Артикуляционная гимнастика с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом

Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом, проводится как в пассивной

Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом, проводится как в пассивной, так и в активной форме.

Пассивная гимнастика. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, проводится пассивная гимнастика для губ.

Ее цель – стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

– Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:

1) собирание губ в трубочку (рис. 51);

2) растягивают губы в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ (рис. 52);

3) поднимание верхней губы – движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажающие верхние десны;

4) опускание нижней губы. Поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны (рис. 53).

Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Иногда у ребенка с церебральным параличом отмечается гиперчувствительность лицевой или артикуляционной области, и стимуляция этих зон вызывает у них неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса. В этих случаях массаж особо чувствительных зон не проводится. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, пассивная гимнастика усложняется.

Пассивные движения выполняются логопедом утрированно с большей траекторией движения, в медленном темпе, ритмично. При выполнении пассивного движения логопед следит за изменениями тонуса в артикуляционной области, при нарастаний которого движения прекращаются, и за состоянием ребенка, его эмоциональным тонусом и отношением к этому виду воздействия.

– Пассивные движения губ. Кроме приемов, описанных выше, проводятся следующие приемы:

1) поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движения к средней линии, тем же приемом собирают нижнюю губу (рис. 54, 55);

2) опускают верхнюю губу с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;

3) попеременно перетягивают углы рта вправо и влево, поместив пальцы в углы губ;

4) смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

5) пассивное открывание рта – поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производят раздвигающее движение.

Каждое движение повторяют 4-6 раз по нескольку раз в день.

– Пассивные движения языка.

Для языка используют следующие приемы:

1) прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости;

2) пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому нёбу или к верхней губе. Движения производятся 4-6 раз неоднократно в течение дня;

3) язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу (рис. 56) и отводится в стороны. Движение выполняют 2-3 раза.

Пассивная гимнастика, проводимая с детьми III уровня доречевого развития, должна способствовать повышению активности губ и языка. Она направлена на то, чтобы вызвать сопротивление мышц ребенка.

– Упражнения для губ. Кроме приемов, используемых для детей, находящихся на I и II уровне доречевого развития, добавляют следующие:

1) губы сближают вместе и растягивают их в стороны, пока не возникнет сопротивление; собирают губы в трубочку, пока ребенок не начинает сопротивляться этим движениям; ребенка побуждают губами тянуться к соске, пище, к шпателю с вареньем. Движения повторяются 3-5 раз ежедневно;

2) отклоняют язык шпателем в стороны от средней линии. Это упражнение проводят плавно, нежно, осторожно, так, чтобы ребенок положительно на него реагировал;

3) если у ребенка отмечается отклонение языка от средней линии в полости рта, то вначале язык продвигают в сторону отклонения, а затем уже в противоположную. Это движение выполняют очень осторожно и плавно, постепенно добиваясь все большего объема пассивных движений с пораженной стороны. Движения 1, 2, 3 повторяются 5-6 раз ежедневно;

4) вырабатывают схему жевания. При кормлении ребенка с ложки пальцы логопеда располагаются под подбородком ребенка и ритмично подталкивают нижнюю челюсть вверх-вниз при попытках ребенка к самостоятельному жеванию. Движения проводятся 2-3 раза в процессе кормления (в дальнейшем выполняет мать ребенка).

С детьми IV уровня доречевого развития пассивная гимнастика предполагает проведение всех вышеперечисленных упражнений. С целью стимулирования речевых кинестезии логопедические занятия включают мероприятия по созданию определенных поз губ и языка.

Активная гимнастика. Развитие подвижности языка и губ следует проводить с детьми II и III уровня доречевого развития.

Активные движения языка вызываются пищевым подкреплением:

1) при раздражении середины губы сиропом шиповника стимулируют выдвижение языка вперед (рис. 57), вверх, слизывание (рис. 58, 59);

2) при раздражении углов губ стимулируют боковые движения языка (рис. 60).

Эти приемы проводятся по 2-3 раза ежедневно перед кормлением.

Проводя активную гимнастику с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, особое внимание уделяют активным движениям языка и губ, которые необходимы для формирования четких артикуляционных кинестезий. Ребенка настойчиво обучают жеванию, кусанию. Для этого предварительно проводят массаж жевательной мускулатуры, учат пассивно-активному открыванию рта и пассивно-активно вызывают жевательные движения. «Схему жевания» вначале отрабатывают пассивно, ребенку в рот кладут хлеб и двигают его челюсти вверх-вниз в соответствии с ритмом собственных жевательных движений ребенка.

Ребенок обучается таким произвольным движениям, как «поцелуй», «подуй», «плюнь», «покашляй», «закрой глаза», «покажи язык», «улыбнись», «покажи зубы», «пощелкай языком», «закрой или открой рот». Ребенка также учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, слизывать из углов рта, для чего используют сироп шиповника, варенье. Упражнение проводится ежедневно по 3 минуты.

Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 823 | Нарушение авторских прав

Игры и упражнения для детей страдающих ДЦП

Игры и упражнения для детей страдающих ДЦП

ДЦП – детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания,пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

Детям с диагнозом ДЦП непросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников .

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что дети старшего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

– малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

– необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

– под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры, которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

– попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

– указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

– особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

– указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП.

Игра “Зайка серый умывается ” (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

“Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках –

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать –

“Нужно в гости ведь бежать!”

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра “Прокати мяч с горки” (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата.

“Пройди, не задев ворота” (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

“Повернись – не ошибись” (7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

“Запрещенное движение” (6-14 лет).

Дети принимают положение стоя или сидя, кладут руки на колени. По команде инструктора они начинают повторять за ним различные упражнения, направленные на разминку рук, туловища и ног. При этом, выполняются все движения, кроме одного «запрещенного» – оно оговаривается заранее. Или вместо него участники делают какое-то другое упражнение (тоже определяется еще до начала игры). К примеру, вместо поднятия рук вверх, можно хлопать в ладоши. Примечательно, что такого рода малоподвижные игры развивают внимательность и быстроту реакции.

“Передал – садись” (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

“Чья лошадка быстрее?” (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

“Кулак и ладонь” (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов.

“Вернись на место” (7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

“Снежинки” (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание “мороз”. Когда он произносит фразу “дует-дует сильный ветер”, то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке. Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: “Вот мороз пришел”.

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают “Ах, как холодно!”, и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: “А вот и ветерок легкий подул”, и снежинки в ответ медленно произносят “фу-у-у-у”. Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.

Читайте также:  Взаимодействие логопеда и физинструктора в ДОУ

Сенсорно-интегративная артикуляционая гимнастика в работе с детьми с ДЦП

Мария Чертилина
Сенсорно-интегративная артикуляционая гимнастика в работе с детьми с ДЦП

МБОУ «Школа №1 с наличием интерната» г. Сарова.

Сенсорно-интегративная артикуляционая гимнастика в работе с детьми с

Цель статьи:

– дать определение С-ИАГ;

– обосновать целесообразность использования с-иАГ в работе с детьми обозначенной группы;

– представить собственные рабочие решения по теме

1. Введение

Современное состояние науки и требования, предъявляемые самой реальностью заставляют педагога держать руку на пульсе и бесконечно искать все новые и более эффективные способы решения каждодневных практических задач.

2. Основное содержание

a. ДЦП –это

Детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений, которые возникают в период родов и непосредственно после них. Заболевание проявляется патологией движений, положения тела в пространстве и координации.

b. Речевые нарушения при ДЦП

У детей с ДЦП нарушения речи возникают вследствие двух основных причин. Первая – это непосредственное поражение структур мозга, отвечающих за речь и правильное функционирование речевого аппарата. А вторая – нарушение созревания других участков мозга, которое в норме происходит с взрослением ребенка и приобретением им речевых навыков.

Детский церебральный паралич вызывает целый ряд двигательных затруднений. Это проблемы с мышечным тонусом, патологические двигательные стереотипы, патологические рефлексы, сниженный мышечный контроль и патолоческая сенсорная чувствительность

Первую группу составляют проблемы с мышечным тонусом. Гипотонус усложняет для ребенка антигравитационные движения, сопротивляемость и силовые движения. Ему трудно поднимать язык и удерживать его в этом положении, вытолкнуть зонд изо рта по просьбе логопеда. Гипертонус означает, что ребенку нужно приложить значительное усилие, чтобы преодолеть сопротивляемость спастических и напряженных мышц. Например, патологический тонус в мышцах языка может оттягивать его назад, затрудняя вытягивание языка изо рта. Патологический мышечный тонус, вызванный ДЦП, не прогрессирует. Другими словами, он не станет усугубляться в течение жизни ребенка. Однако и лучше он не станет. Ребенок не «вырастет» из проблем с мышечным тонусом, и упражнения не помогут нормализовать его. Однако терапевтические упражнения и занятия помогут ему овладеть моторными навыками, несмотря на его патологический мышечный тонус.

Дети с церебральным параличом могут демонстрировать не только патологический мышечный тонус, но и патологические двигательные стереотипы. Двигательный стереотип – это последовательность движений. Когда мы используем наши мышцы, мы, как правило, делаем не одно движение, а несколько последовательных. Например, когда мы шагаем, поворачиваемся или пожимаем кому-то руку, мы используем для этого определенную последовательность движений.

Когда ребенок со спастическим тетрапарезом хочет дотянуться до чего-либо и схватить, может случиться следующее: рука поднимается, но вместо вытягивания, сгибается в локте; вместо поворачивания наружу она поворачивается внутрь; вместо выпрямления кисть переворачивается и вместо раскрытия ладонь сжимается в кулак.

Это не значит, что ребенок хочет сделать это патологическое движение. Если вы попросите его постараться получше, вполне вероятно, что результат окажется еще хуже. Дополнительное усилие добавит напряжения в гипертонические мышцы вашего ребенка. Это, в свою очередь, приведет к тому, что движение будет еще более патологическим.

Дети с атетоидным ДЦП демонстрируют непроизвольные движения ног и рук, даже когда хотят находиться в неподвижности. При дотягивании до объекта их руки могут промахнуться, потянувшись слишком далеко. При ходьбе их руки и тело могут двигаться так сильно, что им сложно удерживать равновесие.

К счастью, исследователи утверждают, что двигательные стереотипы, улучшаются в результате терапии и тренировок.

Патологические рефлексы могут вызывать некоторые из патологических движений, которые мы видим у детей с ДЦП. Рефлексы – это непроизвольные движения, которые вызываются такими стимулами, как прикосновение, надавливание, или движением в суставе.

Есть рефлексы, которые наблюдаются только у младенцев в первые месяцы жизни – со временем они угасают. Они называются примитивными рефлексами и являются нормальными. У детей с ДЦП эти рефлексы могут не исчезнуть и стать более выраженными. Тогда они рассматриваются как атипичные, или патологические.

На занятиях может вызывать трудности, к примеру, рефлекс Моро (вздрагивания). Некоторые дети с ДЦП очень легко вздрагивают от неожиданных звуков или событий. Звук открывающейся двери, чей-то голос – все это заставляет детей вздрагивать, что резко усиливает мышечный тонус и, как следствие, ребенок может потерять равновесие и упасть.

Неспособность контролировать мышцы – самая распространенная проблема детей с ДЦП. В норме эта функция позволяет нам регулировать силу, скорость и время наших движений.

У детей с ДЦП мышечный контроль ниже. Им сложно контролировать силу, скорость, последовательность и продолжительность своих движений. Вместо надувания одной щеки они могут надуть обе; вместо того чтобы легко взять предмет, они могут схватить его слишком сильно и сломать; вместо быстрого вытягивания губ из положения в улыбке в положение трубочка они могут вытягивать их слишком медленно. Тем не менее в результате лечения и тренировок дети с ДЦП демонстрируют улучшение мышечного контроля и координации, если только у них не наблюдается очень существенных нарушений.

Дети с ДЦП могут иметь поражения в той части мозга, которая интерпретирует информацию органов чувств, получаемую о прикосновениях, положении тела в пространстве и движении. В результате ребенок может быть гипо– или гиперчувствительным. Ребенок с гипочувствительностью к прикосновениям получает совсем мало информации, когда касается чего-то – или когда к нему прикасаются. Из-за притупленных тактильных ощущений ему сложно опознать свои органы артикуляционного аппарата, определить их положение. В упражнении «Где сидела муха?» мы дотрагиваемся игрушкой, например, до кончика носа ребенка, затем просим показать, где сидела муха, но он указывает на свою щеку или лоб, та как затрудняется в распознавании сигналов от разных частей лица. Представьте, насколько невыполнимой станет инструкция «поставь язычок ЗА верхние зубки».

Дети с гиперчувствительностью получают слишком много информации. Поэтому для этих детей может быть неприятным касаться чего-то – или чувствовать прикосновения, и поэтому они будут избегать того и другого. Такой ребенок может получать больше информации, чем обычный, когда он получает логопедический массаж, или выполняет самомассаж или упражнение «орешек за щекой». Гиперчувствительность приводит к неприятным ощущениям от прикосновений языка к небу, щекам, губам, логопедическим зондам, либо чрезмерный рвотный рефлекс, поэтому дети могут пытаться этого избегать, что значительно затрудняет работу над звукопроизношением.

c. Почему сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика?

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Например, сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть. Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств (а это – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система, чувство положения тела в пространстве (проприоцепция, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

В 1979 году американская исследовательница и терапевт Джин Айрес написала книгу «Ребенок и сенсорная интеграция». Её исследования продолжает немецкий эрготерапевт Улла Кислинг.

Наша соотечественница М. И. Лынская в 2016 году выпустила книгу «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика», в которой обоснована и описана теория и практика использования сенсорно-интегративного подхода для проведения увлекательной и очень эффективной артикуляционной гимнастики.

В своей работе с детьми с ДЦП я нашла целесообразным применять комплексы упражнений сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции и др. Для детей с ДЦП с помощью артикуляционных упражнений решаются задачи по преодолению апраксии: ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению слов; становлению слогового ритма и пр. Зачастую детям среднего школьного возраста не интересны предлагаемые в литературе традиционные артикуляционные упражнения. Многие из них предназначены для детей более младшего возраста и используются на подготовительном этапе в работе по коррекции звукопроизношения. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика предлагает систему упражнений, направленных в первую очередь на преодоление апраксии. В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно (с помощью взрослых, постепенно переходя к самостоятельному выполнению.

d. 4 комплекса:

Занятия с детьми проходят индивидуально, 1 раз в неделю, с третьей недели сентября по вторую неделю мая. Поэтому для себя я выбрала 4 комплекса упражнений: «Морская прогулка», «Овощи и фрукты», «Встреча с ёжиком», «Поварское дело». Работа над каждым комплексом осуществляется примерно в течении двух месяцев. В начале логопед показывает упражнение, в случае необходимости помогает ребенку выполнить его пассивно, уменьшая количество подсказок по мере овладения навыком. На каждом занятии вводятся по 2-3 новых упражнения из комплекса.

e. Договориться с родителями, привязать к рутине

Залогом эффективности упражнений является их систематичность. Невозможно существенно улучшить состояние звукопроизношения школьника с ДЦП за одно занятие в неделю. На помощь приходит участие родителей. В процессе занятия я приглашаю родителей посмотреть, какие упражнения уже получаются, разъясняю, как именно «сдувание» увеличивает продолжительность речевого выдоха, а «удержание русалки за хвост» помогает развить плотное смыкание губ и сделать более четким произнесение губных согласных. Затем я задаю вопрос, смогли бы родители помогать ребенку самому выполнять упражнения в те дни, когда занятий с логопедом нет. Вместе мы обдумываем, как это можно реализовать, не осложняя чрезмерно жизнь семьи. Очень помогает подход монтессори-педагога Марины Белозеровой, который называется «Привязка к рутине» Удобно выполнять артикуляционную гимнастику во время утренней чистки зубов. Достаточно лишь немного расширить это ежедневное действие. Почистив зубы, ребенок может полоскать рот и горло (по возможности, выполнять упражнения «буря в стакане», сплевывать с губ/кончика языка предметы (которые маме удобно тут же убрать) и т. д.

f. Наклейки на зеркало

Структурировать самостоятельные занятия помогают наклейки. Их легко напечатать на самоклеющейся бумаге и передать родителям для размещения в ванной на видном месте. Наклейки (напр., изображение русалочьего хвоста- «удержи русалку за хвост» или виноградная гроздь и изюминка – «Жил-был виноград») выдаются по мере закрепления самостоятельного выполнения упражнений и помогают ребенку самостоятельно отслеживать свой прогресс.

Весь материал для проведения занятий индивидуален, перед началом занятия проходит санитарно-гигиеническую обработку с помощью специализированных средств для обработки логопедических зондов, а также в стерилизационном оборудовании.

Обращаем внимание, что предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков. Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука, описанные в других методических пособиях.

3. Вывод:

Таким образом, выполнение упражнений из предложенных комплексов, решаются следующие задачи:

— активизируется небно-глоточное смыкание, что способствует устранению гиперназализации;

— растягивается подъязычная складка («уздечка») языка, позволяя выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;

— дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;

— улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует улучшению четкости произношения;

повышается качество обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.

Метод сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможностей у детей с ДЦП. Важно, чтобы при выполнении упражнений дети не принуждаются к выполнению упражнений, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС

Использованная литература:

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой — М. : Книголюб, 2004. — 56 с.

2. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. В помощь родителям. — М. : В. Секачёв, 2012. — 46 с.

3. Дедюхина Г. В., Яньшина ТА., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М. : «Гном- Пресс», 1999.

4. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге : Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие/ под ред Е,В. Клочковой. – 7-е изд. – М. :Теревинф, 2019.

5. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. – М. : Парадигма, 2016.

6. Мартин Зиглинда Обучение моторным навыкам детей с ДЦП: Пособие для родителей и профессионалов/ науч ред. Е. В. Аронскинд, Е. А. Морошек. – Екатеринбург : «Рама Паблишинг», 2015.

Артикуляционная гимнастика в регулярных занятиях учителя-логопеда, дефектолога в работе с детьми с синдромом Дауна Целью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, в частности детей с синдромом Дауна, является их адаптация и интеграция в общество.

Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные.

Гимнастика после сна с детьми раннего возраста Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика В процессе воспитания и образования с детьми младшего возраста я использую современные образовательные технологии – пальчиковую гимнастику.

Мастер-класс «Фитбол-гимнастика с детьми с ОНР» Задачи мастер-класса: • знакомство коллег с технологиями фитболгимнастики • передача наработанного опыта путём прямого и комментированного.

НОД с детьми подготовительной группы «Зрительная гимнастика «Домики» I. ЦельСоздание условий для профилактики нарушений зрения дошкольников Задачи от ребёнка В ходе совместной исследовательской деятельности.

Парная гимнастика с детьми средней группы 4–5 лет Парная гимнастика-это нетрадиционная форма работы в детском саду с семьей по физическому воспитанию, которая обеспечиваетукрепление здоровья.

Сенсорно-двигательные игры для детей дошкольного возраста Сенсорно-двигательные игры для детей дошкольного возраста Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как.

Интегративная связь со Школой Искусств. Фотоотчет Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Эмоциональное развитие тесно связано с процессом мышления, воображения, творческих способностей.

Артикуляционная гимнастика и развитие оральной моторики в процессе еды у детей с ДЦП

Пассивная артикуляционная гимнастика заключается в том, что логопед аккуратно, с поглаживаниями, манипулирует органами ребенка.

Упражнения для губ:

· открывание и закрывание рта;

Читайте также:  Презентация (Технология организации логопедического обследования в ДОУ)

· округление губ в положении широкой воронки;

· укладывание губ в трубочку и растягивание в улыбку;

· сдвигание уголков губ по горизонтали

· поднимание верхней губы с обнажением десны;

· собирание верхней губы в «хоботок»;

· собирание нижней губы.

Упражнения для подвижности языка:

· высовывание языка изо рта и перемещение кончика языка в горизонтальном направлении;

· укладывание кончика языка попеременно на верхнюю и нижнюю губу;

· прижимание кончика языка ко дну рта;

· сдвигание кончика языка в глубь рта;

· поднимание кончика языка;

· сворачивание распластанного кончика языка в трубочку путем поднимания его боковых краев.

Активные движения языка вызываются с помощью подкрепления пищей. Например, к губам ребенка подносят карамель «чупа-чупс» и предлагают лизнуть. Перемещая карамель, можно достичь высовывания языка и воспроизведения им боковых движений.

По подражанию ребенку предлагают выполнить движения поцелуя, дутья, сплевывания, кашля, улыбки, облизывания губ.

Развитие и коррекция оральной моторики в раннем возрасте самым непосредственным образом связаны с нормализацией процесса питания.

Начиная с рождения ребенка необходимо стремиться к тому, чтобы привести процесс приема пищи к физиологической норме.

Прежде всего, необходимо правильно выбрать позу для кормления. Перед кормлением следует осуществлять стимуляцию безусловных рефлексов:

· прикасаться соском матери или теплой соской к губам ребенка;

· медленно проводить соском или соской по губам, щеке, добиваясь ответной рефлекторной реакции. Если реакция отсутствует, воспроизвести ее пассивно;

· несколько раз в течение дня легко постукивать по щекам ребенка;

· стимулировать открывание рта при помощи тактильного раздражения губ.

Эти приемы осуществляются не более 2-3 раз за один подход, так как при большем количестве повторений рефлекс может тормозиться.

В процессе сосания мать находит такое положение, чтобы ее руки были свободными. Одной рукой она помогает ребенку обхватить губами сосок, а другой рукой в такт легкому сжиманию губ слегка выдавливает молоко. Если у ребенка есть сосательные движения, но молоко выливается из-за их слабости, мать прижимает губы ребенка к соску или поддерживает только нижнюю губу. При этом следует постепенно снижать объем помощи при кормлении ребенка, чтобы стимулировать его активность.

Детям, которые не берут грудь, нужно давать жидкую пищу и учить их сосать в позиции полулежа. Необходимо правильно подобрать размер отверстия в соске, чтобы из нее выливалось около 20 капель молока в минуту.

При отсутствии сосательного рефлекса его нужно попытаться вызвать. Для этого перед каждым кормлением нужно сначала провести легкое раздражение губ и кончика языка концом соски, одновременно рукой выдвигая и удерживая губы ребенка так, чтобы они охватывали соску. При этом можно ввести несколько капель молока в рот ребенка. В качестве дополнительной стимуляции сосательного рефлекса рекомендуется гладить большим пальцем дно ротовой полости. Можно попробовать выполнить легкое сжимание крыльев носа ребенка после вдоха.

При кормлении необходимо удерживать бутылку в таком положении, чтобы жидкость не выливалась из нее, а активно вытягивалась ребенком. Постепенно угол наклона бутылки и размер отверстия в соске изменяются, чтобы ребенок увеличивал активность сосания.

Для детей постарше может быть полезна бутылка не с соской, а с трубочкой 5х30, вставленной в резиновую пробку. Постепенно необходим переход от сосания в позиции полулежа к сосанию сидя. При этом нужно стремиться к тому, чтобы сосание осуществлялось с ровно удерживаемой головой. Для этого лицу, кормящему ребенка, рекомендуется обхватить одной рукой голову ребенка сзади и удерживать смыкание губ с помощью среднего пальца под нижней губой, указательного – над верхней губой и остальных пальцев – под подбородком. Одновременно большим пальцем этой руки удерживается голова в районе лобно-височной области.

Если сосательный рефлекс удерживается слишком долго, его необходимо затормаживать. Для этого проводится раздражение губ и кончика языка ребенка при блокировке их движений. Параллельно следует отрабатывать торможение кусательного рефлекса, вызывая его путем раздражения десен при сомкнутых челюстях. Одновременно нужно переходить к кормлению ребенка более густой пищей. При этом полезно давать булку, размоченную в молоке, сначала мягкую, а потом постепенно более жесткую.

С 4-5 месяцев необходимо учить ребенка брать пищу с ложки. При этом голова ребенка слегка наклонена вперед, так как наклон головы назад ведет к повышению тонуса мышц оральной области. Ложку нужно располагать на уровне губ ребенка и легким прикосновением к губам побуждать его к активному приему пищи. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок сам тянул губы к ложке, а не вкладывать ложкой еду в рот. Далее ложку с едой следует положить на переднюю часть языка, слегка нажимая книзу и назад, и ждать, когда ребенок снимет верхней губой пищу. Если ребенок не делает никаких движений, то рекомендуется помочь ему, придерживая верхнюю губу. После того, как ложка вынута изо рта, следует поднять и придержать нижнюю челюсть, чтобы рот был закрыт до момента глотания. Стимулировать глотание можно, легко нажимая снаружи на дно ротовой полости по направлению к глотке.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок брал пищу с ложки именно губами, а не зубами и удерживал губы сомкнутыми при перемещении пищи во рту, жевании и глотании. Ложку нужно подставлять к середине рта передней частью, но пищу укладывать в боковые отделы рта, чтобы стимулировать чувствительность разных сфер жевания. В процессе еды рекомендуется контролировать раствор рта.

Кормление тес проще, чем меньше пищи в ложке. Наполнять ложку рекомендуется на 1/3 и располагать еду на краю ложки. При патологической стойкости кусательного рефлекса используются максимально плоские ложки.

По мере развития манипулятивных способностей ребенка обучают самостоятельно пользоваться ложкой. Сначала он удерживает ложку, обхватывая ее с одной стороны большим пальцем, а с другой – остальными. Если у ребенка не формируется захват черенка ложки, можно попробовать увеличить толщину черенка с помощью насадок или обертывания. Толщину подбирают индивидуально и постепенно уменьшают.

Если ребенок не удерживает голову, то подбирается оптимальная поза для кормления его с помощью ложки:

1. Взрослый сидит на стуле за высоким столом. Ребенок сидит на его коленях. Предплечья ребенка лежат на столе. Взрослый одной рукой придерживает голову ребенка в области рта, а другой – его кормит.

2. Ребенка сажают в специальное креслице. Это кресло может лежать на коленях взрослого или на другой опоре.

3. Ребенка, который не может самостоятельно сидеть, взрослый усаживает на свои колени боком или лицом к себе с широко расставленными ногами. При этом одной рукой взрослый поддерживает ребенка в области спины и шеи.

Для обучения жеванию используется мягкая густая пища – вареное яйцо, вареный картофель, банан и т. д. Сначала взрослый показывает ребенку, как нужно кусать и жевать. Потом небольшое количество пищи вкладывает в рот ребенка и формирует движение жевания. Это нужно делать осторожно, чтобы ребенок не прикусил язык.

В перерывах между кормлениями ребенку дают печенье, очищенное яблоко, т. е. такую пищу, которую он не откусывает, а скоблит зубами. При этом ребенок учится захватывать твердую пищу, воспроизводить жевательные движения и перемещать пищу языком спереди назад.

Для развития латеральных движений языка рекомендуется класть ребенку в рот кусочки вкусной еды поочередно за щеки и контролировать, как он ищет эту еду, жует и проглатывает. Это можно превратить в игру. Нужно помнить, что ребенку с расстройствами координации в оральной области нельзя класть в рот большие куски твердой пищи, а также карамель, орехи, витамины в драже. Это может привести к попаданию твердых частиц в дыхательные пути.

Необходимо контролировать объем пищи, находящейся во рту, и своевременное ее проглатывание. Превышение объема пищи может привести к рвотной реакции и появлению негативного отношения к твердой еде.

Навык питья из чашки начинает формироваться у детей в возрасте 6-9 месяцев. Освоение питья для детей с ДЦП связано с определенными трудностями. Они заключаются в необходимости удерживать чашку и подносить ее ко рту, в изменении движений губ и языка при переходе от сосания к питью из чашки. В связи с этим рекомендуется сначала обучать ребенка питью через короткую соломинку с небольшим отверстием. Вначале следует наливать в чашку жидкость небольшими порциями (1/4 объема). Для поощрения можно давать ребенку его любимые напитки. Важно научить ребенка координировать питье и дыхание. Например: 2 глотка – остановка для дыхания. Постепенно количество глотательных движений увеличивается.

В том случае, если ребенок может пить из чашки, но не удерживает ее, взрослый, стоя за спиной ребенка, вкладывает чашку в его руку и помогает осуществить нужное действие. Может использоваться чашка с двумя ручками. Возможен вариант, когда взрослый одной рукой держит чашку, а другой поддерживает нижнюю челюсть ребенка, помогая и направляя ее движение.

Для того чтобы при кормлении из ложки или чашки у ребенка не проявлялся нередуцированный кусательный рефлекс, нужно подносить ложку и чашку к губам, а не к зубам. В том случае, если рефлекс проявился и ребенок стиснул зубами предмет, нужно спокойно помочь ему расслабить челюсти легкими поглаживаниями и похлопываниями по нижней челюсти, а также небольшими покачиваниями головы.

Для снижения сензитивности и гиперрефлексии оральной области полезна ранняя подготовка ребенка к чистке зубов. Для этого можно сначала водить своим пальцем и пальцем ребенка по челюстям, имитируя чистку зубов, использовать для этого мягкую губку, а затем – зубную щетку. Для положительной стимуляции процесса можно капнуть на губку немного сладкого сиропа, постепенно приучая ребенка к зубной пасте. Для полоскания рта можно использовать специальный шприц, наклоняя голову ребенка над емкостью.

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

Популярное

Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России “Русская зима”

Мир дзюдо

Планета Баскетбол

Олимпийский вестник Юга России

Охота – национальный охотничий журнал

Испанские войны. Дерби, фанаты, традиции

Психологическая подготовка к рукопашному бою

Лобановский. Послесловие

Новая энциклопедия бодибилдинга. Книга 3. Упражнения

Русский рукопашный бой в 10 уроках

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Артикуляционная гимнастика как средство преодоления дизартрии у детей дошкольного возраста с ДЦП

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дизартрия, артикуляционная гимнастика.

Аннотация. В статье представлены исследования о влияние комплекса артикуляционной гимнастики, на преодолении дизартрии у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Articulation exercises as a means to overcome dysarthria in preschool children with cerebral palsy

Kunchevskaya S. V., Instructor Methodist adaptive physical education. Rehabilitation center «Victoria», Sochi

Pilosyan N., PhD., Assistant Professor. Sochi State University

Keywords: cerebral palsy, dysarthria, articulation exercises.

Abstract. The article presents a study on the influence of the complex articulation exercises for overcoming dysarthria in preschool children with cerebral palsy.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В настоящее время остаются нераскрытыми многие вопросы, связанные с изучением дизартрии.
В логопедической теории и практике малоизученными являются вопросы симптоматики, механизмов структуры речевого дефекта у детей с дизартрией, недостаточно разработаны методы ее дифференциальной диагностики; отсутствуют оптимальные методы ее коррекции.

Еще больший интерес у логопедов и психологов вызывает проблема дизартрических проявлений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Изучению состояния речевых функций при ДЦП посвящено достаточно большое количество работ. Многочисленные отечественные и зарубежные авторы отмечают, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень часто отмечаются разнообразные речевые расстройства. Этим вопросом занимались такие ученые, как К. А. Семенова, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, В. Литтль. По данным различных авторов дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе в 65 – 85% случаях (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская) [1, 2].

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, ней-ролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом такими авторами, как К. А. Семенова, И. И. Панченко, Л. А. Данилова. В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohne, M. Gliment, T. E. Twitchell, R. D. Nailson, N. ODwer. [1, 3].

Несмотря на то, что в логопедии имеются методические разработки коррекционной направленности при дизартрии, специальных исследований во время занятий адаптивной физической культурой не осуществлялось. Поэтому актуальность вышеуказанной проблемы определила тему нашего исследования.

Целью исследования было показать возможности преодоления дизартрии у дошкольников с ДЦП с помощью комплекса занятий артикуляционной гимнастики.

Материалы и методы исследования

Преодоление дизартрии у дошкольников с ДЦП может протекать успешнее, если в процесс коррекционной работы на занятиях лечебной физической культурой будет включен комплекс артикуляционной гимнастики.

Исследование проводилось в Краснодарском крае в Сочинском реабилитационном центре «Виктория» у детей дошкольного возраста с ДЦП.

При изучении медицинской документации детей, поступающих на курс в Сочинский реабилитационный центр «Виктория», нами были отобраны 8 детей дошкольного возраста с ДЦП, из которых логопедами было выявлено 5 детей с речевым нарушением дизартрия.

Формы детского церебрального паралича у обследуемых детей были следующие: спастический тетрапарез – 2 детей (40%), спастический парапарез – 3 ребенка (60%).

Степень выраженности двигательных нарушений также была различной: 1 ребенок (20%) самостоятельно не передвигается и себя не обслуживает, 1 ребенок (20%) передвигается с помощью взрослых, остальные трое детей (60%) передвигаются самостоятельно.

Для обследования детей была использована методика Н. М. Трубниковой [4], которая включала 2 раздела:

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.

Осмотр органов артикуляционного аппарата с целью определения особенностей строения и дефектов анатомического характера:

Губы (тонкие, толстые, расщелины, шрам).

Зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов).

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус).

Твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).

Мягкое небо (отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное).

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка).

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

При обследовании анатомического состояния артикуляционного аппарата было выявлено следующее:

  • у троих детей отмечены тонкие губы (60%), у 2-х – толстые (40%);
  • у 2-х детей – отмечены редкие зубы (40%), у 1 ребенка – мелкие (20%), у 1 ребенка – кариозный верхний передний ряд (20%);
  • у 1 ребенка прикус в норме (20%), у 2-х детей – прогнатия (40%), ещё у 2-х – прогения (40%);
  • у 1 ребенка отмечено готическое твердое небо (20%), у 2-х детей – высокое (40%) и у 1 ребенка – в норме (20%);
  • у 2-х детей отмечено укороченное мягкое небо, у остальных 3-х детей – в норме (60%);
  • у 4-х детей наблюдался тремор (80%), у 1 ребенка – парез языка (20%);
  • у 3-х детей подъязычная связка нормальная (60%), у 2-х детей – короткая (40%).
Читайте также:  Логопедическая игра 'Познавательная коробочка'

Таким образом, у всех детей наблюдаются незначительные отклонения в анатомическом строение артикуляционного аппарата.

2. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата.

Цель: изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата, а также динамической организации движений органов артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

2.1. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата:

а) исследование двигательной функции губ;

б) исследование двигательной функции челюсти;

в) исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка);

г) исследование двигательной функции мягкого нёба;

д) исследование продолжительности и силы выдоха;

2.2. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата:

а) оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык на нижние зубы, закрыть рот;

б) широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы;

в) широко раскрыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить язык к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот;

г) положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот;

д) повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется): «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», «па – ката».

Фото. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата. На фото пациент реабилитационного центра. Возраст 5 лет. Диагноз ДЦП, спастический парапарез, дизартрия.

2.3. Обследование мимической мускулатуры:

а) Исследование объема и качества движения мышц лица (нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб).

б) исследование объема и качества движений мышц глаз (легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый, подмигнуть).

в) исследование объема и качества движений мышц щек (надуть левую, а затем правую щеки, надуть обе щеки одновременно, втянуть щеки в рот).

г) исследование возможности произвольного формирования определенных мимических щек (выразить мимикой лица удивление, радость, испуг, грусть, сделать сердитое лицо).

д) исследование символического праксиса (свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье).

При выборе диагностики нами учитывались опорно-двигательные нарушения, состояние артикуляционного аппарата и развития речи, в котором находится обследуемый ребенок.

Анализируя исследования моторики органов артикуляционного аппарата на основе балльных показателей, нами выделены пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

На начало обследования показатели уровня выполнения были следующими: двигательные функции артикуляционного аппарата выше среднего – 10%, средний уровень – 60%, ниже среднего – 30%; динамическая организация движений органов артикуляционного аппарата выше среднего – 10%, средний уровень – 40%, ниже среднего – 50%; мимическая мускулатура выше среднего – 10%, средний уровень – 30% ниже среднего – 60%.

Таким образом, исходя из полученных данных, следует, что дети с ДЦП имеют трудности и значительные отклонения в нахождении нужных поз. Т. е. у детей наблюдаются нарушения двигательной функции артикуляционного аппарата, повышенный уровень нарушения динамической организации органов артикуляционного аппарата и самый высокий уровень нарушения мимической мускулатуры.

С целью коррекции речевой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП, мы разработали комплекс артикуляционной гимнастики. При его проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. На начальных этапах комплекс проводят с максимальным подключением других более, сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям.

Предлагаемый комплекс артикуляционной гимнастики включался в курс реабилитации, и проводился каждый день дополнительно дома и на занятиях лечебной физической культуры для детей с ДЦП.

По окончании курса реабилитации, нами повторно велись обследования детей по тем же параметрам, что и в начале обследования, и были выявлены следующие показатели уровня выполнения: двигательные функции артикуляционного аппарата выше среднего – 30 %, средний уровень – 50%, ниже среднего – 20%; динамическая организация движений органов артикуляционного аппарата выше среднего – 20%, средний уровень – 50%, ниже среднего – 30%; мимическая мускулатура выше среднего – 40%, средний уровень – 40% ниже среднего – 20%.

По результатам исследования состояние органов артикуляционного аппарата обследуемых детей в целом улучшилось, однако еще не достигает максимально высокой оценки. Это позволяет говорить об эффективности проводимых в течение формирующего эксперимента мероприятий коррекционного воздействия, осуществляемых при использовании комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на преодоление дизартрии у дошкольников с детским церебральным параличом.

  1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛаДоС, 2007. -703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  2. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М.. 1985.
  3. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я.Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.. 1972.
  4. Трубникова Н. М. Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским центральным параличом. /Н. М. Трубникова. – Метод. рекомендации, Екатеринбург, 1992. – 54 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Особенности формирования фонаторно-дыхательной функции речи у детей с церебральным параличом

Разделы: Логопедия

Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Дизартрия у детей с церебральным параличом проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка.

При дизартрии наблюдается патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Чаще всего в нашей логопедической практике встречаются спастико-паретическая и смешанная формы ДЦП. При таких формах ДЦП наблюдается дыхание поверхностное, ключичное (в покое), а в речи – преобладает ключичный тип дыхания, вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Ребенку не хватает дыхания, чтобы закончить фразу. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Речевая фонация – голос тихий, слабый, иссякающийся по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый.

Логопедическая работа с детьми, имеющими церебральный паралич должна включать артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения, так как артикуляция, дыхание и голосообразование – это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Цель артикуляционной гимнастики, с которой должно начинаться логопедическое занятие – выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и фонации, так как при дизартрии наблюдается значительное снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений. Чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса.

Артикуляционная гимнастика проводится четко и неторопливо с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения:

  1. Движения языка – часики; качели; облизывание верхней и нижней губ; щелкание языком и т.п.
  2. Движения губ – трубочка; улыбка; кружочек и т.п.
  3. Движения мягкого нёба – покашливание; зевота; глотание капель воды.
  4. Расслабление мышц шеи – опускание головы вниз; запрокидывание головы назад; повороты головы вправо-влево (можно сочетать с произнесением гласных звуков и-о-у-а-ы).
  5. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания:
  • произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко: а-о-у-ы-и;
  • произнесение двух гласных на одном выдохе: а-э; о-у; у-ы; э-а-и;
  • произнесение трех гласных на одном выдохе: а-э-о; о-у-и; а-э-ы; о-у-а;
  • произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям: па-по-пу-пы-пэ; пап-поп-пуп-пып-пэп и т.д.
  • произнесение слогов на одном выдохе: пап-пап; пап-пап-пап и т.д.

Таким образом, специфика проведение артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шёпотом, а в дальнейшем и с громким звуком.

После артикуляционной гимнастики проводится дыхательная гимнастика. Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Целями дыхательной гимнастики являются воспитание у ребенка навыков правильного дыхания, преодоление дыхательной недостаточности, развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

  • необходимо строго дозировать количество упражнений и темп их проведения;
  • нужно следить за тем, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; перебор дыхания влечет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно;
  • также нужно избегать больших задержек дыхания;
  • ребенок не должен напрягать плечи, шею; упражнения направлены на развитие движений диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
  • движения ребенок должен производить плавно, под счет.

Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями.

Цель статических дыхательных упражнений – выработка дифференцированного дыхания через нос и рот, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, воду, песок, надувание мыльных пузырей, шаров, игре на детской дудке, свирели, губной гармошке (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетические ощущения давно утраченного звука).

  1. Ребенок должен видеть и слышать свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку. «Шторм в стакане». Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри, затем дует с закрытыми глазами (для усиления кинестетических ощущений). Инструкция: делай большие пузыри смотри, слушай. Делай попеременно один маленький, один большой пузырь.
  2. Погудеть в пузырек.
  3. Кораблики. Пускать бумажные кораблики в тазике с водой. Ветер, ветерок! Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки!
  4. Бабочка. Дуть на бабочку, привязанную на нитку. Бабочка-коробочка, полети на облачко, там твои детки – на березовой ветке!

Далее длительно произносятся гласные (шепотом и громко):

Можно добавлять глухие и звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах (шепотом и громко):

Так в сочетании артикуляционных и несложных дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через нос и рот. Эти упражнения подготавливают аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.

Для того, чтобы ребенку было интересно, можно поиграть в магазин:

– понюхать цветок, флакон духов, коробочку с кофе, шоколад и т.д. – тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаха).

Тренировку ровного, медленного выдоха осуществляем на задувании: свечи (можно с голосом задувать свечу – фу! фу! фу!), ватного мячика (игра в настольный футбол), бумажного самолетика, бабочки, повешенных на ниточках и т.п.

Тренировку продолжительного, сильного выдоха осуществляем при произнесении звука с-с-с-с – имитация насоса.

Для разнообразия в логопедической работе можно использовать песок:

  • под тонким слоем песка можно спрятать картинку. Ребенок с помощью воздушной струи сдувает песок с картинки;
  • «замести следы»: на песке сделать несколько углублений «следы зверька». Ребенок заметает следы воздушной струей. И таких игр можно придумать множество, подключив фантазию ребенка. И Вам и ребенку будет интереснее заниматься!

После статической дыхательной гимнастики выполняются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения связаны с ходьбой (в нашем случае это не всегда возможно, поэтому ее имитацией), движениями рук и ног, туловища.

Динамические дыхательные упражнения:

  1. Поднять руки вверх – вдох, опустить руки выдох.
  2. Поднять руки на затылок – вдох, опустить – выдох.
  3. Наклоны головы попеременно к левому плечу – вдох, голова прямо – выдох, к правому плечу – вдох, прямо – выдох.
  4. Поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение утрированного звука УФ.
  5. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть в ладоши – вдох, опустить руки – на выдохе АХ, УХ, ОХ.
  6. Мяч подбросить вверх с произнесением слов УХ.
  7. Одновременно с поворотом головы отводится рука (можно с мячом) – вдох, в исходное положение – выдох. Поворот головы – руки (с мячом) – вдох – выдох.

Упражнения включают произнесение звуков или коротких стишков одновременно с движениями рук, что способствует более длительному выдоху.

Из всех перечисленных упражнений составляется комплекс упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста, состояния речевой и голосовой функции. Дыхательная гимнастика должна проводиться в течение всего курса логопедических занятий.

По данным физиологии высшей нервной деятельности, в процессе дыхательной гимнастики происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса.

Таким образом, физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции ребенка, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-психическое состояние. У детей наблюдается большая эффективность дыхательной гимнастики в связи с чрезвычайной пластичностью детского мозга. У них быстро создаются новые условно-рефлекторные связи, восстанавливается нервная регуляция процесса дыхания. Занимайтесь с удовольствием!

Список используемой литературы:

  1. Алмазова Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей». – М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Шевцова Е.Е. «Технологии формирования интонационной стороны речи». – М. АСТ: Астрель, 2009.
  3. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М.: 2004.
  4. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи». – М.: АРКТИ, 2001.

Ссылка на основную публикацию