Адаптированная образовательная программа: коррекционно-развивающая программа по коррекции устной и письменной речи в 1 – 7 классах

КГКОУ Школа 4

Учебные планы, рабочие программы

Учебные планы, программно-учебное обеспечение

Учебный план на 2020-2021 учебный год 1 – 4-е классы по 5-ти дневной рабочей неделе

Программно – учебное обеспечение учебного процесса на 2019-2020 учебный год (начальная школа)

Программно – учебное обеспечение учебного процесса на 2019-2020 учебный год (5-9 классы)

Учебный план на 2019-2020 учебный год 1 – 4-е классы по 5-ти дневной рабочей неделе

Учебный план на 2019-2020 учебный год, 1 – 4-е классы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Учебный план 5 классы на 2019-2020 учебный год при 5-ти дневной рабочей неделе (обучение по ФГОС ООО)

Учебный план 6-9 классы на 2019-2020 учебный год при 5-ти дневной рабочей неделе (реализация ФК ГОС)

Программно – учебное обеспечение учебного процесса на 2019-2020 учебный год (начальная школа)

Программно – учебное обеспечение учебного процесса на 2019-2020 учебный год (основная школа)

Учебный план на 2018-2019 учебный год 1 – 4-е классы по 5-ти дневной рабочей неделе

Учебный план на 2018-2019 учебный год подготовительный, 1-4-е классы

Учебный план на 2018-2019 учебный год 1 – 4-е классы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Учебный план на 2018-2019 учебный год, 5-9 класс

Программно – учебное обеспечение учебного процесса на 2018-2019 учебный год (начальная школа)

Программно – учебное обеспечение учебного процесса на 2018-2019 учебный год (основная школа)

Рабочие программы

2020-2021 учебный год

2019 – 2020 учебный год

2018 – 2019 учебный год

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающего направления логопедические занятия с обучающимися 1-4 классов с ОВЗ

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая программа по трудовому обучению (обслуживающий труд) для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа по трудовому обучению (технический труд) для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов

Дополнительные образовательные программы

  • Социально-педагогическая направленность: рабочая программа деятельности ДООВО «Радуга Добра»
  • Физкультурно-спортивная направленность:
    • Рабочая программа «Безопасное колесо»,
    • Рабочая программа внеурочной деятельности “Общая физическая подготовка” для учащихся начальных классов
  • Художественная направленность:
    • Рабочая программа внеурочной деятельности “Мастерская красок” для учащихся 1-4 классов
    • Рабочая программа внеурочной деятельности «МАСКА» для учащихся 1-3 классов
    • Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир бумаги» для учащихся 1-4 классов
    • Рабочая программа внеурочной деятельности «Домашний дизайн» для учащихся 5-8 классов
    • Рабочая программа кружка «Янтарная бусинка» для учащихся 1-8 классов
  • Туристско-краеведческая направленность:
    • программа «Юные музееведы»,
    • Рабочая программа кружка “Активисты школьного музея”

Читайте также:  Звук (Ч), буква Ч - конспект НОД

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с ФФНР по подготовке к обучению грамоте

Автор: воспитатель Иванова Вероника Михайловна

МБДОУ "Детский сад №38 "Белочка"

Цель: Систематизировать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи

Образовательная: Закрепить способы деления на слоги, навыки звукового анализа, графические образы букв алфавита, умение составлять предложение с заданным словом;

Развивающая: Стимулировать развитие памяти при повторении потешек на все буквы алфавита, совершенствовать мелкую моторику рук при подготовке руки к письму: штриховка, работа с трафаретами и координации движения, общей моторики во время динамической паузы в игре "море волнуется".

Воспитательная: Воспитывать чуткое отношение к нуждающимся в помощи, аккуратность в работе с карандашом.

Я злой волшебник Звукомор похитил ваших феечек. Теперь посылаю вам трудные испытания. Феечки могут вернуться , если вы справитесь со всеми заданиями в конвертах.

Докажите, что вы стали умными, а феечки помогали вам на занятиях становиться грамотными.

- Да, ребята злой волшебник Звукомор похитил Феечек грамоты . Он посылает нам испытания – сложные задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим наших подружек Феечек.

1 Конверт "Разминка"

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- На что можно разделить слова? (на слоги)

- Как называются звуки, которые спеть всегда вам рады, и нет у них преграды, зимой и летом красные, зовутся они. ( гласные).

- Назовите их (а,о, у, и, ы, э, ю, я, е, ё).

- Какой цвет любят эти звуки? (красный). Да, за них отвечала Феечка в Красном платье?

- Назовите звуки, которые не умеют петь из-за преграды во рту? (согласные)

- В каком платьице Феечки отвечали за согласные звуки? ( в синем и зелёном)

- Какого цвета платье у феечки мягких согласных звуков? (зелёного) Что эти феечки дарят своим звукам? (улыбочку)

- Что помогает звонким согласным звукам быть звонкими? (голосок)

- Как называются согласные звуки, у которых голосок спит? (глухие)

Переворачиваем конверт, а там буква М.

2 Конверт "Слоговые домики"

- Животные слогового домика вышли на прогулку и забыли на каком этаже они живут?

- На первом этаже живут животные, названия которых из 1 слога, на втором из 2-х слогов, на третьем из 3-х.

- А сейчас животные проголодались и хотят есть. Питаются они едой, состоящих по количеству из стольких же слогов, как их название.

- На каком этаже едят сыр? - Батон? - Колбасу? - Шоколад?

Переворачивают конверт с буквой О.

3 Конверт "Закорючки"

Я буквы в азбуке сломал,

по элементам разобрал,

теперь буквы допишите

в русские буквы превратите.

Переворачиваем конверт с буквой Л.

Физминутка "Море волнуется раз"

В Буквенном море могут утонуть буквы! Мы их спасём, если их изобразим своим телом.

Море волнуется раз

море волнуется два

море волнуется три

Букву К Т Б Ф покажи в парах букву М Н П.

4 Конверт "Трафареты"

Трафареты букв берите, аккуратно обводите,

а потом узор, штриховку, этой букве подарите.

Какие слова вы можете подобрать на эти буквы?

Переворачиваем конверт с буквой О.

5 Конверт "Весёлые потешки"

С буквами вы поиграли, а потешки на буквы вы не рассказали!

Переворачивает конверт с буквой Д.

6 Конверт "Загадка" (звуковой анализ слова книга)

свет для звуков зажигайте,

а потом по схемам предложение с этим словом сочиняйте.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)

Выполняем звуковой анализ слова книга (зажигаем свет в окошечках)

Составляем предложения со словом книга.

7 конверт "Феечки"

Открываем конверт, а там наши феечки.

Звучит фонограма феечек:

"Спасибо милые друзья!

Вы нас освободили.

Вы Звукомора страшного своими знаниями победили.

Программа подготовки к обучению грамоте для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Город веселых звуков»

Пояснительная записка

Программа «Город веселых адресована» звуков логопедам, воспитателям дошкольных образовательных для учреждений работы с детьми, имеющими нарушения в речи развитии. Данная программа предназначена для обучению к подготовки грамоте детей дошкольного возраста, фонетико имеющих-фонематическое недоразвитие речи и легкую дизартрии степень. Это речевое нарушение является на день сегодняшний самым распространенным, недоразвитие речи нарушении в проявляется звукопроизношения, в низкой способности различать сходные, звуки по артикуляционным и акустическим признакам, в затруднении анализа звукового. У детей наблюдается недостаточная четкость и речи выразительность, которые проявляются смазанности артикуляции, бедности интонационной. Для этих детей характерны внимания неустойчивость, снижение памяти, несформированность мыслительных недостаточное, операций развитие моторной сферы (общая, артикуляционная, мелкая).

Отклонения в развитии устной речи у дошкольника-ребенка могут проявиться в процессе обучения в нарушениях в школе письменной речи (дисграфии, дислексии). важно Поэтому помочь ребенку с речевыми нарушениями в звуковой овладении стороной речи еще в дошкольном Для. детстве овладения грамотой необходимо чтобы только не ребенок правильно слышал и произносил отдельные звуки и слова, но и имел четкое представление о звуковом языка составе (слов) и умел бы анализировать его. слышать Умение каждый отдельный звук в слове, отделять четко его от рядом стоящего, знать, из звуков каких состоит слово, т.е. умение анализировать состав звуковой слова, является важнейшим условием правильного для обучения грамоте.

Данная программа хорошей является базовой подготовкой для дальнейшего грамоте обучения. Дифференцированный и творческий подход в работе со стороной звуковой речи является профилактикой дисграфии и процессе в дислексии школьного курса обучения грамоте:

— насыщенная более и дифференцированная работа с гласными звуками;

— углубленное более знакомство с согласными звуками, выполнение звуков характеристики с учетом акустических и артикуляционных особенностей звука каждого;

— единство работы слухового, зрительного и анализаторов речедвигательного при организации логопедического воздействия с легкой с детьми степенью дизартрии.

Цель программы: полноценной формирование системы представлений о звуковом строении овладение, языка навыками звукового анализа и синтеза, важнейшего как условия для полноценной подготовки к грамоте обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием легкой с речи степенью дизартрии.

Задачи программы:

  • интонационному Учить выделению звука в слове.
  • Дать способах о представление образования речевых звуков.
  • Развивать звукопроизношение правильное через формирование артикуляционно-акустического звука образа.
  • Развивать фонематический слух посредством звуков дифференциации близких по акустическим и артикуляционным признакам на слов материале, предложений.
  • Развивать фонематическое восприятие, слухопроизносительную на опираясь характеристику звука.
  • Формировать и совершенствовать звукового навыки анализа и синтеза.

Программа включает 2 Первый:

периода период. Формирование правильного звукопроизношения, фонематического развитие слуха и восприятия. Лексико-грамматическая речи сторона.

Задачи первого периода (старшая Формировать):

1. группа правильное звукопроизношение.

  • Учить различать слова одинаковые, фразы, звуки, звукокомплексы по высоте, тембру и силе голоса.
  • Формировать представление о способе гласных образования и согласных звуков.
  • Учить выполнять гласного характеристику и согласного звука с учетом акустических и особенностей артикуляционных образования звука.
  • Дифференцировать гласные и звуки согласные с учетом артикуляционных и акустических признаков.
  • выделять Учить (узнавать) звук на фоне слова, т.е. наличие определять заданного звука в слове.
  • Совершенствовать грамматический-лексико строй речи.
  • Совершенствовать представления о различать, слове слова, близкие по звуковому составу.
  • делить Учить слова на слоги (на слух).
Читайте также:  Домашнее задание логопеда на тему 'Весна в природе'

2. Формировать строить умение предложения.

Второй период.Совершенствование слуха фонематического и восприятия, развитие навыков звукового синтеза и анализа. Лексико-грамматическая сторона речи.

второго Задачи периода (подготовительная к школе группа):

  • качество Совершенствовать звукопроизношения, дикцию, выразительность речи.
  • выделять Учить ударный гласный звук из начала Учить.
  • слова выделять ударный гласный звук из слова середины.
  • Учить определять первый согласный слове в звук.
  • Учить определять последний согласный слове в звук.
  • Учить определять место звука в начало (слове, середина, конец).
  • Совершенствовать умение характеристику выполнять звука с учетом акустических и артикуляционных образования особенностей звука.
  • Учить строить высказывание о звука характеристике с использованием терминов: гласный, согласный, мягкий, твердый, звонкий, глухой).
  • Учить определять звуков последовательность в слове.
  • Учить определять звук по второй: заданию, третий, четвертый и т.д.
  • Учить составлять звукового схемы состава слова с использованием фишек-звуков заменителей.
  • Учить составлять слова их отдельно звуков произнесенных.
  • Использовать схемы деления слов на определять, слоги ударный слог.
  • Учить составлять предложений схемы без предлога и с предлогом из 2,3 и 4 слов.

приемы Методические при работе со звуками:

  • Для количества определения слогов: «Прохлопай слово», «Прошагай рука», слово под нижней челюстью – считаем опусканий количество челюсти при произнесении слова.
  • дифференциация и Знакомство гласных (совместно с символикой):

А – руки подняты широко наверх

О – руки домиком над руки

У – головой узко вытянуты вперед

И – руки разведены максимально в стороны

Ы – руки согнуты в локтях грудью перед

Э – руки перед грудью, кулаки вниз опущены

3. Дифференциация гласных и согласных: наличие отсутствие или преграды во рту (зубы, губы, при) язык образовании звука.

4. Определение первого слове в звука – «Поймай в кулачок первый звук», «звуком Уколи ладошку».

5. Определение последнего звука в Удержи – «слове за хвостик слово».

6. Определение различия по мягкости-твердости согласных: кулачок по столу — молоточек, ладошкой гладим – кисточкой.

7. Определение звонкости – глухости тыльной: звука стороной ладони касаемся горла (или есть нет «звоночка» — голоса).

Подготовка к грамоте обучению направлена не только на усвоение дошкольниками комплекса некоторого знаний и выработку ряда умений, но и на развитие общее ребенка. Этот период обучения стать должен той почвой, на которой возможно достаточно формирование сложных видов умственной деятельности, для необходимых дальнейшего обучения в школе.

Скачать Автор

презентацию: Кошелева Виктория Николаевна,

учитель-МКДОУ логопед детский сад «Рябинка»

п. Куминский, район Кондинский, ХМАО-ЮГРА.

Статья размещена в редакции авторской

Обучение грамоте детей 6 - летнего возраста с ФФНР

Главная > Реферат >Педагогика

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, ДЕТЕЙ С фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Система обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи вклю­чает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематиче­ского восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).

В ходе обучающего эксперимента нами была использована методика Г. А. Каше, Т.А.Ткаченко, В.В.Коноваленко.

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребенком на данном возрастном этапе определенным кругом зна­ний об окружающем и соответствующим объемом словаря. Лого­пед и воспитатель, осуществляя коррекционное обучение совме­стно, должны учитывать закономерности процесса овладения зву­ковой стороной речи в норме.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

I раздел работы - артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в
артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т],
[к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [i], [б'], [д], [г], [г'] в целях развития
фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в
речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой арти­куляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т.д.) или яв­ляются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует
о незавершенности процесса фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематическо­го восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определенной последовательности вклю­чает во фронтальные занятия поставленные к этому времени ис­правленные звуки.

II раздел работы - дифференцированный , в котором выделяются 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произно­симый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или аку­стически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточ­нению дифференциации гласных звуков, от четкости произноше­ния которых прежде всего зависит внятность речи и анализ звукослогового состава слова.

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаме­няющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, - это второй этап дифференциации.

III раздел работы - формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

Формирование понятий и овладение терминами, их обозна­чающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глу­хой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

Формирование представления о линейной последовательно­сти звуков в слове и о количестве звуков в слове.

На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее легкая
форма анализа - выделение первого гласного звука из начала слова.

Формирование умения делить слова на слоги, используя зри­
тельную опору-схему, где длинной чертой обозначается слово, ко­роткой - слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.

I. Выделение начальных согласных в словах типа сок.

Выделение ударных гласных из положения после согласных
в словах типа сом.

Анализ и синтез прямого слога типа [са].

10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов
из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы,
где обозначаются и слоги, и звуки.

I1. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями
согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двух­
сложных с закрытым слогом типа кошка, трехсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.

Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок -
сук.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Полный слогозвукобуквенный анализ слов.

3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигает­ся путем целенаправленной логопедической работы по коррекции зву­ковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1978, 1974 г.).

Дети, поступающие в группы с фонетико-фонематическим недо­развитием, должны усвоить объем основных знаний, умений и навы­ков, который необходим для успешного обучения в общеобразова­тельной школе.

Предусмотрены специальные разделы по формированию произ­ношения и обучению грамоте.

Логопедическая работа включает формирование произноситель­ных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

На материале правильного произношения звуков осуществля­ется:

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и сочетаний их в предложении;

воспитание у детей умения правильно составлять простые рас­пространенные и сложные предложения, употреблять разные кон­струкции предложений в связной речи;

развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

развитие словаря детей путем привлечения внимания к спо­собам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

развитие произвольного внимания и памяти.

Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонема­тическим недоразвитием, нужно учитывать закономерности процес­са овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

Сложное взаимодействие функций, участвующих в формирова­нии фонематических представлений, требует расчлененного поэтап­ного формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их рецепции.

В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляцион­ная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артику­ляционных затруднений. Звуки следующие: а, о, у, э, ы, м, м , н, н , п, п , т, к, к , х, к, ф, ф , в, в, л , йот (У), б', д, г, г , В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков закончен полностью. Нередко многие звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к — х, в — б, ф — в, п — б и т.д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и шипящие, л — р и т. п.).

Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а при произношении некоторых закрепи­лась неправильная, искаженная артикуляция. Это звуки р, р , л, свистящие и шипящие звуки. Сюда же можно отнести звук т , близ­кий по артикуляции к звукам ч и ц.

Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной по­следовательности включаются поставленные к этому времени звуки. Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифферен­циации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации). Такая последовательность работы позволяет очень рано вклю­чать упражнения в различении звуков, что способствует спонтан­ному появлению в речи детей новых звуков и значительно облегчает 2-й этап работы над дифференциацией. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот этап завершается значительно быстрее. Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости про­изношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука (С) и буква С

На основании уточненных произносительных 'навыков осуществ­ляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); опреде­лить наличие данного звука в слове.

Постановка звуков осуществляется при максимальном использо­вании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуля­ции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от сос­тояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наи­более благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливаем с учетом особеннос­тей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:

для первоначальной постановки отбираются звуки, принадле­жащие к различным фонетическим группам;

звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;

окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному зву­чанию речи, что является базой для подготовки к обучению гра­моте. С другой стороны, навыки звуко-буквенного анализа, сравне­ние и сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу и синтезу способствуют закреплению навы­ков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подго­тавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших одно­сложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трёхсложных слов. Навыки рече-звукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Конспект логопедического занятия с детьми 6-7 лет с ФФНР «Поиски сокровищ»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель — автоматизация звука (Р).

Задачи:

  • развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
  • закреплять правильное произношение звука (Р) изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;
  • развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;
  • тренировать навык правильного согласования существительных с числитель¬ными «два» и «пять»;
  • развивать внимание, воображение, мышление, пространственную ориентацию.

Оборудование: карта «Острова в океане»; зеркала; очертания корабля; массажные мячи; набор картинок «Угощение»: пирожок, два пирожка, пять пирожков, груша (две груши, пять груш), ватрушка (две ватрушки, пять ватрушек), персик (два персика, три персика); набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками: ромашка, ракетка, ручка, карандаши, картошка, горох, забор, топор, помидор); игрушки черепаха, обезьяна; сундучок с конфетами.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле. И на нашем веселом развлечении присутствуют гости, давайте их поприветствуем!
Ой, ребята! Что это прибило к берегу? Бутылка, что же в ней? Это карта сокровищ.
Нас ждут интересные приключения, нам нужно хорошенько подготовиться, а помогут в этом мои друзья Братцы-кубики.

2. Артикуляционная гимнастика.
Веселый язычок проведет с нами зарядку для язычка

«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И тихонько подержи
1,2,3,4,5
Ротик можно закрывать

«Маляр»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.

«Качели»
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.

«Лошадка»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.

«Грибок»
Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.

«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.

«Индюк»
Широко открыт мой рот,
Язычок — назад, вперёд.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» набегу.
Логопед: Молодцы! Кубик воздушная струйка приглашает вас пройти на палубу нашего корабля и сделать небольшой фокус — раздуть паруса. Подуйте на язычок как морской соленый воздух.
Логопед: Братец Звонкий голосок предлагает завести мотор нашего корабля и отправиться в путь.
Дети: РРРРРРРРРРР
Логопед: Вот мы уже плывем. Но где, же нам искать сокровища? У меня есть карта. Вдали уже виднеется остров.

3. Проговаривание слоговых цепочек со звуком Р.
Волны плещутся за бОртом, раскачивают наш корабль, и издают вот такие звуки:
Пра — про — пры Бро — бра — брэ
Гры — грэ — гро Тра — тру — тры
Кру — кро — кра Фрэ — фра — фро
Дро — дру — дрэ Вры — вро — вра
Ребёнок отражённо проговаривает за логопедом звуковые цепочки со звуком (Р).

4. Игра «Морские ежи» Массаж пальцев рук, подбор слов со звуком Р
Логопед: Вот мы с вами попали на остров. Посмотрите, нас уже встречают морские жители – ежи. Давайте с ними поиграем. Мы будем катать мячик и называть слова со звуком (Р).
Тили-таем, тили-таем,
Колючий клубочек мы катаем,
Колючий клубочек мы катаем,
И слова со звуком (Р) называем.

5. Игра “Добавь звук” (с помощью мяча) Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Логопед: Молодцы! Предлагаю вам поиграть с ежами еще. Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Р был вторым в этом слове:
сок – срок, бак – брак, колики – кролики, кот – крот, каска – краска, повод – провод, поход – проход, пуд- пруд, побег – пробег, пачка – прачка, топка — тропка.

6. Игра «Угости крокодила». Согласование существительных с числительными «два», «пять».
Логопед: Замечательно! Пойдемте дальше изучать загадочный остров. К нам на встречу вышел зубастый, голодный кроко¬дил. Давайте накормим его из наших запасов. Я даю один пирожок! Лана, что ты даешь крокодилу? два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами.
Ребенок: Одна груша, две груши, пять груш!
Ребенок: Одна ватрушка, две ватрушки, пять ватрушек.
Ребенок: Один персик, два персика, пять персиков.
Ребенок сначала отражённо проговаривает за логопедом словосочетания с числительными «два» и «пять». Затем самостоятельно продолжает составлять словосочетания.

7. Игра «Разложи кокосы». Определение положения звука Р в слове.
Логопед: Кто это прячется на пальме? Это озорная обезьянка. Она запасает кокосы и раскладывает их по кучкам. Кокосы не простые, а с кар-тинками. В первой кучке кокосы, где на картинке слово со звуком (Р) в начале, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помогите обезьяне разложить кокосы.
Картинки: � омашка, � акетка, � учка, ка� андаши, ка� тошка, го� ох, забо� , топо� , помидо� .
Дети проговаривают слова и раскладывают картинки на три группы
Сейчас проверим, какие кокосы обезьянка съест на завтрак, обед и ужин?

8. ФИЗМИНУТКА «Мы идем»
Логопед: Молодцы, ребята! Всех накормили, никто без вкусных лакомств не остался! Я предлагаю Вам немного размяться и прогуляться по острову.

9. Чтение стихов
Логопед: К кому в гости мы попали на этот раз? В этой части острова живет старая, мудрая черепаха, которая очень любит интересные истории.
(Дети читают стихи)
Мой брат – пират, и я – пират.
Стоим под парусами.
Я быть пиратом очень рад
В тельняшке и с усами.

Мой брат сильней, а я главней.
Мы шхуну захватили,
И с братом целый день на ней
Квартиру бороздили.

Но спать пора. Зевает брат.
Пора под одеяло.
А завтра – море, битва, клад…
Да, завтра дел немало!

«Я был морским пиратом,
Когда-то в старину,
Командовал фрегатом…
Бывал в морском бою.
На море видел бурю,
В боях нашел друзей…
Несметные богатства
Собрал среди морей.»
Море, утренней волной,
Принесёт на берег свой
И оставит для детей
Уйму нужных им вещей:
Камни гладкие, как мыло
(Ими море волны мыло);
Тину, словно прядь волос
С гребешка стряхнул утёс;
И принцесс морских игрушки –
Настоящие ракушки.

В тихой речке у причала
рыбка рыбку повстречала:
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю – чудака.
— Где же твой рыбак? Попался?
— Нет, ушел хитрец! Сорвался.
Логопед: Молодцы! Очень интересные и веселые истории! Что-то долго мы с вами идем, надо свериться с картой. Оказывается мы уже у цели. Тайна старой карты гласит: «Сделай 2 шага вперед, поверни налево и 3 шага прямо»
Логопед: А вот и сундук. Что же там за сокровище?
Ребенок: в нем конфеты.
Логопед: Наверное, кто спрятал этот клад, решил, что конфеты — настоящее сокровище.

10. Итог занятия.
Логопед: Пора возвращаться детский сад, наш путь был дол¬гим и трудным. Пройдите на корабль. Что больше всего запомнилось в путешествии. А какой звук помогал сегодня в поисках сокровищ?
Ответы детей.

Воробьева Ирина Юрьевна
Учитель-логопед, МДОУ Д/С 58 «ЩЕЛКУНЧИК»
г. Клин, Московская область

Ссылка на основную публикацию