Автоматизация звука (л) в словах и фразах – конспект подгруппового занятия для детей 5-6 лет с ФНР

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Автоматизация звука (л) в словах и фразах – конспект подгруппового занятия для детей 5-6 лет с ФНР

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

Читайте также:  Сценарий логопедического досуга (Путешествие в город Красивой речи)

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звук [л] в слогах, словах, предложениях
Тема: Звук [Л]

Этап коррекционной работы: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

  1. Совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику и фонематическое восприятие.
  2. Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, продолжать учить произносить звук [л] в предложениях, вырабатывать чёткие движения и правильные положения органов артикуляции при произнесении звука [л].
  3. Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания, формировать умение слушать речь других детей.

Ресурсы: письмо от Ивана Царевича, картинки – символы артикуляционных упражнений, картинка пня, картинка паука, шары с изображёнными на них эмоциями (радость, удивление печаль, злость), речка, брёвна, избушка, жар – птица, сон, персонаж – Василиса Прекрасная.

I) Организационный момент:

Дети находят около порога письмо от Ивана Царевича, в котором говорится: «Змей Горыныч похитил его невесту Василису Прекрасную. Обещал Змей Горыныч вернуть ему невесту, но за это должен Иван Царевич Жар – птицу принести. Сам бы отправился за ней Иван Царевич, да не может, раненный после сражения со змеем лежит. Вот и просит он нас помочь ему Жар – птицу добыть». Поможем?

II) Логопед: Но знайте, впереди нас ждут испытания. А пойдём мы не одни. У нас будет помощник – звук. Попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этой скороговорке?

Палку толкал лапкой Полкан. (Звук [л])

III) Логопед: Прежде чем отправиться в дорогу, надо подготовиться.

Логопед: Выложите из счётных палочек букву, обозначающую наш звук [л].

IV) Логопед: Готовы? Отправляемся в путь. Идём, идём, а вот и пень. Он не простой, а волшебный. Пень нас не пропустит, если мы не повторим слоговые цепочки: ла – ла – ла, ло – ло – ло, лу – лу – лу, лы – лы – лы – лы, ла – ло – лу, лы – ло – ла, ло – ла – лы, лу – ла – ло.

Логопед: Нет, ничего у нас не получается! Не пропускает нас волшебный пень (логопед достаёт из–под пня конверт). Ребята, я нашла письмо, а написано в нём следующее: повторите вслух только слово со звуком [л]:

Локоть Лак Лыжи Бочка

Диван Лоб Лапа Лампа

Лыжник Мех Кофе Ветка

Ландыш Дым Дыня Сетка

V) Логопед: Пропустил нас волшебный пень. Идём дальше. Навстречу нам паук. Посмотрите и здесь для нас задание «Исправь взрослого»:

Ладонь Лопата Лошадь Лыжи Лось.

Лапша Луна Лампа Мыло Лапа.

Ладья Лото Лупа Лодка Лук.

Лавина Лужайка Малыш Пила Пчёлы.

Молоко Мила Салат Лужа Лыко.

Пила Юла Стекло Ложка Лама.

Логопед: Мы немножко устали. Давайте разомнёмся.

Девочки и мальчики прыгают как мячики,

Ручками хлопают, ножками топают.

Глазками моргают, а после отдыхают.

Отдохнули мы немножко и отправились в дорожку.

VII) Логопед: Идём дальше. А, чтобы не скучать доскажите слово в рифму:

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а……(лук)

Лейся, дождь весёлый, мы с тобою дружим,

Хорошо нам бегать босиком по ….(лужам)

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли…(лапки)

Два берёзовых коня по снегам несут меня.

Кони эти рыжи. А зовут их …(лыжи).

VIII) Логопед: Продолжаем путь. На пути перед нами встают «Волшебные шарики»: первый шарик – грустный, второй шарик – весёлый, третий шарик – злой, а четвёртый – удивлённый. Придумайте слово со звуком «Л» и произнесите его с разной интонацией.

IX) Логопед: Вот, мы добрались и до речки. Но её не перейти, нет мостика. Необходимо выполнить следующее задание «Переделай предложения». На каждое правильно составленное предложение кладем брёвнышко через речку.

Ложка моет Милу. Пол мыл маму.

Мяч ловит Лушу. Лыжи купили лыжника.

Лось лает на собаку. Салат ест Клаву.

X) Логопед: Перешли речку. А вот и избушка. Не здесь ли Жар – птица спрятана? Но на двери весит замок. Кто открыть его бы мог? Пальчиковая игра «Замок» (снимаем замок). Достаём разрезную картинку Жар – птицы. Детям предлагается собрать разрезную картинку. Пока дети собирают, появляется Василиса Прекрасная и благодарит всех за помощь.

XI) Итог занятия: Понравилось вам занятие? Что понравилось во время путешествия? Вы хорошо занимались на занятии. Красиво проговаривали звук «Л».

Конспект подгруппового занятия в группе компенсирующей направленности по теме “Колобок” (Автоматизация звука “Л”)

по автоматизации звука [Л]

МБДОУ № 18 «Радуга»
Новикова.Е.В.

Тема: Автоматизация звука [л]

Программные задачи:

– уточнить правильное произнесение [л] в слогах, словах, предложениях;

– развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать фонематический слух, умение выделять слова со звук [л], продолжать учить подбирать слова-антонимы, упражнять в согласовании существительных с числительными;

– развивать мелкую моторику, пространственную ориентировку, внимание, логическое мышление.

Оборудование: «Колобок» (мягкая игрушка), индивидуальные зеркала, счетные палочки, «фотографии» Колобка, набор картинок «Скажи наоборот», карандаши, зашумленные картинки, предметные картинки, кружки желтого цвета, корзинка, яблоки.

Ход занятия

Орг. момент. У нас сегодня радостный день, потому что к нам пришли гости. Есть даже такая поговорка: «Гости в дом и радость в дом». Однако один гость задерживается. Он много путешествовал и решил заглянуть к нам, а кто это – угадайте:

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке….

– Конечно, это Колобок. Он очень хочет посмотреть, как мы занимаемся? Покажем?

– А чтоб у нас все хорошо получалось, мы сделаем зарядку.

II. Активизация мышц артикуляционного аппарата. (артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом)

  1. «улыбка» Улыбается щенок, зубки напоказ.

Я бы точно так же смог, вот, смотри. Сейчас!

  1. «хоботок» Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет

Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.

  1. «лопатка» Устала собака и дышит устало.

И даже за кошкой бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собака за кошкой бежит.

  1. «часики» Язык, как маятник часов, качаться вновь и вновь готов

Котенок улыбается, он, как и ты старается.

  1. «качели» Выше дуба, выше ели на качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели язычком «качать качели»?

Упражнение на развитие правильного речевого выдоха.

Открываем мы глаза,

Вдох — и тянем долго: А-А-А.

Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем: О-О-О.

Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы.

Ночью смотрим на звезду -Сверху вниз слетает: У-У-У.

И не видно ни зги: И-И-И.

III. Звуковая разминка. Мы научились правильно произносить звук [л]. Давайте поможем Колобку пройти по дорожке. Рисуя карандашом дорожку, произносим отчетливо Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л.

– Когда Колобок бежал по лесу, наступая на опавшие веточки и шишки, слышалось: ПЛА-ПЛО-ПЛУ-ПЛЫ

КЛА-КЛО-КЛУ-КЛЫ

МЛА-МЛО-МЛУ-МЛЫ

ДЛА-ДЛО-ДЛУ-ДЛЫ

ВЛА-ВЛО-ВЛУ-ВЛЫ

ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ

IV. Вам Колобок дарит свою фотографию и просит внимательно послушать слова, которые мы с ним назовем. Если услышите в этих словах звук [л], то поднимите фотографию Колобка.

( дом, лампа, окно, вода, ландыш, бал, вата, Калуга, мак, Колобок.)

V. По дороге в наш детский сад, Колобок заглянул в магазин, и вот что он там увидел на стеллажах.

– Скажите, пожалуйста, что находится между яблоком и луком?

– Что находится над яблоком?

– Что находится под луком?

– Что находится над бокалом?

– Что находится под юлой и над вилкой?

– Что находится на нижней полке? Молодцы!

Говорили мы, учились

И, конечно, утомились.

Нужно нам сейчас подняться

И немножечко размяться.

«Солнце спит» (упр. на координацию речи с движением под музыку)

Солнце спит, солнце спит, даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало.

Вдруг поднялся ветерок, небо тучей заволок

И деревья раскачал. Дождь по крышам застучал.

Вышел дождик на прогулку, он бежит по переулку.

Вымыл зонтики прохожим, крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. Дождик кончился. Устал.

VII. Дети, Колобок для вас приготовил загадку.

Читайте также:  Конспект Мягкий знак на конце и в середине слова

Я землю копала ничуть не устала

А кто со мной копал, то и устал.

– Конечно, это лопата. Давайте попробуем из палочек выложить такую же лопату, как у Колобка.

– Посчитайте, сколько у нас получилось лопат:

(Одна лопата, 2 лопаты,….6 лопат).

VIII. Колобок со своими друзьями очень любит играть в игру «Скажи наоборот». Давайте и мы попробуем. Не забывайте отвечать полным предложением, и правильно произносить звук [л]. А помогут нам картинки.

У березы ствол тонкий, а у дуба….

Заяц трусливый, а лев…….

Суп горячий, а мороженое…

Собака сытая, а волк…….

Воздушный шар легкий, а гиря…….

Великан сильный, Дюймовочка……

Настенька добрая, а Марфуша……

IX. Расскажем нашим гостям и Колобку чистоговорки, в которых мы правильно произносим звук [л].

– Колобок для вас, дети, нарисовал зашумленные картинки, а задание он придумал не простое. Нужно найти картинку со звуком [л] и только ее раскрасить. Это задание вы выполните в группе. А сейчас наше занятие подходит к концу, и если вам понравилось, нарисуйте веселого Колобка, а если не понравилось – грустного. (Детям раздаются кружки-силуэты Колобка без лица).

– Нам с Колобком тоже очень понравилось, потому что вы были активными, внимательными, отвечали полными ответами и очень старались правильно произносить звук [л].

Но вот с Колобком нам прощаться пора!

За знанья, старанья, уменья нам всем от него угощенье!

А какое? Отгадайте?

Колобок висит все лето среди зеленых веток

Ударит гулко оземь, когда наступит осень.

(вносится угощение – корзина

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового занятия в группе компенсирующей направленности по теме “Колобок” (Автоматизация звука “Л”) »

по автоматизации звука [Л]

МБДОУ № 18 «Радуга»
Новикова.Е.В.

Тема: Автоматизация звука [л]

– уточнить правильное произнесение [л] в слогах, словах, предложениях;

– развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать фонематический слух, умение выделять слова со звук [л], продолжать учить подбирать слова-антонимы, упражнять в согласовании существительных с числительными;

– развивать мелкую моторику, пространственную ориентировку, внимание, логическое мышление.

Оборудование: «Колобок» (мягкая игрушка), индивидуальные зеркала, счетные палочки, «фотографии» Колобка, набор картинок «Скажи наоборот», карандаши, зашумленные картинки, предметные картинки, кружки желтого цвета, корзинка, яблоки.

Орг. момент. У нас сегодня радостный день, потому что к нам пришли гости. Есть даже такая поговорка: «Гости в дом и радость в дом». Однако один гость задерживается. Он много путешествовал и решил заглянуть к нам, а кто это – угадайте:

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке…..

– Конечно, это Колобок. Он очень хочет посмотреть, как мы занимаемся? Покажем?

– А чтоб у нас все хорошо получалось, мы сделаем зарядку.

II. Активизация мышц артикуляционного аппарата. (артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом)

«улыбка» Улыбается щенок, зубки напоказ.

Я бы точно так же смог, вот, смотри. Сейчас!

«хоботок» Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет

Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.

«лопатка» Устала собака и дышит устало.

И даже за кошкой бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собака за кошкой бежит.

«часики» Язык, как маятник часов, качаться вновь и вновь готов

Котенок улыбается, он, как и ты старается.

«качели» Выше дуба, выше ели на качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели язычком «качать качели»?

Упражнение на развитие правильного речевого выдоха.

Открываем мы глаза,

Вдох — и тянем долго: А-А-А.

Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем: О-О-О.

Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы.

Ночью смотрим на звезду -Сверху вниз слетает: У-У-У.

И не видно ни зги: И-И-И.

III. Звуковая разминка. Мы научились правильно произносить звук [л]. Давайте поможем Колобку пройти по дорожке. Рисуя карандашом дорожку, произносим отчетливо Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л.

– Когда Колобок бежал по лесу, наступая на опавшие веточки и шишки, слышалось: ПЛА-ПЛО-ПЛУ-ПЛЫ

IV. Вам Колобок дарит свою фотографию и просит внимательно послушать слова, которые мы с ним назовем. Если услышите в этих словах звук [л], то поднимите фотографию Колобка.

( дом, лампа, окно, вода, ландыш, бал, вата, Калуга, мак, Колобок.)

V. По дороге в наш детский сад, Колобок заглянул в магазин, и вот что он там увидел на стеллажах.

– Скажите, пожалуйста, что находится между яблоком и луком?

– Что находится над яблоком?

– Что находится под луком?

– Что находится над бокалом?

– Что находится под юлой и над вилкой?

– Что находится на нижней полке? Молодцы!

Нужно нам сейчас подняться

«Солнце спит» (упр. на координацию речи с движением под музыку)

Солнце спит, солнце спит, даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало.

Вдруг поднялся ветерок, небо тучей заволок

И деревья раскачал. Дождь по крышам застучал.

Вышел дождик на прогулку, он бежит по переулку.

Вымыл зонтики прохожим, крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. Дождик кончился. Устал.

VII. Дети, Колобок для вас приготовил загадку.

Я землю копала ничуть не устала

А кто со мной копал, то и устал.

– Конечно, это лопата. Давайте попробуем из палочек выложить такую же лопату, как у Колобка.

– Посчитайте, сколько у нас получилось лопат:

(Одна лопата, 2 лопаты,….6 лопат).

VIII. Колобок со своими друзьями очень любит играть в игру «Скажи наоборот». Давайте и мы попробуем. Не забывайте отвечать полным предложением, и правильно произносить звук [л]. А помогут нам картинки.

У березы ствол тонкий, а у дуба…..

Суп горячий, а мороженое…

Воздушный шар легкий, а гиря…….

Великан сильный, Дюймовочка……

Настенька добрая, а Марфуша……

IX. Расскажем нашим гостям и Колобку чистоговорки, в которых мы правильно произносим звук [л].

– Колобок для вас, дети, нарисовал зашумленные картинки, а задание он придумал не простое. Нужно найти картинку со звуком [л] и только ее раскрасить. Это задание вы выполните в группе. А сейчас наше занятие подходит к концу, и если вам понравилось, нарисуйте веселого Колобка, а если не понравилось – грустного. (Детям раздаются кружки-силуэты Колобка без лица).

– Нам с Колобком тоже очень понравилось, потому что вы были активными, внимательными, отвечали полными ответами и очень старались правильно произносить звук [л].

Но вот с Колобком нам прощаться пора!

За знанья, старанья, уменья нам всем от него угощенье!

А какое? Отгадайте?

Колобок висит все лето среди зеленых веток

Ударит гулко оземь, когда наступит осень.

(вносится угощение – корзина с яблоками).

Автоматизация звука (л) в словах и фразах – конспект подгруппового занятия для детей 5-6 лет с ФНР

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях

«В гостях у сказки»

СКАЧАТЬ (презентация)

Подготовила воспитатель МБДОУ “ДСОВ “Лесная сказка”

Шистерова Александра Александровна

Цель : автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные: закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционные: развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух; обогащение и расширение словарного запаса; закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование : кубик с артикуляционной гимнастикой, контейнер с водой, цветной мячик для настольного тенниса, коробочка, детали цветов (белые и цветные), слон, клетка, замок, коробочка в виде ямы, маленькие звери: лев, зебра, бегемот, обезьяна, тигр.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

– Здравствуйте. Садитесь на стульчики. Сегодня мы с Вами отправимся в сказку…. Чтобы в нее попасть – закройте глазки (Педагог ставит на стол замок, клетку со слоненком). Открывайте глазки и послушайте начало сказки.

Жил-был слоненок. Он не выговаривал звук [Л]. И подсказали ему, что в замке живет волшебник, который поможет ему говорить этот звук. И пошел слоненок к нему. Но это оказался злой колдун. Он заточил слоненка в клетку. Слоненка нужно спасать.

II. Сообщение темы занятия.

Читайте также:  Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп

– Поможем слоненку? Давайте спасем его от колдуна? Мы с вами научимся произносить звук [Л]. Заодно и слоненка научим. Но к замку дорога нелегка…. Колдун расставил нам ловушки и чтобы их обойти, нужно выполнить задания. Но я уверена, мы легко с ними справимся.

III. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

– На нашем пути первая ловушка. Камень. Вы видите, что камень не простой. Выполнив все эти задания, мы скатим его с пути.

На каждой грани кубика картинка, соответствующая артикуляционному упражнению:

Заборчик

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

Окно

Открываем рот пошире,

Держим раз, два, три, четыре.

Если прыгает язык,

«А-а-а» поем, и он лежит!

Блинчик

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Маляр

Подниму я язычок

И покрашу потолок,

Язычок наш очень рад!

Молодец, ты хорошо справился. Камень мы с тобой убрали

2. Выработка плавного выдоха.

– И дошли до реки. Но колдун сломал мост, и теперь звери не могут перебраться на тот берег. Давайте мы их с вами перевезем. Хорошо, что лодка осталась.

(Перед детьми прямоугольный контейнер с водой, на воде цветной теннисный мячик. Дети дуют на мячик, логопед по очереди переставляет зверят).

Всех перевезли, молодцы.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

– Вот мы и подошли к следующей ловушке. Это яма, которую вырыл колдун, чтобы туда попадали разные зверята. Давайте мы ее с вами засыплем. Я сейчас буду называть вам слова. Слушайте внимательно. Если в слове есть звук Л, вы кидаете в яму камень.

Лак, мак, стол, стоп, лай, воск, диван, окно, мел, стул, дом, лапа.

Вы замечательно поработали. Теперь зверята точно не попадут в ловушку.

4. Игра «Бесцветные цветы».

– Мы с вами оказались на полянке, но посмотрите: цветы бесцветные. Видимо и здесь колдун постарался. Но я знаю, как мы сможем добавить краски цветам. Чтобы получить цветной лепесток, нужно произнести правильно два слога со звуком Л:

ал-ол, ол-ул, ул-эл, эл-ал, ла-ло, ло-лу, лу-лы, лы-ла,

(Дети повторяют слоги за педагогом и меняют белый лепесток на цветной).

5. Физминутка.

– Думаю, что мы немножко устали с вами обходить ловушки колдуна. Давайте отдохнем немножко.

(Дети повторяет слова и движения за педагогом)

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как задания выполнять.
Наконец, они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья,- плясать,
Нам не надо унывать.

6. Дидактическая игра «Назови правильно»

– Ну, вот мы и пришли с вами к замку злого колдуна. (Клетка убрана, слоненок стоит перед замком). Он за нами наблюдал все это время, посмотрел, как вы ловко обходите его ловушки, что испугался и убежал. А когда он побежал, он смахнул все картинки со своего стола. Слоненка мы конечно с вами выручили, он благодарит нас за помощь. Но мы же не можем оставить здесь такой беспорядок.

(Дети проговаривают названия картинок: слон, стул, пчела, тарелка, ложка, лодка, клубника, дятел, лось, лейка. Педагог следит за правильностью произношения звука [Л]).

7. Игра «Чудесный мешочек»

– Молодцы, ребята. Замечательно справились со всеми заданиями. Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» (Педагог показывает детям мешочек, внутри которого разные предметы: (яблоко, клубок, флаг, кукла, ложка, лак, мел, шоколад). Попробуйте на ощупь угадать предмет и придумайте с ним предложение.

Например:
У меня спелое яблоко.
У бабушки круглый клубок.
Пластмассовая ложка.

Очень красивая кукла Маша.
Сладкий шоколад.

Все предметы мы сложим обратно

Наше путешествие в сказку

подходит к концу. А слоненок

говорит вам, ребята,

большое спасибо и до свидания.

IV. Итог занятия.

– Какие вы молодцы, ребята. Вам пришлось сегодня немало потрудиться. Вы были внимательны, активны, старались четко и правильно произносить звук [Л]. И в ловушки не попали, и колдуна прогнали, и слоненка освободили. Вам понравилось наше путешествие в сказку? А какое задание вам понравилось больше? Что было трудно выполнять? (Ответы детей)

Дома вы можете нарисовать рисунки о том, что вы видели и что вам понравилось.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в предложениях

Программное содержание:

1. Цель:
– автоматизация звука р в предложениях;

2. Коррекционно – образовательные задачи:
– расширять знания о звуках языка;
– закреплять знания об органах артикуляционного аппарата.

3. Коррекционно – развивающие задачи:
– выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха;
– укрепление мышц артикуляционного аппарата;
– развитие фонематического слуха;
– закрепление изолированного правильного произношения звука [р];
– уточнение правильного произношения звука [р] в чистоговорках;
– развитие координации движений, поддержание умственной активности и работоспособности;
– автоматизация звука [р] в предложениях;
– развитие логического мышления;
– развитие мелкой моторики;
– резвитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания;

4. Коррекционно – воспитетельные задачи:
– соблюдать правила поведения в кабинете;
– внимательно слушать педагога;
– воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять инструкции;

5.Используемая литература:
• Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников, М.: «Вако» 2005.
• Крупенчек О.И. Научите меня говорить правильно, СПб.: «Литера» 2006.
• Османова Г.А. Позднякова Л. А, 95 логопедических игр с роботом Робиком, СПб.: «Литера» 2012.

II. Основная часть
1. Логопед: Давайте научим, как правильно дышать на нашей планете.
Дыхательная гимнастика «Поможем роботу»
Исходное положение – руки вперед, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся.
Нашего земного языка он тоже не знает. Научим его говорить?
Ответы детей.

2. Артикуляционная гимнастика:
1. «Маляр» – улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое небо («потолок»), делая движения языком вперёд – назад.
2. «Лошадка» – улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»)
3.«Грибок» – улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении – 5-10 с.
4. «Гармошка» – улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Давайте поиграем и научим его слышать звуки.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р]

3. Д/и «Поймай звук» [р], [п], [а], [в], [р], [к], [е],[р], [и], [т], [л], [р, [у], [н], [г], [м], [с], [р], [т], [д], [ш] и т. д.
Давайте покажем роботу как правильно произносить звук [р]

4. Изолированное произношение звука [р].
Давайте расскажем роботу чистоговорки и он сможет сам прознести свое имя со звуком [р].

5. Повторение чистоговорок.
Ра-ра-ра, Робик учит букву «А».
Ро-ро-ро, Робик наш пошел в кино.
Ру-ру-ру, гуляет Робик по двору.
Ры-ры-ры, купит Робик нам шары.

Ар-ар-ар, Робик шар нарисовал.
Ор-ор-ор, видит Робик светофор.
Ур-ур-ур, Робик кормит кур.
Ыр-ыр-ыр – скушал Робик сыр.

6. Физкультминутка «Робот»
Стоит робот на дороге, (движения выполняются соответственно тексту)
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

Логопед: Робот Робик не знает, что можно есть, а что нельзя, давайте подскажем ему (демонстрируется картинка с изображениями. Дети называют съедобное и говорят, что это могут есть люди. Называют и остальные картинки и говорят, что может съесть робот. Лексика: рогалик, мороженое, помидор, горох; кружка, ворота, вертолет, гитара, ручка, ведро.)

5. Д/и «Съедобное – несъедобное»
Логопед: Ещё Робик просит нас научить его отличать правду от вымысла. Давайте поможем ему.

6. Д/и «Что нарисовал художник неправильно»
(Демонстрируется картинка с изображением. Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
Ответы детей:
– Рыбак плывет на рыбе.
– На елке растут розы.
– Рысь стреляет из рогатки помидором.
– Рыба в аквариуме похожа на сову.
– Рыбу ловит рыболов.

Логопед: Дети, на нашей планете у Робика нет друзей роботов.
Давайте построим ему друзей.

7. Развитие мелкой моторики «Выложим роботов»

III. Итог занятия. Рефлексия.(просмотр видеофрагмента с музыкой релакс о там как робот Робик пролетал вокруг земли)

Ссылка на основную публикацию