формирования произносительной стороны речи

Ведущие учёные (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.Е. Чиркина, И.К. Колпоковская, А.В. Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичёва, Г.В. Туманова).

Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь-июнь). В его основе лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.

Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязано и в определённой последовательности.

При устранении фонетико-фонематического недоразвития это относится преимущественно к овладению детьми правильным произношением и развитием у них фонематического восприятия.

Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.

Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

При работе над звукопроизношением логопед:

– на подготовительном этапе в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали;

– на этапе появления звука ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата;

– на этапе усвоения звука (правильного произнесения звука в речи) автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы.

Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного звукопроизношения:

для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам;

при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;

закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков;

материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

Выводы по главе 1:

Полноценная речь ребенка является необходимым условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте до того как они превратятся в стойкий сложный дефект.

При дефектном звукопроизношении не формируются четкие кинестетические ощущения от органов артикуляционного аппарата. Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического слуха и восприятия. При ФФНР дефект сводится к тому, что у ребенка нарушается процесс формирования произношения из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звукобуквенный состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Дети с ФФНР нуждаются в своевременном устранении недостатков произношения, т.е. в формировании умения правильно и четко произносить звуки как изолированно, так и в словах, фразах и связной речи, выделять их на слух из речи окружающих и из своей собственной. Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука способствует формированию фонематического представления о нем и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития.

Овладение произношением осуществляется по определенной программе. На ранних этапах речевого развития внимание детей сосредотачивается на интонационно-ритмических структурах родного языка.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нередко наблюдается смазанность речи, “сжатая” артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи. Это в основном дети с дизартрией, ринолалией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Читайте также:  Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Такая форма нарушения, как отсутствие или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

Произношение может быть нарушено в разной степени: от совсем невнятного и искаженного, когда неправильно произносится много звуков, до достаточно разборчивого, с дефектами произношения единичных звуков. В некоторых случаях отмечается лишь общая смазанность и нечеткость речи.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. При исправлении произношения все внимание уделяется выработке правильной артикуляции звуков, что не всегда устраняет нарушения в звуковом анализе слов.

Альманах педагога

Автор: Дыбова Надежда Викторовна
Должность: логопед
Учебное заведение: СПб ГБУЗ ГП 19. ДПО 43.
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: Публикация
Тема: “Этапы коррекционной работы при дислалии”
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Этапы коррекционной работы при дислалии.

Речь – это важнейшее условие и средство коммуникации. В процессе речевого

способность к понятийному мышлению, а также к овладению осознанием, планированием

и регуляцией поведением, что способствует правильной интеграции в обществе.

Часто речевые дефекты наблюдаются в произношении и наблюдаются в детском и

возрасте, и появляются под влиянием различных неблагоприятных факторов: тяжелые и

неправильному произношению старших, плохие социально бытовые условия, дефицит

общения, психологические травмы. Однако дефекты речи могут сформироваться в зрелом

возрасте как следствие тяжелых физических и психологических травм и заболеваний.

детском возрасте и относительно легко поддаются логопедической коррекции в условиях

амбулаторного приема (поликлинического) – дислалия. Это нарушение, которое часто

встречается в моей практике и имеет важное значение при овладении ребенком навыками

чтения и письма.

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной

иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными

функционирование всех остальных операций высказывания.

Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков: искаженном

(ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, в их

Историческая справка.

профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии (1827 года) он

применил его в обобщении как наименование всех видов произносительных расстройств

Швейцарский врач Шультесс , в 30-е годы 19 столетия, под термином “дислалия”

понимал, только произносительные нарушения обусловленные только анатомическими

Куссмауль и Гутман,

В отечественной логопедии Хватцев МЛ. рассматривает дислалию как одну из

форм косноязычия ( это обобщенный термин о всех типах нарушения произношения) и

выделяет три формы: механическую – грубые анатомические нарушения органов речи;

функциональная – обусловлена вялостью мыши мягкого неба, недостаточностью гибкости

языка, слабый выдох и т.д.

Правдина О.В. в тоже время делит дислалию на две формы: функциональную и

механическую, в состав последней включая ринолалию и исключая дефекты слуха. В это

же время Ляпидевский С.С. и Гриншпун Б.Н. в своих работах выделяют ринолалию в

отдельное заболевание, тем самым сузив понятие дислалия сделав его более четким.

В настоящее время термин “дислалия” приобрел международный характер, хотя его

содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадает.

Формы дислалии.

В настоящее время выделяется две основные формы дислалии в зависимости

функциональную и механическую (органическую).

Функциональная дислалия – это дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при

отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Эта форма

дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения, системы произношения и

часто проводит к нарушению воспроизведения одного или нескольких звуков.

Причины возникновения – биологические и социальные:

задержка психического развития ребенка;

задержка речевого развития ребенка;

избирательное нарушение фонематического восприятия ребенка;

контактов, подражание не правильным образцам взрослых),

Особенности звукопроизношения у детей с дизартрией

Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия – (dis – частичное расстройство + греч. Arthoo – членораздельно произносить) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрия – это нарушения произносительной стороны речи, обусловленного недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии по словам Л.С. Волковой и Н.С. Шаховской, определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных, речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные движения.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения нервной системы поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего возникают параличи (парезы) органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи. Парез – неполный паралич.

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов и далее по этим периферическим нервам к речевым органам. К мышцам дыхательным, голосовым, артикуляторным не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы). Все движения речевых органов (мышц) обеспечиваются работой речедвигательного анализатора, Для совершения речевого движения необходимо, чтобы нервные импульсы не рассеивались, а проходили по проводящим отделам к соответствующим группам мышц. При дизартрии нарушается проводниковый отдел речедвигательного анализатора: двигательные эфферентные (кинетические) проводящие пути. Чтобы речевое движение получило нужную организацию также важно постоянное сохранение обратных афферентных (кинестетических) импульсов, которые сигнализируют о положении речевых мышц и выполненной ими работе. Обратная афферентация при дизартрии нарушается, прежде всего, из-за парезов (параличей) в мышцах речевых органов. А это затрудняет автоматизацию речевых движений, выработку динамического стереотипа, формирование речевого праксиса. Праксис – сформированное двигательное умение, способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Нарушения звукопроизношения у детей чрезвычайно разнообразны и выражаются в искажениях, заменах и пропусках звуков.

Нарушение звукопроизношения – изменение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем” Г.А. Каше.

В более тяжелых случаях – неразборчивая “смазанная речь”, множественные искажения – например: [р] горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка. Замена – одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: (Колова – Корова). Пропуски звуков не только согласных, но и гласных – отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: (Коова – Корова).

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании;
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной;
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям;
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

По локализации очага поражения центрального отдела речедвигательного анализатора различают корковую, экстрапирамидную, бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую формы дизартрии. М.А.Поваляева указывает, что наиболее встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%).

Дизартрия псевдобульбарная – [греч. pseudes ложный+бульварный] – дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей. Эта форма проявляется в центральных параличах и парезах артикуляционной и фонационной мускулатуры. В силу измененного мышечного тонуса и паретичности подвижность артикуляционных мышц резко ограничена, что приводит к нарушению произношения как согласных, так и гласных звуков. Все звуки произносятся с носовым оттенком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается слабо.
Е.М.Мастюкова указывает, что особенностью псевдобульбарной дизартрии является наличие синкинезий. Характерно отсутствие произвольных движений при сохранности рефлекторных, автоматических.

Дизартрия корковая – дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.
При корковой дизартрии наблюдается избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (чаще всего – языка), что приводит к ограничению наиболее тонких изолированных движений кончика языка вверх, в результате чего нарушается произношение переднеязычных звуков.

Дизартрия бульбарная – [от греч. bulbus луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг] – дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер.
При бульбарной дизартрии отмечаются диффузные периферические параличи речевой мускулатуры. Особенностями нарушения звукопроизношения при этой форме являются грубое искажение произношения всех губных звуков, приближение смычных согласных к щелевым, а гласных – к нейтральному звуку; оглушение звонких согласных.

Дизартрия экстрапирамидная (подкорковая) – [лат. extra вне, снаружи + pyramidalis пирамидальный]. Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, которые зависят от:

  1. резких перепадов мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
  2. наличия насильственных движений (гиперкинезов);
  3. нарушения эмоционально-двигательной иннервации.

Дизартрия мозжечковая – дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей.
Для мозжечковой дизартрии характерна асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь при этой форме замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией и затуханием голоса к концу фразы. Отмечается трудность воспроизведения и удержания артикуляционных укладов. В фонетическом отношении страдает произношение тех звуков, для которых требуются достаточная четкость и дифференцированность артикуляционных движений (переднеязычные звуки), а также достаточная мышечная сила (взрывные звуки).

Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) – часто встречается в детском возрасте расстройства речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекционно-логопедической работы.

У всех детей с дизартрией, как указывает Л. А. Брюховских, поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего нарушается работа органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, ручная и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи. Особенности речевой моторики у детей с дизартрией обусловлены нарушением функции двигательных структур, нервов, которые участвуют в артикуляции.

При дизартрии неврологические нарушения артикуляционной моторики многообразны, но выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата, которые обуславливают нарушения звукопроизношения:

  1. Нарушения мышечного тонуса.
  2. Нарушение объема движений органов артикуляции.
  3. Синкинезии (синнергезии).
  4. Гиперкинезы.
  5. Девиация языка.
  6. Сглаженность носогубной складки с одной стороны или с обеих сторон.
  7. Ассиметрия углов рта.
  8. Атаксия.
  9. Нарушение статики и динамики артикуляторных движений.
  10. Апраксия (диспраксия).
  11. Гиперсаливация.
  12. Истощаемость движений, низкое их качество, отсутствие точности, плавности.

Исследования Л.В. Лопатиной и др. выявили у детей со стертой дизартрией вариативность и мозаичность нарушений звукопроизношения обусловливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:

  1. межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым [р];
  2. боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
  3. дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;
  4. свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;
  5. шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;
  6. дефекты озвончения: их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.

Варианты нарушения звукопроизношения: замена, смешение, пропуск, искажение. Дефекты звукопроизношения по международной классификации обозначили как:

Искажение звука или его отсутствие в этом случае добавляется суффикс – изм. Искажение (в норме не встречается в онтогенезе) искажение и отсутствие звука [р], [р’] называется ротацизм; [л], [л’] – ламбдацизм; сигматизм свистящих [с], [з], [ц], [с’], [з’] /шипящих [щ], [ж], [ч], [ш] (бывает межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой); искажение и отсутствие звука [к], [к’] называется каппацизм; [г], [г’] – гаммацизм; [х], [х’] – хитизм; [т], [д], [т’], [д’] – титизм и йотацизм – это искажение и отсутствие звука [j].

Замена и смешение являются фонематическим дефектом, для обозначения используется приставка – пара (в норме встречается в онтогенезе): парасигматизм – замена и смешение свистящих [с], [з], [ц], [с’], [з’]/шипящих [щ], [ж], [ч], [ш]; параротацизм – [р], [р’]; параламбдацизм – [л], [л’]; паракаппацизм – [к], [к’]; парагаммацизм – [г’], [г’]; парахитизм –[х], [х’]; паратитизм – [т], [д], [т’], [д’]; парайотацизм – [j].
Причины: нарушение фонематического слуха, недоразвитие фонематического восприятия; слабость артикуляционных кинестетических ощущений.
Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню – “Бабушка пошла в баню”).
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло – “У меня заболела голова и горло”).
Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда – “В волосах завязана бантом лента”), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Таким образом, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушение произносительной стороны речи чрезвычайно разнообразны и выражаются в пропусках, искажениях звуков (антропофонические дефекты); смешениях, заменах звуков (фонологические дефекты), однако самый частотный тип нарушений при дизартрии это искажение звуков.
Часто наблюдается упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые – взрывными, звонкие – глухими, шипящие – свистящими, твердые – мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.

Наиболее распространено нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих и соноров [р], [л], т.к. распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков определяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью.

Таким образом, особенности сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией обусловлены недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройствами артикуляции. Нарушение произносительной стороны речи чрезвычайно разнообразны и выражаются в пропусках, искажениях звуков (антропофонические дефекты); смешениях, заменах звуков (фонологические дефекты), однако самый частотный тип нарушений при дизартрии это искажение звуков. Наиболее распространено нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих и соноров [р], [л].
Характер нарушения звуков при дизартрии может изменяться под влиянием лингвистических факторов: места звука в слове, соседствующих звуков, структуры слога, в который входит звук, слоговой структуры всего слова, его длины, места ударения. Речь детей с дизартрией характеризуется «смазанностью», нечёткостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке и нуждается в специально организованном формировании правильного звукопроизношения.

Ссылка на основную публикацию