Автоматизация звука (Р) изолированно, в слогах, в словах – конспект

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению для детей 6-7 лет “Цирк! Цирк! Цирк! Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

Автор: Черникова Елена Анатольевна

    Дошкольная логопедияКонспекты 14-02-2020 36

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению для детей 6-7 лет

Ф.И.О. учителя – логопеда Черникова Е.А.

Образовательная область коррекционное занятие с

Тема занятия: «Цирк! Цирк! Цирк!» Автоматизация звука р в слогах, словах и предложениях»

Программное содержание: закрепление навыков произношения звука р изолированно, в слогах, словах, предложениях; формирование навыков фонематического анализа и синтеза; развитие интонационной выразительности; тренировка памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания; активизация словаря.

Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях.

закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений;

продолжить формирование длительной и направленной воздушной струи;

закрепить автоматизацию звука [р] в слогах, словах, предложениях;

развитие словаря и лексико – грамматического строя речи;

развитие связной речи;

коррекция устной и письменной речи.

развивать слуховое внимание, память, общую и мелкую моторику, голос, пространственную ориентировку.

воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Предварительная работа : упражнения в определении позиции звука в слове, придумывание слов на заданный звук.

Оборудование: презентация PowerPoint «Цирк! Цирк!Цирк», разрезная картинка, зеркала, нитка с бусиной, бутылочки на дыхание, свечка, пузыри, чудесный ящик с буквами и наполнителем в виде семечек и фасоли, массажные мячи, картинный материал.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность логопеда

Деятельность воспитанников

Организационный момент:

– создание игровой ситуации,

– создание проблемной ситуации,

– использование сюрпризных моментов.

Приветствие. Настрой на работу.

Собрать разрезанные части, чтобы получились картинки.

Вы узнали? «Магнитогорский цирк»

– Цирки бывают практически во всех крупных городах.

– Уважаемые гости и ребята, сегодня я предлагаю отправиться в цирк.

-Итак, начинаем наше представление.

Основная часть

Разрешение проблемы с помощью:

– описания методов и приемов совместной деятельности педагога и воспитанника для решения проблемы;

– использование здоровьесберегающих технологий.

1. Артикуляционная гимнастика

1) Цирк по улице идёт,

Все стоят, разинув рот! – изобразить удивление

2) Цирковое представление

Нам повысит настроение! – изобразить радость

3) Зебра – резвая лошадка

Бойко скачет по площадке – пощёлкать язычком

4) Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко – присосать язычок к нёбу и удержать

5) А у зебры есть полоски,

Их рисуем кистью плоской – водим языком по нёбу назад – вперёд

6) В цирке шумно,

Там и тут барабанов слышен стук – стучим язычком об верхние зубы «д-д-д»

– На арене цирка выступают акробаты.

7) Упражнения с бусиной.

– Разминка закончена, а теперь на нашей арене появляются факиры, они нам покажут фокусы.

– Сейчас нам фокусники покажут с помощью чудесных бутылочек волшебство.

– Игра «Дрессированная пчелка »

3. Изолированное произношение звука р

– В цирк мы взяли с собой какой звук?

– Какой звук я выделила?

– Мы в цирк ехали, заводили мотор рррррр…

4. Характеристика звука, акустико-артикуляционный образ звука [р].

– Посмотри в зеркало и расскажите про этот звук.

– Согласный, твердый, звонкий.

5. Связь звука с буквой

– Угадайте на ощупь букву Р?

– Давай обведем её, произнося звук рррррр…

– На рабочих листах найти и обвести только правильные письменные буквы р.

6. Автоматизация звука р в слогах. Развитие фонематического слуха.

– В цирке встречаем жонглеров и давайте немного пожонглируем. Возьмём в руки эти мячики и покатаем и поперекидываем , как я.

– Давайте с ними поиграем в игру «Повторялка».

– Скажите слог столько раз, сколько я хлопнула, сколько топнула, сколько раз тебя коснулась.

– Игра «Умная обезьянка»

– Запишите цепочку слогов на рабочем листе.

7. Автоматизация звука р в словах

– А представление продолжается и на арену выходит снова фокусник.

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

– И предлагаю вам превратить большие предметы в маленькие. Поможете мне?

– Большое ведро, а маленькое …,

Игра «Один – много»

– Он один предмет будет, во много предметов превращает.

– Задание на рабочем листе.

Игра «Поймай рыбку» согласование числительного с существительным

– А сейчас на арене цирка выступает морж по кличке Роки. Он очень любит кушать рыбку. Давайте посчитаем, сколько рыбок он съест за время своего выступления.

На арене цирка выступают грациозные лошадки. Грациозные лошадки

Вы по кругу пошагайте

Ноги выше поднимайте!

А теперь быстрей, быстрей

9. Развитие звукового анализа.

На сцену выходит дрессированный слон – Гора, потому что он такой же большой и могучий. Этот слон будет вставать на ту тумбу, на которую укажем ему мы, определив позицию звука р в слове. Первая тумба – звук в начале слова, вторая – звук в середине слова, третья тумба – звук в конце слова.

– Задание в рабочем листе: распределить слова и записать.

10. Автоматизация звука р в предложениях

Игра «Исправь ошибку»

– Как вы думаете, что делает клоун в цирке?

– Клоун смешит в цирке детей.

– Клоун Рома тоже хочет тебя рассмешить.

– Послушайте, правильно ли он говорит и исправьте, если нужно ошибки.

Градусник несет врача.

Сахар грызет Иру.

Забор красит Рому.

Крышка накрыта ведром.

Дорога едет по грузовику.

– А теперь выполните задание письменно.

11. Автоматизация звука р в скороговорке

– Собрать разрезанную скороговорку. Выделить звук р и обвести букву.

12. Упражнение в правильном произнесении звука [р].

– Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Тры – тры – тры – шары в руках у детворы.

Тра – тра – тра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.

Выполняет упражнения артикуляционной гимнастики перед зеркалом

Конспекты логопедических занятий.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.

Сомова А.В., учитель-логопед.

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;

• Уточнить артикуляцию звука [Р];

Дать развернутую характеристику звука Р;

Развивать фонематическую базу;

• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

• Закрепить зрительный образ буквы [Р];

Расширять словарный запас;

Корректировать лексико-грамматический строй речи.

• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

Формировать правильное речевое дыхание;

• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

• формирование положительной установки на участие в занятии;

• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Стимулировать речевую активность

Зонд для развития правильной воздушной струи

• мягкая игрушка “пес – Барбос”;

Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”

Картинка с большой буквой Р;

• предметные картинки со звуком Р;

• картинка для игры “доскажи словечко”

1. Организационный момент

Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить . Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Барбоса есть язычок?( пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.

2. Артикуляционная гимнастика

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).

3. Игра “Отгадай – ка”

Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.

Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Рыбные котлеты, салаты, винегреты? ( Повар)

Как под солнышком созреет –

Красный цвет тогда имеет.

Наш знакомый с давних пор,

Этот сладкий … (Помидор)

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (Рысь)

Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).

4. Сообщение темы занятия.

Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).

Читайте также:  Автоматизация звука С' - конспект индивидуального занятия по коррекции ФФНР у ребенка с дизартрией

А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).

Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало?”

Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).

7. Звуковой анализ и синтез.

Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.

Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).

Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.

8. Игра “Доскажи словечко”

Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.

Он высокий словно шкаф,

А зовут его . (жираф).

Удивленно смотрит Люда

Вот так чудо- огород,

мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод января

Ёжика спасет …(нора).

На крылечке у ворот

9. Игра “исправь предложение”

А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:

Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)

Короля носит корона (Корону носит король)

Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)

Нора роет крота (Крот роет нору).

10. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.

Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях. Путешествие в цирк»

Гайбышева Динара Рафильевна
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях. Путешествие в цирк»

Цель: формирование знаний о звуке [Р], подготовка к обучению грамоте.

– формировать представления о звуке [Р];

– учить составлять предложение.

– развивать общую и мелкую моторику;

– развивать артикуляционную моторику;

– формировать фонематический слух;

– формировать пространственный гнозис;

– закреплять навыки элементарного звукового анализа;

– развивать грамматический строй речи по теме «Животные»;

– обогащать словарь по теме «Животные»;

– формировать лексическую сторону речи.

– воспитывать у детей самоконтроль за речью;

– воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

– воспитывать умения работать в коллективе.

Наглядные: картинки: дрессировщик и леопарды, фокусник на арене цирка, клоун на арене цирка, дрессировщик и тигры, зеркала, логопедическое пособие «Звуковые замки», звуковой мальчик – символ звука [Р ], LEGO конструктор с символом звука [Р] и с символами гласных звуков, карты со звуковой схемой, схема для характеристики звука, дом весёлого Язычка и картинки для артикуляционной гимнастики.

Материалы и оборудование: система интерактивного ввода – вывода SMART Table 442 i (интерактивный стол – (далее инт. ст.); интерактивный демонстративный модуль KIDSinteraktive (интерактивный пол –)далее инт. пол); визуализатор цифровой FlexCam 2 (документ – камера); программно – аппаратный комплекс «Bee -Bot» (далее – пчёлки); устройство для синхронизации визуально-слухового восприятия «Говорящие карточки», логико-математическое пособие В. Воскобовича «Волшебная восьмерка», Игровое поле “МиниЛарчик” развивающее пособие В. Воскобовича.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Будем знакомиться? Посмотрите, какой красивый, волшебный клубок ниток у меня есть. Сейчас я назову своё имя, и, оставив конец нити у себя, предам клубок тому, кто рядом, чтобы он назвал своё имя и так далее, пока клубок не вернётся по кругу обратно ко мне. Меня зовут Динара Рафильевна, и я учитель – логопед…. Вот мы и познакомились. Посмотрите, какой сплочённый круг у нас получился, я бы хотела, чтобы мы вот так же дружно и тесно с вами сегодня пообщались. (Слышен сигнал СМС – сообщения). Ребята, это сигнал видео-сообщения, прослушаем его.

(на инт ст. смотрят и слушают видео-сообщение)

Здравствуйте, ребята, это я клоун Шпунтик. Я приглашаю вас в цирк на наше необычное представление, которое вот – вот начнётся. Я хотел предложить вам интересные номера, но наши артисты немного приболели и просят вашей помощи. Помогите нашим артистам. Поторопитесь.

– Ребята, мы поможем артистам цирка? Значит, отправляемся в цирк.

2. Артикуляционная гимнастика

– Чтобы красиво говорить и помочь артистам цирка, надо размять наш язычок.

– Ой, что это? (звонок будильника). Так это же будильник у весёлого язычка звенит (стоя, берут в руки зеркала и выполняют арт. гимн.)

Он проснулся, потянулся, влево, вправо посмотрел.

Чистил зубки, причесался, в кухню завтракать пошёл-

И варенье там нашёл. Чай из чашечки попил.

И на представление в цирк сходил.

Видел там он бегемота, тот открыл рот отчего-то,

Обезьянки развлекались и всё время улыбались,

И слонёнка малыша, хобот он тянул слегка.

Барабанщики играли – в барабаны всё стучали,

Тут лошадку увидал и по арене цирка поскакал.

3. Развитие пространственной ориентации.

– Но как, же мы доберёмся до цирка? Посмотрите, ребята, вот эта волшебная пчёлка укажет нам путь в цирк (подходят к инт. полу и пчёлке). Задайте пчёлке программу, как добраться до цирка. (3 шага вперёд).

Вот мы и в цирке. А это карту цирка для нас оставил клоун Шпунтик, на карте указана очерёдность выступлений артистов, которым нужна наша помощь (на игровом поле «Мини ларчик» схематически указан порядок выступлений артистов цирка и оставлены билеты в цирк).

4. Формирование фонематического слуха

Вот наши билеты в цирк, посмотрите, кто будет выступать на этом представлении (на билетах картинки – акробаты, тигры, жонглёры и мартышки). Послушайте, я их перечислю. Какой звук вы слышите в названии каждого циркача? (звук [Р]).

-Кто же первый выступает и кому нужна наша помощь? (По карте определяют, что первые выступают тигры). Верно, тигры выступают первые (подходят к инт. полу, где изображены тигры и укротитель тигров на арене цирка). Эти тигры, ребята, любят рычать, и любят выполнять задания, когда слышат свой любимый звук Р, а укротитель тигров сегодня без голоса, он простыл и не может порычать. Давайте мы произнесём звук [Р]

5. Характеристика звука [ Р], автоматизация звука изолированно.

Р-Р-Р-Р-Р-Р, ещё громче, чтоб тигры услышали Р-Р-Р-Р, а теперь каждый по отдельности произнесите звук [Р].

Тигры довольны и выполняют все задания, а укротитель тигров нас благодарит. Пусть тигры выступают, а вы скажите, что делают наши губы, когда произносим звук [Р] – открыты, зубы – открыты, язык – кончик языка вибрирует за верхними зубами. Твёрдый или мягкий – твёрдый. Горлышко звенит – да, звенит.

– Дайте характеристику звука [Р]. Он согласный, твёрдый, звонкий. Всё правильно. И где же живёт наш звук[Р]? (В синем замке.) Вот же он. Покажите, где в звуковом пенале находится символ звука [Р]? (в синей коробочке, с колокольчиком). Посмотрите, как выглядит буква Р. (зрительный образ печатной буквы). Используя волшебные палочки, выложите букву Р. «Волшебная восьмерка» логико-математическое пособие.

6. Автоматизация звука в слогах.

-Кто же следующий выступает в цирке, кому нужна наша помощь? (на игровом поле «Мини ларчик» определяют следующего выступающего). Это фокусник. Посмотрите, он уже на арене цирка. (Подходят к инт. полу, там изображён фокусник). Перед каждым выступлением он произносит заклинание, после которого выполняет фокусы, но забыл это заклинание. Оно зашифровано и лежит у нас на столах. Он просит нас выполнить задание и разгадать заклинание: у вас на столах лежит LEGO –конструктор с символом звука [Р] и с символами гласных звуков и карты со схемой.

Возьмите эти карты и соедините звуки согласно схеме (соединяют).

-Какой слог получился? Произнеси, используя «Говорящие карточки», а мы послушаем и проверим (ра-).

-Какой слог получился? Произнеси, используя «Говорящие карточки» (ру-).

-Какой слог получился? Произнеси, используя «Говорящие карточки» (ро-). Всё правильно, ребята.

Фокусник очень признателен нам, пусть он продолжает своё выступление, а мы отправляемся на помощь к следующему артисту, кто же это?

Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме Наше тело

(на игровом поле «Мини ларчик» определяют следующего выступающего). – Это же попугай.

7. Развитие навыка звукового анализа.

(Подходят к инт. ст.) А вот и попугай, какая же помощь нужна попугаю? Ребята, он должен определить, где находится звук [Р] в этих словах: вначале, в середине или в конце слова? Попугай просит нас выполнить задание. Поможем попугаю? – да. (выполняют задание на инт. ст.). Попугай благодарит вас ребята. А мы отправляемся к следующим выступающим. Кто же это?

8. Автоматизация звука в предложениях.

(Подходят к игровому полю «Мини ларчик). – Это же леопарды.

(Подходят к инт. полу, там изображёны леопарды, дрессировщик и картинки с продуктами). – Дрессировщик говорит, что звери отказываются выполнять задания, если он их не угощает, а угощение он потерял, выронил, пока собирался на выступление. Ребята, давайте поможем дрессировщику: найдём потерянные продукты и скажем, что же едят леопарды. (Называют продукты, которые видят, соединяют интерактивным пером картинку с дрессировщиком и называют предложение). Леопарды любят рыбу. Леопарды любят мясо.

9. Итог занятия.

-Ребята, вот мы и помогли всем артистам – циркачам, Сейчас на арене цирка выступает клоун Шпунтик, посмотрите какой он довольный, что представление не сорвалось и что все выступили достойно, он искренне благодарил вас и просил передать вам картинки других артистов – циркачей: медведей, верблюдов, собак, слонов.

-Он предлагает вам раскрасить картинки и вместе с родителями дома узнать, как ухаживают за этими животными в цирке, какие номера они выполняют, как их дрессируют. Вы можете вместе со взрослыми найти эту информацию в интернете, в библиотеке, в журналах, справочниках.

-А я хочу спросить вас, сложно было вам выполнять задания сегодня и при выполнении каких заданий вы испытывали сложности? А может, вам все задания показались легкими? Если сложности были, то приклейте к карте, синий круг, возле той фотографии артиста, чьё задание для вас было сложное, а если было всё легко, то приклейте красный круг возле фотографии Шпунтика. Спасибо большое, мне сегодня с вами было очень интересно. Я рада нашему знакомству и желаю вам удачи.

Автоматизация произношения звука [Л] в слогах, словах и предложениях Задачи: Обучающие: 1. Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении.

Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях Предлагаю презентацию по автоматизации звука с в слогах. словах, предложениях. Цель данной презентации автоматизировать звук С в виде просмотра.

Автоматизация звука [З] в слогах, в словах и предложениях Цель: Учить детей правильно произносить звук [з]. Оборудование: индивидуальные зеркала, предметная картинка – комарик, таблички со слогами.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Ход индивидуального логопедического занятия. I. Орг. момент. Игры с сухим бассейном: пальчиковая гимнастика, «Собери картинку». Л: К нам.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях» Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Цель — автоматизация звука [Р].

«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях». Конспект индивидуального логопедического занятия Конспект индивидуального логопедического занятия Направление деятельности: коммуникативная Доминирующая образовательная область: речевое.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах. В гостях у Светофорика» Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах. В гостях у Светофорика»для подгруппы детей старшего.

Конспект открытого индивидуального занятия «Автоматизация звука [р]-[р’]в слогах, словах, предложениях» КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста» Конспект открытого.

Самоанализ логопедического занятия «Путешествие с Колобком. Автоматизация звука [л] в слогах, словах и предложениях» МБОУ Бейская школа-интернат Интегрированный урок учитель – логопед: Лебедева С. В. педагог- психолог : Кузнецова О. Ю Тема: Автоматизация.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях. учитель-логопед: Сидоренко Татьяна.

Конспект подгруппового занятия “Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы. Задачи:формировать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятия, артикуляционную и мелкую моторику; воспитывать умение выслушивать ответы друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie.docx13.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия в старшей группе.

Тема: Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и в словах.

Задачи: формировать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятия, артикуляционную и мелкую моторику; воспитывать умение выслушивать ответы друг друга.

– Сядет тот, кто назовет, какие предметы издают звук [Р]? (Собака, тигр, машина).

– Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем работать на занятии? (Со звуком [Р])

– Будем продолжать работать над его правильным произношением.

– Ребята, давайте вспомним как расположены органы артикуляции при произнесении звука [Р]? (Рот приоткрыт, губы разомкнуты, кончик языка находится у верхних зубов и дрожит, горлышко работает).

Отработка изолированного произношения звука [Р].

– Приглашаю вас проехать каждому на своей машинке по дорожке к домику, сделав как можно меньше остановок. Во время езды обязательно произносить звук [Р], подражая работе двигателя.

Отработка правильного произношения звука [Р] в слогах.

– Теперь предлагаю загнать свои машинки в гараж, на которых изображены буквы, которые вы должны поизносить во время въезда в гараж (Дети едут по дороже, произнося звук [Р], затем сливают со звуком [А]? образуя слог РА др.)

Д/у «Повторение слогов с различной интонацией»:

ра – ра – РА, РЫ – ры – ры, ры – РО – ры и др…

Физминутка (с массажными мячиками).

Этот мячик не простой, весь колючий он такой.

Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем.

Можно шар катать по кругу, перекидывать друг другу

(дети встают и в парах одновременно свой мячик бросают товарищу).

Раз, два, три, четыре, пять нам пора и отдыхать!

Отработка правильного произношения звука [Р] в словах.

– Предлагаю вам проехать на своих машинках по лабиринту, называя правильно слова .

Д/у «Посчитай 1-3-5».

-Ребята, посчитайте предметы и скажите правильно, например 1 рыбка – 3 рыбки – 5 рыбок

(рыбак, роза, робот, рысь)

Подведение итогов занятия.

– С каким звуком мы сегодня работали? Какие задания выполняли? Что понравилось? Что было трудно? Молодцы, ребята, до новой встречи!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с использованием ИКТ.

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах.

Подгрупповое занятие для детей старшей группы, реализующей адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи “В гости с Шушей&quot.

Конспект открытого логопедического занятия:Постановка звука С. Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, в слова.«Приключения Самолетика» (старшая и подготовительная группа).

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано.

Индивидуально – подгрупповое занятие.Цель: автоматизировать произношение звука [с ] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Игра-квест для детей старшего возраста по закреплению звука Р.

Автоматизация звука (Р) изолированно, в слогах, в словах – конспект

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях»

На занятии в качестве сюрпризного момента используется игрушки Чебурашка. Вместе с мультипликационным героем дети выполняют упражнения для развития мелкой моторики, при помощи героя занятия обыгрываются все последующие игры и упражнения: игра “Салют”, “Угости Чебурашку”, “Летающие тарелки”, “Зажжем на небе звездочку” и др.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Усть-Уда Иркутской области

Конспект логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Этап работы – автоматизация

1.Автоматизация звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях на специально подобранном материале.

закрепление правильного произношения звука «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях.

развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;

развитие мелкой моторики рук, дикции.

воспитывать навыки коллективной работы;

воспитывать личные качества ребенка: активность, самостоятельность;

воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к родному языку, желание говорить красиво, правильно.

Оборудование: индивидуальные зеркала, игрушка Чебурашка, профиль артикуляции звука [р], картинка с изображением рыбки, баночки с конфетти, трубочки для коктейля, «звуковые дорожки», кубик с точками, игра «Летающие тарелки», картинка с изображением ночного неба, бумажные звездочки, предметные картинки, сюжетная картина; предметы и игрушки, содержащие в своем названии звук [р].

1.Сообщение темы и цели занятия. Знакомство с героем занятия.

– К нам в гости пришел Чебурашка. Он, как и вы, ребята, хочет научиться правильно говорить звук [р].

Чебурашка – Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нас ждет много интересных игр, забав. Самые активные ребята будут получать фишки в течение занятия, а в конце при подведении итогов, получат памятные медальки.

Давайте разомнем пальчики.

К Чебурашке в чашку

Сохнуть на бумажку.

Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.

(Дети выполняют упражнение «Пальчики здороваются» – попеременно соединяют пальчики: большой -указательный, большой – средний, большой –безымянный, большой – мизинец).

3.Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук [р] в слове»

Чебурашка – А давайте поиграем. Поднимайте руку, когда я скажу слово рыба правильно (на фланелеграфе – картинка с изображением рыбки ( Приложение 1)

Чебурашка: ыба, выба, виба, рыба, дыба, диба, рыба, тиба, тыба, гиба, рыба, жиба, уыба, рыба, аыба, лыба, рыба, либа, риба, рыба.

4.Дыхательная гимнастика. Игра «Салют»

Логопед – у каждого из вас баночка с конфетти, сделайте губы трубочкой и плавно дуйте в трубочку для коктейля, не добирая воздух и не надувая щек. 5.Уточнение знаний учащихся об органах артикуляции

Логопед (на руке красная перчатка в форме языка) : “Я веселый язычок, гладкий, розовый бочок. Правый бок, левый бок, спинка, кончик, корешок”.

(на фланелеграфе – артикуляционный профиль звука [р]) Приложение 2

– Назовите органы артикуляции (губы, зубы, язык)

– Какие части языка вы знаете? (правый бок, левый бок, спинка, кончик, корешок, есть связка – ниточка)

Молодцы, действительно у языка есть спинка, животик, боковые края, кончик, связка-ниточка.

Давайте приступим к гимнастике, разомнем свои языки.

Артикуляционная гимнастика. Приложение 3

Упражнения: Лопата, Чашка, Грибок, Лошадка, Барабан, Ветерок на бугорках, Балалайка с ветерком.

6. Уточнение положения органов артикуляции. Работа с профилем Приложение 4

– Опишите артикуляцию звука [р]:

губы и зубы (большая щель)

кончик языка (поднят и колеблется за зубами)

1.Закрепление правильного произношения изолированного звука [р]

-Сделайте вдох и длительно произнесите звук [р] на выдохе (показ). Молодцы! Запомните, чтобы произнести звук [р], нужно раскрыть губы и зубы, кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам и с силой выдохнуть.

Игра «Угости Чебурашку»

Логопед – Чебурашка очень любит фрукты, заводим моторы, отправляемся в магазин за фруктами. Дети «едут» по дорожкам пальчиком, произносят при этом [р]. Приложение 5

2.Автоматизация звука в слогах. Игра с использованием кубика с точками.

– Давайте поиграем с кубиком. Нужно повторить столько раз слог, сколько точек выпадет на кубике.

Ара, оро, уру, ыра.

3. Автоматизация звука в словах

Игра «Летающие тарелки» Приложение 6

К нам летят гости. Называйте гостей.

Дети по очереди называют картинки (кролик Крош, барашек Бараш, ворон Кар-карыч, русалка, рыбка, крокодил Гена).

4. Игра «Что изменилось?»

Гости привезли подарки Чебурашке ( на столе – ручка, карандаш, тетрадь, шар, пирамида). Назовите предметы. Запомните, как они расположены. Одному из учеников предлагается отвернуться, в это время предметы меняются местами.

1. Игра «Зажжем на небе звездочки» Приложение 7

Вот и встретили мы гостей, получили подарки, и наступил в нашей сказочной стране вечер. Зажжем на небе звездочки?

Чтобы зажечь звезду нужно повторять стишки крокодила Гены, которые он сочинил, пока летел к нам.

Ру – ру – ру-русалка

Дети повторяют по очереди чистоговорки и прикрепляют звездочки на небо.

Подведение итога – вручение памятных медалек.

Читайте также:  Логопедический проект: Предупреждение нарушений письма и чтения
Ссылка на основную публикацию