Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

Анализ коррекционно-развивающей работы за 2016-2017 учебный год учителя-логопеда

В данной разработке дается анализ коррекционно-развивающей работы, проведенной в ДОУ учителем-логопедом за 2016-2017 учебный год

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

Анализ по коррекционно-развивающей работе

в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет

за 2016-2017 год

Тропиной Татьяны Дмитриевны

пгт. Высокий, 2017

Организация коррекционно-логопедической помощи детям

В 2016-2017 учебном году коррекционно-логопедическая помощь была оказана 12 воспитанникам (согласно протокола заседания ТПМПК от 15. 13.11.2016 года).

В С Е Г О: -12 чел.

– c ЗПР, общее недоразвитие речи – 1 чел.

– с общим недоразвитием речи 3 уровня – 12 чел.

– с общим недоразвитием речи 4 уровня – 1 чел.

Количество выпущенных детей в школу, получивших коррекционно-логопедическую помощь составило 3 чел. (Приложение 1)

-с хорошей речью (100%) – 3 чел.

Количество детей, которые продолжают курс (2 год обучения) – 9 чел

Речевая готовность детей подготовительной группы, получивших коррекционно-логопедическую помощь к школе:

Группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Высокий уровень (норма) – 38%

Низкий уровень – 62%

Состояние словаря:

Высокий уровень (норма) – 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Состояние грамматического строя речи:

Высокий уровень – 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень- 50%

Готовность к обучению грамоте:

Высокий уровень- 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Состояние связной речи:

Высокий уровень – 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Группа компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Выше среднего уровня50%

Низкий уровень – 50%

Состояние грамматического строя речи:

Выше среднего уровня50%

Средний уровень 50%

Состояние связной речи:

Выше среднего уровня- 50%

Средний уровень – 50%

Состояние словаря:

Выше среднего уровня –50%

Средний уровень – 50%

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выше среднего уровня – 25%

Средний уровень – 50%

Низкий уровень – 25%

Коррекционная работа в 2016-2017 учебном году осуществлялась на основе «Адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет». Целью работы являлось создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР для реализации поставленных задач: формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи; подготовка к обучению грамоте, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:

создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);

развитие речеслухового внимания;

развитие фонематического слуха;

подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;

развитие слоговой структуры слова;

расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

развитие грамматического строя речи;

развитие фразовой и связной речи;

развитие коммуникативных умений и навыков;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие психических функций.

Коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) для реализации поставленных задач была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год. Разработаны и оформлены конспекты, презентации к лексико-грамматическим занятиям и связной речи, речевые карты, оформлены результаты диагностики состояния речи детей-логопатов.

В запланированные сроки был проведён мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребёнка, занимающегося в группе компенсирующей направленности.

Работа с педагогами, родителями

Целевым ориентиром образовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Перспективным планом на 2016-2017 учебный год было предусмотрено проведение ряда организационно-методических, педагогических мероприятий.

С целью повышения педагогического мастерства для воспитателей дошкольного образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия:

«Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»;

«Использование ТРИЗ в проведении занятий по развитию речи»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного

«Игровые приемы в обучении грамоте»;

«Формирование образности речи у детей старшего дошкольного возраста»;

Консультация-практикум «Учим стихи – развиваем память».

-собеседования с воспитателями об уровне знаний и умений детей их возрастной группы;

-даны рекомендации по подготовке документов для ТПМПК.

Для воспитателей группы компенсирующей направленности были проведены следующие консультации:

«Работа над развитием дыханием»;

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом»

«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Проведение пальчиковой гимнастики и других упражнений для развития мелкой моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией»;

Практикум «Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе» (в соответствии с ФГОС);

Семинар-практикум «Формирование правильного произношения»;

Семинар – практикум «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»;

«Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре»;

Беседа «О необходимости контроля за правильным произношением детей – логопатов в спонтанной речи»;

Индивидуальная беседа с инструктором ФИЗО «О необходимости проведения с детьми, имеющими спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, упражнений на мышечную релаксацию».

Для родителей в течение учебного года были подготовлены и проведены консультации:

«Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»;

«Роль родителей в развитии речи детей»;

«Психологическая характеристика готовности к обучению в школе»;

Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ – игр»;

Конкурс среди родителей «Мама, папа, я – читающая семья»;

Семинар – практикум «Причины речевых нарушений. Участие семьи в коррекции речевого развития».

«В школу без дефектов речи»;

О необходимости формирования у детей – логопатов положительной мотивации к школе «Речевая готовность ребенка к школе»;

«Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?»

Индивидуальные беседы «Трудности и успехи вашего ребенка»;

Для родителей-логопатов в течение года проводились индивидуальные консультации, где рассматривались следующие вопросы:

-состояние речевого развития ребенка;

– приемы автоматизации звука в речи;

– приемы развития фонематического анализа и синтеза.

Приняла участие в подготовке и проведении 3 родительских собраний для родителей детей-логопатов.

Мною проведено экспресс-обследование детей групп общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет для определения состояния звукопроизношения воспитанников и с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи (приложение № 2).

На основании решения ТПМПК от 05.05.2016 г., от 14.11.2016г., от .05.2017 года в 2017/18 учебном году логопедическую помощь продолжат получать 14 детей (приложение № 3).

Повышение профессиональной квалификации

осуществлялось через участие:

– в ПМП консилиумах ДОУ;

-распространение педагогического опыта на мини-сайте (http://nsportal.ru/tatjana-0); https://infourok.ru/user/tropina-tatyana-dmitrievna;

– через работу с научной, методической литературой, знакомством с инновационными технологиями;

-курсы повышения квалификации;

– в вебинарах, мастер-классах;

– через работу по самообразованию на тему «Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста»;

-создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете (систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для индивидуальных и фронтальных занятий, по развитию речи; пополнена картотека методических рекомендаций для родителей);

-подбор методической литературы для организации коррекционно-развивающего процесса.

Вывод: работа в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР выполнена на 48%, в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР выполнена на 85% (частые пропуски, низкая работоспособность и мотивация к занятиям, быстрая утомляемость, ММД. У детей диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) 2, 3 уровня, псевдобульбарная дизартрия средней степени тяжести, ЗПР, моторная алалия. Логопатам с таким диагнозом требуется длительный срок для нормализации всех речевых компонентов) (приложение 4).

Учитель – логопед ________________________Тропина Т. Д.

Альманах педагога

Автор: Краснова Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Гагарин, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: “Анализ коррекционной работы учителя-логопеда ОУ”
Дата публикации: 04.03.2016
Раздел: среднее профессиональное

Анализ работы
учителя – логопеда Красновой Елены Петровны за 2014-2015 учебный год

Общий педагогический стаж: 24года

Стаж по специальности работы учителем – логопедом: 3года

Квалификационная категория:
первая
2015 год

Коррекционная деятельность

Результативность.

За три года коррекционно – логопедической работы логопункта
прослеживается положительная динамика у 100% учащихся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися корекционных логопедических программ
Учебный год Класс Количество обучающихся Результаты освоения 2012-2013 1-4 классы 25 100% 2013-2014 1-4 классы 29 100% 2014-2015 1-4 классы 32 100% К 2015 году уменьшилось количество детей, выпущенных с незначительно улучшенной речью за счёт увеличения количества детей с качественной и хорошей речью. 2013-2014 уч год 2014-2015 уч.год 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% улучшеная речь качественная речь хорошаяч речь За год процент выпущенных детей с качественной речью увеличился с 28 % до 40%, с хорошей с 15% до 20%. Отсутствуют первоклассники, не освоившие программу 1 класса, неуспевающих по русскому языку и литературному чтению в начальных классах нет; снизился процентный показатель младших школьников, имеющих нарушения в устной и письменной речи.

Динамика формирования монологической речи.
Динамика прослеживается у 100% учащихся (воспитанников) в соответствии с перспективным планом коррекционной работы. Увеличилось количество детей, самостоятельно справляющихся с различными видами речевой деятельности: последовательный пересказ, пересказ описательного характера, пересказ описательного – повествовательного характера (от 22% до 68%). 15% 61% 21% 3%
Уровни речевого развития учащихся-логопатов
Высокий уровень речевого развития Средний уровень речевого развития Низкий уровень речевого развития Очень низкий уровень ре- чевого развития
Динамика формирования грамматического строя речи.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 2013-2014 уч.год 2013-2014 уч.год2 2014-2015 Увеличилось количество детей с высоким уровнем в понимании грамматических структур, конструировании слов и предложений (с 28% до 50%).
Динамика формирования коммуникативных умений
. Увеличилось количество детей, которые отличаются активностью, умеют слушать и понимать речь. С учетом ситуации, легко входят в контакт, ясно и последовательно выражают мысли, пользуются формами речевого этикета с 15% до 50%.
Личностные результаты обучающихся
Год Кол-во обуч-ся Наименование личностного результата Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики 2013- 2014 29 Мотивация (выраженность интереса к занятиям) Интерес практически не обнаруживается 11 ч. – 38%

Интерес возникает лишь к новому материалу 5 ч. – 17 %

Интерес возникает к новым подходам решения учебных задач 4 ч. – 14% 3 ч. – 10% Устойчивый познавательный интерес, не выходящий за пределы изучаемого материала 7 ч. – 24% 17 ч.-59 % Постоянный интерес и творческое отношение к занятиям 2 ч. – 7% 9 ч.-31 % 2014- 2015 32 Самооценка (самооценка деятельности на занятиях) Самооценка (самооценка деятельности на занятиях) 4 ч. – 13 % – Ученик не испытывает потребности в оценке своих действий 5 ч. – 16 % 1 ч. – 3 % Пытается оценить свои возможности, но не умеет аргументировать 17 ч. – 53 % 11 ч. – 34 % Может с помощью учителя оценить свои 6 ч. – 19 % 20 ч. –63 %
возможности Динамика прослеживается у 100% учащихся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы. Большое внимание уделяю обеспечению
мотивационного обучения
, что способствует активному включению ребенка в процесс коррекции устной и письменной речи. Достигаю через: содержание учебного материала, организацию учебной деятельности, коллективные, групповые формы учебной деятельности, оценку учебной деятельности ребенка в безличной форме, в сравнительной динамике. Если в начале учебного года дети без желания, по необходимости шли на логопедические занятия, чтобы поиграть, то к концу года они уже имеют четкую цель. год Кол-во обуча- ющихся Наименование мониторинга Качественные показатели уровня мотивации 2012-2013 25 Мотивация учебной деятельности. Методика Н.Лускановой Высокий уровень – 3 Хорошая школьная мотивация -14 Низкая школьная мотивация – 7 Негативное отношение к школе- 1 2013-2014 29 Высокий уровень – 7 Хорошая школьная мотивация -17 Низкая школьная мотивация – 5 Негативное отношение к школе- 0 2014-2015 32 Высокий уровень – 9 Хорошая школьная мотивация -18 Низкая школьная мотивация – 5 Негативное отношение к школе- 0 В своей работе реализую
принцип коррекционной направленности
(единство в организации процессов воспитания, обучения, развития речи). Все приёмы и методы, применяемые мною, формируют осмысленное отношение школьника к усвоению языка. Комплексный подход к формированию и коррекции речи выражаю в: 1 . Коммуникативной направленности всего комплекса логопедического воздействия (слушание, говорение, письмо и чтение). 2. Одновременно работаю над всеми компонентами речевой системы. 3. Тесно связываю с образовательной программой по русскому языку. Это позволяет преодолевать трудности, возникающие у учащихся в процессе обучения.
Ставлю перед собой задачи:
 Сохранить физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи.  Осуществлять коррекцию недостатков про содич е ской, выразительной, эмоциональной стороны речи.  Успешно социализировать детей с дефектами речи.

Читайте также:  Итоговое логопедическое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе

Применяю следующие технологии:
1. Игровые (проблемное обучение, интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала). Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. 2. Технологии уровневой дифференциации (коллективный способ обучения, групповые технологии, индивидуальное обучение). 3. Технологии развивающего обучения (использование элементов РО систем, информационные технологии).
Внеурочная деятельность.
Кружок внеурочной деятельности «Лингва» – 68 часов. Программа ориентирована на воспитание самодостаточного человека с развитым коммуникативно-речевым и социокультурным кругозором, способным понимать и общаться на родном языке. Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности: 1.определение уровня коммуникативных склонностей обучающихся; 2.создание условий для самореализации обучающихся, 3.развитие коммуникативных способностей детей. Результаты мониторинга, проведённого по «Методике выявления коммуникативных склонностей обучающихся» ( по Р.В. Овчаровой): 1.показатель выраженности коммуникативных склонностей: на начало года на конец года низкий уровень — 0,1—0,45 – 3 чел.; низкий уровень — 0,1—0,45 – 1 чел.; ниже среднего — 0,46—0,55 – 2 чел.; ниже среднего — 0,46—0,55 – 1 чел. средний уровень — 0,56—0,65 -3 чел.; средний уровень — 0,56—0,65 -4 чел. выше среднего — 0,66—0,75 -2 чел.; выше среднего — 0,66—0,75 -3 чел. высокий уровень — 0,76—1 – 0 чел.; высокий уровень — 0,76—1 – 0 чел. 2.созданы благоприятные условия для самореализации обучающихся: активное участие в школьных, городских и областных конкурсах; одарённые обучающиеся кружка привлекаются в качестве консультантов на уроках русского языка, проведённых в нетрадиционной форме (урок-путешествие, урок – аукцион, урок-КВН, урок – сказка, урок-проект и т.д.); 3.70 % обучающихся повысили коммуникативные способности, что на 20% выше стартовой диагностики.
Взаимодействие с другими специалистами.
1. Участвую в работе школьного ПМПк. Совместно с другими специалистами: учителем, психологом, медицинским работником,
родителями учащегося и социальным педагогом участвую в создании и реализации программы развития детей с целью преодоления речевых трудностей. 2. Осуществляю консультации и даю рекомендации родителям, учителям начальных классов, направленные на посильную помощь по формированию правильной речи. 3. Анализирую, совместно с учителями, контрольные работы по русскому языку и литературному чтению с целью наблюдения за речевой деятельностью детей. 4. Получаю методические и организационные рекомендации (по необходимости) от других логопедов района. 6. Осуществляю консультативно-методическую помощь (по необходимости и согласно перспективному плану) учителям начальной школы.
Работа с родителями.
1.Знакомлю родителей с результатами речевой диагностики. 2. Привлекаю родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков. 3. Оказываю консультативную помощь, приглашаю на занятия демонстрации приёмов работы над речевым материалом.
В области здоровьесбережения.
С целью создания оптимальных здоровьесберегающих условий мною: – изучены методы, методики и накопленный педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий в работе педагога; – созданы необходимые условия для проведения логопедических занятий: приобретено необходимое оборудование (массажные коврики, су-джок тренажёры, развивающие игры), установлена регулируемая школьная мебель с органомической поверхностью, для детей с нарушением поведенческой сферы СДВГ – конторки; – организована специальная коррекционно-воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей развития; – на занятиях создана атмосфера психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими; – с целью коррекции нарушения эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы заказано оборудование для сенсорной комнаты; – реализуется план работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
– активно применяю на занятиях современные технологии сохранения и стимулирования здоровья: ма с с а ж и с а м ома с с а ж, гимнастику корригирующую, дыхательную, для глаз, пальчиковую; игротреннинги, сказкотерапию, цветотерапию, кинезиологические упражнения С целью повышения активности детей на уроках провожу занятия в режиме динамической позы, т.е. строительство коррекционного процесса происходит на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности (предложение Базарного В. Ф.). Планирую логопедического занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за занятие организованно поднимались. Практический опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса можно переводить в положение «стоя» до трех раз (при продолжительности каждого стояния от 3 до 7 минут). Применение данных технологий позволяет организовать учебную деятельность,
сохраняет

работоспособность,

исключает переутомление обучающихся.

Обобщение и распространение педагогического опыта
Имею практический опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками. Постоянно нахожусь в творческом поиске, повышаю свою квалификацию через самообразование, посещение открытых занятий с последующим анализом, через курсы. Большинство логопедических пособий изготавливаю сама. Применяю информационные технологии. Систематически посещаю РМО логопедов, участвую в семинарах, дискуссиях, обсуждениях значимых в коррекционной педагогике.
Трансляция опыта по теме самообразования

Годовой отчет учителя-логопеда за 2018-2019 уч.г.

СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

« Ярцевская общеобразовательная школа-интернат»

Годовой отчет учителя – логопеда

за 2018 / 2019 уч. г.

Подготовила Вавилова О.И. ,

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Вся работа, проделанная в 2018/ 2019уч. года, проводилась по 5 основным направлениям:

– диагностическая деятельность;

– коррекционно – развивающая деятельность;

– консультативная деятельность;

– просветительская и профилактическая деятельность;

– организационно – методическая деятельность.

I. Диагностическая деятельность включала:

– знакомство с личными делами обучающихся, с данными медицинского обследования, сбор анамнеза, психолого -педагогической документации;

– логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся, воспитанников (логопедическая диагностика – первичная (стартовая );

– комплектование групп детей, зачисленных на логопедические занятия в текущем году, выделение детей для индивидуальной работы, регистрация детей, поставленных на очередь, для получения логопедической помощи;

– составление расписания логопедических занятий;

– составление перспективных планов работы с группой детей и индивидуальных планов коррекционно-логопедической работы, индивидуально – коррекционных программ.

Логопедическое обследование ( первичная /стартовая диагностика) проводилось в начале учебного года ( с 1 по 23 сентября):

– обследование устной и письменной речи обучающихся 4 – 6-х кл.

Кроме того, проводилась диагностика вновь прибывших в течение года детей

Всего за 2018 – 2019 уч. год было обследовано 31 человек, из них:

13 обучающихся 4б кл.

8 обучающихся 5-х кл.

10 обучающихся 6-х кл.

По результатам логопедического обследования выявлено _14 обучающихся соспецифическими нарушениями речи, из них:

5 чел. – обучающихся 4б кл.

7 чел. – обучающихся 5 – х кл.

2 чел. – обучающихся 6 –х кл.

На логопедические занятия в текущем учебном году зачислено 10 чел., из них:

4- й класс – 4 чел.

5–й класс – 4 чел.

6- й класс – 2 чел.

По основному диагнозу ( заключение психиатра )распределение следующее:

1 Дети с УО (умственной отсталостью / интеллектуальной недостаточностью) – 10 чел., из них:

– легкой степени – 9 чел. ( F 70 с вариациями )

– умеренной степени – 1 чел. ( F 71)

По уровню сформированности речи, зачисленные на логопедические занятия, обучающиеся имеют следующие нарушения речи :

Системное недоразвитие речи (СНР) – 10 чел., из них:

СНР при УО – 10 чел.

– легкой степени – 6 чел.

– средней степени – 2 чел.

– тяжелой степени – 2 чел.

Нарушения устной речи выявлены у 10 обучающихся и представлены следующейречевой патологией:

По типу алалии – 2 чел.

Дизартрия – 5 чел.

Нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия) – 10 чел. :

– с сопутствующими фонетическими дефектами – 9 чел.

– без фонетических нарушений – 1 чел.

После зачисления детей – логопатов на логопедические занятия, проводилась работа по комплектованию групп и выделению обучающихся на индивидуальную работу.

По индивидуально – коррекционному плану осуществляется работасо всеми обучающимися. На индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения выделено 9 человек.

Заведена и ведется необходимая документация.

II. Коррекционно – развивающая деятельность представлена системой индивидуальных и групповых логопедических занятий в соответствии с планами работы, основной целью которых является коррекция и развитие устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

С 16.09 по 24. 05 текущего учебного года проводилась систематическая, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с обучающимися, воспитанниками с ОВЗ (исключая период каникул).

После завершения логопедических занятий в 2018/2019 уч. г. были проанализированы результаты работы с точки зрениядинамики коррекции речевых нарушений и коммуникативных умений и навыков в целом.

Положительная динамика развития и коррекции речи наблюдается у 3-х обучающихся с ОВЗ.(30%).

Стабильная динамика – у 4-х обучающихся (40%)

У 3-х детей динамика незначительная, что связано с тяжестью речевого недоразвития в сочетании с УО, что составляет 30% от общего количества обучающихся

III. Консультативная деятельность.

Осуществлялось консультирование педагогов и родителей, а также лиц их заменяющих, по результатам логопедического обследования, проведенного в начале учебного года ( первичная диагностика), в середине года (текущая диагностика, после периода коррекционной работы), по выбору наиболее эффективных путей обучения и воспитания детей с речевой патологией, с ОВЗ, в конце года (итоговая диагностика).

2. Взаимодействие с учителями и воспитателями, узкими специалистами (психологом, социальными педагогами), врачом или другим медперсоналом.

IV. Просветительская и профилактическая деятельность.

Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей (беседы, выступления на заседаниях МО, собраниях и совещаниях, на Педсовете школы):

Индивидуальные беседы с родителями детей-логопатов;

Буклеты, памятки и другие материалы для родителей в папке-передвижке по развитию звуковой культуры речи (артикуляторной, дыхательной гимнастики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков); по аутизму, по воспитанию и обучению, социализации детей..

V. Организационно – методическая деятельность.

Работа в рамках школьной ПМПк (консилиума):разработка планов психолого- логопедического сопровождения детей, коррекционно-развивающих программ для обучающихся с трудностями в обучении, общении, поведении, коррекционно-реабилитационных программ для детей-инвалидов. Подготовка документов для представления в ПМПК, консультирование и помощь в составлении характеристик и других документов для различных организаций, специалистов.

Работа в рамках ТПМПК в качестве руководителя ТПМПК и учителя-логопеда.

Проведение заседаний ТПМПК с целью своевременного выявления детей раннего, дошкольного и школьного возраста с особенностями в физическом и /или психическом развитии и /или отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

За период с 28.08.2018 по 01.06.2019 было обследовано 406 обучающихся в возрасте от 3-х до 18 лет.

Консультативная работа с родителями, специалистами, работниками ОУ, Комитетами и Отделами образования, органами опеки и попечительства, специалистами здравоохранения Ярцевского, Сафоновского, Духовщинского, Дорогобужского районов по вопросам образования и воспитания детей с особенностями развития, коррекции, реабилитации детей-инвалидов.

За текущий учебный год проконсультировано 246 человек.

3. Повышение компетентности.

Участие в семинаре –совещании при Департаменте Смоленской области по образованию и науке на базе СОГБОУ ЦПМС “Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей”г. Смоленск , ул.Неверовского, д.26 по теме: «Особенности организации специальных условий образования детей с нарушениями зрения»

Подготовка и выступление совместно с учителем – дефектологом и учителем –логопедом СОГБОУ «Ярцевская общеобразовательная школа-интернат» с презентацией и сообщением по теме «Особенности организации специальных условий образования детей с интеллектуальными нарушениями (17.12.2018 г.)

Участие во Всероссийской научно-практической конференции для специалистов ПМПК 26-27.10.2018г. в г. Москва РУДН «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры ПМПК»

Очное участие в работе всероссийского семинара для руководителей и специалистов ПМПК. 16-17.05 2019 г.Москва РУДН.

Приняла участие в вебинаре по теме «Содержание деятельности ПМПк (консилиума) при сопровождении образовательных программ для детей с ОВЗ»

Выступления на заседаниях ПМПк в соответствии с Планом ПМПк.

Участие в работе Педагогического Совета школы, выступления с отчетами о проделанной работе.

Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета.

Подготовка наглядных и учебно-методических пособий;

приобретение наглядного дидактического материала и пополнение библиотеки методической литературы, в том числе видеотеки и аудиотеки.

Приложение 1

Итоги мониторинга речевого развития обучающихся, получивших

логопедическую помощь в 2018-2019 уч. г.

Качественные результаты освоения обучающимися коррекционного курса «Логопедические занятия»

Конспект НОД Звуки М МЬ. Буква М.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД Звуки М МЬ Буква М

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nod_zvuki_m_m_bukva_m.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [М,МЬ]. Буква М.

НОД с детьми логопедической группы №1

Жалина Н.В. учитель-логопед

МДОУ д/с № 8 «Сказка»

Тема: Звуки ММЬ. Буква М.

Обучать детей чётко произносить и давать характеристику звукам ММЬ.

Закреплять понятие «согласный звук». Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, мелкую моторику, внимание.

Формировать умение аргументировать своё высказывание.

Оборудование: игрушки – Маша, Медведь; коробка, картинки на звуки М МЬ, карточки в клетку, квадратики, тетради, мяч.

  1. Орг. момент (понимание и выполнение инструкции взрослого)

Сейчас первый сядет тот, кто угадает мою песенку (говорим по одному):

– беззвучная артикуляция: АУ, ИА, УИ…

  1. Постановка цели :

Ребята у нас сегодня много гостей, а ещё у нас в гостях Маша и Медведь.

Маша пробралась в лабораторию к медведю и перепутала эликсир роста с чаем, и они уменьшились.

Мы сможем им помочь, и рост к ним вернётся, если выполним задания, которые они предлагают.

  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика .
  • Первое задание

Маша по утрам делает зарядку, и мы сделаем гимнастику.

«Надуем мыльный пузырь» – отработка длинного выдоха

  1. Характеристика звуков.
  • Второе задание:

– Какой первый звук слышится в имени Маша;

Произнесите хором этот звук, индивидуально.

– Воздух встречает преграду? Какую? (губы)

Если воздух встречает преграду, то как называется звук? (Согласный)

– Это звонкий или глухой звук? (Звонкий) Почему?

– Твёрдый или мягкий? (Твёрдый) Почему?

Обозначаем квадратом синего цвета.

– Какой первый звук слышится в слове Медведь;

Произнесите хором этот звук, индивидуально.

Это братец твёрдого звука М звук МЬ.

Чем отличаются? (Когда произносим МЬ, губы чуть-чуть улыбаются).

Он мягкий и обозначается зелёным квадратом.

  1. Фонематическое восприятие.
  • Третье задание:

Медведь хочет посмотреть, какие вы внимательные.

Поднимите синий квадрат, если услышите М, и зелёный, если МЬ:

  1. Игра с мячом. Произнесение звука в слогах:
  • Четвёртое задание:

Маша хочет поиграть с мячом.

Я произношу песенку МА, а тот, кто ловит мяч, должен поменять звуки местами АМ и бросить мяч мне(точно в руки): МУ,МИ,МЭ,МА,МО,МИ,МУ.

При затруднении помогаю.

  1. Произнесение в словах:
  • Пятое задание:

Мишка любит рассматривать картинки и говорит: «МОЙ машинка, МОЯ мак»

– Научим Мишку правильно использовать слова : МОЙ, МОЯ, МОИ.

– О чём можно сказать МОЙ…, МОЯ…, МОИ….(Картинки)

  1. Игра «Звуковая мозаика»
  • Шестое задание:

Маша предлагает поиграть в игру «Звуковая мозаика»

Перед вами – квадрат разделённый на клеточки. Если в слове первый звук М, нужно положить синий квадратик в клеточку, если нет клеточку пропускаем.

Раскладываем квадраты с верхнего левого угла(найти и показать), вначале закрываем верхний ряд(провести пальцем), потом второй(показать), третий(показать), четвёртый, затем нижний ряд(найти и показать).

Слова: мост, оса, уха, игла, магазин, морковь, маска, айва, мох, машина, муха, утка, молоко, игра, мука, маляр, эхо, арбуз, уши, мак, молоток, окунь, индюк, аист, матрос.

– Какая буква у нас получилась? Почему эта буква?(мы её видим)

  1. Динамическая пауза
  • Седьмое задание:

Маша и Медведь устали и хотят подвигаться.

Мы ногами ТОП-ТОП…

  1. Знакомство с буквой М
  • Восьмое задание:

Медведь перед школой Машу знакомит с буквами и мы познакомимся с буквой М.

  • Показ буквы М (для рифмы ЭМ)
  • Сделайте букву из пальцев.
  • Найти букву в весёлой азбуке.
  1. Работа в тетрадях
  • Девятое задание

Медведь учит Машу писать в тетради.

– Закрась букву(какие цвета нам пригодятся);

– Обведи в круг картинки, в названии которых есть звук М.

– Написание буквы М.

  1. Произношение скороговорки (схема):

Мы выполнили все задания. А сейчас мы попробуем расколдовать Машу и Медведя (Кладу в коробку, закрываю).

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Познакомить с буквой М.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять навык:

определятьпозицию звука в слове;

– анализа и синтеза слова «мама»;

– находить заданный звук в словах,

– дифференцировать твердость и мягкость звука,

– закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

– совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

– уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

– согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

– слуховую память, внимание, восприятие;

– умение концентрировать внимание;

– слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

– определять по запаху растение.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать:

– умение работать в микрогруппах, группах;

– желание помогать друг другу;

– интерес к играм со звуками.

Словарная работа: поэт, буквоежка.

Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки

Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

Оборудование:

– герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

– 6 конвертов с одной частью от целой картины;

– две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

– мешочки с ароматом лимона и пихты;

– листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

– корзинка для фишек;

– фишки для рефлексии;

Ход НОД.

Организационный момент.

А) – Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – «Доброе утро».

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа

Солнышко проснулось, поглаживающие движенья

И погладило, и погладило.

Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

– Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она – заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

II.

– Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Игра №1. «Собери картинку».

Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

III. Сообщение темы НОД.

– Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

IV.Характеристика звуков «М», «Мь».

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

– Звук «М» – согласный или гласный? Почему?

– Звук «М» – звонкий или глухой? Почему?

– Звук «М» – твердый или мягкий?

– Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

– Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему?

– Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему?

– Звук «Мь» – твердый или мягкий?

– Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

V. Игра №2. «Поэты»

– Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

– Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

– Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

ма – ма – ма – скоро к нам придет зима

му – му – му – молока кому

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

– Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

– Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

VII. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

– Пей чай с моя мёдом.

– Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

IX. Аромотерапия.

– Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.

– Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

X.

– Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.

А) Шуточный рассказ «Маша и крокодил».

Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

Б)Манипуляции с буквами.

– Как кричала Маша? «Ам – ам».

– Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

– Как кричал Крокодил? «Мама».

– Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

В)Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

– Сколько слогов в лове МАМА?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько согласных звуков?

– Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Г)Массаж с помощью большой бусинки.

Бусинкой круги катаю,

Взад- вперед её гоняю.

Ей поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Д) Восстановление графического образа буквы «М».

Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

XI. Итог.

– Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

– От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
3. А.В.Никитина «33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5. Е.В.Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: “Звуки М, Мь и буква М”

Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 “Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: “Звуки М, Мь и буква М” // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 07.01.2021 ).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М’]

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные: Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” – буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

– Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

2. Работа над дыханием и голосом

– работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

– работа над силой голоса

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это. (Мышка)

3. Сообщение темы.

– Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

– Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет – лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

– Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

– Где находится язык? (он лежит на дне рта)

– Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой. (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

Вот идет черный кот

Ходьба на месте

Притаился мышку ждет

Мышка норку обойдет и

к коту не попадет

Ходьба на носочках

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Логопед: Дальше пройдем по нашему лабиринту и узнаем какое задание приготовила нам мышка Мила. ( Норка с полосочкой и кружочками). А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок : малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

– Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение )

– Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

– С какими звуками познакомились?

– Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Конспект занятия – Звук и буква «М» для дошкольников с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

  • учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
  • закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
  • активизировать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с
сомкнутыми губами);
б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;
в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день».
Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать: «Му-у-у-р-р..»
Маша улыбнулась – значит, сегодня я играю и дружу со звуком …(каким, ребята?) со звуком М.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

– Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей)
Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов – тюльпановый. Из маков? (маковый), из ромашек? (ромашковый). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».
– Почему так сказала Маша?
Маша все съела и спасибо сказала.
Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.

5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Игра «Живые звуки»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

му-ха – прохлопываем,
ма-ши-на – протопываем,
му-хо-мор – пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки – муха, машина, мышка. Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

8. Д/и «Подбери слово-действие»

Муха – летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из мозаики.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз),
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Ссылка на основную публикацию