Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика в стихах

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и координировано.

Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов, используют специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой.

Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — “жарко” закрыть рот — “холодно”

Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу и спрятать в рот

Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны “почистить” поочередно нижние и верхние зубы

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — “орешки”.

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

  • Логопедическая ритмика
  • Дизартрия
  • Пальчиковая гимнастика
  • Художественное слово для обучающих и совместных игр с детьми
  • Комментарии блога
  • Комментарии ВКонтакте

Здравствуйте,моему ребенку 7 лет а разговаривает на уровни 5-ти летнего нам ставят выраженное растройство экспрессивной речи нпри дизартии.Краевые специалисты дали рекомендации перечня показаний для направления на МСЭ а местные в составе (заведущей невролога психиатра) сказали что у нас всё хорошо,но насколько я знаю коммисия на МСЭ не решается заведущей.Подскажите пожалуйста куда мне обратится ивообще с таким диагнозом положена инвалидность?

Если краевые специалисты Вам рекомендовали МСЭ, а местные отказывают, то рекомендую получить письменный отказ у заведующей почему не положена инвалидность и с этим отказом идти в горздрав. Думаю, что ситуация очень изменится.

Дифференциация гласных Ж-Ш
методическая разработка по логопедии на тему

Цели: – учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж по глухости-звонкости в слогах, словах и предложениях; – совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов; – развивать зрительное и слуховое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_glasnyh_zh-sh.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация ж — ш в словах

1. Прослушайте слова. Определите наличие и место в этих словах звуков ж, ш. Запишите соответствующие буквы.

а) шум, жук, жаба, жила, шила, шапка, шуба, шаг, жал, шаги, шумел, журчал, шпагат, штанга, шлак, жнейка, шалун, ждал, штаны, жалел

б) кошка, мошка, лужа, лыжи, кожа, межа, мешал, мешок, кожаный, крошка, стрижи, сторожил, пешеход, кружил

2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. Устно составьте предложение с каждым словом.

шар — жар шито — жито жили — шили шарить — жарить

шаль—жаль шить—жить жали—шали крушить—кружить

шила — жила шалить — жалить уши — ужи Луша — лужа

3. Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков ж, ш в названиях картинок.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, этажи, галоши, крыжовник.

4. Прослушайте слова. Определите в них наличие и место звуков ж, ш. Составьте схемы слов. Запишите буквы ж, ш над соответствующим слогом.

школа, лыжник, стужа, крыша, калоша, машина, жираф, рыжие, мешок, воробышек, жеребенок, каждый, важный, пушинка, гребешок

5. Аналогичное задание по картинкам. (Логопед не произносит название картинки, а только ее показывает. Используются картинки предыдущих заданий.)

6. Послушайте слова, запишите слоги с буквой ж или ш.

жало, шило, жили, шили, шали, шарик, жуки, шары, жевать, шагать, живой, Женя, шея, жара, ножи, ноша, хороши, хороша, бужу, ношу, вожу, лыжи, Маша, груши, ландыши, хорошо, машина, мешочек, ежиха, вешали, абажуры, медвежонок, ежевика, мышиная, дюжина, ножики, уважение, мешанина, умножение, движение, желток, журнал, штопка, жатва, штопанье, жабры, школа, штука, жирный, жернова, штучка

7. Прослушайте слова. Назовите слоги с ж, ш. Запишите слоги в две строчки: в одну — с буквой ж, в другую — с буквой ш. (Используются слова предыдущих задании.)

8. Вставьте в слова недостающий слог ша или жа. Запишите эти слова.

ка. Ми. лап. мы. та

9. Вставьте в слова недостающий слог жи или ши. Запишите эти слова.

мы. кры. поло. ма. на

лы. вож. дока. дю. на

но… ска… напи… лу…ца

лу… сло… эта… поло…ла

ма… стри… клави… ма…нист

10. Вставьте в слова недостающий слог жу или шу. Запишите эти слова.

ви. сту. воро. ми. ра

но. гля. поло. на. мел

пи. про. нака. пи. щая

си. ска. напи. вя. щая

ре. спе. дока. . мели

ле. сло… удер. . равли

11. Закончите слово, добавив слог жок или шок. Произнесите слово целиком, запишите.

ме. пу. пры. лу. малы. пиро. утю. вер. творо. лапу. сто. сапо. сне. пету. коре. сти. пасту. кру. фла.

12. Измените слова по образцу: водил — вожу, писал — пишу.

водил—. кружил—. сказал— .

писал— . махал— . спешил— .

носил— . служил— . возил— .

сидел— . положил— . сушил— .

13. Выпишите слова в три столбика: в первый — с буквой ж, во второй — с буквой ш, в третий — с буквами ж, ш.

лежит, пишет, кружит, машет, положишь, жалеешь, жакет, дружно, живешь, калоша, кружева, ужинаешь, катушка, крыжовник, окошко, душ, держишь, режешь, журавль, душно, лошадь, должна, ждешь, лужайка, жуки, лукошко, окошко

14. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните букву ж желтым карандашом, ш — черным.

а) . уба, . ук, . ум, кра. а, . ивой, ви. ня, вра. да, ли. ний, булы. ник, умно. ение, ве. алка, пе. ка, сло. ение, дви. ение, дол. ен, ти. е, бли. е, творо. ники, . ирный, бума. ный, . поры, . палы, кры. овник, эта. ерка

б) . а. ки, мо. е. ь, . ур. ал, . иве. ь, ле. и. ь, . тани. ки, . ари. ь, ма. е. ь, . ме. ь, . ур. ит

15. Измените слово так, чтобы после согласных ж. ш появился гласный. Назовите и подчеркните последний слог. Вспомните правило «Оглушение звонких согласных в конце слова».

Образец: малыш — малы ш и.

багаж—. голыш—. уж—. стриж— .

этаж— . нож— . ковш— . мышь— .

сутаж— . ёж— . морж— . пляж— .

шалаш — . чиж — . мираж — . витраж — .

16. Измените слово так, чтобы после согласных ж, ш появился гласный. Вспомните правило «Оглушение звонких согласных в середине слова». Подчеркните гласную после букв ж, ш.

Образец: кружка — кружечка.

подушка— . матрешка— … ложка—. плошка—.

подружка— . рогожка— … мошка—. стежка—.

лягушка— . старушка— . стружка—. мушка—.

кошка— . стрижка— . крышка—. пышка—.

пробежка— . кружка— . окошко—. катушка—.

17. Вставьте в слова пропущенные буквы ж или ш. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, стоящую после буквы ж или ш, в проверочных словах.

поду. ка, подру. ка, доро. ка, моро. ка, но. ка, луко. ко, ов…ра. ки, ладо. ки, сере. ки, кро. ки, бума. ка, руба. ка, сторо. ка, кры. ка, избу. ка, рома. ка, варе. ка, лепе. ка, сапо. ки, игру. ки, пиро. ки

18. Прослушайте начало стихотворения, ответьте на вопрос: что еще было в кармашке у Жени? Названные слова пишите по слогам. (Логопед требует называть слова с ж или ш. При затруднении детей логопед может предложить картинки.)

Чего только нет у Жени в кармашке?

Винтики, гвоздики, нитки, бумажки.

Приблизительный перечень картинок: желудь, катушка, железка, шпулька, карандаш, ножик, машинка.

19. Ответьте на вопросы одним словом. Ответы запишите. Подчеркните буквы ж, ш. Трудные слова пишите по слогам.

Кто написал «Сказку о золотой рыбке»?

Какая ягода растет на колючих кустах?

Что вешают на елку?

Кто боится кошки?

Кого боится мышка?

Что вяжет кружевница?

Кто квакает в болоте?

20. Отгадайте загадки, запишите отгадки, подчеркните буквы ж, ш. Выпишите из текста загадки слова с буквами ж, ш.

Методические указания. Логопед может написать загадки на доске или на индивидуальных карточках. У каждого учащегося должно быть по две загадки.

Бегут по дорожке

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Под соснами, под елками

Лежит клубок с иголками.

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

А с водой не знается.

Что копали из земли, Держась рукой за тросточку,

Жарили, варили? Тебя давно я жду.

Что в золе мы испекли, Ты съешь меня, а косточку

Ели и хвалили? Зарой в своем саду.

Отгадки: лыжи, ежик, матрешка, плюшевый мишка, кошка, дождь, картошка, вишня.

Методические указания. Логопед предлагает ученикам: а) начертить графическую схему услышанного слова и надписать букву ж или ш над соответствующим слогом; б) писать слова, деля их на слоги; в) писать слова, проговаривая их по слогам.

а) крышка, журавли, игрушки, лужайка, окрошка, железный, жеребенок, шалунишка, пружина, верхушка, хлопушка, кружили, шалили, бежали

б) осторожно, штанишки, горошина, лужайка, рубашка, карандаш, шумный, медвежий, бережно, бережок, горбушка, сторожка, старушка

в) подушка, машина, коршун, ждали, жадный, каждый, шкура, кружка, лапша, стужа, шуршать, жажда, шашки

Методическое указание. Логопед пишет три-четыре слова на доске. Ученики читают эти слова. Слова закрывают. Ученики пишут их по памяти. Затем логопед открывает слова, написанные на доске, и предлагает ученикам проверить выполненную работу.

Приблизительный перечень слов: кружева, багаж, ландыш, уж, этаж, шалаш, камыш, дедушка, пирожки, ложка, бабушка, ромашка, дорожки, рубашки, воробушки.

Запись слов по картинкам

(Логопед показывает картинки, не называя их, ученики записывают их название.)

Перечень картинок: лыжи, лягушка, флажки, шапка, подушка, ежик, шишка, кружок, жеребенок, журавль, жираф, шарф, прожектор.

Дифференциация ж — ш в предложениях

1. Запишите предложения, изменяя слова по образцу.

а) я жду — ты ждешь; я покажу — ты покажешь; я лежу — ты лежишь

я жду—. я покажу—. я режу—. я жарю—.

я жму — . я мажу — . я уважаю — . я лежу — .

я жую — . я жалею — . я держу — . я дежурю — .

б) ты режешь — я режу

ты режешь — . ты жаришь — . ты ужинаешь — .

ты мажешь — . ты лежишь — . ты сидишь — .

ты жалеешь—. ты держишь—. ты глядишь—.

2. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания.

3. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся предложения. Подчеркните буквы ж, ш разными карандашами.

б) жнейка шуршат

4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите получившиеся предложения.

Мама купила новую . .

Нам . расставаться с летом.

У зайца длинные . .

. совсем не опасны.

. -были старик со старухой у самого синего моря.

К новогоднему балу ребята сами . себе костюмы.

Женя . на уроках.

После дождя большая . .

. надела шерстяную шапку.

5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложение. Подчеркнуть буквы ж, ш разными карандашами.

большой мешок жадный медвежонок крошечный мышонок

свежий творожок жёлтый кружок кожаная шапка

шустрый жеребенок живой уголок небольшой снежок

страшное сражение жирное жаркое нужные машины

6. Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках. Подчеркните буквы ж, ш.

Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.

7. Закончите предложения по картинкам. Запишите получившееся четверостишие.

И во ржи — ни души.

Картинки: мыши, ежи, камыши.

8. Спишите пословицы и поговорки, деля слова на слоги. Подчеркните буквы ж, ш..

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Как поживешь, так и прослывешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Лежа хлеба не добудешь.

Раз обожжешься, второй остережешься.

(Логопед объясняет смысл пословиц и поговорок. Затем предлагает ученикам выучить и записать по памяти любую пословицу.)

9. Вставьте в предложения пропущенные слова. Запищите получившиеся предложения целиком.

Весь день лил проливной . . Я на камушке сижу и в руках блокнот . . Я пришью ему новые . , он опять побежит по . . Тише, . кот сидит на нашей . . Эти ребята не ссорятся, они всегда играют . . Октябрята— . ребята.

10. Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами ж или ш. Проверьте согласные ж, ш в середине слова.

В болоте квакала . . Маша и Жанна — хорошие . . Миша пил молоко из . . Бабушка печет вкусные . . Кошка ловит . . Мышка боится . . Суп едят . .У портнихи ровная . . Забавная игрушка — . . Туристы воду носят во . .

Слова для справок: лягушка, подружки, кружки, пирожки, мышку, кошки, ложкой, стежка, матрешка, фляжке.

11. Вставьте в слова пропущенные буквы ж или ш.

Ребяти. ки побе. али к ма. ине. . еня вя. ет деду. ке . акет. Ко. ка ле. ит на ле. анке. В . ивом уголке . ивут мы. и. . ура . ивет около . колы. По. арные поту. или по. ар. Ма. ина бабу. ка . ивет на втором эта. е. Ребяти. ки бе. али по лу. айке.

На теле. ке ле. али ме. ки. Ми. а поло. ил кни. ку в . каф. Бабу. ка набрала луко. ко кры. овника. . еня . ьет Ната. е ме. ок для кало. . . кольники дол. ны . ить дру..но. . анна и Сере. а поло. или е. а в . апку. Да. а уронила фла. ок в лу. у.

12. Вставьте в слова пропущенные буквы ж, ш. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните проверочную гласную.

На столе стоит кру…ка. В глаз попала мо. ка. На теле. ке я во. у траву. Деду. ка . ивет в сторо. ке. Сторо. ка стоит на опу. ке леса. Вот и верба нарядилась в белые сере. ки. Далеко на озере квакает лягу. ка. Петя сделал . есть фла. ков. Метель заметает доро. ки. Сбросили рома. ки белые руба. ки.

13. Составьте из данных слов предложения. Подчеркните в них буквы ж, ш.

Чижик, в, Маша, у, клетка. В, ужи, трава, шуршат. На, выбежали, школьники, дорожка, беговая. Гриша, желтого, жука, нашел, дорожка, на. По, жеребенок, лужайке, бежал, рыженький. Каникулы, школьные, приближаются, уже.

Шарик, уши, вдруг, насторожить. Он, слышать, чужого, шаги. У, Маша, живут, ежи. Намокла, дождя, от, одежда. Мы, и, желуди, нашли, в, положили, мешок. Женя, желтым, раскрашивает, карандаш, кружок.

14. Ответьте на вопросы полным предложением. Запишите свои ответы.

Как называют кошку, лошадь, собаку?

Что кладут в книжный шкаф?

Чем режут бумагу?

У какого животного самая длинная шея?

Какие птицы курлычат?

Как называется верхняя часть одежды у мальчика?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж

1. Повтори изолированные звуки Ш — Ж.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ш — Ж, рекомендуется использовать картинки-символы: Ш – змея, Ж – жук.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ш – Ж.

ша – жа шо – жо шу – жу ши – жи

жа – ша жо – шо жу – шу жи – ши

3. Повтори слоги, где звуки Ш – Ж находятся между глас-

аша – ажа оша – ожа уша – ужа иша – ижа

ашо — ажо ошо – ожо ушо – ужо ишо – ижо

ашу – ажу ошу – ожу ушу – ужу ишу – ижу

аши – ажи оши – ожи уши – ужи иши – ижи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

шна – жна шно – жно шну – жну шны – жны

шни – жни шне – жне шнё – жнё шня – жня

шма — жма шмо – жмо шму – жму шмы – жмы

шми – жми шме – жме шмё – жнё шмя – жня

шва – жва шво – жво шву – жву швы – жвы

шви – жви шве – жве швё – жвё швя – жвя

5. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в начале слова.

шито – жито шутка – жутко шить – жить

шитьё – житьё шесть – жесть шар – жар

шаль – жаль шалить – жалить шалость – жалость

шесток – жесток шарь – жарь шила – жила

6. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в середине
слова.

уши – ужи машет – мажет тушить – тужить

паши – пажи нашить – нажить вышивать – выживать

каша – кожа крушить – кружить нашивка – наживка

брошу – брожу машешь – мажешь пышный – книжный
сушу – сужу прошил – прожил перешить – пережить

7. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в одном слове.

Пожнёшь, уважаешь, дождёшься, ждёшь, живёшь, жуёшь, покажешь, обижаешь, можешь, убежишь, жуж­жишь, ожидаешь, поможешь, нажмёшь, жнёшь, ужина­ешь, поджидаешь; режешь, лижешь, жалишь, журчишь, жалеешь, держишь, дрожишь, уложишь.

8. Повтори словосочетания.

книжный шкаф бабушкин жакет жидкая каша

нижний этаж бумажный мешок кожаный башмак

вышитый манжет важный петушок Женина шапка

кожаные башмаки жадный Гоша Машина пижама

кожаные сапожки ушастый ёжик душистый жасмин

свежая пышка тяжёлый мешок большой жук

дружные ребятишки жёлтый карандаш шёлковая пижама

тяжёлая кадушка прилежная швея железный жбан

9. Повтори пословицы и поговорки.

Лёжа хлеба не добудешь.

Кто ходит больше, тот живёт дольше.

10. Повтори предложения.

Три слова. Даша кушает ежевику. Женя подшивает ман­жеты. На опушке пижма. Маша шьет пижаму. Детё­ныш ежа – ежонок. Даша утюжит капюшон.

Четыре слова. Я хожу по опушке. У Жени мешок пше­на. Бабушка вяжет дедушке жакет. Даша покупает новую одежду. Кошка бежит за мышкой. За окош­ком идёт дождь. Одежда висит в шкафу. Ножницы лежат на шкафу. Бабушка вышивает нежные сне­жинки.

Пять слов. На ужин каша и ежевика. В книжном шкафу много книг. Миша ждёт Жанну у дома. Кожаный жа­кет вешают в шкаф.

Семь слов. У Маши и Жени книжка о ежах. Маша и Женя живут на шестом этаже.

Дифференциация звуков

Дифференциация звуков III — Ж

11. Повтори и отгадай загадку. Одежды не шью, а ткань тку. (Паук) 12. Повтори стихи и чистоговорки*.

13. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ш – Ж. Перескажи рассказы. Диалог – На каком ты живёшь этаже, Маша? – На пятом. – А ты на каком живёшь этаже, Даша? – На девятом. Кошка Маша Кошка Маша тихо идёт к вишне. Она видит на ветке жука. Жук жужжит: «Жу-жу-жу». Жанна шутит: «Маша, тоже умеешь жужжать?» «Мяу!» – важно мяукает кошка.

* Автор всех стихотворений, чистоговорок и рассказов, приведенных в разделах 10-13, – А. Хмелёва.

Кушай жито, петушок! У меня его мешок.

Жу-жи-жи, жу-жи-жи, От ежей «бегут» ужи. Жу-жи-жи, жу-жи-жи, Не догонят их ежи.

Бежит ёжик, бежит ёжик, Мне не видно его ножек. – Ножки, ёжик, покажи! Бежит ёжик в камыши.

Кто шумит в камышах?

Кто шумит в камышах? Не пойму я никак. Может, там шумит мышонок? Может, там шумит ежонок? Нет мышонка в камышах. Нет ежонка в камышах. Кто шумит в камышах? Не пойму я никак.

Под дождём квакушка Моет шею и ушки.

На машинке новой шьём Мышкам мы штанишки. Медвежатам мы нашьём Новые манишки.

У GJK3. GJK3.TQ.J

У мышки – мышата,

У кошки – котята.

Кто шумит? Кто жужжит?

Камыш шумит Шу-шу-шу, А жук жужжит Жу-жу-жу. Камыш шумит, Шумит, шумит, А жук жужжит, Жужжит, жужжит.

Разговор

– Твоя мама ежиха?

– А моя мама мышка.

– Мама ждёт меня на ужин. Побегу, мне ужин нужен.

Кукла Женя

У Жанны бумажная кукла Женя. У Жени бумажная шубка, штанишки и шапка. Жанна надевает на Женю эту одежду. А Мишутке Жанна шьёт одежду на машинке. Ей помогает Mania.

Почему квакушка любит дождь?

Бегут животные от дождя – кто куда. Еж бежит под ши­повник, мышка под вишню, жук под камешек. Одна квакуш­ка под дождём квакает: «ква-ква-ква». Поквакает, поквака-ет, отдохнёт и опять: «ква-ква-ква». Ведь дождь квакушке как душ, вот и напевает она: «ква-ква-ква, да ква-ква-ква».

Повтори скороговорки.

Однажды шёл дождик дважды.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шьёт кошка на окошке жакет Тимошке. (А. Хмелёва)

Кошка жадная тушёнку У жита пташка,

Не даёт коту, котёнку. У жита и мышка.

А. Хмелёва А. Хмелёва

Маша живёт этажом выше, Пообедаешь у бабушки,

Жанна живёт этажом ниже. Побежишь к дедушке
А. Хмелёва И поужинаешь.

Ежедневно Маша Нам готовит кашу

Нам готовит кашу. Ежедневно Маша.

24 Дифференциация звуков

Дифференциация звуков С – Ш 25

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СШ

1. Повтори изолированные звуки.

Дифференцируя изолированные согласные звуки С — Ш, рекомендуется использовать картинки-символы: С – насос, Ш – змея.

2. Повтори прямые слоги со звуками С – Ш.

са – ша со – шо су – шу сы – ши

ша – са шо – со шу – су ши – сы

3. Повтори обратные слоги со звуками С – Ш.

аш — ас ош – ос уш – ус иш – ис

еш – ее ёш – ёс юш – юс яш – яс

4. Повтори слоги, где звуки С-Ш находятся между глас­
ными.

аса – аша оса – оша уса – уша ыса – ыша

асо – ашо осо – ошо усо – ушо ысо – ышо

асу – ашу осу – ошу усу – ушу ысу – ышу

асы – аши осы – оши усы – уши ысы – ыши

5. Повтори слоги, где гласные находятся между соглас­
ными С – Ш.

саш – шас сош – шос суш – шус сыш – шис

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сна – шна сма – шма сва – шва ска – шка

сно – шно смо – шмо сво – шво ско – шко

сну – шну ему – шму сву – шву ску – шку

сны – шны смы – шмы свы – швы скы – шкы

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст – ашт аск – ашк ост – ошт оск – ошк

уст – ушт уск – ушк ыст – ышт ыск – ышк

ист – ишт иск – ишк ест — ешт еск – ешк

ёст – ёшт ёск – ёшк юст – юшт юск – юшк

8. Повтори слова, где звуки С – Ш находятся в начале слова.

сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки
стык – штык сытый – шитый сайка – шайка

суд – шут сов – шов спит – шипит

споры – шпоры стиль – штиль соли – шали

9. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в середине слова.

ириска – Иришка миска – мишка киски – кишки посол – пошел

усы – уши маска – Машка масса – Маша

пески – пешки усат – ушат

басенка – башенка каска – кашка

басня – башня пасу – пашу

носить – нашить миска – мышка

пасли – пошли просить – прошить просо – Проша

10. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в конце слова.

нас – наш кис – кыш мыс – мышь

вас – ваш брось – брошь плюс – плюш

11. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в одном слове.

Сушка, Саша, пушистый, шоссе, машинист, шахматист, пастушка, пастушок, сушу, Сашенька, стишок, сынишка, скошу, душистый, сушёный, шествие, пустышка, смешная, шанс, шест, шествие, шесток, суша, сушить, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешка, спешить, веснушки, Сашка, путе­шествие; солнышко, сошёл, послушный, распушил, шелест,. старушка, расшумелся, сплошной.

пушистая кошка высокая башня сухие штанишки пастушья сумка бабушкин сундук мышиный писк квашеная капуста косолапый мишка острый шип
смешная шутка шахматная доска сытый мишка вишнёвый сок смешная маска пустой мешок сухой капюшон школьная доска смешные потешки

12. Повтори словосочетания.

сосновая шишка сонная кошка Сонина шуба высокий шест Яшины сани душистый куст пышное тесто душистое сено шёлковая косынка

13. Повтори предложения.

Три слова. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шиш­ки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вы­тягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Четыре слова. У Наташи сын Саша. Саша спешит к ба­бушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт анана-

26 Дифференциация звуков

совый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из мис­ки. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косын­ку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Пять слов. Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стае насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под вы­соким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кош­ка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шес­те. Саша спешит к автобусной остановке.

Шесть слов. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба вес­ной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высо­кой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Семь слов. У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

Дифференциация звуков Ж-Ш для дошкольников. Речевой материал

Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Ш-Ж в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Уважаемые коллеги предлагаю вам в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Ш-Ж. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Пальчиковая игра “Пальчики-колечки”
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Пальцы в колечки будем сгибать,
В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.
Будут пальцы помогать
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Слова и слоги называть!
В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.
ША-ЖА-ША
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
ШАРИК-ЖАБА-И ЛАПША,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
Жа-ШИ-ЖА,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
ЖАР-МАШИНА-И МЕЖА,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
ШИ-ЖИ-ШИ,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
УШИ-ЛЫЖИ-МАЛЫШИ,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
ШИ-ЖИ-ШИ,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
НОЖИК-ШИНА-ЭТАЖИ.
Делаем аналогично с пальцами левой руки.

“Угадай-ка”
Взрослый предлагает ребенку отгадать какой звук слышится в слове – Ж или Ш. Услышав слово, ребенок должен показать соответствующую букву – Ж или Ш. Если ребенок еще не знает букв, то их можно заменить на картинки Змейки (Ш) и Жука (Ж).

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

– животное, школа, мороженное, машина, шар, жаба, прибежали, лыжи, швея, бабушка, нашел, желтый, положил, лежал, Шура, журавль, мышка, жирный.

“Закончи слово в предложении”
Необходимо добавить слог ШИ или ЖИ в конце предложения.
В садик ходят малы. (ШИ).
У мамы острые но. (ЖИ).
В лесу бегают е. (ЖИ).
От дождя на дорогах лу. (ЖИ).
У зайца длинные у. (ШИ).
В подвале живут мы. (ШИ).
Мы зимой берем санки и лы. (ЖИ).
У башен красивые кры. (ШИ).

Необходимо добавить слог ШУ или ЖУ в конце предложения.

Я быстро хо. (ЖУ).
Я на дереве си. (ЖУ).
Я свет ту. (ШУ).
Я листики в саду нахо. (ЖУ).
Я письмо пи. (ШУ).
Я птицу на дереве ви. (ЖУ).
Я утром братика бу. (ЖУ).
Я маме рукой ма. (ШУ).

“Отгадай загадки”
Ищет в лесу шишки
Косолапый . (мишка)

Он на дереве сидит,
“Жу-жу-жу” всегда твердит . (жук)

Кошку боится,
В норку стремится
Серенький зверек.
Угадать его ты смог? (мышка)

Бежит колючий клубок,
Колючками на елку он похож.
Ну, конечно, это – . (еж)

Хвост с узорами,
Ноги со шпорами,
Борода и гребешок.
Кто же это? (петушок)

Длинные ноги, длинная шея,
Мы не видали зверя длиннее,
Ходит он, голову сильно задрав,
С длинною шеей пятнистый . (жираф)

Живет на болоте зверушка,
Кругленькое брюшко.
Съест зверушка
И комара, и мушку . (лягушка, жаба)

Пальчиковая игра “День рождения Наташи”
Женя, Жанна, Маша, Даша –
Загибают пальчики на одной руке.
Поздравляли все Наташу.
Женин подарок – большущая книжка,
Загибаем пальчики на другой руке при назывании подарков.
Жаннин подарок – смешная мартышка,
Машин подарок – большой медвежонок,
Дашин подарок – рыжий котенок.
Как же рада наша Наташа
Подаркам Жени, Жанны, Маши и Даши!

Пальчиковая игра “”Грибы”
Миша шел, шел, шел,
Указательный и средний пальчики “идут” по столу.
Миша гриб нашел.
Имитируем гриб – ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.
Белый гриб на толстой ножке
Миша положил в лукошко.
Изображаем лукошко полусогнутыми пальчиками ладошки; имитируем как кладем гриб в лукошко.
Миша шел, шел, шел,
Указательный и средний пальчики “идут” по столу.
Снова гриб нашел.
Имитируем гриб – ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.
Красная шляпка в белый горошек,
Делаем хмурое лицо.
Миша раздавит этот гриб ножкой.
Имитирует, как “раздавит” – давим указательным пальчиком по столу.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»

Алёна Андреева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»

Тема: Дифференциация звуков [ж] – [ш]

Цель: Закрепить навык различения и самостоятельного употребления в речи звуков [ж] – [ш].

• закрепить навыки правильного различения на слух фонем [ж], [ш];

• закрепить правильное произношение [ж], [ш], в слогах, словах и предложениях;

• учить дифференцировать звуки [ж] – [ш]: (звонкий – глухой)

• закрепить правильное различение на письме букв Ж, Ш;

• развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

• развивать мелкую моторику (пальцы и кисти рук);

• развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.

• мягкие игрушки – гусь, жук

• 2 картонных домика с нарисованными буквами Ж и Ш

• карандаши по числу детей

• вязаная кукла би-ба-бо «Буратино»

• пазлы с буквами Ж и Ш

Ход занятия:

Логопед: Сейчас тот, на кого я укажу, придумывает слово со звуком [ш], говорит нам его вслух и садится на своё место (часть детей придумывает слова со звуком [ш] и садится за парту).

Дети: шапка, кошка, шуба, каша, шумит, камыш и т. п.

Логопед: А сейчас остальные, на кого укажу, придумывают слова со звуком [ж], произносят его вслух и садятся на своё место.

Дети: жук, журавль, кожура, пожар, морж, сажа и т. п.

Логопед. Хорошо. Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня вспоминать?

Дети: Звуки [ж] и [ш].

2. Игра «Найди домик для звука»

Логопед: Перед вами два домика. В одном домике живёт звук [ж] и на домике нарисована его буква – Ж. А в другом домике догадались, какой звук живёт?

Дети: Звук [ш].

Логопед: Правильно, как вы догадались?

Дети: На домике написана буква Ш.

Логопед: Хорошо. Сейчас я раздам вам карточки с рисунками. Посмотрите на них внимательно и определите, в названии каких предметов есть звук [ж] или звук [ш]. Помогите этим звукам найти свой домик. По одному подходите к домику, где живёт звук из вашего слова. И когда будете класть карточку в окошко, говорите вслух это слово, чтобы мы тоже проверили, правильно ли вы нашли домик для звука.

Дети: (кладут карточки в окошко и вслух называют слова).

Логопед: Ребята, чтобы хорошо встретить гостей, которые к нам пришли, нам произносить звуки [ж] и [ш], сделаем артикуляционную гимнастику (приготовим свои губы, зубы, язычок)

Дети: (повторяют упражнения артикуляционной гимнастики)

4. Упражнение на различение звонкого и глухого звука

Логопед: А теперь посмотрите – кто к нам в гости пришёл?

Дети: Гусь и жук.

Логопед: Верно. Послушайте,как шипит гусь и повторите за ним:

Дети: (повторяют).

Логопед:А теперь послушаем песенку жука:

Логопед: Положите руку себе на горлышко и почувствуйте, когда у вас горлышко дрожит – когда вы произносите звук [ж] или звук [ш]? Слушаем своё горлышко.

Дети: ш-ш-ш-ш-ш, ж-ж-ж-ж-ж. Горлышко дрожит, когда мы произносит звук [ж].

Логопед: Правильно.Вспомним наш стишок:

Если горлышко дрожит –

Значит, звонкий звук бежит.

Какой звук звонкий?

Дети: Звонкий звук [ж].

Логопед: А как мы назовём другой звук? Вспомним, как называется звук незвонкий?

Дети: Такой звук называется «глухой».

Логопед. Верно, звук [ш] – глухой.

5. Упражнение на выделение заданного звука из ряда других звуков. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Сейчас я назову звуки, а вы звонко хлопните в ладоши, если услышите звонкий звук [ж]. А если услышите глухой звук [ш] –закройте ушки руками:

ж – ш – ч – п – т – ш – щ – т – ж – з – с – ж – к – ш – ж – п –ш – ц – ж.

Дети: (выполняют задание логопеда).

6. Упражнение на развитие речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

Логопед: Ребята, я каждому положу на стол карандашик. Вы должны наклониться к столу и так сильно подуть на карандашик, чтобы он покатился по столу (прокатить 3 раза)

7. Закрепление дифференциации звуков [ж] и [ш] в слогах. Работа над просодикой (модуляции и сила голоса, интонация) .

Логопед: Гусь и жук разговаривают. Гусь спрашивает, а жук отвечает.Слушайте внимательно и повторяйте также:

Ша-жа-ша? (вопросит. интонация) Ша-жа-ша. (утвердит. интонация)

Дети: (повторяют за логопедом с нужной интонацией).

Логопед: А теперь жук сердится,а гусь его успокаивает:

Аж-аш-аж! (громко) Аж-аш-аж… (тихо)

8. Игра «Наоборот». Упражнение на дифференциацию звуков [ж] – [ш] в словах.

Логопед: Я буду подходить к вам и называть какое-нибудь слово. А вы должны внимательно послушать и изменить первый звук этого слова на [ш] или [ж].Например: Шар – жар. Слушайте внимательно.

9. Игра «Добавь слог» (с мячиком).

Логопед: Выйдите, пожалуйста, из-за своих столиков и встаньте на ковре в полукруг. Я буду кидать каждому мячик и называть часть слова, а вы ловите мячик и добавляете слог «жи» или слог «ши».Будьте внимательны:

10. Дифференциация звуков [ш] – [ж] в предложениях (потешки):

Логопед: Садитесь, ребята, за столики, и догадайтесь, кто пришёл нас позабавить-потешить?Отгадайте про него загадку:

Это что за очень странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный…

Логопед: Отгадали! (надевает на руку вязаную куклу би-ба-бо «Буратино»)

Буратино: Здр-р-р-авствуйте, др-р-р-узья! Принёс я вам потешки. Посмотрю-ка я сейчас, как вы хорошо и чётко их проговаривать будете.Повторите-ка за мной:

• Ша-ша-ша – наша Маша хороша

• Жа-жа-жа – увидели ежа

• Шо-шо-шо – Глаша пишет хорошо

• Жо-жо-жо – на улице свежо

• Шу-шу-шу – Саша кушает лапшу

• Жу-жу-жу – делим мы межу

• Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши

• Жи-жи-жи – точим мы ножи

• Ше-ше-ше – шепчет Паша в шалаше

• Же-же-же – иголки на еже

Буратино: Отдохнём немножко и сделаем со мной вместе упражнения. Встаньте со своих стульчиков.Повторяйте за мной движения:

– Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак)

– Вот так! (Руками изображаем движения пловца)

– Вот так! (Руки сгибаем в локтях, бег на месте)

– Вот так! (Поочерёдно прикладываем ладони ребром ко лбу)

– Вот так! (Энергичные взмахи обеими кистями рук несколько раз)

– Вот так! (Ладони под одну щёчку, под другую с наклонённой набок головой)

– Вот так! (Кулачками обеих рук одновременно хлопнуть себя по надутым щекам)

Дети: (повторяют за логопедом движения).

12. Упражнение «Составь предложение правильно».

Буратино: Составлял я тут предложения, да не знаю, как правильно в них слова расположить. Голова-то у меня деревянная. Помогите мне, ребята. Расставьте слова так, чтобы получилось правильное предложение.

• Луг растёт на ромашка.

• Окошко сидит у кошка.

• Трава в жук жужжит.

• Под жаба сидит камыш.

Дети: (составляют предложения правильно)

13. Этап закрепления.

Буратино: Молодцы, ребята, всё правильно составили, я всё понял. А вот чего я совсем не умею – так это отгадывать загадки. А вы умеете?

Буратино: Тогда вот мои загадки. Но надо не только отгадать, а назвать тот звук, который спрятался в отгадке – звук [ш] или [ж]:

Дети: (ёжик). Звук [ж].

Под полом шарит

Дети: (мышка). Звук [ш].

Дети: (кошка). Звук [ш].

Всех детишек я бужу,

Хоть часов не завожу:

Дети: (петушок). Звук [ш].

Б) Складывание пазлов со звуками [ш] и [ж]:

Буратино: Ребята, какие вы молодцы. Как хорошо запомнили! Еще я вам принёс лукошко с красивыми картинками, да они у меня в лукошки перемешались. Кому из вас дам по картинке – тот произносит вслух слово с картинки и несёт к нужной букве – букве Ш или Ж.

Дети: (кладут пазлы, называют слова, складывают целую картинку).

Буратино: Спасибо вам, ребята, во всём мне помогли. А теперь пора мне в свой кукольный театр возвращаться… До свидания!

Дети: До свидания!

14. Итог занятия:

Логопед: Дети, какие звуки мы сегодня вспоминали?

Дети: Звуки [ш] и [ж].

Логопед: Какой звук звонкий?

Дети: Звук [ж].

Логопед: Какой звук глухой?

Дети: Звук [ш].

Логопед: Хорошо.Домашнее задание будет таким:

девочки возьмут со стола картинки со звуком [ж], а мальчики – картинки со звуком [ш]. Картинки надо дома раскрасить, а потом наклеить в свою тетрадочку.

Занятие окончено.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]» Цели занятия: – развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г; – развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г, – развивать фонематический.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]» Тема: Звуки [д], [т] Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [д], [т]; Задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнить знания.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» План-конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели • уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С]-[Ш].

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С]-[З]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] – [З]». Тема: Школа молодого бойца. Цель занятия: закрепить.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л], [л’]» Конспект занятия «Дифференциация звуков [л – ль]» Цели: закрепление навыка различия звуков (л, ль) в слогах, словах, фразах. Анализ и синтез.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]» Тема: «Дифференциация звуков Р-РЬ». Программное содержание: Закрепление правильного произношения звуков «Р-РЬ» изолированно, в слогах, словах,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Конспект занятия в старшей группе по ЗКР «Дифференциация звуков [З], [С]» Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе. Цель: дифференциация звуков з – с. Задачи: 1. Упражнять в сравнении.

Дифференциация звуков (Ш) – (Ж)

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Цели: Формирование умения выделять звуки на фоне слова, развитие фонематического анализа и синтеза, развитие звуко-буквенного и слогового анализа.

Статья:

Тема урока : Дифференциация звука Ш-Ж в словах , предложениях.

Цели: Формирование умения выделять звуки на фоне слова, развитие фонематического анализа и синтеза, развитие звуко – буквенного и слогового анализа. Закрепление знаний о слогообразующей роли гласных. Развитие умений правильно писать сочетания жи – ши в словах. Актуализация и расширение словарного запаса по теме « профессии». Развитие фразовой речи учащихся при ответах на вопросы и составлении предложений.

Коррекция слухового восприятия, внимания, процессов памяти через актуализацию прошлого опыта, мелкой моторики рук

Формирование учебных навыков (регулирующей учебной деятельности, осознанности выполнения заданий).

Оборудование : предметные картинки по теме «Профессии», для доски, прищепки, набор символов гласных звуков, набор символов для характеристики звуков, звуковые дощечки.

Ход занятия

I.Организованное начало урока

-Сядет тот, кто назовёт гласные звуки.

II. Сообщение нового материала.

1) –Покажите , как

-Тихо мухи жужжали … Ж-Ж-Ж.

– Змеи в лесу шипели … Ш-Ш-Ш.

(дети произносят вместе с учителем)

-Догадались , над какими звуками мы будем работать?

-мы будем работать над звуками Ж – Ш.

2) Характеристика звуков.

-Возьмите сигнальные карточки для этих звуков

-Чем похожи эти звуки?

-Согласные, язык поднят кверху, губы округлены, твёрдые, парные.

-Звук Ш- глухой, звук Ж – звонкий

-Давайте проверим, приложим ладошку к горлышку, дрожит ли оно когда произносим звук Ш?

Аналогично, при звуке Ж.

III. Дифференциация звука в словах.

1) «Потяни верёвочку» Определите место звука в слове

Возьмите дощечки, посмотрите на картинки, произнесите первое слово, определите, где находится звук. Если звук в начале слова тянем резиночку к первому гвоздику. Если в середине – ко второму гвоздику, и т д. (В то время, когда дети выполняют задание, ребёнок неумеющиёй выполнять данное задание , конструирует из резиночек букву Ш.)

У кого из вас на картинке звуки Ж и Ш находятся в начале слова, у кого в середине?

Блиц-массаж

Отдохнем немножко – разотрем ладошки, разотрём ладошки, разотрём ладошки

Чтобы лучше слушать, растираем уши, растираем уши, растираем уши

Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог, чтобы лучше думать мог, чтобы лучше думать

( при проговаривании повторов дети должны менять тембр голоса по показу учителя)

2) «Раздели на слоги»

-Я читаю слово, постройте схему слова из символов гласных

(груша, ножи, машина)

Возьмите прищепки постройте человечка, используйте геометрические фигуры

Сколько их посчитайте, назовите геометрические фигуры.

Медвежата в чаще жили,

Вместе по лесу ходили,

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали.

2) «Развесь картинки»

«Деревья качали и листики полетели» ( учитель разбрасывает картинки по полу, а дети собирают и распределяют картинки на 2 верёвки.)

-посмотрите на картинки, распределите картинки на 2 верёвки. На первую верёвку слова со звуком Ш, на вторую слова со звуком Ж.

(Картинки : ножницы, шланг, машина, катушка, карандаши, пожар , одежда,)

3) «Подбери букву»

– В каждом названии картинки пропущены буквы ш или ж. Вставьте букву (для учащихся 2 класса)

Запиши недостающий слог жи или ши.

эта…, малы…, ланды…, стри…, лу…

4) «Узнай профессию»

-Посмотрите на картинки, кто они?

Дети называют с помощью учителя и обобщают одним словом, повторяют хором

-возьмите символы гласных звуков составьте схему слова «Пожарный»

Сколько гласных звуков? Сколько слогов?

-Какой первый слог? Какой последний? Какой 2 ? Запишите слово в тетрадь.

IY. Дифференциация звука в предложении.

«Кому что нужно»

Выбираем картинки к названию профессии.

Пожарнику нужен, что? шланг. Шланг с чем? С водой. Шьвее ножницы и катушка ниток. Художнику краски и кисточка, сапожнику шило и нож. и т д

Пожарнику нужен шланг с водой. Что пожарник делает? Пожарник тушит пожар.

Постройте схему предложения

______ _____ ______ . Давайте предложение сделаем длиннее.

Пожарник тушит пожар шлангом с водой. Начертите схему предложения. Расставьте буквы Ж и Ш.

___ж___ ____ш____ ___ж_____ ____ш___ _____ _____.

Y. Обобщающая беседа

– какие звуки мы сравнивали? О каких профессиях мы узнали?

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ж-Ш.

Цели:

1.Закрепить у учащихся умение различать согласныеЖ-Ш в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:сигнальные карточки,магнитофонная запись со словами, таблица с кроссвордом, таблица с ребусом, карточка с текстом «Жаба»для проведения изложения.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Характеристики звуков (согласные, шипящие,звонкий, глухой). На что похожи буквы Ш и Ж?

Игра «Найдите слово в слове».

ЖАВОРОНОК (ворона, вор, кожа, вар, кран)

III. Закрепление пройденного материала. Сегодня продолжим работу над звуками Ж, Ш.

1.Дифференциация звуков Ш, Ж в слогах.

Запишите слоги и звукосочетания в две строчки; с буквой Ш – в одну, с буквой Ж – в другую.

АЖА, АШО, АЖУ, ОШУ, ЖИ, ЖА, ШУ АЖ, ЖУ, АЖИ, АШИ

Прочтите слоги, записанные в первую строчку.

2.Дифференциация Ш-Ж в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи:

ШКОЛА, ЛЫЖНИК, СТУЖА, КРЫША, КАЛОША, ЖИРАФ, МЕШОК, РЫЖИЕ, ВОРОБЫШЕК, ЖЕРЕБЕНОК, КАЖДЫЙ, ВАЖНЫЙ, ПУШИНКА, ГРЕБЕШОК.

б) Отгадывание кроссворда.

Угадайте, как зовут животных, которые изображены на рисунках. Впишите их название в клеточки кроссворда.

в) Разгадывание ребуса.

Ответы: ШУТКА, ШАГ’

УЖУ-ЖУ-ЖУ – МОЛОКО ДАДИМ ЕЖУ

ЖА-ЖА-ЖА – ЕСТЬ ИГОЛКИ У ЕЖА

ЖИ-ЖИ-ЖИ – ЗДЕСЬ ЖИВУТ ЕЖИ

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – ДОЖДЬ ПРОШЕЛ УЖЕ

ША-ША-ША – МАМА МОЕТ МАЛЫША

ШУ-ШУ-ШУ – ЯПИСЬМО ПИШУ

АШ-АШ-АШ – У МАРИНЫ КАРАНДАШ

д) Запись слов в два столбика, с буквами Ш, Ж. разными пастами.

ЖАЛО, ШИЛО, ШАЛЬ, ЖУКИ, ШАРИК, ЖЕНЯ, ЛАНДЫЖ, ГРУШИ, ЕЖИ, МЕДВЕЖОНОК.

Прочтите слова, записанные в первый столбик, во второй.

3.Дифференциация Ш-Ж в предложениях.

Составьте из данных слов предложения. Подчеркните вних буквы Ш и Ж.

В, ужи, трава, шуршат.

На, выбежали, школьники, дорожка, беговая.

Гриша, желтого, жука, нашел, дорожка, на.

По, жеребенок, лужайке, бежал, рыженький.

Намокла, дождя, от, одежда.

Прочтите предложения. Найдите главные члены предложений.

Логопедическая физминутка.

4.Дифференциация Ж, Ш в связной речи.

Изложение (по вопросам).

а) Прослушайте текст.

Жила-поживала жаба. Каждый день она ловила много жуков. Она их не жевала, а прямо проглатывала. Жаба была жадная.Но вот надоело жабе жить в болотной жиже. Думает жаба: «Надо бежать в другие края». Подумала жаба и побежала. Увидел жабу журавль и проглотил.

б) Вопросы; Где жила жаба? Кого она ловила? Какая была жаба? Что надоело жабе? Что сделала жаба? Что случилось с жабой?

Словарная работа: ЖИЖА:

Объяснение значения слова.

Слоговой анализ слова

Вспомнить правописание ЖИ.

в) Напишите изложение, используя вопросы, записанные на доске.

г) Проверка: прочтите изложение (спросить 1-2 учеников).

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 43

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С, Ш.

Цели:

1.Сформировать уучащихся умениеразличать согласные С-Ш в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:предметные картинки: сани, шапка; слоговые таблицы, «звуковые часы», перфокарты, таблицы для мнемонического приема, картинки:совы, свитер, соска, пилка, шахматы, швабра; карточка с текстом рассказа.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новой темой.

1.Выделение звуков из начала слов, по предметным картинкам.

Что изображено на картинке? (САНИ). Выделите первый звук. Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, свистящий, глухой). Что изображено на второй картинке? (ШАПКА). Выделите первый звук. Охарактеризуйте его (согласный, шипящий, глухой).

2.Уточнение артикуляцию звуков, установление различия их артикуляций.

После того. как ученики выделили и охарактеризовали звуки С, Ш, логопед предлагает ученикам длительно произнести звук С и ощутить положение языка (язык внизу), затем произнести, звук Ш и также ощутить положение языка (язык вверху). После этого логопед обращает внимание детей на положение губ при произнесении С (губы растянуты в улыбку и звука Ш (вытянуты в трубочку). Произнесите звук С или Ш по указанию логопеда. Логопед рукой показывает условное положение языка, затем губ. Ученики, опираясь на показанную позицию, произносят звук С или Ш.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический прием.

Полумесяц в небе темном Шура сено ворошил.

Буквой С повис над домом. Вилы в сене позабыл.

Произнесите, затем запишите буквы С, Ш, опираясь на кисть руки логопеда. (Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука С язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука Ш язык поднимается вверх, за верхние зубы; если кисть руки поднимается вверх, произносим звук Ш, вниз – звук С

а) Запишите буквы С, Шопираясь на стрелки. Логопед на доске пишет стрелки, направленные вверх и вниз, учащиеся записывают букву С или Ш.

Образец: с ш с ш

б) Запишите буквы С, Ш по условным значкам.

Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука С губы растягиваются улыбке, при произнесении звука Ш губы округляются. На условный знак пишем букву С, на – Ш)

4.Дифференциация С-Ш.

1) Прочитайте слоги по слоговой таблице.

СА-ША СУ-ШУ СЕ-ШЕ ША-СА ШЕ-СС

СО-ШО СИ-ШИ ШО-СО ШУ-СУ ШИ-СИ

2) Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

СА, ША, ШУ, СУ, ШИ, СИ, СЕ, ШЕ, ШО, СО. СЫ. СЁ.

б) Дифференциация С-Ш в словах.

1) Прослушайте слою, выделите звуки С, Ш.

из начала слова: САД. ШАЛЬ, СУК, ШУМ, ШИЛО, ШТОРМ, СЫР.

из середины слова: МАСКА. КОШКА. МИСКА. МОШКА, УСЫ, БАСНЯ, КРЫШКА

из конца слова: ДУШ, КВАС, НАШ, НОС, КАМЫШ, КАКТУС, ЛЕС

2) Работа со «звуковыми» часами. (На часах нарисованы картинки; сом, душ, шуба, сумка, машина, капуста). Найдите предметы, названия которых состоят из одного слога, затем – из двух, из трех).

3) Игра «Доскажите словечко».

Сегодня все ликует! И в море не купаются,

В руках у детворы И нет у них щетинки,

От радости танцуют А все же называются

Воздушные . (ШАРЫ) Они морские . (СВИНКИ).

Если мы растем на ели. Зимой на ветке яблоки!

Мы на месте, мы при деле. Скорей же собери!

А на лбах у ребятишек И вдруг – вспорхнули яблоки.

Никому ненужно . (ШИШЕК) Ведь это . (СНЕГИРИ).

Я рубашку сшила мишке. Всрещунья белобока,

Я сошью ему. (ШТАНИШКИ). И зовут ее . (СОРОКА)

4) Напишите названия картинок, вставляя пропущенные слоги с буквой С или Ш.

Картинки: совы, свитер, соска, шапка, шахматы, швабра, шишка.

Методические рекомендации: под картинками логопед пишет их названия с пропущенными первыми слогами: . вы, . тер, ит.д.

в) Дифференциация С-Ш в предложениях.

1) Из двух словосочетаний составьте предложение.

Запишите предложение, подчеркните буквы С, Ш разными пастами.

сыплется снег пушистый снег

слышится шум сильный шум

сидит старушка усталая старушка

слышна песенка веселая песенка

Прочтите предложения. Подсчитайте количество букв С, Ш. Определите какихбукв больше.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация С-Ш в связной речи.

1) Работа с перфокартами. Вставьте пропущенные буквы.

По…пешишь – людей на…ме…ишь.

Не спе…и языком, а …пеши делом.

Пе…ней поле не вспа…ешь.

...тарый друг луч…е новых двух.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

Чистоговорки:

СА-СА-СА-В ЛЕСУ БЕГАЕТ ЛИСА

СО-СО-СО – У ВОВЫ КОЛЕСО

ОС-ОС-ОС – НА ПОЛЯНЕ МНОГО ОС

СУ-СУ-СУ-БЫЛО ХОЛОДНО В ЛЕСУ

ША-ША-ША – МАМА МОЕТ МАЛЫША

ШУ-ШУ-ШУ – Я ТРАВУ КОШУ

АШ-АШ-АШ – У СВЕТЫ КАРАНДАШ

2) Прослушайте рассказ.

Ответьте на вопросы. Придумайте название рассказа.

Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Долго барахтались лягушки в сметане. Одна лягушка устала и не стала барахтаться, опустилась на дно. Другая продолжала барахтаться. Барахталась, барахталась и сбила из сметаны ком масла. Потом влезла на ком масла и выпрыгнула из кувшина. А первая лягушка так и осталась на дне кувшина.

Вопросы: Какая из лягушек поступила правильно? Кто назовет подходящую пословицу к этому рассказу. (Терпение и труд – всё перетрут).

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 44

Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш»

Цели:

1.Закрепить у учащихся умение различать С-Ш в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Развитие и совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:магнитофонная запись, сигнальные карточки, карточки с текстом сказки «Как Мыша шалил»

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С такими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте звуки. Сравнение звуков по артикуляции.

1.Работа со словом перевертышем. Прочтите слово справа налево, а затем наоборот.

ШАЛАШ – слоговой анализ слова. Составьте предложение с этим словом.

2.Шутки.

Как записать сухая трава четырьмя буквами? (Сено).

Что можно видеть закрытыми глазами? (СОН)

Какую ноту кладут в суп? (СОЛЬ).

III. Закрепление материала. Сегодня продолжим работу над звуками С. Ш.

1.Дифференциация С-Ш в слогах.

а) Прослушайте, запомните» повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности

са-ша-са ша-са-ша са-ша-са-ша

шо-шо-со шо-со-шо шо-со-шо-со

су-шу-су шу-су-шу су-шу-шу

б) Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую – с буквой С. в другую – с буквой Ш.

СА, СЕ, ШЕ, СУ, ШУ, ШИ, СИ, ШО, СЁ, СЮ, ША, ШЛА, ШПО, СЛА, СЛУ

УСУ, УСЕ, ИСИ, ИШЕ, ОСИ, ОШИ

2.Дифференциация С-Ш в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

Сани, сухо, шоколад, шея, сало, шуба, соловей, шипеть, сырой, сапог, шумит, серый, лиса. каша, красивый, ношу, носи, наши, несёт, подушка, ватрушка, укус, машина.

б) Разгадывание шарад.

Лежу я на земле,

Прибитая к железу.

Но буквы переставь

В кастрюлю я полезу. (ШПАЛА-ЛАПША)

С Ю я по воде скольжу,

А с Я на голове сижу. (ШЛЮПКА-ШЛЯПКА)

С глухим шипящим я числительное,

Со звонким – имя существительное (ШЕСТЪ-ЖЕСТЪ)

в) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в два столбика.

Белый камень во рту тает. (САХАР)

А на ней щетинка (СВИНЬЯ).

Твои хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал (ШАР).

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков (ШАХМАТЫ).

Наша тетушка игла

Строчку по полю вела,

Строчка в строчку,

Строчка в строчку,

Будет платье вашей дочке. (ШВЕЙНАЯ МАШИНА).

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла

И пропала! (СНЕЖИНКА).

Прочтите слова, записанные в первый столбик, во второй.

3.Дифференциация С-Ш предложениях.

а) Закончите предложение, вставив пропущенное слово с буквами С, Ш. Подчеркните вставленные буквы.

Саша уступил место .

Кошка сидит на . и греется на .

У Саши в диктанте, всего одна …

Ласточка, свила гнёздышко под .

Саша учится в новой .

Прочтите предложения. Найдите главные члены предложения.

б) Зрительно-предупредительный диктант.

Логопед пишет на доске одно лредложение с пропущенными буквами и читает его. Ученики выходяг к доске и вписывают буквы красным мелом, объясняя, почему они написали ту или иную букву. Затем внимательно прочитывают предложение. Логопед закрывает его и диктует. После того как предложение написано, логопед открывает его, ученики проверяют правильность выполнения работы; аналогично ведется работа с другими предложениями.

Как по…теле. ь. так и по…пи. ь.

В …огласном …таде и волк не …тра…ен.

Нет на …вете кра…е родной …торонки.

Хоро… …адовник, хоро…и и гру…и.

Ко…ке игру…ки, а мы…ке …лезки.

4.Дифференциация С-Ш а связной речи.

Прочитайте текст. (Про себя, затем ученик читает).

Как Мыша шалил.

Мышонок Мыша был странным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять (словарная работа). Шарит, шарит по всем шкафам; ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

«Мыша! Где мои вещи?» – грозно спрашивает папа.

«Я их съел, нечаянно. »

«Как съел? Ах ты, шалопай!»

«Ну что ты шумишь?» – заступается мама, – Он же пошутил»

«А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?»

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур.

«Кошка. » – визжит мама и они вместе с лапой шарахаются под шкаф. Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

«Змея. » – шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.

«Это не жизнь, а кошмар!» – возмущается папа. – «Мы в свое время так не шалили».

Ответы на вопросы:

1) Каким был мышонок Мыша?

2) Почему папа сердился на мышонка?

3) Почему мама и папа были напуганы?

А теперь прочитайте сказку по ролям. Читать нужно правильно, бегло, выразительно.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 45

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Читайте также:  Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда
Ссылка на основную публикацию