Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

Отчёт о работе учителя-логопеда ГКС(К)ОУ «Введенская школа-интернат VIII вида» за учебный год

о работе учителя-логопеда ГКС(К)ОУ «Введенская школа-интернат VIII вида»

Всего выявлено с нарушениями речи 42 обучающихся

Принято на занятия

В учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе программы по преодолению нарушений письма у младших школьников , а также на основе перспективного планирования для детей с системным нарушением речи и интеллектуальным недоразвитием согласно результатам проведённого первичного обследования.

В результате на занятия было зачислено 42 обучающихся, из них 42 с нарушениями письменной речи, с фонетическими нарушениями 36.

Из зачисленных детей было сформировано 7 групп, индивидуальные занятия по коррекции произношения посещало 27 человек.

Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов.

Коррекционной воздействие осуществлялось на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда.

В прошедшем учебном году работа учителя-логопеда велась по следующим направлениям:

I. Организационная работа.

1. Проведено логопедическое обследование обучающихся с речевой патологией и заполнены речевые карты.

2. Обучающиеся, нуждающиеся в логопедической помощи, зачислены в группы с учётом возраста и речевого дефекта.

3. Составлено расписание логопедических занятий и согласовано с администрацией школы.

4. Логопедический кабинет подготовлен к началу занятий.

5. В течение году регулярно пополнялись материалом логопедические уголки в классах и группах.

6. Каждую четверть обновлялся материал для детей и родителей на общешкольном информационном стенде и общешкольном логопедическом уголке.

7. Логопедический кабинет был пополнен новыми пособиями:

· Пособия для формирования навыка чтения и звуко-буквенного анализа.

· «Буквы», «Звуки и буквы».

· Набор текстов для проверки техники чтения.

· Артикуляционные профили звуков.

· Альбом по развитию речи.

· Дидактические игры на дифференциацию и автоматизацию звуков речи.

· Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

· Пособие с картинками, изображающими слова-паронимы.

· Символы гласных звуков.

· Приобретены тетради для занятий с детьми: «Правильно произносим звук С», «Фонетические рассказы и сказки в 3 частях», «Рассказы о временах года».

II. Коррекционная работа.

1. В течение учебного года проводились коррекционные фронтальные и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.

2. Результаты коррекционной работы представлены в аналитической справке по итогам мониторинга.

III. Научно-методическая работа.

1. Инновационная деятельность:

· Разработана система логопедических пятиминуток для обучающихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, получена положительная рецензия заместителя директора по учебной работе

2. Консультации для педагогов:

· «Коррекция дизартрии у детей с интеллектуальным недоразвитием», для МО начальных классов.

· «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», для МО начальных классов, 27.04.11г.

· «Системное недоразвитие речи у детей с интеллектуальным недоразвитием», для педагогов школы, 26.05.11г.

3. Консультации для родителей, патронатных воспитателей, воспитателей Введенского детского дома:

· «Коррекция звукопроизношения детей с интеллектуальным недоразвитием», 22.01.11г.

· «Как бороться со сквернословием детей», на общешкольном родительском собрании от 30.12.10г.

· Индивидуальные консультации родителям 1-2 класса, в течение года, в конце каждой четверти и в конце года.

· Индивидуальные консультации в течение года (работа на консультпункте).

4. Выступления, сообщения на педсоветах, совещаниях, семинарах по олигофренопедагогике, ОУУН внутри школы и в ИРОСТ Курганской области:

· «Просодическая сторона речи и её коррекция», семинар по ОУУН от 27.04.11г.

· «Логопедические пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида», педсовет от 20.04.11г.

· «Релаксация по методике Джейкобсона», совещание учителей от 24.01.11г.

· «Умение работать с учебной литературой и дополнительными источниками информации», семинар по ОУУН от 01.02.11г.

5. Представление собственного педагогического опыта на областном и межрегиональном уровне:

· «Логопедические пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида», семинар в ИРОСТ Курганской области от 12.05.11г.

· «Речевые пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида», межрегиональные IX психолого-педагогические чтения «Инновационная деятельность в психолого-педагогическом сопровождении детей с отклонениями в развитии» в г. Шадринске от 14.04.11г.

· Открытое занятие для обучающихся 1-2 классов по теме «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях», 17.02.11г., имеется положительный отзыв педагога-психолога с высшей категорией

· Открытое занятие для обучающихся 3 класса по теме «Коррекция выразительности речи», 27.04.11г.

· Внеклассное открытое мероприятие, направленное на снятие словесной агрессии, «Хорошо и там и тут, где по имени зовут», 17.05.11г., имеются анализы коллег-педагогов с отличной оценкой.

· Логопедический утренник «Путешествие по стране красивой речи» от 24.05.11г., видеоматериалы и мультимедиапрезентация прилагаются.

· Практический показ с группой девочек игры на релаксацию, снятие мышечного напряжения и переключение внимания «Морские волны», 24.01.11г.

6. Участие в семинарах и курсах для специалистов области:

· Семинар в ИРОСТ Курганской области для учителей-логопедов ОУ и воспитателей речевых групп ДОУ по проблеме «Современные подходы к диагностике и коррекции развивающих аспектов сопровождения детей с нарушениями речи», объёмом 72 часа, 19.09-30.09.10г., ответственные ,

· Постоянно действующий семинар в ИРОСТ Курганской области для учителей-логопедов, педагогов классов КРО, педагогов СКОУ, учителей начальных классов, классов массовых школ по теме «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи школьников», объёмом 24 часа, март-июнь 2011 г., ответственные ,

IV. Взаимосвязь с другими специалистами ОУ:

1. Ознакомление с результатами диагностики, проведённой психологом школы.

2. Диагностика общей моторики и представление её результатов преподавателю физкультуры и ЛФК.

3. Ознакомление с содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку и чтению) и воспитателей младшей группы.

4. Посетила открытое логопедическое занятие учителя-логопеда высшей категории ГУ «Шадринский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по теме «Птицы весной (по коррекции связной речи)», 14.04.11г.

5. Посетила индивидуальные коррекционные занятия психолога: по коррекции восприятия и различения основных цветов (17.11.10г.), по коррекции предметно-образного мышления: классификация и обобщение предметов (27.12.10г.).

6. Посетила коррекционные занятия ЛФК в 1 классе: 5.10.10г по теме «Комплексы коррекционных упражнений», 9.11.10г. по теме «Система упражнений для укрепления и развития мышц кистей и пальцев рук», 5.04.11г. по теме «Дыхательная гимнастика».

7. Посетила коррекционное занятие по ритмике 7.04.11г. по теме «Танцевальные упражнения «Весёлые ладошки».

8. Посетила открытые занятия уроков чтения и в 1 и во 2 классах соответственно, 18.05.11г.

9. Посетила открытые занятия в младшей группе воспитателя по темам: «Водный транспорт» от 23.03.11г. и «Сказ о том, как Баба-Яга без избы осталась» от 19.04.11г.

10. Регулярно готовила необходимую документацию к заседаниям школьной и областной ПМПк и активно участвовала в работе школьной ПМПк.

11. Проводилось еженедельное консультирование педагогов школы по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе направленной на устранение речевого недоразвития.

12. Дала индивидуальные консультации по методике коррекционной работы к урокам на темы «Дифференциация С-З» (19.01.11г.), «Звук и буква Гг» (18.02.11г.), «Звук и буква Чч» (19.03.11г.); к занятияю по самоподготовке (16.12.10г.); к занятию по самодготовке (15.02.11г.).

13. Велась тетрадь взаимосвязи между логопедом и воспитателями.

14. Логопедические уголки классов и групп регулярно обновлялись новой информацией.

15. Организовывалось присутствие родителей во время логопедического обследования и сообщение родителям результатов обследования.

16. Проведено анкетирование родителей в мае 2011г.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу учителя-логопеда за учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Альманах педагога

Автор: Краснова Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Гагарин, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: “Анализ коррекционной работы учителя-логопеда ОУ”
Дата публикации: 04.03.2016
Раздел: среднее профессиональное

Анализ работы
учителя – логопеда Красновой Елены Петровны за 2014-2015 учебный год

Общий педагогический стаж: 24года

Стаж по специальности работы учителем – логопедом: 3года

Квалификационная категория:
первая
2015 год

За три года коррекционно – логопедической работы логопункта
прослеживается положительная динамика у 100% учащихся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися корекционных логопедических программ
Учебный год Класс Количество обучающихся Результаты освоения 2012-2013 1-4 классы 25 100% 2013-2014 1-4 классы 29 100% 2014-2015 1-4 классы 32 100% К 2015 году уменьшилось количество детей, выпущенных с незначительно улучшенной речью за счёт увеличения количества детей с качественной и хорошей речью. 2013-2014 уч год 2014-2015 уч.год 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% улучшеная речь качественная речь хорошаяч речь За год процент выпущенных детей с качественной речью увеличился с 28 % до 40%, с хорошей с 15% до 20%. Отсутствуют первоклассники, не освоившие программу 1 класса, неуспевающих по русскому языку и литературному чтению в начальных классах нет; снизился процентный показатель младших школьников, имеющих нарушения в устной и письменной речи.

Динамика формирования монологической речи.
Динамика прослеживается у 100% учащихся (воспитанников) в соответствии с перспективным планом коррекционной работы. Увеличилось количество детей, самостоятельно справляющихся с различными видами речевой деятельности: последовательный пересказ, пересказ описательного характера, пересказ описательного – повествовательного характера (от 22% до 68%). 15% 61% 21% 3%
Уровни речевого развития учащихся-логопатов
Высокий уровень речевого развития Средний уровень речевого развития Низкий уровень речевого развития Очень низкий уровень ре- чевого развития
Динамика формирования грамматического строя речи.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 2013-2014 уч.год 2013-2014 уч.год2 2014-2015 Увеличилось количество детей с высоким уровнем в понимании грамматических структур, конструировании слов и предложений (с 28% до 50%).
Динамика формирования коммуникативных умений
. Увеличилось количество детей, которые отличаются активностью, умеют слушать и понимать речь. С учетом ситуации, легко входят в контакт, ясно и последовательно выражают мысли, пользуются формами речевого этикета с 15% до 50%.
Личностные результаты обучающихся
Год Кол-во обуч-ся Наименование личностного результата Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики 2013- 2014 29 Мотивация (выраженность интереса к занятиям) Интерес практически не обнаруживается 11 ч. – 38%

Интерес возникает лишь к новому материалу 5 ч. – 17 %

Интерес возникает к новым подходам решения учебных задач 4 ч. – 14% 3 ч. – 10% Устойчивый познавательный интерес, не выходящий за пределы изучаемого материала 7 ч. – 24% 17 ч.-59 % Постоянный интерес и творческое отношение к занятиям 2 ч. – 7% 9 ч.-31 % 2014- 2015 32 Самооценка (самооценка деятельности на занятиях) Самооценка (самооценка деятельности на занятиях) 4 ч. – 13 % – Ученик не испытывает потребности в оценке своих действий 5 ч. – 16 % 1 ч. – 3 % Пытается оценить свои возможности, но не умеет аргументировать 17 ч. – 53 % 11 ч. – 34 % Может с помощью учителя оценить свои 6 ч. – 19 % 20 ч. –63 %
возможности Динамика прослеживается у 100% учащихся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы. Большое внимание уделяю обеспечению
мотивационного обучения
, что способствует активному включению ребенка в процесс коррекции устной и письменной речи. Достигаю через: содержание учебного материала, организацию учебной деятельности, коллективные, групповые формы учебной деятельности, оценку учебной деятельности ребенка в безличной форме, в сравнительной динамике. Если в начале учебного года дети без желания, по необходимости шли на логопедические занятия, чтобы поиграть, то к концу года они уже имеют четкую цель. год Кол-во обуча- ющихся Наименование мониторинга Качественные показатели уровня мотивации 2012-2013 25 Мотивация учебной деятельности. Методика Н.Лускановой Высокий уровень – 3 Хорошая школьная мотивация -14 Низкая школьная мотивация – 7 Негативное отношение к школе- 1 2013-2014 29 Высокий уровень – 7 Хорошая школьная мотивация -17 Низкая школьная мотивация – 5 Негативное отношение к школе- 0 2014-2015 32 Высокий уровень – 9 Хорошая школьная мотивация -18 Низкая школьная мотивация – 5 Негативное отношение к школе- 0 В своей работе реализую
принцип коррекционной направленности
(единство в организации процессов воспитания, обучения, развития речи). Все приёмы и методы, применяемые мною, формируют осмысленное отношение школьника к усвоению языка. Комплексный подход к формированию и коррекции речи выражаю в: 1 . Коммуникативной направленности всего комплекса логопедического воздействия (слушание, говорение, письмо и чтение). 2. Одновременно работаю над всеми компонентами речевой системы. 3. Тесно связываю с образовательной программой по русскому языку. Это позволяет преодолевать трудности, возникающие у учащихся в процессе обучения.
Ставлю перед собой задачи:
 Сохранить физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи.  Осуществлять коррекцию недостатков про содич е ской, выразительной, эмоциональной стороны речи.  Успешно социализировать детей с дефектами речи.

Читайте также:  VI конференция Российской ассоциации дислексии

Применяю следующие технологии:
1. Игровые (проблемное обучение, интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала). Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. 2. Технологии уровневой дифференциации (коллективный способ обучения, групповые технологии, индивидуальное обучение). 3. Технологии развивающего обучения (использование элементов РО систем, информационные технологии).
Внеурочная деятельность.
Кружок внеурочной деятельности «Лингва» – 68 часов. Программа ориентирована на воспитание самодостаточного человека с развитым коммуникативно-речевым и социокультурным кругозором, способным понимать и общаться на родном языке. Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности: 1.определение уровня коммуникативных склонностей обучающихся; 2.создание условий для самореализации обучающихся, 3.развитие коммуникативных способностей детей. Результаты мониторинга, проведённого по «Методике выявления коммуникативных склонностей обучающихся» ( по Р.В. Овчаровой): 1.показатель выраженности коммуникативных склонностей: на начало года на конец года низкий уровень — 0,1—0,45 – 3 чел.; низкий уровень — 0,1—0,45 – 1 чел.; ниже среднего — 0,46—0,55 – 2 чел.; ниже среднего — 0,46—0,55 – 1 чел. средний уровень — 0,56—0,65 -3 чел.; средний уровень — 0,56—0,65 -4 чел. выше среднего — 0,66—0,75 -2 чел.; выше среднего — 0,66—0,75 -3 чел. высокий уровень — 0,76—1 – 0 чел.; высокий уровень — 0,76—1 – 0 чел. 2.созданы благоприятные условия для самореализации обучающихся: активное участие в школьных, городских и областных конкурсах; одарённые обучающиеся кружка привлекаются в качестве консультантов на уроках русского языка, проведённых в нетрадиционной форме (урок-путешествие, урок – аукцион, урок-КВН, урок – сказка, урок-проект и т.д.); 3.70 % обучающихся повысили коммуникативные способности, что на 20% выше стартовой диагностики.
Взаимодействие с другими специалистами.
1. Участвую в работе школьного ПМПк. Совместно с другими специалистами: учителем, психологом, медицинским работником,
родителями учащегося и социальным педагогом участвую в создании и реализации программы развития детей с целью преодоления речевых трудностей. 2. Осуществляю консультации и даю рекомендации родителям, учителям начальных классов, направленные на посильную помощь по формированию правильной речи. 3. Анализирую, совместно с учителями, контрольные работы по русскому языку и литературному чтению с целью наблюдения за речевой деятельностью детей. 4. Получаю методические и организационные рекомендации (по необходимости) от других логопедов района. 6. Осуществляю консультативно-методическую помощь (по необходимости и согласно перспективному плану) учителям начальной школы.
Работа с родителями.
1.Знакомлю родителей с результатами речевой диагностики. 2. Привлекаю родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков. 3. Оказываю консультативную помощь, приглашаю на занятия демонстрации приёмов работы над речевым материалом.
В области здоровьесбережения.
С целью создания оптимальных здоровьесберегающих условий мною: – изучены методы, методики и накопленный педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий в работе педагога; – созданы необходимые условия для проведения логопедических занятий: приобретено необходимое оборудование (массажные коврики, су-джок тренажёры, развивающие игры), установлена регулируемая школьная мебель с органомической поверхностью, для детей с нарушением поведенческой сферы СДВГ – конторки; – организована специальная коррекционно-воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей развития; – на занятиях создана атмосфера психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими; – с целью коррекции нарушения эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы заказано оборудование для сенсорной комнаты; – реализуется план работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
– активно применяю на занятиях современные технологии сохранения и стимулирования здоровья: ма с с а ж и с а м ома с с а ж, гимнастику корригирующую, дыхательную, для глаз, пальчиковую; игротреннинги, сказкотерапию, цветотерапию, кинезиологические упражнения С целью повышения активности детей на уроках провожу занятия в режиме динамической позы, т.е. строительство коррекционного процесса происходит на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности (предложение Базарного В. Ф.). Планирую логопедического занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за занятие организованно поднимались. Практический опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса можно переводить в положение «стоя» до трех раз (при продолжительности каждого стояния от 3 до 7 минут). Применение данных технологий позволяет организовать учебную деятельность,
сохраняет

исключает переутомление обучающихся.

Обобщение и распространение педагогического опыта
Имею практический опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками. Постоянно нахожусь в творческом поиске, повышаю свою квалификацию через самообразование, посещение открытых занятий с последующим анализом, через курсы. Большинство логопедических пособий изготавливаю сама. Применяю информационные технологии. Систематически посещаю РМО логопедов, участвую в семинарах, дискуссиях, обсуждениях значимых в коррекционной педагогике.
Трансляция опыта по теме самообразования

Анализ коррекционно-развивающей работы за 2016-2017 учебный год учителя-логопеда

В данной разработке дается анализ коррекционно-развивающей работы, проведенной в ДОУ учителем-логопедом за 2016-2017 учебный год

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

Анализ по коррекционно-развивающей работе

в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет

за 2016-2017 год

Тропиной Татьяны Дмитриевны

пгт. Высокий, 2017

Организация коррекционно-логопедической помощи детям

В 2016-2017 учебном году коррекционно-логопедическая помощь была оказана 12 воспитанникам (согласно протокола заседания ТПМПК от 15. 13.11.2016 года).

В С Е Г О: -12 чел.

– c ЗПР, общее недоразвитие речи – 1 чел.

– с общим недоразвитием речи 3 уровня – 12 чел.

– с общим недоразвитием речи 4 уровня – 1 чел.

Количество выпущенных детей в школу, получивших коррекционно-логопедическую помощь составило 3 чел. (Приложение 1)

-с хорошей речью (100%) – 3 чел.

Количество детей, которые продолжают курс (2 год обучения) – 9 чел

Речевая готовность детей подготовительной группы, получивших коррекционно-логопедическую помощь к школе:

Группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

Высокий уровень (норма) – 38%

Высокий уровень (норма) – 25%

Состояние грамматического строя речи:

Готовность к обучению грамоте:

Состояние связной речи:

Группа компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет

Выше среднего уровня50%

Состояние грамматического строя речи:

Выше среднего уровня50%

Состояние связной речи:

Выше среднего уровня –50%

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выше среднего уровня – 25%

Коррекционная работа в 2016-2017 учебном году осуществлялась на основе «Адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет». Целью работы являлось создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР для реализации поставленных задач: формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи; подготовка к обучению грамоте, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:

создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);

развитие речеслухового внимания;

развитие фонематического слуха;

подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;

развитие слоговой структуры слова;

расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

развитие грамматического строя речи;

развитие фразовой и связной речи;

развитие коммуникативных умений и навыков;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие психических функций.

Коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) для реализации поставленных задач была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год. Разработаны и оформлены конспекты, презентации к лексико-грамматическим занятиям и связной речи, речевые карты, оформлены результаты диагностики состояния речи детей-логопатов.

В запланированные сроки был проведён мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребёнка, занимающегося в группе компенсирующей направленности.

Работа с педагогами, родителями

Целевым ориентиром образовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Перспективным планом на 2016-2017 учебный год было предусмотрено проведение ряда организационно-методических, педагогических мероприятий.

С целью повышения педагогического мастерства для воспитателей дошкольного образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия:

«Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»;

«Использование ТРИЗ в проведении занятий по развитию речи»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного

«Игровые приемы в обучении грамоте»;

«Формирование образности речи у детей старшего дошкольного возраста»;

Консультация-практикум «Учим стихи – развиваем память».

-собеседования с воспитателями об уровне знаний и умений детей их возрастной группы;

-даны рекомендации по подготовке документов для ТПМПК.

Для воспитателей группы компенсирующей направленности были проведены следующие консультации:

«Работа над развитием дыханием»;

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом»

«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Проведение пальчиковой гимнастики и других упражнений для развития мелкой моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией»;

Практикум «Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе» (в соответствии с ФГОС);

Семинар-практикум «Формирование правильного произношения»;

Семинар – практикум «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»;

«Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре»;

Беседа «О необходимости контроля за правильным произношением детей – логопатов в спонтанной речи»;

Индивидуальная беседа с инструктором ФИЗО «О необходимости проведения с детьми, имеющими спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, упражнений на мышечную релаксацию».

Для родителей в течение учебного года были подготовлены и проведены консультации:

«Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»;

«Роль родителей в развитии речи детей»;

«Психологическая характеристика готовности к обучению в школе»;

Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ – игр»;

Конкурс среди родителей «Мама, папа, я – читающая семья»;

Семинар – практикум «Причины речевых нарушений. Участие семьи в коррекции речевого развития».

«В школу без дефектов речи»;

О необходимости формирования у детей – логопатов положительной мотивации к школе «Речевая готовность ребенка к школе»;

«Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?»

Индивидуальные беседы «Трудности и успехи вашего ребенка»;

Для родителей-логопатов в течение года проводились индивидуальные консультации, где рассматривались следующие вопросы:

-состояние речевого развития ребенка;

– приемы автоматизации звука в речи;

– приемы развития фонематического анализа и синтеза.

Приняла участие в подготовке и проведении 3 родительских собраний для родителей детей-логопатов.

Мною проведено экспресс-обследование детей групп общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет для определения состояния звукопроизношения воспитанников и с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи (приложение № 2).

На основании решения ТПМПК от 05.05.2016 г., от 14.11.2016г., от .05.2017 года в 2017/18 учебном году логопедическую помощь продолжат получать 14 детей (приложение № 3).

Повышение профессиональной квалификации

осуществлялось через участие:

– в ПМП консилиумах ДОУ;

-распространение педагогического опыта на мини-сайте (http://nsportal.ru/tatjana-0); https://infourok.ru/user/tropina-tatyana-dmitrievna;

– через работу с научной, методической литературой, знакомством с инновационными технологиями;

-курсы повышения квалификации;

– в вебинарах, мастер-классах;

– через работу по самообразованию на тему «Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста»;

-создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете (систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для индивидуальных и фронтальных занятий, по развитию речи; пополнена картотека методических рекомендаций для родителей);

-подбор методической литературы для организации коррекционно-развивающего процесса.

Вывод: работа в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР выполнена на 48%, в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР выполнена на 85% (частые пропуски, низкая работоспособность и мотивация к занятиям, быстрая утомляемость, ММД. У детей диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) 2, 3 уровня, псевдобульбарная дизартрия средней степени тяжести, ЗПР, моторная алалия. Логопатам с таким диагнозом требуется длительный срок для нормализации всех речевых компонентов) (приложение 4).

Читайте также:  Методическое пособие по дифференциации звуков Д-Т

Учитель – логопед ________________________Тропина Т. Д.

Анализ работы учителя-логопеда за год

Гатман Елена Геннадьевна

МОУ СОШ № 5 г.Пыть-Ях

ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ МОУ СОШ № 5

Методическая тема школы: освоение и внедрение концентрированного обучения в Подростковой школе развития. Информатизация учебного процесса и повышение качества образования.

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у учащихся, а так же предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Задачи логопедической работы:

своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.

Задача первая: своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся.

В 20010-2011 учебном году была проведена следующая работа:

В начале учебного года 1-16 сентября проводилась дифференциальная диагностика речевых нарушений у учащихся начальной школы.

Была обследована устная речь:

-просодическая сторона речи(темп, ритм, интонация);

-фонетическая сторона речи (звукопроизношение);

-фонематические процессы ( звукоразличение, звуковой анализ и синтез);

-лексико-грамматический строй речи

Так же была обследована письменная речь:

-проверка навыков письма;

-выявление нарушений письма (характер и степень выраженности).

Выявлено: из 472 учащихся начальной школы 171 (36%) учащихся нуждаются в логопедической помощи.

Из них с диагнозом:

ФНР-48 учащихся ( 28%);

ФФНР -58 учащихся (34%);

с фонематическим недоразвитием-66 учащихся (39%) из них 2 учащихся с заиканием.

По результатам диагностики на логопедический пункт было зачислено 92 учащихся.

1 класс-22 учащихся (39% от числа выявленных);

2 класс-34 учащихся (68% от числа выявленных);

3 класс-11 учащихся (30% от числа выявленных);

4 класс-25 учащихся (93% от числа выявленных);

Предшкола-27учащихся (100% от числа выявленных);

Компенсирующий класс-13 человек (100% от числа выявленных).

В конце учебного года (11-25 мая) была проведена повторная диагностика речевого развития учащихся начальной школы.

Было отчислено 40 учащийся (44%)

ФФНР -3 учащихся;

с фонематическим недоразвитием-28 учащихся;

Таким образом, диагностика дает представление о состоянии речевого развития учащихся и позволяет определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта и в дальнейшем оказать своевременную коррекционную помощь, направленную на устранение у учащихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом.

– учитывая тенденцию к увлечению количества детей с нарушениями речи и усложнению речевого дефекта, разработать диагностику обследования общего недоразвития речи детей дошкольного и младшего школьного возраст а, а так же диагностику заикающихся детей.

Задача вторая: коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению.

По результатам диагностики на логопедический пункт было зачислено 92 учащихся. Было проведено комплектование групп и сформированы группы с учетом речевой патологии:

– сложная форма дисграфии (2-4 классы)-10групп;

-ФФНР (1-4 классы)-7 группы;

– ФНР-(1-4 класс)-4 групп.;

-подготовительный класс- 1группа;

-компенсирующий класс-1 группа .

Основной формой организации являются групповые занятия. Группы комплектуются с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа ведется по коррекции письменной речи учащихся 2-4 классов, а так же по коррекции звукопроизношения.

Велась систематическая коррекционная работа, направленная на коррекцию звукопроизношения, на совершенствование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, развитие связной выразительной речи, развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению ( устойчивость внимания, способность к запоминанию, развитие мелкой моторики, слухового внимания и памяти , познавательной активности, навыков и приемов контроля и самоконтроля.

Велась работа по формированию полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности; принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного; определение путей и средств достижения; умение работать с образцом и по образцу; умение работать в определенном темпе; умение применять новые знания; умение анализировать и оценивать свою работу).

– для более успешной коррекционной работы обновить и дополнить кабинет дидактическим, раздаточным материалом, с учетом заданий разной степени сложности;

– приобрести рабочие тетради по коррекции акустической и артикуляторно-акустической дисграфии.

Задача третья: своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

В 1 –х классах велась работа по предупреждению нарушений письменной речи. В подготовительном классе велись занятия по развитию связной речи. Так же 1 раз в неделю проводились занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в компенсирующем

Были посещены уроки обучения грамоте, русского языка и литературы в 1-4 классах.

Велся контроль за учетом специфических (дисграфических) ошибок в письменных работах учащихся по русскому языку. Создана база учета специфических ошибок в электронном виде по каждому классу начальной школы.

-продолжить работу на параллели 2-4 классов по коррекции нарушений письменной речи.

Задача четвертая: разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.

Проводились индивидуальные консультации с родителями и учителями по темам:

« Речевые нарушения и их коррекция», «Соблюдение фонетического режима в школе и дома», « Причины нарушения письменной речи», «Речевые нарушения и их коррекция», «Соблюдение фонетического режима в школе и дома», « Виды дисграфических ошибок», «Развитие речи детей в норме», « Домашний режим школьника» и др. Даны рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.

Проведены родительские собрания в 1-х классах в сентябре месяце по теме:

« Результаты обследования устной речи первоклассников» и собрание для будущих первоклассников по теме: « Норма речевого развития детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы».

На родительских собраниях и консультациях родители были ознакомлены с видами речевых нарушений, формами их проявления, приемами правильного речевого воспитания в семье, доступными методами коррекции, организацией логопедических занятий. В течение года поддерживался постоянный тесный контакт с родителями, сообщая им об успехах и пробелов детей, давались рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.

Так же проводились индивидуальные беседы с учащимися, посещающими логопедические занятия.

Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальной школы осуществляется так же путем проведения совместных методических объединений, совещаний, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучение передового опыта работы.

Так же были составлены памятки для учителей 1 классов и 2-4 классов по выявлению учащихся, нуждающихся в логопедической помощи.

В рамках Марафона педагогических идей был дан открытый урок по коррекции акустической дисграфии по теме: «Дифференциация согласных К-Г».

Велась работа в школьной ПМПк и ПМПс с целью выявления и организации помощи учащимся с отклонениями в развитии на основе проведения комплексно-диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования.

особое внимание уделить должной преемственности в работе школьного логопеда и логопеда детского сада.

разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей детей дошкольного возраста с целью выявления и оказания своевременной логопедической помощи детям с нарушениями речи.

Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

Анализ работы учителя-логопеда

за 1 четверть 2016-2017 учебного года

В 2016—2017 учебном году свою работу построила по следующим направлениям:

  • Диагностическая работа
  • Результаты обследования
  • Коррекционно-развивающее направление
  • Направление взаимодействия логопеда с педагогами
  • Методическое направление

Цель: предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений.

Формы и методы работы, применяемые для решения поставленной цели:

1. Индивидуальное обследование ребенка.

2. Консультирование детей, родителей, педагогов.
3. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые).

Диагностическая работа

Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.

В 2016-2017 учебном году в школу поступило 14 первоклассника.

Всего обследовано первоклассников- 14 учащихся.
Выявлено с нарушением устной речи- 6 учащихся.

С нарушениями речи

Большая часть детей имеют незначительные дефекты речи, это дислалия (ламбдацизм, соноры).

Результаты обследования

Классификация нарушений речи

С недостатками произношения отдельных звуков

Зачислено на школьный логопедический пункт с 15.09.2016 года: 6 учеников 1 класса, 1 ученик 4 класса для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи.

На каждого ученика составлены речевые карты, проведено анкетирование родителей.

В течение 1 четверти индивидуальные занятия посещали 6 учеников 1 класса, 2 второклассника, 3 ученика 4 класса, после ПМПК (которое состоялось 20 сентября 2016года ) один из учеников Павлиненко Назар был переведен в 3Б класс (занятия продолжила Мелихова И.С), 6б- 4 ученика.

По итогам первой четверти 1 ученик будет выпущен (Парамонов Богдан-1 класс) т.к. звук [л] поставлен и продифференцирован. Логопат поставлен на контроль логопеда, учителя и родителей. Вместо него будут зачислены другие дети.
Обследование учеников вторых, третьего и четвертого классов, ранее занимающихся на логопедическом пункте, показало следующие результаты: после обследования письменных работ учеников вторых, третьего и четвертого классов выявлено с нарушением письма и чтения, обусловленного общим недоразвитием речи – 5 учащихся.

Всего зачислено на школьный логопедический пункт в 2016-2017 учебном году для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи 7 учащихся.

Коррекционно-развивающее направление

Дети были объединены в подгруппы в соответствии с их речевым нарушением и разработаны перспективные планы работы по коррекции каждого нарушения, а также проведены перед началом занятий индивидуальные консультации с родителями. Контроль посещения занятий осуществлял учитель-логопед.

Все индивидуальные и подгрупповые занятия шли строго по расписанию, утвержденному директором школы и согласованному с каждым учителем начальной школы с 16 сентября 2016 года.

На логопедическом пункте заведены журналы индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий, каждое занятие фиксируется.

Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год.

Консультативное направление

В рамках консультативного направления в течение 1 четверти проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам плохой успеваемости учащихся по русскому языку, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. Активная работа проводилась по запросам педагогов и родителей. После консультирования родителям давались рекомендации или дети направлялись для обследования врачами-специалистами (невропатологом, отоларингологом, офтальмологом)

Всего в этой четверти проведено индивидуальных консультаций для родителей первоклассников – 6 (см. Журнал учета консультаций для родителей)

Взаимодействие логопеда с педагогами

В течение четверти проводилась работа с классным руководителем первого класса по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопедическом пункте. Давались рекомендации по исправлению, т.е. по автоматизации звука и дифференциации дома. Периодически проводилось информирование учителей начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно анализировалась информация об их успеваемости (в течение всей четверти).

Методическое направление

В 2016-2017 учебном году составлен годовой план коррекционно-методической работы учителя-логопеда, где отражены все направления деятельности.

В первой четверти участие в конкурсах не принимала.

Проблемы:

1.Большая помощь требуется для детей-логопатов от психолога для создания у учащегося с речевой патологией установки на успех и формирование положительной «Я-концепции», для снятие “страха письма”, неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.

Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 июня 2002 года N 29/2194-6

[О Рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида]

Направляем для использования в работе Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

Одновременно разъясняем, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения, и в соответствии с пунктом 4 статьи 55 указанного Закона при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Надеемся, что предлагаемые Рекомендации могут оказать помощь при организации логопедической работы с обучающимися, воспитанниками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Начальник Управления
специального образования
Т.В.Волосовец

Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

Рекомендации
по организации логопедической работы в специальном
(коррекционном) образовательном
учреждении VIII вида

Читайте также:  Развитие пассивного и активного словаря у детей с ФФНР с применением инновационных технологий в логопедии

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.

Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.

Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков – фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.

Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев редут к нарушениям письменной речи.

Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом, имеющим соответствующее образование.

Обследование речи обучающихся и отбор их для логопедических занятий

В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).

Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).

Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.

Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности.

Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными:

В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.

И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.

Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.

Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить за логопедом одну-две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.

Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учета (приложение 1).

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.

Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются, в разных положениях (в начале, середине, конце слова).

При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (приложение 2).

Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.

К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две-три недели учебного года.

Организация и проведение логопедических занятий

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2-4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20-45 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2-3-х классов). В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий – 2-4 обучающихся.

При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.

Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом кабинете. Для логопедического кабинета отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно-дидактическим материалом (приложение 3).

Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и руководителя учреждения.

Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе (приложение 4).

Контакт логопеда с учителями, воспитателями, педагогом-психологом

Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.

Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося. В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).

Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в произношении.

При завершении логопедических занятий с обучающимся логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.

Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь, учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.

Логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В первых и вторых классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образования.

Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или иными недостатками речи) и детально разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обучающихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы.

Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы с обучающимися.

Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты воспитателю рекомендуется проводить так называемые “логопедические минутки”, составляемые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены речевые игры.

Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепление словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.

Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом-психологом, так как занятия педагога-психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психологической фазы речевой деятельности обучающихся.

В конце учебного года логопед может проводить речевой утренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал.

Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педагогических советах с целью пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Контакт логопеда с врачом

Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.

Связь-логопеда с родителями

Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.

Документация логопеда

В начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые указаны в отчете за год).

На основании материалов обследования обучающихся логопед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав обучающихся с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи, основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно-наглядные пособия.

Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.

Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на логопедические занятия, речевую карту.

В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, пpoделанной за год.

Ссылка на основную публикацию