Автоматизация звука (С) в прямых слогах – конспект занятия

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [C] в слогах и словах”

Цель урока: автоматизация произношения звука [C]

Задачи урока:

  • Закрепить правильное произношение звука [C] в слогах и словах.
  • Совершенствование артикуляционной моторики;
  • Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа;
  • Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • Развивать связную и образную речь;
  • Воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля
  • Зашумленный рисунок с изображением осы, зеркало, разрезая картинка, мяч, бумажные модели ос, игрушка Звукознайка, картинки по правилам поведения в кабинете логопеда, шарик Су-джок.

    ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Л.: Здравствуй, ты помнишь, кто здесь тебя ждет.

    Л.: Правильно Звукознайка поздороваемся с ним.

    Скажем “здравствуйте” руками,
    Скажем “здравствуйте” глазами,
    Скажем “здравствуйте” мы ртом.

    Ребенок и Звукознайка здороваются друг с другом.

    Л.: Звукознайка очень скучал, и многое хочет тебе рассказать и показать.

    Л.: Но для начала давай вспомним наши правила, что это за знаки у нас на стене и что они обозначают.

    Знаки логопедического кабинета: 1. Не бери руки в рот

    2. Слушай внимательно логопеда

    Л.: Молодец в гостях у Звукознайки нельзя брать руки в рот, а так же надо внимательно слушать.

    У Звукознайки сегодня гостья, а кто это попробуй угадать.

    Внимательно посмотри на картинку и послушай загадку.

    Звукознайка ел варенье
    Да как выпучит глаза
    к нему в гости прилетела
    полосатая ….

    Кто же в гостях у Звукознайки?

    Л.: Правильно это полосатая оса.

    Какой звук мы слышим в середине слова оса.

    Л.: Вот зеркало оно поможет нам изобразить, как же встретился Звукознайка с осой:

    Л.: – Звукознайка ел варенье

    – Да как выпучил глаза

    Теперь изобразим удивление

    – К нему в гости прилетела полосатая оса.

    Покажем как Звукознайка обрадовался гостье.

    Л.: Молодец у тебя отлично получилось.

    2. Артикуляционная гимнастика

    Л.: А теперь давай покажем Звукознайке и его гостье, что умеет делать наш язычок.

    • “Качели”.

    Улыбнуться.
    Открыть рот.
    На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.
    На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.

    • “Горка”.

    Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

    • “Почистим зубы”.

    “Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

    • “Катушка”.

    Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта.

    • “Заборчик”.

    Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

    3. Упражнение на формирование правильной воздушной струи.

    “Поможем пчелки взлететь”.

    Над столом подвешены “бумажные пчелки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.

    4. Работа со слогами.

    Л.: Хорошо полетала полосатая оса, и пока она отдыхает, мы поиграем в интересную игру “Мячик”.

    Л.: Мяч бросай и слог повторяй.

    Логопед говорит слог, ребенок ответно повторят услышанный слог.

    са – со – су – сыас – ос – ус – ыс
    ста – сто – сту – стыаст – ост – уст – ыст
    сто – сту – сты – стаост – уст – ыст – аст
    сту – сты – ста – стоуст – ыст – аст – ост
    сты – ста – сто – стуыст – аст – ост – уст

    5. Развитие мелкой моторики.

    Пальчиковая гимнастика с применением су-джок терапии.

    Л.: Молодец, ну а теперь пришло время поиграть с нашими волшебными колечками и шариками.

    Прилетела к нам вчера
    Полосатая оса
    Проговаривая слова, прокатываем колечко, по каждому пальчику начиная с большого
    А за нею шмель-шмелёк
    И весёлый мотылёк,
    Два жука и стрекоза
    Как фонарики глаза
    Пожужжали, полетали,
    От усталости упали.опустить руки на стол

    6. Работа с разрезными картинками.

    Л.: Оса несла в подарок Звукознайке картинку, но нечаянно порвала, помоги собрать ее.

    Л.: Ты отлично справился и с этим заданием, молодец.

    7. Разучивание чистоговорки – перечислялки.

    Л.: А еще Звукознайка приготовил нам интересные чистоговорки. Давай вместе проговорим их, внимательно следи за звуком [С], он должен звучать четко и красиво.

    Са-са-са, са-са-са —
    Побросали пояса.
    Са-са-са, са-са-са —
    Искусала пса оса.
    Са-са-са, са-са-са —
    Набросал косарь овса.
    Са-са-са, са-са-са —
    Записали адреса.
    Са-са-са, са-са-са —
    У Оксаны колбаса.

    8. Фонематическое восприятие.

    Игра “ Поймай звук”.

    Л.: Я буду говорить слова, а ты как услышишь звук [С] хлопни.

    Бас, стул, конь, квас, стадо, оса, книга.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    Пришло время прощаться со Звукознайкой ему очень понравилось играть с тобой. Вспомни, кто сегодня приходил в гости к Звукознайке?

    Что принесла с собой оса? С каким звуком мы играли?

    Молодец, Звукознайка будет ждать тебя в гости.

    Конспект занятия “Автоматизация звука [с] в слогах”

    Тема: Автоматизация звука [с] в слогах

    • Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

    • Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.

    • Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.

    • Упражнять в определении наличия звука в слогах.

    • Закрепить названия основных и оттеночных цветов.

    • Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

    Оборудование: конверты с заданиями; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схема артикуляции звука [с]; карточки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.

    1. Организационный момент.

    – Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?

    2. Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт, синего цвета! А в этом конверте. какие-то картинки. Что же они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!» Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше (ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает логопед: «За

    бор», «Лопата», «Подуем на лопату», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Ветерок летит с горки», «Язычок отдыхает» ).

    3. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.)

    Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему прочитать.

    Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубки, приподними язычок горкой и спусти с горки ветерок. Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук [с].) Правильно, получилась песенка насоса —с-с-с. Повтори ее еще раз.

    4. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Оранжевого.) Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давай попробуем с ними разобраться. Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное,

    нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук [с]. (Логопед, проговаривая слово без последнего звука, выкладывает перед ребенком карточки с картинками: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.) Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь

    звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо. Какой звук ты сейчас ловил?

    5. – Достань из большого конверта красный конверт. Что в нем лежит? (Фотография.) На фотографии Соня пускает пузыри. Я хочу тебя научить пускать пузыри. Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су).

    6. А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь какие-то половинки. Давай попробуем из них составить целые картинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка: бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. Теперь соберем следующую картинку:

    ве — сы коле — со ко — са ча — сы

    Логопед выкладывает половинку картинки и проговаривает начало слова, а ребенок, собрав целую картинку, договаривает слово слогом.

    7. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиолетового.) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давай их рассмотрим (картинки: комод, стакан, ягода, иголка, яблоко, ножницы, конфета, замок, хлеб, ведро, матрешка, лампочка). Найди среди этих предметов только железные (красные, острые, тяжелые, деревянные, съедобные, хрупкие).

    Ребенок показывает картинки по словесной инструкции логопеда.

    8. – У нас остался последний конверт розового цвета, а в нем шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать, нужно произнести волшебные слова:

    са — са со — со сы — сы сэ — сэ сэ — сэ

    су — су са — са со — со сы — сы су — су

    Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге.

    9. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания? Узнать не сложно.

    У кого длинный нос?

    Дружит он с Пьеро, с Мальвиной.

    Кто же это. (Буратино).

    Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изображен Буратино.

    10. Итог занятия.

    Логопед. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?

    ТЕМА: «Автоматизация звука [с] в прямых слогах , словах и предложениях »
    план-конспект занятия по логопедии на тему

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_zanyatiya.docx62 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «Автоматизация звука [с] в прямых слогах , словах и предложениях »

    • Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [с]. Закреплять правильно произносить звук [с] в прямых слогах , словах и предложениях
    • Развитие моторики артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики;
    • Закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
    • Закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
    • Развитие фонетического слуха;
    • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление
    • Обогащение и активизация словарного запаса.
    • Поддержание интереса к занятиям;
    • Воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи.
    • Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

    Оборудование : логопедическая игрушка «обезъянка», картинки к артикуляционной гимнастике,пособие для развития силы выдоха «Веселый мячик», «Снежинки», небольшая снежинка, карточки для характеристики звука, картинка «зимняя дорога»,схема произнесения слогов( с ориентиром на звуки-символы),металлофон,предметные картинки:сок, песок, волосок, колосок,носок, символы слов-предметов, слов-действий,слов-признаков(треугольник, квадрат,прямоугольник),мяч, картинка-подарок.

    Спинка ровная, красивая.Ручку на животик-вдох носом-выдох ртом.

    К нам на занятие пришела обезъянка Соня. Поздоровайся с ней.

    – Здравствуй, Уля, я пришла послушать, как ты учишься произносить звуки, и поиграть с тобой в разные игры.

    II. Основная часть:

    1.Психогимнастика и массаж лица

    Солнце с неба посылает

    лучик, лучик,лучик (движение по лбу от середины к виску)

    и им смело разгоняет

    тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения по лбу)

    лучик нежно согревает

    щечки, щечки, щечки (потирают щечки)

    солнышко на носик ставит

    точки, точки, точки( постукивают пальцем по носу и щечкам)

    золотят веснушки деток

    очень нравится им это( круговые движения по щечкам и подбородку)

    2. Пальчикова я гимнастика

    Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

    Мы играли в ладушки—

    Так пожарим, повернем

    И опять играть начнем.

    – Покажем обезъянке как мы умеем красиво и правильно делать упражнения с язычком.

    – Чтобы испечь оладушки, нам необходимо тесто.Упр. «Тесто»

    «Блиник»,»блинчик остывает ,съели блинчик, «Заборчик», «Почистим зубки»,»Качели», «Горка», «Чашка» «Горка»- «Лодка»(чередование)

    -Соня предагает тебе поиграть с мячиком.Дуем так , чтобы мячик поднялся вверх.

    -Соня принесла тебе игрушку «Снежинка».Упр.»Лодочка»

    Дуем на снежинки.(Следим за плавностью выдоха)

    5.Развитие фонематического восприятия

    Уля, с какого звука начинается слово «снежинка»? – со звука [с].

    Подними снежинку, когда услышишь звук [С]

    Логопед: произносит звуки: [с],[ ч],[ш],[с][к],[ с].

    6.Анализ артикуляции по плану

    -Мы Соне расскажем, как правильно произнести звук [с].

    -Вспомним , как его произносить правильно (одновременно логопед выкладывает карточки )

    1. Рот открыт или «заборчиком»?

    2.Положение языка:язык смотрит вниз или вверх?

    3.Со звоночком или без звоночка?

    4.Струя воздуха:холодная или теплая?

    5.Этот звук можно тянуть или он коротко произносится?

    (Ребенок самостоятельно по опорным картинкам повторяет характеристику звука [с])

    7. Закрепление изолированного звука

    -Сейчас наша снежинка полетит по зимней дороге: с-с-с

    (Ребенок произносит изолированный звук [С ])

    – Поиграем со снежинкой и произнесем слоги, но сначала вспомним гласные звуки( с ориентиром на символ)

    (Ребенок называет гласные звуки)

    -Снежинка летит к гласному звуку А,о,у,ы

    Ребенок произносит: са,со, су, сы

    А теперь мы эти слоги будем пропевать на металлофоне:

    (Логопед играет, ребенок пропевает слоги)

    8.Произнесение слогов в движении

    Логопед и ребенок встают.

    -Произносим слоги меняя положение рук(руки на пояс, к плечам, за голову).

    -Как ты думаешь, что в стакане?

    -Поиграем со словом «сок»:сок-сок-сок-песок,

    (Логопед одновременно с произнесением слова выкладывает картинки )

    9.Автоматизация звука С в словосочетаниях,предложениях.

    А сейчас мы поиграем с этими словами.Мы будем подбирать красивые слова.А затем с этими словами составлять предложения.

    Ребенок: теплый носок

    Логопед:теплый носок (что делает?)

    Ребенок: Теплый носок висит.

    Ребенок одновременно выкладывает схему .

    Аналогичная работа со словами волосок, колосок, песок.

    10.Игра с мячом(речь с движением)

    Взрослый называет начало слова, а ребенок договаривает слог, например:

    Добавляй слог СА: ли. (СА), колба. (СА), о. (СА) и т.д

    Добавляй слог СЫ: кос. (СЫ), но. (СЫ), ча. (СЫ) и т. д.

    11.Произнесение звука с в чистоговорке

    Сейчас мы вспомним чистоговорку, которую учили на прошлом занятии:

    Са-са-са-это рыжая лиса

    су-су-су и живет она в лесу

    сы-сы-сы много дела у лисы

    со-со-со она крутит у лисы

    Пропевание чистоговорки на металлофоне

    III. Р ефлексивная часть :

    Уля,какой звук ты сегодня училась произносить? Какие слова с этим звуком ты запомнила? Как зовут обезъянку? Я думаю, что обезъянке Соне понравилось, как ты произносила звук [С].

    Он приготовил тебе небольшой подарок – это солнышко, чтобы тебе было тепло и уютно.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы с ОНР, 2-й год обучения. Мультимедийная разработка и конспект занятия по теме “Автоматизация звуков З, ЗЬ в слогах, словах .

    Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [Р]Программное содержание:Задачи:а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ.

    Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах.

    Подгрупповое занятие для детей старшей группы, реализующей адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи “В гости с Шушей&quot.

    Представлен план-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в прямых слогах», для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему “Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья&quot.

    Индивидуально – подгрупповое занятие.Цель: автоматизировать произношение звука [с ] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

    Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
    Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
    Задачи:
    1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
    2. Коррекционные:
    • закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
    • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
    • развивать фонематический слух;
    • развивать речевое дыхание;
    • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
    3. Развивающие:
    • закрепить умение определять место звука в слове;
    • развивать внимание, память, мышление;
    • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
    4. Воспитательные:
    • формировать положительную мотивацию на занятии;
    • воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
    Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

    Ход занятия
    1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
    Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
    Поработать час настал.
    Так что время не теряем
    И работать начинаем.
    – глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    1. «Улыбка» / «Трубочка»
    Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
    Если наши губки улыбаются,
    Посмотри – заборчик появляется.
    Ну, а если губки узкой трубочкой,
    Значит, можем мы играть на дудочке.
    2. «Часики»/ «Маятник»
    Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
    Друг за другом, друг за другом
    Ходят стрелочки по кругу.
    Ты обе губки оближи,
    Как стрелки ходят, покажи.
    3. «Накажи непослушный язычок»
    Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
    Язычок твой – озорник,
    Он не слушает тебя.
    Накажи его скорее:
    «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
    4. «Блинчик»

    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
    Утром рано мы встаем,
    Вкусные блины печем.
    Ручейком по сковородке
    Тесто растекается…
    Посмотри, какой красивый
    Блинчик получается.
    5. «Чистим зубки»
    Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
    Рот откройте, улыбнитесь,
    Свои зубки покажите,
    Чистим верхние и нижние,
    Ведь они у нас не лишние.
    6. «Горка»
    Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
    Язычок за зубки опускается,
    Его кончик к зубкам прижимается.
    Спинка сильно-сильно выгибается-
    Вот какая горка получается!
    7. «Киска сердится»
    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
    Рассердилась наша киска:
    Ей забыли вымыть миску.
    Ты не подходи к ней близко-
    Поцарапать может киска!

    3. Пальчиковая гимнастика.
    Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
    Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
    Я мячом круги катаю,
    Взад – вперед его гоняю.
    Им поглажу я ладошку.
    Будто я сметаю крошку,
    И сожму его немножко,
    Как сжимает лапу кошка,
    Каждым пальцем мяч прижму,
    И другой рукой начну.
    Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
    Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
    Вышли пальцы погулять,
    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    4. Артикуляционный образ звука.
    Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

    5. Произношение изолированного звука [С].
    Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

    6. Физкультминутка.
    Мы подуем высоко: С-С-С
    (Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
    Мы подуем низко: С-С-С
    (Ребенок приседает)
    Мы подуем далеко: С-С-С
    (Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
    Мы подуем близко: С-С-С
    (Стоя прямо, руки подносит ко рту)

    7. Развитие фонематического слуха.
    Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
    П М С С А У К Д С Т С Б
    СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
    СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

    8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
    Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
    СА-СА-СА, СА-СА-СА –
    укусила в нос оса.
    СО-СО-СО, СО-СО-СО –
    стал мой нос, как колесо.
    СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
    я осу в руке несу.
    СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
    не боюсь я злой осы.

    9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

    Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

    10. Итог занятия.
    Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

    11. Оценка речевой деятельности ребенка.
    Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
    Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

    Использованная литература.
    1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
    2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
    3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
    4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах»

    Олеся Александровна Вишнякова
    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах»

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах»

    Учитель-логопед Вишнякова О. А.

    автоматизировать звук [с] в слогах, словах.

    – закрепить навыки образования существительных единственного числа, винительного падежа;

    – закрепить понятие о механизме образования звука С.

    – тренировать мышцы артикуляционного аппарата;

    – развивать умение плавного длительного выдоха, распределения силы и направленности ротового выдоха;

    – развивать общую, мелкую моторику;

    – упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах, словах – в начале, середине и конце;

    – развивать фонематический слух;

    – учить звуковому анализу, определять наличие звука в слове.

    – воспитывать самоконтроль во время произношения звука.

    Этап работы: автоматизация звука.

    Зеркало, массажные мячики, артикуляционная гимнастика в картинках, предметные картинки (абрикос, стол, собака, чеснок, капуста, сыр, ласточка, оса, кактус, сковорода, сова, ананас, вертушка для развития плавной и длительной воздушной струи, сюжетная картинка с изображением совы. Сюжетная картинка для домашнего задания. Ноутбук, диск с дидактическими играми.

    План проведения занятия:

    1. Организационный момент.

    2. Самомассаж пальчиков с помощью массажных мячиков.

    3. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

    4. Дыхательная гимнастика «Вертушка».

    5. Артикуляционный профиль звука.

    6. Автоматизация звука в слогах прямых, обратных.

    7. Игра «Найди картинки, в которых звук [с] стоит в начале и конце слова».

    8. Игра «Что видит сова во сне?»

    9. Физминутка «Летела сова».

    10. Интерактивная игра «Веселые рыбаки» на дифференциацию звуков [с– з].

    11. Объяснение домашнего задания по сюжетной картинке.

    12. Итог занятия.

    Логопед: Здравствуй, Маша! К нам сегодня спешит гость. Перед тем, как его встретить, давай сначала разомнем наши пальчики (Проводится самомассаж пальцев с использованием массажных мячиков. Прижимаем обеими руками мячики к парте. Движения вперед-назад, круговые).

    Логопед: Сова на дереве сидела,

    И во все глаза глядела:

    Может быть, упала шишка,

    Или пробежала мышка.

    Не мешало бы опять

    Мышку на обед поймать.

    Какая птица упоминается в этом стихотворении?

    Логопед: Правильно! Вот и сегодня к нам в гости пришла сова. Давай покажем ей, как мы с тобой правильно научились говорить звук С. Но для этого нам нужно сделать нашу веселую гимнастику для язычка.

    (Выполнение артикуляционных упражнений для свистящих звуков с демонстрацией соответствующей карточки)

    Упражнение «Улыбка» (Выполняем упражнение 5 раз, губы растянуты в улыбке, сомкнуты)

    Логопед: Утром встану, улыбнусь,

    Радостью своей делюсь.

    Как прекрасно в мире жить,

    Улыбаться и дружить.

    Упражнение «Заборчик» (губы растянуты в улыбке, обнаженные зубы сомкнуты)

    Логопед: Ровный, беленький забор

    Нам построил дед Егор.

    Все дощечки в ряд стоят,

    Словно боевой отряд.

    Упражнение «Блинчик» (открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу)

    Логопед: Сковородку я возьму,

    Блин румяный испеку.

    Гладкий, ровный и душистый.

    Съем его я очень быстро.

    Упражнение «Тесто» (открыть рот, расслабленный язык пошлепать губами)

    Логопед: Пя-пя-пя, я тесто мну,

    Пя-пя-пя, пирог пеку.

    Угощу своих друзей,

    Упражнение «Чищу зубы» (открыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы)

    Логопед: Чистить зубы каждый день

    Мне уже совсем не лень.

    Щетку пастой заряжаю,

    Прямо к зубкам отправляю.

    Упражнение «Горка» (открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка выгнуть, чтобы боковые края языка поднялись вверх)

    Логопед: Спинка язычка у нас

    Станет горочкой сейчас.

    Ну-ка, горка, поднимись!

    Мы помчимся с горки вниз!

    Логопед: Молодец, Маша! Наш язычок уже почти готов к правильному произношению звука С, но для этого нам еще нужно правильно подуть на кончик языка. Ты помнишь какая воздушная струя должна быть?

    Маша: Узкая, холодная, сильная.

    Логопед: Верно. Давай заведем нашу вертушку. Сначала я подую на нее, потом ты. (Логопед демонстрирует как правильно выполнять упражнение). Ребенок дует на вертушку 4-5 раз плавно и длительно.

    Логопед: Здорово! Молодец! А теперь вспомним какое положение губ и зубов должно быть, когда мы произносим звук С?

    Маша: Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком.

    Логопед: Правильно. А кончик языка?

    Маша: Он «спрятан в домике» и упирается в нижние зубы.

    Логопед: Воздушная струя?

    Маша: Узкая, проходит посередине языка.

    Логопед: Все верно. Покажем нашей сове, как мы поем песенку водички С-С-С… Отлично! Давай звук С подружим с гласными звуками.

    (ребенок отраженно за логопедом повторяет прямые слоги, при этом на каждый слог пальцы правой руки поочередно здороваются с большим пальцем)

    (аналогично проговариваем обратные слоги, проделывая те же движения на левой руке)

    Логопед: Молодец, Маша! Смотри, что нам принесла сова (показываем предметные картинки, в названиях которых есть звук С) Давай их назовем. (Ребенок произносит названия картинок (сыр, сковорода, стол, кактус, абрикос, ласточка, капуста, чеснок, костер, четко выделяя звук С)

    Логопед: Маша, дай мне, пожалуйста, только те картинки, в названиях которых звук С стоит в начале слова (ребенок, отбирая картинки еще раз называет их). А теперь положи в коробку только те картинки, в названиях которых звук С стоит в конце слова (ребенок выполняет). Назови картинки, которые у нас остались (ребенок называет). – Скажи, почему ты их не отобрала?

    Маша: Потому что в этих словах звук С стоит в середине.

    Логопед: Правильно! Пока мы с тобой играли со словами, наша сова уснула (показываем картинку «Совиные сны» со спящей совой и предметами, обведенными в круг). Сова спит и видит сны. Назови, что видит сова во сне? (ребенок называет слово в единственном числе винительном падеже)

    Маша: Сова видит лису, сова видит посуду, сова видит собаку, сова видит самолет, сова видит сапоги, сова видит апельсиновый сок.

    Логопед: Молодец, Маша! Вот проснулась наша сова и полетела в лес (логопед и ребенок встают и выполняют динамическую разминку)

    Летела сова, большая голова (взмахи руками в стороны)

    Летела, летела, на пенечек села. (приседаем на корточки, руки опущены)

    Глазками поморгала, (моргаем глазами)

    Лапками потоптала, (встаем и топаем ногами)

    Головою повертела, повертела (поворачиваем голову вправо, влево, руки на поясе)

    И дальше полетела (взмахи руками в стороны)

    Присаживаемся за парту.

    Логопед: Маша, вот летит сова и видит на реке, как два рыбака ловят рыбу. Давай им поможем рыбку поймать. У одного рыбака ведерко с буквой С, а у другого З. Давай посмотрим, кто из них больше рыбы поймает.

    (Логопед проводит интерактивную игру «Веселые рыбаки». Задача игры: назвать предложенную предметную картинку и определить, какой звук есть в этом слове С или З и соотнести звук с буквой).

    Логопед: Маша, ты сегодня хорошо занималась. Я даю тебе вот такую картинку (с напечатанным сюжетным рисунком). Ты дома ее рассмотри и раскрась только те предметы, в названиях которых есть звук С.

    Итог занятия. Нам каким звуком работали, и что понравилось больше всего?

    Удачи вам, уважаемые коллеги!

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость — Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка и автоматизация в слогах звука [Л]» Автор-составитель Фаустова И. А. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л], автоматизация.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука [р].

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

    Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: – закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

    Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: – закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; – автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

    Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: • формировать представления.

    Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.

    Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Цели: Коррекционно-образовательные: – учить четкому звукопроизношению и правильному употреблению.

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [с] в слогах и словах

    Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
    Задачи: 1. образовательные:
    – закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
    – упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
    – закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в слове;
    – упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в винительном падеже;
    2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
    3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
    Тип занятия: повторение и закрепление знаний.
    Оборудование: конверт размером А 4, 4 разноцветных пластиковых конверта размером А 5, символы артикуляционных упражнений, 2 кубика, ватный шарик, схема звука [с], флажок, сюжетные картинки для автоматизации звука [с] и лексико – грамматической работы, мнемотаблица для характеристики звуков, синквейн на тему «Звуки», электронное приложение:
    1. артикуляция звука [с];
    2. физкультминутка « В пучине морской»;
    3. звуко – слоговой анализ.
    Ход занятия

    I. Организационный момент.
    Приветствие.
    Наши гости принесли тебе конверт и просили от¬крыть его на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это?! В нем еще конверт, какого он цвета! (уточнить цвет конверта) А в этом конверте. какие-то картинки. Что они означают? (упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для язычка).
    II. Артикуляционная гимнастика.
    (стихотворение читает учитель – логопед, ребёнку показывается символ «Язычка»)
    Все ребята по порядку
    Утром делают зарядку.
    Язычок наш хочет тоже
    На детишек быть похожим.

    (Ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает учитель – логопед)

    1. Улыбнёмся Язычку, погуляем вместе с ним и выполним первое упражнение
    «Лягушка».
    Описание упражнения «Лягушка»: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение.

    «Лягушка» (стихотворение читает учитель – логопед):
    Подражаем мы лягушкам:
    Тянем губы прямо к ушкам.
    Вы сейчас тяните губки –
    Я увижу ваши зубки.
    Мы потянем – перестанем,
    И нисколько не устанем.

    2. Попрощался Язычок с Лягушкой, решил поработать в саду лопатой.
    Описание упражнения «Лопата»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

    «Лопата» (стихотворение читает учитель – логопед):
    Язык «лопаткой» положи
    И под счёт его держи:
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Язык надо расслаблять!

    3. Устал Язычок, решил отдохнуть, и ты положи свой язычок на нижнюю губу и
    подуй на него:
    Описание упражнения «Ветерок»: подуть на слегка высунутый широкий язык, следить за тем, чтобы язык не был зажат зубами (под счёт до пяти, десяти).

    4. От ветерка стало холодно Язычку, и решил он размяться, поиграть в футбол.
    Описание упражнения «Кто дальше загонит мяч?»: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
    «Кто дальше загонит мяч?» (стихотворение читает учитель – логопед):
    Поиграю я в футбол
    И забью в ворота гол.
    Очень сложная задача –
    Загонять в ворота мячик.

    5. Поиграл в футбол и пошёл кататься на горку.
    Описание упражнения «Горка»: открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх. Поставив язычок в положение «горка», спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

    «Горка» (стихотворение читает учитель – логопед):
    Сани, сани едут сами
    Через горы и леса,
    Едут сани – чудеса.

    6. Вот и вечер наступил, пора чистить зубы и ложится спать. Давай поможем Язычку
    почистить зубки.
    Описание упражнения «Чистим нижние зубки»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз).

    «Чистим нижние зубки» (стихотворение читает логопед):

    Зубки нужно чистить дважды:
    Каждое утро и вечер каждый.

    III. Работа по теме занятия.

    1. Совместное определение темы.
    Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
    ( уточнить цвет конверта), (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
    Нужно попытаться эту схему про¬читать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
    звуком мы будем сегодня работать.
    (Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в ниж¬ние зубки, а сам язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и про¬износит звук [с].)
    Правильно, получилась песенка насоса — с-с-с. Повтори её ещё раз.
    Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с].) Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и словах.

    2. «Портрет звука». Вот и ещё один конверт. ( уточнить цвет конверта).
    С помощью карточек, которые лежат в этом конверте, расскажи, в каком положении находятся губы, зубы, язык, как работает горлышко при произнесении звука [с].
    Опиши, воздушную струю, которая выходит изо рта, когда произносишь звук [с].

    3. Характеристика звука с использованием мнемотаблицы.
    С каким звуком мы сегодня работаем? Произнеси его и расскажи нам всё о звуке [с] с помощью таблицы. ( учитель – логопед использует мнемотаблицу).

    4. Развитие фонематического восприятия.
    Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
    5. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
    5.1 Автоматизация звука в слогах.
    Развитие мимической и интонационной выразительности.
    Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
    Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кри¬чит, а эхо за ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы»?, и эхо его спросило «Сы »?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су»!, и оно также радостно ответило «Су»!
    А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
    Физкультминутка.
    Нам пора отдохнуть и выполнить физкультминутку.
    (Физминутка выполняется стоя, ребёнок выполняет движения, о которых говорится в стихотворении).
    Вот пора нам отдохнуть,
    Глубоко теперь вздохнуть,
    Покачаться, покружиться.
    И присядем столько раз,
    сколько пальчиков у нас,
    А подпрыгнем – десять раз.
    Наклониться, распремиться,
    Потянуться, улыбнуться,
    И опять начать трудиться.

    5.2 Автоматизация звука в словах.
    Вернулся Язычок домой. Помоги ему назвать животных , которых он встретил во дворе, но только тех, в названиях которых есть звук [с] . (Язычок встретил собаку…) Каких животных ты не назвал? Почему? В названиях ещё каких предметов есть звук [с], назови их.

    5.3 Лексико – грамматическая работа.
    Посчитай вместе с Язычком аистов, гусят.
    (следи за произношением звука [с]).

    5.4 Коррекция нарушений чтения.
    Прибежал заяц из соседнего леса и предложил поиграть с ним в теннис. А что такое теннис? (объяснить значение слова «теннис») Давай поиграем вместе с ними, прочитаем слоги и проведём по спортивным дорожкам теннисным мячиком. (следи за произношением звука [с]).

    Физминутка для глаз (Работа за компьютером, электронное приложение 1).
    У нас в конверте есть ещё диск. Пойдём, посмотрим, что нам предложили гости.
    5.5 Звуко – слоговой анализ. (Работа за компьютером, электронное приложение 2).
    IV. Подведение итогов
    (с использованием дидактического синквейна, ответы вывешиваются на доску.).
    1.Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
    2. Продолжи мою фразу: буквы мы видим и пишем, а звуки …
    3. Охарактеризуй звук [с].
    4. Для чего нужно правильно произносить звуки?
    5. Во что складываются звуки?
    Ответы.
    1. Звук [с].
    2. Слышим и произносим.
    3. Согласный, глухой, твёрдый.
    4. Чтобы красиво говорить.
    5. Слова. (Звуки складываются в слова).
    V. Рефлексия.
    Наше занятие подходит к концу. Все задания закончились, но в конверте остались «Гора знаний» и «Озеро сил». С помощью них оцени себя, как ты работал на занятии? Покажи Язычку на какую высоту ты поднялся на «Горе знаний».
    А силы у тебя ещё остались? Покажи это с помощью «Озера сил».
    Спасибо за занятие!

    Читайте также:  Дифференциация звуков С-Ш в словах и предложениях - конспект занятия
    Ссылка на основную публикацию