Артикуляционная гимнастика с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом

Основные принципы логопедической работы при ДЦП

Логопедическая работа при ДЦП (детском церебральном параличе) чаще всего осуществляется после того, как ребенок достигает трехлетнего возраста. До этого установить и охарактеризовать особенности речевых дефектов крайне сложно. В три года специалисты уже могут начать работу с четко сформированными нарушениями. Искаженное и замедленное развитие речи у детей с ДЦП приводит к негативным последствиям в эмоциональной и познавательной сфере. Именно поэтому коррекция и развитие речи являются приоритетными задачами при работе с данной категорией пациентов.

Основные направления реабилитации при ДЦП

ДЦП – это хроническое заболевание центральной нервной системы, которое не имеет прогрессирующего характера. Болезнь не является наследственной, причина её возникновения заключается в патологических изменениях, которые наблюдаются в:

  • коре головного мозга;
  • подкорковых областях;
  • стволе и капсуле головного мозга.

В медицинской практике применяются следующие виды реабилитации детей с ДЦП:

  • социальная;
  • трудовая;
  • индивидуальная;
  • развитие речевых функций;
  • повышение интеллекта;
  • гигиеническое воспитание;
  • развитие сенсорных функций и моторики.

Комплексный подход к реабилитации позволит подготовить ребенка к полноценной жизни и снизить риски возникновения негативных последствий. При положительной динамике образ жизни человека можно вполне приблизить к обычному.

Нарушения речи у детей, больных ДЦП

Проблемы с речевым аппаратом возникают из-за нарушений в корковых и подкорковых областях мозга. Негативное воздействие на речь оказывает недоразвитость или замедленное развитие церебральных структур. Чаще всего у детей с ДЦП развивается дизартрия, которая проявляется в изменении тембра голоса и нарушении в произношении звуков. Это заболевание имеет следующие проявление:

  • активное слюноотделение;
  • трудности в глотании и жевании пищи;
  • ограниченные движения языка;
  • невнятность речи.

Как правило, такие дети имеют речь с нечеткой артикуляцией гласных, при разговоре звонкие звуки приобретают глухой оттенок.

Основные направления логопедического лечения при ДЦП

При отсутствии речи у ребенка с ДЦП логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • развитие моторики;
  • восстановление тонуса мышц;
  • стимуляция реакций голоса;
  • развитие прослеживания и зрительной фиксации;
  • выработка слухового внимания;
  • создание условий для улучшения моторной и зрительной координации.

Специальный массаж назначается для стимулирования лицевых мышц. Такие упражнения позволяют существенно ускорить появление первых улучшений

Логопедический лечебный массаж

Логопедический массаж классифицируется на следующие виды:

  • точечный;
  • классический;
  • зондовый;
  • рефлекторный.

Врач назначает вид массажа в зависимости от сложности и особенностей расстройства речевой функции. В некоторых случаях достаточно назначить несколько курсов классического массажа. При сложных отклонениях от нормы используется комплексный подход к логопедическому массажу. В таких ситуациях на реабилитацию уходит много времени. Особенности логопедической работы при ДЦП заключаются в трудностях, возникающим при общении и взаимодействии с пациентом. В некоторых случаях массаж является единственным доступным методом развития артикуляционного аппарата на первых этапах лечения.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры при ДЦП

Расслабляющий массаж назначается при повышенном тонусе мышц языка, губ и лица. Применение данной методики требует выбора правильной позы для ребенка. Врач определяет положение, при котором напряженные части тела максимально расслабляются.

Ребенка можно положить на кушетку, зафиксировав под шеей валик. Отличной для этого массажа является «поза эмбриона». В одном из этих положений выполняются динамические движения, направленные на расслабление напряженных мышц.

Для расслабления лицевой мускулатуры выполняются следующие действия:

  • легкие поглаживание в направлении от центра лба к височной области;
  • от бровей к волосам головы;
  • вокруг глаз (от линии лба);
  • от переносицы до волосяной части головы;
  • от линии лба по шее, щекам и подбородку через все лицо;
  • от низа уха до крыльев носа и щекам.

Далее необходимо выполнить легкие пощипывания по всему краю нижней челюсти. После этого совершить надавливающие движения в направлении от корней волос к лицу.

Следующим этапом массажа является расслабление мускулатуры губ:

  • поглаживание верхней и нижней губы в направлении от уголков к центру;
  • слабые вращательные движения (по часовой стрелке);
  • слабые постукивания по поверхности губ.

Каждое движение должно быть выполнено от 5 до 8 раз.

Стимулирующий массаж для артикуляционного аппарата при ДЦП

Стимуляция необходима при снижении гипотонии мышц лица и языка. Специальный массаж позволяет укрепить мышечную систему и повысить шансы на то, что ребенок начнет говорить уже в ближайшей перспективе.

В рамках данной методики выполняются следующие характерные движения:

  • поглаживания;
  • разминания;
  • растирания;
  • вибрация;
  • пощипывания.

Сначала производятся плавные и мягкие нажатия, сила движений должна нарастать постепенно. Необходимо избегать действий, которые могут вызвать даже незначительные болевые ощущения

Для укрепления лицевой мускулатуры необходимо выполнить следующий перечень движений:

  • поглаживания бровей, лба, висков, век и щек;
  • сжатие подбородка легкими, но ритмичными движениями;
  • разминание мышц щеки и скул;
  • перетирание мышц щеки;
  • легкое пощипывание щек.

Для укрепления мышц губ выполняются следующие упражнения:

  • поглаживания губ, носовых крыльев и носогубных складок;
  • покалывание;
  • пощипывание губ.

Очень эффективным методом является также вибрация. Такие манипуляции можно выполнять с помощью специального механического прибора. Процедура позволит улучшить кровоснабжение органов артикуляционного аппарата и укрепить мышечную систему лица.

Лечебный массаж язычной мускулатуры при ДЦП

Данный вид массажа может быть более интенсивным или спокойным в зависимости от состояния мышц языка. Если необходимо снизить тонус, тогда перед процедурой необходимо подержать во рту небольшое количество травяного настоя.

Выполняя массаж, врач ставит перед собой следующие цели:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений;
  • задействование ранее неактивных мышц;
  • уменьшение слюноотделения;
  • стимуляция речевого развития.

Сначала массаж делается в ротовой полости, а затем вне полости рта. При этом язык удерживается с помощью марли.

Артикуляционная гимнастика для развития речи

Упражнения для артикуляционной гимнастики направлены на повышение активности и развитости следующих частей тела:

  • губы;
  • уздечка;
  • щеки;
  • язык.

Гимнастику лучше проводить в игровой форме. Так ребенок будет проявлять повышенной интерес, соответственно, положительного результата можно будет достигнуть максимально быстро.

Пассивная артикуляционная гимнастика при ДЦП

В процессе выполнения упражнений логопед совершает аккуратные манипуляции с органами артикуляционного аппарата. При серьезной патологии рекомендуется именно этот вид гимнастики, ведь дети с таким диагнозом не могут самостоятельно выполнять простейшие логопедические задания. Врач открывает и закрывает рот пациента, растягивает губы в улыбку, собирает губы в трубочку, поднимает язык вверх с помощью инструмента для осмотра ротовой полости (медицинский шпатель).

Для выполнения упражнений пассивной гимнастики стоит следовать следующей последовательности действий:

  • выведение языка вперед;
  • втягивание языка;
  • подведение к нижней губе;
  • подведение к верхней губе;
  • отведение влево и вправо;
  • прижатие органа к нижней части ротовой полости;
  • поднятие органа к небу;
  • легкие покачивающиеся движения органа разные стороны.

Упражнения выполняются серийно от 3 до 5 раз в зависимости от развитости мускулатуры.

Активный вид артикуляционной гимнастики при ДЦП

Комплекс упражнений направлен на стимуляцию тактильных, слуховых и зрительных анализаторов. Перед назначением активной артикуляционной гимнастики пациент проходит пассивные упражнения и логопедический массаж. При выполнении упражнений важно добиться полноты объема движений, оптимальной скорости включения и переключения внимания. Плавность и симметричность движений отыгрывают важнейшую роль.

Для развития мимических мышц пациент выполняет следующие упражнения:

  • закрытие и открытие глаз;
  • напряжение щек;
  • поднятие и опускание бровей;
  • жевательные движения;
  • резкое проглатывание слюны;
  • открывание, закрывание рта.

Для укрепления и развития губной мускулатуры выполняются следующие действия:

  • вытягивание губ в трубочку и растягивание в сторону;
  • чередование улыбки и скручивания губ в трубочку;
  • смыкание и размыкание;
  • быстрое смыкание с последующим разрывом (имитация поцелуя);
  • выполнение медленного губного выдоха;
  • поднятие верхней губы с дальнейшей демонстрацией зубов.

После выполнения таких упражнений можно переходить к более сложным заданиям.

Реабилитационные упражнения для язычной мускулатуры

Для стимуляции мышц специалист воздействует на продольные мышцы языка. Для этого совершаются поглаживания от средней части к кончику органа.

Для укрепления поперечных мышц языка выполняются надавливания на область от корня к кончику с одинаковой ритмичностью. Интенсивные манипуляции совершаются с помощью специального шпателя.

Для стимуляции и укрепления продольных мышц совершаются поглаживания, направленные из одной стороны в другую сторону (по зигзагу).

Что такое искусственная локальная контрастотермия

Методика применяется для устранения артикуляционной апраксии (неспособность разговаривать членораздельно). Суть процедуры заключается в воздействии высоких и низких температур на чувствительные области языка. Используется ледяная крошка, отвары трав или горячая вода. Выбор воздействия можно чередовать, чтобы повысить эффективность результата. В независимости от выбранного направления курс лечения составляет от 15 до 20 дней.

Искусственная локальная контрастотермия выполняется в следующей последовательности:

  • ледяная крошка помещается в марлевый мешочек;
  • поочередно лед накладывается на различные мышцы артикуляционного аппарата;
  • логопед удерживает язык пациента марлевой салфеткой;
  • осуществляется поочередное воздействие на все части языка.

Один сеанс продолжается от 2 до 7 минут в зависимости от уровня развития мышц артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и коррекция его нарушений при работе с пациентами

Дыхательная гимнастика учитывает целый комплекс упражнений, которые направлены на нормализацию дыхательной функции и развитие речи. Упражнения выполняются в следующей последовательности:

  1. Положение – лежа или сидя. Создание «веера воздуха» возле ноздрей ребенка.
  2. Положение – лежа на животе, руки под грудной клеткой, голова опущена. При вдохе специалист поднимает плечи и голову ребенка. При выдохе тело ребенка принимает исходное положение.
  3. Логопед просит ребенка максимально задержать дыхание.
  4. Положение – сидя или лежа. Специалист кладет руки на грудную клетку пациента, прислушиваясь к дыхательному ритму. Совершается нажатие на грудную клетку при выдохе.

Заключение

В некоторых случаях для начала лечения требуется провести пассивную гимнастику, которая предполагает совершение определенных манипуляций над артикуляционными органами ребенка. На начальных стадиях реабилитации также используется логопедический массаж. После достижения существенных результатов и нормализации тонуса мышц можно назначать более сложные для детей упражнения.

логопедический массаж: Видео

Буклет «Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
artikulyatsionnaya_gimnastika_pri_dtsp.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

«Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»

Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля.

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается освоить три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА

  • выведение языка из ротовой полости вперед;
  • втягивание языка назад;
  • опускание языка вниз (к нижней губе);
  • поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • боковые отведения языка (влево и вправо);
  • придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • приподнимание кончика языка к твердому небу;
  • легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ГУБ

  • собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
  • собирание нижней губы (тем же приемом);
  • собирание губ в трубочку – «хоботок» (движение производится к средней линии);
  • растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;
  • поднимание верхней губы;
  • опускание нижней губы;
  • смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
  • создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой.

Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ ЛИЦА

  • закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
  • нахмуривание бровей;
  • поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
  • надувание щек;
  • проглатывание слюны;
  • открывание и закрывание рта;
  • жевательные движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

  • вытягивание губ вперед трубочкой;
  • растягивание их в стороны;
  • чередование движений «хоботок — оскал»;
  • смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
  • размыкание губ при закрытом и открытом рте;
  • мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);
  • вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
  • целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
  • поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

  • выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа),
  • перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики),
  • удержание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

  • прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
  • выдвигание языка вперед;
  • втягивание языка назад, внутрь;
  • опускание языка вниз;
  • приподнимание языка вверх;
  • боковые отведения (влево и вправо);
  • приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
  • суживание языка и заострение его;
  • переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт – BMX
  • Велоспорт – трек

Популярное

PRO Баскет

Планета Баскетбол

Мир дзюдо

Охота – национальный охотничий журнал

Олимпийский вестник Юга России

Значительное увеличение объема рук за шесть недель

Классика тайцзи

Футбол на линии огня

Регламентация государственных функций в спортивной отрасли

Бей-беги. История английского футбола. Наше время

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Артикуляционная гимнастика как средство преодоления дизартрии у детей дошкольного возраста с ДЦП

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дизартрия, артикуляционная гимнастика.

Аннотация. В статье представлены исследования о влияние комплекса артикуляционной гимнастики, на преодолении дизартрии у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Articulation exercises as a means to overcome dysarthria in preschool children with cerebral palsy

Kunchevskaya S. V., Instructor Methodist adaptive physical education. Rehabilitation center «Victoria», Sochi

Pilosyan N., PhD., Assistant Professor. Sochi State University

Keywords: cerebral palsy, dysarthria, articulation exercises.

Abstract. The article presents a study on the influence of the complex articulation exercises for overcoming dysarthria in preschool children with cerebral palsy.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В настоящее время остаются нераскрытыми многие вопросы, связанные с изучением дизартрии.
В логопедической теории и практике малоизученными являются вопросы симптоматики, механизмов структуры речевого дефекта у детей с дизартрией, недостаточно разработаны методы ее дифференциальной диагностики; отсутствуют оптимальные методы ее коррекции.

Еще больший интерес у логопедов и психологов вызывает проблема дизартрических проявлений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Изучению состояния речевых функций при ДЦП посвящено достаточно большое количество работ. Многочисленные отечественные и зарубежные авторы отмечают, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень часто отмечаются разнообразные речевые расстройства. Этим вопросом занимались такие ученые, как К. А. Семенова, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, В. Литтль. По данным различных авторов дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе в 65 – 85% случаях (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская) [1, 2].

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, ней-ролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом такими авторами, как К. А. Семенова, И. И. Панченко, Л. А. Данилова. В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohne, M. Gliment, T. E. Twitchell, R. D. Nailson, N. ODwer. [1, 3].

Несмотря на то, что в логопедии имеются методические разработки коррекционной направленности при дизартрии, специальных исследований во время занятий адаптивной физической культурой не осуществлялось. Поэтому актуальность вышеуказанной проблемы определила тему нашего исследования.

Целью исследования было показать возможности преодоления дизартрии у дошкольников с ДЦП с помощью комплекса занятий артикуляционной гимнастики.

Материалы и методы исследования

Преодоление дизартрии у дошкольников с ДЦП может протекать успешнее, если в процесс коррекционной работы на занятиях лечебной физической культурой будет включен комплекс артикуляционной гимнастики.

Исследование проводилось в Краснодарском крае в Сочинском реабилитационном центре «Виктория» у детей дошкольного возраста с ДЦП.

При изучении медицинской документации детей, поступающих на курс в Сочинский реабилитационный центр «Виктория», нами были отобраны 8 детей дошкольного возраста с ДЦП, из которых логопедами было выявлено 5 детей с речевым нарушением дизартрия.

Формы детского церебрального паралича у обследуемых детей были следующие: спастический тетрапарез – 2 детей (40%), спастический парапарез – 3 ребенка (60%).

Степень выраженности двигательных нарушений также была различной: 1 ребенок (20%) самостоятельно не передвигается и себя не обслуживает, 1 ребенок (20%) передвигается с помощью взрослых, остальные трое детей (60%) передвигаются самостоятельно.

Для обследования детей была использована методика Н. М. Трубниковой [4], которая включала 2 раздела:

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.

Осмотр органов артикуляционного аппарата с целью определения особенностей строения и дефектов анатомического характера:

Губы (тонкие, толстые, расщелины, шрам).

Зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов).

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус).

Твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).

Мягкое небо (отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное).

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка).

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

При обследовании анатомического состояния артикуляционного аппарата было выявлено следующее:

  • у троих детей отмечены тонкие губы (60%), у 2-х – толстые (40%);
  • у 2-х детей – отмечены редкие зубы (40%), у 1 ребенка – мелкие (20%), у 1 ребенка – кариозный верхний передний ряд (20%);
  • у 1 ребенка прикус в норме (20%), у 2-х детей – прогнатия (40%), ещё у 2-х – прогения (40%);
  • у 1 ребенка отмечено готическое твердое небо (20%), у 2-х детей – высокое (40%) и у 1 ребенка – в норме (20%);
  • у 2-х детей отмечено укороченное мягкое небо, у остальных 3-х детей – в норме (60%);
  • у 4-х детей наблюдался тремор (80%), у 1 ребенка – парез языка (20%);
  • у 3-х детей подъязычная связка нормальная (60%), у 2-х детей – короткая (40%).

Таким образом, у всех детей наблюдаются незначительные отклонения в анатомическом строение артикуляционного аппарата.

2. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата.

Цель: изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата, а также динамической организации движений органов артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

2.1. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата:

а) исследование двигательной функции губ;

б) исследование двигательной функции челюсти;

в) исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка);

г) исследование двигательной функции мягкого нёба;

д) исследование продолжительности и силы выдоха;

2.2. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата:

а) оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык на нижние зубы, закрыть рот;

б) широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы;

в) широко раскрыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить язык к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот;

г) положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот;

д) повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется): «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», «па – ката».

Фото. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата. На фото пациент реабилитационного центра. Возраст 5 лет. Диагноз ДЦП, спастический парапарез, дизартрия.

2.3. Обследование мимической мускулатуры:

а) Исследование объема и качества движения мышц лица (нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб).

б) исследование объема и качества движений мышц глаз (легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый, подмигнуть).

в) исследование объема и качества движений мышц щек (надуть левую, а затем правую щеки, надуть обе щеки одновременно, втянуть щеки в рот).

г) исследование возможности произвольного формирования определенных мимических щек (выразить мимикой лица удивление, радость, испуг, грусть, сделать сердитое лицо).

д) исследование символического праксиса (свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье).

При выборе диагностики нами учитывались опорно-двигательные нарушения, состояние артикуляционного аппарата и развития речи, в котором находится обследуемый ребенок.

Анализируя исследования моторики органов артикуляционного аппарата на основе балльных показателей, нами выделены пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

На начало обследования показатели уровня выполнения были следующими: двигательные функции артикуляционного аппарата выше среднего – 10%, средний уровень – 60%, ниже среднего – 30%; динамическая организация движений органов артикуляционного аппарата выше среднего – 10%, средний уровень – 40%, ниже среднего – 50%; мимическая мускулатура выше среднего – 10%, средний уровень – 30% ниже среднего – 60%.

Таким образом, исходя из полученных данных, следует, что дети с ДЦП имеют трудности и значительные отклонения в нахождении нужных поз. Т. е. у детей наблюдаются нарушения двигательной функции артикуляционного аппарата, повышенный уровень нарушения динамической организации органов артикуляционного аппарата и самый высокий уровень нарушения мимической мускулатуры.

С целью коррекции речевой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП, мы разработали комплекс артикуляционной гимнастики. При его проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. На начальных этапах комплекс проводят с максимальным подключением других более, сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям.

Предлагаемый комплекс артикуляционной гимнастики включался в курс реабилитации, и проводился каждый день дополнительно дома и на занятиях лечебной физической культуры для детей с ДЦП.

По окончании курса реабилитации, нами повторно велись обследования детей по тем же параметрам, что и в начале обследования, и были выявлены следующие показатели уровня выполнения: двигательные функции артикуляционного аппарата выше среднего – 30 %, средний уровень – 50%, ниже среднего – 20%; динамическая организация движений органов артикуляционного аппарата выше среднего – 20%, средний уровень – 50%, ниже среднего – 30%; мимическая мускулатура выше среднего – 40%, средний уровень – 40% ниже среднего – 20%.

По результатам исследования состояние органов артикуляционного аппарата обследуемых детей в целом улучшилось, однако еще не достигает максимально высокой оценки. Это позволяет говорить об эффективности проводимых в течение формирующего эксперимента мероприятий коррекционного воздействия, осуществляемых при использовании комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на преодоление дизартрии у дошкольников с детским церебральным параличом.

  1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛаДоС, 2007. -703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  2. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М.. 1985.
  3. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я.Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.. 1972.
  4. Трубникова Н. М. Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским центральным параличом. /Н. М. Трубникова. – Метод. рекомендации, Екатеринбург, 1992. – 54 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Артикуляционная гимнастика и развитие оральной моторики в процессе еды у детей с ДЦП

Пассивная артикуляционная гимнастика заключается в том, что логопед аккуратно, с поглаживаниями, манипулирует органами ребенка.

Упражнения для губ:

· открывание и закрывание рта;

· округление губ в положении широкой воронки;

· укладывание губ в трубочку и растягивание в улыбку;

· сдвигание уголков губ по горизонтали

· поднимание верхней губы с обнажением десны;

· собирание верхней губы в «хоботок»;

· собирание нижней губы.

Упражнения для подвижности языка:

· высовывание языка изо рта и перемещение кончика языка в горизонтальном направлении;

· укладывание кончика языка попеременно на верхнюю и нижнюю губу;

· прижимание кончика языка ко дну рта;

· сдвигание кончика языка в глубь рта;

· поднимание кончика языка;

· сворачивание распластанного кончика языка в трубочку путем поднимания его боковых краев.

Активные движения языка вызываются с помощью подкрепления пищей. Например, к губам ребенка подносят карамель «чупа-чупс» и предлагают лизнуть. Перемещая карамель, можно достичь высовывания языка и воспроизведения им боковых движений.

По подражанию ребенку предлагают выполнить движения поцелуя, дутья, сплевывания, кашля, улыбки, облизывания губ.

Развитие и коррекция оральной моторики в раннем возрасте самым непосредственным образом связаны с нормализацией процесса питания.

Начиная с рождения ребенка необходимо стремиться к тому, чтобы привести процесс приема пищи к физиологической норме.

Прежде всего, необходимо правильно выбрать позу для кормления. Перед кормлением следует осуществлять стимуляцию безусловных рефлексов:

· прикасаться соском матери или теплой соской к губам ребенка;

· медленно проводить соском или соской по губам, щеке, добиваясь ответной рефлекторной реакции. Если реакция отсутствует, воспроизвести ее пассивно;

· несколько раз в течение дня легко постукивать по щекам ребенка;

· стимулировать открывание рта при помощи тактильного раздражения губ.

Эти приемы осуществляются не более 2-3 раз за один подход, так как при большем количестве повторений рефлекс может тормозиться.

В процессе сосания мать находит такое положение, чтобы ее руки были свободными. Одной рукой она помогает ребенку обхватить губами сосок, а другой рукой в такт легкому сжиманию губ слегка выдавливает молоко. Если у ребенка есть сосательные движения, но молоко выливается из-за их слабости, мать прижимает губы ребенка к соску или поддерживает только нижнюю губу. При этом следует постепенно снижать объем помощи при кормлении ребенка, чтобы стимулировать его активность.

Детям, которые не берут грудь, нужно давать жидкую пищу и учить их сосать в позиции полулежа. Необходимо правильно подобрать размер отверстия в соске, чтобы из нее выливалось около 20 капель молока в минуту.

При отсутствии сосательного рефлекса его нужно попытаться вызвать. Для этого перед каждым кормлением нужно сначала провести легкое раздражение губ и кончика языка концом соски, одновременно рукой выдвигая и удерживая губы ребенка так, чтобы они охватывали соску. При этом можно ввести несколько капель молока в рот ребенка. В качестве дополнительной стимуляции сосательного рефлекса рекомендуется гладить большим пальцем дно ротовой полости. Можно попробовать выполнить легкое сжимание крыльев носа ребенка после вдоха.

При кормлении необходимо удерживать бутылку в таком положении, чтобы жидкость не выливалась из нее, а активно вытягивалась ребенком. Постепенно угол наклона бутылки и размер отверстия в соске изменяются, чтобы ребенок увеличивал активность сосания.

Для детей постарше может быть полезна бутылка не с соской, а с трубочкой 5х30, вставленной в резиновую пробку. Постепенно необходим переход от сосания в позиции полулежа к сосанию сидя. При этом нужно стремиться к тому, чтобы сосание осуществлялось с ровно удерживаемой головой. Для этого лицу, кормящему ребенка, рекомендуется обхватить одной рукой голову ребенка сзади и удерживать смыкание губ с помощью среднего пальца под нижней губой, указательного – над верхней губой и остальных пальцев – под подбородком. Одновременно большим пальцем этой руки удерживается голова в районе лобно-височной области.

Если сосательный рефлекс удерживается слишком долго, его необходимо затормаживать. Для этого проводится раздражение губ и кончика языка ребенка при блокировке их движений. Параллельно следует отрабатывать торможение кусательного рефлекса, вызывая его путем раздражения десен при сомкнутых челюстях. Одновременно нужно переходить к кормлению ребенка более густой пищей. При этом полезно давать булку, размоченную в молоке, сначала мягкую, а потом постепенно более жесткую.

С 4-5 месяцев необходимо учить ребенка брать пищу с ложки. При этом голова ребенка слегка наклонена вперед, так как наклон головы назад ведет к повышению тонуса мышц оральной области. Ложку нужно располагать на уровне губ ребенка и легким прикосновением к губам побуждать его к активному приему пищи. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок сам тянул губы к ложке, а не вкладывать ложкой еду в рот. Далее ложку с едой следует положить на переднюю часть языка, слегка нажимая книзу и назад, и ждать, когда ребенок снимет верхней губой пищу. Если ребенок не делает никаких движений, то рекомендуется помочь ему, придерживая верхнюю губу. После того, как ложка вынута изо рта, следует поднять и придержать нижнюю челюсть, чтобы рот был закрыт до момента глотания. Стимулировать глотание можно, легко нажимая снаружи на дно ротовой полости по направлению к глотке.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок брал пищу с ложки именно губами, а не зубами и удерживал губы сомкнутыми при перемещении пищи во рту, жевании и глотании. Ложку нужно подставлять к середине рта передней частью, но пищу укладывать в боковые отделы рта, чтобы стимулировать чувствительность разных сфер жевания. В процессе еды рекомендуется контролировать раствор рта.

Кормление тес проще, чем меньше пищи в ложке. Наполнять ложку рекомендуется на 1/3 и располагать еду на краю ложки. При патологической стойкости кусательного рефлекса используются максимально плоские ложки.

По мере развития манипулятивных способностей ребенка обучают самостоятельно пользоваться ложкой. Сначала он удерживает ложку, обхватывая ее с одной стороны большим пальцем, а с другой – остальными. Если у ребенка не формируется захват черенка ложки, можно попробовать увеличить толщину черенка с помощью насадок или обертывания. Толщину подбирают индивидуально и постепенно уменьшают.

Если ребенок не удерживает голову, то подбирается оптимальная поза для кормления его с помощью ложки:

1. Взрослый сидит на стуле за высоким столом. Ребенок сидит на его коленях. Предплечья ребенка лежат на столе. Взрослый одной рукой придерживает голову ребенка в области рта, а другой – его кормит.

2. Ребенка сажают в специальное креслице. Это кресло может лежать на коленях взрослого или на другой опоре.

3. Ребенка, который не может самостоятельно сидеть, взрослый усаживает на свои колени боком или лицом к себе с широко расставленными ногами. При этом одной рукой взрослый поддерживает ребенка в области спины и шеи.

Для обучения жеванию используется мягкая густая пища – вареное яйцо, вареный картофель, банан и т. д. Сначала взрослый показывает ребенку, как нужно кусать и жевать. Потом небольшое количество пищи вкладывает в рот ребенка и формирует движение жевания. Это нужно делать осторожно, чтобы ребенок не прикусил язык.

В перерывах между кормлениями ребенку дают печенье, очищенное яблоко, т. е. такую пищу, которую он не откусывает, а скоблит зубами. При этом ребенок учится захватывать твердую пищу, воспроизводить жевательные движения и перемещать пищу языком спереди назад.

Для развития латеральных движений языка рекомендуется класть ребенку в рот кусочки вкусной еды поочередно за щеки и контролировать, как он ищет эту еду, жует и проглатывает. Это можно превратить в игру. Нужно помнить, что ребенку с расстройствами координации в оральной области нельзя класть в рот большие куски твердой пищи, а также карамель, орехи, витамины в драже. Это может привести к попаданию твердых частиц в дыхательные пути.

Необходимо контролировать объем пищи, находящейся во рту, и своевременное ее проглатывание. Превышение объема пищи может привести к рвотной реакции и появлению негативного отношения к твердой еде.

Навык питья из чашки начинает формироваться у детей в возрасте 6-9 месяцев. Освоение питья для детей с ДЦП связано с определенными трудностями. Они заключаются в необходимости удерживать чашку и подносить ее ко рту, в изменении движений губ и языка при переходе от сосания к питью из чашки. В связи с этим рекомендуется сначала обучать ребенка питью через короткую соломинку с небольшим отверстием. Вначале следует наливать в чашку жидкость небольшими порциями (1/4 объема). Для поощрения можно давать ребенку его любимые напитки. Важно научить ребенка координировать питье и дыхание. Например: 2 глотка – остановка для дыхания. Постепенно количество глотательных движений увеличивается.

В том случае, если ребенок может пить из чашки, но не удерживает ее, взрослый, стоя за спиной ребенка, вкладывает чашку в его руку и помогает осуществить нужное действие. Может использоваться чашка с двумя ручками. Возможен вариант, когда взрослый одной рукой держит чашку, а другой поддерживает нижнюю челюсть ребенка, помогая и направляя ее движение.

Для того чтобы при кормлении из ложки или чашки у ребенка не проявлялся нередуцированный кусательный рефлекс, нужно подносить ложку и чашку к губам, а не к зубам. В том случае, если рефлекс проявился и ребенок стиснул зубами предмет, нужно спокойно помочь ему расслабить челюсти легкими поглаживаниями и похлопываниями по нижней челюсти, а также небольшими покачиваниями головы.

Для снижения сензитивности и гиперрефлексии оральной области полезна ранняя подготовка ребенка к чистке зубов. Для этого можно сначала водить своим пальцем и пальцем ребенка по челюстям, имитируя чистку зубов, использовать для этого мягкую губку, а затем – зубную щетку. Для положительной стимуляции процесса можно капнуть на губку немного сладкого сиропа, постепенно приучая ребенка к зубной пасте. Для полоскания рта можно использовать специальный шприц, наклоняя голову ребенка над емкостью.

Игры и упражнения для детей страдающих ДЦП

ДЦП – детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания, пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

Детям с диагнозом ДЦП непросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников .

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что дети старшего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

– малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

– необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

– под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры, которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

– попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

– указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

– особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

– указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП

Игра “Зайка серый умывается “ (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

“Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках –

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать –

“Нужно в гости ведь бежать!”

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра “Прокати мяч с горки” (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата.

“Пройди, не задев ворота” (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

“Повернись – не ошибись” (7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

“Запрещенное движение” (6-14 лет).

Дети принимают положение стоя или сидя, кладут руки на колени. По команде инструктора они начинают повторять за ним различные упражнения, направленные на разминку рук, туловища и ног. При этом, выполняются все движения, кроме одного «запрещенного» – оно оговаривается заранее. Или вместо него участники делают какое-то другое упражнение (тоже определяется еще до начала игры). К примеру, вместо поднятия рук вверх, можно хлопать в ладоши. Примечательно, что такого рода малоподвижные игры развивают внимательность и быстроту реакции.

“Передал – садись” (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

“Чья лошадка быстрее?” (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

“Кулак и ладонь” (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов

“Вернись на место” (7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

“Снежинки” (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание “мороз”. Когда он произносит фразу “дует-дует сильный ветер”, то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке. Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: “Вот мороз пришел”.

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают “Ах, как холодно!”, и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: “А вот и ветерок легкий подул”, и снежинки в ответ медленно произносят “фу-у-у-у”. Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.

Рекомендации для начинающих логопедов

Куда пойти начинающему логопеду? С чего начать работу с новым пациентом? Как обустроить рабочее место и организовать процесс? Какие документы обязательно нужны для работы? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Начните с простых задач

Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?

Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс., но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.

Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.

Изучите нормативные акты

В первую очередь это «Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденное распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. В нем содержатся основные условия работы логопеда в дошкольных учреждениях и школах:

  • ставка 20 часов в неделю педагогической работы, без учета методической и организационной работы и консультаций;
  • нагрузка — 25 учащихся на одного логопеда;
  • проведение диагностического тестирования с целью выявления детей с нарушениями речи — два раза в год не менее 15 дней каждое.

В Положении зафиксированы продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий для каждой категории учащихся разного возраста.

Другие полезные документы:

Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения

Основные задачи логопеда:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие фонематических процессов;
  • работа над усвоением лексико-грамматических категорий родного языка;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания и памяти;
  • коррекция нарушений письма.

Если вы работаете в детском саду или школе, в начале года проведите фронтальную диагностику и выявите детей с речевыми нарушениями. Результаты обследования занесите в речевую карту: это должны быть сведения о состоянии физиологического слуха, об особенностях строения артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики, речевого развития.

Составьте расписание групповых и индивидуальных занятий. Чтобы не возникало путаницы, желательно, чтобы дети занимались в одно и то же время. Учтите общий режим дня, расписание уроков.

Логопед в ДОО должен действовать в связке с воспитателем, психологом и родителями. Только в этом случае будет виден эффект от занятий.

Выбирая методы работы, наблюдайте за ребенком. Опирайтесь на то, что ребенок знает и может сделать. Меняйте методы, которые не приносят результата.

Программы по теме

Используйте имеющиеся пособия по максимуму

В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.

Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.

Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.

Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.

Правильно ведите документацию

Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.

  1. Журнал учета посещаемости — это может быть обычный классный журнал, в котором вы ведете записи о проведенных занятиях и фиксируете присутствие или отсутствие детей на занятии.
  2. Журнал учета детей с речевыми нарушениями.
  3. Речевая карта с результатами обследования устной и письменной речи детей. Она заполняется в ходе фронтальной диагностики дважды в год.
  4. Индивидуальные карточки, которые заполняют родители перед началом работы с детьми. Родители записывают сведения о развитии ребенка и подписывают согласие на посещение ребенком логопункта. Обратную сторону заполняет логопед.
  5. Годовой план методической работы. Составляется в сентябре. В нем планируется не только работа с детьми, но и беседы с воспитателями и родителями, повышение квалификации логопеда, планы по оснащению кабинета.
  6. Перспективные и ежедневные планы для каждой группы учащихся. Они включают постановку и способы решения задач по поиску, коррекции и профилактике речевых проблем с описанием необходимых занятий.
  7. Отчеты о проделанной работе.
  8. Паспорт логопедического кабинета. Небольшая тетрадь с описью всего оборудования, методических пособий и методической литературы, которые есть в кабинете.

Не переставайте развиваться

Работа логопеда обширна и многогранна. Постепенно вы поймете, в каком направлении развиваться и каких знаний вам не хватает. Не стесняйтесь задавать вопросы другим специалистам, работающим рядом с вами, или в интернете.

В вузе вы получили неплохую базу — продолжайте совершенствоваться, чтобы стать хорошим специалистом. Приходите на курсы повышения квалификации к нам, в АНО «НИИДПО».

Опыт работы учителя-логопеда

Наталья Камаева
Опыт работы учителя-логопеда

Опыт работы учителя – логопеда

1. Сведения об авторе

Я, Камаева Наталья Евгеньевна, 1966 года рождения. Образование высшее педагогическое. Закончила Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого по специальности «Логопедия». Работаю в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №7 комбинированного вида» города Богородицка в должности учителя-логопеда. Педагогический стаж 31 год. Стаж работы в занимаемой должности 8 лет. Первая квалификационная категория.

2. Условия формирования опыта

Тема: «Формирование связного высказывания у дошкольников 5-7 лет». Я выбрала для работы эту тему из-за ее актуальности в настоящее время.

В последние годы пристальное внимание стало уделяться детям, имеющим в анамнезе факторы риска или подозрение на то или иное отклонение в развитии. Данное обстоятельство приводит к тому, что дети имеют ограничения речевых способностей, что в свою очередь влечет за собой задержку всех познавательных функций. Дети данной группы заметно выделяются среди своих сверстников. Представляя собой многочисленную группу, они не могут оставаться без пристального внимания логопеда и дефектолога, психолога.

Период дошкольного возраста считается важным в усвоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей, окружающих ребенка.

На сегодняшний день для детской логопедии, занимающейся углубленным исследованием отклонений в формировании речи детей дошкольного возраста с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития, чрезвычайно важно выработать действенную стратегию коррекционного воздействия на речевую функцию. Исключение из логопедического наблюдения за ребенком значимого для его гармоничного периода развития приводит к тому, что можно упустить важный, «сензитивный» период для развития речи. «Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно, без оказания помощи извне стать на единственно правильный путь формирования речи – онтогенетического развития речи нормальных детей». Усвоение словаря и развитие связной речи решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря, плохо развитая связная речь, все это мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. Своевременное развитие связной речи – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

3. Актуальность и перспективность опыта

Особенность работы по развитию связной речи в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми, происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

Но у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в развитии связной речи, даже в условиях специального обучения. Поэтому очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Это обстоятельство указывает на актуальность моей работы.

4. Теоретическая база опыта

Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др.

5. Новизна опыта

Новизной опыта по теме «Формирование связного высказывания у дошкольников 5-7 лет» я считаю постоянный поиск логопедом новых подходов, идей организации коррекционно-развивающей работы.

Четкая, систематическая организация обучения детей с общим недоразвитием речи – сложное дело. Поэтому с общепринятыми приемами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из факторов облегчающим процесс развития связной речи является наглядность. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Поэтому для развития связной речи детей целесообразно использовать метод наглядного моделирования.В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работенад всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Новизной в работе с детьми считаю применение мнемотехники.

Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.

6. Адресная направленность опыта

Мой опыт работыадресован широкому кругу педагогов: логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям, имеющим детей с речевой патологией.

7. Использование психолого-педагогических технологий

В работе с детьми с общим недоразвитием речи целесообразно включение в коррекционно-развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Свою работу я начинаю с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою (лиса рыжая, ягода красная).Позже начинается усложнение или замена другой заставкой : изображение персонажа в графическом виде (лиса состоит из оранжевых геометрических фигур: треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.)

Для того, чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, беру на себя обучающую роль, то есть довожу до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.

Приём наглядного моделирования (мнемотехники) я использую в работенад всеми видами связного монологического высказывания:

-составление рассказов по картине и серии картин;

Детям была предложена структура работы с мнемотаблицами.

1-й этап – рассматривание мнемотаблицы

2-й этап – перекодирование из абстрактных символов в образы.

3-й этап – пересказ сказки или составление рассказа.

Но в ходе проводимых занятий, я заметила, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными.

Поэтому, перед тем, как перейти к занятию по развитию связной речи, дети должны «наработать» словарь по данной лексической теме недели. Для этого на занятиях по формированию лексико – грамматических категорий языка мы совместно с воспитателями обогащаем словарь детей, учим согласовывать слова между собой.

Из своего опыта работы с детьми я увидела, что многие дети затрудняются в подборе прилагательных к существительным, глаголов. Чтобы исправить эти пробелы, я предлагаю детям игры «Ёлочки» или «Солнышки».Принцип этих игр один и тот же: дети по заданию логопеда подбирают прилагательные к данному существительному (предмету,например: «Яблоко какое? (Круглое, большое, красное, гладкое, твёрдое, душистое, сочное) и выкладывают ёлочки (треугольники) или лучики у солнышка по количеству подобранных слов. Как правило, дети не могут подобрать более 3-4 прилагательных. Тогда я решила помочь им и составила карточки, на которых обозначены символы обследования предметов. Чем больше анализаторов обследует предмет, тем больше информации мы можем получить об этом предмете (карточка с изображением глаза, руки, языка). Глазами мы можем увидеть форму, размер предмета, его цвет; рукой мы можем определить,какой на ощупь предмет: гладкий или шершавый, твёрдый или мягкий.

С помощью языка мы можем сказать,какой предмет на вкус: кислый, сладкий, горький и т. д. Далее, что мы сможем сделать с этим предметом, для чего он нам нужен (съесть, сварить, отжать сок, мариновать, заморозить и т. д.). По числу названных прилагательных или глаголов мы выкладываем лучики у солнышка или строим ёлочку. Эта схема универсальна для тем «Овощи», «Фрукты».

По другим темам по мере возможности использую карточки, варьируя их в зависимости от лексической темы. Так, при обследовании мебели, одежды, обуви, мы используем схемы с глазом, рукой и постепенно подходим к составлению описательного рассказа по схеме. В конце недели я предлагаю детям самим записать свой рассказ на кружках, выбрав необходимые символы для описания какого – либо предмета. Дети рисуют эти символы цветными карандашами и проговаривают предложение, соответствующее этому символу. Работа по составлению описательного рассказа продолжается дома с родителями. Дети с удовольствием составляют рассказ о выбранном предмете. Задача родителей – внимательно выслушать своего ребёнка и самому составить рассказ по схеме на кружках.

В работе по описанию предметов мы также используем загадки, составленные самими детьми (используя схему, приём описания предметов без их названия. Этот приём схож с составлением загадок детьми, но отличается тем, что вводится игровой персонаж, в роли которого выступает сначала сам педагог, а потом один из детей.

При организации работы по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов, дети заметили и стали выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы.

Наглядное моделирование в данном случае явилось тем специфическим средством, которое, позволило упорядочить разрозненные представления и впечатления, научило анализировать, выделять существенное, научило наблюдательности и любознательности.

Большой интерес у детей вызывает отгадывание мнемозагадок, заучивание пословиц, скороговорок с использованием мнемотаблиц. Мнемотаблица особенно эффективна при разучивании стихотворений (на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

8. Результативность опыта

В результате работы по развитию связной речи, можно придти к выводу, что использование наглядного моделирования на занятиях по развитию речи является важным звеном в развитии связной речи детей.На каждом возрастном этапе у детей формируются:

– умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;

– умение пересказывать небольшие произведения;

– совершенствование диалогической речи;

– умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

– умение описывать предмет, картину;

– умение драматизировать небольшие сказки;

– воспитывать желание говорить как взрослый.

Значительное место в решении этих задач отводится – специальным занятиям, играм и речевым упражнениям, тематика которых разнообразна. Они активизируют словарь детей, развивают внимание к слову и его значению. Наглядное моделирование, является действенным методом в обучении детей. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Таким образом, данная система работы дает хорошие результаты. Это совсем не значит, что все задачи решены. Приходят новые дети, появляются новые проблемы. И чтобы их успешно решать, надо идти в ногу со временем, постоянно учиться.

Опыт работы учителя-логопеда с родителями ДОУ Работая согласно годовой задаче детского сада, а именно «Внедрение разнообразных форм и методов работы ДОУ и семьи с целью повышения качества.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда «Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Неговора Н. Н. МБДОУ детский сад № 43 «Теремок» (далее МБДОУ) в группах.

Годовой план работы учителя-логопеда Годовой план учебно-методической работы учителя – логопеда МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики на 20—20__ учебный.

Игры и пособия из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ Пособия и игры в работе учителя-логопеда в ДОУ. Роль наглядных пособий и игр в дошкольном возрасте очень трудно переоценить. В этот период.

Опыт работы учителя-логопеда Проект по развитию тонкой моторики в сфере здоровьесберегающих технологий «Мир на кончиках пальцев» Подготовила учитель-логопед первой.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

План работы учителя-логопеда на летний оздоровительный период Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на Педсовете №4 Заведующий МБДОУ д/с №.

Опыт работы логопеда с родителями Работа с родителями-одно из важнейших направлений коррекционной, воспитательной деятельности логопеда. Такую работу я провожу с начала учебного.

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы Цель: достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка,.

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования 1 слайд СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 слайд Инклюзивное образование в России все активнее занимает.

Читайте также:  VI конференция Российской ассоциации дислексии
Ссылка на основную публикацию