Автоматизация звука (Р) со стечением согласных – конспект

Альманах педагога

Автор: Амитова Альбина Залимхановна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ №17 “Золотая рыбка”
Населённый пункт: город Салехард, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект индивидуального занятия по теме: “Автоматизация звука (Р) в прямых слогах”
Дата публикации: 13.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в

прямых слогах» (старшая группа)

Сегодня мы будем играть со звуком [р], чтобы научиться правильно его произносить.

II. Развитие фонематического слуха.

Чтобы правильно произносить звук, нужно научится его слышать. Предлагаю тебе поиграть в игру «Поймай

звук». Я буду называть слоги со звуком [р] и без него, хлопни в ладоши, услышав звук [р].

МА – РА – ЛО – ТЫ – РЫ – ЛЫ – РУ – ПО – СО – РО

III. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 2). Вместе с Тигрой делаем зарядку для языка. Контроль за выполнением упражнений с помощью

IV. Уточнение правильной артикуляции звука [р].

При произнесении звука [р] губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднимается к

бугоркам за верхние зубы и там дрожит.

V. Упражнения на развитие дыхания.

VI. Автоматизация звука [р] в прямых слогах.

1) Отраженное повторение за логопедом слоговых рядов.

Повтори за мной слоги, четко проговаривая звук [р].

2) Проговаривание слоговых цепочек. (Слайд 5). Повторяй за мной слоги, которые будут появляться на

экране. (Если ребенок читающий, возможно самостоятельное проговаривание.)

3) Самостоятельное проговаривание слоговых рядов. Игра «Здравствуй пальчик». Сейчас мы будем

здороваться пальчиками, когда большой пальчик соединяется с остальными, мы произносим по порядку

4) Игра «Слоговое колесо». (Слайд 8) Выбери цвет из колеса, который тебе больше нравится. Проговаривай

слоги по порядку. В зависимости от выбранного цвета получаются разные комбинации слогов.

РА – РО – РУ – РЫ – РЭ

РЫ – РЭ – РА – РО – РУ

РУ – РЫ – РЭ – РА – РУ и т.д.

5) Игра «Доскажи словечко». (Слайд 10).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова.

Тебе нужно добавить слог РА, чтобы получилось название картинки.

VII. Звуковой анализ слогов.

Сколько звуков ты слышишь? (Я слышу 2 звука)

Назови первый звук. (Звук [р])

Дай характеристику звуку. (Звук [р] согласный твердый, звонкий.)

Каким цветом обозначаем? (Обозначаем синим цветом.)

Назови второй звук. (Звук [ы])

Дай характеристику звуку. (Звук [ы] гласный)

Каким цветом обозначаем? (Обозначаем красным цветом.)

Второй слог анализируем по образцу.

VIII. Итог занятия.

Тебе понравилось сегодняшнее занятие? Почему? Что тебе запомнилось больше всего? Чему ты сегодня

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в

словах со стечением согласных и в словосочетаниях» (подготовительная

Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах со стечением согласных и в

словосочетаниях, развитие фонематического слуха, согласование количественных числительных и

существительных, согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

Развитие навыков звукового анализа.

Развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания звукового анализа, компьютер.

Ты уже многому научился. Сегодня мы продолжим играть со словами в которых будет встречаться звук [р].

будь очень внимателен и у тебя все получится.

II. Развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [р].

РАМА, МАМА, ЛАМА, РОМА, КОЗЫ, ТУЧКА, РЫБА, РОДИНА, РУКИ, ЛУК, КОСЫ, ТОМА, ДОМА, РУКАВ.

III. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 2). Вместе с Тигрой делаем зарядку для языка. Вспомни, как называются артикуляционные

упражнения. Контроль за выполнением упражнений с помощью зеркала.

IV. Упражнения на развитие дыхания.

V. Повторение произношения звука [р] в слогах со стечением согласных звуков.

(Слайд 5). Послушай как Винни-пух играет на трубе, а ты умеешь так? Проговаривание слогов:

VI. Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных звуков.

Отраженное повторение за логопедом. Тигра очень любит рычать, потому ему особенно нравятся

слова со звуком [р], давай повторим за ним названия картинок и порычим вместе с Тигрой. (Слайды 12-

Самостоятельное называние слов. У тебя очень хорошо получается, а теперь попробуй сам

назвать картинки. (Слайд 14).

Согласование числительных и существительных. (Слайд 14). Посчитай до пяти те предметы,

которые ты видишь на экране. (По желанию ребенка можно выбрать несколько картинок) Н-р:

Одна груша две груши – три груши – четыре груши – пять груш.

VII. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.

(Слайд 16). Помоги Винни-пуху назвать картинки со звуком [р].

А ты знаешь, что у каждой картинки есть слово друг, которое помогает узнать о ней побольше, какая она. Я

буду тебе называть слово, а ты будешь говорить, к какой картинке оно больше подходит.

Индивидуальное логопедическое занятие “Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях”
план-конспект на тему

Индивидуальное логопедическое занятие

“Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных

в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях”

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Цель: автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

– закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ р ];

автоматизировать звук р в слогах со стечением согласных, словах, словосочетаниях и предложениях;

– уточнить характеристику звука р ;

– закрепить умение определять наличие звука [ р ] в словах.

– совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании существительных множественного числа, согласовывать существительное с прилагательным)

– совершенствовать артикуляционную моторику

– развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

– формировать самостоятельность, инициативность;

– развивать интерес к различным видам словесно-дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiyadocx.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие

“Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных

в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях”

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Цель: автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

– закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ р ];

– автоматизировать звук р в слогах со стечением согласных, словах, словосочетаниях и предложениях;

– уточнить характеристику звука р ;

– закрепить умение определять наличие звука [ р ] в словах.

– совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании существительных множественного числа, согласовывать существительное с прилагательным)

– совершенствовать артикуляционную моторику

– развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

– формировать самостоятельность, инициативность;

– развивать интерес к различным видам словесно-дидактических игр.

Оборудование: картинки тигра, грузовика, кролика, магазина, склада, тигриных следов; предметные картинки игрушек: крокодил, кроватка, кобра, страус, труба, краб, тигр, зебра, надувной круг, ведро, дракон, крот, грузовик; набор картинок «Угощение»: гранат, груша, ватрушка, графин, крыжовник, виноград, салат; крышечки-сигналы (синие, зеленые, красные), карточки для упражнения «Найди пару», подарок с конфетами.

Установление эмоционального контакта с ребенком.

Логопед. Ты любишь загадки? Я сейчас тебе одну загадаю, и ты узнаешь, кого мы ждем сегодня в гости.

Хищник сильный он, зубастый,

Полосатый и усатый.

И клыки большие есть.

Мясо любит он поесть.

У него с когтями лапы,

Может сильно поцарапать,

А издалека на кошку

Этот зверь похож немножко.

Логопед. Догадался, кто это?

Ребенок. Это ти гр .

Логопед. Правильно. Сегодня мы с тобой вновь встретимся с Тигром (показываем картинку или игрушку тигра). Только он у нас не настоящий, а из мультфильма. Давай вспомним, как он рычит.

Ребенок произносит раскатисто и длительно звук [ р ].

2. Логопед. Расскажи как получается звук [ р ].

Ребенок по схеме рассказывает артикуляцию звука [ р ].

Губы – улыбаются. Зубы разомкнуты (приоткрыты). Язык – широкий, поднят вверх за верхние зубы и дрожит (вибрирует). Выдох сильный. В горлышке работает моторчик.

Логопед. Держи веревочку. От 1-го узелка до 2-го ты будешь рычать громко, а от 2-го до следующего – тихо.

Ребенок скользит пальчиками по веревке от узелка до узелка и длительно рычит громко, затем тихо.

Логопед. Расскажи об этом звуке, дай характеристику.

Ребенок. Звук [ р ] согласный, звонкий, твердый, обозначается буквой [ эр].

3. Логопед . Сегодня мы поможем Тигру работать в его магазине. И сначала отправляемся на склад за товаром. Нам потребуется машина (показываем картинку грузовика). Что это за машина? Что она перевозит?

Ребенок. Это гру зовик. Гру зовая машина. Она перевозит гру зы.

Логопед. Заводи. Поехали!

Ребенок имитирует мотор машины др-р-р, др-р-р-р-р-р-р.

Логопед. А вот и склад. Смотри, сколько снега намело! На машине не проехать. Придется оставить ее здесь и идти пешком. Впереди пойдет тигр, а ты по его следам (показываем картинку следов, над каждым следом надписан слог). Шагаем и читаем слоги.

Ребенок идет пальчиками по следам, называя слог ( дра, дро, дру, дры, тра, тро, тры, тру, гро, гру, гры, гра, кры, кра, кро, кру, фра, фро, фру, фры ).

Логопед. Что мы с тобой сделали?

Ребенок. Про шли по следам.

4 . Логопед. И вот мы подошли к складу. Что нужно сделать?

Ребенок. От кры ть двери.

Логопед. Сколько здесь разных товаров! Будь внимательным. Мы отберем только те предметы, в названии которых звук [ р ] есть. Для нашего магазина нужны только эти.

Ребенок проговаривает слова и отбирает картинки со звуком [ р ].

Логопед. Что мы с тобой сделали?

Ребенок. Ото бра ли товар.

Логопед. Как одним словом назвать все эти предметы?

Ребенок. Мы ото бра ли и гру шки.

5. Логопед. Мы с тобой выбрали образцы товаров. Но для магазина нам нужно много предметов. Ведь желающих купить, например, игрушку дракона, может быть не один человек, а несколько. Поэтому в грузовик мы будем грузить много предметов. Посмотри на картинку, а теперь переверни и назови (на одной стороне предмет в единственном числе, а на другой во множественном).

Ребенок называет предметы во множественном числе. Картинки складывает в грузовик.

Логопед задает наводящие вопросы, побуждая ребенка говорить слова со звуком [ р] . Что мы с тобой сделали? Куда отправляемся? Как поедем?

Ребенок. За гру зили това р в гру зовик. За кры ваем склад. От пра вляемся в магазин и гру шек. Поедем быс тро -быс тро .

6 . Логопед. В магазине должен быть порядок. Поэтому товар надо аккуратно расставить на полках. На первую полку поставим предметы из 1 слога. На 2-из 2. На 3- из 3.

Ребенок делит слова на слоги, расставляет товар, и рассказывает что он делал.

Мы р асставляли и гру шки.

Логопед. Благодаря тебе Тигр может завтра открыть магазин. Он говорит тебе огромное спасибо и предлагает отдохнуть и подвигаться.

7 . Речь с движением

– Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения, обучение элементам пантомимы, закрепление знаний детей о внешнем виде и повадках тигра.

Вот по лесу тигр крадется . Имитирует походку тигра.

Кто же тигру попадется? Смотрит направо-налево.

У него длина два метра, Широко разводит руки.

Чуткий слух Полусогнутыми ладонями показывает тигриные уши.

И зоркий глаз . Показывает «бинокль».

Зайца, барсука, оленя Делает резкое хватательное движение правой, а

Он ловил уже не раз. затем левой рукой.

У него полосок много, Поочередно проводит по туловищу то

правой, то левой рукой, рисуя полоски.

Очень острые клыки, Показывает зубы.

У него с когтями лапы. Показывает ладони с полусогнутыми

От него, дружок, беги! Имитирует бег.

8 . Логопед. Пора перекусить. Мы пойдем к Кролику (показываем картинку кролика). Это друг Тигра. Кролик и Тигр – дру зья. Пока Кролик накрывает на стол, сделаем ему подарок – выполним схему слова кролик.

Ребенок произносит слово кролик и выполняет задание. Из фишек выкладывает схему слова. Каждый раз, возвращаясь к началу и прочитывая то, что получилось.

При выполнении работы логопед, если нужно оказывает ребенку помощь.

Какую фишку поставим? Назови, какой это звук? Прочитай что получилось? и т.д.

К –синяя фишка, звук [ к ];

Кр-р-р –синяя фишка, звук [ р ];

Кро-о-о – красная фишка, звук [ о ];

Кро [ль ] – зеленая фишка, звук [ ль ];

Кроли-и-и – красная фишка, звук [ и ];

КролиК – синяя фишка, звук [ к ].

Логопед. Поставь пальчик на звук [ р ]. Порычи. Какой звук впереди? Какой сзади? Раздели на слоги. В каком слоге звук [ р].

Ребенок. Делит слово на слоги кро-лик. Звук [ р ] в первом слоге.

9 . Логопед. Кролик рад такому подарку и приглашает всех к столу. Сколько угощения он приготовил! Бери, что тебе понравилось? Что ты хочешь взять?

Ребенок называет картинки и выкладывает их перед собой ( гру ша, гра нат, гра фин, кры жовник, вино гра д, ва тру шка).

Логопед. Все такое вкусное кра сивое! Мы сидим за пра здничным столом. Но Кролик не только нас угощает, но р азвлекает. Он придумал игру. Держи карточки со словами. Прочитай первую.

Ребенок читает карточку. С творогом.

Логопед. Как ты думаешь, про какое угощение можно сказать с творогом? Соедини картинку со словом. Что получится?

Ребенок. Приклеивает картинку и проговаривает то, что получилось. Ва тру шка с тво р огом.

Логопед. У нас с тобой получились словосочетания. Бери вторую карточку. Ищи, к какому предмету подойдет слово?

Ва тру шка с тво р огом,

А р оматная гру ша,

Кра сный гра нат,

Гро здь вино гра да,

Кру пный кры жовник,

Кра сивый гра фин.

Можно, еще добавить слова: кра бовый салат, свежие фру кты. Вспомнить, как называется сок из груши – гру шевый сок, из винограда – вино гра дный, из граната – гра натовый сок и т.д.

а). Если ребенок “слабый” дальше можно продолжить работу в вопросно-ответной форме. Ребенок должен отвечать полным предложением.

Логопед. А сейчас давай расскажем, у кого мы в гостях и что здесь делаем.

Ребенок. Мы в гостях у Кро лика сидим за пра здничным столом.

Логопед. Кому накрыл стол Кролик.

Кро лик на кры л стол для Ти гра и .

А что Кролик поставил на стол? Что ты запомнил?

Кро лик поставил на стол: и перечисляет то, что запомнил.

Как ты думаешь, что больше всего понравилось Тигру?

А тебе, что больше всего понравилось?

б). Если ребенок “сильный” можно дать задание на составление предложений.

Логопед. Посмотри внимательно на карточки со словосочетаниями. У каждой из них свой фигурный край. Тебе сейчас нужно будет найти пару, совместив края. Если ты соберешь правильно – у тебя получатся предложения.

Можно сделать другую подсказку. Вверху карточки поставить символ (разные геометрические фигуры или одну фигуру разного цвета). Одна половинка фигуры будет на одной карточке, а другая на другой. Ребенок складывает из половинок фигуру, а ниже получается предложение.

На зав тра к подавали ва тру шки с тво р огом.

В ко р зинке лежит кру пный кры жовник.

На р ынке про дают а р оматные гру ши.

Пова р приготовил кра бовый салат.

Р ая нарисовала гро здь вино гра да.

Осенью созрел кра сный гра нат.

11. Итог занятия.

Логопед. Нам всем (Тигру, Кролику и мне) очень понравилось, как ты работал, как ты красиво и правильно говорил. И мы приготовили для тебе подарки. Догадайся кто какой подарок хочет тебе вручить. Логопед вручает подарки (конфеты).

Ребенок. Кролик дарит морковку. Тигр – косточки. А вы – шоколадные монетки.

Логопед. Нам пора уходить. Что нужно сделать, уходя из гостей?

Поблагодарить и по про щаться.

Ребенок прощается с Тигром и Кроликом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р], уточняется понимание причинно – следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе.

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука “Р” в речи.

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на.

На данном занятии учитель-логопед проводит работу по закреплению правильного произношения звука [с] в слогах, словах и предложениях. Большое внимание уделяется развитию фонематического восприяти.

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» – «д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару.

Конспект подгруппового логопедического занятия с обучающимися 1 класса.

Дифференциация звуков Л-Ль,Р-Рь в слогах, словах,предложениях.

Автоматизация [Р] в стечениях с согласными

Автоматизация звука [Р] в стечениях с согласными звуками

Представляю читателям сайта ЛогопедРунет подборку материалов для автоматизации звука [Р] в стечениях с согласными звуками.

Звук [Р] в слогах со стечением согласных звуков:

Стра-стро-стру-стры Здра-здро-здру-здры Бра – бры – бро – бру

Рба – рбы – рбо – рбу Пра – пры – про – пру Кра – кры – кро – кру

Рка – ркы – рко – рку Гра – гры – гро – гру Хра – хры – хро – хру

Вра – вры – вро – вру Фра – фры – фро – фру Мра – мры – мро – мру

Нра – нры – нро – нру Шра – шры – шро – шру Ржа – ржи – ржо – ржу

Зра – зры – зро – зру

Звук [Р] в словах со стечением согласных звуков:

* Страх, страус, стража, странный, страна, страница, строка, стройка, строгий, строить, стружка, струя, струна, острая, быстрая, люстра, быстро, костры, министр, завтрак, втроём, штраф, муштра, монстр, инструмент, центры, здравствуй, здравница, вдруг, скафандр, кориандр, Ихтиандр.

* Брат, брать, браслет, бранить, забрать, собрание, кобра, зебра, швабра, брови, брошка, бросить, бросать, бродить, бродяга, бросок, добро, вброд, забросить, доброта, брызги, брызгать, брынза, брыкается, бобры, обрыв, добрый, брусника, сбруя, обруч.

* Правда, праздник, прачка, правило, справка, направо, пробка, провод, просто, против, простыня, продавать, продукты, простыл, простуда, противный, прогулка, простокваша, продавец, напротив, пруд, прутик, пружина, упругий, прыгать, прыгун, прыжок.

* Франция, Фрося, фрукт, фрукты, фруктовый.

* Врач, враг, вражда, вроде, врун, вручать, вручную.

* Край, кран, краб, краска, красный, крапива, красавица, красивый, кровь, крот, крошки, кролик, кроме, кромка, кровать, кроссовки, микроб, акробат, укроп, выкройка, круг, кружка, крупный, кружево, крупа, крутой, кругом, крутить, кружок, вокруг, Крым, крыса, крыша, крышка, крыжовник, закрытый, открыть, мокрый, открывать, закрывать.

* Грабли, грамота, грач, град, градусник, грабитель, граница, граната, игра, играть, награда, фотография, виноград, фотограф, гром, грохот, грозный, громко, грозы, гроза, грохотать, груз, груздь, группа, груша, грусть, грустный, грубый, грузовик, грузить, нагрузить, грызть, грызун, игры, тигры.

* Храм, храп, храпеть, хранить, охрана, охранник, охранять, сохранить, хруст, хрупкий, хрусталь, хрустящий, хрустит, хромой, хромать, махровый.

* Сразу, сразить, сражение, срок, срочный, срубить, срываться.

* Мрак, мрамор, мрачный, нравиться; шрам; зразы.

Слова, насыщенные звуком [Р]:

Скороговорка, оркестр, размер, мрамор, фарфор, раствор, аэродром, транспорт, трактор, тротуар, разговор, квартира, храбрый, температура, проворный, электромонтёр, термометр, конструктор, фермер, аэропорт, маршрут, торшер, курорт, портьеры, простор, прорубь, литература, программа, раскрасить, пробирка, проверка, проворно, пробор, профессор, растирание, ярмарка, разрыв, процедура, просмотр, распространён

Повторить словосочетания и предложения:

* Крутая гора, крутой обрыв, мокрая трава, бравый солдат, красный гранат, ровный пробор, крутой поворот, упругая пружина, круглое ядро, открытая фрамуга, размах крыла, кружевной узор, проходной двор, храбрый тигр, шумное собрание, спелая брусника, солёная брынза, родной край, огромный парк, крупный виноград, шиферная крыша, барабанная дробь, иностранная марка, камера хранения, чёрные зрачки, консервированные помидоры, проговаривать скороговорки, фотографировать друга, возвращаться с аэродрома, маршировать с оркестром.

* Фотограф фотографирует. Ира открыла окно. Кур кормят крупой. Продавец продаёт фрукты. Рая купила брошку. Барабанщик громко барабанит. Пёстрые астры украшают сад. У Тамары красный карандаш. Рая прыгает через верёвку. У грача подбито крыло. Дружные бобры строят плотину. В порту разгружают пароходы. Тропинка обрывается у оврага. На рынке продают разные фрукты. Рома набрал два ведра рыжиков. Утром рыбаки отправились к озеру. С горы бежит ручей проворный. Серый кролик грызёт красную морковку. Продаются консервы из крабов. Крот портит корни растений. Дорога к пруду идёт мимо кедровой рощи. Прохор прыгает в пруд с крутого обрыва. На краю крутого обрыва рос огромный старый дуб. Вечером по крутой тропинке спортсмены добрались до вершины горы. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. У крутой горки кротовые норки. Все бобры добры для своих бобрят.

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Р]:

Кра – кра – кра — в банке вкусная икра.

Орки – орки – орки — сушу апельсиновые корки.

Автоматизация звука [р] в слогах и словах с использованием ИКТ

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Современные тенденции, глобальная компьютеризация, развитие технического прогресса приводят к тому, что изменяются процессы восприятия и переработки информации. Под это влияние в первую очередь попадают дети. Порой пятилетний малыш быстрее разбирается в новом телефоне или компьютерной программе, чем его зрелый дедушка. А главное, современные дети имеют огромный интерес к изучению новых технических новинок, поэтому в процесс обучения целесообразно включать элементы информационных технологий.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
  • постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
  • компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
  • компьютер очень “терпелив” во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую “ситуацию успеха”. [1.16]

В процессе логопедической коррекции нарушенных звуков следует выделить этап автоматизации поставленного звука, который отличается большой трудоемкостью и занимает длительный промежуток времени. Именно на этом этапе работы особенно рационально использование интерактивных игровых средств, созданных с помощью программы Power Point. Для повышения эффективности процесса автоматизации сложных звуков, я в своей работе использую презентации, которые содержат наглядный иллюстративный материал доступный для детей дошкольного возраста.

Предлагаемая мною презентация разработана для этапа автоматизации звука [р] в слогах и словах с разными звуковыми сочетаниями: открытый, закрытый слог, стечение согласных звуков. Общее количество слайдов 22 они содержат материал от подготовительных упражнений по развитию артикуляционного аппарата до отдельных упражнений по автоматизации слов определенной слоговой структуры.

Для повышения интереса и мотивации к занятию слайды оформлены в яркой цветовой гамме, используется звуковое сопровождение, вся презентация представляет собой увлекательное занятие-игру вместе с героями известной сказки «Винни-пух и все, все, все».

Презентация составлена таким образом, что позволяет дозировать материал, используемый на занятии, поэтому ее можно использовать как при работе с детьми старшей, так и подготовительной группы. Презентация разбита на два основных блока: автоматизация звука [р] в слогах, автоматизация звука [р] в словах. По желанию можно сразу перейти в нужный блок, минуя подготовительные упражнения, с каждой страницы есть выход на главную. Перед занятием отбирается необходимый материал и демонстрируется через функцию произвольного показа. Поэтому один и тот же материал можно преподносить детям в разных комбинациях, и он долго остается актуальным.

Презентация содержит большое количество игрового материала, сюда входят:

Упражнения для артикуляционной гимнастики, упражнения для развития дыхания, звуковые тропинки, слоговые цепочки, слоговое колесо, игра «Доскажи словечко», игра «Порычим с Тигрой» и тренировочные упражнения с остальными героями сказки.

Всего презентация состоит из 14 развивающих упражнений, которые можно комбинировать и использовать в зависимости от целей занятия, возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе игры ребенок непроизвольно отрабатывает произношение 90 слов, содержащих звук [р] в различных звуковых сочетаниях и позициях, что позволят в короткий срок закрепить нормативное произношение поставленного звука. Ниже представлены варианты конспектов индивидуальных занятий по автоматизации звука [р]. Конспекты разработаны для разных возрастных групп, чтобы показать специфику работы по одному лексическому материалу но в разных возрастах.

Цели:

  • Автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, развитие фонематического слуха.
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза прямых слогов.
  • Развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания слогов, компьютер.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа)

Ход занятия

I. Огрмомент.

Сегодня мы будем играть со звуком [р], чтобы научиться правильно его произносить.

II. Развитие фонематического слуха.

Чтобы правильно произносить звук, нужно научится его слышать. Предлагаю тебе поиграть в игру «Поймай звук». Я буду называть слоги со звуком [р] и без него, хлопни в ладоши, услышав звук [р].

МА – РА – ЛО – ТЫ – РЫ – ЛЫ – РУ – ПО – СО – РО

III. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 2). Вместе с Тигрой делаем зарядку для языка. Контроль за выполнением упражнений с помощью зеркала.

IV. Уточнение правильной артикуляции звука [р].

При произнесении звука [р] губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит.

V. Упражнения на развитие дыхания.

VI. Автоматизация звука [р] в прямых слогах.

1) Отраженное повторение за логопедом слоговых рядов.

Повтори за мной слоги, четко проговаривая звук [р].

2) Проговаривание слоговых цепочек. (Слайд 5). Повторяй за мной слоги, которые будут появляться на экране. (Если ребенок читающий, возможно самостоятельное проговаривание.)

3) Самостоятельное проговаривание слоговых рядов. Игра «Здравствуй пальчик». Сейчас мы будем здороваться пальчиками, когда большой пальчик соединяется с остальными, мы произносим по порядку слоги.

  • РА – РА – РА
  • РО – РО – РО
  • РУ – РУ – РУ
  • РЫ – РЫ – РЫ

4) Игра «Слоговое колесо». (Слайд 8) Выбери цвет из колеса, который тебе больше нравится. Проговаривай слоги по порядку. В зависимости от выбранного цвета получаются разные комбинации слогов.

  • РА – РО – РУ – РЫ – РЭ
  • РЫ – РЭ – РА – РО – РУ
  • РУ – РЫ – РЭ – РА – РУ и т.д.

5) Игра «Доскажи словечко». (Слайд 10).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова.

Тебе нужно добавить слог РА, чтобы получилось название картинки.

VII. Звуковой анализ слогов.

  • Сколько звуков ты слышишь? (Я слышу 2 звука)
  • Назови первый звук. (Звук [р])
  • Дай характеристику звуку. (Звук [р] согласный твердый, звонкий.)
  • Каким цветом обозначаем? (Обозначаем синим цветом.)
  • Назови второй звук. (Звук [ы])
  • Дай характеристику звуку. (Звук [ы] гласный)
  • Каким цветом обозначаем? (Обозначаем красным цветом.)

Второй слог анализируем по образцу.

VIII. Итог занятия.

Тебе понравилось сегодняшнее занятие? Почему? Что тебе запомнилось больше всего? Чему ты сегодня научился?

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных и в словосочетаниях» (подготовительная группа)

Цели:

  • Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах со стечением согласных и в словосочетаниях, развитие фонематического слуха, согласование количественных числительных и существительных, согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
  • Развитие навыков звукового анализа.
  • Развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания звукового анализа, компьютер.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Ты уже многому научился. Сегодня мы продолжим играть со словами в которых будет встречаться звук [р]. будь очень внимателен и у тебя все получится.

II. Развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [р].

РАМА, МАМА, ЛАМА, РОМА, КОЗЫ, ТУЧКА, РЫБА, РОДИНА, РУКИ, ЛУК, КОСЫ, ТОМА, ДОМА, РУКАВ.

III. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 2). Вместе с Тигрой делаем зарядку для языка. Вспомни, как называются артикуляционные упражнения. Контроль за выполнением упражнений с помощью зеркала.

IV. Упражнения на развитие дыхания.

V. Повторение произношения звука [р] в слогах со стечением согласных звуков.

(Слайд 5). Послушай как Винни-пух играет на трубе, а ты умеешь так? Проговаривание слогов:

VI. Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных звуков.

  1. Отраженное повторение за логопедом. Тигра очень любит рычать, потому ему особенно нравятся слова со звуком [р], давай повторим за ним названия картинок и порычим вместе с Тигрой. (Слайды 12-13).
  2. Самостоятельное называние слов. У тебя очень хорошо получается, а теперь попробуй сам назвать картинки. (Слайд 14).
  3. Согласование числительных и существительных.(Слайд 14). Посчитай до пяти те предметы, которые ты видишь на экране. (По желанию ребенка можно выбрать несколько картинок) Н-р:
    Одна груша две груши – три груши – четыре груши – пять груш.

VII. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.

(Слайд 16). Помоги Винни-пуху назвать картинки со звуком [р].

А ты знаешь, что у каждой картинки есть слово друг, которое помогает узнать о ней побольше, какая она. Я буду тебе называть слово, а ты будешь говорить, к какой картинке оно больше подходит.

  • ХИТРЫЙ – БАРСУК
  • ПРАЗДНИЧНЫЙ – ТОРТ
  • КРАСНЫЙ – АРБУЗ
  • ОСТРАЯ – ТЕРКА
  • ГОРЯЧИЙ – ТЕРМОС
  • КРУЖЕВНОЙ – ФАРТУК
  • ОРАНЖЕВАЯ – МОРКОВЬ
  • КРАСИВАЯ – ВЕРБА
  • ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКА.

VIII. Пальчиковая гимнастика.

Вспомни какая буква обозначает звук [р]. Повторение двустишия:

Левая рука. Большой палец соединяется с указательным, образую кольцо. Остальные сомкнуты, полусогнуты и находятся за указательным пальцем.

Правая рука. Указательный палец соединяет основание указательного и большого пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты и прижаты к ладони. Большой палец соединен со средним.

IX. Звуковой анализ.

Послушай загадку, в отгадке ты обязательно услышишь звук [р].

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг
Мне поможет верный… (Друг.)

[д] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.

[р] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.

[у] – гласный, обозначаем красным кружочком

[г] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.

X. Итог занятия.

Тебе понравилось наше занятие? Почему? Что нового ты узнал сегодня? Чему научился?

Литература:

  1. Зеленина, И.Л. Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников. [Текст]/ И.Л. Зеленина //Дошкольное воспитание – 2012. – С. 16-17.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей. Дидактический материал для логопедов. 4 альбом. [Картинка]. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Просвещение», 2009 – 47с.
  3. Лылова Л.С. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. [Текст]/ Е.К. Ахметова, Л.С. Лылова, Т.В. Семенова. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 176с.

Автоматизация звука (Р) со стечением согласных – конспект

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Автоматизация звука (Р) со стечением согласных – конспект

Автор: Герасимова Татьяна Дмитриевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №96»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Цель: Автоматизация звука Р в словах со стечением согласных Тр,Пр-Бр,Кр-Гр,Вр-Фр.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • Закрепить умение выполнять спокойный короткий вдох и плавный длительной выдох.
  • Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляционных упражнений (“Заборчик”,”Лошадка”,”Грибок”,”Гармошка”).
  • Совершенствование простых форм фонематического анализа(выделение заданного звукав слове).
  • Развивать слуховое внимание, зрительную память.
  • Развивать моторику рук.

коррекционно-образовательные:

  • Совершенствование словаря экспрессивной речи на основе уточнения значения слов: враг, фрак.
  • Совершенствовать навыки употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского родов в Родительном падеже (с суффиксом -ов).
  • совершенствовать навыки словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов-очк,-ечк.
  • Автоматизировать звук Р в словах со стечением согласных Тр,Пр-Бр,Кр-Гр,Вр-Фр.

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям со звучащим словом.
  • Способствовать эмоциональной близости ребенка и мамы.

Оборудование:

картинка собачка Дружок; песочница настольная; коктейльная трубочка для педагога и ребенка; игрушки-собака, трактор; карточка со стечением согласных Тр,Пр-Бр,Кр-Гр,Вр-Фр в слогах; ошейник с символами артикуляционных упражнений (“Заборчик”, “лошадка”, “Грибок”, “Гармошка”); картинки-лужи для «дорожки»: труба,крот, крыша,кружка,краб,гранат,праздник,пробка,брошь, враг,фрак, массажный мяч для игры «Назови ласково»; указка; раскраска.

Ход занятия:

Организационный момент.

Доброе утро и солнцу и птицам. (поднимаем руки вверх)

Доброе утро улыбчивым лицам! (улыбаемся друг другу)

К небу потянулись (встаем на носочки и руки вверх)

Друг другу улыбнулись (улыбаемся).

С солнцем мы покружимся (кружимся вокруг себя)

Со звуком подружимся!

Основная часть:

Мариэлла, сегодня мы с тобой побываем в гостях. А у кого ты узнаешь, если сдуешь песок.

Педагог и ребенок проходят за стол

  • Упражнение на дыхание.

Перед ребенком песочница. В песке зарыта картинка с изображением собаки.

– Возьми трубочку и подуй на песок так же, как я.

Ребенок сдувает песок через коктейльную трубочку.

– Попробуй отгадать, как его зовут. Я назову клички животных, а ты внимательно слушай: в его имени есть звук Р. Полкан, Жучка, Пальма, Дружок

– Как зовут щенка? (Дружок)

Выставляется игрушка Собака. На шее ошейник, на ошейнике «украшения-подвески»: картинки с изображением лошадки, грибок,гармошка, заборчика.

  • Артикуляционная гимнастика.

– Наш Дружок недавно научился рычать. А помогли ему специальные упражнения, которые он выполняет каждый день. Символы этих упражнений Дружок носит на ошейнике. Догадался, что это за упражнения? Покажем щенку, что тоже умеем их выполнять. (Логопед показывает картинки, ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения «Заборчик», «Грибок»,«Лошадка», «Гармошка»).

Перемещаемся на другой стол, где игрушка-трактор и дорожка.

Пойдем гулять со щенком. Посмотри по дороге едет трактор. Щенок никогда не видел этот транспорт. Он громко залаял -ТРР,ТРР. Покажи, как он залаял?(ребенок повторяет). А теперь повторяй за мамой. (логопед маме карточки со слогами и контролирует правильность предъявления речевого материала и напоминает, что звук Р произносится протяжно).

Щенок побежал за трактором по дороге. Чтобы щенок не заблудился, помоги ему запомнить дорогу.

Для этого назови картинки (картинки выкладываются виде дорожки:труба,крот,крыша,кружка,краб,гранат,праздник,пробка,брошь, враг,фрак). Ребенок называет картинки по порядку, две картинки перевернуты: враг и фрак. Чтобы перепрыгнуть через эти лужи попробуй объяснить, что такое фрак?(ответ ребенка: это пиджак короткий спереди и длинный сзади, брюки). Правильно! Фрак – это мужской вечерний костюм для официальных мероприятий, состоящий из пиджака, короткого спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади, и брюк с атласными лампасами.

Щенок очень любит играть с мячом. Будем перекатывать мяч и называть слова ласково. Игра “Скажи ласково”(образование уменьшительно- ласкательных форм при помощи суффиксов – ечк,очк).

Логопед переворачивает карточки, которые не участвуют в игре обратной стороной. Называет первое слово и перекатывает мяч ребенку -Труба – трубочка. Продолжай с мамой (крыша,кружка,пробка,брошь).

Мы с тобой сыграем в игру «Один-много» (употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского родов в Родительном падеже (с суффиксом ов). А помогут нам ладошки. Я передаю тебе слово, а ты его возвращаешь со словом “много”. Крот – много кротов. А теперь с мамой (слова на дорожке, которые повернуты картинкой вверх: гранат,праздник,краб,враг,фрак).Эта игра интересна тем, что для ее организации не нужны предметы .И она поддержит тесный эмоциональный контакт мамы и ребенка.

Обрадовался щенок, что умеет рычать и по обратной дороге помчался домой. Но вот беда – дорогу размыло дождем и образовались лужи (перевернутые картинки виде лужиц).Вспомни пожалуйста и назови картинки на твоем пути.(ребенок ещё раз закрепляет все названия: труба,крот,крыша,кружка,краб,гранат,праздник,пробка,брошь, враг,фрак Каждое слово-картинка переворачивается при каждом назывании ребенком. Здесь важно картинки заранее подписать логопедом.

Итог занятия

Щенок по дорожке вернулся домой. И наше занятие подошло к концу. Ты помнишь с каким звуком мы теперь дружим. ответ ребенка Р.От Дружка тебе подарок (раскраска).И маме подарок (даю памятку со словами для отработки звука Р в стечении согласных Пр-Бр,Кр-Гр,Вр-Фр в слогах,словах»).

Читайте также:  Методическое пособие 'Папка- рычалка'
Ссылка на основную публикацию