Адаптация ребёнка к новому детскому коллективу

Как проходит адаптация ребенка

Каждый ребенок проходит этот этап ознакомления и привыкания к новым условиям, но у каждого, с учетом личностных особенностей, адаптация проходит по-разному. Прежде всего, новая среда воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Одни дети могут становиться более беспокойными, другие – зажатыми и тихими, и это сказывается на всем: сне, аппетите, взаимоотношениях с родственниками и т.д. Также меняется и активность ребенка в отношении предметного мира: снижается уровень речевой активности, падает интерес к окружающему, ребенок может стать раздражительным и подавленным, в общем, становится очень восприимчивым ко всем видам раздражителей.

Новый коллектив для ребенка – это всегда страх и потеря безопасности, а также если у ребенка наблюдается высокая степень привязанности к маме, то это, обязательно, и страх потери мамы.
Вот почему так важно уделить большое внимание адаптационному периоду, и помочь ребенку пройти его как можно легче и без особых негативных последствий.

Вклад родителей и родственников в период адаптации

  1. Начинайте обсуждать с ребенком внедрение новшеств в его жизнь заблаговременно, при этом мотивируя и заинтересовывая его предстоящим событием. Хотя и не рисуйте перед ним слишком радужные картины, которые могут в последствии его расстроить, не оправдать надежды и подорвать доверие к вам. Объясняйте все возможные варианты трудностей, с которыми может столкнуться ребенок, подчеркивая свою поддержку в любую минуту. Это позволит малышу снизить уровень тревожности перед неизвестностью.
  2. Обязательно посетите заведение с ребенком, прежде чем он пойдет в него самостоятельно. Особенно обратите его внимание на то, что по окончании рабочего дня, все родители возвращаются за своими детьми и забирают их домой. Ребенку очень важно понимать, что его не оставят и не забудут.
  3. Будет лучше, если созданные традиции расставаний в семье, на первых порах будут иметь свое место и в новых условиях. К примеру, если ребенок идет в сад, можно попросить воспитателя перед сном погладить ребенка по спинке или подержать за ручку перед сном, как это делается в семье. Таким образом, у ребенка снизится уровень тревожности, и позволит ему ощущать себя в привычном состоянии безопасности.
  4. Часто дети не хотят расставаться со своими любимыми игрушками, даже переступив порог школы. Не отказывайте ребенку в этом, но обговорите с ним возможность других детей позаимствовать игрушку, поэтому ребенок должен быть готовым поделиться ею. Вечером обязательно поинтересуйтесь, как прошел его день, не обижал ли кто его игрушечного друга и т.д. Подобная беседа поможет вам четче определить для себя чувства и переживания ребенка за день.
  5. Заранее стоит подготавливать ребенка и к предполагаемому режиму дня в новом заведении. То есть подстроить расписание дома к требованиям режима в детском саду или школе. Все это позволит быстрее пройти этап адаптации.
  6. На первых порах, когда ребенок только начинает свое ознакомление с новой средой, не стоит его отдавать на дополнительные кружки и секции, перегружать его нервную систему шумными компаниями и чрезмерными эмоциональными напряжениями. Отложите все мероприятия на позже.

Если же вы заметили в ребенке кардинальные изменения, которые тревожат вас, выясните сначала причину, т.е. что именно повлекло за собой подобное состояние малыша. Ведь это может быть связано как с детским коллективом, так и взрослыми, которые могли чем-то обидеть ребенка. И лучшим способом разузнать причины – поговорить с ребенком, поделившись с ним собственными проблемами и переживаниями в аналогичных условиях. Подобный подход может расположить ребенка к вам, и помочь ему выразить свою готовность поделиться проблемами. Но если же ребенок все больше замыкается в себе и не желает разговаривать, а ваши попытки выяснить причины, как у него самого, так и в школе, были недостаточно удовлетворяющими, обратитесь к детскому психологу. И не откладывайте это, так как своевременная помощь специалиста очень много значит для психологического и физического здоровья ребенка, которое обязательно скажется на становлении его личности.

  • Проблемы современных подростков

В подростковом возрасте происходит становление личности, однако оно характеризуется сложными взаимоотношениями родителей и подростков, депрессиями, ссорами с друзьями. Основной проблемой являются сложные взаимоотношения с родителями. Сами подростки говорят, что родители их не понимают, не пытаются даже выслушать.

Ошибки в воспитании детей, которые мешают им стать лидерами

В ритме современной жизни многим родителям просто не хватает времени для проявления любви и ласки к своим детям. Другие же наоборот чрезмерно балуют и очень трепетно относятся к своим отпрыскам, считая, что безграничная любовь способна развить в ребенке истинные человеческие качества, доброту и.

Нужно ли жалеть ребенка?

Ребенок со своим маленьким горем бежит к маме, чтобы та его пожалела. Когда самый близкий и родной человек обнимет, погладит, поцелует и успокоит, то становится легче даже взрослому. Но некоторые родители уверены, что “сюсюкать” с ребенком нельзя, мотивируя это тем, что он вырастит без стержня в.

Профилактика наркомании и алкоголизма в детском возрасте

Невзирая на систематическую борьбу с химической зависимостью: алкоголизмом, наркоманией на государственном и общественном уровнях проблема наркотической и алкогольной зависимости все также не перестает быть актуальной. Более того, новые виды психоактивных веществ стали угрожать не только.

Нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Посещение ребенком детского сада не является мероприятием обязательным. Но до некоторых пор, а особенно в советские времена, когда родители трудились на предприятиях, детский сад был единственным местом, где дети могли быть обеспечены необходимым уходом на время рабочего дня их родителей. Ход.

Робкие и замкнутые дети: заметка для родителей

Нарушением личностного развития ребенка является замкнутость. Такой малыш отказывается идти на контакт, теряет с окружением эмоциональную связь. Особенности его поведения – это отрешенность, мнительность, депрессия, капризность, робость. Робкие дети знают, как общаться с остальными, только вот не.

Дополнительная информация

УКРАИНА 65014,
г. Одесса,
ул. Канатная, 28
тел/факс:
(048) 704 06 20
(048) 795 45 20
e-mail: solnechnii.krug2007@gmail.com

Группы взаимопомощи для ЛЖВ

Каждую субботу
с 11:00 до 13:00

в ОО “Солнечный круг”
ул. Канатная, 28

проходят группы взаимопомощи для ЛЖВ.

Ты не одинок! Приходи и ощути поддержку!
тел. для справок:
(048) 704 06 20


Связаться с нами

Вакансии

Объявления

Прохання до всіх небайдужих долучитись до благодійної допомоги засудженим жінкам у ЧВК-74

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

Дети не сразу принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе. Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей.

Переход из садика в садик

Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие. Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть практически незаметным. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения. Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной. Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

Повторная адаптация

Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима, питания… Все поменялось очень резко. Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи.

Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову.

Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места. Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо. Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

Новые друзья

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом. Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него проходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать». Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения. Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Привыкнуть к воспитательнице

Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми. Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком. Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение.

Здесь есть опасный момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя — это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем. Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста.

Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее.

Помощь родителей

Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему справиться со своими проблемами и переживаниями. Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное — подготовить его к переходу в новый садик. Чтобы это не произошло вдруг, внезапно. Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

Читайте также:  Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация»

Поговорите с ребенком

Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание. Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

  • новая квартира и его личная комната;
  • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
  • так ближе к дому бабушки/других родственников;
  • и т.д.

Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием. Особенно если к нему подготовиться заранее.

Про новый садик тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

Отвечайте честно на вопросы

Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов. Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно. Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу. Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

Дайте немного времени

В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно. Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая. Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

Главное – относиться разумно к этой ситуации. Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее.

Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

  • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
  • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя.

Не ругайте за слезы

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему. Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители — самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы

Бабошина Елена
Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы

Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы

Бабошина Елена Николаевна

МБДОУ «ЦРР – детский сад №9»

г. Чернушка, Пермский край

В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.

Прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников, надоправильно понимать, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения, существующих в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Как известно, процесс адаптации детей в дошкольном возрасте протекает с теми или иными осложнениями, тем более данный процесс приспособления к новым условиям детского социума протекает сложней и гораздо проблематичней для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Поделимся опытом работы по организации работы по созданию условий для успешной адаптации детей в нашей группе.

В нашем детском саду группы комбинированной направленности организуются для детей с разным уровнем речевого и интеллектуального недоразвития.

В настоящее время в нашей старшей группе воспитываются:

– 39% детей с ФФН;

– 54% детей с ТНР;

– 9% детей с ЗПР;

– 7% детей с нормой развития.

Дети поступили к нам из разных групп нашего ДОУ, других детских садов.

Так как дошкольники с ТНР (общим недоразвитием речи) и с ЗПР, а нередко и с ФФН – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности, мы заметили, они встречают большие трудности при адаптации в новом для них детском социуме. Наблюдения показали, что:

• 36% детей застенчивы, обидчивы, неуверенные в себе.

• 18% раздражительны, двигательно беспокойны, проявляют грубость, непослушание.

• 7% недостаточно развито чувство дистанции.

• И только у 32% детейэмоционально – волевая сфера сохранена.

Но чаще всего причиной нарушения социальной адаптации является несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками (41%).

Исследования (М. И. Лисиной, Р. С. Буре, Л. С. Коломинского, Т. А. Репиной, В. А. Деркунской и др.) свидетельствуют, что результатом успешной социальной адаптации старших дошкольников является их эмоциональное благополучие и активное участие в жизни группы ДОУ.

Таким образом, перед нами возникла необходимость создания благоприятных условий социальной адаптации детей в группе, поиска наиболее эффективных педагогических и психологических методов.

Первоначально определили основные задачи:

• создание уютного, комфортного пространства для всех детей;

• созданиеединого образовательного пространства (дети, родители, педагоги);

• развитие индивидуальных интересов и способностей детей;

• обеспечение развития навыков взаимодействия детей с педагогами, друг с другом;

• развитие самоконтроля и саморегуляции поведения.

Совместно с педагогами группы продумали мероприятия, направленные на облегчение адаптации.

Организация развивающей предметно-пространственной средыс учетом принципов вариативности и индивидуализации:

– Стенд «Календарь событий». Направлен на формирование временных представлений (год, неделя, сутки) и планирующей функции деятельности и речи у детей старшего дошкольного возраста. Позволяет наглядно демонстрировать последовательность событий в детском коллективе в течение дня, месяца, помогает качественно провести с детьми «утро радостных встреч» и «итог дня».

– Стенд «Палитра интересов» нужен для того, чтобы ребенок смог самостоятельно запланировать свою деятельность на день, развивает способность анализировать.

– Стенд «Наши достижения» направлен на формирование умения оценивать свои достижения и достижения сверстников, развитие чувства соперничества, соревновательности и «здоровой» конкуренции в детском коллективе.

Опираясь на календарно-тематический план, разработали ежемесячное проектирование РППС по всем образовательным областям. Изготовили дидактические игры, пособия, поэтапные схемы для продуктивных видов деятельности, направленные как на организацию совместной деятельности педагога с детьми, так и на развитие самостоятельности детей.

Маркеры пространства помогают ….

Важным моментом положительной социализации в группе считаем проведение экскурсий, основной целью которых является ориентировка в пространстве групповой комнаты.

Особое внимание уделяем правильной организации игр с правилами, так как они регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Коммуникативный характер многих игр дает возможность взаимодействовать в коллективе играющих.

Первоначально определили задачи:

• учить обсуждать перед игрой игровые правила и правила совместной деятельности;

• развивать умение общаться по поводу игры: слушать друг друга, не перебивать, проявлять терпение, выходить во время игры нельзя, когда один говорит, остальные его внимательно слушают, если хочешь сказать – подними руку радоваться удаче (победе) товарища;

• побуждать детей сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями по поводу игры;

• учить справедливо оценивать результат индивидуальной и совместной деятельности.

В соответствии со структурой, игра начинается и заканчивается беседой. Дети объясняют, как они будут играть, отвечая на вопросы педагога, например:

• Расскажите, как мы сегодня будем играть.

• В какую игру мы будем играть?

• Как будем выбирать ведущего?

• Что делает ведущий?

• Зачем нужны карточки-схемы?

• Что делают остальные дети?

• За что получаете фишку?

• Кто считается победителем?

Заканчивается игра коллективной и индивидуальными беседами, в ходе которых обсуждаются результаты игры и взаимодействие между играющими, Вопросы: «Почему тебе понравилась (не понравилась) игра?» – способствовали тому, что дети начали анализировать свои действия и действия товарищей. Например: «Было интересно, потому что играли быстро и по новым правилам, а неинтересно – потому что некоторые не соблюдали очередность, перебивали».

Педагог так же участвует в беседе как равноправный партнер: поощряет игру по правилам, дает оценку организации взаимодействия детей, оказывает моральную поддержку. Похвала помогает вовлечь в совместную деятельность робких, нерешительных детей.

Хочу представить вам вариант игры «Хорошо – плохо» в ходе которой обсуждаются нехорошие поступки.

Планирование дня утром, подведение итогов перед обедом и вечером: организация обсуждения с детьми предстоящей и прошедшей деятельности позволяет обменяться мнениями по поводу «хороших» и «плохих» поступков,побуждает детей сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, справедливо оценивать результаты индивидуальной и совместной деятельности. Это повышает самооценку, улучшает настроение, налаживает коммуникацию.

Дифференцированный подход к организации не только коррекционно-развивающей, но и всей жизни группы исключает уравниловку и усреднение детей. При организации НОД деление детей на группы с равными способностямиу педагога появляется возможность более эффективно работать с детьми с трудностями освоения программы. Выбор водящего в подвижной игре самого быстрого и ловкого ребенка позволяет проявить ему лидерские качества. Первоначальное знакомство «слабых» детей с дидактической игрой, а затем и всех остальных, повышает их уверенность и познавательный интерес. Организация КОПов так же направлена на развитиеиндивидуальных интересов и способностей детей.

Адаптация ребенка будет более успешна, если активно будет вовлечена его семья. Поэтому для родителей организовываются экскурсии в группу и в логопедический кабинет, родительское собрание, на котором подробно рассказывается об организации коррекционной и воспитательной работы в группе, открывается группа ВКонтакте, где выкладываются фотографии детей в разные режимные моменты, индивидуальные беседы.

Читайте также:  Перспективный план работы логопункта МДОУ

Накопленный нами опыт по организации адаптационного периода будет использоваться и в дальнейшей работе, так как дети быстрее привыкают к новой группе, в коллективе складываются доброжелательные отношения, что способствует началу более эффективной коррекционно-развивающей работы.

Использование мультисенсорной программы Нумикон в работе воспитателя в условиях группы комбинированной направленности Вашему вниманию представляется опыт использования мультисенсорной программы «Нумикон» в работе с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной.

Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ и родителями. Вся работа строится на подборе.

Консультация «Проблема социальной адаптации детей раннего возраста» «Проблема социальной адаптации детей раннего возраста». Изменения, происходящие в современном мире, увеличение скорости передачи и усвоения.

Решение задач успешной адаптации детей к школе посредством организации родительского клуба «Скоро в школу» «Решение задач успешной адаптации детей к школе через организацию родительского клуба «Скоро в школу» Маленький человек идет в школу, каким.

Консультация для родителей «Детская ложь: причины и решение проблемы» Консультация для родителей на тему: «Детская ложь: причины и решение проблемы» Выполнила: Нагаева Н. Н. Многие родители периодически ловят.

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации Доклад “Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации” «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся.

Конспект группового занятия по социальной адаптации детей с ОВЗ «Терпение и труд все перетрут» Конспект группового занятия по социальной адаптации детей ОВЗ. Тема: «Терпение и труд все перетрут». Подготовила учитель-дефектолог: Пастухова.

Happymomsplace – #местовстречимам

Блог полезных советов!

Правила адаптации ребенка к детскому коллективу. Рекомендации для часто болеющих детей

Рассказывает Гнилоскуренко Анна Валерьевна, врач-педиатр первой категории, кандидат медицинских наук, врач медицинских центров «Медісвіт».

Для каждого родителя наступает момент, когда его любимый малыш впервые идет в детский коллектив. Чаще всего это происходит в возрасте трех лет, когда у мамы заканчивается декретный отпуск, и она принимает решение вернуться к работе. В этой статье мы рассмотрим основные правила адаптации ребенка в детском обществе, а также разберемся, какую помощь могут оказать родители своему малышу в этот нелегкий период.

Адаптация детей в новом коллективе напрямую зависит от поведения взрослых. Наберитесь терпения и помните, что каждый ребенок индивидуален. Даже если сын вашей подруги привык к детскому садику быстро, для вашего малыша сроки привыкания могут быть другими. Самое главное – это правильная психологическая подготовка ребенка. Рассмотрим несколько важных моментов.

ВРЕМЯ

Если мама планирует отдавать ребенка в детский коллектив и выходить на работу, побеспокойтесь заранее (за 2-3 месяца) о том, чтобы у малыша было время привыкнуть к коллективу, посещая детский сад только полдня или 2-3 часа в день. Начинать можно с прогулок около садика и совместных игр на площадке с детками из будущей группы. Это поможет вашему малышу познакомиться с детьми и с воспитателем.

МЕСТО

Выбирая детский сад для своего ребенка, будьте очень внимательны. Если садик далеко от дома, малышу нужно будет раньше вставать. Поэтому важно это учесть и заблаговременно позаботится об изменении режима дня ребенка. Желательно, чтобы здание, в котором расположен детский сад, находилось в зеленой зоне, и было отремонтировано. Стены, которые продолжительное время не ремонтировались, склонны покрываться плесенью, что повышает риск развития аллергии у детей.

Проверьте, чтобы окна в помещении группы открывались, а в закрытом состоянии не имели щелей, из которых будет сквозить. Уточните, как часто дети гуляют, и где расположены детские площадки. Адекватная вентиляция помещения и регулярные прогулки на свежем воздухе помогают существенно снизить риск вирусных инфекций у детей.

Выясните, достаточное ли количество персонала в учреждении для поддержания правильного санитарно-гигиенического режима.

КОЛЛЕКТИВ

В жизни малыша появляются сразу несколько новых людей. Это воспитатель и детки из группы. Постарайтесь познакомиться с воспитателем заранее. Во время пробных прогулок на площадке понаблюдайте за общением воспитателя с детьми. Человек, который любит детей и свою работу, всегда найдет занятие для каждого малыша, не занимаясь непрерывно «воспитательными» лекциями. Выбирайте коллектив, где вашему ребенку по-настоящему рады, ведь малыш, оставшись без родителей, требует внимательного и индивидуального подхода.

Постарайтесь объяснить воспитателю, что важно для вашего ребенка, возможно, это любимая мягкая игрушка или книжка со сказками под подушкой на дневной сон. Ваше умение доброжелательно общаться с воспитателями, детьми и их родителями – наглядный пример для ребенка.

Все детки разные, поэтому в группе наверняка будут спокойные и агрессивные дети. Вашему ребенку нужно научиться строить отношения, поэтому приучайте малыша делиться игрушками и придумывать игры.

Создание психологического климата, в котором находится ребенок, во многом зависит от позитивного настроения родителей, их умения «подружиться» с детьми и взрослыми и соответственно настроить своего малыша.

Если ваш ребенок уже достиг 6-7 лет, его ждет поступление в школу. В детском саду все внимание родителей, воспитателей и самих детей сконцентрировано на построении взаимоотношений в коллективе. В школьные годы акцент перемещается на учебу. Поэтому, если ваш ребенок не посещал детский сад, психологическая нагрузка у него двойная (учеба и адаптация к детскому коллективу). Родителям «домашних детей» нужно быть очень внимательными при выборе школы. Идеально подходит школа-садик, поскольку дети имеют возможность отдохнуть днем, переодеться в сменную одежду и поиграть.

Попадая в общество ровесников, ребенок начинает сравнивать себя с одноклассниками. Дети, посещавшие детский сад, проходят через этот этап раньше и не пытаются во всем равняться на окружающих. Задача родителей – объяснить чаду, что все дети разные, с разными способностями и талантами. Например, кто-то красиво рисует, а ты хорошо читаешь. Также важно не сравнивать результаты достижений своего ребенка с нормами (требованиями школьной программы) и достижениями других учеников. Сравнивать можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов. Правильное поведение родителей значительно предотвращает развитие «школьных» неврозов.

Быстрой адаптации ребенка в коллективе поможет умение кушать самостоятельно, одеваться и раздеваться, пользоваться унитазом и туалетной бумагой. Быстрая смена занятий (уроки физкультуры, хореографии), а также переходы между зданиями требуют от ребенка умения собрать свои вещи, одеться и все это сделать быстро. Часто родители, проделывая все это дома за малыша, не осознают какую «медвежью» услугу ему оказывают. Неумение самостоятельно пользоваться туалетной бумагой и «неудобным» туалетом приводит к нарушениям мочеиспускания и функциональным запорам, а также болям в животе и плохому общему самочувствию. Важно понимать, что ребенок, подверженный психоэмоциональному стрессу, является «легкой добычей» для бактерий и вирусов, которые обновляются в детском коллективе каждые 2-3 недели. Для того чтобы ваш ребенок меньше болел, постарайтесь выполнять несложные профилактические меры.

Проще одевать ребенка.

При выборе одежды для ребенка, помните, что в помещении может быть жарко, и ребенку нужно переодеться. При выборе сменной одежды отдайте предпочтение футболке с шортами. Дополнительно оставьте в шкафчике штанишки и легкий свитер. Выбирайте одежду, которую малышу будет удобно одевать и снимать. Оценить соответствие одежды ребенка погоде помогает простое правило: количество слоев одежды на ребенке должно быть таким же, как и на вас.

Научить ребенка одеваться самостоятельно.

Во время прогулки ваш ребенок должен уметь надеть верхнюю одежду и обуться. Поэтому выбирайте вещи и обувь с удобными для малыша молниями и «липучками». Чем дольше ребенок одевается, тем больше у него риск перегрева, и, соответственно, риск заболевания.

Обучить ребенка правилам гигиены.

Приучайте ребенка мыть руки после туалета, улицы и перед едой. Постарайтесь отучить ребенка от «перекусов» печеньем или конфетами. Это поможет привыкнуть к режиму и уменьшит риск заражения глистными инвазиями и кишечными инфекциями.

Уход за полостью носа.

Регулярно промывайте носик малышу подсоленными растворами и смазывайте ноздри детским кремом перед выходом в садик, так как это позволяет уменьшить прикрепление вирусов и бактерий на слизистых оболочках.

Закаливание.

Помните, если у вас мерз нут ноги, это не значит что нужно закутывать ребенка. С раннего возраста приучайте ходить босиком и надевать носки самостоятельно, если ребенок чувствует холод.

Прогулки.

Независимо от времени года ваш ребенок должен ежедневно гулять на улице. Используйте сезонные виды отдыха (велосипед, ролики, санки, лыжи). Даже, если ваш ребенок талантливый художник или шахматист, у него должна быть регулярная физическая нагрузка в любой секции (плавание, танцы, аэробика и т.п.). Правильное соотношение умственной и физической активности – залог хорошего здоровья и развития. Не забывайте, чтобы ребенок не болел, у него должны быть активные, бодрые родите ли, которые ведут здоровый образ жизни и не жалеют времени и средств на собственное здоровье и здоровье своих детей.

Мы с вами рассмотрели правила адаптации ребенка к детскому саду и услышали рекомендации для часто болеющих детей.

Поделитесь вашим опытом адаптации ребенка к детскому саду в комментариях: как готовили ребенка к детскому саду, было легко или сложно привыкнуть ребенку к детскому саду, как справлялись с капризами ребенка, нравиться ли вашему ребенку детский сад и в каком возрасте вы его туда отдали, как часто ваш ребенок болеет в детском саду и как вы с этим справляетесь?

Будьте счастливы!

Материалы подготовила: Акопджанян Алена (Мама Алена:))

Медицинские центры «Медісвіт»: http://www.medisvit.com

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Адаптация ребенка в школьном коллективе

Как влиться в коллектив при смене школы, класса, по возвращении с каникул? Как помочь ребенку, если есть конфликты с одноклассниками?

Мы попросили трех экспертов-психологов нашего сайта дать комментарии по проблемам адаптации школьника в коллективе.

Ирина Юрьевна Таранова, детский психолог «Центра развития ребенка»:

Начало нового учебного года – это всегда стресс для ребенка: осень, смена режима дня, ежедневные умственные нагрузки, возрастание возлагаемой на ребенка ответственности… Особенно сложно тому, кто попадает в новый коллектив. От того, насколько успешно и легко ребенку удастся адаптироваться в новом коллективе, зависит во многом его дальнейшая социальная жизнь, его умение выстраивать отношения. Если у ребенка есть такие проблемы, как застенчивость, неуверенность в себе, сложности установления контакта со сверстниками – то необходимо начать над ними работу как можно раньше, еще до того, как ребенку предстоит войти в новый коллектив. С подобного рода проблемами поможет справиться детский психолог.

Узнать, что ваш ребенок переживает стресс, несложно: у ребенка появляются нарушения сна, теряется аппетит, ребенок с большой неохотой садится за домашнее задание, перестает рассказывать о школе, начинают возникать проблемы и с поведением в школе. В этом случае ребенку необходимы дополнительная помощь и поддержка, и если вы чувствуете, что справиться с проблемой будет не так просто, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному или детскому психологу.

Как помочь ребенку справиться со сложностями адаптации?

Во-первых, необходимо понять, в чем конкретно ребенок испытывает трудности: сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новых учителей, неумение представить себя в коллективе и т.д. Самый простой способ понять это – поговорить с ребенком, продемонстрировав свое желание и готовность помочь ему. Поделитесь с ребенком своим опытом. Наверняка вы сами сталкивались с такой же проблемой при переходе в новую школу, при поступлении в университет или другое учебное заведение, при устройстве на работу. Расскажите ребенку о своих переживаниях и страхах, которые вы испытывали, когда оказывались в новом коллективе, и о том, как вы справлялись с этой ситуацией.

Во-вторых, попробуйте организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками вашего ребенка. Это может быть праздник осени, поход в парк с родителями, пикник на природе, чаепитие у вас дома. В таких условиях ребенку легче начать общение со сверстниками, завести друзей, почувствовать себя более уверенно в коллективе.

Читайте также:  Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений.

В последнее время все большую популярность завоевывают группы для детей по развитию умения общаться, цель которых – научить ребенка взаимодействовать с окружающими, помочь ребенку обрести уверенность в себе, преодолеть социальные страхи, страхи общения.

Помните, что в адаптации ребенка к новым условиям, новому коллективу, новым требованиям, которые предъявляются извне, важнее всего – родительская любовь и поддержка. Именно благодаря родительской поддержке, принятию, у ребенка повышается уверенность в себе, и ему легче справиться со всеми «сюрпризами», которые преподносит взрослая жизнь. Ведь именно сейчас ребенок, как объект социального взаимодействия, впервые осознает, что жизнь в обществе строится по определенным законам, кто-то хочет с ним дружить, а кто-то нет, в любом коллективе есть лидеры, а кто-то оказывается на нижней ступеньке иерархии, за успех и свое «место под солнцем» необходимо бороться. Чаще всего это открытие оказывается неожиданным и непростым для школьника, поскольку родители, как правило, к этому не готовят.

Анна Безингер, монтессори-педагог, психолог:

1. Ребенок сменил школу/класс.
Для начала важно тщательно собирать ребенка в школу, чтобы не возникало неловких ситуаций из-за забытых вещей или чего-то подобного, ведь чтобы начать общаться с новыми людьми, надо чувствовать себя достаточно комфортно. Можно заранее поговорить с учителем и попросить его представить ребенка классу или, наоборот, не делать этого, если вы знаете, что для вашего чадо это будет только лишним стрессом. С ребенком тоже важно поговорить, настроить его, что, возможно, с первого дня будет не так просто с кем-то подружиться, и попробовать обсудить, как ребенок может завязать знакомство, что сказать и как реагировать.

2. Ребенок возвращается в класс, где отношения не ладились.
Важно настроить ребенка, что за лето многое могло измениться, ребята выросли, появились новые интересы, и в этом году отношения могут сложиться иначе. Помните, что очень многое зависит от настроя: если ребенок будет бояться и закрываться от общения, то шансов почти нет, если же будет позитивен, то многое может получиться намного легче. В этом случае тоже можно поговорить с педагогом и попросить его помочь вашему ребенку в налаживании отношений с ребятами.
Возможно, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться почему возникли сложные отношения, и помочь ребенку в дальнейшем строить их так, как ему бы хотелось.

Татьяна Маркова, детский и семейный психолог, специалист в сфере семейного жизнеустройства:

1. Ребенок меняет класс или школу.
Смена места учебы – ситуация для большинства детей стрессовая. Когда младший школьник приходит в сложившийся коллектив, ему приходится решать ряд задач.

Во-первых, адаптироваться к новому учителю. Для детей младшего школьного возраста учитель является несомненным авторитетом. При его непосредственном участии у ребенка формируется новая позиция – позиция школьника, которая связана с повышением произвольности в поведении, принятием на себя новых обязанностей, перераспределением времени в течение дня и т.д. Ребенок ориентируется на оценку учителем как самого себя, так и своей деятельности. А поскольку тактика у каждого педагога своя, то при смене места учебы ребенку приходится приспосабливаться к новым правилам, а это непросто.

Во-вторых, происходит адаптация ребенка к коллективу сверстников. В начальной школе дети продолжают игровую деятельность, за счет которой им легче установить контакт друг с другом. Младшие школьники в этом отношении более непосредственные, чем, скажем, младшие подростки. Поэтому, если учителем транслируется позиция принятия новичка, то коллектив примет его достаточно безболезненно. Если ваш ребенок обладает природной скромностью и сам с трудом идет на контакт даже при принятии его другими детьми, вы можете организовать что-то вроде праздника, приуроченного к его приходу в новый класс или школу. Это будет хорошим поводом собрать детей вместе, познакомиться с их родителями и создать благоприятное пространство для общения и совместной деятельности детей. Это и некоторый маркер для определения нового этапа в жизни ребенка.

Для младшего школьника ведущей становится учебная деятельность, поэтому для него важен его статус ученика и все, что с ним связано. Поэтому интерес родителей к школьным делам ребенка является для него не просто важным, но необходимым. Лишь на первый взгляд вопросы «Чем вы сегодня занимались на уроках?», «Какие оценки ты сегодня получил?» кажутся простыми и банальными, повторяясь изо дня в день. Для ребенка школьная деятельность является линзой, через которую преломляется его представление о себе: через успешность в школе формируется его самооценка и самоотношение.

2. Ребенок возвращается в класс, где у него в прошлом году были проблемы с одноклассниками.
Рассмотрим ситуацию, когда ребенок возвращается после длительного промежутка времени (например, каникул) в коллектив, где его не принимают по тем или иным причинам. Самая первая реакция, которую ребенок, скорее всего, продемонстрирует, – это нежелание идти в школу, то есть избегание неприятной ситуации. Это самый простой способ выхода из стресса, и пользуются им не только дети, но и взрослые. Представьте, если при этом вы будете насильно возвращать в эту ситуацию ребенка. Как минимум, он будет испытывать сильный дискомфорт и станет хуже учиться. И совсем нехорошо, если на этом фоне у него появится психосоматическая симптоматика.

Чтобы этого не допустить, важно прежде всего выяснить суть конфликта у самого ребенка и у учителя. Учитель, как мы помним, является главной фигурой в коллективе младших школьников, поэтому здесь ему необходимо проявить педагогическую мудрость и помочь детям разобраться в ситуации конструктивно. Если учителю удастся переформулировать ситуацию, например, в контексте помощи (сравните: «Ребята, Ваня дерется/ворует, а драться/воровать нехорошо. Он поступает плохо!» и «Ребята, Ваня дерется/ворует, потому что ему не всегда удается справляться с тем, что на него находит злость/хочется что-то взять у другого. Давайте ему в этом поможем!»), то конфликт будет решить проще.

От родителей в этой ситуации требуется удерживание баланса между ожиданием и включенностью в решение вопроса. Не стоит брать на себя слишком много, активно решая ситуацию с привлечением родителей, всевозможных служб, директора и вызывая на очную ставку детей (мы не говорим сейчас о ситуации, когда, например, есть реальная угроза здоровью ребенка). Но и не стоит обесценивать чувства ребенка и насильно «заталкивать» его в школу («Придумываешь», «Не обращай внимания», «Будь умнее их, промолчи»). Так вы рискуете отбить охоту учиться на все оставшиеся годы. Здоровое участие в решении вопроса в кооперации с педагогом (и по возможности со школьным психологом) будет гораздо эффективнее.

Адаптация к коллективу в садике

Профи, да и просто опытные мамы, скажите, а вот сколько времени в норме в среднем проходит при адаптации ребенка к новому коллективу, и нового коллектива – к ребенку.

Детка, 4,3 года, только что пошла в госсадик. В группе – 23 человека. Сад хороший, воспитатели вменяемые. Группу “держат” три боевых девицы ))) не пускающие в свой круг никого. Но явные лидеры ))) Остальные – хорошие детки.

У моей, естественно, суперэго ))) она лезет, ее гонят. Ну, новенькая еще. Ходит-то всего четвертый день. Но явно обескуражена происходящим.

Когда примерно должно устаканиться? Когда, в среднем, ее должны принять (естественно, не все), когда сформируется круг общения?

И как ей помогать в этом? (естественно, лезть в детский коллектив я не собираюсь, мне важнее, в каких терминах с ней обсуждать ситуацию).

Спасибо за конструктив.

ну как вам сказать. тут много факторов влияют.
-ходил ли ре до этого в сад(если нет, то у вас впереди ещё возможна адаптация)
-какие дети в саду
-какая ваша дочь
-какие воспитатели и как они относятся к сплочению детского коллектива.

ну если уж она ооочень хочет дружить с этими “лидерами” то тут нужно этих лидеров чем-то заинтересовать, привлечь внимание.(новая игрушка, сладости, что-то супер-пупер из их интересов) но я против таких методов. я вообще сторонник позиции “не хотят дружить-ну не больно то и хотелось”

Ага. Не-не, я не про дружбу с лидерами, я про формирование круга общения. Мне не надо, чтобы ее приняли лидеры, мне надо, чтобы у нее сформировалась там своя среда. Чтобы она перестала быть там чужой.

Она ходила в садик, но в частный. Там их было всего 6 человек, а на полный день они оставались вдвоем вообще. Воспитатели – обычные нормальные воспитатели. Детка – очень общительная, но и очень себе на уме. В чужие игры не играет – а в свои пускает всех.

У нас тоже самое. 4г.5мес. Девочка.

Пошли в новый сад, в связи с переездом.

И столкнулись с аналогичной ситуацией.

Возможно вой вариант решения проблемы Вас не устроит.

Так как, Вы изначально считаете, что сад у Вас хороший.

Я опишу свою ситуацию, а потом вывод к которому я пришла.

Мы с рождения дружили с 3 девочками во дворе и на все кружки ходили своей “группировкой”, поэтому девочки везде себя чувствовали ” в своей тарелке”.

В садик пошли вместе только две девочки, и то же в группе отношение с остальными детьми хорошие, так как мы мамы часто бывает общаемся вне сада у кого-то дома, на улице в магазине. плюс ещё воспитатели хорошо относились к нашим девочкам. Воспитатели молодые (40-45лет), активные и опытные. У них в группе не было анархии. Моя за подружку заступалась всегда, так как та ростом меньше. Все ок было.

А тут переехали, подруг нет, во дворе некогда общаться(я на работе). Пришли в сад, там детки сами себе предоставлены. Воспитатель на них орет постоянно, а детки на головах стоят. Моя, от этого в ступоре, когда других ругают она очень переживает до слез. Плюс детки друг друга знают уже не первый год. Воспитатели откровенно слабые, если хуже не сказать. Никак не помогают влиться в коллектив. Хотя это их пряма обязанность, воспитывать в группе дух дружелюбия. И среда самих деток в большинстве, как бы так сказать, малокультурная. Мамы и бабушки орут безбожно на детей. Наблюдала на род. собрании родителей – “хабалки”. Сами родители не особо общаются, как волчки молчком друг на друга смотрят. И вот, тут совпало, что и воспитатель никакой и у деток уже больше какие-то животные инстинкты воспитываются в коллективе.

Я долго думала, что нельзя ребенка в тепличных условиях растить, и тем более “уходить от коллектива”
Переживала две недели. А дочь, моя до этого в сад в старом месте ходила с радостью. А здесь такая тоска в глазах, неуверенность, знаете как жертва, в фильме чучело. Пытается понравиться всеми способами, а девочки демонстративно отворачиваются, бегают кучками, и говорят, что тебя в игру не берем. Да и внутри кучки отношения тоже не здоровые.

Здесь сейчас тапками закидают. Но я решила сменить сад.

Моё убеждение, что такой психологический климат внутри детского коллектива полностью “заслуга” воспитателей и психолога. Плюс ещё некая однородность соцсреды деток. Ясно ,что не все. Но именно кучка лидеров такая агрессивная, на грани социального сиротства. Ближе к улично-тюремному менталитету. Всё из семьи идет.

Как потом выяснили, мы не одни такие, кто из этого сада переходил в другие.

И мой вывод:
если пытаться стать своей в этой среде, значит научиться быть наглой, агрессивной, зверьком. Я этому свою дочь воспитывать не хотела. И перевела. Так как сама училась в школе, где много детей уголовников и алкоголиков. И это ребенка несколько затягивает, и ребенок воспринимает чувства нормы окружения.

Ссылка на основную публикацию