Автоматизация звука Л – конспект логопедического занятия в 1 классе

Конспект открытого занятия по автоматизации звука Л у обучающихся 1 класса
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Конспект открытого логопедического занятия с группой обучающихся первого класса с диагнозом ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект занятия40.5 КБ
презентация к открытому занятию304.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по автоматизации звука [Л] у обучающихся 1 класса.

Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП

Логопедическая тема: Автоматизация [Л] в предложениях.

Лексическая тема: Зима, белый цвет

Цель: автоматизировать звук [Л] в предложениях.

Развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику.

Развивать фонематический строй: фонематический анализ, фонематические представления.

Развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, паузацию, интонацию.

Автоматизировать звук [Л] в словах и предложениях, вводить в текст.

Закреплять полученные знания в письменных упражнениях, тренировать произношение звука [Л] при чтении предложений и текста.

Актуализировать и расширять словарь по теме «Зима».

Актуализировать работу речевых зон коры головного мозга через массаж ладоней и пальцев рук.

Оборудование: картинка «Зимние забавы», индивидуальные зеркала, счетные палочки, графический диктант «Ёлочка», карточки с загадками, массажёры Су Джок, мяч, Т.С.О. (компьютер, проектор).

1.Организационный момент. Активизация внимания.

Перед детьми картинка «Зимние забавы».

Логопед: Ребята, посмотрите на доску, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Логопед: Да, мы будем говорить о зиме и её любимом цвете. Подумайте, какой любимый цвет у Зимы?

Дети: Любимый цвет зимы белый.

2.Специальная артикуляторная гимнастика.

Логопед: Прежде, чем начать разговор подготовим ваши язычки. Сделаем гимнастику для языка: – «блинчик»

3.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах, используя кольца Су Джок.

Логопед: Достаньте из Ёжиков одно колечко, будете повторять за мной по очереди:

4.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях.

Логопед: Давайте внимательно рассмотрим картинку и назовём все предметы белого цвета, например «белый снег». Дети отвечают, при затруднении логопед помогает наводящими вопросами (белый снеговик, белый парк, белый ком, белые деревья, белые коньки, белые кусты, белые сугробы, белая горка, белые снежки).

5.Развитие функции словообразования.

Логопед: Молодцы, ребята! Скажите, а из-за чего так много белого цвета?

Дети: Из-за того, что много снега.

Логопед: Если много снега, как мы скажем про зиму? Зима какая?

Дети: Зима снежная.

Логопед: Правильно, но есть ещё одно слово, которое может описать такую зиму. Нужно соединить два слова в одно: белая и снежная. Какая будет зима?

Дети: Зима белоснежная.

Логопед: Если мы долго ждали зиму, она какая? Соедините вместе слова «долго» и «ждали»

Дети: Зима долгожданная.

Логопед: Слова, которые вы сейчас составили, называются сложными, потому что состоят из двух слов. Назовите ещё раз, какая зима, если много белого снега? Какая зима, если мы её долго ждали?

6.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках с использованием Су Джок массажера.

Логопед: давайте проговорим «Белую чистоговорку». Дети продекламируют чистоговорку по одной строчке, при этом выполняют поочередное накручивание массажного кольца на пальцы.

♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, всё на улице бело.

♦ Ла-ла-ла, ла-ла-ла, клумба под окном бела.

♦ Ол-ол-ол, ол-ол-ол, белым стал зелёный стол.

♦ Ала-ала-ала-ала, белой и скамейка стала.

♦ Лы-лы-лы, лы-лы-лы, все тропиночки белы.

♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, в окнах белое стекло.

7.Развитие фонематических представлений.

Логопед: я расскажу вам скороговорку, а вы выкладывайте палочку каждый раз, когда услышите звук [Л]

Белый снег, белый мел, белый заяц – тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была (9 палочек).

– Сколько палочек у вас?

8.Развитие оптико-пространственных представлений и мелкой моторики.

Логопед: Выложите из этих палочек ёлку. Посчитаем наши елки: одна елка, и т.д.( пятая елка появляется на доске – презентация)

9.Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков.

Дети выполняют графический диктант «Ёлка» по клеточкам и заштриховывают её «^» простым карандашом.

10.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках с использованием массажера Су Джок. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Логопед: Ребята, давайте повторим нашу «Еловую чистоговорку». Елка на доске уже есть, а пока вы будете рассказывать, появятся и остальные герои.

Ол-ол-ол, с ёлки улетел щегол.

Ул-ул-ул, волк под ёлкою уснул.

Ил-ил-ил, лось у ёлочки ходил.

Эл-эл-эл, голубь к ёлке подлетел.

Во время проговаривания детьми чистоговорки на доске соответственно тексту появляются животные (презентация).

Логопед: Молодцы! А теперь ответьте на мои вопросы полным предложением и следите за правильным произношением звука [Л]:

– Кто уснул под ёлкой?

– Кто подлетел к ёлке?

– Кто улетел с ёлки?

– Кто ходил у ёлочки?

Логопед: посмотрите, сколько снега вокруг ёлки, выходите к доске, мы отправимся кататься на лыжах, выполняйте движения под стихотворение:

В зимний день я не скучаю:

Быстро лыжи надеваю,

В руки я беру две палки,

С ветерком играю в салки! (А. Парошин)

Логопед: а теперь изобразите, как играют дети в снежки. Молодцы! Садитесь за парты.

12. Обогащение словарного запаса по теме, развитие образного и логического мышления. Введение звука [Л] в текст.

Логопед: Белоснежная Зима приготовила для вас загадки, возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы Л в тексте. Затем один человек будет читать свою загадку, остальные отгадывать.

1) Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки одеваю,

А зовут меня . (зима)

2) Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

3) Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — в ладони нет?

4) Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (снег)

13. Развитие функции антонимии. Техника речи.

Логопед: поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот» продолжите мою фразу:

Зимой день короткий, а ночь … (длинная)

Летом ветер тёплый, а зимой … (холодный)

С горки катимся быстро, а на горку забираемся…(медленно)

Зимой идёт снег, а летом идёт … (дождь)

Летом тепло, а зимой … (холодно)

Зимой одеваем много одежды, а летом…(мало)

Зимой тучи серые, а летом облака…(белые)

14.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в тексте.

Логопед: Ребята, скажите, какой самый веселый зимний праздник?

Логопед: Конечно, я с вами согласна! Сейчас вы прочитаете рассказ «Веселый» праздник». Но он не обычный, некоторые слова в тексте заменены картинками, вам нужно правильно прочитать предложение. Следите за своим произношением.

Дети читают текст (презентация ): «Весёлый» праздник»

Наступил последний день в году. Мила ждала гостей к ужину. Сколько дел надо сделать молодой хозяйке! Вначале она сбегала в магазин, потом вымыла всю посуду. В углу комнаты Мила установила елку, а на нее повесила лампочки. «Только бы успеть к ужину!» – мелькало в ее голове. Мила запекла в духовке индейку, сделала несколько салатов, а затем уложила сладости и яблоки в вазу. Оставалось только надеть новое платье. Усталая хозяйка на минутку легла на диван.

Звонков Мила не слышала. Когда наступил Новый год, она сладко спала!

Логопед: Как вы думаете, название рассказа «Весёлый праздник» соответствует тому, что вы прочли? (помочь наводящими вопросами)

Дети: нет, праздник не был весёлым, потому что Мила его проспала.

Логопед: Обратите внимание, что в названии слово «весёлый» напечатано в кавычках – это значит, что автор имеет в виду противоположное значение.

Логопед: Итак, о чём мы сегодня говорили? Какие новые слова вы узнали? Какие задания вам понравились? Давайте попрощаемся с гостями.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» в 1 классе

Евгения Петрунина
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» в 1 классе

Конспект логопедического занятия в 1 классе.

(с использованием здоровьесберегающих технологий)

Тема: «Автоматизация звука [Л]»

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука [л].

– уточнить знание детей о звуке [л];

– закрепить навык четкого произношения звука [л];

– продолжать учить выделять звук из ряда согласных, в слогах, в словах;

– корригировать фонематический слух на основе различения звуков;

– корригировать мелкую моторику на основе упражнения с гречневой крупой;

– развитие силы голоса;

– развитие зрительного внимания, умения видеть контуры нескольких предметов, расположенных один на другом, посредством упражнения «Наложенные контуры»

Ход занятия.

I Организационный момент.

Зайдёт тот, кто назовёт женскую профессию.

Поздороваемся и поделимся друг с другом хорошим настроением.

II Основная часть.

1. – Я пришла сегодня в школу, и мне передали конверт.

– Давайте вместе посмотрим что там.

– Я, злой колдун Звукоед. Я заколдовал весёлого Клоуна Луи, и не расколдую его, пока вы не выполните мои условия.

– Ребята, а вот и фотография Клоуна Луи. Разве он весёлый? (Нет, грустный).

– Поможем Клоуну Луи, чтобы он снова стал весёлым? (Да)

2. Мимические упр-я

– Покажите мне как вы представляете себе злого Звукоеда? А весёлого Клоуна? Снова злого Звукоеда, и снова весёлого Клоуна.

3. Характеристика звука [л].

– Как зовут Весёлого Клоуна? (Луи).

– Назовите первый звук в слове Луи. (Звук [л])

– Дайте характеристику звука [л]. (Звук [л] согласный, твёрдый, обозначаем кружком синего цвета. Звук [л] звонкий.)

– Составьте схему звука [л]

4. Артикуляционная гимнастика

– Давайте сначала сделаем зарядку для губ и язычка.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. («Улыбочка»«Трубочка»)

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём. («Лопатка»«Иголочка»)

Я люблю свою лошадку. («Лошадка»)

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик, («Расчёска»)

И верхом поеду в гости. («Лошадка»)

5. Игровое упражнение «Телефон»

– Молодцы, ребята, зарядку сделали, сил набрались.

– Давайте попробуем сами расколдовать весёлого Клоуна.

– Будем произносить волшебные слова.

– Я буду говорить тихо, а вы громко.

Не получается расколдовать.

Что ж, придется нам выполнить условия злого Звукоеда. Мы должны доказать Звукоеду, что умеем отличать звук [л] от других звуков.

6. Игровое упражнение «Поймай звук».

– Когда услышите звук [л], хлопните в ладоши. (М, Л, С,П, Л, ЛЬ, Н, Л, Р, Л, Т)

– Когда услышите звук [л] в слогах, топните ножкой. (ла, ма, ру, ло, на, ил, ро, ул, ир, лы)

– Когда услышите звук [л] в словах, кивните головой. (лак, кот, лом, рак, нос, бал, пол, дом, жук, гол)

7. Физкультминутка «Сорви яблоки»

– У Клоуна Луи есть любимый фрукт. Отгадайте какой.

В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается, друзья. (Яблоко)

– Давайте насобираем ему полную корзину яблок.

– Выходите ко мне, вставайте в кружок.

Представьте, что в середине нашего круга стоит высокая яблоня. И яблоки висят высоко-высоко. (смотрим вверх).

– А перед каждым из нас стоит корзинка, в которую мы будем складывать яблоки. (смотрим вниз).

Я за яблоком тянусь. (двумя руками)

Я тянусь, не тороплюсь.

Яблоко срываю (вдох)

И в корзинку убираю. (выдох)

Правой ручкой я тянусь.

Я тянусь, не тороплюсь.

Яблоко срываю (вдох)

И в корзинку убираю. (выдох)

Левой ручкой я тянусь.

Я тянусь, не тороплюсь.

Яблоко срываю (вдох)

И в корзинку убираю. (выдох)

8. «Испорченные предложения»

Злой Звукоед испортил предложения, которые для нас приготовил Клоун Луи. Давайте их исправим.

Алла, Лада, и, фиалки, любят.

Яблоко, Мила, из, слепила, пластилина.

Платье, Алла, жёлтое, надела.

Колокольчик, Алла, в, позвонила.

По, плывут, белые, голубому, облака, небу.

9. Игровое упражнение «Цветок»

– Веселый Клоун Луи очень любит цветы. У вас на столах лежат лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л] или нет. По два лепестка у каждого. У кого есть звук [л] в лепесточке, выходите и присоединяйте к серединке.

– К серединке какого цвета будем присоединять лепестки? (Синего)

– Почему? (Потомучто звук [л] согласный, твёрдый)

– Молодцы, ребята, красивый цветок у вас получился. Весёлому Клоуну Луи очень понравится.

10. Игровое упражнение «Большой-маленький»

– Любимая игра весёлого Клоуна Луи

Молодцы, ребята, Весёлому Клоуну Луи очень понравилось, как вы сегодня хорошо занимались.

III Подведение итогов занятия.

Ребята, спасибо вам большое, за то, что помогли расколдовать весёлого Клоуна Луи.

Что вам понравилось? Что было трудным?

Встанет тот, кто вспомнит и назовёт своё слово со звуком [л] на лепестке.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Логопедическое занятие по теме “Автоматизация звука [л] в словах ипредложениях” 1 класс

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Автоматизация звука [л] в словах, предложениях

Цели: закрепление правильного произношения звука [л] в словах, в предложениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза; развитие навыка связного высказывания; уточнение и активизация словаря; совершенствование памяти, внимания, мышления; развитие мелкой моторики; воспитание прилежания, аккуратности.

Оборудование: предметная картинка (тигр); карточки с буквами, со словами, с предметными картинками; мяч; части дома в конвертах.

Я в ягнятах знаю толк.

Я зубастый, серый … (волк).

– Какой третий звук в этом слове? Звук [л].

– Как вы думаете, с каким звуком мы будем сегодня работать на уроке? Мы будем работать со звуком [л].

II . Повторение пройденного.

1) Пальчиковая гимнастика

Упражнения: «Крыша», «Солнечные лучи», «Улитка», «Елка», «Стол».

2) Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Болтушка», «Футбол».

3) Проверка домашнего задания

– Произносить звук [л] громко – тихо, длительно – коротко.

Ла – ла – ла – лопата и пила, ло – ло – ло – у белки дупло,

лу – лу – лу – Алла купила пилу, лы – лы – лы – у Аллы белые полы.

III . Изучение нового материала.

1) Поставить цифры над буквами, в порядке увеличения букв. М А П Л А (лампа), П О Д Л У (дупло)

– Какие слова получились? Лампа, лодка, дупло, фиалка, ландыш.

– Сколько в этих словах слогов? Два, три слога.

– Какие из этих слов можно объединить в одну группу? Какую? Ландыш и фиалки можно объединить в группу «цветы».

2) Посчитать количество слов в предложении, назвать слова, в которых есть звук [л].

– Около кола колокола. Три слова: около, кола, колокола.

– Неожиданно выпал первый снег. Одно слово: выпал.

– За ночь сильно похолодало. Одно слово: похолодало.

– Настало ясное морозное утро. Одно слово: настало.

3) Подбери картинку. Назвать все картинки в окошках. Найти подходящую картинку, назвать ее и поместить в пустое окошко (нарисовать стрелочку от картинки к окошку). Объяснить свой выбор.

– В окошках изображены лось и волк. Следовательно, надо провести стрелку от белки, т.к. эти картинки можно объединить в одну группу – животные.

По грибы ходила Алла,

Гриб красивый выбирала.

Собрала как на подбор:

Что ни гриб – то мухомор.

4) Половинки. Назвать половинки каких предметов изображены, дорисовать эти предметы, чтобы они стали целыми. (Половинка стола, половинка лампы, половинка ёлки.)

V . Зрительная гимнастика.

Следить за снежинками вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали.

5) Назвать картинку и сказать, какого цвета может быть этот предмет, раскрасить в соответствующий цвет.

– Это колокольчик, он голубой, поэтому я раскрашу колокольчик в голубой цвет.

– Это яблоко, оно жёлтое, поэтому я раскрашу яблоко в желтый цвет.

6) Исправить ошибку в предложении.

– Ребята, я произнесу предложение, вы послушайте внимательно и скажите согласны или нет с предложением. На луне небо.

– Нет, т.к. на луне не может быть неба.

– А как произнести правильно?

Мама сделала свеклу из салата.

На платке голова.

Яблоко выжало сок из Милы.

Волны плывут по лодке.

VI . Подведение итогов.

– Ребята, каких результатов мы достигли на уроке? Что у вас получилось? Что было трудно? Что запомнилось? Что хотелось бы повторить? Что пока не удаётся?

– Ваша задача –нарядить елку. На перегоревших лампочках Л в конце слога. Эти лампочки не надо вешать на елку. А на исправных лампочках Л — в начале слога. Читайте все слоги, выбирайте только лампочки с буквой Л в начале слога. Если у вас было гармоничное, комфортное состояние на уроке, раскрасьте их в жёлтый цвет, если спокойное и ровное – в голубой, если тревожное – обведите по контуру жёлтым или голубым цветом. Повесьте ваши лампочки на елку.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

Конспект данного логопедического занятия направлен на устранение недостатков произношения звука [Л] в речи обучающихся первых классов (первое полугодие). Реализация данного конспекта способствует автоматизации звука [Л] в словах и предложениях, развитию навыков фонематического анализа и синтеза, развитию навыка связного высказывания, уточнению и активизации словаря, совершенствованию памяти, внимания, логического мышления, развитию мелкой моторики.

Представленный конспект способствует формирования навыка работы обучающихся в парах.

При необходимости конспект может быть полезен в работе с обучающимися вторых классов.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия предназначен для учителей-логопедов, которые проводят работу по автоматизации звука Л в словах, предложениях, тексте.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, тексте.»

Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико – фонематическое нарушение речи.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 32 г. Макеевки

Автоматизация правильного произношения звука Л в словах, , предложениях, тексте.

упражнять в правильном произношении звука Л в словах, предложениях, тексте;

– закреплять правильное произношение звука Л в глаголах мужского рода прошедшего времени;

развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа;

развивать логическое мышление, память, навыки связного высказывания;

воспитывать положительные личностные качества.

Оборудование: профиль артикуляции звука Л, таблица артикуляционных упражнений; предметные картинки, сюжетные картинки; картинки-смайлики, таблица картинок –глаголов; схемы слогов, текст, мнемотаблица.

Х О Д З А Н Я Т И Я

Организационный момент. Ребята, посмотрите на смайлики. Давайте определим с каким настроением мы пришли на занятие и что сегодня мы будем делать?

Мы пришли с хорошим настроением, будем тихо себя вести, думать и внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Сообщение темы занятия.

1.К нам в гости приехал клоун. Давайте отгадаем его имя. Составить слово из первых букв картинок

(Лук, улитка, часы, иголка, кот).

– Правильно, Лучик! Его назвали так, потому, что он всегда веселый и радостный..

– Определите первый звук в имени нашего гостя? Это звук Л.

-Сегодня мы будем работать над закреплением правильного произношения звука Л в словах, предложениях, тексте. И нам в этом будет помогать Лучик.

2.Смотрите, Лучик держит в руках картинку и не поймет, что она обозначает. Это профиль артикуляции звука Л.

а) уточнение артикуляции звука «Л»;

б) характеристика звука «Л»;

в) сопоставление звука Л с буквой.

3. Лучик нашел вот такие картинки и не знает как их можно использовать.

– Давайте отгадаем, что же это за картинки, для чего они?

– Правильно! Это картинки из артикуляционной гимнастики звука Л.

– Давайте вспомним названия этих упражнений и сделаем их вместе с клоуном:

слоник, лопатка, чистим зубки, маляр, лодочка, вкусное варенье, индюк, блинчик, качели, лошадка (дети выполняют артикуляционные упражнения).

– А теперь давайте вместе с Лучиком попутешествуем. Сначала полетаем на самолете. (самолет летит – ллллл…).

– Затем поплаваем на корабликах (чтение слогов)

4. «Волшебный карандаш». Сопоставление звука Л с буквой Л.

– Ребята, давайте покажем Лучику как пишется буква Л. Возьмите красный карандаш и зачеркните буквы Л, которые написаны неправильно.

5. Игра «Собиралка». Клоун решил собрать с дерева картинки , но не знает как они называются.

– Назвать все картинки, висящие на дереве.

– Назвать картинки, в названии которых есть звук Л.

– Определить место звука Л в словах.

– Игра “Один-много” (Изменить слова по образцу: акула – акулы – много акул, …).

– Изменить предложения (ты, он, она, мы, они). Я вижу…(акулу, ласточку…).

– Составить предложения с картинками, в названии которых звук Л стоит в начале слова.

6. А теперь вместе с Лучиком собирем в корзинку слова, состоящие из 1-го, 2-х, 3-х слогов.

1 слог 2 слога 3 слога

(голубь, лук, волк, клоун, молоток, молоко) Уточнить место звука Л в слогах.

Автоматизация звука Л в предложениях, тексте.

Игра « Кто больше придумает предложений». (закрепление произношение звука Л в глаголах мужского рода прошедшего времени).

Составить предложения отвечая на вопрос «Что делал Павел?».

Записать предложения в тетради.

Поможем Лучику прочитать чистоговарки (дети подбирают слова-картинки, пропущенные в предложениях.

Ло-ло-ло, в лодке сломано …

Лу-лу-лу, я бегом бегу к …

Лат-лат-лат, маме купим мы …

Пло-пло-пло, белочка нашла …

Физминутка. Утром бабочка проснулась,

Два – изящно покрутилась.

Три – нагнулась и присела.

Над водою покрутилась.

Поможем клоуну найти предметы,о которых он скажет: «Это мой…»

(мой ландыш, мой глобус…)

.Дополнить предложения: У клоуна есть…(ландыш, седло, глобус, лопата, молоток, лощадь, фиалка,

Пересказ текста с помощью мнемотаблиц. Лучик пытается пересказать прочитанный рассказ, но у него ничего не получается. Давайте прочтем этот рассказ и поможем его пересказать с помощью таблицы, вывешенной на доске:

Клава пошла гулять в еловый лес. Там она увидела пчелу. Пчела села на колокольчик. С колокольчика пчела перелетела на подсолнух. Целый день Клава наблюдала за пчелой.

• Какие еще цветы со звуком Л вы знаете? (Ландыш, гладиолус, фиалка).

Итог. Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы познакомили Лучика со звуком и буквой Л. Научили его правильно выговаривать звук в слогах, словах, предложениях, тексте. За это Лучик дарит вам несколько загадок, которые вы должны отгадать дома и нарисовать к ним отгадки (детям раздаются карточки с загадками).

Автоматизация звука Л – конспект логопедического занятия в 1 классе

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Читайте также:  Развитие речи на математике у детей с ЗПР
Ссылка на основную публикацию