Аттестация учителей-логопедов – ТЕСТЫ для логопедов

Тесты для аттестации логопедов.
тест по логопедии по теме

Представленные тесты используются для аттестации логопедов Белгородской области, возможно в других местах применяются иные . Не исключен и вариант ошибки в 2-3 вопросах. Сама я сдала это тестирование с одной ошибкой. Ответы находила в книгах и использовала интернет. Если найдете ошибки буду благодарна за совет, пишите.

Скачать:

ВложениеРазмер
18_logopedy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?

  1. неправильная речь окружающих;
  2. двуязычие в семье;
  3. черепно-мозговая родовая травма.

2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата?

3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора?

4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации?

2)заикание ,
3) ФФН,

5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений: 1) I блок;

6. Выберите основной биологический фактор возникновения алалии:

1) органическое поражение речевых зон левого полушария;

2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы;

3 ) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.

7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:

1) комплексного подхода ;

2) системного подхода;

8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:

а) обогащение и активизации предметного словаря ;

б) формирование и развитие артикуляторной моторики;

в) развитие слухового восприятия;

г) обогащение и активизация предикативного словаря.

9. Продолжите определение «ОНР – это…»:

1) нарушение произносительной стороны речи;

2) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы;

3) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами):

11.Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи:

1) органическое повреждение экстрапирамидной системы;

2) органическое повреждение продолговатого мозга

3) органическое повреждение мозжечка .

12. Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:

1) блок регуляции тонуса и бодрствования;

2) блок приема переработки и хранения информации;

3) блок программирования, регуляции и контроля.

13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:

1) согласных смычных;

3) согласных щелевых.

14. Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:

15. Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки:

А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке;

Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами;

С. Ориентировка в собственном теле;

Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами.

16. Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:

1) представление о звуке;

2) представление о графеме;

3) представление о фонеме.

17. Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:

А. Определить количество звуков в слове;

Б. Определить, есть ли заданный звук в слове;

В. Придумать слово с 4 звуками;

Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец).

18. Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:

19. Что является единицей фонологического кода языка:

20. Что является единицей лексического кода языка:

21. Что является единицей морфологического кода языка:

22. Что является единицей синтаксического кода языка?

23. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:

1) об отставании в формировании фонематического слуха;

2) о продвижении в формировании фонематического слуха;

3) о первичной неполноценности органов артикуляции.

24. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:

1) нарушение фонематического слуха:

2) нарушение фонетического слуха;

3) нарушение обобщенного оптического образа буквы

25. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:

1) нарушение фонематического слуха;

2) нарушение фонетического слуха;

3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций .

26. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:

27. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:

28. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:

2) Вот мой парашют.

3) Вот моя собака.

29. Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:

1) замены графически сходных букв;

2 нарушение звуко-слоговой структуры слова;

3) изменение формы, времени глаголов.

30. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:

1) ступень слого-аналитического чтения;

2) ступень становления синтетических приемов чтения;

3) ступень синтетического чтения.

31. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?

2)зрительный,
3) кинестетический ,

32. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:

33. Продолжи высказывание: «ФФНР –это…»

1) нарушение произносительной стороны речи;

2) несформированность лексико-грамматических категорий;

3) нарушение слоговой структуры слова.

34. Какой темп речи характерен для заикания:

35. Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике:

2) навязчивые состояния;

3 ) астенический синдром.

36. Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания:

37. Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися:

38. Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений:

1) Настоле стояла ваза срозами.

2) На столе стояла васа с росами.

3) На этоле этояла ваэа э роэами.

39. Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами:

40. Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного:

1) подробный пересказ,

2) ответы на вопросы по прочитанному;

3) краткий пересказ,

4) составление плана к прочитанному тексту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВДЕМОВЕРСИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ в форме компьютерного тестирования.

Тесты с ответами “Нормативно-правовой блок”.

тесты для аттестации учителям начальной школы КБР.

Материал содержит общие тесты для аттестации.

Данный материал содержит вопросы тестов по психологии и педагогике.

Данный документ содержит 104 вопроса с ответами для аттестующихся учителей начальных классов.

Интерактивные тесты созданы по шаблону А.А. Баженова. На последнем слайде выставляется оценка результата деятельности ученика. При создании тестов использованы вопросы из сборника “Итоговая атте.

Тесты по логопедии с ответами

татьяна кудинова
Тесты по логопедии с ответами

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Формой контроля степени усвоения слушателями знаний, умений и навыков, сформированных при изучении курса «Организация и содержание работы логопеда в условиях реализации ФГОС» выбран письменный тест. Преимущества данной формы заключаются в ее стандартизированном характере. Тест состоит из 20 тестовых заданий. Для успешного прохождения теста слушатели должны владеть знаниями по основным те-мам курса. При решении тестовых заданий необходимо внимательно прочитать все варианты ответов.

1. Логопедия — это.

а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и

(или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и

б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и

устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия

изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений

речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения

умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

2. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: (исключить неверный ответ)

а) Они соответствуют возрасту говорящего

б) Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических

в) Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое

г) Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают

3. Под структурой речевого дефекта понимается:

а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности

б) сйовокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного

нарушения речи и характер их связе

в) характер отклонений в функционировании процессов и операций,

обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой

4. Педагогический процесс, направленный на коррекцию и

компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и

развитие ребенка с речевым нарушением – это.

а) коррекция нарушений речи

б) логопедическое воздействие

5. Восстановительное обучение — это.

а) двусторонний управляемый процесс, включающий активную

познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков

и педагогическое руководство этой деятельностью

б) процесс, в котором осуществляются коррекция и компенсация

личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности

в) процесс, который направлен на восстановление нарушенных речевых и

6. Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте?

в) эмоционально-положительное общение со взрослым

7. Брадилалия — это.

а) патологически замедленный темп речи

б) патологически ускоренный темп речи

в) нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата

8. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной

иннервации речевого аппарата — это…

9. Сколько форм речевых нарушений выделяют в логопедии (клинико-

10. Нарушение процессов формирования произносительной системы

родного языка у детей с различными речевыми расстройствами

вследствие дефектов восприятия и произношения фонем – это.

а) общее недоразвитие речи

б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи

11. Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин

а) В. Олтушевский

12. Предметом логопедии как науки является:

а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством

б) человек (индивидуум, страдающий нарушением речи

в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие

нарушений речевой деятельности.

13. Как называется явление, когда звук произносится как

несвойственный фонетической системе родного языка по своему

акустическому эффекту (ненормированного воспроизведения звуков в

силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных

14. Р. Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как.

(какие) дефекты, при которых нарушена система языка

15. Дефект произношения звуков [р] и 1р]называется.

16. Как устаревшее название дислалии?

17. Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых

18. Что не относится к причинам функциональной дислалии?

а) педагогическая запущенность

б) недоразвитие фонематического слуха

в) укороченная уздечка языка

19. Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика

артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере

звукопроизношения напоминает моторную алалию)

20. Недостатки произношения звонких согласных звуков,

выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками

а) дефектами озвончения

б) дефектами смягчения

в) дефектами произношения небных звуков

21. Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по

формированию правильного звукопроизношения

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведения

подготовительных речевых упражнений для развития подвижности органов

периферического речевого аппарата

в) устранение неправильного звукопроизношения

ответы 1-б, 2-а, 3-б,4-б,5-б, 6-б,7-а. 8-в,9-в, 10-б, 11-в,12-а, 13-а, 14-б, 15-б, 16-в,17-а, 18-в, 19-б,20-а, 21-в

Тесты для педагогов ДОУ В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях встала проблема в подборе педагогов, их качественном составе. Не секрет,.

Тесты для воспитателей Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы Отметьте, какие из пословиц русского народа,.

Тест с ответами: “Логопедия”

I вариант.

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств:
а) черепно-мозговая родовая травма +
б) неправильная речь окружающих
в) двуязычие в семье

2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата:
а) блуждающий
б) обонятельный +
в) тройничный

3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела рече-двигательного анализатора:
а) алалии
б) афазии
в) механической дислалии +

4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации:
а) заикание +
б) ФФН
в) ОНР

5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений:
а) 3 блок
б) 2 блок +
в) 1 блок

6. Необходимо выбрать основной биологический фактор возникновения алалии:
а) органическое поражение речевых зон левого полушария
б) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы +
в) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы

7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:
а) системного подхода
б) онтогенетический
в) комплексного подхода +

8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:
а) обогащение и активизации предметного словаря +
б) обогащение и активизация предикативного словаря
в) формирование и развитие артикуляторной моторики

9. Что такое ОНР:
а) нарушение произносительной стороны речи
б) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата
в) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы +

10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами:
а) органическая
б) неврозоподобная +
в) невротическая

11. В основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи может лежать:
а) органическое повреждение мозжечка +
б) органическое повреждение продолговатого мозга
в) органическое повреждение экстрапирамидной системы

12. Несформированность какого структурно-функционального блока вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:
а) блок программирования, регуляции и контроля
б) блок приема переработки и хранения информации +
в) блок регуляции тонуса и бодрствования

13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:
а) гласных +
б) согласных
в) согласных щелевых

14. Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:
а) гортанный
б) головной
в) грудной +

15. Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:
а) дизорфографические +
б) орфографические
в) каллиграфические

16. Что является единицей фонологического кода языка:
а) звук
б) фонема +
в) слово

17. Что является единицей лексического кода языка:
а) словосочетание
б) предложение
в) слово +

18. Что является единицей синтаксического кода языка:
а) слово
б) предложение +
в) словосочетание

19. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:
а) о первичной неполноценности органов артикуляции
б) об отставании в формировании фонематического слуха
в) о продвижении в формировании фонематического слуха +

20. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:
а) нарушение фонематического слуха
б) нарушение обобщенного оптического образа буквы +
в) нарушение фонетического слуха

II вариант.

1. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:
а) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций +
б) нарушение фонетического слуха
в) нарушение фонематического слуха

2. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:
а) алалии
б) заикании +
в) дислалии

3. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:
а) заикании
б) дислалии
в) дизартрии +

4. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:”
а) “Вот мой дом”
б) “Вот моя собака” +
в) “Вот мой парашют”

5. Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:
а) замены графически сходных букв
б) изменение формы, времени глаголов
в) нарушение звуко-слоговой структуры слова +

6. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:
а) ступень становления синтетических приемов чтения
б) ступень синтетического чтения +
в) ступень слого-аналитического чтения

7. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе:
а) кинестетический +
б) зрительный
в) тактильный

8. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:
а) замены
б) пропуски
в) искажения +

9. Что такое ФФНР:
а) нарушение произносительной стороны речи +
б) нарушение слоговой структуры слова
в) несформированность лексико-грамматических категорий

10. Какой темп речи характерен для заикания:
а) ускоренный
б) прерывистый +
в) замедленный

11. Что такое логопедия?
а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностями их обучения и воспитания
б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания+
в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации

12. Что является предметом логопедии как науки?
а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности+
б) человек (индивидуум), страдающий нарушением речи
в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности

13. Структура речевого дефекта это:
а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности
б) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
в) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей+

14. Под “педагогическим процессом, направленным на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением, понимается:
а) коррекция нарушений речи
б) компенсация
в) логопедическое воздействие+
г) декомпенсация

15. Качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом – это:
а) недоразвитие речи+
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития

16. Как называется замедление темпа речевого развития, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка:
а) недоразвитие речи
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития+

17. Выберите причины речевых нарушений, которые были выделены М.Е. Хватцевым:
а) органические, функциональные, социально-психологические, психоневрологические+
б) анатомо-физиологические, психические, функциональные
в) органические, социальные, психогенные, психофизиологические
г) анатомо-физиологические, психофизиологические, социальные

18. Тонкий систематизированный слух, обладающий способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова – это:
а) музыкальный слух
б) физический слух
в) фонематическое восприятие
г) фонематический слух+

19. Чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы – это:
а) атаксия
б) гиперкинез+
в) парез
г) синкенезия

20. Патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова – это:
а) контаминация
б) персеверация+
в) антиципации
г) аккомодация

Квалификационный экзамен для учителей – логопедов

Аттестация логопедов Демонстрационный вариант

для учителей – логопедов

Департамент образования администрации Владимирской области

ГУ ВО «Центр экспертизы образовательной деятельности и обработки

информации единого государственного экзамена (ЕГЭ)»

Раздел 1. Учитель-логопед

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А1 – А9) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А1. Явление, при котором ускоренная речь ребенка со­провождается аграмматизмами:

1) полтерн; 2) баттаризм; 3) тахилалия.

А2. Существуют следующие виды нарушений письмен­ной речи:

1) дислексия (алексия), дисграфия (аграфия), дисорфография;

2) дислексия, аграфия;
3) дислексия, дисграфия.

А3. Для речи умственно отсталых детей характерно:

1) преобладание пассивного словаря над активным;

2) преобладание активного словаря над пассивным;

3) примерно одинаковый активный и пассивный словарный запас.

А4. Специфика речевого развития слепых и слабовидящих детей выражается в том, что:

1) темпы развития соответствуют темпу развития речи нормально видящего сверстника;

2) использование неязыковых средств соответствует норме;

3) слабо используются неязыковые средства общения.

А5. ЗПР, связанная с неблагоприятными условиями воспитания, нахождением ребенка в условиях психической депривации — это:
1) ЗПР соматогенного происхождения;
2) ЗПР конституционального происхождения;
3) ЗПР церебрально-органического генеза;
4) нет правильного ответа.

А6. При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушения звукопроизношения чаще всего проявляются в виде:
1) смешения; 2) замены;
3) искажения; 4) пропуска.

А7. К этиологическим факторам, вызывающим заикание относятся:
1) состояние центральной нервной системы;
2) наличие психической травматизации;

3) генетический фактор;
4) все ответы верны.

А8. Как называется течение речевой патологии, при котором происходит увеличение симптомов речевой патологии:
1) регрессирующее; 2) ремитирующее;
3) стационарное; 4) прогрессирующее.

А9. Сколько видов специальных (коррекционных) учреждений существует в настоящее время в России?
1) 8; 2) 10; 3) 11; 4) 9.

Ответом на задания В1 – В5 должен быть краткий ответ в именительном падеже.

В1. Реакция, немотивированное стремление к противодействию любому внешнему влиянию, при котором подросток действует не как положено, а «назло» поступает наперекор.

В2. Сохранение в психике и поведении черт, присущих более раннему возрасту.

В3. Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к разным словам.

В4. Соотнесите основные этапы развития грамматического строя речи в онтогенезе с их возрастными границами:

А – этап предложений из слов-корней

Б – этап однословных предложений

2 – 1г. 3 м. – 1г. 8 м.

В – этап усвоения морфологической системы

3 – 1г. 8 м. – 1г. 10 м.

В5. Проранжируйте представленные причины возникновения алалии в порядке значимости (от наиболее к наименее значимой):

1 – родовая травма

3 – резус-конфликт матери и плода

4 – черепно-мозговая травма до 3 лет

5 – неправильные условия воспитания в семье

Для записи ответов на задания С1 – С2 используйте дополнительный бланк ответов.

С1. Назовите указанное нарушение звукопроизношение и механизмы его возникновения. Опишите систему работы по его исправлению.

С2. Что является ведущей формой деятельности у ребенка 7-ми лет с умственной отсталостью. Раскройте цель деятельности.

Раздел 2. Педагогика и психология

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А10 – А12) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А10. Направленность и сосредоточенность психической деятельности в данный момент на каком либо объективном или субъективном, реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении):

1) наблюдение 3) внимание

2) запоминание 4) волевое усилие

А11. Временно действующий в коре головного мозга инертный очаг возбуждения, тормозящий другие рефлексы и усиливающийся при действии любых стимулов.

1) доминанта 3) желание

2) переутомление 4) психоз

А12. Человек, обладающий таким типом темперамента, который характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, быстротой живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи.

1) холерик 3) флегматик

2) сангвиник 4) меланхолик

Раздел 3. ИКТ – компетентность

При выполнении заданий А13 – А15 в бланке ответов под номером выполняемого задания поставьте знак «х», в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А13. Для сохранения документа на новом месте и/или под другим именем

выбирают пункт меню Файл:

1) сохранить 2) сохранить как 3) создать 4) открыть

А14. Укажите правильную запись почтового электронного адреса:

А15. Педагог создал в современном текстовом редакторе (…) список воспитанников с их оценками по нескольким предметам. Можно ли отсортировать этот список в алфавитном порядке фамилий?

1) нет, это можно сделать только при условии, если документ создан в современных электронных таблицах

2) да, если таблица содержит только три столбца

4) ответ зависит от ориентации листа бумаги

Ответом на задание В6 должны быть некоторый адрес web-страницы () или его часть. Ответ надо записать в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки: каждую букву или знак в отдельной клеточке.

В6. Найдите на сайте системы электронного мониторинга образовательных учреждений (СЭМОУ – http://www. *****/) web-страницу, содержащую «Новости сайта». Укажите в ответе продолжение адреса web-страницы.

Решением задания С3 должен быть созданный Вами файл, в соответствии с указанными ниже требованиями.

С3. Создать слайд в одной из программ для подготовки презентаций. Слайд должен содержать ФИО автора и 1-2 графических примитива (эллипс, квадрат и т. п.) Сохранить файл. Он должен иметь имя, совпадающее с Вашей фамилией, например, petrova и сохранен в папке «Аттестация» на диске с.

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ Методическое пособие

Главный редактор Т.В. Цвешкова Научный редактор ОЛ. Степанова

Редактор JJ.C. Киммель Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка Г.В. Калининой

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе

по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.

Подписной индекс (в комплекте) в каталогах: «Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756

Подписано в печать 19.10.09. Формат 60 х 9О’/16-Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 2611.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета.

Смоленской областной типографии им. В.И. Смирпонн.

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 978-5-9949-0249-3 © 000 «TI I, (‘Ф”1’» •. 2009

Введение*

В настоящее время в российской системе образования все заметнее тенденции возврата интереса к общечеловеческим ценностям, утверждение гуманных идеалов как высших уровней развития личности, возрастание значимости личностно-ориентированного подхода и социализации в обучении и воспитании подрастающего поколения. Большое внимание уделяется проблемам специального обучения детей с отклонениями в развитии: раннему выявлению нарушений в развитии, ранней комплексной реабилитации детей; проектированию нового содержания образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями; реализации идей социального согласия, толерантности к различиям между людьми, политкорректности, признания самоценности каждого человека.

Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования, заставляют по-новому взглянуть на роль педагога в образовательном процессе, и прежде всего на повышение его социального статуса, материального состояния и профессионального уровня.

Многолетний опыт свидетельствует о том, что человек обладает исключительной способностью к обучению и умению выбрать адекватную форму поведения, но эти его потенциальные качества реализуются только при наличии давления извне, стимулирующего соответствующую перемену.

Аттестация(от лат. attestatio — свидетельство) — комплексная оценка профессиональной деятельности учителя, цель которой — стимулирование роста квалификации посредством оценки знаний преподаваемого предмета, методики обучения и воспитания детей.

* В пособии использованы материалы, подготовленные в рамках проекта «Разработка концептуальных основ проектирования модели аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений и ее апробация в субъектах Российской Федерации в условиях введения новой системы оплаты труда» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № П42 от 19 мая 2006 г.). Научный руководитель — д-р эконом, наук, д-р пед. наук, проф. А.Л. Денисова.

В современных условиях аттестация рассматривается как процесс, необходимый для создания в системе образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирования его творческого поиска, утверждения перспективных подходов, технологий, систем отношений в педагогическом процессе.

—стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

—установление соответствия между качеством предоставляемых образовательных услуг, результатами профессиональной деятельности и оплатой труда;

—управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.

Основным объектоматтестации становится установление соответствияуровня профессиональной компетентности специалиста заявленной квалификационной категории.

Профессиональная компетентностьрассматривается, с одной стороны, как критерий качества профессионального обучения и профессиональной деятельности, с другой — как оценка качества выполнения трудовых функций, соблюдения культуры труда и межличностных коммуникаций, умения инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовность к принятию решений, адаптивной устойчивости к динамике внешней среды.

Квалификационная категория— соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Комплексная экспертиза (квалификационные испытания)— комплекс мероприятий по подготовке, проведению оценки уровня квалификации, профессиональных знаний и уровня продуктивности (результативности) практической деятельности, а также выявлению условий для перевода педагогического работника на более высокий уровень деятельности в результате оценки степени соответствия достигнутого уровня нормативному и требованиям времени.

Нормативно-правовое обеспечение аттестации учителей-логопедов образовательных учреждений

При подготовке данного пособия авторы руководствовались федеральными документами, регламентирующими процесс и процедуры аттестации педагогических работников. В конкретных регионах на основании общефедеральных нормативных актов могут быть разработаны и реализованы локальные нормативные акты, регулирующие аттестационные процедуры с учетом специфики образовательной политики на местах и не противоречащие основным положениям федеральных документов.

К ним могут быть отнесены:

—положение о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

—положение о главной аттестационной комиссии по аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

—положение об экспертной комиссии при аттестационной комиссии;

—методические рекомендации по практической реализации положения о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

—технологии оценки профессионального потенциала и продуктивности деятельности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений для аттестации данных работников.

Должностные обязанности учителя-логопеда и требования к его квалификации по разрядам оплаты утверждены в Постановлении Министерства труда Российской Федерации от 17 августа 1995 г. № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» (с изменениями, внесенными постановлением Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65 «О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации»*).

Учитель-логопеддолжен знать: Конституцию и законы РФ; решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно-методическую литературу поработе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

8-й — высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;

9-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет, или II квалификационная категория, или высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);

13-й — I квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);

14-й — высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях).

Квалификация руководящих и педагогических работников (определение уровня образования и стажа работы) при установлении разрядов оплаты труда на основе

* Образование в документах. 2001. № 12. С. 4—25.

Единой тарифной сетки и уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории определяются по показателям, предусмотренным нижеприведенными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам).

Определение уровня образования*

Уровень образования работников образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании.

Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (о наличии высшего дефектологического образования), педагога-психолога.

Высшее дефектологическое образование определяет диплом государственного образца об окончании педагогических институтов (университетов) по специальностям:

—коррекционная педагогика и специальная психология
(дошкольная);

—дефектология (логопедия, тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицами с высшим профессиональным образованием по окончании спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 ч.

Определение уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории**

Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений определяется при их

* Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам). Приложение № 3 к письму Минобразования РФ от 29 марта 2001 г. № 20-52-1350/20-5.

** Там же.

аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 26июня 2000г. № 1908,зарегистрированным в Минюсте России 24 июля 2000г., регистрационный номер № 2322(далее — Положение о порядке аттестации).

Педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую, высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года — для II квалификационной категории, не менее 2 лет — для I квалификационной категории и не менее 3 лет — для высшей квалификационной категории, отвечать требованиям предыдущей квалификационной категории и раздела ТКХ «Должен знать».

В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности работников образования (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности (устойчивым результатам деятельности).

Уровень профессиональной компетентности педагогических работников для присвоения II квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация — знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования в области основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии, содержания базового компонента преподаваемого предмета, методик обучения и воспитания;

профессионализм — умением создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе, применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников); основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников);

продуктивность практикой работы, способствующей сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог;обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников ДОУ), соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и рассматриваемого как высокий в данном образовательном учреждении.

Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении I квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики; владением в совершенстве базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам; уровнем теоретических знаний, позволяющим педагогу вести преподавание на различных уровнях;

профессионализм — умением учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса; способностью решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ; применением в практической деятельности современных педагогических технологий, элементов технологий педагогики развития личности, методик анализа учебно-методической работы по предмету;

продуктивность — обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме ДОУ), являющегося высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).

Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении высшей квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация — освоением новейших достижений педагогической науки и практики, профильной области знаний; творческим решением практических задач;

профессионализм — умением осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; созданием условий для peализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками); применением в практической деятельности исследовательских и опытно-экспериментальных методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса, приемов планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников);

продуктивность — обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта Российской Федерации, федерального ведомственного органа управления образованием.

Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Письмо Минобразования России от 22 апреля 1997г. № 23/146.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

Примерные тесты для учителей-дефектологов

1.Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен – это .

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

2.С какими предметными областями специальной педагогики наиболее связаны следующие отрасли медицинских знаний: отоларингология, офтальмология (исключите лишнее)

3.Закончите предложение, выбрав наиболее точный вариант. “В специальной педагогике применяются . “

А) только специальные методы воспитания и обучения;

Б) как общепедагогические, так и специфические методы обучения и воспитания;

В) только наглядные методы;

Г) только методы словесного обучения.

4.В специальной педагогике, наряду с другими, выделяют следующий принцип организации коррекционно-образовательного процесса:

Б) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов;

В) коррекционно-компенсирующей направленности;

Г нет правильного ответа.

5.Личность ребенка, имеющего особые образовательные потребности, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной педагогике – это

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

6.С какой целью в содержание специального образования включены специфические учебные предметы:

А) для формирования представления о необходимом уровне образования;

Б) для преодоления последствий первичных нарушений развития;

В) для организации индивидуального подхода к детям;

Г) специальные предметы не включаются.

7.Процесс и результат предоставления человеку с ограниченными возможностями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии – это.

8.Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии – это

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

9.Задачами специальной педагогики являются:

А) изучение социологических проблем, связанных с интеграцией;

Б) изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей;

В) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии;

Г) все ответы верны.

10.К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся:

А) замедленное и ограниченное восприятие;

Б) недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

В) пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире;

Г) все ответы верны.
Ответ: Г

11.Интегрированное обучение означает:

А) совместное обучение детей с отклонениями и без отклонений в едином образовательном пространстве;

Б) обучение в системе учреждений дифференцированного обучения;

В) раздельное обучение в соответствии с диагнозом;

Г) все ответы верны.

12.Какая группа детей с отклонениями в развитии в настоящее время не выделяется в
отдельную категорию:

А) с нарушением зрения;

Б) с умственной отсталостью;

В) с психоэмоциональными нарушениями;

Г) дети с синдромом Дауна.

13.Для преодоления недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми
образовательными потребностями:

А) вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, вводятся пропедевтические разделы;

Б) дети направляются на надомное обучение;

В) уменьшаются сроки обучения в образовательном учреждении;

Г) нет правильного ответа.

14.Укажите видовой порядковый номер школ (интернатов) для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата

15. Основанием для организации надомного обучения детей-инвалидов является заключение:

Б) медицинского учреждения;

16. Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:

А) это нарушение познавательных возможностей детей-дошкольников;

Б) это стойкое физическое нарушение;

В) это стойкое нарушение деятельности основных анализаторов;

Г) это стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

17. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает в себя следующие состояния:

А) олигофрения, деменция;

Б) задержка психического развития;

В) педагогическая запущенность;

Г все ответы верны.

18. Сравните понятия “умственно отсталые дети” и ” дети- олигофрены”

А) одно является частью другого;

Б) обозначают разные категории;

В) используются в разных областях;

19.Согласно международной классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), умственная отсталость включает несколько степеней снижения интеллекта. Укажите их верное количество:

20.В соответствии с наиболее распространенной клинико-педагогической классификацией олигофрении, предложенной М.С.Певзнер, наряду с олигофренией неосложненной формы, олигофренией с нарушением функций анализаторов выделяют:

А олигофрению с преобладанием процессов возбуждения или торможения;

Б олигофрению с психопатоподобным поведением;

В олигофрению с выраженной лобной недостаточностью;

Г все ответы верны.

21.Экспериментальные исследования умственно отсталых детей позволили выделить следующие особенности высшей нервной деятельности: слабость замыкательной функции коры головного мозга, недостаточную дифференцированность условно-рефлекторных связей. (укажите недостающие)

А) нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем;

Б) преобладание охранительного торможения;

В) инертность нервных процессов;

Г все ответы верны.

22.В ходе выполнения задания умственно отсталые дети обычно руководствуются:

А) задачей в целом;

Б) далекой перспективой;

В) близкими мотивами;

С) все ответы верны.

23.Умственно отсталые дошкольники лучше запоминают материал в следующей последовательности: (укажите правильный ряд)

А) реальные предметы – слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы;

Б) слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы – реальные предметы;

В) картинки, изображающие предметы – реальные предметы – слова, обозначающие предметы;

С) реальные предметы – картинки, изображающие предметы – слова, обозначающие предметы.

24. Экспериментальное изучение самооценки у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее:

Б) неадекватность в сторону занижения;

В) неадекватность в сторону завышения;

Г не исследовалась.

25. К «ядерным» признакам умственной отсталости, согласно Л.С.Выготскому следует
отнести:

А отставание в моторном развитии;

Б недоразвитие высших психических функций;

В дефицит любознательности, плохую восприимчивость ко всему новому;

Г нет правильного ответа.

26. Принципами организации занятий с умственно отсталыми дошкольниками являются:
многократная повторяемость программного материала.. (укажите недостающее)

А частая смена видов деятельности;

Б обеспечение переноса усвоенного в новые условия;

В обеспечение игровой формы занятий;

Г все ответы верны.

27.Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется:

А) в продуктивных видах деятельности;

Б) в трудовой деятельности;

В) во всех видах деятельности;

28.Среди умственно отсталых детей дошкольного возраста по уровню развития речи можно выделить

А) совсем не говорящих;

Б) с малым запасом слов;

В) с набором «речевых штампов»;

Г) все ответы верны.

29.Перспектива развития детей с умственной отсталостью определятся:

А) глубиной имеющегося недоразвития;

Б) структурой нарушения;

В) своевременностью начатой коррекционной работы;

Г) все ответы верны.

30. Нецензовый характер носит образование, получаемое умственно отсталыми детьми в
специальной коррекционной школе:

31.Основная задача учреждений для детей с диагнозом умственная отсталость в умеренной степени:

А) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов общеобразовательной школы;

Б) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов вспомогательной школы;

В) привитие навыков самообслуживания, воспитание адекватного поведения, формирование

элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков;

С) усвоение знаний, соответствующих программе всех классов вспомогательной школы.

32.К субъективным методам обследования слуха относятся (выберите не верный вариант ответа):

А) анализ слуховых вызванных потенциалов;

Б) пороговая тональная аудиометрия;

В) обследование с помощью шепотной н разговорной речи;

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 28939 | Нарушение авторских прав

Читайте также:  Использование метода БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида
Ссылка на основную публикацию