Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

Разработала учитель – логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ш]:

Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.

Ша – шо – шу – ши – ше
Ши – ша – шо – шу – ше
Шо – ша – шу – ши – ше
Ше – ша – шо – ши – шу
Шу – ша – шо – ши – ше

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].

11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].

16. Образовать родственные слова:

мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы вишнёвый компот

новая подушка тихий шаг

швейная машинка пшённая каша

шумные пташки двойной шов

дубовый шкаф бабушкина шуба

пуховая шапка новая ушанка

18. ДИ «Сосчитай до 5»:

19. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)

У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей – и домой. Хороши ландыши.

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Мышонку шепчет мышь:

– Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

– Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон –

Как в капюшоне он смешон!

Кошка с кошелкой по улице шла.

Что же в кошелке кошка несла?

Чтоб бегать по лужам

23. Проговаривать скороговорки:

У нашего Мишки в мешке шишки.

Кукушка кукушонку купит капюшон.

Пышная подушка у Мишки под ушком.

На окошке кот Тимошка.

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.

Автоматизация звука Ш в открытом слоге

Автоматизация звука Ш

Автоматизация звука Ш в открытом слоге

Напоминаем, что открытыми называются слоги типа “согласный+гласный”.

Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук.

Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше – 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

ша – шо – шу
ши – ше – ша
шо – шу – ша
шу – ши – ша
шу – шо – ша
ше – ши – шо

1. С ударными слогами.

Ша: шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шо, шё: шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.

Ши: ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шу, ше: шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

2. С безударными слогами.

Ша: ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.

Шу, ши: шуруп, шутить, чешуя, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

3. Со стечением согласных в слоге.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

Наташа пишет.
Вот Маша. У Маши шляпа.
У Леши ландыши. Ландыши хороши.
Миша и Паша едут на лошадке.
У реки камыши. Река широкая.
Малыши шагают в школу. Школа большая.
Миша нашел камешек.
На дороге шумит машина.
У шиповника шипы. Шипы колючие.
В шалаше пять ребятишек.
Паша и Наташа, прошу не шуметь.
Хороша уха из ершей.
Гриша и Миша гоняют шайбу.
Леша ел пшенную кашу.
Ум хорошо, а два лучше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дальше в лес – больше дров.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Читайте также:  Организация ННОД учителем-логопедом в условиях реализации ФГТ

Миша – шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей – и домой. Хороши ландыши!

Автоматизация звука Ш в закрытом слоге.

Напоминаем, что закрытыми называются слоги типа “гласный+согласный”. В таких слогах буква Ж произносится как звук Ш, например: пишем – “лоЖка”, “уЖ”, произносим – “лоШка”, “уШ”. Сочетания букв ЧТ и ЧН произносятся ШТ и ШН; примеры: пишем – “ЧТо”, произносим – “ШТо”, пишем – “конеЧНо”, произносим – “конеШНо”.

Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук. Подробнее о том, что такое автоматизация звука, можно прочитать здесь.

Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше – 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

аш – ош – уш – ыш
ыш – уш – ош – аш
яш – ёш – юш – иш – еш
еш – иш – юш – ёш – яш
аш – яш – уш – юш
ыш – иш – еш – аш
яш – аш – юш – уш
иш – ыш – аш – еш

Аш: ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, башлык, кашне, каштан.

Ош: кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

Уш: душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, пушнина, тушканчик.

Ыш, яш: вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш.

Ёш, ёшь: даешь, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь, Алешка, лепешка, рыбешка, матрешка, поварешка.

Еш, ешь, иш, ишь: пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко, бревнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

Во дворе Бишка.
Накрой кружку крышкой.
Пташка прыгает у окошка.
Вот чашка и кашка, лепешка и ложка.
Надевай на малышку рубашку.
Наш Антошка глядит в окошко.
Вот картошка на окрошку.
Промокни пятнышко промокашкой.
Ребятишки играют в «кошки-мышки».
Бегают ребятишки-малышки – Мишки, Наташки да Машки.
Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку.
Плохо мышке одной в норушке.
Петушок с моей ладошки клюет зернышки и крошки.
У кошки ушки на макушке.
В одно ушко вошло, в другое вышло.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Шила в мешке не утаишь.
Напишешь пером – не вырубишь топором.

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

В большой избе – избушка, а в избушке – щебетушка. (Птица в клетке)

Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма)

С неба падают ледышки, прямо падают в ладошки.
Есть ледышки – больше шишки. Есть ледышки меньше крошки.(Град)

Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? (Гриб)

Встала шапка из травы, нет под шапкой головы! (Гриб)

Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошку!

Шапка да шубка – вот он, наш Мишутка!

Петушок, петушок! Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что ты рано поешь, детям спать не даешь?

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка ее догнала.

Ходила Аленушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Аленушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.

Вышла Машенька на крыльцо и ревет.

Подошел к ней петушок и спрашивает: «Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек и таракашек ловить».

«Не надо мне букашек и таракашек, буду плакать».

Подошла к Машеньке кошка: «Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить».

«Не буду мышек ловить, буду плакать».

Подошел к Машеньке теленок и говорит: «Давай, Машенька, реветь со мной».

«Давай», сказала Машенька.

Но тут подошла к ней Буренушка-ревушка и гневно сказала: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?»

Испугалась Машенька и больше не ревет.

– Почему это. Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?

– А все потому, Лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги да уж очень острые зубы!

Автоматизация звука [Ш]

1) Произносить (читать) слова Ш__ТА, Ш__ТО, Ш__ТУ, Ш__ТЫ, Ш__ТЭ

Звук [Ш] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в начале

Образец: ш__ляпа, ш__тука

  • шлем
  • шлюз
  • шкаф
  • штаб
  • штат
  • швея
  • шмель
  • шпалы
  • шланг
  • шпиль
  • штука
  • школа
  • шляпка
  • шлюпка
  • штопка
  • шпинат
  • штанга
  • шпагат
  • шпилька
  • шпулька
  • штопать
  • шницель
  • школьник
  • шкатулка

3) Произносить (читать) слоги Ш__А, Ш__О, Ш__Ё, Ш__У, Ш__И, Ш__Е

Звук [Ш] произносится длительно

4) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в начале слова

  • шах
  • шаг
  • шум
  • шут
  • шов
  • шок
  • шина
  • шило
  • шипы
  • шуба
  • шумы
  • шаль
  • шайба
  • шапка
  • шахта
  • шутка
  • шибко
  • шакал
  • шалфей
  • шелуха
  • шинель
  • шумный
  • шипеть
  • шуметь
  • шахматы
  • шампунь
  • шоколад
  • шумовка
  • шиповник
  • шампиньон

5) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в середине

  • наша
  • каша
  • ниша
  • мыши
  • ушиб
  • ваша
  • пишу
  • дышу
  • гашу
  • ношу
  • машу
  • тушу
  • мешок
  • пушок
  • нашёл
  • вошёл
  • пошёл
  • леший
  • петушок
  • мышонок
  • вешалка
  • лошадка
  • кувшинка
  • лягушонок

6) Произносить (читать) слоги АШ__, ОШ__, УШ__, ЫШ__, ЭШ__, ИШ__, ЕШ__, ЁШ__, ЮШ__, ЯШ__

Звук [Ш] произносится длительно

7) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в конце

Образец: ваш__, камыш__.

  • ваш
  • наш
  • душ
  • тушь
  • мышь
  • тишь
  • камыш
  • малыш
  • голыш
  • гуляш
  • финиш
  • мякиш
  • пьёшь
  • идёшь
  • поёшь
  • даёшь
  • льёшь
  • поёшь
  • видишь
  • пилишь
  • купишь
  • копишь
  • валишь
  • делишь
  • шьёшь
  • пишешь
  • шалишь
  • шумишь
  • мешаешь
  • пляшешь

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в середине

  • башня
  • пашня
  • чашка
  • кашка
  • кошка
  • мошка
  • клюшка
  • окошко
  • плюшка
  • лишний
  • бляшка
  • плошка
  • лягушка
  • бабушка
  • дедушка
  • подушка
  • макушка
  • лукошко
  • ладошка
  • катушка
  • кукушка
  • кадушка
  • избушка
  • малышка

9) Произносить (читать) словосочетания

  • Наша школа.
  • Швейная машинка.
  • Шумные шалуны.
  • Шёлковая шаль.
  • Дашина шапка.
  • Шелуха шиповника.
  • Шутник Мишутка.
  • Шумят камыши.
  • Шпиль башни.
  • Ковш каши.
  • Тушёный шпинат.
  • Шитьё шинели.
  • Наш душ.
  • Пышная плюшка.
  • Душистые ландыши.
  • Наша бабушка.
  • Наш дедушка.
  • Шипы шиповника.
  • Наташины калоши.
  • Большой шмель.
  • Шины для машины.
  • Катушка шёлка.
  • Пшённая каша.
  • Шёлковая штопка.
  • Пушистая шапка.

10) Проспрягать предложения

  • Я мешаю пшенную кашу.
  • Я шью на швейной машинке.
  • Я вешаю шубу и шапку на вешалку.
  • Я кушаю шоколад.
  • Ты кушаешь шоколад.
  • Он (она) кушает шоколад.
  • Мы кушаем шоколад.
  • Вы кушаете шоколад.
  • Они кушают шоколад.

11) Произносить (читать) предложения.

  • Алеша пошел в школу.
  • Даша шьёт на швейной машинке.
  • У бабушки шёлковая шаль.
  • Лушина шапка упала под вешалку.
  • Наташа и Маша нашли ландыши.
  • В Машиной шкатулке шпульки и катушки.
  • Даша пришила Паше вешалке на шинель.
  • Алёша нашёл волнушки и шампиньоны.
  • Малыши нашли большую шишку.
  • Дедушка купил Алёше шахматы.
  • У кошки ушки на макушке.
  • Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка.
  • Маша вышла на опушку и увидела кукушку.
  • Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать.
  • Две лягушки-квакушки пошумели на опушке.
  • Нюшка отдохнула на опушке и пошла дальше.
  • Паша и Наташа кушали пшённую кашу.

12) Произносить (читать) чистоговорки

  • Шила в мешке не утаишь.
  • Я по камушкам пошёл, шубу шелковую нашёл.
  • Пыхтит как пышка наш пухлый Мишка.
  • Шапка да шуба – вот наш Мишутка.
  • Метил в лукошко – попал в окошко.
  • Шла кошка у кошки лукошко.
  • Шапкой Мишка шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
  • В шалаше шесть шалунов.

13) Произносить (читать) и пересказывать текст

Пушок – шалун

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка – ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот – шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.

14) Произносить (читать) стихотворения

На окошке
Крошку-мошку
Ловко ловит
Лапой кошка

Маша кашу не доела,
Маше каша надоела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

Читайте также:  Эффективные технологии работы с различными категориями развития детей (ОВЗ)

Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано поёшь,
Детям спать не даёшь!

Пушок

Что ты так, Пушок, шипишь?
Не большой ты, а малыш.
Слышишь шорох? Даже мышь
Поняла, что ты глупыш.

15) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Шум и гомон на опушке,
Пляшут шмель и мошки,
Шаловливые лягушки
Не жалеют ножки.

Пляшет мишка от души,
Пляшут даже кошки,
А мышата – малыши
Хлопают в ладошки.

Звук [Ш].

Цены на пружинные матрасы в каталоге сайта recept-sna.ru
операция булхорн цена минимальна на dramjad.ru

Автоматизация звука Ш в закрытом слоге.

Напоминаем, что закрытыми называются слоги типа “гласный+согласный”. В таких слогах буква Ж произносится как звук Ш, например: пишем – “лоЖка”, “уЖ”, произносим – “лоШка”, “уШ”. Сочетания букв ЧТ и ЧН произносятся ШТ и ШН; примеры: пишем – “ЧТо”, произносим – “ШТо”, пишем – “конеЧНо”, произносим – “конеШНо”.

Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук. Подробнее о том, что такое автоматизация звука, можно прочитать здесь.

Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше – 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

аш – ош – уш – ыш
ыш – уш – ош – аш
яш – ёш – юш – иш – еш
еш – иш – юш – ёш – яш
аш – яш – уш – юш
ыш – иш – еш – аш
яш – аш – юш – уш
иш – ыш – аш – еш

Аш: ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, башлык, кашне, каштан.

Ош: кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

Уш: душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, пушнина, тушканчик.

Ыш,яш: вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш.

Ёш, ёшь: даешь, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь, Алешка, лепешка, рыбешка, матрешка, поварешка.

Еш, ешь, иш, ишь: пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко, бревнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

Во дворе Бишка.
Накрой кружку крышкой.
Пташка прыгает у окошка.
Вот чашка и кашка, лепешка и ложка.
Надевай на малышку рубашку.
Наш Антошка глядит в окошко.
Вот картошка на окрошку.
Промокни пятнышко промокашкой.
Ребятишки играют в «кошки-мышки».
Бегают ребятишки-малышки – Мишки, Наташки да Машки.
Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку.
Плохо мышке одной в норушке.
Петушок с моей ладошки клюет зернышки и крошки.
У кошки ушки на макушке.
В одно ушко вошло, в другое вышло.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Шила в мешке не утаишь.
Напишешь пером – не вырубишь топором.

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

В большой избе – избушка, а в избушке – щебетушка. (Птица в клетке)

Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма)

С неба падают ледышки, прямо падают в ладошки.
Есть ледышки – больше шишки. Есть ледышки меньше крошки.(Град)

Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? (Гриб)

Встала шапка из травы, нет под шапкой головы! (Гриб)

Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошку!

Шапка да шубка – вот он, наш Мишутка!

Петушок, петушок! Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что ты рано поешь, детям спать не даешь?

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка ее догнала.

Ходила Аленушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Аленушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.

Вышла Машенька на крыльцо и ревет.

Подошел к ней петушок и спрашивает: «Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек и таракашек ловить».

«Не надо мне букашек и таракашек, буду плакать».

Подошла к Машеньке кошка: «Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить».

«Не буду мышек ловить, буду плакать».

Подошел к Машеньке теленок и говорит: «Давай, Машенька, реветь со мной».

«Давай», сказала Машенька.

Но тут подошла к ней Буренушка-ревушка и гневно сказала: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?»

Испугалась Машенька и больше не ревет.

– Почему это. Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?

– А все потому, Лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги да уж очень острые зубы!

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом»

Хрюнова Екатерина
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом

Автоматизация и закрепление звука Ш в слогах и словах.

– – упражнять в согласовании существительных с числительными;

– упражнять в определении наличия звука [ш] в словах;

– Развитие артикуляционной моторики.

– развитие длительной воздушной струи с использованием ИКТ.

– развитие фонематического восприятия и слуха, мелкой моторики пальцев рук.

– воспитание усидчивости и внимания.

Оборудование: змейка, ватные шарики, предметные картинки, логопедическое лото, карточки, ноутбук.

I. Организационный момент.

– Здравствуй! Как настроение? Готов заниматься? Садись поудобней, выпрями спину, поставь ровно ноги.

II. Основная часть.

1. Пальчиковая гимнастика с помощью массажного шарика Су-Джок.

– Сейчас мы будем выполнять гимнастику для пальчиков. Наблюдай за мной и повторяй.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Сейчас мы выполним гимнастику для языка и губ.

Давай улыбнемся друг другу приветливо (Упр. «Улыбка», теперь сделаем «Трубочку» (счет до 10, покажи «Заборчик», «Бублик», упражнение «Вкусное варенье». Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу. Запиваем чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»).

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

– У нас сейчас зима и на улице холодно. Бывает так, что замерзают руки. Сейчас мы их с тобой погреем. Сделай глубокий вдох носом, округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя.

– А теперь давай покажем фокус. Кладем кусочек ваты на нос, улыбаемся, приоткрываем рот, широкий передний край языка кладем на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был желобок и сдуваем ватку.

– Молодец! Теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

III. Упражнения по развитию произношения.

1. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук «Ш».

2. Характеристика звука «Ш». Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.

3. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его – хлопай в ладоши:

ХА – ША – ЛА – ПА – ША – НУ – ШУ – ДУ – МО – ШО

ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КАША – ОСЁЛ

4. Повтори песенку змеи. Ш-Ш-Ш- – шипит змeя,

5. – Договори последний звук:

мы, ду, камы, малы …

6. Выложи букву «Ш» из счетных палочек.

7. – Теперь мы поиграем в попугая. Я буду произносить слоги, а ты повторяй, как это делает попугай:

8. Игра «Обведи фигуру». Произнеси столько раз слоги, сколько раз встретишь их на картинке.

9. Перед тобой лежат картинки, назови их без запинки.

– Машина, мешок, шайба, шапка, шина, шуба, ошейник, шут, мишень.

10. – Назови парами «У живого предмета- неживой».

– Теперь назови всё, что люди надевают на себя.

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем,

Поднимаем наши ножки,

И попрыгаем немножко.

V. Упражнения по развитию произношения.

1. Следующая игра называется «Чего не стало?» Ты закрываешь глаза, я убираю картинку, а ты угадываешь, какую картинку я убрала (шут, шина, шапка, машина, шайба, шуба).

2. Составь предложения с числительными (перед ребенком последовательно выкладываются картинки с буквой “У”, девочкой, цифрой, изображением).

Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Весна, признаки весны’

У Даши 2 машины. 2

У Даши 3 шапки. 3

VI. Итог занятия.

– С каким звуком мы сегодня работали?

– Правильно! Сегодня ты отлично занимался, спасибо. Вот тебе наклейка.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].

16. Образовать родственные слова:

мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы вишнёвый компот

новая подушка тихий шаг

швейная машинка пшённая каша

шумные пташки двойной шов

дубовый шкаф бабушкина шуба

пуховая шапка новая ушанка

18. ДИ «Сосчитай до 5»:

19. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)

У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей – и домой. Хороши ландыши.

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Мышонку шепчет мышь:

– Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

– Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон –

Как в капюшоне он смешон!

Кошка с кошелкой по улице шла.

Что же в кошелке кошка несла?

Чтоб бегать по лужам

23. Проговаривать скороговорки:

У нашего Мишки в мешке шишки.

Кукушка кукушонку купит капюшон.

Пышная подушка у Мишки под ушком.

На окошке кот Тимошка.

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

галина (Tuesday, 30 January 2018 21:34)

Анастасия Павловна, большое спасибо!

Марина (Tuesday, 06 February 2018 07:11)

Да, материал супер. Все по делу. Не чего лишнего. Умничка.

Галина (Monday, 19 March 2018 06:44)

Интерес к профессии достойный уважения.

Марина (Saturday, 14 April 2018 21:47)

Спасибо, замечательный сайт, содержательный материал

Татьяна (Wednesday, 04 July 2018 07:23)

Отлично подобранная информация. Буду чаще заходить к вам на страницу. Я сама логопед-дефектолог , часто ищу материал для автоматизации и дифференциации звуков, а у вас нашла для к-г-х прекрасный полный комплект. И постановки описаны замечательно. В моей практике дети встречаются самые разные. Сейчас особенно много детей с ЗПР, дизартрией, моторной алалией, сниженным интеллектом с этим контингентом особенно трудно работать. Порой стандартные методики не работают и приходится искать новые подходы, долго делать массажи и развивать фонематический слух и восприятие прежде чем удаётся выставить, а потом и автоматизировать звук. Спасибо за то, что делитесь своими наработками с заинтересованными людьми. Успехов вам.

Ольга (Wednesday, 19 September 2018 11:55)

Анастасия Павловна! Спасибо большое за материал по автоматизации звуков! Материал полный, ничего лишнего, все самое необходимое! Спасибо огромное.

Анжелика (Tuesday, 25 September 2018 20:14)

Спасибо большое! Материал оказался очень полезен.

Татьяна (Thursday, 04 October 2018 02:05)

Спасибо за сайт, Очень много нужной и полезной информации.

Гульнара (Wednesday, 24 October 2018 09:10)

Спасибо за отличный материал!

Наталья (Wednesday, 14 November 2018 18:53)

Анастасия Павловна, спасибо за материал. Работаю воспитателем более 20 лет и первый раз столкнулась с такой проблемой: ребенок 6-ти лет звук [О] заменяет на [А]. Например: нас, лашка, акна и т.д.Порой просто догадываюсь по смыслу.Что делать? Родители к врачу-логопеду или неврологу отказываются ехать, ссылаются на занятость, а ведь скоро в школу.

qq (Friday, 28 December 2018 18:31)

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:12)

марина (Tuesday, 13 August 2019 19:42)

Добрый день!
Можно ли нам помочь в следующей проблеме: дочке 9 лет. Звук Р есть, но произносит его с напряжением нижней челюсти и нижней губы (нижняя губа дергается вниз при Р).
С челюстью справляемся при помощи карандаша,зажатого в зубах. А вот губа двигается вниз по- прежнему. Из-за того, что для Р столько усилий, то в речи слышится что-то страшное: Р утрированное, резкое, губа ходит вниз при этом. Логопеды говорят, пусть читает скороговорки на Р, в речи не пропускает Р. Да, всё это соблюдаем, но неправильный Способ этот не уходит, а закрепляется.

ГАЛИНА (Friday, 13 December 2019 06:46)

Спасибо. Подборки для автоматизации звуков очень интересные.

Елена (Friday, 13 December 2019 18:14)

Спасибо большое за Вашу страничку) С Вашей помощью у моих двойняшек постепенно появились с и ш, , в и вь, сейчас работаем над р. Примите мои поклоны)

Ссылка на основную публикацию