Автоматизация свистящих звуков (с), (з), (ц) в словах и словосочетаниях – конспект индивидуального занятия

Индивидуальное логопедическое занятие для детей дошкольного возраста “Автоматизация звука “ц” в словах и предложениях”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Ц» в словах, чистоговорках и предложениях. Формировать умение выделять родственные слова из текста. Закреплять зрительный образ буквы «Ц». Учить анализировать слова. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании существительных суффиксальным способом. Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в умении составлять предложения с опорными словами.
  • Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.
  • Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование: ПК, презентация Microsoft Office Power Point: «В некотором царстве, в некотором государстве…», карандаши, тетрадь, индивидуальное зеркало.

Ход занятия

1. Оргмомент. (Слайд 2)

Здравствуй. Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие в сказочную страну. Хочешь? Тогда послушай. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно выполнить правильно все задания. Ты готов? Тогда начнем.

2. Артикуляционная гимнастика. Дыхательное упражнение. Изолированное произношение звука «Ц». (Слайд 3)

Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке.

Проснулся язычок рано утром, а его домик – ротик – закрыт. Стал он тогда стучаться в одну щечку, потом в другую (упр. «Шишки»).

Ротик открылся, язычок выглянул, но зубки не хотели его пускать и начали кусать (упр. «Тесто»).

Тогда язычок решил почистить зубки. Чистим зубки верхние и нижние (упр. «Чистим зубы»).

Зубкам это понравилось, и ротик заулыбался. Улыбаемся широко и показываем чистые зубки (упр. «Заборчик»).

Пошел язычок гулять, увидел качели и решил покачаться (упр. «Качели»). А потом он пошел кататься с горки (упр. «Горка»).

Посмотри, здесь нарисованы воздушные шары. Давай тоже сделаем с тобой «воздушный шарик» и надуем его.

Пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками (см. рисунок). В этом положении дуем на них (дыхательное упр. «Надуй шарик»). Постепенно пальцы принимают форму шара.

Представь, что шарик лопнул и сдувается: «Тсссссссссссс». Теперь шарик сдувается так: «Ц-ц-ц…» пальцы принимают исходное положение.

3. Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках. (Слайд 4)

Ца-ца-ца – вот овца.
Це-це-це – иду к овце.
Цу-цу-цу – веду овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.

4. Автоматизация звука «Ц» в словах. (Слайд 5)

Посмотри внимательно и назови предметы, в названии которых есть звук «Ц». (Кузнец, цыпленок, мельница, огурец, пуговица, цирк, ножницы, цветок).
Кто здесь лишний? (Собака). Почему? (В слове «собака» нет звука «Ц»)

5. Автоматизация звука «Ц» в словах. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука «Ц» в словах. (Слайд 6)

В путешествие вместе с нами отправятся заяц, курица, цыпленок, овца и цапля. Надо рассадить их по вагонам. Скажи, где спрятался звук «Ц» в этих словах (в начале, середине или конце).

(В первом вагоне едут цыпленок и цапля, во втором – курица и овца, в третьем – заяц)

6. Закрепление зрительного образа буквы «Ц». Развитие зрительного восприятия. (Слайд 7)

Еще мы возьмем с собой букву «Ц». Посмотри, как она пишется и подумай, на что она похожа. Нарисуй у себя в тетради. Посмотри, на что похожа моя буква «Ц».

7. Пальчиковое упражнение.

Самомассаж пальцев рук и ладошек. Движения сопровождаются строчками стихотворения.

– Восемь у дороги,
Девять на лугу…
– Что ты, дождь, считаешь?
Может, помогу?
– Две – под старой елью,
Возле стога – шесть…
– Что ты, дождь, считаешь
Да не можешь счесть?
– Тороплюсь ромашки все пересчитать.
Десять на опушке, под осиной – пять…
Ну, как просчитаюсь. Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит у меня воды.

8. Образование имен существительных суффиксальным способом. (Слайд 8)

В сказочной стране живет волшебно эхо. Давай поиграем с ним. Образуй слова по образцу.
суп – супница
сахар – сахарница
конфета – конфетница
хлеб – хлебница

10. Физминутка. (Слайд 9)

Нам встретился еще один обитатель сказочной страны – цапля. Сделаем с тобой упр. «Цапля» (попеременно стоим то на правой, то на левой ноге, руки в стороны).

На одной ноге в болоте
Цапля целый день стоит.
Цапля носатая
Стоит, как статуя.

9. Выделение родственных слов к слову «цветок» из текста. (Слайд 10)

Послушай текст и назови слова-родственники к слову «цветок».

Подснежник, ветреницу и медуницу называют первоцветами.
Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек».
В парке большая цветочная клумба.
Саня – цветовод, он работает в цветнике.

За каждый правильный ответ я дарю тебе цветок. Вот какой красивый букет получился.

11. Составление предложений. (Слайд 11)

Подскажи мне последнее слово в предложении. В этом слове обязательно должен быть звук «Ц».

Собака укусила Соню за … (палец)
В скворечнике живет … (скворец)
На пороге вигвама стоит … (индеец)
Гонец прибыл с письмом во … (дворец)
В теплице вырос большой … (огурец)

12. Составление предложений по картинкам с заданными словами. (Слайд 12)

Составь предложения со словами: одеваются, смеются, катается, учатся, вытирается, купается. Не забудь четко и правильно произносить звук «Ц».

13. Итог занятия (Слайд 13)

Молодец! Ты помог жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотри, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что ты такой умница!
Скажи, что тебе понравилось больше всего? С каким звуком мы часто встречались сегодня?

Использованная литература

  1. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи/ Н.С. Жукова – М.: Эксмо, 2008. 120 с.
  2. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В.В. Цвынтарный – М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. – 63 с.
  3. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – «Гном и Д», 2002. – 48 с.

Автоматизация звуков ([с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях. Конспект индивидуального занятия «В гостях у свистелочек» …)

Ксения Шимонюк
Автоматизация звуков ([с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях. Конспект индивидуального занятия «В гостях у свистелочек» …)

«Автоматизация свистящих звуков ([с], [з], [ц]) в словах и словосочетаниях»

1. Учить правильно и четко произносить звуки [с],[з] в словах и словосочетаниях;

2. Учить различать звуки [з] и [ж] в словах;

3. Учить правильно и четко произносить звук [ц] в словах и словосочетаниях.

1. Развивать мелкую моторику;

2. Развивать внимание и память;

3. Развивать фонематический слух;

1. Воспитывать усидчивость;

2. Воспитывать желание выполнить задание до конца.

Оборудование: листочки с картинками со звуком [с], предметные картинки со звуком [з], изображение санок из счетных палочек, листочки с картинками со звуками [з] и [ж], картинки божьих коровок, изображение козы с козлятами, предметные картинки со звуом [ц].

Ход занятия:

II. Основная часть.

1. Автоматизация звука [с] в словосочетаниях.

Речевая инструкция: К нам прилетели последние осенние листочки. Назовите, что на них изображено. Например: лист с капустой. (лист с аистом, лист с собакой, лист с ананасом, лист с сомом, лист с носком, лист с соком, лист с кактусом, лист с совой). Хорошо!

2. Игра «Логическое лото» (автоматизация звука [с] в словах и словосочетаниях, развитие памяти).

Логопед выкладывает картинки в ряд (солдат, носок, санки, самокат, салат, стакан, стул).

Речевая инструкция: Сейчас мы поиграем в игру «Логическое лото». Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь говорить, к чему они подходят. Например, каска подходит к солдату. Положи каску на картинку с солдатом. (носок, снежинка, колесо, капуста, сок, стол).

А теперь вспомни, какие картинки лежат снизу. Молодец!

3. Развитие мелкой моторики.

Речевая инструкция: Давай немного отдохнем. Посмотри на картинку, Что на ней изображено? (Правильно, санки). Собери такие же санки из счетных палочек. Сколько палочек нам понадобилось?

4. Игра «Божьи коровки» (дифференциация звуков [з] – [ж] в словах).

Логопед раскладывает на столе листочки с картинками со звуками [з] –

[ж]. (медуза, ваза, желуди, звезда, жилет, гнездо, ножи, зонт, баклажан,

Речевая инструкция: Посади божьих коровок на те листочки с картинками, в названии которых есть звук [з].

5. Автоматизация звука [з] в словосочетаниях.

А сейчас слушай меня внимательно и повторяй за мной: заколдованный замок, золотой зуб, злой бизон, знакомое здание, знаменитый музыкант, заточенное лезвие, знакомое название.

6. Игра «Коза-Егоза» (автоматизация звука [з] в чистоговорках).

Речевая инструкция: Посмотри, кто к нам пришел. Это коза-Егоза с козлятами. Давай расскажем про них стихотворение. Повторяй за мной:

за-за-за – вот забавная коза,

зы-зы-зы – есть козленок у козы,

зу-зу-зу – заведу в загон козу,

за-за-за- это Зоина коза,

за-за-за – коза – Егоза.

Теперь я буду называть начало строчки, а ты говори конец.

7. Игра «Жадина» (автоматизация звука [ц] в словах).

Речевая инструкция: Представь, что ты жадина. Бери картинки и говори так: моя цапля. (пуговица, луковицы, кольцо, зайцы, заец, луковица, кольца, цапли, пуговицы).

8. Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях.

Речевая инструкция: Слушай меня внимательно и повторяй за мной:

Читайте также:  Педагогическая программа Символ-помощник

целое яйцо, цыпленок Цып, пыльца цветка, на блюдце кольцо, цветы в цветнике, на улице больница, водица из колодца.

III. Заключительная часть.

Итог занятия: Что мы делали на занятии? С какими звуками играли? Что тебе больше всего понравилось на занятии?

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «В гостях у Кроша» Цель: «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях». Задачи: Коррекционно-образовательные: -закрепить навык правильного произношения.

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «В гостях у пчелки Милы» Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «В гостях у пчелки Милы» Тема занятия: Автоматизация звука Л Цель:.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]» Комитет по образованию Администрации г. Подольска МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» Конспект индивидуального.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]» Комитет по образованию Администрации г. Подольска МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» Конспект индивидуального.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа) Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа) Ход занятия I. Огрмомент. Сегодня.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах, выражениях» (старшая группа) Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах, выражениях» (старшая группа) Задачи: – Закрепить правильное.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Постановка звука Ш» Индивидуальное занятие по постановке звука [Ш]. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: – формирование представления о правильной артикуляции.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе «Автоматизация звука Л. В Гостях у Лунтика». Цель занятия: Формирование правильного произношения звука [Л]. Задачи: 1. Автоматизация звука Л в предложениях и связной речи. 2. Формирование.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия «Звук [Л]. В гостях у лягушки Люси» Звук [л] У нас в гостях Лягушка Люся. Цели: закрепление правильного произнесения звука [л] изолированно, в слогах, словах, предложениях,.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука «Л» в Словах и Предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Разработала: учитель.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звуков [с],[с’]-[з],[з’] в речи»

Конспект занятия (НОД) по теме: «Автоматизация звуков [с],[с’]-[з],[з’] в речи»

(подгрупповое занятие)

  • Использование современных образовательных технологий.
  • Применение метода наглядного моделирования.

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы, имеющими диагноз ОНР (4 уровень развития речи).

Цель: Автоматизация свистящих звуков в речи.

— закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков в словах, во фразе, в монологической речи;

— закрепление навыка звуко-слогового анализа слов;

— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование множественного числа сущ. в именительном и родительном падежах, образование прилагательных от существительных;

— понимание и употребление предлогов на, в, с, из, под, над, из-за, из-под;

— составление рассказа по опорным словам.

— развитие точности и подвижности движений языка;

— развитие пространственного восприятия;

— развитие фонематического восприятия, представления.

Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме: Дом, Строительство

— развитие зрительного представления абстрактных понятий (звук, слово, текст);

— формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка;

— развитие умения обобщать предметы и соотносить их с символами;

— развитие словообразования, грамматического конструирования;

— развитие монологической речи;

— развитие абстрактно-логического мышления.

— воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, активности.

Оборудование: карточки со стрелкой; карточки со «Звуковичками» по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой; фишки для составления звуковой схемы слова (по Садовниковой И.Н.); листок бумаги, карандаш; карточки со схемами движений; предметные картинки; карточки со схемами изменений слов; игрушка -заяц, схемы предлогов (по книге Яцель О.С. «Учимся правильно употреблять предлоги»).

  1. Орг. момент. Объявление темы занятия.
  2. Артикуляционная гимнастика. «Следите за стрелочками, куда стрелочка показывает, туда и язычок поворачивается. Язычок за зубки не выскакивает». Движения стрелки и языка – вверх, вниз, налево, направо, по часовой и против часовой стрелки в преддверии ротовой полости.
  3. Уточнение артикуляции звуков, уточнение фонетической характеристики звуков.

«Скажите, чем похожи звуки [с] и [з]?» — они согласные, для воздуха есть преграда – язычок опускается вниз, к зубкам, выдыхаемый воздух холодный.

«Чем же отличаются эти звуки?» — [с] – глухой звук, а [з]- звонкий.

«Как можно помочь себе определить: глухой это звук или звонкий?» — можно руку на горлышко положить, если горлышко звенит, дрожит – значит, звук звонкий; ещё можно уши ладошками закрыть, если голова гудит – значит, звук звонкий.

«Какого «звуковичка» выберем для [с]?» — «А какого для [з]?» —

«А каким цветом мы обозначаем мягкие звуки?» — зеленым. «Каким цветом обозначаем твердые звуки?» — синим.

«Давайте поиграем: вы будете за мной повторять слоги и показывать «звуковичка» – согласный звук, который есть в слоге» Речевой материл: Са, ся, зо, зё, узу, иси, сы, зы, азе и т.д.

4. Звуко-слоговые схемы слов зима, весна.

«Назовите мне самое холодное время года? Давайте составим звуковую схему этого слова (зима)»

«Какое время года наступает после зимы? Составим звуковую схему этого слова (весна)».

5. Подбор слов-признаков и слов-действий.

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом,

У него огромный нос,

Будто нос лет триста рос.

«Давайте к слову слон каждый подберет слово-признак и слово-действие ». Каждый ученик, опираясь на условные изображения слов, составляет словосочетания. Например: слон огромный, слон купается.

В джунглях качели – это лианы,

Любят качаться на них……

Такая же работа проводится со словом обезьяны (обезьяны веселые, обезьяны играют).

6. Динамическая пауза.

«Пора отдохнуть, сделать разминку с веселыми человечками».

Дети вытаскивают карточки со схемами движений и выполняют это движение, определив лево — право.

7. Игра «Волшебники»

«Вы маленькие волшебники, потому что можете изменять слова. Вам помогут эти карточки.

Берите картинки и изменяйте слова».

Змея – змейка (1), змеи (2), нет змей (3), змеиный (4)

Сапог – сапожок, сапоги, нет сапог, сапожный

Арбуз – арбузик, арбузы, нет арбузов, арбузный

Лиса – лисичка, лисы, нет лис, лисий.

8. Игра «Где зайка?»

«К вам пришел зайка, но ему скучно сидеть на месте. Отгадайте, куда зайка хочет прыгнуть». Дети в соответствие со схемами предлогов перемещают игрушку на стул, со стула, в коробку, из коробки, под стул, за стул, игрушка выглядывает из-за стула, из-под стула.

9. Составление рассказа «Сорока».

Давайте мы с вами сегодня придумаем рассказ о сороке. Я буду рисовать, а вы придумывать предложения».

«Сорока жила в густом лесу. Сорочье гнездо на высокой березе. В гнезде сидят маленькие птенцы. Птенцы высунулись из гнезда. Сорока сердится, потому что птенцы могут упасть из гнезда».

Дети составляют рассказ по опорным схемам, после этого рассказывают текст.

10. Подведение итогов. «Мы сегодня и играли, и занимались. Вы очень хорошо отвечали, помогали друг другу. Старайтесь произносить звуки и слова правильно!»

учитель-логопед

Власова Лидия Вадимовна

ГБОУ СОШ 863 СПДО 2

Автоматизация звука «Ц»

сб., 15.12.2018

Журавлёва Людмила Михайловна

МБДОУ “Детский сад № 16 “Мозаика” город Салехард

Категория: I квалификационная категория.

Педагогический стаж: 9 лет.

Задачи:

  1. Формировать умение обобщать слова в группы.
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Формировать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
  4. Продолжать закреплять звук «Ц» в слогах, словах, фразах, предложениях и текстах.
  5. Продолжать формировать умение согласовать числительные с существительными.
  6. Развитие речевого дыхания.
  7. Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
  8. Формировать умение пересказывать текст с опорой на картинки.
  9. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Оборудование: картинки с изображением цветов; схема артикуляции звука; картинки с изображением артикуляционной гимнастики; картинка с изображением яиц, на которых написаны слоги; предметные картинки для игры «Доскажи словечко»; картинка с изображением пуговиц; опорные картинки для составления рассказа, кусочки ваты.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй, … имя ребёнка. Перед тобой лежат картинки. Перечисли, что на них нарисовано. Как, одним словом можно назвать картинки?

Логопед: Какой первый звук в слове цветы?

Логопед: Какой это звук?

Ребёнок: Согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: На занятии мы будем правильно произносить слова со звуком «Ц». Давай вспомним, что при произношении звука «Ц» кончик языка находится за верхними зубами, а воздушная струя при этом выходит с большим напором.

2. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

«Часики».

Ротик свой приоткрой – язычок покажи,

А потом язычком вправо, влево походи.

«Качели».

Широко открой свой ротик – язычок покажи,

А потом язычок вверх подними, а затем вниз опусти.

«Лошадка».

Язычок мой как лошадка.

Вверх его я подниму,

И лошадку покажу.

«Вкусное варенье».

Ротик ты скорей открой – язычок покажи,

И язычком ты губки оближи.

Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай слова со звуком «Ц».

Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук «Ц».

Цыплёнок и часы;

Автоматизация звука «Ц» в слогах.

Ребёнку предлагается несколько нарисованных яиц. Под каждым из них написаны слоги со звуком «Ц». Ты должен прочитать все слоги и выбрать только варёные яйца, которые обозначены слогом «ЦА» и обвести их простым карандашом в круг.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы ты посчитай –

И скорей загибай.

Раз, два, три, четыре, пять –

Пальцы посчитай опять.

Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу, начиная с большого пальца.

Автоматизация звука «Ц» в словах. Игра «Доскажи словечко».

Ребёнку предлагается, опираясь на картинки образовать слова, добавляя слоги «ЦА» и «ЦЫ», соотнести картинку со словом.

Физкультминутка «Цыплята».

Вышли мы погулять,

Ребёнок выполняет марш на месте.

И цыплят поискать.

Шли, шли двух нашли,

Ходьба на месте.

Влево чуть отошли ещё двух нашли.

Сделать несколько шагов влево.

Вправо чуть отошли одного нашли.

Сделать несколько шагов вправо.

Цыплят нашли и домой пошли.

Ходьба на месте.

Автоматизация звука «Ц» во фразовой речи. Игра «Цветные пуговицы».

На картинке нарисовано несколько пуговиц, ребёнку предлагается посчитать пуговицы. Считать нужно так: одна целая пуговица, две целых пуговицы и так далее.

Развитие речевого дыхания. Игра «Снег идёт».

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Логопед раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает ребёнку про зиму. Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки! Логопед показывает, как дуть на вату, ребёнок повторяет. Затем поднимают вату, и игра повторяется снова.

Автоматизация звука «Ц» в предложениях. Игра «Сам составь предложение».

Логопед: Я предлагаю тебе ответить на вопросы, а потом полностью произнести предложение.

Образец: Чем мы разрезаем бумагу? Ответ ребёнка: Бумагу мы разрезаем ножницами.

– Чем мы вытираем лицо и руки?

– Что мы ставим в воду?

– Кто выводится из яйца?

Автоматизация звука «Ц» в тексте.

Послушай рассказ и с помощью опорных картинок перескажи его.

У мамы – курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыплёнка звали Цып. Цып был очень любопытным цыплёнком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, он решил заглянуть в него и чуть не упал в колодец. Мама – курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.

3. Заключительная часть.

– Какой звук на занятии ты старался произносить правильно?

– Что тебе запомнилось?

Ты молодец! До следующей встречи!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Домашнее задание.

Звук «Ц».

Словообразование существительных женского рода по образцу «И Соня тоже».

Образец: Саня – умник – и Соня – умница;

2. Заучи скороговорку «Цыплятки».

Цып – цып – цып! Цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тому не дам водицы.

Вот бегут цыплятки

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце – Все они напьются!

3. Игра “Эхо” – образуй слова по образцу.

Образец: сухарь – сухарница;

4.Спряжение в будущем времени.

Напоить цыплят водицей из блюдца.

(я напою . ты . он . она . мы . вы . они).

5.Образуй слова по образцу, составь предложения с образованными словами.

Образец: ВОЛК – ВОЛЧИЦА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Дидактический материал к занятию.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баскакина И.В. Цоколочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «Ц» / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
  2. Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки «З», «З’», «Ц». – 32 с.
  3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.
  4. Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.
  5. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.
  6. Новиковская О.А. Речевая гимнастика: 100 упражнений для развития речи дошкольников. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008. – 62 с.
Читайте также:  Конспект деловой игры для детей с родителями

7. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст / автор – составитель О.В. Тырышкина. – Волгоград: Учитель. 2012. – 239 с.

8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки «С», «З», «Ц» / Н.В. Соколова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 48 с.

9.Юдина Я.Л., Захарова И.С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2011. – 128 с.

интернет-ресурсы:

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0005363

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

  • Постановка и закрепление фонемы [С] в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие фонетического слуха.
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].
  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.


Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления звука [Ш].

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Ссылка на основную публикацию