Автоматизация звука Р’ – конспект интегрированного логопедического занятия

Автоматизация звука Р’ – конспект интегрированного логопедического занятия

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот.(ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте(стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе.(ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Читайте также:  Игры на развитие фонематического восприятия

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Конспект логопедического занятия на тему: “Автоматизация звука [Р] в слогах и словах”.
план-конспект

Конспект логопедического занятия на тему: “Автоматизация звука [Р] в слогах и словах”.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatiya_po_korrektsii_nzp_sevidova.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах

Составила: учитель-логопед МБОУ ‘СОШ №5′

Севидова Маргарита Юрьевна

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы .

• закреплять правильное произношение звука [P] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и с использованием логотренажера “Дэльфа-142.1”.

•уточнить правильную артикуляцию звука [P];

•упражнять в умении определять место звука в слове;

•закрепить зрительный образ буквы Р.

•развивать мимическую мускулатуру обучающегося;

•развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышление, тонкую, общую и артикулярную моторику, координацию речи с движением.

•формирование положительной установки на участие в занятии;

•формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

•фигура робота Роба;

•пластилиновые жгуты, макароны-ракушки или фасоль;

•карточки для составления предложений по картинкам;

•ноутбук с логотренажёром “Дэльфа-142.1”;

1. Организационный момент. Упражнение ‘Доброе утро’.

– Здравствуй, Коля. Садись, пожалуйста.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться. Доброе Утро!

-Я хочу пожелать, чтобы у тебя сегодня было доброе утро, хорошее настроение.

Солнышко поможет нам.

Посмотри на улицу, на нас смотрит солнышко. Какое настроение? Изобразим радость.

Откуда не возьмись, набежали тучки (удивление)

Пошёл дождь (грусть).

3.Уточнение артикуляции звука [Р]

Сегодня мы повторим звук [Р]. Как правильно образуется звук [Р]:

•Рот приоткрыт в положении следующего гласного;

•Зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

•Кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

•Посередине языка идёт воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

•Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

•Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;

•Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно-теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка и губ.

“Улыбка-заборчик”, “Двери открываются”, “Блинчик”, “Лошадка”, “Грибок”, “Качели”, “Вкусное варенье”, ” Маляр”, “Барабан”, ”Толстячки-худышки”.

5.Коррекция воздушной струи и произнесения звука р с использованием логотренажера Дэльфа-142.1

•“Чашка чая” – дуем плавно на выдохе в микрофон, а затем прерывисто;

•“Костер”- дуем в микрофон, чтобы” огонь разгорелся”, затем длительно произносим звук [р];

•“Елочка” – произношение прямых и обратных слогов ар,ор,ур,ру,ры,ыр и огоньки загораются на елке;

•“Репка”- можно пропеть слоги, “позвать”кошку – Мурку ,мышку Нарушку;

•“Пирог”- произнесение слогов, слов (рак-шар, рот-сор). При произнесении слов типа рак ,шар ,рот, сор и слогов(прямых и обратных) свечи на пироге погаснут (также с микрофоном);

6.Физкультминутка. Координация речи с движением.

К нам на занятие попал робот Роб и у него есть для тебя сообщение.

Здравствуйте, меня зовут Роб! Я маленький робот, который попал на Землю , чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. Я хочу ,чтобы у меня появился друг вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В вашем языке много разных звуков, и мне очень хочется произносить их чётко и правильно.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА “РОБОТ”

К нам пришёл сегодня робот. (ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Две руки ,две ноги, голова на (стучать по столу кулачками, ногами по полу,

месте повороты головой, руки на ушах)

В мире звуков поиграть хочет (ритмично сжимать и разжимать кулачки ,затем

с нами вместе сложить руки в замок, переплетая пальцы)

7.Автоматизация звука [P] в словах.

Собери рюкзак для путешествия робота Роба. С собой надо взять только те предметы ,в названии которых слышится звук [P].

Сначала возьмем только те предметы, где [Р] в начале слова

Корзинка слов: ракета, радуга, рак, расческа, ручка, горох, пирамида, кенгуру, роза, кукуруза, корона, баран, карандаш, робот, пантера, ромашка.

Теперь возьмем те предметы, где [P] в конце слова:

Корзинка слов: костер, шар, светофор, сыр, боксер, мухомор, тигр, топор, кормушка, забор, ковер, морковь, картина.

8.Роб предлагает игру “Слушай логопеда” . Хлопай в ладоши, когда услышишь слово со звуком [P].

Руки розы тучка дом

Рама рыба ручка рак

Козы коса лук мак

9.Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

“Увиденное в дороге”

Робик увидел в дороге много интересного , а что он увидел, мы узнаем по этим картинкам и придумаем с ними предложения.

Перед учеником выкладываются картинки.

10.Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном Робик решил учиться сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком.

Обучающимуся предлагается Игра-загадка “Подскажи словечко”.

Перед учеником выкладывается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,

А зовут его (жираф).

Удивлённо смотрит Люда

На горбатого (верблюда).

Вот так чудо-огород,

Мы стоим разинув( рот).

В сильный холод в январе

Ёжик спит в своей (норе).

На крылечке у ворот

Замяукал рыжий (кот).

Давай последнюю чистоговорку произнесём чётко проговаривая звук [P].

11.Работа с пластилином и горохом/фасолью.

На картоне написана буква Р (письменный вариант), рядом лежат пластилиновые жгутики. Ребёнок покрывает пластилином буквы (маленькую и большую) и украшает её горошинами/фасолинками.

12.Д/З Выучить стихотворение “Робот”.

13.Подведение итогов. Оценка работы.

Какой звук ты старался проговаривать? А зачем это нужно?

Понравилось ли занятие?

Какую оценку ты себе поставишь за работу на занятии?

Логопед даёт карточку с изображением лестницы из трёх ступенек . Ребёнок должен сам оценивать успешность работы на занятии, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя.

Ты был активным и хорошо выполнял все задания. За это тебе небольшой сувенир от робота Роба.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия и презентация. Занятие проведено с учащимися 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Самый трудный и продолжительный этап логопедической работы – автоматизация звуков. Для этого требуется много разнообразного материала. В данной разработке представлен речевой материал для закрепления .

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: ” Автоматизация звука [К] в слогах и словах”.

Цель: Автоматизации звука «С» в слогах и словах. Задачи: – закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука «С»; – продолжить изучение правильного произношения звука «С» в слогах и словах;- на.

Конспект логопедического занятия.

Упражнять в определении наличия и места звука в слове.

Конспект индивидуального занятия разработан для работы с учащимися 1-2 классов с ОВЗ. Цели: закрепление правильного произношения поставленных звуков [ф], [ф’]в словах и предложениях;расширение и у.

Интегрированное занятие: автоматизация звука [Р]+ конструирование
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) по теме

Занятие в рамках темы: “Взаимосвязь педагогического коллектива в коррекционном процессе”. В процессе занятия решаются задачи и автоматизации звука, и активизация словаря по теме “Стройка”, и закрепление умений конструировать по чертежу, обыгрывать постройку и т.д. Забавные дракончики-строители помогут детям справиться со всевозможными заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_drakonchiki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ прогимназия «Остафьево»

«Взаимосвязь педагогического коллектива

в коррекционном процессе.»

  1. автоматизация звука [Р];
  2. отработка слов сложной слоговой структуры;
  3. активизация словаря по теме «Стройка».
  1. продолжать учить строить по чертежу, создавать коллективные постройки, самостоятельно подбирать нужный строительный материал;
  2. закреплять умение обыгрывать постройки и использовать предметы – заместители;
  3. закреплять правильное произнесение звука [Р].

набор картинок «Дракончики – строители», картинки с изображением инструментов и строительных материалов, два обруча, буква «Р», мячики для массажа, картинки для упражнения с мячиками, настольный строитель, схема постройки, мелкие игрушки дракончики – строители и предметы – заместители (для обыгрывания постройки).

ознакомление со строительными профессиями, инструментами, обогащение и активизация словаря по теме «Стройка»; постановка и первоначальное закрепление звука [Р], конструирование жилых построек по чертежу.

названия строительных профессий : архитектор, крановщик, плотник, водитель (шофер), маляр, каменщик, водопроводчик, рабочий, штукатур;

инструменты : мастерок, кисть, отвертка, пассатижи, топор, лопата, рубанок, пила;

материалы и строительная техника : кран, машина (грузовая), кирпичи, бруски, арка, цилиндр, полуцилиндр, краска, труба, штукатурка, чертеж;

части построек со звуком [Р].

( Дети сидят полукругом.)

– Помните, мы с вами знакомились с различными строительными профессиями. А вам самим нравиться строить?

(Педагог обращает внимание на доску , закрытую шторой.)

– Ребята, кто это? (Дракончики)

-Как вы думаете, кем они все работают? (строителями) Но посмотрите, у каждого из них есть свое дело, своя специальность. Выберите дракончика, о котором вам хотелось бы рассказать. Подумайте, как называется его специальность, какие инструменты и материалы ему нужны и для чего.

(Идентичное задание дается каждому ребенку.)

– Давайте еще раз назовем все профессии наших строителей. Подумайте, какой звук слышится чаще других в этих словах ([Р]). Какой это звук? (дети дают характеристику звука [Р])

– Подумайте, в каких словах, обозначающих профессии, нет звука [Р], уберите их. (дети выбирают соответствующие картинки)

– А давайте назовем инструменты, в названии которых тоже живет звук [Р]. (ответы детей).

– Главный строитель прораб Дракоша придумал интересную игру и приглашает вас проиграть с ним. Игра называется «Не перепутай обруч». На столе лежат картинки с изображением инструментов и материалов. Пока звучит бубен, вы шагаете вокруг стола, как только услышите сильный удар, останавливаетесь и берете картинку. Если в названии есть звук [Р], отправляетесь к обручу с буквой [Р], если нет – к пустому обручу.

(Игра повторяется 2 раза, при повторении дети

прыгают поскоками вокруг стола).

– Теперь давайте отдохнем, сядем на стулья. Паша и Никита научились правильно и красиво произносить звук [Р] и выучили стихотворение «Игрушечная стройка». Послушайте их. (дети читают стихотворение)

– Вы говорили, что любите строить. Я предлагаю вам стать строителями. Хотите? Но сначала нужно подготовиться к работе, разогреть руки. Возьмите наши мячики. (упражнение- массаж «Мячики»)

Я мячом круги катаю, – между ладоней

Взад – вперед его гоняю. – смена рук

Им поглажу я ладошку, – соответственно

Будто я сметаю крошку. – смена рук

И сожму его немножко, – соответственно

Как сжимает лапу кошка. – смена рук

Каждым пальчиком прижму – соответственно

И другой рукой начну. – смена рук

А теперь последний трюк – – перекидывание мяча из руки в руку

Мяч летает между рук.

II часть: (конструирование)

– Руки вы разогрели. Можно начинать стройку. Давайте разделимся на две бригады. Выберем бригадиров, которые будут руководить стройкой.

(Дети делятся на две группы и выбирают бригадиров).

– Начинайте строить! … Почему вы не можете начать стройку? (нет чертежа) Правильно. А кто чертит чертеж? (архитектор). Можно, сегодня я буду архитектором? Я начертила вот такой чертеж. Как вы думаете, что это? (дом)

– Теперь мы можем начать стройку? Приступайте!

(Дети конструируют из настольного строительного материала два дома. Воспитатель по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.)

– Наше строительство заканчивается. Как вы думаете, будущем жильцам удобно будет жить в ваших домах? Почему? (ответы детей: убрать лишний строительный материал, благоустроить территорию вокруг домов)

Дети создают дополнительные постройки.

Воспитатель предлагает предметы-заместители для

украшения постройки (фонари, деревья, кусты, трава).

– Время строительства закончено. Главный архитектор принимает вашу работу. Я попрошу бригадиров рассказать о проделанной работе.

(бригадиры каждой бригады рассказывают о результатах работы;

дети их дополняют).

– Ну, что ж, главный архитектор доволен вашими постройками. Молодцы! (воспитатель анализирует постройки).

– Давайте вспомним, о каком звуке вы говорили сегодня на занятии, (звук [Р]). Назовите детали строителя и части построек, в названии которых есть звук [Р].

– Молодцы, ребята! Вы построили красивые дома, хорошо потрудились. И случилось чудо! Дракончики с картинок пришли к вам в гости. Давайте с ними поиграем!

(дети с игрушками – дракончиками обыгрывают постройки)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие на логопункте ДОУ с использованием ИКТ.

Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де.

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме – путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука “Л” вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы ребёнок на протяжении в.

Конспект подгруппового занятия.

Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста.Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного.

На данном занятии Карлсон приглашает ребёнка на прогулку. А что бы прогулка была увлекательной,Карлсон предлагает выполнить интересные задания.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах» (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»

2. Фонетическая зарядка.

Сколько слогов в этих словах? Определите позицию звука Р. В каком слоге находится звук Р?

Мой веселый колпачок

Сдвинут лихо на бочок,

Я веселая игрушка,

А зовут меня …(Петрушка)

Это что за очень странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный

Кто же это? (Буратино)

Толстяк живет на крыше

Летает он всех выше. (Карлсон)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили. (Картофель)

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечером,

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

7. Динамическая пауза.

(Движения с проговариванием под музыку).

Дети становятся в круг, Петрушка в центре.

Выполняют следующие упражнения:

Руки в стороны развел

Погремушку не нашел.

Чтобы погремушку нам достать

Нужно на носочки встать. (Танцуют с Петрушкой).

8. Чтение стихотворений со словами со звуком «Р». (Домашнее задание).

Петрушка. Ребята, а сейчас я хочу послушать стихотворения.

(Дети читают наизусть стихотворения)

В банке чистая вода,

Пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать.

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил,

Я люблю,- сказал он строго,

Чтоб полосок было много.

Возле леса на опушке.

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка

Нет, напрасно мы хотели

Прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык

Петрушка. Молодцы! Мне очень понравилось!

9. Игра с мячом «Лови – не зевай, правильно отвечай»

Логопед. Я бросаю вам мяч по очереди и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ

– Чем рубят дрова? ( Дрова рубят топором)

Где растут помидоры, огурцы?

– Чем мы раскрашиваем картинки?

– Какие птицы остаются зимовать?

– Груша это фрукт или овощ?

– Кто очень любит морковку?

10. Задание от Петрушки.

Петрушка. Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложения.

– Расцвели на клумбе козы.

В огород забрались розы.

– У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот.

– Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак.

– Я возьму от сыра кошку.

Угощу я нашу корку.

– Закрывает мышка ночку.

Будет сладко спать всю норку.

11. Заучивание скороговорок.

– Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

– Сорок сорок воровали горох.

– Проворонила ворона вороненка.

1. Домашнее задание.

Выучить наизусть и проговаривать скороговорки.

2. Петрушка, тебе понравилось наше занятие?

Петрушка. Да, очень понравилось. Спасибо вам, ребята. Все задания вами успешно выполнены. Вы правильно произносили звук «Р» в слогах, словах, предложениях. Были активными, внимательными. Умеете отгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, составлять предложения, играть, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Я не забыл о сюрпризе.

(Все дети получают подарки).

Всего вам хорошего, Ребята!

Электронное портфолио воспитателя

Электронное портфолио воспитателя

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в…

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши…

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы – вот какие молодцы!» Описание работы: сценарий данного.

Конспект фронтального логопедического занятия «Грибы»

Конспект фронтального логопедического занятия «Грибы» Цель – расширить и активизировать лексический запас по теме. Задачи: Коррекционно-обучающие: познакомить детей с видами грибов, разобрать особенности.

Сценарий праздника для детей второй младшей группы «День защитника Отечества»

Сценарий праздника для детей второй младшей группы «День защитника Отечества» Цель: расширение представлений о Российской Армии. Задачи: – формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, ловкими; -.

Интегрированное занятие в подготовительной группе с использованием технологии «игра по…

Интегрированное занятие в подготовительной группе с использованием технологии «игра по станциям»Тема: «Путешествие в страну Знаний» Цель: Сформировать позитивное отношение к школе.

Комментарии

В блогах

Конспект занятия На тему: «Насекомые луга – бабочка» (старшая группа)

Конспект занятия На тему: «Насекомые луга – бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга.

Картотека сюжетно-ролевых игр для старшего возраста

Сюжетно-ролевые игры (старший дошкольный возраст) 1.«Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный.

Консультация для родителей на тему: «Детские страхи»

Консультация для родителей на тему: «Детские страхи» «Мой ребенок боится» . Эту фразу довольно часто приходится слышать психологу от обеспокоенных родителей. Поводы для волнения могут быть весьма разнообразными – ребенок видит страшные сны, отказывается оставаться один в комнате, боится темноты.

Консультация для родителей «Рассказать о войне…»

Консультация для родителей «Рассказать о войне…» РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ . Нужно ли рассказывать детям о войне? Этот вопрос возникает не только у родителей. КОГДА? Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.

Сомова А.В., учитель-логопед.

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;

• Уточнить артикуляцию звука [Р];

Дать развернутую характеристику звука Р;

Развивать фонематическую базу;

• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

• Закрепить зрительный образ буквы [Р];

Расширять словарный запас;

Корректировать лексико-грамматический строй речи.

• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

Формировать правильное речевое дыхание;

• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

• формирование положительной установки на участие в занятии;

• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Стимулировать речевую активность

Зонд для развития правильной воздушной струи

• мягкая игрушка “пес – Барбос”;

Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”

Картинка с большой буквой Р;

• предметные картинки со звуком Р;

• картинка для игры “доскажи словечко”

1. Организационный момент

Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить . Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Барбоса есть язычок?( пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.

2. Артикуляционная гимнастика

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).

3. Игра “Отгадай – ка”

Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.

Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Рыбные котлеты, салаты, винегреты? ( Повар)

Как под солнышком созреет –

Красный цвет тогда имеет.

Наш знакомый с давних пор,

Этот сладкий … (Помидор)

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (Рысь)

Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).

4. Сообщение темы занятия.

Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).

А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).

Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало?”

Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).

7. Звуковой анализ и синтез.

Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.

Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).

Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.

8. Игра “Доскажи словечко”

Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.

Он высокий словно шкаф,

А зовут его . (жираф).

Удивленно смотрит Люда

Вот так чудо- огород,

мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод января

Ёжика спасет …(нора).

На крылечке у ворот

9. Игра “исправь предложение”

А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:

Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)

Короля носит корона (Корону носит король)

Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)

Нора роет крота (Крот роет нору).

10. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.

Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!

Читайте также:  Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по теме Игрушки
Ссылка на основную публикацию